Помните, что на эмоциональное благополучие ребенка влияют Ваши установки. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Помните, что на эмоциональное благополучие ребенка влияют Ваши установки.

2021-05-27 19
Помните, что на эмоциональное благополучие ребенка влияют Ваши установки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Негативные установки Позитивные установки
Сказав это, исправьтесь
Сильные люди не плачут Поплачь – легче будет
Думай только о себе, не жалей никого Сколько отдашь – столько и получишь
Ты всегда, как твой (я) папа (мама) Какая мама умница! Какой у нас папа молодец! Они самые хорошие!
Дурачок ты мой! В тебе все прекрасно
Уж лучше б тебя вообще не было на свете Какое счастье, что ты у нас есть!
Вот и будешь по жизни мыкаться, как твой отец (мать) Каждый сам выбирает свой путь
Не будешь слушаться - заболеешь Ты всегда будешь здоров
Яблоко от яблоньки не далеко падает Что посеешь, то и пожнешь
Сколько сил мы тебе отдали Мы любим, понимаем и надеемся на тебя
Не твоего ума дело Твое мнение всем интересно
Бог тебя накажет! Бог любит тебя!
Не ешь много, будешь толстый, никто тебя любить не будет Кушай на здоровье
Не верь никому, обманут Выбирай себе друзей сам
Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет! Как ты относишься к людям, так и они к тебе
Ты всегда это делаешь хуже других Каждый может ошибаться. Попробуй еще
Ты такой грязнуля Чистота – залог здоровья
Женщина глупее мужчины Все зависит от человека
Ты плохой Я тебя люблю
Будешь букой один останешься Люби себя и другие тебя полюбят
Все хорошее всегда кончается, нельзя есть одни конфетки Все в этой жизни зависит от тебя

 

А эти слова ласкают душу ребенка:

v Ты самый любимый!

v Ты очень много можешь!

v Спасибо!

v Что бы мы без тебя делали?

v Иди ко мне!

v Садись с нами!

v Я помогу тебе!

v Я радуюсь твоим успехам!

v Что бы не случилось, твой дом – твоя крепость!

v Расскажи мне, что с тобой?

 

Литература:

1. Аллан Джон. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках. Перевод с англ. Ю.М. Донца. Под общей ред. В.В. Зеленского. – ЗАО «Диалог» - ИП «Лотаць». – СПб – Мн., 1997.

2. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: ООО «Речь», 2000.

3. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2004.

4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996.

5. Кэдьюсон Х., Шеффер И. практикум по игровой психотерапии. – СПб.: «Питер», 2002.

6. Людмила Ф. Анн. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: «Питер», 2003.

7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб: «Речь», 2000.

8. Психогимнастика в тренинге/ Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – Спб. «Речь»; Институт тренинга, 2000.

9. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. - СПб: «Речь», 2000.

10. Смит М. Тренинг уверенности в себе. Перевод с англ. – СПб.: «Речь», 2000.

11. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов/ И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004

12. Фуранов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Мн.: Ильин В.П., 1996.

13. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. – М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003

14. Эмоциональное здоровье вашего ребенка: Пер. с англ. – М.: Авиценна, ЮНИТИ, 1996.

 

 

РЕБЕНОК «НАОБОРОТ»

«Чтобы судить о ребенке справедливо

и верно, нам нужно не переносить его

                                                  из его сферы в нашу, а самим пере-

селиться в его духовный мир»

Н.И. Пирогов

 

       Скажите, вы когда-нибудь бывали в таких ситуациях, когда вы зовете ребенка к себе или просите его что-то сделать, а он упорно игнорирует ваши просьбы. Вы сто пятьдесят раз напоминали ему как нужно себя вести в «приличных» местах, а он вытворяет на людях «бог знает что», и вы готовы «провалиться сквозь землю» от чувства стыда, неловкости и растерянности.

А что следует за такой выходкой? Вы, верно, злитесь, начинаете принимать жесткие меры, проводите очередную беседу о том… В некоторых случаях, когда вы перепробовали все, тогда вы обращаетесь за помощью к родственникам, друзьям, реже к специалистам, с таким вопросом: «Что мне делать с этим непослушным ребенком?»

Прежде, чем делать с ним что-нибудь, давайте определимся, с чем мы имеем дело: собственно непослушанием (каким-либо из его разновидностей), с проявлениями возрастного кризиса или еще с чем-то наподобие. Хорошо бы также знать о причинах такого поведения, потому что от этого будет зависеть выбор вашей стратегии поведения (естественно наиболее эффективной).

Итак, давайте поговорим о том, что же такое непослушание, каким оно бывает, чем вызывается и как на него правильно реагировать.

Непослушание – наиболее распространенная в дошкольном и младшем школьном возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам родителей, нравственным нормам общественного поведения.

Очень важно знать отличительные особенности поведенческих выражений той или иной разновидности непослушания, чтобы правильно поступать в каждом отдельном случае и не допустить превращения негативных проявлений в привычку.

Шалость – проявляется как веселая проказа, забава или проделка ребенка, свидетельствующая о его активности, инициативе, изобретательности.

Шалости, как правило, социально безвредны и являются краткими эпизодами в поведении ребенка. Это игра, слегка переходящая границы нормы, но сам ребенок не осознает этого. В этом активном действии проявляется его воля и самостоятельность, причем азартно и с увлечением. Сдерживающие механизмы такого поведения часто бывают отключены, поэтому шалости могут заканчиваться печально или перерасти во вредные привычки. Диапазон шалостей широк: от безобидных (спрятать игрушку или спрятаться самому, побегать по комнате, без спроса включить телевизор) до злых и опасных (порча вещей, игра со спичками). Первые попытки попробовать табак и алкоголь тоже шалости, но опасные.

И все же шалость не содержит злого умысла. На нее вы можете отреагировать следующим образом:

· объяснить последствия шалостей;

· осудить случившееся, дабы предупредить его повторение.

Озорство – эпизод в поведении ребенка, в котором также проявляется выдумка, инициатива, активность, имеющие целью осознанно нарушить установленные правила.

Конечная цель озорства – досадить, отомстить, получить выгоду для себя. Различие между шалостями и озорством в степени доброжелательности ребенка к другим людям. Пресечение озорства должно быть более решительным и твердым.

Проступок – это уже социально опасное явление, хотя у него много общего с озорством (выдумка, инициатива, активность ребенка). Как и озорство, проступок – всегда намеренное нарушение требований взрослых если и без злого умысла, то с пониманием того, что этот поступок плох.

Основное отличие проступка – его повторяемость и продуманность. Поэтому родители не должны оставлять без внимания проступки ребенка.

непослушание детей можно пресекать несколькими методами:

· естественных последствий, который заключается в том, что взрослые не торопятся устранять ущерб, причиненный детским проступком, чтобы содеянное само убедило ребенка в недопустимости подобного;

· метод отсроченного наказания, ценность которого заключается в том, что ожидание неотвратимого наказания и связанные с ним переживания заставляют ребенка пересмотреть свое поведение и убедиться в том, что поступок был неблаговидным и придется отвечать за свои действия; психологический механизм опережающего отражения позволяет ему прогнозировать последствия своего поведения, а нежелание испытать отрицательные эмоциональные переживания побуждает ребенка более обдуманно относиться к своим действиям.

       Чтобы выполнить требование взрослого, ребенок должен ясно представлять себе, что от него хотят. Поэтому указания должны быть конкретными, а иначе желаемого результата не будет.

       Иногда взрослые склонны читать детям нравоучения, забывая о том, что «ребенок живет более эмоционально, более страстно, чем взрослый, он меньше всего умеет заниматься рассуждениями. Привычка мыслить должна приходить к нему постепенно», - так писал А.С. Макаренко.

Помимо возрастных и психологических особенностей, необходимо учитывать и темперамент ребенка. В зависимости от характера нервной деятельности существует несколько типов темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический. Ребенок-сангвиник уравновешен, в меру живой, активный, ему присущ положительный, эмоциональный тонус, при правильном воспитании он не склонен к капризам.

Дети с холерическим темпераментом обычно безудержны в своих проявлениях, для них характерны подвижность, непоседливость, живость. Они вездесущи. Шумные игры, возня – для них более естественное состояние, чем дела требующие тишины и сосредоточенности. Они контактны, бойко отвечают на вопросы взрослых, но и зачинщиками конфликтов чаще всего бывают именно они: тормозные реакции не присущи им. У таких детей надо формировать прежде всего сдержанность. Для этого полезно переключать с подвижных, шумных игр на спокойные, следить чтобы ребенок постоянно чем-то был занят вместе с тем надо давать возможность разрядить энергию в подвижных играх, интересных занятиях, иначе от неподвижности, однообразности он утомляется, что нередко выражается в еще большем возбуждении. Важно также для непоседы создать возможность выхода энергии, включив его в рациональную увлекательную деятельность, пробуждающую фантазию, затрагивающую ум, чувства.

Вызвать интерес к спокойным играм или занятиям вовсе не означает усадить ребенка вопреки его желанию за книги или дать в руки карандаш и приказать: «Рисуй!». Это может вызвать у него лишь негативную реакцию. Чтобы заинтересовать спокойным занятием, существует множество подходов к неугомонным. Например, вместе с ним обыграть новую игрушку, рассказав и показав, как ею пользоваться; предложить поиграть вместе с товарищем в настольную игру (Кто из Вас выиграет?). Полезны также различные настольные игры, конструкторы, шашки, шахматы, лото и др.

Однако стоит предостеречь от крайностей, при которых воспитание «шустриков» приводит к противоположным результатам. Ребенок то и дело слышит: «Уймись!», «Тише!», «Посиди!», «Успокойся!», т. е. его самостоятельная деятельность всегда под запретом. В таком случае ребенок становится или еще более безудержным, или безвольным, безынициативным. Польский педагог Януш Корчак писал, что в таком случае «…воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом, стремятся усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка… и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен».

Дети спокойные, медлительные (флегматики) обычно не доставляют хлопот родителям, так как не требуют к себе пристального внимания, без капризов выполняют требования. Они не затевают драк, предпочитают игры и занятия, требующие усидчивости. Все делают обстоятельно, не торопясь, много спят, едят медленно. Часто это раздражает родителей. Они начинают за него все делать, лишая малыша самостоятельности. Таких детей следует привлекать к играм и упражнениям, развивающим движения, сноровку, ловкость, смекалку, быстроту реакций, ориентировку в пространстве, а также давать трудовые поручения (принести, подать, накрыть на стол, помочь убрать и т.п.).

Особого внимания и чуткости требуют дети с меланхолическим темпераментом, эмоции которых неустойчивы. Они плаксивы, даже самые ничтожные причины могут огорчать их. И хотя их чувства не выражаются бурно, они чутко реагируют и на тон, и на настроение взрослого. Такие дети особенно нуждаются в добром слове, ласке, внимании. Однако в подходе к таким детям недопустима и другая крайность – излишняя опека. Это изнежит их, сделает уязвимыми к разного рода воздействиям. При правильном воспитании характерная для таких детей повышенная чувствительность – основа формирования ценных качеств личности (деликатность, чуткость, отзывчивость, тактичность, скромность и др.).

В любом ребенке можно сформировать лучшие черты характера. И было бы совершенно неправильным считать тот или иной темперамент хорошим или плохим. Все зависит от воспитания. Поэтому в общении с детьми взрослые должны учитывать возрастные, психологические и индивидуальные их особенности.  

  НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ, КОТОРЫМ ПРИХОДИТСЯ ЧАСТО НАКАЗЫВАТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ:

Помните!

♦  Наказание не может разрешить проблему, а только усугубляет конфликт.

♦  Вы можете наказать ребенка или "сбросить" свое раздражение иным способом.

♦  Такой "сброс" является самым эффективным способом разрешения
конфликтных ситуаций, вызывающих у вас гнев.

Попробуйте следующее:

■ подумайте, что очень скоро вы будете раскаиваться в том, что не смогли
сдержать гнев и наказали ребенка;

■ прежде, чем наказать ребенка или накричать на него, сосчитайте про себя до
десяти;

■ подумайте, почему вы рассердились, что вызвало ваш гнев; - постарайтесь
глубоко вдохнуть, задержать дыхание, а потом медленно выдохнуть; повторите
этот прием несколько раз и вы почувствуете, что стали значительно спокойнее;

■ если вы рассердились на ребенка, не копите гнев, а сразу скажите ему, что вызывает у вас неудовольствие;

■ постарайтесь найти какие-нибудь свои приемы психологического "сброса" раздражения.

 

Самое главное, продолжайте любить своего шалуна и верить в то, что он сможет преодолеть все сложности.

ОХ, УЖ ЭТОТ ЕГОЗА…

 

       Пожалуйста, помогите, это не ребенок, а «тайфун»», «Все старается сделать наоборот, прям назло», «От учителей стыдно: на уроке вертится, дисциплины никакой, да еще и списать с учебника без, хотя бы одной, ошибки не может» - именно с такими жалобами частенько приходят родители к специалистам и просят помочь «подправить» дурной характер своего ребенка. А сколько не обращаются, пытаясь дома, в одиночку, «приструнить» свое неразумное чадо.

       Зачастую под плохим поведением может скрываться гипреактивность, т.е. сверхподвижность ребенка. И действительно, детям с высокой активностью трудно усидеть на месте. Он суетлив, много двигается, вертится, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него наблюдается плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет, ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов; испытывает потребность что-то схватить, начать играть с чем-нибудь; но затем, может внезапно изменить свое намерение.

       Гиперактивность проявляется уже в три – четыре года.

Причины возникновения гиперактивност:

пренатальные:

ü токсикозы;

ü обострения хронических заболеваний у матери;

ü инфекционные заболевания;

ü травмы в области живота;

ü иммунологическая несовместимость по резус фактору;

ü попытка прерывания беременности;

ü принятие алкоголя или курение;

осложнения при родах:

ü стимуляция родовой деятельности;

ü неправильное положение плода;

ü асфиксия;

ü внутренние кровоизлияния;

ü преждевременные, скоротечные, затяжные роды;

психосоциальные факторы:

ü неадекватный стиль воспитания (когда у каждого взрослого свои требования к ребенку);

ü психотравмы (переживание развода родителей, насилия и т.д.);

ü нежеланный ребенок.

       Во всех перечисленных случаях страдает, в первую очередь, нервная система ребенка, что и влечет за собой повышенную возбудимость.

       Очень часто гиперактивные дети испытывают трудности в учебе, вызванные недостаточными способностями к умственной сосредоточенности, к восприятию зрительных, слуховых, а иногда и тактильных образов. Неуклюжесть движений вызвана слабой координацией связи «глаз - рука» и плохо сказывается на способности легко и правильно писать. Ребенка угнетают трудности в учебе, которые неизбежно приводят к формированию низкой самооценки.

       У гиперактивного ребенка, как правило, мало друзей, потому что у него слабо развиты навыки общения. Другие дети дразнят его и дают ему прозвища. Поэтому он часто агрессивен, вызывает множество конфликтов и споров (как с детьми, так и со взрослыми), плохо контролирует свои побуждения, очень импульсивен.

       Дети, которые обнаруживают отдельные симптомы гиперактивного поведения или все их разнообразие, иногда просто избегают болезненных для них переживаний. Часто «тревожные» дети испытывают страх перед тем, что их заставят участвовать в какой-либо деятельности. Такие дети – боязливы, раздражительны.

       Чрезмерная подвижность может быть прямым следствием нервного напряжения ребенка, вернее, способом его разрядки.

       Если наш разговор, в какой-то степени, относится к вашему ребенку, то нужно, не теряя времени, обратиться за помощью к специалистам: психологам, неврологам.

       Главное в помощи гиперактивному и рассеянному ребенку: постараться сосредоточить внимание взрослого на его проблеме.

       Что вы можете сделать уже сегодня, чтобы помочь вашему непоседливому ребенку:

  1. выделить специальное время для занятий с ребенком, которые желательно проводить с ним в тихой комнате с минимумом отвлекающих факторов (при чем, сначала занятия могут длиться 5 минут, а затем, постепенно, увеличиваться по времени, но только после того, как ребенок может спокойно переносить «занятия - пятиминутки»);
  2. игрушки и занятия подобрать с учетом интересов и привязанностей ребенка;
  3. во время занятия постоянно привлекайте внимание вашего ребенка словами: «Посмотри!», «Послушай!»;
  4. чтобы дать ребенку возможность разрядиться, используйте подвижные игры, требующие больших физических усилий;
  5. помните, что все игры с ребенком должны быть короткими и заканчиваться для него успешно;
  6. установить четкий режим дня и контролировать его.

       Кроме того, вы можете воспользоваться следующими играми и упражнениями.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.