Магия в Средней Азии и Казахстане — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Магия в Средней Азии и Казахстане

2021-05-27 40
Магия в Средней Азии и Казахстане 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Кто знает мрак души людской,

Ее восторги и печали?!

Они эмалью голубой

От нас сокрытые скрижали.

Н. Гумилев

 

Регион Средней Азии и Казахстана – древнейший очаг культуры. За 300 тысяч лет до н. э. там уже обитали первобытные люди. А свидетельства одного из первых дошедших до нас магических ритуалов, возможно культа Солнца, обнаруженные в гроте Тешик–Таш, Узбекистан, относятся к 100–40 тысячам лет до н. э.: скелет 9–летнего мальчика был специально окружен вертикально поставленными рогами горного козла. В изображениях Зараут–Сая в ущельях гор Куштанг–Тау, Узбекистан, в сценах охоты между людьми и быком размещены некие антропоморфные существа с хвостами, безусловно, имеющие магический смысл. Святилище Тамгалы, Казахстан, запечатлело мифологию, отражающую культ Солнца. Большую известность получила пещера Ак–Чункур в Иссык–Кульской области, Кыргызстан, где древние рисунки охрой перемежаются с крестами и надписями.

Но самым грандиозным святилищем признана галерея наскальных рисунков Саймалы–Таш, что в переводе с киргизского означает «Узорчатый камень», создававшаяся с IV–III тысячелетий до н. э. по VIII век н. э. Расположенная на высоте 3500 метров над уровнем моря, галерея окутана множеством тайн. Она доступна лишь в период с конца июня по август. Именно в это время там собирались кочевники, охотники и земледельцы для совершения обрядов.

Эта загадочная галерея, насчитывающая десятки тысяч рисунков, донесла до нас изображения сложных ритуальных сцен, различных божеств, танцев людей с хвостами, «чудесных» повозок, запряженных разнопарными животными, и много других сюжетов, составляющих разветвленную систему верований древнего населения. Большая часть Саймалы–Таш запечатлела магические представления среднеазиатских народов.

В X веке в Среднюю Азию и Казахстан пришел ислам. Однако кочевые и полукочевые народы – казахи, киргизы, туркмены – в силу особенностей своего образа жизни оказались наименее приверженными влиянию ислама и сохранили много пережитков древних верований, обычаев и обрядов. Вместе с тем многие древние обычаи за долгие годы совместного бытования в мусульманской среде утратили некоторые языческие черты и в какой–то мере омусульманились.

Таким образом, ислам в Средней Азии и Казахстане предстает как явление синкретическое, наполненное традициями древних верований.

 

КИРГИЗЫ: ПЛЕМЕННОЙ ТОТЕМИЗМ

 

Обычно родовая группа признает тот или иной объект природы своим предком – тотемом, от которого как от родоначальника ведет свое происхождение. Как правило, начало роду дает мужской тотемный предок. Но известны случаи, когда основателем племени является тотемный предок – женщина.

Так, киргизы племени бугу вели свое происхождение от оленя, или от рогатой матери. Хотя на киргизском языке «бугу» – «самец оленя», своей прародительницей киргизы этого племени признали женщину, которая считалась «дочерью оленя».

Тотемный предок – олениха – изображается полуживотным‑получеловеком. Умирает она не так, как все люди, тело ее не предают погребению. После смерти она фантастическим образом исчезает. Согласно поверьям, она покровительствует всему роду, но ее неблагожелательное отношение может принести несчастье, смерть и даже прекращение человеческого рода.

Согласно легенде, юго–западнее города Нарына высится гора Ала‑Мышик. Однажды туда отправились охотиться два брата. Во время охоты они заметили оленя и стали в него целиться, но услышали женский голос. К ним подошла красивая девушка и объяснила, что олень, которого они собирались убить, ее единственный брат. Охотники пощадили оленя, и в знак благодарности девушка вышла замуж за одного из братьев. Согласно преданию, эта женщина имела два рога, которые ежегодно менялись, как у всех оленей. Поэтому ее и прозвали Муйуздуу байбиче – женщина с рогами.

С тех пор киргизы почитают оленей. В трудные минуты они обращались к Муйуздуу и «приносили ее памяти жертвы с мольбами. Она считается покровительницей озера Иссык–Куля и, по мнению народа, дух ее витает над Иссык–Кульской долиной» (Велиханов Ч. Собр. соч. в 5–ти томах. Алма–Ата, 1961. Т. 1, с. 339). На могилах умерших соплеменников иногда устанавливали оленьи рога. Тотем бугу служил символом племенной спаянности. Члены этого племени считали себя людьми особого происхождения и поэтому высокомерно относились к представителям других племен. Да и другие племена с большим почтением относились не только к оленю, но и к членам племени бугу, считая их священными.

Элемент племенного тотема бугу позднее вошел и в шаманство: некоторые киргизские племена представляют своего духа‑покровителя не просто в виде белого оленя, а называют его своей матерью: «Белая олениха – моя мать».

У алтайских народов представления о предке–олене еще более отчетливы. А. Потапов (Следы тотемических верований у алтайцев // Советская этнография. 1935, № 4, с. 139) пишет: «У алтайских шаманов духи–помощники – преимущественно животные и птицы, среди которых олень, марал занимают видное место. Они считаются главным духом шамана и, что важнее всего, считаются предком шамана». Представления о тотеме–олене встречаются и у других среднеазиатских народов.

С тотемическими представлениями было связано у киргизов особое отношение и к другим животным.

Большую роль в магических представлениях киргизов играли горный козел, горный баран, косуля, известные под общим названием кийик. Киргизы считали, что мясо кийика целебно и обладает очистительными свойствами. Каждый человек обязан был хоть раз в год поесть его, чтобы очиститься от всех грехов. Верили также в священное свойство шкуры кийика. Поэтому родители, особенно те, у которых часто умирали дети, шили для ребенка шубку из шкуры косули. На юге Киргизии часто встречаются могилы с положенными возле них рогами горных баранов. Часто их вешали во дворе для обеспечения семейного благополучия и охраны от нечистой силы.

Еще одним тотемом и священным животным была собака. По представлениям монголов, они происходят от красной собаки (отец) и дерева Одун (мать). Киргизы считали собаку существом, не только близким человеку, но и подобным ему. По поверьям, если 7 человек должны были принести жертву, а 7–го по какой–то причине не оказалось, то вместо него можно было взять собаку. Собаке приписывали способность охранять человека от всех несчастий и бед. Ее считали всевидящей, поэтому вой собаки воспринимался киргизами как знак о наступающей беде. Не случайно собачья шерсть и зубы применяли в качестве оберегов, особенно для детей. Родители, у которых часто умирали дети, прокалывали уши новорожденным мальчикам и продевали в отверстие собачью шерсть. Особую силу приписывали шерсти желтой собаки. Собачьи зубы пришивали к детской одежде. Перед тем как надеть новорожденному первую рубашку (если до него все дети умирали), ее надевали на голову собаке, эта рубашка носила название «собачья рубашка». Собачью шерсть носили при себе и женщины для защиты от сглаза.

У киргизов был также распространен ряд поверий и обрядов, связанных с волком.

Волк был тотемом у тюрков и монголов. Согласно преданию, тюрки произошли от волчицы и 10–летнего мальчика, род которого был истреблен, а он с отрубленными ногами и руками брошен в травянистое озеро, где его нашла и вскормила волчица. Когда властитель узнал, что мальчик жив, он приказал убить его. Волчица с мальчиком бежали в Алтайские горы, и у них родилось 10 сыновей, ставших родоначальниками тюрков.

Согласно древнему монгольскому преданию, монголы произошли от бурого волка, рожденного небом и маралихой.

По киргизским поверьям, волк помогает сохранить жизнь ребенка и роженицы. Только что родившемуся ребенку давали слюну волка для того, чтобы ребенок был храбрым, здоровым и не подвергался воздействию злых сил. Широко практиковалось пришивание к детской одежде волчьего зуба как оберега от сглаза. По поверью, считался священным волчий желудок. Его тщательно мыли и сушили. Если женщина не могла разродиться, волчий желудок размачивали в воде и надевали на голову роженице. По представлениям киргизов, злой дух сразу покидал роженицу.

Шкуры и отдельные части тела волка, его внутренности применяли для магического лечения отдельных болезней. Так, при крапивнице больного укутывали в шубу из волчьей шерсти, вешали на шею волчью бабку, пятна крапивницы на теле гладили волчьей лапой с когтями. При болезнях желудка давали пить воду с разбавленной в ней волчьей желчью.

У киргизов в прошлом было широко распространено следующее поверье: бросив в огонь волчье сухожилие и прочитав определенную молитву, можно найти вора. Считалось, что по мере того как сухожилие сморщивалось в огне и сгорало, вора стягивала нестерпимая судорога и он в муках умирал. Сила этого поверья была настолько велика, что зачастую, услышав о готовящейся мере наказания, вор незаметно подбрасывал украденную вещь или признавался в своей вине.

 

КУЛЬТ ПРИРОДЫ И ЖЕР–СУУ

 

Культ природы занимал важное место в религиозных представлениях киргизов, наиболее древними можно считать представление о небе как о высшем божестве. Ч. Велиханов (с. 479) пишет: «Луна, вероятно, была божеством. Киргизы при виде новой луны делают поклоны и летом берут с того места, где делали поклоны, траву, которую, придя домой, бросают в огонь. Киргизы говорят, что на луне есть старуха (вероятно, вследствие округленности и пятен, которые кажутся частями лица). Киргизы не смотрят долго на луну, боясь, чтобы старуха не сосчитала ресниц; если это случится, то человек должен умереть». По той же причине киргизы не спали при луне с открытой головой, чтобы старуха не сосчитала волосы, и человек не умер.

Киргизы верили и в целебную силу луны. В частности, для избавления от мозолей брали голубую тряпочку и при свете луны клали ее так, чтобы она была видна луне и не попадала никому на глаза. Через три дня тряпочку поворачивали другой стороной к луне и оставляли ее еще на три дня. Затем этой тряпочкой проводили по мозолям больного во время заката солнца и бросали ее в поле. Считали, что когда тряпочка выцветет, пройдут и мозоли.

Киргизы полагали, что каждый человек имеет свою собственную звезду, и если увидит, что она падает с неба, то умрет. Человека, которому сопутствует удача, они называли «человек со звездой».

С почитанием звезд связаны и некоторые обряды из погребального культа. Так, северные киргизы одежду умершего, полученную в виде вознаграждения за обмывание покойного, прежде чем внести в дом, вешали во дворе, чтобы ее «видели звезды». (Одежду умершего обязательно раздавали обмывальщикам, считалось, что в противном случае умерший не будет ее иметь на том свете.)

В культе природы у киргизов значительное место занимало поклонение земле и воде как носителям жизненного начала. Примечательно, что в этих представлениях отсутствовала персонификация образов и вся земная поверхность почиталась как божество Жер–Суу. Этому божеству молились и приносили жертвы 2 раза в год: весной, когда появлялась зелень в горах и начинался окот скота, и поздней осенью, в дни перекочевки на зимние стойбища.

Во время жертвоприношения все члены родовой группы собирались вместе, зарезав жертвенное животное, варили его и ели. Все это сопровождалось молитвами, обращенными к Жер–Суу. У тянь–шаньских киргизов в этом ритуале отмечается любопытная деталь: перед тем как резать жертвенных животных в честь божества Жер–Суу, готовили специальную деревянную чашу. На дно чаши клали соль, поверх нее вату и только после этого в нее пускали кровь жертвенного животного. Каждый член семьи подходил к чаше. Обмакнув палец в жертвенную кровь, глава семьи ставил знак на лбу каждого члена семьи. Таким образом, у киргизов божество Жер–Суу было объектом родового и семейного поклонения.

Наряду с почитанием всей земной природы, объектами поклонения одного, а иногда и нескольких соседствующих родов были и некоторые конкретные места: горы, ущелья, источники, озера. Как правило, они имели своих духов–хозяев.

Одним из таких объектов было озеро Кыз–Кель («Девичье озеро»). Согласно легенде, среди девушек племени басыз была красавица, которая жила в семье брата. Жена брата не любила ее. Однажды брат подарил девушке красивое платье. В новом платье она пошла на берег озера. Пришедшая вслед за ней жена брата толкнула ее в озеро, и девушка утонула, а жена брата вместе с ребенком превратились в камень. С тех пор на берегу озера стоит камень, напоминающий женщину с ребенком.

В прошлом каждый киргизский род отправлял свои религиозные обряды у собственных святилищ, хотя почитание некоторых из них имело и более широкий характер.

 

КУЛЬТ ОГНЯ И МАГИЧЕСКИЙ КУТ

 

Почитание огня у киргизов, как и у других народов, связано с древнейшим представлением о его целебных и очищающих свойствах. Культ огня был связан с культом домашнего очага. У киргизов бытовал ряд поверий и обрядов, связанных с огнем. Так, запрещалось плевать в огонь, гасить его водой, ступать на то место, где есть следы огня. Во время окота овец считали нежелательным давать огонь кому–либо из соседей. Не выносили огонь из дома во время родов женщины до тех пор, пока не отпадет пуповина у ребенка.

С культом домашнего очага было связано у киргизов хранившееся в некоторых семьях изображение из олова и свинца, носившее название «кут». Считали, что кут падает через деревянный обод, образующий дымоходное отверстие. Тому, кто сможет его взять, он приносит счастье. Если кут по форме напоминал изображение человека, то считали, что у того, кто обладал им, будет много детей, если же он напоминал животное – будет много скота. Кут заворачивали в вату, потом в тряпочку, затем клали в специальный мешочек, который хранили в сундуке. Основной хранительницей этой реликвии в семье была старшая женщина.

Таким образом, кут был семейной святыней, согласно поверьям, приносящей счастье, богатство, детей, а также охраняющей скот от болезней.

Подобные поверья были распространены также среди таджиков и узбеков. Как правило, они были связаны с обычаем гадания при вселении в новый дом. У таджиков талисман готовила старуха, которая выливала расплавленный свинец в воду. По полученному изображению гадали о будущем. Во второй половине XIX века этот обычай был широко распространен в ферганской долине. В одном из документов из архива кокандских ханов содержится распоряжение кладовщику выдать серебра, цинка и меди для «отливания счастья» (кут рихтан) в новом доме сына маргеланского бека.

Обряды поклонения огню как очищающей стихии совершали индивидуально и группами – семьями, родами. Окуривали постель, ребенка, одежду, перед тем как ее надеть. Между кострами прогоняли скот и проходили сами перед перекочевкой на новое место. Считалось, что после очищения огнем исчезнут все беды, от которых люди страдали на этом месте.

 

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ МАГИЯ

 

Поскольку киргизы были в основном скотоводами, хозяйственная магия касалась в основном скота. Существовало множество ритуалов, которые должны были способствовать плодовитости животных, оберегать их от болезней. Для этого, например, делали меты на ушах овец: разрезали ухо или вырезали кусочек его. Вырезанные кусочки не бросали, а нанизывали на нитку и вешали в юрте. Считалось, что этим можно обеспечить не только сохранность овец, но и их обильное размножение.

Магические обряды, связанные с земледелием, были немногочисленны; в них также принимали участие животные. Вот один из них. Его совершали на току после обмолота зерна, перед тем как насыпать его в мешки. Зерно сгребали в кучу, вокруг которой очерчивали круг. Поверх кучи клали кусок глины или 7 камней и втыкали 7 колосьев. Владелец зерна приводил на ток одну овцу. Ее забивали и кровью обильно обрызгивали лопату, зерно и ток. Мясо овцы варили и тут же, на току, съедали. После этого произносили пожелание: «Пусть Бог даст добро, пусть хлеба много будет, пусть скот и люди будут здоровы».

Хозяйственная магия была широко распространена у всех народов Средней Азии и Казахстана.

 

МАГИЯ ПОГОДЫ

 

Она примыкает к хозяйственной магии, ее задача – магическими действиями повлиять на погоду: вызвать дождь, снег, ветер или прекратить эти явления.

Магией погоды «ведали» заклинатели джайчы. Наиболее известными в начале XX века считались джайчы Токторбай Чолпонбаев из племени черик, Тянь–Шань, и Суюмаалы Касымов из племени басыз, Южная Киргизия.

Дар предсказания связывали с камнем джайташ. Согласно поверьям, джайташ находили в желудке овец или коров, либо в воде в джайташ превращали обыкновенный камень в результате 40–дневной молитвы со всякими сложными процедурами.

Камню джайташ приписывалась магическая способность не только влиять на погоду, но и причинять людям вред. Считалось, что в случае утери камня того, кто первый его увидит, постигнут беда, болезнь, смерть. Поэтому джайташ тщательно прятали, а перед смертью обладатель камня сам закапывал его в землю. Поверье о магическом камне джайташ имело широкое распространение у многих народов. У казахов он был известен под названием «джай–тас», у узбеков и монголов – «яда», у якутов – «сата».

По представлениям киргизов, после смерти джайчы начинались обильные осадки, для предотвращения которых необходимо было совершить такой обряд: кончиком ножа делали небольшой надрез на животе умершего, затем вырывали у него несколько ресниц и волосков из бровей и опускали труп в могилу, произнося при этом заклинания. Над могилой джайчы разжигали костер и бросали туда вырванные волоски. Считали, что, как только дым дойдет до неба, осадки прекратятся. В том случае, если умершего похоронили, не совершив обряда, а смерть случайно совпала с дождем или снегом, труп выкапывали и проделывали тот же обряд.

 

КОРАН И МАГИЯ

 

Примечательно, что магические действия иногда облекались в форму, непосредственно связанную с исламом. Так, киргизы верили в магическую силу Корана. Если заболевали животные, священную книгу мусульман привязывали к перекладине, положенной поверх укрепленных у входа в загон шестов, чтобы под ними можно было прогонять больное стадо. На лучших скакунов и коров вешали амулеты – изречения из Корана, написанные муллой и зашитые в кожаный футляр треугольной формы.

Таким образом, идеи ислама тесно переплетаются с магическими обрядами.

Аналогичная ситуация имела место и у других народов Средней Азии и Казахстана. Так, по свидетельству Бируни, среди мусульман было распространено следующее суеверие: начертание имени пророка Мухаммеда уподобляли человеческой фигуре, где каждая буква осмысливалась как определенная часть тела. Почитались также камни, связанные с «чудесными» надписями имен «Мухаммеда», «Али» и других слов.

У казахов ислам был тесно переплетен с многочисленными пережитками домусульманских верований вплоть до XIX века. Крепче ортодоксальный ислам держался среди феодальной знати; народные массы представляли его себе совсем по–иному. Касаясь шаманства у казахов, Ч. Велиханов (с. 470) пишет, что оно «смешалось с мусульманскими поверьями и, смешиваясь, составило одну веру, которая называлась мусульманской, но [они] не знали Магомета, верили в Аллаха и в то же время в онгонов, приносили жертвы на гробницах мусульманским угодникам, верили в шамана и уважали магометанских ходшей. Поклонялись огню, а шаманы признавали вместе с онгонами мусульманских ангелов и восхваляли Аллаха. Такие противоречия нисколько не мешали друг другу». В конце XIX – начале XX века у казахов все еще сохранялось немало древних верований.

 

КАЗАХСКАЯ МАНТИКА

 

У казахов существует два основных вида гаданий: гадание на кумалаках и гадание по жауырын.

Самым распространенным видом гадания было первое гадание. Название «кумалак» происходит от названия овечьего помета, которым пользовался гадальщик. Выбор инструмента для гадания не случаен: овечий помет входит в определенный набор сакральных предметов культа овцы. Подчеркивая сакральную чистоту овцы, помет использовался и для изготовления подстилки для новорожденного и посуды, им также присыпают ранку при обрезании. Полноценными заменителями кумалака служили кукуруза, пшеница, фасоль, галька или просто крупные камни.

Судьба гадателя на кумалаках была заранее предопределена, но родители могли активно стимулировать будущее ритуальное занятие ребенка. Для этого уже перед первым кормлением необходимо было приложить кумалак ко рту ребенка, сопровождая действие молитвой. Этот первый кумалак осмысляли как «божественный дар» и хранили 9–Шлет (до мусульманского совершеннолетия), если гадателем предстояло стать девочке. Традиционно гадателями могли быть и мужчины, и женщины.

Цели гадания различались: здоровье, семья, пропажа, выигрыш и так далее. Мантические толкования возможны не только в отношении будущего, но и прошлого и настоящего. Примечательно, что гадать на себя на кумалаках нельзя.

Перед гаданием произносили традиционную формулу: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного». При гадании на кумалаках расстилается белая ткань – свидетельство сакрализованной ситуации.

Количество кумалаков обязательно должно равняться 41. Гадательный процесс начинается с деления 41 кумалака на 3 примерно равные кучки. Из каждой извлекается количество шариков, кратное четырем, до тех пор, пока не останется 1,2,3 и 4 кумалака. Остатки, полученные от первоначальной выборки, располагают в ряд справа налево от гадальщика. Оставшиеся после раскладки шарики соединяют и повторяют эту процедуру еще 2 раза. В результате получается четырехугольник с различным расположением кумалаков. Затем начинается толкование. Учитывается число шариков в ряду, их четность или нечетность, расположение по диагонали и так далее.

На этом гадании явно видны следы числовой магии. Число 41 имеет древнюю традицию и фигурирует в различных верованиях и обрядах народов Средней и Центральной Азии, Казахстана и других. Так, в призывах таджикского шамана встречается обращение к 41 святому. Узбекские и таджикские шаманы для привлечения духов оставляют 41 светильник и 41 лепешку. У таджиков будущий «заклинатель дэвов» должен 41 день провести в ритуальном заточении.

Гадание на кумалаках известно также у узбеков, таджиков, туркмен, киргизов.

Не менее популярен и другой вид гадания – по жауырын, или скапулимантия, то есть гадание по бараньей лопатке.

Гадателями также могут быть и мужчины, и женщины. Нередко это люди, имеющие реального или мифического близнеца. Мифическим близнецом может быть вода или кровь, если роды сопровождались обильным отходом вод или сильным кровотечением. Чтобы стимулировать дар гадателя, ребенку в течение 40 первых дней дают перед кормлением пососать баранью лопатку или же в процессе кормления прикладывают ее к груди.

Предсказателей по бараньей лопатке называют жауырыши.

Мантический сеанс проводится 2 раза в неделю: в среду – «светлый день», и в пятницу – общий священный день мусульман.

При гадании в другие дни «верный» результат не гарантирован. Наиболее благоприятное время – 11 часов утра; этот временной отрезок считается спокойным, «чистым». Можно гадать себе самому.

Традиционно существует два вида гадания по жауырын: по обожженой на огне лопатке и по лопатке без предварительного обжига. Гадание по лопатке считалось уделом избранных. При этом гадателей разделяли на сильных и слабых. Слабые гадали на обожженой лопатке по белым линиям, оставшимся после обжига.

Сильные гадали по чистой, то есть не подверженной никаким внешним разрушениям лопатке. Такие гадатели считались рангом выше и воспринимались как ясновидящие.

Существовали и другие виды гадания по лопатке.

У узбеков, например, мантические действия заключались в нанесении на поверхность кости определенного рисунка, состоящего из кружков, в соответствии с расположением которых и делалось предсказание.

У многих народов широкое распространение получили гадания при подбрасывании лопатки. Предсказание строилось на положении ее при падении.

Помимо этих двух видов гадания гадали также по книге дуалык (сборник молитв) и Корану. Нередко такие гадания практиковали муллы. Иногда прибегали к гадальщикам – представителям других этносов. Так, казахи приглашали узбекских гадальщиков по книгам или среднеазиатских цыган, использовавших зеркала.

Мнение, что мантические идеи противоречат исламу, единодушно, но к гадателям тем не менее обращаются.

 

ПАНДЕМОНИУМ

 

Многим народам Средней Азии и Казахстана было свойственно отвлеченное представление о духах. Так, у таджиков не было в языке и специального обобщающего термина для этого понятия. Обычно употреблялись частные названия отдельных наиболее известных персонажей таджикской демонологии. В тех случаях, когда хотели сказать о духах вообще, прибегали к иносказательным выражениям. Нередко употребляли слова «чиз» – «вещь, нечто», «зиен» – «вред», «бала» – «несчастье». Замена этими словами названий духов вызывалась нежеланием «привлекать к себе их внимание». Табу на имена духов и богов существовало и у других народов.

Состав пандемониума у народов Средней Азии и Казахстана более или менее однороден. У всех бытуют представления о джиннах, пари, дэвах и албасты.

Духи делились на три категории:

«чистые», обитающие в мазарах, то есть духи умерших святых. Такой дух назывался либо именем святого, либо нередко употреблявшимся в таком случае словом «мазар». Согласно верованиям, «чистые» духи имели человеческое происхождение и восходили к культу предков, иногда – героев;

албасты, джинны (аджины), дэв;

пари.

Албасты являлись в образе многогрудой женщины, или женщины с длинными обвисшими грудями, с длинными косами, которые она расчесывает, сидя где–нибудь под деревом, чаще всего – под орехом. Поэтому орех считается плохим деревом, под которым опасно долго находиться и особенно засыпать. По поверью, албасты делают женщин бесплодными, «связывая» их детородные органы. Для освобождения от чар женщина должна перейти через реку. Примечательно, что переход через текущую воду у многих народов считается средством освободиться от любого магического «связывания».

Албасты насылали болезни. При этом в большинстве случаев под причинами болезней понимались вполне конкретные действия духов. Считают, например, что албасты ударяют человека своей «пятерней», отчего тело его покрывается синяками – следами его пальцев. В Самарканде говорили, что духи касаются человека рукой.

Широко известна легенда о встрече албасты с царем Соломоном (Сулейманом), в мусульманском мире считающимся также царем демонов и духов. В одном из вариантов легенды рассказывается, что албасты велят сделать свое изображение, обещая не вредить тому, кто носит его при себе. Таким образом, амулет, призванный защищать от албасты, употреблялся по принципу, прямо противоположному: изображение духа носили при себе. Обычай ношения идолов в качестве оберегов засвидетельствован по всей Средней Азии. В Бухаре в X веке, уже после введения там ислама, ежегодно проводились ярмарки, на которых продавались идолы, и всякий, кто потерял своего идола или хотел заменить обветшалого, покупал там себе нового. Идолов вытачивали также на дверях замков в качестве оберегов.

Представление о джиннах, или аджинах, было различно. Узбеки Хорезма представляли этих демонов как что–то очень мелкое – вроде мошек. У таджиков аджины рисуются в виде чего–то волосатого, например кошки или мехового бурдюка. В отличие от исламского понимания джинна, как происходящего от «чистого огня», таджики представляли его существом нечистым, выбирающим себе грязные места: кучи навоза, разрушенные дома, заброшенные мельницы. Примечательно, что аджины, желая наказать человека, могли всего лишь дотронуться до него своими волосами.

В некоторых районах существует поверье, согласно которому девочкам вечером не позволяли играть в куклы. Причиной запрета было опасение привлечь демонов: таджики боялись, что соберутся аджины и, думая, что куклы из их породы, заберут их и унесут. В этой связи любопытно, что кукол, которых изготавливали при казахском камлании и потом выбрасывали в степь, делали для того, чтобы духи приняли их за «своих сестер».

Демоны – дэвы были одной из центральных фигур демонологии. Их представляли в образе человекообразных существ огромного роста, им приписывалась также тайная связь с лошадью. В комплекс представлений о связи дэва с лошадью входил обряд, выполнявшийся в Самарканде в тех случаях, когда заболевание приписывалось вредному влиянию дэва. Эти обряды состояли в жертвоприношении дэву. Для этого зажигали ритуальные светильники из лучинок, обертывая их тряпочкой черного или красного цвета. Светильники ставили в лошадином стойле, на куче золы и навоза, причем обязательно лошадиного. По–видимому, имели место и случаи жертвенного заклания коня.

Пари – это духи–любовники. Как правило, дух пари, влюбившийся в человека, был другого пола. Но иногда он избирал себе человека того же пола, тогда их отношения ограничивались дружбой. Таджики верили, что от этих союзов могут родиться дети, чаще воображаемые. Существовало поверье, что если у женщины–пари рождаются от человека дети, то его жена будет бесплодна.

С вредными духами боролись. Любопытно, что, согласно поверьям, все духи боятся красного перца.

 

РИТУАЛЬНАЯ ЧАША ЧИЛКАЛИТ

 

Она была в ходу у таджиков, узбеков и других народов Средней Азии. «Чилкалит» в буквальном переводе – «40 ключей».

Ее использовали при гадании и для совершения магических действий. Чилкалит сделана из желтой меди и формой напоминает обычную чашу с отогнутым венчиком на невысоком поддоне. В центре ее на выпуклой подставке из той же меди укреплена подвижно на высоте небольшая чашечка, отогнутые края которой имеют 40 отверстий, куда подвешивали 40 металлических подвесок. Внешняя и внутренняя поверхности чаши испещрены молитвенными арабскими текстами и арабскими же цифрами. На венчике чаши отчеканена мелкая надпись с огласовочными знаками.

Гадание на чаше предназначалось для охраны человека от враждебных ему сил, для изгнания уже вредящих ему злых духов, вселившихся в него под влиянием «дурного глаза», а также для предсказания будущего. Согласно поверьям, тексты Корана, написанные на дне чаши, оделяли особой сакральной силой воду, налитую в чашу, и человек, выпивший ее, получал исцеление. В подобных представлениях сочетались различные элементы ранних форм религии – фетишизм, магия и другие.

Примечательно наличие у чаши ключей. «Калит» означает «ключ», откуда чаша и получила свое название. В Средней Азии ключу и замку приписывалась вредная магическая сила. Так, например, существовал колдовской прием, заключавшийся в запирании замка в момент бракосочетания, что должно было повредить новобрачным.

Число «40» также не было случайным; оно связывалось с сакральными силами. Известна легенда о чильтанах – 40 неразлучных духах, обладавших сверхъестественной силой провидения и скрывавших свое существование от непосвященных. В прямой связи с чилкалитом стоит слово «чилкоф» – заклинание, произносимое для укрощения злых духов; при этом человека, произносившего заклинания, называли «чилкофхон». А «чилая» – период в 40 дней после родов, особенно опасный для матери и ребенка, время их особой сакральной уязвимости со стороны враждебных сил и людей.

Гадание на чилкалите происходило обычно вечером в четверг, накануне пятницы. Это время посвящалось духам умерших предков, посещавших в этот вечер, согласно поверьям, свой дом. В центре верхней чашечки зажигалась свеча, в чашу наливалась вода, и при гадании в воду опускали кусочки бумаги с написанными на них различными знаками и сурами из Корана. По другим сведениям, гадание производилось один раз в году. Вероятно, оно было связано с нарузом – празднованием Нового года.

 

ВЕРОВАНИЯ ТУРКМЕН

 

Несмотря на принятие ислама, туркмены, как и многие другие народы, продолжали сохранять прежние – домусульманские – ритуальные верования, прежде всего связанные с культом природы. Так, древнетюркский верховный бог Тенгри представлял собой обожествление небесного свода; уступив место мусульманскому Аллаху, он тем не менее не был забыт.

Не были забыты и определенные представители тотемов, связанные со священными, табуированными для каждого из племени отдельными видами птиц: белый сокол, орел, кречет и другие. Арабский географ XII века аль–Идриси рассказывает, что у огузов, живших поблизости от Хорезмского озера, то есть Аральского моря, существовало представление о таинственной большой рыбе, которая появлялась в глубине вод в виде человека: она летает над водой, и ее видят рыбаки, она произносит 3–4 непонятных слова и скрывается в воде. Согласно верованиям, появление этой рыбы в таком виде предвещает смерть одного из известных князей огузов.

Любопытное свидетельство оставил Бируни. По его сообщению, тюрки–огузы поступали с утопленниками следующим образом: они клали труп на помост на берегу и привязывали веревку к его ноге, а конец ее бросали в воду, чтобы душа могла подняться по ней для воскресения. Огузы, очевидно, полагали, что душа человека, взятого водой, может вернуться назад к телу.

Традиции культа природы у огузов были настолько сильны, что они поклонялись каждой вещи, которая чем–нибудь хороша или удивительна.

Боязнь злых духов привела к появлению обычаев и обрядов, направленных на умилостивление или отпугивание злых сил. Так, по описанию Бируни, жители Хорезма, отмечая 15–й день месяца римжд, прибегали с этой целью к парам и дыму, а также использовали запахи приготовленных кушаний, которые они выставляли с целью отразить бедствия, насылаемые джиннами и злыми духами. Этот обряд ярко отражает древний культ природы: поскольку 15–й день месяца римжд приходится на самую середину холодной хорезмской зимы, таким способом старались умилостивить духов и смягчить суровость погоды.

Большую роль играл культ мертвых. Похороны обычно сопровождались богатым инвентарем, включая и личное оружие, и деревянный кубок с хмельным напитком, а для ритуальных поминальных триз забивали порой до 200 лошадей. Существовал и обычай, по которому угощение для умершего зарывали в землю.

Почитанием были окружены предки по мужской линии, а также вожди и родовые старейшины. Их могилы почитались как святыни. Любопытно, что туркмены также почитали знахарей и поклонялись им.

В XI–XII веках в огузско–туркменской кочевой среде были сильны шаманские традиции. Правда, функции шаманов сузились, в основном до лечебной и прорицательской.

Как и другие народы, туркмены боялись колдовства, особенно с использованием воды. От воздействия злых сил традиционно применялись разного рода амулеты и обереги, а также надписи магического характера.

Источники отмечают у народов Средней Азии и Казахстана немало и других верований, представлений, обрядов и обычаев магического характера.

 

 

КОЛДОВСТВО В РОССИИ

 

Представляемый здесь рассказ имеет целью не столько описание каких–либо событий, сколько изображение характера целой эпохи и воспроизведение понятий, верований, нравов и степени образованности русского общества…

А. К. Толстой. Князь Серебряный

 

ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНИХ СЛАВЯН

 

У древних славян были широко распространены культ природы и культ предков, в основном соприкасавшиеся друг с другом.

Русские летописи упоминают богов Перуна, Стриборга, Дажьбога, Хорса, Семаргла и богиню Мокошь. Кроме того, упоминаются Велес, Сварог, Род и роженицы, а также Лада и Лель. Имена русских богов встречаются в ряде литературных и исторических памятников. По договору 907 года русские клялись «оружием своим и Перуном бог


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.