Десятый и одиннадцатый месяцы — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Десятый и одиннадцатый месяцы

2021-05-27 23
Десятый и одиннадцатый месяцы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ребенок неустанно повторяет за взрослым разнообразные звуки и слоги, подражает как может. Он внимательно следит за действиями старших. Он — весь внимание. Новое удивляет его, удивление тут же трансформируется в безмолвный вопрос.

Слова к этому времени играют все большую роль в социализации ребенка. Взрослые, играя с Малышом, обучая его, ухаживая за ним, с особой настойчивостью продолжают разъяснять свои действия, сопровождая их ясной и правильной речью. Следует постепенно подводить ребенка к пониманию происходящего через речь. Взрослый говорит с ним спокойно, неторопливо, ласково, умно. «А где мячик, Сашенька? Нет, это кубик. А вот и мячик. Красненький мячик. Подержи его, Сашенька. Хороший мячик. Брось его, Сашенька, он прыгнет. Ах, как прыгнул! Покатился мячик от Сашеньки далеко-далеко. Пусть там полежит, а Сашенька возьмет кубик. Вот он, кубик. Желтенький. А теперь брось кубик. Брось его. Вот как! Стук — и лежит. Кубик далеко от Сашеньки не убежит. Вот он, кубик».

Ребенок этого возраста понимает шутку, весьма обидчив. И когда вы объясняете ему свои действия, ласково и терпеливо поясняете их необходимость, вы не обижаете его, не пугаете, не унижаете даже в том случае, если необходимость заставляет вас действовать вразрез с его желаниями.

Действия с предметами, игра с коробочкой, которую малыш открывает и закрывает, извлекает из нее кубик и кладет обратно, уже прочно освоены им. Смекалка его такова, что он способен перевернуть коробочку, чтобы достать из нее сразу все предметы. Он уже вытряхивает содержимое из матрешки, снимает кольцо с пирамидки, стремится засунуть пальчик в любую доступную щель. Проказник! Теперь за ним нужен глаз да глаз.

К одиннадцати месяцам он должен освоить просьбы-указания, такие как «закрой коробочку», «надень колечко», «положи шарик в коробочку». Разумеется, чтобы он все это мог сде­лать, понять, откликнуться, его следует обучать.

В возрасте одиннадцати месяцев ребенок коротким ударом карандаша проведет сверху вниз первую бороздку-черточку на листе бумаги. Заметим: к этому времени он скажет и первые слова.

Но главное в этом возрасте: он встал сам, без поддержки, и подолгу стоит, держась за что-либо. Он самостоятелен. Вдумайтесь, вслушайтесь: самостоятельность — «самому стоять». Он уже сам стоит, наш ребенок.

Если вы спрашиваете его, хочет ли он чего-то, что вы ему предлагаете, он кивает: «да» — или качает головкой: «нет!». А сказавший «нет» — уже личность. Правда, в самом начале ее формирования. Если у него что-то болит, он, умница, уже покажет, где «бо-бо», чем серьезно поможет маме и доктору.

Окружность головки у десятимесячного мальчика 46—46.5, у девочки — 45—46 см; в одиннадцать месяцев у мальчика — 46.5—47, у девочки — 45.5—46 см. Большой родничок в девять—десять месяцев 1.4—1.9, в одиннад­цать — 0.5—1.0 см и чуть прощупывается кончиком указательного пальца.

 

Ура! Нам год

Малыш этого возраста произносит 6—14 слов, многие слова понимает, знает наименования многих окружающих его предметов. Ребенок поднялся на ступень выше в психическом развитии. Если мать говорит: «Давай поиграем», он радуется и ждет, что она придумала, чем его займет, а слово «поиграем» означает для него уже не одно какое-то конкретное действие, а целый ряд веселых и занимательных действий.

Годовалый освоил ряд важных автоматизмов действий. При словах «до свидания» он кивает головкой, машет ручкой. Он осваивает ритуалы общения, поведения.

Он понимает похвалу и порицание, и родители учат его адекватно воспринимать поощрение и наказание. Более того, в самой простейшей форме проклевывается высшее, к освоению чего он еще долго будет идти, — предвидение последствий своих действий. Бросив печенье на пол, малыш выжидательно смотрит на бабушку: мать ему спуску за это не даст, а бабушка? Да, у него уже проявляется функция лобной доли, радуя и удивляя близких.

Годовалый втыкает палочку в узкое, всего-то один—два сантиметра отверстие, подолгу и сосредоточенно нанизывает кольца на колышек и снимает. Сколько в этом интересного для малыша!

Малыш тянется к своему изображению в зеркале, но себя в нем пока не узнает — до этого должно пройти еще полтора года. Но раз он с интересом смотрит в зеркало, ему уже можно показывать картинки. Когда его одевают, он помогает, протягивая нужную ручку или поднимая ножку.

К году дети все настойчивее стремятся к сверстникам, но пока только разглядывают друг друга, бегают рядом, возбуждая друг друга радостным криком, смехом. Однако без контроля взрослого их более близкий контакт завершается конфликтом: они толкаются, отнимают друг у друга игрушки, могут нанести себе или другому травму. И это не от агрессивности, а от несмышлености — малы еще. Однако отрицательный опыт общения вызывает страх, неприязнь друг к другу, подозрительность. Какие ядовитые семена мы сеем, если пускаем на самотек эти первые контакты детей! Взрослый, наблюдая за группой годовалых, внимателен, мудр, терпелив. Он дирижер их общения.

Главное достижение этого возраста — малыш пошел.

Девочка пойдет месяцем—двумя раньше, чем мальчик, сангвиник раньше, чем холерик. Последним двинется в путь флегматик. И все это — разворачивание генетической программы, подчиненной у человека психическому развитию. Однако необходимо помнить, что все должно развиваться комплексно, что движением ручек и ножек руководит головка, но развитие функции ручек и ножек — в то же время и развитие головки. Ведь малыш с ловкими пальчиками, как правило, имеет хорошее психоречевое развитие.

В реализации потребности ходить недопустимы ограничения. В детской следует убрать все опасное для малыша. Непредусмотрительность здесь нетерпима. Скатерти — долой, ибо малыш может нанести себе серьезную травму, стянув скатерть или салфетку с тяжелой вазой (в случае, который я наблюдал как врач, это закончилось идиотией ребенка). Заклейте пластырем электророзетки, спрячьте неустойчивые торшеры, стеклянные аквариумы, заприте дверцы шкафов и уберите ключи от них. Снимите ковры со стен: упавший на ребенка ковер — для него как обрушившееся небо, дитя может не выбраться из-под него, а испуг может привести к неврозу. Разумеется, в детской вы не оставите пуговицы, орехи, вилку, ножницы, иглу, нож, шпильки, стакан, хрупкую чашку, блюдце, отточенный карандаш, ручку, расческу, тюбики с клеем, сапожным кремом, лекарства, пищевые полуфабрикаты, вино, чернила, одеколон, веревку, полиэтиленовый мешочек, в который так легко входит головка, а потом его уже не снять.

Вот и закончился первый год пребывания нового человека в семье. Вы уже не мыслите жизни без него. Нежная любовь и большая дружба связывают вас с ним. Годовалый уже свободно ориентируется в семье и понимает место и положение матери, отца, бабушки в семейных отношениях. И сам он равноправный член семьи.

Окружность головки в год у мальчика 46.5—47.5, у девочки — 45.5-46.5 см. В годовалом возрасте или чуть позже закрывается большой родничок.

Заканчивая главу о первом годе жизни, осмыслим основное в нем. До полутора месяцев ребенок дозревает. Он еще как бы донашивается, он еще по-настоящему не раскрыл глаза. Это адаптация, пока преимущественно на физиологическом уровне.

С полутора месяцев до года протекает второй этап адаптации, основное содержание которого — эмоциональное развитие. И это второй — психоэмоциональный — период развития.

Название периода характеризует главное в этом возрастном отрезке.

Эмоции сигнальны. Удовлетворенность и неудовлетворенность выражаются ребенком через эмоции. Неразрывная взаимосвязь ре­бенка с матерью базируется на эмоциях. Гуление — эмоциональная перекличка младенца с матерью, как бы взаимное объяснение в любви. Без эмоционального контакта с матерью психическое развитие искажается, обедняется и белые пятна в психическом развитии малыша отражаются на всей его последующей жизни, как на его эмоциональных, так и на интеллектуальных личностных характеристиках.

Эмоции — движущая сила психического развития. Именно они побуждают схватить, ползти, сесть, встать и пойти. Первые слова «мама», «папа», «баба» и «деда» рождены эмоциями радости, любви. Первые впечатления детства — это фиксированные эмоции. Они запечатлеваются как первый жизненный опыт. Это или опыт радости, или опыт психической подавленности (при отсутствии материнской любви) — опыт страха, тоски, отверженности.

Эмоциональность, развиваясь и обогащаясь, служит фундаментом умственного развития. Эмоции — то звено, за которое вытаскивается вся цепь психического развития. Эмоциональная полноценность — залог умственной полноценности. Умственно отсталый всегда уплощен эмоционально. Его эмоции грубы, бедны и примитивны. Опытный врач безошибочно судит о психической полноценности ребенка по его эмоциональности. Если эмоции богаты, разнообразны, многокрасочны, если ребенок «эмоционально умен», я как врач спокоен, даже если у такого ребенка задерживается речевое развитие. Из вышесказанного вытекает основная рекомендация к воспитанию ребенка на первом году жизни: он нуждается в любящем, ни на миг не прерываемом эмоциональном контакте с матерью, в ее ласковом лице, ее сияющих глазах, ее нежных руках, в ее воркующем голосе, в ее добрых словах. Любите ребенка, общайтесь с ним любя, а все остальное — на этом фоне. Естественно, мать может, да и должна периодически отлучаться по своим делам. Но, отлучаясь, она оставляет ребенка с человеком, любящим его.

А развитие на первом году жизни идет фантастическими темпами, сохраняя в известной степени стремительность внутриутробного периода. И если ребенок рождается, уже обладая четвертью веса мозга взрослого (300—400 г), то за первый год жизни вес его мозга удвоится, к трем годам — утроится. Окончательно же мозг дозревает к 20 годам (мозг взрослого весит 1200—1600 г). Таким образом, на первом году жизни мозг ребенка увеличивается ежедневно более чем на грамм!

Проблема главного и второстепенного чрезвычайна. Решение ее дает в данном случае ответ на вопрос, что наиболее важно в родительском труде на первом году жизни ребенка.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.