Средства измерений и их характеристики — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Средства измерений и их характеристики

2021-05-27 26
Средства измерений и их характеристики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЛЕКЦИЯ 1

Средства измерений и их характеристики

Это: меры, калибры и универсальные средства измерения, к которым относятся измерительные приборы, контрольно-измерительные приборы (КИП), и системы.

1. Мера представляет собой такое средство измерений, которое предназначается для воспроизведения физической величины положенного размера.

2. Калибры представляют собой некие устройства, предназначение которых заключается в использовании для контролирования и поиска в нужных границах размеров, взаиморасположения поверхностей и формы деталей.

3. Измерительный прибор, представленный в виде устройства, вырабатывающего сигнал измерительной информации в форме, понятной для восприятия наблюдателей.

4. Измерительная система, понимаемая как некая совокупность средств измерений и неких вспомогательных устройств, которые соединяются между собой каналами связи.

5. Универсальные средства измерения, предназначение которых находится в использовании для определения действительных размеров. Любое универсальное измерительное средство характеризуется назначением, принципом действия.

При контрольном измерении угловых и линейных показателей применяют прямые измерения, реже встречаются относительные, косвенные или совокупные измерения. В научной литературе среди прямых методов измерений выделяют, как правило, следующие:

1) метод непосредственной оценки, представляющий собой такой метод, при котором значение величины определяют по отсчетному устройству измерительного прибора;

2) метод сравнения с мерой, под которым понимается метод, при котором данную величину возможно сравнить с величиной, воспроизводимой мерой;

3) метод дополнения, под которым обычно подразумевается метод, когда значение полученной величины дополняется мерой этой же величины с тем, чтобы на используемый прибор для сравнения действовала их сумма, равная заранее заданному значению;

4) дифференциальный метод, который характеризуется измерением разности между данной величиной и известной величиной, воспроизводимой мерой;

5) нулевой метод, который, по сути, аналогичен дифференциальному, но разность между данной величиной и мерой сводится к нулю;

6) метод замещения, представляющий собой сравнительный метод с мерой, в которой измеряемую величину заменяют известной величиной, которая воспроизводится мерой.

Существуют и нестандартизованные методы.

1) метод противопоставления;

2) метод совпадений.

Виды погрешностей

Выделяют следующие виды погрешностей:

Абсолютная погрешность – это значение, вычисляемое как разность между значением величины, полученным в процессе измерений, и настоящим (действительным) значением данной величины.

Абсолютная погрешность меры – это значение, вычисляемое как разность между числом, являющимся номинальным значением меры, и настоящим (действительным) значением воспроизводимой мерой величины.

Относительная погрешность – это число, отражающее степень точности измерения.

Приведенная погрешность – это значение, вычисляемое как отношение значения абсолютной погрешности к нормирующему значению.

Инструментальная погрешность – это погрешность, возникающая из-за допущенных в процессе изготовления функциональных частей средств измерения ошибок.

Методическая погрешность – это погрешность, возникающая по следующим причинам:

1) неточность построения модели физического процесса, на котором базируется средство измерения;

2) неверное применение средств измерений.

Субъективная погрешность – это погрешность

возникающая из-за низкой степени квалификации оператора средства измерений, а также из-за погрешности зрительных органов человека, т. е. причиной возникновения субъективной погрешности является человеческий фактор.

Статическая погрешность – это погрешность, которая возникает в процессе измерения постоянной (не изменяющейся во времени) величины.

Динамическая погрешность – это погрешность, численное значение которой вычисляется как разность между погрешностью, возникающей при измерении непостоянной (переменной во времени) величины, и статической погрешностью (погрешностью значения измеряемой величины в определенный момент времени).

Аддитивная погрешность – это погрешность, возникающая по причине суммирования численных значений и не зависящая от значения измеряемой величины, взятого по модулю (абсолютного).

Мультипликативная погрешность – это погрешность, изменяющаяся вместе с изменением значений величины, подвергающейся измерениям.

Систематическая погрешность – это составная часть всей погрешности результата измерения, не изменяющаяся или изменяющаяся закономерно при многократных измерениях одной и той же величины.

Случайная погрешность – это составная часть погрешности результата измерения, изменяющаяся случайно, незакономерно при проведении повторных измерений одной и той же величины.

Выбор средств измерений

При выборе средств измерений в первую очередь должно учитываться допустимое значение погрешности для данного измерения, установленное в соответствующих нормативных документах.

В случае, если допустимая погрешность не предусмотрена в соответствующих нормативных документах, предельно допустимая погрешность измерения должна быть регламентирована в технической документации на изделие.

При выборе средств измерения должны также учитываться:

1) допустимые отклонения;

2) методы проведения измерений и способы контроля.

Главным критерием выбора средств измерений является соответствие средств измерения требованиям достоверности измерений, получения настоящих (действительных) значений измеряемых величин с заданной точностью при минимальных временных и материальных затратах.

Для оптимального выбора средств измерений необходимо обладать следующими исходными данными:

1) номинальным значением измеряемой величины;

2) величиной разности между максимальным и минимальным значением измеряемой величины, регламентируемой в нормативной документации;

3) сведениями об условиях проведения измерений. Если необходимо выбрать измерительную систему,

руководствуясь критерием точности, то ее погрешность должна вычисляться как сумма погрешностей всех элементов системы (мер, измерительных прибо 18б ров, измерительных преобразователей), в соответствии с установленным для каждой системы законом.

Предварительный выбор средств измерений производится в соответствии с критерием точности, а при окончательном выборе средств измерений должны учитываться следующие требования:

1) к рабочей области значений величин, оказывающих влияние на процесс измерения;

2) к габаритам средства измерений;

3) к массе средства измерений;

4) к конструкции средства измерений.

При выборе средств измерений необходимо учитывать предпочтительность стандартизированных средств измерений.

ЛЕКЦИЯ 2

Классификация калибров

В массовом и крупносерийном производствах годность деталей с допуском /Т6-/ТІ7 проверяют с помощью предельных калибров. Калибр - это средство контроля, воспроизводящее геометрические параметры элементов изделия, определяемые заданными предельными линейными или угловыми размерами, и контактирующее с элементом изделия по поверхностям, линиям или точкам. Предельным называют калибр, воспроизводящим пределы максимума />тіп) и минимума (</тіп, материала изделия. Этими калибрами проверяют размеры гладких цилиндрических, конусных, резьбовых и шлицевых деталей, глубин и высот уступов, а также форму и расположение поверхностей, и другие параметры.

Типы калибров (ГОСТ 27284-87) различают:

  • - по форме рабочих поверхностей: гладкий, конусный, резьбовой, шпоночный, шлицевой, профильный;
  • - по назначению: проходной, непроходной, поэлементный, комплексный, рабочий, приемный, контрольный, установочный, сортировочный, для измерения глубины (высоты), уступа;
  • - по конструктивным признакам: калибр-пробка, калибр-скоба, калибр-кольцо, калибр-втулка, нерегулируемый, регулируемый, полный, неполный, однопредельный, двухпредельный (односторонний, двусторонний).

Гладкий калибр представляет собой калибр с гладкой рабочей поверхностью (цилиндрической, сферической, конической или плоской).

Калибр-пробка, представляющий собой калибр с наружной цилиндрической или конической поверхностью, служит для контроля отверстий.

Калибр-скоба (с рабочими поверхностями, расположенными на внутренней входной части скобы) служит для контроля валов. Комплект рабочих предельных калибров для контроля размеров гладких цилиндрических деталей состоит из проходного калибра ПР, контролирующего предельный размер, соответствующий максимально допустимому количеству материала изделия (Отіп, а*^), и непроходного калибра НЕ, контролирующего предельный размер, соответствующий минимально допустимому количеству материала изделия (О^ */т|п). С помощью предельных калибров определяют не числовое значение контролируемых параметров изделия, а годность детали, т. е. нахождение действительного размера детали между заданными предельными размерами. Деталь считают годной, если проходной калибр под действием собственной массы или аналогичного усилия проходит, а непроходной калибр не проходит по контролируемой поверхности детали. Если проходной калибр ПР не проходит, деталь является браком исправимым (брак "+"); если непроходной калибр НЕ проходит, деталь является браком неисправимым (брак "-"), гак как йг< 4и1" и Д. > Д™.

Рабочие калибры (пробки и скобы) ПР и НЕ предназначены для контроля изделий при их изготовлении, ими пользуются рабочие и контролеры завода-изготовителя, причем последние используют частично изношенные калибры ПР (примерно на 2/3 допустимого износа) и новые калибры НЕ.

Приемные калибры служат для контроля изделий заказчиком.

Контрольные калибры (контркалибры) предназначены для контроля размеров рабочих калибрскоб проходных (К-ПР) и непроходных (К-НЕ) в процессе их изготовления (они являются проходными, поэтому слегка смазанные плавно входят в соответствующую годную рабочую скобу под действием собственной массы), а также для контроля износа (К-И) проходных калибр-скоб при их эксплуатации (они являются непроходными). Это связано с тем, что в процессе эксплуатации калибр-скобу можно легко повредить, а контроль ее универсальными средствами затруднен. Контркалибры выполняют в виде шайб. Калибр-пробка легко проверяется универсальными измерительными приборами, поэтому для нее не предусмотрены контркалибры. В мелкосерийном производстве целесообразно вместо контркалибров использовать концевые меры длины или универсальные измерительные приборы. Установочные калибры предназначены для установки регулируемых калибров и измерительных приборов.

Валы и отверстия с допусками точнее квалитета 6 не рекомендуется проверять калибрами, так как при этом вносится большая погрешность измерения. Такие изделия проверяют универсальными средствами.

Конструктивно калибры изготовляют либо однопредельными, содержащими только один проходной или непроходной калибр (например, контркалибры), либо двухпредельными (двусторонними), у которых проходной и непроходной калибры расположены с противоположных сторон. Иногда двухпредельные калибры изготовляют как односторонние, т. е. у таких калибров проходная и непроходная стороны расположены одна за другой.

Калибр-пробки состоят из ручек и вставок (или насадок), представляющих собой их рабочие элементы, но конструктивно выполняются по-разному. Для отверстий до 50 мм их изготовляют в виде полных пробок, 50-100 мм - полных и неполных пробок, свыше 100 мм - только неполных пробок. Для больших размеров (свыше 360 мм) вместо пробок применяют нутромеры.

Калибр-скобы также выполняются различных типов. Предпочтительны односторонние предельные скобы (листовые, штампованные и литые), как более экономичные. Для контроля изделий квалитета 8 и грубее находят применение регулируемые скобы (со вставными и передвижными губками), которые дают возможность компенсировать износ, а также настраиваться на разные размеры.

Калибры изготовляют из инструментальных углеродистых, легированных конструкционных или цементируемых сталей с последующей закалкой на твердость 62-65 ЯДСЭ. Для увеличения долговечности калибров применяют износостойкие покрытия, например хромирование, или оснащают их твердым сплавом, что обеспечивает значительное увеличение износостойкости (до 150 раз) при незначительном увеличении стоимости изготовления (в 2-5 раз).

При конструировании предельных калибров необходимо, чтобы выполнялся принцип подобия (принцип Тейлора): проходной калибр должен иметь форму контролируемой детали, так как он контролирует отклонение размера и формы проверяемой детали; непроходной калибр должен иметь с проверяемой деталью точечный контакт, так как он контролирует только отклонение размера.

Предельные калибры дают возможность контролировать одновременно размеры и отклонения формы детали и проверять, находятся ли отклонения размеров и формы поверхностей деталей в поле допусков. Изделие считается годным, если погрешности размера, формы и расположения поверхностей находятся в пределах поля допуска.

На приведенных схемах (рис. 5.49 и 5.50) приняты следующие обозначения: Д^и - соответственно наибольший и наименьший предельные размеры изделия; IT- допуск изделия; Я -допуск новых калибров для отверстия (кроме калибров со сферическими измерительными поверхностями); Hs - допуск калибров со сферическими измерительными поверхностями; Я, - допуск новых калибров для вала; Нр - допуск контрольных калибров для скоб; Z- отклонение середины поля допуска проходного калибра-пробки II относительно наименьшего предельного размера контролируемого отверстия; Z, - отклонение середины поля допуска проходного калибра-кольца I или калибра-скобы (вид 2) относительно наибольшего предельного размера

Рис. 5.49. Схемы расположения полей допусков предельных калибров для отверстий (а) и валов (б) при размерах до 180 мм:

1 - поле допуска изделия; 2 - поле допуска рабочего калибра; 3 - поле допуска контрольного калибра

контролируемого вала; К-допустимый выход размера изношенного проходного калибра-пробки 11 за границу поля допуска изделия; У{ - допустимый выход размера изношенного проходного калибра-кольца I или калибра скобы (вид 2); а, а. - величина компенсации погрешно

Рис. 5.50. Схемы расположения полей допусков предельных калибров для отверстий (а) и валов (б) при размерах свыше 180 мм:

1- поле допуска изделия; 2- поле допуска рабочего калибра; 3 - поле допуска контрольного калибра

сти контроля калибрами соответственно отверстий или валов с размерами свыше 180 мм.

Схематическое изображение калибров и их наименования, учитывающие конструктивное исполнение калибров, приведены в табл. 5.35.

Номера и наименование отдельных видов гладких нерегулируемых калибров для контроля отверстий с номинальными диаметрами от 1 до 500 мм и валов с номинальными диаметрами от 1 до 315 мм, а также отдельных видов контрольных калибров для калибров-скоб приведены в табл. 5.36.

5.35. Схематическое изображение калибров

5.36. Нерегулируемые калибры для контроля отверстий и валов

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 3

Основные понятия, цели и объекты сертификации.

Сертификация продукции - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что соответствует установленным требованиям

Сертификация в переводе с латыни означает «сделано как надо». В условиях рыночных отношений сертификация является общепризнанным в мире способом независимого подтверждения (оценки) соответствия продукции, работ и услуг установленным требованиям. Она создает предпосылки и условия для успешного решения ряда важнейших социальных иэкономических проблем и задач.

В сертификации продукции, услуг и иных объектов участвуют первая (изготовитель или продавец), вторая (потребитель или покупатель), третья стороны.

Третья сторона - лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе (ИСО\МЭК 2).

Система сертификации создаётся федеральными органами исполнительной власти, организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с законодательством РФ. В систему сертификации могут входить организации не зависимо от форм собственности, а также общественные объединения.

К объектам сертификации относятся продукция, услуги, работы, системы качества, персонал, рабочие места и пр.

Общие понятия

В ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения» используются следующие понятия:

Услуга: Результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.

Исполнитель: Предприятие, организация или предприниматель, оказывающие услугу потребителю.

Потребитель: Гражданин, получающий, заказывающий либо имеющий намерение получить или заказать услуги для личных нужд.

Предоставление услуги: Деятельность исполнителя услуги, необходимая для обеспечения выполнения услуги.

Предоставление услуги можно подразделить на отдельные этапы, например: обеспечения необходимыми ресурсами, технологический процесс исполнения, контроль, испытание, приемка, оценка, процесс обслуживания.

Обслуживание: Деятельность исполнителя при непосредственном контакте с потребителем услуги.

Сфера обслуживания населения: Совокупность предприятий, организаций и физических лиц, оказывающих услуги населению.

Технологический процесс исполнения услуги: Основная часть процесса предоставления услуги, связанная с изменением состояния объекта услуги.

В зависимости от функционального назначения и объекта обслуживания, услуги, оказываемые населению, разделяют на материальные и социально-культурные (ГОСТ Р 50646 - 94).

 

Материальная услуга: Деятельность исполнителя по удовлетворению материальных нужд потребителя. Ее результатом является, как правило, преобразованная продукция (например, приготовленная еда, построенный дом, технически обслуженный автомобиль, сшитая вещь, проданный товар, перемещенный груз, отлаженная система связи, операции с ценными бумагами (материализованные в договоре, акциях и т.п.), коммунальные ресурсы и т. д.)

Кроме того в ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения» п. 3.2. дан термин «производственная услуга», которую можно характеризовать как «деятельность исполнителя по удовлетворению нужд предприятий и организаций (например, работы по наладке и техобслуживанию оборудования, средств измерений и испытаний, опытно-конструкторские и технологические работы и др.)».

В международной терминологии синонимы указанных терминов различают по степени содержания в услуге материального продукта (или продукции). В целом же терминология услуг в настоящее время находится в стадии формирования и стандартизации, т.е. приведений понятий и определений к «единообразию» при их использовании.

Орган по сертификации выполняет следующие функции:

- сертифицирует продукцию (услуги), выдает сертификат и лицензии на применение знака соответствия; осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (услугой);

- приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;

- представляет заявителю необходимую информацию.

 

ОС несет ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия, за соблюдение правил сертификации.

Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ) осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытании и выдают протоколы испытании для целей сертификации.

ИЛ несет ответственность за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям, а также за достоверность и объективность результатов.

Если орган по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют сертификационным центром. Так, в стране широко известна деятельность

Российского центра испытаний и сертификации «Ростест— Москва».

Сертификация услуг

Услуги как и продукция, могут быть небезопасными для жизни и здоровья населения, поэтому они должны находится в поле зрения государства при реализации им функции защиты прав потребителей. Для обеспечения надлежащего уровня безопасности и качества услуг нужны меры общегосударственного масштаба. Одна из них сертификация.

Отношения в области сертификации регулируются законами РФ: «О сертификации продукции и услуг» (в ред. ФЗ от 27.12.95) и «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» (от 2 июля 1998 года,), «Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации» (от 16 февраля 1994 года, регистрационный номер 521 от 21 марта 1994 года), «Правилами сертификации работ и услуг в Российской Федерации» (от 5 августа 1997 года) и другими нормативными актами гражданского законодательства.

Закон РФ «О защите прав потребителей», принятый в 1992 г., установил ряд принципиально новых положений: закрепил права потребителей, признаваемые во всех цивилизованных странах, — право на безопасность товаров, работ и услуг, для жизни и здоровья; право на надлежащее качество приобретаемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг; право на возмещение ущерба и судебную защиту прав и интересов потребителя; предусмотрел механизм защиты потребителей, права которых нарушены при продаже недоброкачественных товаров либо при ненадлежащем выполнении работ и оказания услуг.

Безопасность: состояние, при котором риск вреда человеку или ущерб ограничен допустимым уровнем.

Качество услуги: совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворить установленные или предполагаемые потребности потребителя

Согласно закона РФ «О сертификации продукции и услуг» и стандарта России ГОСТ Р 50646-95 сертификация услуг — это деятельность по подтверждению соответствия услуг установленным в стандартах требованиям. Процедура подтверждения соответствия проводится в этом случае независимой от исполнителя и потребителя «третьей стороной», посредством выдачи документа— «сертификата соответствия» или «знака соответствия».

Объектами сертификации всфере услуг могут быть: услуга, результат услуги, процесс предоставления услуги.

Сертификат соответствия: документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной услуги установленным требованиям.

3нак соответствия: зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им услуги установленным требованиям.

Декларация о соответствии: документ, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям (Закон РФ)

Стандарт на услугу, стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять услуга, с тем, чтобы обеспечить соответствие ее назначению. Стандарт на услугу может быть разработан в таких областях, как химическая чистка, стирка белья, гостиничное хозяйство, связь, страхование, туризм, банковское дело, торговля, услуги транспорта, автосервиса, здравоохранения и др.

Сертификация может осуществляться в целях защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); контроля безопасности продукции и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; подтверждения показателей качества продукции и услуг, заявленных изготовителями (исполнителями). Кроме того, сертификация обеспечивает условия для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, участие в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле, содействует экспорту и повышению конкурентоспособности продукции и услуг, а также оказывает содействие потребителям в компетентном выборе продукции и услуг.

Показатель качества услуги (обслуживания): количественная характеристика одного или нескольких свойств услуги (обслуживания), составляющих ее (его) качество.

Свойство услуги (обслуживания): объективная особенность услуги (обслуживания), которая проявляется при ее оказании и потреблении (его осуществлением).

Создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

- содействие потребителям в компетентном выборе продукции и
услуги;

- содействие экспорту и повышение конкурентоспособности
продукции и услуг;

- защиту потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца,
исполнителя);

- контроль безопасности продукции и услуг для окружающей среды,
жизни, здоровья и имущества;

- подтверждение показателей качества продукции и услуг,
заявленных изготовителями (исполнителями).

Сертификация имеет ряд достоинств особенно в международных торгово-экономических отношениях. Она способствует: достижению доверия к качеству изделий; предотвращению импорта в страну изделий, не соответствующих требуемому уровню качества продукции; предотвращению экспорта аналогичной продукции; упрощение выбора продукции потребителем; защите изготовителя от конкуренции с поставщиками несертифицированной продукции и обеспечению ему рекламы и рынка сбыта; улучшению качества «стандартов» путём выявления в них устарелых положений и стимулированию переработки этих стандартов.

В соответствии с законодательством сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.

Обязательная сертификация

Обязательная сертификация — подтверждение уполномоченным на то органом соответствия продукции обязательным требованиям, установленным законодательством.

Обязательная сертификация является формой государственного контроля за безопасностью продукции. Ее осуществление связано с определенными обязанностями, налагаемыми на предприятия, в том числе материального характера. Поэтому она может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, т.е. законами и нормативными актами Правительства РФ. Отсюда второе наименование обязательной сертификации — «сертификация в законодательно регулируемой сфере».

В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ. На основании этих перечней разрабатывается и вводится в действие постановлением Госстандарта России «Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация». По существу, «Номенклатура...» — это детали зированный «Перечень...». Если «Перечень...» представлен классами соответствующего Общероссийского классификатора (по продукции ОК 005—93 — ОКП, по услугам ОК 002—93 — ОКУН) с двухразрядным кодом, то «Номенклатура...» — видами продукции (услуг) с шестиразрядным кодом. Если «Перечни...» включают объекты, как подвергаемые в настоящее время, так и намечаемые в перспективе для обязательной сертификации, то «Номенклатура...» включает только объекты, подвергаемые в настоящее время обязательной сертификации.

При обязательной сертификации подтверждаются только те обязательные требования, которые установлены законом, вводящим обязательную сертификацию. Так, согласно ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» при обязательной сертификации товаров (работ, услуг) должна подтверждаться их безопасность. Согласно ст. 6 Закона РФ «Об энергосбережении» энергопотребляющая продукция (в том числе электротовары, радиотовары и пр.) подлежит обязательной сертификации также по показателям энергоэффективности.

При обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории РФ.

Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации —Госстандарт России, а в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ в отношении отдельных видов продукции, и на другие федеральные органы исполнительной власти. Поэтому в России в 1999 г. действовало 16 систем обязательной сертификации. Самая представительная и известная — Система обязательной сертификации ГОСТ Р, образованная и возглавляемая Госстандартом России. В рамках этой системы действуют системы сертификации однородной продукции (пищевой продукции и продовольственного сырья, игрушек, посуды, товаров легкой промышленности и др.) и однородных услуг (услуг общественного питания, туристских услуг и услуг гостиниц и др.).

Добровольная сертификация

Добровольная сертификация проводится в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции (услуг) требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.

Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.

Тем не менее по продукции, прошедшей обязательную сертификацию, могут проверяться в рамках добровольной сертификации требования, дополняющие обязательные. Допустим, при анализе зубных паст может быть проверена эффективность их действия, при проверке телевизоров некоторых зарубежных моделей — наличие благоприятного биологического воздействия, которые они якобы (согласно рекламным проспектам) оказывают на человека.

На 1 января 2000 г. в России было зарегистрировано 104 системы добровольной сертификации. Примерами систем добровольной сертификации могут быть:

Система стоимостной оценки автотранспортных средств (СЕРТОЦАТ), разработанная Министерством автомобильного транспорта РФ;

Система сертификации экологического агропроизводства (ЭкоНива), разработанная АОЗТ «ЭкоНива»;

Система сертификации санаторно-оздоровительных услуг, разработанная Центром сертификации Центрального региона (ЦСЦР).

Лицензия: разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензионные требования и условия: совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Нормативные документы, применяемые при сертификации, должны содержать требования к качеству и безопасности работ и услуг, а также методы их оценки, проверки, испытаний, контроля.

При сертификации работ и услуг следует применять официальные издания нормативных документов, утвержденных в установленном порядке. Требования в нормативных документах, при сертификации, должны иметь четкие формулировки, обеспечивающие точное и однозначное их толкование.

К характеристикам, которые установлены в нормативных документах, могут относиться:

- количественные характеристики оборудования и инструментов, штата сотрудников, а также материалов;

- время ожидания услуги, время ее предоставления и время технологического цикла;

- характеристики относительно гигиены и безопасности, надежности и гарантии;

- вежливость, чуткость, компетентность и доступность персонала для клиентов, доверие и уровень мастерства сотрудников, комфорт и эстетика места предоставление услуги, надежность и полнота исполнения услуги, эффективность контактов.

Объем и периодичность инспекционного контроля зависят от степени потенциальной опасности работ и услуг, стабильности их качества, объема выполняемых работ и оказываемых услуг, наличия системы качества, затрат на проведение контроля, итогов сертификации или предыдущего инспекционного контроля. Объем, содержание, и порядок проведения инспекционного контроля устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг. Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных работ и услуг от потребителей, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью работ и услуг, общественных объединений потребителей. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг содержит следующие виды работ:

- анализ поступающей информации о качестве и безопасности сертифицированных работ и услуг;

- разработку программы инспекционной проверки;

- создание комиссии для проведения инспекционной проверки;

- проведение инспекционной проверки;

- оформление результатов и принятие решения.

Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором делают заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата. В случае несоответствия работ и услуг установленным требованиям, отказа держателя сертификата от проведения инспекционного контроля, орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата и лицензии на применение знака соответствия. При возникновении спорных вопросов участник сертификации может подать апелляцию в центральный орган системы сертификации однородных работ и услуг. Если участник сертификации работ и услуг не удовлетворен решением по апелляции, то он может подать апелляцию в федеральный орган исполнительной власти в установленном порядке или орган, возглавляющий систему добровольной сертификации. Спорные вопросы, возникающие между участниками сертификации, могут быть решены также в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации.

 

ЛЕКЦИЯ 4

Качество продукции, процессов и услуг. Формы определения качества продукции

Качество - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Качество может быть только относительным, оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить совокупность ее свойств с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или зарубежные образцы, требования, закрепленн<


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.136 с.