Коррекционно-развивающая программа — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Коррекционно-развивающая программа

2021-05-27 25
Коррекционно-развивающая программа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 

2016

 


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………………………….….....3

Тематическое планирование …………………………………………………………………...11

Список литературы……………………………………………………………………………...16

Приложения…………………………………………………………………………………...….17

 

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Когда песчинки взлетают в небо,

Они превращаются в звезды.

Но когда звезды падают вниз,

Их уже не отличишь от простого песка.

Звезды - это песчинки над головой,

А песчинки - это звезды, которые под ногами.

Феликс Кривин

Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии», известна с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение — ребенок расстраивается недолго. Чаще всего он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.

Давайте обратимся к Ребенку, живущему внутри каждого из нас. Наверняка, ему хочется творить что-то свое; ломать, чтобы почувствоватьсилу, но при этом чувствовать себя защищенным. Эти желания могут реализоваться в играх с песком.

Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается “семья”. Все это - Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищенно, где ему все близко и понятно. И это - отражение нашего Взрослого Мира.

Во время занятий наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Целебные свойства песочной терапии впервые были замечены психологами при наблюдении за своими детьми, играющими в песочнице. Было отчетливо видно, что дети проигрывают волнующие их ситуации, и тем самым решают многие вопросы и конфликты. Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.

В нашем детском доме воспитатели  применяют интегративную песочную терапию  с применением различных методик арт-терапии, сказкотерапии и игровой терапии. А это значит, что для каждого ребенка будет подобран свой курс занятий, соответствующий его индивидуальным особенностям.

Работа с детьми по песочной терапии проводится для обеспечения гармонизации психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.

Песочная терапия полезна, если у Вашего ребенка:

  • плохой сон, ночные кошмары;
  • плохо развита мелкая моторика;
  • истерики, непослушание, капризы;
  • логоневроз (заикание), задержки развития речи, а также другие речевые проблемы;
  • застенчивость, неуверенность в себе;
  • агрессия, тревожность;
  • нет взаимопонимания с родителями;
  • расстройства невротического характера;
  • недержание мочи (энурез);
  • психосоматические заболевания;
  • страх перед школой, садиком;
  • частая плаксивость (без повода);
  • ребенок пережил сильный стресс.

Актуальность программы

       Детство–период, когда закладываются фундаментальные качества личности, которые обеспечивают психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации, формируют жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и сострадать, радоваться другим людям, стремление научиться многому, в том числе стать ответственным, за себя и за других.

Этот возраст очень важен тем, что именно в этот период психические функции из «натуральных» переходят в «культурные», т.е. высшие психические функции, согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Поэтому гармоничное развитие всех психических сфер ребенка, на этапе дошкольного детства, является необходимым условием для его развития в дальнейшем.

К сожалению, практика показывает, что не всегда дети поступают в детский дом   с недостаточно сформированными психическими функциями. У детей очень часто наблюдается снижение осведомленности об окружающем мире, низкая развитость когнитивных процессов, признаки того или иного эмоционального неблагополучия. Для осуществления комплексного подхода, мною предпринята попытка создать условия для развития ребенка через естественные для него виды деятельности и с использованием новой инновационной технологии песочного рисования. Данная программа предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста, с учетом особенности развития психических сфер ребенка в течение учебного года.

Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает интеграцию методов арт-терапии с приемами песочного рисования. Это возможно благодаря тому, что данная техника направлена на общее развитие ребенка, а не сообщение ему суммы знаний, благоприятной творческой атмосфере на занятиях, стимулировании активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

         1.Никитина О.Н. Песочное рисование в психолого-педагогической практике.[текст], СПб.-2013г.,112 с.

         2.Соснина М.В. Метод sand-art.Ресурсы рисования песком.[текст], СПб-2012г.,90 с.

         3.Зинкевич Т.Д.- Евстигнеева. Практикум по сказотераппии. [текст] СПб.-2001г, 215 с.

         4.Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. [текст] СПб.-2002г, 153 с.

         5.Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых.[текст] М.-2000г., 103 с.

         6.Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.[текст] М.-2000г.,85 с.

         7.Семинар Никитиной О.Н.,Соснина М.В. Метод sand-art: Психотерапевтические ресурсы песочного рисования. Институт практической психологии [текст] «Иматон» - 2013г., 54 с.

         8.Крейри Э. Учимся владеть чувствами. «Я боюсь», «Я злюсь», «Я расстраиваюсь», «Я сержусь», «Я волнуюсь», «Я горжусь». [текст] СПб.-1995г., 87 с.

         9. Бабаева Ю.Д. Рабочая концепция одаренности / Ю.Д. Бабаева [и др.]. – 2-е изд., расш. и перераб.[текст] – М., 2003. – 95 с.

         10. Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками[текст] / Авт.-сост. Ю.А. Афонькина, О.В. Филатова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 95 с.

         11. Психология одаренности детей и подростков[текст] / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Академия, 1996. – 416 с.

         12.. Юркевич В.С. Одаренный ребенок иллюзии и реальность.[текст] – М.: Просве-щение, 2000. – 136 с.

 

                                                 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

(3-6 лет)

Задачи:

· Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления;

· Снижение психоэмоционального напряжения;

· Развитие познавательных процессов;

· Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;

Оборудование:

- светопесочные столы для песочного рисования, песок, картинки с изображением птиц.

Ход занятия:

Задачи:

· Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления;

· Снижение психоэмоционального напряжения;

· Развитие познавательных процессов;

· Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;

Оборудование:

- светопесочные столы для песочного рисования, песок, картинки с изображением весны.

Ход занятия:

Задачи:

· Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления;

· Снижение психоэмоционального напряжения;

· Развитие познавательных процессов;

· Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;

Оборудование:

- светопесочные столы для песочного рисования, песок, картинки с изображением лета.

Ход занятия:

Задачи:

· Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления;

· Снижение психоэмоционального напряжения;

· Развитие познавательных процессов;

· Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;

Оборудование:

- светопесочные столы для песочного рисования, песок, картинки с изображением осени.

Ход занятия:

Задачи:

· Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления;

· Снижение психоэмоционального напряжения;

· Развитие познавательных процессов;

· Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;

Оборудование:

- светопесочные столы для песочного рисования, песок, картинки с изображением зимы.

Ход занятия:

Задачи:

· Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления;

· Снижение психоэмоционального напряжения;

· Развитие познавательных процессов;

· Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;

Оборудование:

- светопесочные столы для песочного рисования, песок, картину с изображением космоса, ракеты и космонавта.

Ход занятия:

Задачи:

· Развитие гибкости и оригинальности мышления;

· Снижение психоэмоционального напряжения;

· Развитие познавательных процессов;

· Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;

Оборудование:

- светопесочные столы для песочного рисования, песок, картинки с изображением овощей.

Ход занятия:

Задачи:

· Развитие гибкости и оригинальности мышления, детализации;

· Снижение психоэмоционального напряжения;

· Развитие познавательных процессов;

· Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;

Оборудование:

- светопесочные столы для песочного рисования, песок, картинки с изображением фруктов.

Ход занятия:

Задачи:

ü Развитие гибкости и оригинальности мышления;

ü Снижение психоэмоционального напряжения;

ü Развитие познавательных процессов;

ü Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;

Оборудование:

- светопесочные столы для песочного рисования, песок, картинки с изображением ягод.

Ход занятия:

Задачи:

· Развитие гибкости и оригинальности мышления;

· Снижение психоэмоционального напряжения;

· Развитие познавательных процессов;

· Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;

Оборудование:

- светопесочные столы для песочного рисования, песок, картинки с изображением цветов.

Ход занятия:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

(7-9 лет)

Задачи:

· Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления;

· Снижение психоэмоционального напряжения;

· Развитие познавательных процессов;

· Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;

Оборудование:

- светопесочные столы для песочного рисования, песок, картинки с изображением птиц.

Ход занятия:

Задачи:

· Развитие гибкости и оригинальности мышления;

· Снижение психоэмоционального напряжения;

· Развитие познавательных процессов;

· Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;

Оборудование:

- светопесочные столы для песочного рисования, песок, картинки с изображением морских жителей.

Ход занятия:

Задачи:

· Развитие гибкости и оригинальности мышления;

· Снижение психоэмоционального напряжения;

· Развитие познавательных процессов;

· Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;

Оборудование:

- светопесочные столы для песочного рисования, песок, картинки с изображением домашних животных.

Ход занятия:

Задачи:

· Развитие гибкости и оригинальности мышления;

· Снижение психоэмоционального напряжения;

· Развитие познавательных процессов;

· Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;

Оборудование:

- светопесочные столы для песочного рисования, песок, картинки с изображением диких животных.

Ход занятия:

Задачи:

· Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления;

· Снижение психоэмоционального напряжения;

· Развитие познавательных процессов;

· Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;

Оборудование:

- светопесочные столы для песочного рисования, песок, картинки с изображением животных жарких стран.

Ход занятия:

Задачи:

· Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления;

· Снижение психоэмоционального напряжения;

· Развитие познавательных процессов;

· Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;

Оборудование:

- светопесочные столы для песочного рисования, песок.

Ход занятия:

Задачи:

· Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления;

· Снижение психоэмоционального напряжения;

· Развитие познавательных процессов;

· Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;

Оборудование:

- светопесочные столы для песочного рисования, песок, картинки с изображением городов и домов.

Ход занятия:

1. Приветствие с релаксационным компонентом.

Дети сегодня мы с вами окажемся в волшебной стране. Она называется Страна волшебного песка.

- Но в каждом мире есть свои правила, вспомните и назовите хором:

Правила работы с песком:

«Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться,
И в глаза песком кидаться!»

-А теперь, закройте глаза. Выключается свет, психолог говорит слова: «Раз, два, три в страну Волшебного песка попади!» и включает столы для песочного рисования.

- Вот мы и очутились в сказочной стране.

- Посмотрите. Как здесь пусто и тоскливо. Один песок. Но это не простой песок. Он волшебный. Он может чувствовать прикосновения. Слышать вашу речь. Говорить с вами.

- Давайте поздороваемся с ним.

- Положите ваши ладошки на песок и скажите «Здравствуй, волшебный песок!».

* Наберите в руки песок и потрите его между ладонями. Какой он стал? (ответы: теплый, сухой, приятный и т.д.)

* а теперь сожмите его в кулачке, и поднесите к уху, вы услышите, как он с вами говорит.

- Раньше это была волшебная Песочная страна:

* с высокими горами (на песочном столе сжатыми кулачками рисуем горы),

* глубокими реками (пальцами - расческами рисуем волны реки)

* красивыми лесами (рисуем на столе сжатыми кулачками деревья, и пальцами веточки),

 - Но пришел злой волшебник и заколдовал песочную страну!

* Налетел ураган (набираем в кулачки песок и сквозь пальцы, вращая кулачками, и раскрывая пальцы, ссыплем песок сквозь них),

* Пошел сильный дождь (переворачиваем кулачки, раскрываем ладонь и высыпаем песок сквозь пальцы),

* И вдруг дождь превратился в снег (набираем в кулачки песок и резким движением бросаем на песочный стол – в виде снежков),

* И вот появился сам колдун, посмотрите какие у него большие глаза (двумя ладонями, на песке рисуем глаза колдуна).

* Он заколдовал всю песочную страну, и только мы можем расколдовать её.

* Давайте попробуем сделать колдуну доброе лицо (дети дорисовывают нос, брови, усы и т.д., превращая в смешного, доброго персонажа).

- Давайте развеселим его! Пощекочем его пальчиками наших ручек. Слышите, как песочек и колдун смеются, им очень нравится!

- А вы знаете, что в Песочной стране можно рисовать все что хотите?

- Я продолжу учить вас этому. Попробуем вместе? Ответы детей.

 2.Основная часть.

Психолог:

- А сегодня мы будем рисовать город и дома, в которых живут жители Песочной страны.

Дети рассматривают вместе с психологом изображения городов и домов разных стран и народов.

Дети подходят к столам для песочного рисования. И рисуют вместе с психологом на светопесочном столе, используя разную технику работы с песком.

- Сначала, мы нарисуем избушку или маленький домик.

Психолог показывает разные этапы преобразования изображений:

ü Ребром ладони с края песочного стола набрасываем песок равномерно, так чтобы получился темный фон;

ü Большим пальцем рисуем стены дома, они состоят из горизонтальных линий.

ü Треугольную крышу, трубу, окна и двери рисуем указательными пальцами обеих рук. Затем украшаем пространство вокруг дома, рисуем дерево, скамейку и т.д.

Психолог может комментировать свои действия стихами:

Я дом нарисую
Многоэтажный.
Конечно, он будет,
Немного бумажный.
Конечно, он будет,
Не очень кирпичный,
Зато – белостенный,
Зато – симпатичный.
Из этого дома наверняка
Никто никогда не прогонит щенка.

- А сейчас мы попробуем нарисовать город Песочной страны.

Психолог показывает разные этапы преобразования изображений:

ü Засыпают поверхность стола песком.

ü Пальцем рисуем прямоугольники многоэтажных домов, подушечками двух пальцев параллельно рисуем окна, антенну и т.д.

ü Балконы рисуем подушечкой большого пальца, перпендикулярно нарисованным окнам.

ü Можно нарисовать город днем или ночью.

ü Котов, сидящих на крышах и т.д.

Психолог, в процессе создания рисунка, наблюдает за детьми, если необходимо помогает.

Во второй части занятия можно нарисовать дома других народов – юрту, замок (дети сами подскажут, кого им хочется дорисовать) и т.д.

- А теперь придумайте и нарисуйте дом или город жителей вашей Песочной страны.

3. Детям дается свободное время (5 минут) на свободное творчество.

4. Обсуждение:

- Чем мы с вами сегодня занимались?    Ответы детей.

- Вам понравилось наше путешествие?

5.Прощание.

Дети кладут руки на песок и говорят вместе с психологом «До встречи, волшебный песок!»

 

                         ЗАНЯТИЕ №8 «ТРАНСПОРТ ЖИТЕЛЕЙ ПЕСОЧНОЙ СТРАНЫ»

Задачи:

· Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления;

· Снижение психоэмоционального напряжения;

· Развитие познавательных процессов;

· Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;

Оборудование:

- светопесочные столы для песочного рисования, песок, картинки с изображением разного транспорта.

Ход занятия:

Задачи:

· Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления;

· Снижение психоэмоционального напряжения;

· Развитие познавательных процессов;

· Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;

Оборудование:

- светопесочные столы для песочного рисования, песок, картинки с изображением разных эмоциональных состояний.

Ход занятия:

Задачи:

· Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления;

· Снижение психоэмоционального напряжения;

· Развитие познавательных процессов;

· Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;

Оборудование:

- светопесочные столы для песочного рисования, песок, картинки со сказочными персонажами.

Ход занятия:

Задачи:

· Знакомство с приемами рисования на песке;

· Снижение психоэмоционального напряжения;

· Развитие тактильно-кинестетической чувствительности;

· Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;

Оборудование:

- светопесочные столы для песочного рисования, песок.

Ход занятия:

 1.Приветствие с релаксационным компонентом.

Дети сегодня мы с вами окажемся в волшебной стране. Она называется Страна волшебного песка.

- А вы любите играть с песком? Ответы детей.

- Но в каждом мире есть свои правила, я вам о них расскажу:

Правила работы с песком:

«Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться,
И в глаза песком кидаться!»

Дети закрывают глаза, выключается свет, психолог говорит слова: «Раз, два, три в страну Волшебного песка попади!» и включает столы для песочного рисования.

- Вот мы и очутились в сказочной стране.

- Посмотрите. Как здесь пусто и тоскливо. Один песок. Но это не простой песок. Он волшебный. Он может чувствовать прикосновения. Слышать вашу речь. Говорить с вами.

- Давайте поздороваемся с ним.

- Положите ваши ладошки на песок и скажите «Здравствуй, волшебный песок!».

* Наберите в руки песок и потрите его между ладонями. Какой он стал? (ответы: теплый, сухой, приятный и т.д.)

* а теперь сожмите его в кулачке, и поднесите к уху, вы услышите, как он с вами говорит.

- Раньше это была волшебная Песочная страна:

* с высокими горами (на песочном столе сжатыми кулачками рисуем горы),

* глубокими реками (пальцами - расческами рисуем волны реки)

* красивыми лесами (рисуем на столе сжатыми кулачками деревья, и пальцами веточки),

 - Но пришел злой волшебник и заколдовал песочную страну!

* Налетел ураган (набираем в кулачки песок и сквозь пальцы, вращая кулачками, и раскрывая пальцы, ссыплем песок сквозь них),

* Пошел сильный дождь (переворачиваем кулачки, раскрываем ладонь и высыпаем песок сквозь пальцы),

* И вдруг дождь превратился в снег (набираем в кулачки песок и резким движением бросаем на песочный стол – в виде снежков),

* И вот появился сам колдун, посмотрите какие у него большие глаза (двумя ладонями, на песке рисуем глаза колдуна).

* Он заколдовал всю песочную страну, и только мы можем расколдовать её.

* Давайте попробуем сделать колдуну доброе лицо (дети дорисовывают нос, брови, усы и т.д., превращая в смешного, доброго персонажа).

- Давайте развеселим его! Пощекочем его пальчиками наших ручек. Слышите, как песочек и колдун смеются, им очень нравится!

- А вы знаете, что в Песочной стране можно рисовать все что хотите?

- Я попробую вас научить этому. Попробуем вместе? Ответы детей.

 2.Основная часть.

Психолог:

- На песке можно рисовать на темном и светлом фоне (показывает детям, как правильно сделать темный фон).

- Сдвигаем в одну сторону весь песок и набрасываем ребром ладони на стекло.

- А теперь используя кончик указательного пальца, нарисуем горизонтальную линию, смотрите у нас получилась – земля (ниже линии) и небо (выше линии).

- На небе светит солнышко, чтобы оно получилось, сожмем кулачок и, прижимая его к стеклу, нарисуем кружок, пальчиком из круга сделаем солнышку лучики.

- А что бывает на небе еще?

- Правильно, тучки (рисуют, используя кулачки).

- Молодцы.

- Чего не хватает у нас на рисунке? 

- Правильно на земле растут трава. Кончиками пальцев обеих рук сверху вниз рисуем травку.

- Вдруг пошел дождь! Из тучек кончиками всех пальцев рисуем волнистые линии. И по земле потекли ручьи (этим же движением только горизонтально).

- Вот какая сказочная Песочная страна у нас получилась!

- А теперь попробуйте сами нарисовать то, что бы вам хотелось.

3. Детям дается свободное время (5 минут) на свободное творчество.

4. Обсуждение:

- Чем мы с вами сегодня занимались?

- Вам понравилось наше путешествие?         Ответы детей.

5. Прощание.

Дети кладут руки на песок и говорят вместе с психологом «До встречи, волшебный песок!»

 

Задачи:

· Знакомство с приемами рисования на песке;

· Снижение психофизического напряжения;

· Развитие тактильно-кинестетической чувствительности;

· Разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения;

Оборудование:

- светопесочные столы для песочного рисования, песок, картинки с изображением следов животных и птиц.

Ход занятия:

Основная часть.

- А вы знаете, что в каждой стране есть свои жители?

- Сейчас мы с вами с ними познакомимся.

Дети выполняют задание за психологом.

1.«Идёт медведь» ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

Мишка косолапый

По лесу идет, Топ-топ-топ..

-Посмотрите, какие следы получились, можно к ним кончиками пальцев дорисовать пальчики …

2.«Прыгают зайцы» кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

Маленькие зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок!

Прыгают, как мячики!

Прыг-скок, прыг-скок.

3.«Ползёт змея» ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

Змея очковая в песке

Очки вдруг потеряла.

Ползет она в большой тоске,

Ползет куда попало.

(сначала правой, потом левой, затем двумя)

4.«Бежит сороконожка» ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение

У сороконожки заболели ножки.

Видишь на дорожке снятые сапожки?

(сначала правой, потом левой, затем двумя)

5.«Скачет воробей» - пальцы сжать в щепотку.

Где обедал воробей?

В зоопарке у зверей…….

Психолог:

- Посмотрите, какие получились интересные следы.

- Наши пальчики устали и им нужно отдохнуть (Пальчиковая гимнастика Е.Железновой).

- В стране Волшебного песка есть ещё много других жителей и на наших занятиях мы с вами будем знакомиться с ними.

- А теперь вы можете сами попробовать изобразить следы жителей своей страны.

3. Детям дается свободное время (5 минут) на свободное творчество.

4. Обсуждение:

- Чем мы с вами сегодня занимались?

- Вам понравилось наше путешествие?         Ответы детей.

Прощание.

Дети кладут руки на песок и говорят вместе с психологом «До встречи, волшебный песок!

Задачи:

· Знакомство с приемами рисования на песке;

· Развитие гибкости и оригинальности мышления;

· Снижение психоэмоционального напряжения;

· Развитие представлений о геометрических формах;

· Разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения;

Оборудование:

- светопесочные столы для песочного рисования, песок, картинки с изображением геометрических фигур.

Ход занятия:

Задачи:

· Знакомство с приемами рисования на песке;

· Снижение психоэмоционального напряжения;

· Развитие гибкости и оригинальности мышления;

· Развитие представлений о геометрических формах;

· Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;

Оборудование:

- светопесочные столы для песочного рисования, песок, картинки с изображением геометрических фигур.

Ход занятия:

Задачи:

· Знакомство с приемами рисования на песке;

· Развитие гибкости и оригинальности мышления;

· Снижение психоэмоционального напряжения;

· Развитие представлений о геометрических формах;

· Разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения;

Оборудование:

- светопесочные столы для песочного рисования, песок, картинки с изображением геометрических фигур.

Ход занятия:

Задачи:

· Знакомство с приемами рисования на песке;

· Развитие гибкости и оригинальности мышления;

· Снижение психоэмоционального напряжения;

· Развитие представлений о геометрических формах;

· Разрядка агрессивных импульсов, тревоги;

Оборудование:

- светопесочные столы для песочного рисования, песок, картинки с изображением геометрических фигур.

Ход занятия:

ЗАНЯТИЕ № 8 «ВЕСЕЛЫЙ ОВАЛ»

Задачи:

· Знакомство с приемами рисования на песке;

· Развитие гибкости и оригинальности мышления;

· Снижение психоэмоционального напряжения;

· Развитие представлений о геометрических формах;

· Разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения;

Оборудование:

- светопесочные столы для песочного рисования, песок, картинки с изображением геометрических фигур.

Ход занятия:

Задачи:

· Знакомство с приемами рисования на песке;

· Снижение психоэмоционального напряжения;

· Развитие гибкости и оригинальности мышления;

· Развитие представлений о геометрических формах;

Оборудование:

- светопесочные столы для песочного рисования, песок, картинки с изображением геометрических фигур.

Ход занятия:

Задачи:

· Знакомство с приемами рисования на песке;

· Снижение психоэмоционального напряжения;

· Развитие гибкости и оригинальности мышления;

· Развитие представлений о геометрических формах;

Оборудование:

- светопесочные столы для песочного рисования, песок, картинки с изображением геометрических фигур.

Ход занятия:

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

 

 

Составитель:

 Ларионова Е.Б., психолог

 

 

«ПЕСОЧНАЯ ФАНТАЗИЯ». Коррекционно-развивающая программа. Анжеро-Судженск, 2016 г., 82с.

 

       Коррекционно-развивающая программа направлена на развитие познавательной и социально – эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

       Программа рекомендована для работы воспитателям, учителям, педагогам-психологам образовательных учреждений и учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 

2016

 


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………………………….….....3

Тематическое планирование …………………………………………………………………...11

Список литературы……………………………………………………………………………...16

Приложения…………………………………………………………………………………...….17

 

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Когда песчинки взлетают в небо,

Они превращаются в звезды.

Но когда звезды падают вниз,

Их уже не отличишь от простого песка.

Звезды - это песчинки над головой,

А песчинки - это звезды, которые под ногами.

Феликс Кривин

Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии», известна с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение — ребенок расстраивается недолго. Чаще всего он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.

Давайте обратимся к Ребенку, живущему внутри каждого из нас. Наверняка, ему хочется творить что-то свое; ломать, чтобы почувствоватьсилу, но при этом чувствовать себя защищенным. Эти желания могут реализоваться в играх с песком.

Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается “семья”. Все это - Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищенно, где ему все близко и понятно. И это - отражение нашего Взрослого Мира.

Во время занятий наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Целебные свойства песочной терапии впервые были замечены психологами при наблюдении за своими детьми, играющими в песочнице. Было отчетливо видно, что дети проигрывают волнующие их ситуации, и тем самым решают многие вопросы и конфликты. Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.

В нашем детском доме воспитатели  применяют интегративную песочную терапию  с применением различных методик арт-терапии, сказкотерапии и игровой терапии. А это значит, что для каждого ребенка будет подобран свой курс занятий, соответствующий его индивидуальным особенностям.

Работа с детьми по песочной терапии проводится для обеспечения гармонизации психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.

Песочная терапия полезна, если у Вашего ребенка:

  • плохой сон, ночные кошмары;
  • плохо развита мелкая моторика;
  • истерики, непослушание, капризы;
  • логоневроз (заикание), задержки развития речи, а также другие речевые проблемы;
  • застенчивость, неуверенность в себе;
  • агрессия, тревожность;
  • нет взаимопонимания с родителями;
  • расстройства невротического характера;
  • недержание мочи (энурез);
  • психосоматические заболевания;
  • страх перед школой, садиком;
  • частая плаксивость (без повода);
  • ребенок пережил сильный стресс.

Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.284 с.