Раздел 1. Ландшафтное проектирование в создании интегрированного природно-архитектурного пространства современных городов. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Раздел 1. Ландшафтное проектирование в создании интегрированного природно-архитектурного пространства современных городов.

2021-05-26 32
Раздел 1. Ландшафтное проектирование в создании интегрированного природно-архитектурного пространства современных городов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

«СОГЛАСОВАНО» Руководитель департамента архитектуры и градостроительства ____________ Э.Э.Красильникова   «____» ____________ 20___ г.    

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.В.02Проектирование объектов ландшафтной архитектуры

35.04.09 Ландшафтная архитектура

 

Ландшафтная архитектура туристских и рекреационных комплексов

 

 

Магистратура

 

Очная, 2019 года

 

Севастополь

2019


Рабочая программа дисциплины Б1.В.02 «Проектирование объектов ландшафтной архитектуры»для обучающихся направления подготовки/специальности 35.04.09 Ландшафтная архитектура. Ландшафтная архитектура туристских и рекреационных комплексов/магистерская программа: программа разработана вдепартаменте «Архитектуры и градостроительста» Института развития города ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» с учетом требований, следующих нормативных правовых документов:

- - Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по уровню подготовки магистратура по направлению подготовки 35.04.09 Ландшафтная архитектура, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ФГОС ВО) магистратура по направлению подготовки 35.04.09 Ландшафтная архитектура утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.07.2017 №712 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.08.2017 № 47800) и, отвечает требованиям профессионального стандарта «Ландшафтный архитектор» (код 10.010), утвержденного на основании Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 января 2019 года N 48н (зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации Российской Федерации 26 февраля 2019 года, регистрационный N 53896), соответствующих профессиональной деятельности выпускников, и требованиям к выпускникам на рынке труда.

- - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- - Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.04.2017 № 301.

- - - Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.06.2015 № 636;

- - Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.11.2015 № 1383

- Настоящая рабочая программа дисциплины разработана с учетом требований Положения о порядке разработки и утверждения основной образовательной программы №02-08/377/1, (протокол №14 от 31.05.2018г. и утвержденного приказом ректора от 04.06.2018г., иных локальных нормативных актов, действующих в Университете.

 

Настоящая рабочая программа дисциплины разработана с учетом требований Положения о порядке разработки и утверждения основной образовательной программы №02-08/377/1, принятого решением ученого совета Севастопольского государственного университета (протокол №14 от 31.05.2018г. и утвержденного приказом ректора от 04.06.2018г., иных локальных нормативных актов, действующих в Университете.

 

 

Впервые утверждена и введена с действие на заседании департамента Архитектуры и градостроительстаИнститута развития города от «___»____________20__г., протокол №____.

 

Переутверждена и введена в действие с изменениями на заседании департамента архитектуры и градостроительства Института развития города ____________________________ от «___»____________20__г., протокол №____.

 

Переутверждена и введена в действие с изменениями на заседании на заседании департамента архитектуры и градостроительства Института развития города ____________________________ от «___»____________20__г., протокол №____.

 

Переутверждена и введена в действие с изменениями на заседании на заседании департамента архитектуры и градостроительства Института развития города ___________________________ от «___»____________20__г., протокол №____.

 

 

Разработчик(и) рабочей программы

Красильникова Э.Э.

 канд. архитектуры, PhD,профессор, профессор

 


Содержание

1. Планируемые результаты обучения по дисциплине, ее объем и место в структуре образовательной программы..

2. Содержание и структура дисциплины..

3. Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине.

4. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости 

5. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине.

6. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины..

7. Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины..

8. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине.

9. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине.

Приложение А. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины  

Приложение Б. Справка о наличии в фонде библиотеки изданий учебной литературы, перечисленной в РПД..

 

 


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ЕЕ ОБЪЕМ И МЕСТО В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.1 П еречень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

Цели о своения дисциплины:

Формирование знаний по решению различных типов задач в современной деятельности в области лангдшафтной архитектруры, современных методов проектирования объектов ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства.

Формирование представлений о значимости объектов ландшафтной архитектуры, их связи сградостроительством и архитектурой, туристских и рекреационных комплексов. Овладение навыками в приемах и методах проведенияпредпроектного комплексного анализа проектируемого объекта. Умение составлять задание на проектирование и проектно-сметную документацию на объект.

Сопутствующими целями изучения дисциплины являются:

- освоение обучающимися системного методического подхода к проектной деятельности в области ландшафтного проектирования;

- приобретение практических навыков проектной работы с программами ARCHICAD;

- отработка навыков научно-исследовательской, аналитической и проектной работы;

- формирование высокой проектной культуры;

- содействие самостоятельной работе студентов в области управления проектами, которая позволит им отработать практические навыки планирования и управления проектами.

Задачи:

1) Изучение принципов ландшафтного зонирования, определяющие условия для устойчивого развития рекреационных территорий, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;

2) Освоение практической части формирования схем ландшафтного зонирования:

3) Изучение научно-теоретических принципов ведения работ по ландшафтному зонированию исходя из тематического целеполагания (при выполнении собственных научных изысканий)

Требования к результатам обучения по дисциплине

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих результатов обучения

Категория компетенций (при необходимости) Код и наименование компетенции Код и наименование индикатора достижения компетенции
Универсальные УК-1. Способен осуществлять критический анализ критическое проблемных ситуаций на основе системного подхода, мышление вырабатывать стратегию действий УК-1.1. Знает:- методы системного и критического анализа на основе компьютерныхинформационных технологий;  - методики разработки стратегии действий для выявления и решения проблемной ситуации УК-1.2. Умеет: - применять методы системного подхода и критического анализа проблемных ситуаций; - разрабатывать стратегию действий, принимать конкретные решения для ее реализации. УК-1.3. Владеет: - методологией системного и критического анализа проблемных ситуаций; - методиками постановки цели, определения способов ее достижения, разработки стратегий действий. Разработка и реализация проектов  
  УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его реализация проектов | жизненного цикла УК-2.1. Знает: - этапы жизненного цикла проекта;  -этапы разработки и реализации проекта; -методы разработки и управления проектами. УК-2.2.Умеет: - разрабатывать проект с учетом анализа альтернативных вариантов его реализации, определять целевые этапы, основные направления работ; - объяснить цели и сформулировать задачи, связанные с подготовкой и реализацией проекта -управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла, в том числе в нестандартных ситуациях УК-2.3. Владеет: - методиками разработки иуправления проектом; - методами оценки потребности в ресурсах и эффективности проекта, в том числе его экологической и социальной значимости
Профессиональные ПК-1 Способен участвовать в разработке и оформлении проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры ПК-1.1. Умеет: --Определять перечень данных, необходимых для разработки ландшафтно-архитектурного концептуального проекта объекта ландшафтного строительства, включая объективные условия района застройки, данные о социально-культурных и историко-архитектурных условиях; Определять средства и методы сбора данных, необходимых для разработки ландшафтно-архитектурного концептуального проекта Определять объемы и сроки проведения работ по сбору данных, необходимых для разработки ландшафтно-архитектурного концептуального проекта Определять цели и задачи проекта, их выражение в основных ландшафтно-архитектурных и планировочных параметрах и стратегии реализации в увязке с требованиями заказчика по будущему использованию объекта ландшафтного строительства Обосновывать ландшафтно-архитектурный концептуальный проект, включая природные, градостроительные, культурно-исторические, архитектурно-художественные условия и предпосылки Выбирать и использовать оптимальные формы и методы изображения и моделирования ландшафтно-архитектурного формы и пространства Использовать средства автоматизации ландшафтно-архитектурного проектирования и компьютерного моделирования Выбирать оптимальные методы и средства профессиональной, бизнес- и персональной коммуникации при представлении ландшафтно-архитектурного концепт; Определять перечень данных, необходимых для разработки ландшафтно-архитектурного концептуального проекта объекта ландшафтного строительства, включая объективные условия района застройки, данные о социально-культурных и историко-архитектурных условиях -Определять средства и методы сбора данных, необходимых для разработки ландшафтно-архитектурного концептуального проекта -Определять объемы и сроки проведения работ по сбору данных, необходимых для разработки ландшафтно-архитектурного концептуального проекта -Определять цели и задачи проекта, их выражение в основных ландшафтно-архитектурных и планировочных параметрах и стратегии реализации в увязке с требованиями заказчика по будущему использованию объекта ландшафтного строительства -Обосновывать ландшафтно-архитектурный концептуальный проект, включая природные, градостроительные, культурно-исторические, архитектурно-художественные условия и предпосылки -Выбирать и использовать оптимальные формы и методы изображения и моделирования ландшафтно-архитектурного формы и пространства -Использовать средства автоматизации ландшафтно-архитектурного проектирования и компьютерного моделирования -Выбирать оптимальные методы и средства профессиональной, бизнес- и персональной коммуникации при представлении ландшафтно-архитектурного концептуального проекта и ландшафтного проекта заказчику; ПК 1.2 Знает:Виды требований к различным типам объектов ландшафтного строительства, включая социальные, функционально-технологические, экологические, эргономические, эстетические и экономические -Методы календарного сетевого планирования, нормы и методики расчета объемов и сроков выполнения исследовательских работ при разработке ландшафтно-архитектурного проекта -Основные справочные, методические, реферативные источники получения информации в архитектурном ландшафтном проектировании и методы ее анализа -Средства и методы сбора данных об объективных условиях района ландшафтного строительства, включая анализ природных особенностей, обмеры, фотофиксацию, вычерчивание генерального плана местности, макетирование, графическую фиксацию подосновы, для разработки архитектурного ландшафтного проекта -Методы сбора и анализа данных о социально-культурных условиях участка ландшафтного строительства, включая наблюдение, опрос, интервьюирование, анкетирование -Региональные, местные культурные и этнографические традиции, их истоки и значение Виды и методы проведения предпроектных исследований, выполняемых при ландшафтно-архитектурном проектировании, включая историографические, архивные, культурологические исследования -Средства и методы работы с библиографическими и иконографическими источниками для сбора дополнительной исходной информации при разработке ландшафтно-архитектурного проекта -Средства и методы ландшафтно-архитектурного проектирования -Основы архитектурной композиции и закономерности визуального восприятия ландшафтно-архитектурных объектов -Основы почвоведения, гидрологии, дендрологии и урбоэкологии -Средства и методы формирования и преобразования открытого пространства, естественной и искусственной предметно-пространственной среды при проектировании ландшафтно-архитектурных объектов -Методы изображения и моделирования искусственного ландшафта ландшафтно-архитектурных объектов -Основные способы выражения ландшафтно-архитектурного замысла, включая графические, макетные, компьютерные, вербальные, видео -Основные методы технико-экономической оценки проектных решений, применяемые при проектировании ландшафтно-архитектурных объектов -Основные средства автоматизации ландшафтно-архитектурного проектирования и моделирования -Методы и средства профессиональной, бизнес- и персональной коммуникации -Особенности восприятия различных форм представления ландшафтно-архитектурного концептуального проекта архитекторами, специалистами в области ландшафтного строительства, а также лицами, не владеющими профессиональной культурой; -Требования законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, нормативных технических и нормативных методических документов к порядку согласования проектных решений раздела проектной и рабочей документации на объекты ландшафтной архитектуры; -Требования международных нормативных технических документов по ландшафтно-архитектурному проектированию и особенности их применения  

 

1.2 Место дисциплины в структуре образовательной программы.

Дисциплина Б1.В.02 «Проектирование объектов ландшафтной архитектуры» относится к частиформируемой участниками образовательных отношений Блока 1 «Дисциплины (модули)»по направлению подготовки 35.04.09 Ландшафтная архитектура. Ландшафтная архитектура туристских и рекреационных комплексов /магистерская программа.

Постреквизиты дисциплины:

ДисциплинаБ1.В.02 «Проектирование объектов ландшафтной архитектуры» – одна из профессиональных дисциплин, вооружающая студентов пониманием специфики творческого процесса создания архитектурно-ландшафтного объекта.

Дисциплина «Б1.В.02 «Проектирование объектов ландшафтной архитектуры» тесно связана с такими изучаемыми дисциплинами, как:«История садово-паркового искусства»,«Инновации в ландшафтном дизайне»,,«Экологические аспекты формирования растительности в урбанизированной среде», «Современные тенденции в ландшафтной архитектуре»,«Ландшафтный урбанизм»,«Зеленая архитектура и современная геопластика».

              Знания, полученные в ходе изучения указанной дисциплины используются при освоении таких дисциплин как:«Методология исследовательской деятельности в ландшафтной архитектуре»,«Ландшафтное планирование»,«Ландшафтно-градостроительная организация устойчивого развития урбанизированных территорий», «Ландшафтный урбанизм».

Дисциплина может быть использована при осуществлении научно-исследовательской работы, при подготовке к государственной итоговой аттестации.

 

 


1.3 Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов и видов учебной работы

Курс

Семестр

Общий объем ЗЕ(ч)

Контактная работа, ч

Самостоятельная работа

Контроль

Курсовой

проект

Зачет с оценкой

(семестр)

Экзамен (семестр)

Лекции Практические занятия Лабораторные занятия

Очная форма обучения

1 1 4 (144) - 36 - 108 -   ЗаО  
1 2 4 (144) - 28 - 116   - ЗаО  
2 3 4 (144) - 32 - 76 36 1   Э

Итого

12(432) - 96 - 300 36 1    

 


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Структура дисциплины

 

Наименование темы

Семестр

Неделя

Общее количество часов

Контактная работа

Самостоятельная работа, ч

Формы текущего контроля*

Лекции, ч Практические занятия, ч Лабораторные работы, ч

Й семестр

Й семестр

Й семестр

Семестр

Раздел 1. Ландшафтное проектирование в создании интегрированного природно-архитектурного пространства современных городов.

 

Й семестр

 

Й семестр

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Самостоятельная работа Критерии оценки качества курсового проекта

Курсовой проект оценивается по полноте выполнения задания, соответствие заданию и по качеству выполнения работы.

 

Критерии оценки качества индивидуального творческого задания

Индивидуальное творческое задание оценивается по полноте выполнения задания, соответствие заданию и по качеству выполнения работы.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основная литература:

1.Красильникова Э.Э. Ландшафтный урбанизм. Теория --Практика: научная монография / Красильникова Э.Э., - Волго-град, ООО «ИАА «Областные вести», 2015. -156 с: ил

2. Нефедов В.А. Городской ландшафтный дизайн. СПб., 2012 Издательство "Любавич", С-Петербург, 320 с: ил

3.Теория и практика экологического туризма: учебное пособие / А. Б. Косолапов. - М.: КНОРУС, 2005. - 240 с. Реджим доступа:https://www.studmed.ru/kosolapov-ab-teoriya-i-praktika-ekologicheskogo-turizma_a8b63dd6dde.html

 

Дополнительная литература:

1. Архитектурная композиция садов и парков / под общ.ред. А.П.Вергунова. – М.: Стройиздат,1980.

2. Вергунов А.П. Архитектурно-ландшафтная организация крупного города, Л.: Стройиздат, 1982.

3. Вергунов А.П., Горохов В.А. Вертоград. Садово-парковое искусство России (от истоков до начала ХХ в.).- М.:Культура, 1996.

4. Вергунов А.П., Ожегов С.С., Денисов М.Ф. Ландшафтное проектирование. Минск: Вышэйшая школа, 1980.

5. Горохов В.А. Зеленая природа города: Учебн. Пособиедля вузов. Издание 2-е, доп. И перераб. – М.: Архитектура-С,2005.

6. Денисов М.Ф. Набережные. М.: Стройиздат, 1982.

7. Лепкович И.П. Ландшафтное искусство. – СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2004.

8. Нефедов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивостьсреды. - СПб, 2002.

9. Нехуженко Н.А. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры. СПб.: Издательский дом «Нева», 2004.

10. Сокольская О.Б. Ландшафтная архитектура: Специализированные объекты: учеб. Пособие для студ. Вузов /О.Б.Сокольская, В.С. Теодоронский, А.П. Вергунов. – М.: Изд.Центр «Академия», 2007.

11. Сычева А.В. Ландшафтная архитектура: Учеб. Пособиедля вузов/ А.В.Сычева. – 2-е изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004.

12. Шимко В.Т. Архитектуро-дизайнерское проектирование городской среды: Учебник /В.Т. Шимко. – М.: «Архитектура-С», 2006.Представительство ПРООН в Крыму, 2010. – 81 с.

13.Слепокуров А.С. Геоэкологические и инновационные аспекты развития туризма в Крыму.Симферополь: СОНАТ, 2000. – 100 с.

14.Экспертная группа проекта ПРООН. Концепция развития сельского туризма в Крыму

15. Поморов.С. Б., Поморов Классификация туристко-рекреационных комплексов на основе системы классификационных признаков / ВЕСТНИК АлтГТУ им. И.И. Ползунова №1-2 2015, с 37-38

16. Бабкин, А. В. Специальные виды туризма / А. В. Бабкин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 252 с.

17. Барановский, М. И. Туристические базы / М. И.Барановский. – М.: Стройиздат, 1976. –168 с.

18. Дунец, А. Н. Территориальная организация горных туристско-рекреационных систем (на примере Алтае-Саянского региона): монография /А. Н. Дунец. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2009. –167 с.

19. Зорин, И. В. Туризм как вид деятельности:учебник / И. В. Зорин, Т. П. Каверина, В. А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика. 2005. –288 с.

20. Лобанов, Ю. Н. Отдых и архитектура. Будущее инастоящее / Ю. Н. Лобанов. – Л.: Стройиздат,1982. – 200 с.

21. Поморов, С. Б. Отдых и туризм в горах и предгорьях Алтая: Архитектурно-градостроительнаяорганизация объектов рекреации. Научная монография / С. Б. Поморов. – Барнаул:Изд-во АлтГТУ, 2008. – 167 с.

22. Стаускас, В. П. Градостроительная организациярайонов и центров отдыха / В. П. Стаускас. – Л.:Стройиздат, 1977. – 164 с.

23. Хромов, Ю. Б. Организация систем отдыха, туризма и охрана природной среды на Севере /Ю. Б. Хромов. – Л.: Стpойиздат, 1980. – 184 с.

24.СВОД ПРАВИЛ СП S2.13330.2016БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИЙ

Актуализированном редакцииСНиП 111-10-75.Издание  официальное СНИП Режим доступа: https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293747/4293747629.pdf

 

«Информация о наличии в фонде библиотеки изданий учебной литературы, перечисленной в настоящей РПД, представлена в приложении Б

 

ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5.1. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - Режим доступа: http://window.edu.ru/

2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://fcior.edu.ru

4. Научная электронная библиотека elibrary. - Режим доступа: http://elibrary.ru/

5. Виртуальная библиотека. - Режим доступа: http://vlib.org/

6. Журнал «ПРОЕКТ РОССИИ». - Режим доступа:http: // www.prorus.ru

7. Архитектурная графика. - Режим доступа: www.arch-grafika.ru

8. Сычева, А.В.Режим доступа:http://avsycheva-landscape-design.ru/landscapearchiteture/p1-2

9.

 

5.2. Электронно-библиотечные системы (ЭБС):

1.ЭБС «Университетская библиотека онлайн» http://biblioclub.ru/index.php?page=main_ub_red

 

 

6. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Наименование информационной технологии/ программного продукта Назначение (базы и банки данных, тестирующие программы, практикум, деловые игры и т.д.) Тип продукта (полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Microsoft Office(2007) Подготовка документов, просмотр презентаций Полная лицензионная версия

 

 

7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр. Перечень основного оборудования
Учебная аудитория для проведения практических занятий Учебная мебель, доска, мультимедийное оборудование, столы и стулья для студентов

Приложение А.

Приложение А1

Введение.

Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" - взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем - либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.

Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем).

Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.

Тема эссе

Тема не должна инициировать изложение лишь определений понятий, ее цель — побуждать к размышлению. Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление. Например: «Фирма и контракт. Как уберечься от оппортунистического поведения менеджера», «Специфика проблем в контрактных отношениях», «Постконтрактный оппортунизм и как с ним бороться (моральный риск и моральная угроза)» (формулировка данных тем предполагает аргументацию собственной точки зрения). Таким образом от формулировки предложенной темы зависит реферат или эссе напишет студент.

Построение эссе

Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.

Структура эссе.

1. Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 1);

2. Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически; На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?»,«Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?»,«Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».

3. Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: Причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое, Постоянство — изменчивость. В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли. Хорошо проверенный (и для большинства — совершено необходимый) способ построения любого эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков - не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.

4. Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

3. Структура аппарата доказательств, необходимых для написания эссе

Доказательство - это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Оно связано с убеждением, но не тождественно ему: аргументация или доказательство должны основываться на данных науки и общественно-исторической практики, убеждения же могут быть основаны на предрассудках, неосведомленности людей в вопросах экономики и политики, видимости доказательности. Другими словами, доказательство или аргументация - это рассуждение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждающее нас в истинности того, о чем идет речь. Структура любого доказательства включает в себя три составляющие: тезис, аргументы и выводы или оценочные суждения. Тезис— это положение (суждение), которое требуется доказать. Аргументы — это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса. Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов. Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах. Аргументы обычно делятся на следующие группы:

1. Удостоверенные факты — фактический материал (или статистические данные). Факты — это питательная среда для выяснения тенденций, а на их основании - законов в различных областях знаний, поэтому мы часто иллюстрируем действие законов на основе фактических данных.

2. Определения в процессе аргументации используются как описание понятий, связанных с тезисом.

3. Законы науки и ранее доказанные теоремы тоже могут использоваться как аргументы доказательства.

Требования к фактическим данным и другим источникам

При написании эссе чрезвычайно важно то, как используются эмпирические данные и другие источники (особенно качество чтения). Все (фактические) данные соотносятся с конкретным временем и местом, поэтому прежде, чем их использовать, необходимо убедится в том, что они соответствуют необходимому для исследований времени и месту. Соответствующая спецификация данных по времени и месту — один из способов, который может предотвратить чрезмерное обобщение, результатом которого может, например, стать предположение о том, что все страны по некоторым важным аспектам одинаковы (если вы так полагаете, тогда это должно быть доказано, а не быть голословным утверждением). Всегда можно избежать чрезмерного обобщения, если помнить, что в рамках эссе используемые данные являются иллюстративным материалом, а не заключительным актом, т.е. они подтверждают аргументы и рассуждения и свидетельствуют о том, что автор умеет использовать данные должным образом. Нельзя забывать также, что данные, касающиеся спорных вопросов, всегда подвергаются сомнению. От автора не ждут определенного или окончательного ответа. Необходимо понять сущность фактического материала, связанного с этим вопросом (соответствующие индикаторы? насколько надежны данные для построения таких индикаторов? к какому заключению можно прийти на основании имеющихся данных и индикаторов относительно причин и следствий? и т.д.), и продемонстрировать это в эссе. Нельзя ссылаться на работы, которые автор эссе не читал сам.

5. Порядок подготовки и написания эссе

Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:

· исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);

· качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);

· аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).

Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий: обдумывание — планирование — написание — проверка — правка.

Планирование — определение цели, основных идей, источников информации, сроков окончания и представления работы.

Цель должна определять действия. Идеи, как и цели, могут быть конкретными и общими, более абстрактными. Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов и т.д. Аналогии — выявление идеи и создание представлений, связь элементов значений. Ассоциации — отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономерной связи между нервно — психическими явлениями (в ответ на тот или иной сло


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.145 с.