Глава 2. Начало новой жизни. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Глава 2. Начало новой жизни.

2021-05-27 23
Глава 2. Начало новой жизни. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первый месяц

Новорожденный появляется на свет беспомощным, но он способен криком и плачем призвать на помощь, чихать, чтобы прочистить нос, от недоброкачественной или неприемлемой для него пищи его обезопасит рвота. Он способен принимать пищу, глотать, отрыгнуть лишнее, дышать и спать. Таким образом, он способен делать то, что за него не может делать мать. Все остальное — в руках матери. Но с этой минуты, с минуты рождения дитя стремится к автономии, и цель воспитания — подготовить его к самостоятельности, к жизни уже не в матери, а рядом с ней, а потом и без нее.

Ребенок рождается с инстинктом свободы. Он рвется на свободу из тугих пеленок, из манежа и детской. Патологическое развитие инстинкта свободы порождает людей перекати-поле, преступающих законы и эгоистов. Но подавление этого инстинкта — катастрофа для формирующейся личности. К сожалению, испытывая страх перед «мужской судьбой», матери зачастую как раз подавляют инстинкт свободы у мальчиков и, надеясь на природную осмотрительность девочек, дают им свободу, способствуя тем самым развитию с перехлестом инстинкта свободы у дочерей.

С другой стороны, беда «незавершенных родов», когда ребенок и в три—четыре года ни на миг не отпускает мать от себя, может усугубиться его неосознаваемой тенденцией, фиксировать психологическую пуповину сверх взаимосвязи с матерью. И это — симбиотическая связь. Ребенок буквально повисает на матери. Он спит с ней, во сне придерживая ее рукой. Вначале это умиляет, радует, а потом начинает тревожить и мучить. Мать становится рабыней собственного ребенка. Он узурпирует ее жизнь без остатка. Его не определить в дошкольное учреждение и даже не оставить дома с бабушкой. И мать бежит к психоневрологу: «Помогите!». Но пуповину легко разрезать в роддоме и трудно, когда она психологически фиксирована.

Итак, свершилось чудо. Родился человек. Первые семь-восемь суток он спит. Отдыхает после родов. В это время дозревает его нервная система. Начинают функционировать в полную силу железы внутренней секреции, почки, печень. Во сне приспособительный этап проходит безболезненно. Защитный сон — как целительный сон взрослого после тяжелой операции. Новорожденный отдыхает и накапливает силы перед бурным ростом и познанием этого мира.

Новорожденный приспосабливается к новым условиям жизни. А они сложны. Даже воздух, которым он дышит, для него сильный раздражитель, и у ребенка, страдающего диатезом, может вызвать воспалительные проявления со стороны открытых частей кожи лица, рук. Даже пища, которую он принимает, материнское молоко — раздражитель, и к нему еще надо привыкнуть. И если мать больна или употребляет в пищу острые или сильно пахнущие приправы (перец, чеснок и т.п.), ребенок в первые дни жизни беспокоен, а потом и вовсе отказывается от материнской груди.

Таким образом, в первый период жизни — а он длится от момента появления на свет до полутора месяцев — ребенок приходит в себя после драматического акта рождения, и в это время следует особенно охранять его покой. Кстати, согласно традициям немецкого народа, женщина в течение шести недель после родов считается как бы больной, ее охраняет своеобразное табу, она отдыхает и неприкосновенна, она — «шестинедельница». Семья охраняет покой матери и малыша в эти ответственные полтора месяца, и ребенок в период младенчества — тоже «шестинедельник». Зигмунд Фрейд полагал, что в процессе родов ребенок испытал биологический страх смерти, и родители в этот период должны относиться к нему как к пережившему тяжелейший стресс, т.е. обеспечить ему тишину и покой.

Первые полтора месяца жизни — важный период развития. Практически сразу после рождения дитя реагирует на запахи, и одни ему приятны, а другие раздражают его; ребенок различает вкус — и молоко матери может быть для него горьким; небезразличен он и к звукам — одни успокаивают, а другие пугают его; дитя реагирует на свет и темноту — уже в родильном доме новорожденный поворачивает головку к свету, как подсолнух к солнцу; он осязает кожу матери. Поэтому мать не употребляет горькую и сильно пахнущую пищу, звуки вокруг новорожденного приглушены и мелодичны; мать, подходя к ребенку, ласково обращается к нему, а уж потом появляется в поле его зрения; кожа ее чиста, а руки теплы. Родители следят, чтобы прямой свет не попадал в глаза новорожденного, поскольку для него это то же самое, что для взрослого смотреть на солнце или на прожектор. Следует менять положение ребенка относительно окна, светильников, чтобы все это не располагалось только с одной стороны и у него не развились бы кривошея или косоглазие.

А новорожденный уже к концу первой декады начинает останавливать взгляд на лице матери и движущемся предмете. И это сигнальный признак психический" и физиче­ской полноценности ребенка. Задержалвзгляд десятидневный кроха на лице матери — хорошо!

По мнению В. Прейера (1912), уже с самых первых дней жизни младенец выражает удовольствие, широко раскрывая глазки, а при недовольстве закрывает и даже зажмуривает их, что для внимательной матери является важным сигналом в оценке состояния ее ребенка.

По данным другого известного ученого Арнольда Гезелла (1930), к десятому дню дитя прекращает крик, когда его берут на руки. К этому же времени у младенца четко фиксируется условный рефлекс на положение для кормления: он начинает искать грудь и дела­ет сосательные движения. К концу первой недели, если дитя кормят строго по режиму, формируется условный рефлекс — через каждые три—три с половиной часа возникает беспокойство, ожидание кормления.

На второй неделе, точнее, с 9—11-го дня, дитя уже вполне различает звуки, реагируя плачем на резкие, громкие, но пока еще не прислушивается к ним. Это придет к нему между третьей и пятой неделями жизни.

По данным Н.Л.Фигурина и М.П.Денисовой (1949), уже на 8—10-й день ребенок пытается поднять головку, если его положить на животик, а в двухнедельном возрасте поворачивает ее к источнику звука. К 20—22-мудню исчезают нескоординированные движения глазных яблок, если они имели место.

Итак, к концу первого месяца ребенок способен к зрительному, правда, еще недолгому, и — что очень важно — одновременно к слуховому сосредоточению; он выделил из окружающего мира лицо взрослого и его речь. Он захватывает предмет, касающийся его ладошки, делает шагательные и плавающие движения, но пока без перемещения тела. Он уже не неподвижен, не безгласен. Мать различает у него гримасу боли, неудовольствия, мимику на кислое, соленое, горькое и сладкое. Мать видит, здоров он или болен, удовлетворен или в чем-то нуждается. Возникает уже двусторонняя связь между матерью и ребенком. Начинает налаживаться общение в неразрывной системе мать—дитя, полное любви, глубочайших переживаний и тайн.

Ребенок первого месяца жизни нуждается в особенно тщательном уходе, в строгом, но разумном, гибком, с учетом всех обстоятельств и состояния его здоровья соблюдении режима – он должен спать днем 4 раза и получать пищу каждые 3 часа. Исключаются резкие, неприятные звуки, а к трем неделям жизни над ним, на расстоянии примерно 60 см, рекомендуется подвесить яркий предмет.

Ребенок пока дальнозорок, и не следует фиксировать его взгляд на предметах, расположенных ближе 50 см, в противном случае он косит глазами, рассмотреть игрушку.

Младенец к концу первого месяца жизни прислушивается к ласковому и нежному голосу, и вы не безмолвствуете во время ухода за ним, говорите с ним, поскольку он внимает вам. Его глазки задерживаются на минуту-другую на лице взрослого, и взгляд его ясный, осмысленный. Дитя уже понимает, что голос исходит изо рта, и смотрит на рот говорящего. Он много спал в этот трудный месяц, но не проспал его, ибо взрослые с улыбкой и любовью встречали его пробуждение, и он тоже отвечал им улыбкой. Улыбка — призыв к взаимопониманию, приглашение к общению, выражение положительных эмоций. Улыбка предваряет речь ребенка, улыбкой он как бы говорит матери: «Здравствуй, мама». Улыбайтесь ребенку, ибо и вы говорите ему улыбкой: «Здравствуй, вот я — твоя мама».

Ребенок рождается с объемом головки 32 см, и за месяц она увеличивается на 1.5—2 см.

 

Второй месяц

Ребенок удерживает вложенный в его руку предмет всей ладошкой, и хотя в покое его пальчики еще сжаты в кулачок, он способен ритмически сжимать и разжимать его, что нередко и делает при сосании. Он моргает, если к его лицу быстро приблизить предмет. У него вполне отчетливая реакция на мимику взрослого, которую младенец пытается имитировать. Он начинает восприни­мать мир, выделяя отдельные предметы, большое и малое, приятное и неприятное.

С полутора месяцев возникает очень важная для оценки развития ребенка «реакция оживления» на общение со взрослым, когда наряду с улыбкой отмечаются вскидывания ручек, глубокие вдохи, быстрые движения ручками — «эмоциональная буря». И это — конец первого и начало второго периода развития.

С полутора месяцев ребенок уже удерживает головку, способен (правда, иногда лишь в два—три месяца) зрительно сосредоточиться в вертикальном положении, поворачивает головку вслед за перемещаемым предметом и следит за ним взглядом на расстоянии до полутора метров, прислушивается к звуку, пристально смотрит на источник света. С этого времени он явно предпочитает положение на руках пассивному бодрствованию на спине, протестует при укладывании в постельку. И это закономерно, ибо в постели дитя не жи­вет полноценно, не развивается психически. Для его психического развития требуется активное положение, а постель, как и у взрослого, служит ему только для сна.

Родители, бабушка, дедушка все чаще берут его на руки — он должен, прежде всего, ознакомиться с лицами близких. Необходимо помнить: ребенок на руках, у лица — и мимика взрослого должна быть доброй, в такие минуты недопустимо конфликтовать с кем-то, злиться.

Взгляд младенца устойчив, он сосредоточенно смотрит. Мать держит его, а отец то приблизится, то отойдет, подойдет и с одной стороны, и с другой — и все это с ласковым приговариванием. Дитя слушает и смотрит во все глаза. Все это для него очень важно и интересно.

Взяв ребенка этого возраста на руки, следует избегать нагрузки на его спинку. Он пока не сидит самостоятельно, он должен приникнуть к груди взрослого: тело и поддерживающая ладонь взрослого — его корсет, его поддержка, как бы его позвоночник.

Все, что ребенок видит, удивляет его. Удивление — начало познания. Оно возникает в этом возрасте. Широко распахнутые глазки младенца на всю жизнь запечатлевают хорошее, но и плохое, красивое, но и безобразное, и об этом всегда помнят родители. Если ребенок в этом возрасте способен к удивлению, он будет умен! Удивление — начало любознательности.

С полутора месяцев дитя прощается с конвертиком и переходит в штанишки-ползунки.

Окружность головки у двухмесячного у мальчика 36-36.5 см, у девочки 35.5-36 см

 

Третий месяц

С этого времени, когда дитя бодрствует, его выкладывают в манежик. Если манежика нет, можно использовать кроватку, уложив в нее фанерку, накрытую тонким одеяльцем, клеенкой и простынкой. Первые выкладывания на животик уместны с месячного возраста. Вначале это минуты. Дитя еще не может оторвать головку от ложа. Не следует класть младенца на животик после кормления — возмож­ны срыгивания. Но с каждым днем дитякрепнет, приноравливается к положению на животике, с тем, чтобы к полутора месяцам удер­жать поднятую головку и посмотреть вперед. С этого начинается эмансипация ребенка, борьба за независимость от взрослого, активное знакомство сокружающим. Подняв головку, он вскоре приподнимет и грудку, обопрется на предплечья, и к трем с половиной месяцам уже уверенно будет смотреть вперед, подолгу находясь в таком положении. Эта позиция — стартовая для ползания.

На третьем месяце ребенок пристально рассматривает свои ручки, но еще не ведает, что они принадлежат ему. Он их изучает как игрушку, и его удивляют их движения. Он тянет пальчики в рот, как будто это сосок материнской груди. Отсюда может брать начало вредная привычка сосания пальцев. Настойчиво противодействуя этому, родители впервые произносят одно из важнейших слов в воспитании человека — «нельзя!».

Ручки младенца должны быть всегда свободными. На третьем месяце он пытается овладеть ими. Он тянет ручки к предмету, толкает его. Потянувшись к подвешенной над ним игрушке, ребенок выпрямляет ручки. Он приближает их к лицу и фиксирует на них взгляд, трет ручками глаза, нос. Все это важно, ибо дитя подготавливается к ответственному моменту на пути овладения рукой — к акту хватания. При этом возникает связь зрительного восприятия с движениями руки, когда глаза контролируют ее действия.

В 10—12 недель родители уже отметят гнев, протест в эмоциональном, требовательном крике ребенка; к 11—12 неделям такой крик сопровождается слезами. Капризное хныканье родители наблюдают у трехмесячного. Это уже человек! И если его не воспитывать, а только ухаживать за ним, начинается деформация формирования личности и к восьми-девяти месяцам могут иметь место истерические реакции. Бенджамин Спок утверждает, что только в первые два месяца нет опасности избаловать ребенка, а далее такая опасность становится реальной! И с этого времени строгое «нельзя» — важнейшее средство против избалованности, неуправляемости, истеричности ребенка в будущем.

Однако недопустимо и игнорировать плач и крик ребенка. Ребенок должен получить отклик на любой крик. В таком отклике — ощущение его безопасности.

С двух до трех с половиной месяцев малютка научится плакать при утомлении, и мать должна отличать такой плач от голодного. Утомлен — пусть поспит. После сна и кормле­ния ребенок бодр, весел и спокоен.

К концу третьего месяца ребенок гулит неудержимо, радостно, счастливо, веселя себя и нас, обращаясь к нам, взрослым, выражая этим свою основную социальную потребность — потребность в общении

К 9—12 неделям жизни ребенок в ответ на ласку порадует родителей смехом. Он смеется, крошка, смеется и радуется. Он любит мелодичную музыку, он внимает ласковой речи. Ему нравится, когда рядом с ним напевают. Кстати, он уже хорошо различает два звука интервалом в октаву.

Между тем у крошки крепнет шейка. Трехмесячный прочно удерживает головку. Крепнут и его ножки. Взрослый поддерживает ребенка под мышки, а он упирается ножками, пружинит, хотя ножки еще и согнуты в тазобедренных суставах, слабы, на них не очень-то следует надеяться и поддержать малютку надо крепко. А он, упираясь, укрепляет ножки, готовясь к ползанию.

Трехмесячный уже окончательно выделяет мать из окружающей среды, узнает ее в лицо. Он вполне дифференцированно изучает мир. К этому времени он способен подолгу (до 7—10 минут) рассматривать лица близких людей, предметы и игрушки, запечатлевая их в памяти.

Если в два месяца ребенок видел предмет на расстоянии 2—3 м, то в три тот же предмет можно удалить на 4—7 м. Следовательно, с рук матери он обозревает уже всю комнату. Дитя не только поворачивает головку к источнику звука, но и ищет его взглядом. Движения его все более плавны и свободны. Ослабевает врожденное напряжение мышц — мышечная гипертония.

Дитя смотрит, слушает, пробует на вкус. Информация через все органы чувств широким потоком идет в мозг, и он развивается все стремительнее.

К трем месяцам окончательно устанавливается ритм сна и бодрствования. Младенец бодрствует до пяти—шести часов в сутки.

Окружность головки у трехмесячного мальчика 40.5—41.5, у трехмесячной девочки — 39.5—40.5 см.

 

Четвертый месяц

Ребенок бодрствует в течение двух часов подряд, спит только три раза в день. Он воркует, издает громкие звуки, радуется, выражая любовь к матери. Он овладевает каждым звуком в отдельности, прежде чем слить их в слово. Но ребенок не ждет, когда речь облегчит общение, он не теряет времени. Напротив, всеми доступными ему способами он форсирует общение: прислушивается к словам взрослых, а, встретившись с ними взглядом, отвечает каскадом звуков и эмоциями — глазки блестят, расширены, он всплескивает ручками, как бы спрашивая: а что дальше? а что еще будет? а ты кто?

На четвертом месяце ребенок уже пытается повернуться на бочок. Натолкнувшись на предмет, он ощупывает его. Вы даете ему погремушку, подвешиваете над грудкой, на расстоянии его вытянутой руки удобные для хватания игрушки. Пусть овладевает актом хватания.

Четвертый месяц — трудовой, тренировочный. Никаких сенсаций, никаких сверхдостижений. Главное: он лежит на животике в манеже, красиво и высоко подняв головку, опираясь на предплечья, спокойный, веселый, наш горделивый львенок.

К концу четвертого месяца ребенок смеется заразительно и самозабвенно. То, что его окружает, становится все более интересным для него. Он оглядывает предмет, как бы ощупывает его взглядом, определяя его форму и размеры. И это все более долгое зрительное сосредоточение, это внимание, как и все более разнообразное гуление, как и новая поза в манежике с опорой на предплечья, — свидетельство нормального психофизического развития. На четвертом месяце дети улавливают разницу в форме плоскостных фигур — овала, прямоугольника, треугольника. В этом же возрасте дитя начинает различать некоторые цвета и мир для него перестает быть черно-белым. К трем месяцам первоначальное развитие глазного яблока в основном завершается. Совершенствование функции зрения позволяет ребенку все увереннее рассматривать и запоминать окружающих его людей, предметы, а, следовательно, разобраться в хаосе вокруг себя, ориентироваться и познавать.

Четырехмесячный активен на руках у взрослых. По звуку отыскивает людей, смотрит вперед и через плечо назад. Увидев человека, подавшего ему голос, назвавшего его по имени (он уже начинает улавливать свое имя), он отвечает ему радостным гулянием.

Коль скоро он начал различать цвета, важно красочно оформить его уголок. Яркие игрушки, разноцветные ткани и бумажные фонарики, в меру и со вкусом подобранные, готовят ребенка к освоению цветов и форм предметов, влияют на его настроение.

Теперь, на четвертом месяце, он проводит все больше и больше времени в манежике. Подержали его на руках, поносили по квартире — и в манеж. Вы помогаете ему повернуться на бочок, потом и на животик, готовите к ползанию. Однообразие утомляет его не меньше, чем чрезмерность потока информации.

В четыре месяца ребенок открывает ротик, когда подносят ложечку с пищей.

Теперь малютка все время в центре событий. Он пугается, если слышит сердитый голос отца или матери, их ссору; он радуется, если они веселы. Он интересен для вас, и вся семья интересна ему. Вы воспитываете его. Он воспитывает вас. Чтобы вырастить Человека, семья с появлением ребенка должна в чем-то измениться к лучшему и приобрести какие-то качества, противостоящие развитию в ребенке нежелаемого. Пусть мелкое, вздорное уйдет из взаимоотношений в семье. Все ее члены должны стать сдержаннее, продуманнее говорить и поступать, следить за своей речью, ибо она — источник речи ребенка. Станьте теперь осторожнее. Рядом с вами посланец будущего. Будьте достойны миссии представить ему человеческий род.

Окружность головки в четыре месяца у мальчика 41.5—42.5, у девочки — 40.5—41.5 см.

 

Пятый месяц

Ребенок подолгу и певуче гулит. Это время «свирели». Звуки нежные, мягкие, во всевозможных сочетаниях: ал-ле, ам-ми, а-бу.

К пяти месяцам малыш уже переворачивается со спинки на животик. Без вашей помощи, сам: наклонил головку к груди и — раз! Готово! Покончено с беспомощностью, с абсолютной зависимостью от взрослого. Мало того, ребенок, лежа на животике, теперь опирается только на ладошки выпрямленных рук, грудка оторвалась от ложа, а сам он буквально устремлен вперед. Он стремится сесть сам.

Лежа на спинке, он поднимает головку и плечики. Он стремится встать, наш человечек. И если его поддерживать под мышки, он ровно и устойчиво стоит.

Ребенок тянется к предмету, стремится отбросить мешающую ему пеленку. И,наконец, к пяти—пяти с половиной месяцам он сосредоточится и захватит игрушку, висящую над ним. Захватит и удержит, удержит по-человечески, противопоставив большой палец другим. Это произвольное захватывание предмета, овладение им — такой же важный этап, как и начало ходьбы. Запомните этот день, сообщите педиатру: он схватил игрушку и потянул к себе! Это генетически важно. Это предусмотрено природой. Это уже произвольный активный познавательный акт — важная веха развития ребенка.

Теперь он не только узнает близких, но и проявляет интерес к посторонним. С этого возраста он воспринимает лицо человека в целом. Искажение знакомого лица вызывает неодобрение, а нередко и страх. Дитя различает и тон, с которым к нему обращаются: улыбается ласковому голосу, а на строгий отвечает гримасой обиды. Он неотрывно следит за передвижением матери по комнате, реагирует на новизну ситуации.

Пятимесячный, проявляющий сосредоточенное внимание и интерес к окружающему, психически полноценен. У малыша созрела способность видеть дальше и слышать больше, и именно поэтому в предназначенное природой время он стремится лечь на животик и, опираясь на ладошки, высоко поднять головку. Только так следует понимать этот сложный акт психомоторного развития. Последует еще один шаг психического развития, и это положение его уже не удовлетворит, он поползет и сядет.

С пяти месяцев интерес к игрушкам доминирует. С изучения своего тела ребенок переключается на исследование окружающего его микромира. И вот ведь как все важно и непросто.

Итак, к пяти месяцам ребенок решительно повернулся на животик, потянулся к игрушке, в пять месяцев схватил ее, стукнул о манежик, оставил, издал звук удовлетворения, посмотрел, что там делает мама, удивился прыжку кошки, встревожился, заплакал и протянул к матери руки — «на ручки!». Да, немалого достиг наш малыш к пяти месяцам.

К этому следует добавить, что он не только открывает ротик, когда подносят ложку, но и снижает пищу губами (до этого он ссасывал пищу с ложки).

На пятом месяце в определенное время ребенка уже следует подержать над тазиком, побуждая к опрятности (лучше через 15—20 минут после еды, после пробуждения и через каждые час—полтора, если сухой).

Окружность головки у пятимесячного мальчика 43—43.5, у девочки того же возраста 41.5-42.5 см.

 

Шестой месяц

Главное в нем — ребенок начинает подползать. Перебирая ручками, упираясь стопками и даже помогая себе подбородком, он стремится вперед. В шесть месяцев он поползет. Возможно, даже встанет на четвереньки (особенно сангвиник) и поползет быстро, по сути, побежит на четвереньках. Пополз он не столько оттого, что укрепил спинку и конечности, а потому, что умственно созрел для этого, потому, что должен реализовать ин­стинкт свободы. Умственно полноценный пополз потому, что для дальнейшего развития ума ему нужно осваивать новое пространство. Он пополз к новой игрушке, он пополз за умом! Умственно отсталый, будучи физически крепким, не поползет, потому что ему это незачем.

Ползая, ребенок лучше всего проявляет свой темперамент, а знать, каков он, очень важно. Ползет настырно, неудержимо, как танк, — значит, он холерического темперамента. Ползет быстро, ловко, весело — он сангвиник. Ползет медленно, степенно, только по делу, к чему-то, а не без толку, прополз и надолго залег у игрушки — флегматик.

Естественно, ползание совершенствует ребенка и физически. Ползание должно предшествовать самостоятельному сидению, так как укрепляет мышцы спинки, туловища, конечностей. И когда научившийся ползать ребенок сядет, спинка его не выгнется беспомощно, угрожая искривлением позвоночника и нарушениями в развитии внутренних органов.

Отсюда требование — дать малышу простор для ползания. Это может быть манеж или отгороженная часть комнаты с покрытым ковриком полом, где оборудован детский уголок и куда вход взрослым категорически запрещен по соображениям гигиены. Но лучше все-таки иметь манеж на высоте в 60 см от пола. Потеснитесь, не пожалейте для него места. Манеж легко соорудить самим. Четыре ножки, фанерный лист, перильца, за которые малыш будет держаться, когда встанет, когда начнет передвигаться вдоль них. Расстояние между перекладинами перилец должно быть таким, чтобы он не мог просунуть головку между ними, а сами перильца не должны иметь трещин, острых уголков, о которые можно пораниться, щелей, куда можно засунуть пальчик.

Важно и то, что только в кольце материнских рук ребенок чувствует себя в полной безопасности, а потому без страха постигает окружающий мир. Без матери малыш боится того, чего не следует опасаться, и, напротив, неосторожен в опасной ситуации. На руках у матери он адекватно реагирует на окружающее, ибо, если спокойна мать, значит, все вокруг в порядке. И лишь беспокойство матери, ее страх настораживают ребенка и заставляют тревожиться и его.

На шестом месяце заметно усиливается и становится качественно новым интерес малыша к окружающему. Если ребенок и раньше любил, когда с ним разговаривали, прислушивался к речи, то теперь он начинает ее понимать: ищет взглядом называемый предмет или человека, смотрит на говорящего.

В пять—шесть месяцев он явно огорчен, если что-то не удается, радуется, овладев предметом, обижается, если у него отняли игрушку или не обращают внимания на его призывы к общению.

Любимое занятие ребенка после шести месяцев — открывание и закрывание коробочек, вкладывание и выкладывание предметов.

Все, что быстро исчезает и внезапно появляется, да еще и с шумом, привлекает самое пристальное его внимание.

Теперь ребенок узнает близких по голосу из соседней комнаты. Мать разговаривает в прихожей, вернувшись откуда-то, а он, еще не увидев ее, уже возликовал на руках у бабушки, а то и заплакал капризно.

Да и на посторонних малыш реагирует по-новому. «В то время как 3—4-месячные дети улыбаются и оживляются на обращенный к ним разговор любого взрослого, 5—6-месячные дети, — пишет Д.Б. Эльконин, — если к ним подойдет и начнет говорить чужой человек, вместо того чтобы сразу улыбнуться, долго и сосредоточенно смотрят на него, а затем либо улыбаются, либо отворачиваются, а иногда могут и громко расплакаться» (1960, с.76). Это уже не трехмесячные несмышленыши.

В шесть месяцев дитя воркует, слушая музыку, как будто подпевает, часто смеется, вполне адекватно воспринимает выражение лица, настроение, эмоции окружающих. Ребенок берет игрушку, находясь в любом положении, долго изучает ее, ощупывает, теребит, тянет в ротик и, наконец, бросает.

В шесть месяцев малыш уже уверенно ест с ложки. Сидя на руках у взрослого, он открывает ротик при виде подносимой ложки.

С пяти—шести месяцев ребенок переходит на пять кормлений с перерывами в четыре часа, бодрствует до двух с половиной часов подряд, спит днем три раза по полтора—два часа и ночью спит, как обычно, с полутора месяцев до самой школы, — 10—11 часов.

В шесть месяцев окончательно исчезает физиологическая мышечная гипертония. Движения малыша раскованны, плавны. Ручки его ловки.

Окружность головки у полугодовалого мальчика 43.5—44.5, у девочки этого же возраста — 42.5—43.5 см.

Седьмой месяц

Основное достижение его — ползание. К семи месяцам ребенок должен встать на четвереньки и быстро и ловко, словно краб, побежать по манежу, обследуя его. Держась за пальцы взрослого, он легко садится, стоит, крепко вцепившись в барьер.

В этом возрасте дитя подолгу лепечет, начинает произносить слоги «ма-ма-ма», «да-да-да», «бу-бу-бу» и т.д. На вопрос «где баба?» и даже «где киса?» ищет бабушку или кошку взглядом, указывает на них пальчиком. И ребенок, достигший всего этого к данному возрасту, умен.

Ребенок все более понимает требования взрослых, и воспитательное воздействие на него в это время — настоятельная необходимость. При неправильном к нему отношении ребенок ведет себя требовательнее и капризнее. Отечественный врач и педагог Е.А. Аркин указывал: «Жестами, мимикой, хлопаньем в ладоши, ласковым лепетом ребенок достигает часто того, что ему в этом периоде жизни наиболее нужно, т.е. любви, помощи и подчинения себе взрослых» (1961, с.160). Любви — да, помощи — да, но подчинения ему взрослых не должно произойти, ибо, как мудро писал более века тому назад французский психиатр Э. Эскироль, нельзя допустить, чтобы нелепая и гибельная нежность родителей подчинила детским капризам разум взрослого человека. Ласково, но твердо капризы пресекаются, ибо здесь цветочки к будущим ягодкам.

Следует помнить, что даже на самых ранних этапах взаимодействия в системе ребенок—семья не должно быть бездумного, безответственного любования ребенком, любования без воспитания.

Общение должно быть радостным, счастливым, но разумным.

Разум должен подсказать родителям, какие требования ребенка необходимо выполнить, а когда следует строго сказать: «Нельзя!». Тут нужна большая мудрость, чувство меры. Ребенка не подавляют и не запугивают, его поощряют к активности, но и строгость необходима. Семимесячный уже совсем хорошо различает ласковый и сердитый взгляд и тон.Ребенок должен усвоить с младенчества, что, если он переходит грань допустимого, любящие, ласковые, добрые становятся суровыми. Недопустимо, когда он бьет бабушку по лицу, а она ловит губами его ручку и целует ее. Ласка всегда поощрение для ребенка и знак: все хорошо, так себя и надо вести. Но вот родители становятся строгими — стало быть, они огорчены им. И он получает урок: как аукнется, так и откликнется!

Воспитание — это всегда требовательность, нередко идущая вразрез с желаниями малыша, но требовательность разумная. Воспитывающий обладает практически неограниченной властью над ребенком. Более того, дитя, по мнению многих, «ничего не помнит». Любое насилие над ним как будто остается без последствий. Для человека уставшего, раздраженного, недалекого существует соблазн не считаться с «капризами» ребенка: ведь он бессловесен, еще неразумен. Но это совсем не так.

Не следует забывать: у малыша цепкий взгляд и острый слух. Он раним, и у него есть своя глубокая память. С каждым месяцем все сложнее будут его глубинные переживания. Они неведомы нам и, главное, неведомы самому ребенку. Они в неосознаваемом. Человек не помнит переживаний детства, они где-то в глубинах его психики, но впоследствии они будут влиять на поведение и реагирование, на ощущение собственной полноценности и чувство достоинства, на оптимистическое или пессимистическое отношение к жизни.

Седьмой месяц — период бурного развития понимания речи, интенсивного ползания и переступания бочком у барьера. Поэтому как можно больше говорите с ним, побуждайте его двигаться.

Пришло время дать ему ящик с шариками, кубиками, которые можно вынуть и вложить обратно, пластмассовый тазик и резиновые игрушки (все это легко моется) — пусть во время купания поиграет с водой.

С каждым днем дитя все отзывчивее на вашу ласку, речь, все глубже чувствует ваше настроение. У сына Чарльза Дарвина в 6 месяцев и 11 дней появлялось грустное выражение лица, когда няня притворялась плачущей. Но вы с ним, вашим ребенком, так не забавляетесь, он ведь действительно переживает за вас. Не огорчайте его.

И еще об одном, попутно. Нет сил удержаться и не поцеловать его в обе щечки, в этот чудный высокий лобик, эти пухлые ручки с перевязочками. Нередко в семье, где много взрослых, идет спор: целовать или нет. Целовать дитя можно. Более того, в этом есть свой смысл. Говорят, волчица «целует» своих детенышей, чтобы они своевременно созрели. Поцелуй — гормональное воздействие через слизистые покровы губ. Если у матери непреодолимая тяга поцеловать свое дитя — значит, это нужно ей и ребенку. Ес­ли этого непреодолимо захочет отец (иногда следует вслушаться в голос инстинкта) — пусть поцелует, но нельзя целовать ребенка в губы.

Окружность головки в семь месяцев у мальчика 44.5-45, у девочки — 43.5-44 см.

 

Восьмой месяц

Развитие речи и движений ребенка продолжается. Он неутомимо произносит слоги и повторяет их за взрослыми, подражая им. И вновь напомню: нельзя забывать ни на миг — он подражает вам во всем. Развитие ребенка, как и стиль его отношений с людьми, зависит во многом от того, что он слышал и видел в родительской семье. Все это он запечатлевает навсегда!

А он уже выполняет просьбы взрослых «дай ручку», «сделай до свидания» и, наконец, играет в ладушки. Реагируя на вопрос «где мячик?», он ищет его взглядом по всей комнате, а не только на привычном месте. Заинтересовавшись игрушкой, ребенок проявляет настойчивость: подползает к ней, встает, цепляясь за барьер, тянется, берет ее.

Дайте ему из десятка игрушек три, пусть поиграет, изучит их. Затем уберите одну, добавьте новую. Придет время — вновь верните в манеж забытые игрушки, если они еще способны занять малыша. Развитие ребенка стремительно, и незачем превращать детский уголок в хранилище ненужных или искалеченных игрушек. Появление новой игрушки следует обыграть: надо показать, как играют с ней, тут же несколько раз назвать ее, поиграть ею вместе с малышом, удивить ребенка, извлекая максимальную пользу из его максимального интереса.

Весь восьмой месяц вы побуждаете ребенка больше ползать: подзываете его ласково к себе, предлагаете игрушку, играете таким образом, чтобы он активно двигался по манежу или детскому уголку. Он должен в восемь месяцев сесть. Сесть уверенно. Ползание подготовило его к сидению. Умение садиться, си­деть и при этом свободно действовать руками — важнейший этап в развитии ребенка до года.

Восьмимесячный уверенно сидит, действуя обеими ручками. Берет игрушку, четко противопоставляя большой палец остальным. Пальчики его цепки, личико серьезно. Он играет и, играя, совершенствует пальчики, познает, обучается. Не следует отвлекать его. Эти минуты сосредоточенности важнее всего: подождут каша, ваши дела и даже сон. Режим важен, но его интерес, внимание, усидчивость — важнее.

А малыш между тем приобретает все новые умения. Он сам берет хлеб, печенье, крепко удерживает яблоко и пытается его кусать — ведь у него уже четыре зуба! Он пьет из широкой чашки — правда, держите ее пока вы. Поскольку он уверенно и прочно сидит, его теперь, в восемь месяцев, можно высаживать и на горшок. Пусть не засиживается на нем (не более 3—4 минут), а то он может, сидя на горшке, заиграться, забыв, для чего его высадили, приобрести вредную привычку.

Он уже может и встать, схватившись за перильца барьера, переступает бочком, перебирая ручками по перильцам. Появляется и новое в движениях — ритмические прыжки. В течение одной-двух минут он приседает и подпрыгивает, подготовляя ножки к ходьбе. И хотя они еще не окрепли, малыш стремится пойти, если вы держите его под мышки. Но это уже — девятый месяц жизни. Окружность головки в восемь месяцев у мальчика 45—46, у девочки — 44—44.5 см.

 

Девятый месяц

Малыш неутомимо, охотно и радостно повторяет слоги, притом с разнообразными интонациями. Это «модулированный лепет». Постепенно из слогов начинают составляться долгожданные слова: па-па, ба-ба, де-да. Вы откликаетесь на эти призывы: «Где папа? Вот — папа!». Но первое слово — «мама» как благодарность за жизнь, материнскую любовь. Возникает оно, по-видимому, из звука чмокания при сосании и лишь впоследствии связывается с матерью. И все взрослые по возможности называют его деда — «дедушка», маму — «мама» и т.п., чтобы не путать малыша.

Девятимесячный уже знает свое имя и отвечает оживленными движениями на зов взрослого. Он уже энергичный или пассивный, настойчивый или уступчивый, спокойный или плакса, бесстрашный или осторожный, а то и боязливый, общительный или сам по себе.

Девятимесячный, действуя, уже определенно отдает предпочтение одной из рук, показывает у человека или куклы нос, глаза, уши. Реагируя на вопрос «где?», он отыскивает несколько предметов, находящихся возле него.

Сидит он свободно, наклоняется вперед, вбок. Игрушками пользуется осмысленно: ш­рик катает, кубик переставляет, вынимает один предмет из другого, сжимае


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.