Противоядие от беснования – Священное Писание — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Противоядие от беснования – Священное Писание

2021-05-28 22
Противоядие от беснования – Священное Писание 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Слово на Евангелие от Луки,

Гл. 8, стихи 26-39

 

Евангельское повествование об исцелении Гадаринского бесноватого заставляет задуматься, нет ли бесноватых и в наше время, и было ли возможным их исцеление только в древние времена? Увы, есть они и сейчас, и довольно много.

Не всякий душевнобольной – бесноватый. Есть многие виды душевных болезней, о которых нельзя сказать, что это бесовская одержимость. Но надо знать, что причины многих душевных болезней, в том числе буйного помешательства, не известны даже самым лучшим психиатрам. Мне же представляется несомненным, что в числе буйнопомешанных есть известный процент подлинно бесноватых. Но есть и много людей, которых никто не называет сумасшедшими и которых, вместе с тем, с полным правом можно назвать бесноватыми.

Кто же такой бесноватый? Это человек, одер жимый духами злобы поднебесными (Еф. 6:12). О бесах, об их начальнике – сатане много написано в Священном Писании. Сам Иисус Христос много раз изгонял их из людей и сказал совершенно определенно о том, что бесы, покинув человека, могут снова возвратиться: Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел. И, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там. И бывает для человека того последнее хуже первого (Лк. 11:24–26).

Как нам не верить в существование диавола и бесов, когда мы знаем, до какой безмерной дерзости дошел сатана, – искушал Самого Господа Иисуса Христа после Его сорокадневного поста в пустыне. В Священном Писании – Евангелии и в Посланиях апостольских – приведен целый ряд указаний на то, что князь мира сего (Ин. 14:30) господствует уже. Он всегда среди нас, в окружающей нас атмосфере, и вместе с ним легионы слуг его.

Сатана – враг рода человеческого, в безмерной злобе своей он стремится погубить нас, истребить в наших сердцах следы веры в Господа Иисуса Христа и подчинить нас своей воле. И он и падшие ангелы его беспрестанно преследуют и терзают нас.

Есть много людей, по своим нечестивым делам и мыслям, по совершенному отсутствию веры в Бога легко доступных духам злобы. Сердца их служат жилищем бесов. Таким людям ничего не стоит вырезать семью в пять человек, зарезать маленького ребенка; они всю жизнь свою проводят в грабежах, пьянстве, разврате. Это ли не бесноватые?

А что скажем мы о нас самих, о христианах, знающих, что есть сатана, боящихся его и духов злобы поднебесных? Мы свободны от одержимости бесовской? Постоянно, каждый день, каждый час проникают бесовские силы в наши сердца. Ибо разве мало в нас гордости, злобы, человеконенавистничества? Разве мало есть людей, которые, помолившись в храме, возвращаются домой и начинают поедом есть своих ближних? Есть, к стыду нашему, даже такие, которые способны на воровство и на блуд, которые легко доступны силе бесовской, всякой похоти и страстям.

Но не будем говорить о тех, которых можно назвать игралищем бесовским. Поговорим о состоянии души тех, кто не крадет, не прелюбодействует, не сквернословит, не предается страстям, о тех, кто ведет жизнь как будто безупречную, кто предан полезной для людей работе, например врачебной. Недавно ко мне как к профессору пришла молодая девушка-врач за лечением. «Расскажите, в чем дело?» – «Да вот, неврастения меня мучает». – «В чем же она проявляется?» – «Нет у меня покоя: всем раздражаюсь, малейшее замечание на работе выводит меня из себя, тут же теряю самообладание и без конца плачу от всякого пустяка».

Я знаю, что такое неврастения, и для меня ясно, что это совсем не она. Начинаю анализировать душевное состояние девушки, расспрашиваю обо всем, узнаю ее интересы – хирургия и еще немного другого душевного порядка: немного литература и искусство.

«Чем вы живете? Только хирургией? Этого немного мало. Вы делаете первые шаги в хирургии, а я прошел длинный путь, дошел до славного конца и скажу вам, что это для меня совсем не главное».

Есть нечто неизмеримо более важное. Душа человеческая бездонно глубока. Были величайшие христианские подвижники, которые всю жизнь проводили в неустанной молитве и посте. Глубина их духовной жизни доходила до того, что они, подобно апостолу Павлу и преподобному Серафиму Саровскому, были при жизни восхищены до третьего неба и видели то, что ждет всех святых в вечной жизни. Были подвижники благочестия, написавшие великие сочинения, дошедшие до нас, которыми мы питаемся как драгоценнейшей духовной пищей. Все их помыслы и стремления были сосредоточены на важнейших запросах духа. Они обладали бесценными сокровищем – собранностью души на помыслах о Боге.

Так ли живут сейчас все люди? Живем ли мы в глубинах нашего духа? Заняты ли мы помышлением о душе, о важнейших задачах, которые нам надлежит разрешить, – о нашей жизни? Нет, мы заняты домашними и служебными делами, погоней за почестями, за обеспеченной жизнью, а запросы духа нам чужды. Люди не только не ищут собранности души, а напротив, стремятся заглушить все беспокойные запросы духа, ищут рассеянности: толпами идут в кино, предаются пошлым развлечениям. Они не выносят одиночества, им всегда нужно общество пустых людей, подобных им, с которыми они тратят время в развлечениях, болтовне и сквернословии, картежных играх, – и тем отвлекают свои сердца и мысли от самого высшего.

Так было и с той девушкой, о которой я рассказал. Почему она всегда плакала и была раздражена? Потому что душа ее не знала покоя, она духовно голодала.

Древний христианский писатель II века Тертуллиан удивительно глубоко и верно сказал: «Душа по природе христианка». Если она не питается духовной пищей, то наступает тяжелое хроническое голодание. При духовном голоде, как и при телесном, человек становится раздражительным, и из его глаз легко брызжут слезы. И нет ему покоя, и не может он забыться ни в каких развлечениях. Это признак того, что человек поддался бесовским ухищрениям.

Почему же люди попадаются на бесовские уловки?

Человек живет в общественной среде, его миропонимание, его мысли, желания, дела определяются в огромной мере воздействием той среды, которая его окружает. Если здоровый человек будет долгое время находиться возле чахоточного больного и дышать воздухом, насыщенным мельчайшими брызгами мокроты, содержащими туберкулезные бациллы, то, вдыхая этот воздух, он сам заражается. Подобным образом заражаемся мы и от больных гриппом.

Так и в жизни духовной. Если человек живет в атмосфере множества духов злобы поднебесных, среди соблазнов и развращенности, глупости и пошлости, в обстановке безудержных человеческих страстей, то его душа не может не заразиться скверной.

Куда же нам уйти от этой смертельной духовной опасности? Где наша защита от бесов? На все трудные вопросы ищите ответ в Священном Писании. Противоядие от заразы дал нам несколько тысячелетий назад святой пророк Давид: Только в Боге успокаивается душа моя; от Него спасение мое. Только Онтвердыня моя, спасение мое, убежище мое (Пс. 61:2–3).

Если мы будем заняты полезной для ближних работой, всегда стремясь к собранности души, чистоте и святости, живя в любви к Богу и людям, тогда лукавый с позором покинет наше сердце. Но бывает, что враг снова возвращается и находит полное гостеприимство, ибо мы вновь легко и быстро допускаем нечистоту и злобу в свои сердца. Тогда идет он и берет с собою семь духов других, злейших себя, и, войдя, живут в нем; и бывает для человека того последнее хуже   первого.

Да не будет ни с кем из нас никогда этого страшного несчастья, и не найдут духи злобы поднебесные доступа к нам. Да будут сердца наши всегда чисты и святы. Аминь.

12 ноября 1944 года

Не знаете, какого вы духа

Слово на Евангелие от Луки,

Гл. 9, стихи 49-50

 

Апостол Иоанн обратился к Господу: Наставник! Мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: «Не запрещайте; ибо кто не против вас, тот за вас» (Лк. 9:49-50).

Святой Иоанн и, вероятно, другие апостолы, были так настроены, что хотели отделиться от прочих людей. Они думали, что в Христовом обществе должны быть только те, которые явно и открыто следуют за Ним. И среди нас есть люди, считающие себя достойными, избранными, а других недостойными. Есть христиане, которые хотят отделиться от людей, открыто не исповедующих свою веру.

Однако есть много таких людей, которые не против нас, христиан, не против Христа, но которые по особым, лишь им известным соображениям не идут открыто путем Божиим. По разным причинам они не ходят в церковь, но нам не должно в превозношении отлучать их, помня мудрые слова Христовы: Кто не против вас, тот за вас. Будем скромны и смиренны, не будем считать только себя обществом Христовым, а всех других чуждыми.

Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим. И послал вестников пред лицем Своим; и они пошли, вошли в селение самарянское, чтобы приготовить для Него. Но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим (Лк. 9:51–53). Самаряне не имели общения с иудеями, и, увидев, что это иудей, идущий в Иерусалим, не приняли Христа.

Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: «Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:54–56). Это относится и к нам,– мы нередко готовы просить, чтобы огонь небесный сошел на тех, кто не принимает нас и враждебен нам. Но этим мы, христиане, и показываем, что не понимаем, какого мы духа. Это не дух Христов. К этим несчастным людям мы должны относиться с состраданием и жалостью, должны плакать об их вечной погибели, должны просить Бога, чтобы вразумил и наставил их. Если так будем поступать, если сочувственно будем относиться к погибающим в неверии братьям нашим, если будем далеки от того, чтобы просить жестокой кары для них, Господь благословит и нас, что поняли, какого духа надлежит нам быть,– духа любви, кротости и милосердия.

Если мы проникнемся подлинно христианским духом, то никогда не посмеем просить у Бога наказания для тех, кто даже издевается над именем Его, предоставив суд единому праведному Судии. Будем помнить, что мы не имеем никакого права осуждать, потому что сами заслуживаем суда Божия. Зная это, будем просить у Бога прощения наших собственных грехов. Аминь.

30 октября 1947 года

Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида!

Слово на Евангелие от Луки,

Гл. 10, стихи 10-15

 

Избрав семьдесят учеников, кроме двенадцати, призванных раньше, Иисус Христос послал их проповедовать евангельскую правду, исцелять больных, изгонять бесов и велел им оставаться в том доме, в который войдут, при этом добавив: Если же придете в какой город, и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: «И прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам царствие Божие» (Лк. 10:10–11). Приблизится и к вам иное, духовное, царство, вечным Царем которого будет Господь наш Иисус Христос. И не думайте, будто все останется так, как было до сих пор; не думайте, что будут только земные царства с их правителями, так часто неправедными. Знайте об этом, бойтесь и трепещите.

Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому (Лк. 10:10-11). Содому, который за неописуемое нечестие и свои гнусные грехи был Богом сожжен огнем, спадшим с неба, – даже Содому будет отраднее в день Страшного Суда, чем городу, в котором не примут Евангелие.

Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Ибо, если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись. Но и Тиру, и Сидону отраднее будет на Суде, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься (Лк. 10:13–15). Тир и Сидон были великие и богатейшие языческие города. Они ничего не ведали о Христе, были полны нечестия, как Ниневия, которую во дни пророка Ионы Господь осудил на уничтожение за бесчисленные грехи ее жителей.

Но почему же языческим Тиру и Сидону будет легче в день Страшного Суда, чем городам, по улицам которых ступали пречистые ноги Господа нашего Иисуса Христа, в которых Он проповедовал и творил свои дивные чудеса? Приговор этот глубоко справедлив.

Даже в нашем законодательстве делается большая разница между преступниками. В процессе суда принимаются во внимание и все обстоятельства совершенного преступления, и возраст преступника, и образование его, и степень его сознательности. Устанавливается, не было ли преступление случайным, было ли оно злобным и умышленным, не было ли смягчающих обстоятельств. И только тогда, когда взвесят все эти соображения, определяют кару, различную для разных людей за одно и то же преступление. Но неужели можно думать, что такой справедливости нет у Бога? Конечно, есть. И перед Ним все грешники одинаковы. Разве может Господь одинаково взыскивать с тех, которые слышали Его святое слово и были свидетелями Его чудес, и с тех, которые никогда не слышали проповедей об Истинном Боге? Можно ли поставить рядом и подвергнуть одинаковой ответственности иудеев, которые видели дивные дела Христа и слышали слова Его, и темных невежественных язычников? Тот, кто видел, слышал и не принял в сердце свое, с того спросится неизмеримо больше, чем с несчастных, которые, родившись в язычестве, жили по заповедям плоти, ибо не ведали Духа и не были просвещены Им.

Об этом говорит Священное Писание: Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (Рим. 2:12). Совсем не все равно, творит ли грехи человек, не знающий Божия закона, совершенно не просвещенный в религиозном отношении, или творит грехи человек, хорошо знающий закон, в особенности великое учение Христово.

Только ли к древним городам, отвергшим Иисуса, относится Его грозная речь? Не касаются ли эти слова и нас? Разве нам, христианам, не проповедано Евангелие царства? Разве не послал Господь Своих апостолов по всему миру проповедовать Евангелие? Разве не воздвигал Он таких гигантов Духа, как святители Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий и сонм других святителей и учителей Церкви? Разве Бог не сделал всего, что возможно, для того чтобы в сердца христиан внедрить Свои заповеди, чтобы побудить их идти по пути, указанном Им?

В Таинстве Крещения Господь омывает греховную скверну людей, а если они стремятся достигнуть чистоты, если стараются исполнять заповеди Его, Он укрепляет их Своей Божественной благодатью, чтобы они росли духовно. Но много ли таких? Разве не больше иных, попирающих благодать Божию? Если же люди, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше, бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от переданной им святой заповеди (2Пет. 2:20–21). А сколько людей, омытых в купели и опять валяющихся в скверне, согласно верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи (2 Пет. 2:22)! А ведь если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь Завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет (Евр. 10:28-29)?

Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, иудея, потом и эллина (Рим. 2:9)! Различна по силе и по тяжести скорбь, которую претерпят за грехи свои иудеи, имеющие закон Моисеев, и эллины, его не знающие. Гораздо большая ответственность лежит на христианах, познавших благодать Христову, ибо от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12:48). Какая потрясающая душу правда в этих важнейших словах Христовых! Разве можно поставить на одну доску простых мирян, часто невежественных в Писании, не получивших даров благодати Святого Духа, и епископов, священников, диаконов, которые в Таинстве священства получили эти великие дары? Неужели можно думать, что епископы, священники, диаконы, впавшие в блуд, будут так же наказаны Богом, как убогие по уму, воле и чистоте, не ведущие закона Божия слабые миряне?! Поистине велика ответственность священников. Им вверены души людей Божиих, и за каждую из них, которую соблазнят своим малейшим прегрешением, предстоит им ответить перед Богом.

Будем помнить это и хранить как величайшую святыню ту благодать, которую получили в Таинстве Крещения, которую Господь посылает нам всегда, если стремимся к Нему, если стараемся идти по пути, указанному Им. Аминь.

23 февраля 1949 года

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.