Юснатурализм как тип правопонимания. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Юснатурализм как тип правопонимания.

2021-05-27 45
Юснатурализм как тип правопонимания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Право, правильный, соответствующий идеалу (либеральный подход). Естественно-правовой подход - один из древнейших вариантов правопонимания. По сути он - противоположность правового этатизма. Естественное (природное) право трактовалось как постоянное и неизменное и, подобно совершенным законам природы, такое же совершенное. В силу этого оно воспринималось как абсолютная ценность: воплощение справедливости, добра, нравственности. Право преобладает над гос-вом. Различали правовые и неправовые законы. Право и закон - понятия не тождественные.

На вопросы о происхождении естественного права ответы давались самые разные:

АНТИЧНОСТЬ - естественное право уподоблялось разумным законам природы, которым подчиняется все живое. Фактически оно отождествлялось с естественной закономерностью, такой как, например, рождение и последующая смерть.

СРЕДНИЕ ВЕКА - естественное право получило теологическое (божественное) обоснование. Его трактовали как волю Бога, которая находит отражение в человеческом разуме и в Священном Писании.

XVII - XVIII вв. - естественное право связывали правами и свободами ч-ка, которые непосредственно вытекали из чел. природы. Подобная гуманистическая интерпретация естественного права доминирует в общественном правосознании Запада и сегодня.

НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ - естественное право - некий правовой идеал, на который необходимо равняться государственному праву. Этот идеал зачастую понимается как совокупность нравственных требований к действующему гос.праву. Сходство всех концепций:

Естес. право - хорошее, настоящее, правильное, противопоставляется плохому и неправильному гос-му;

естественное право понимается как существующее независимо от гос-ва и общ-ва;

как явление идеальное, естественное право постоянно и неизменно, не подвержено «порче».

 

9. Интегральный вариант правопонимания.

     Конец 20 века актуализировал задачу теоретического обоснования целостной концепции права, которая могла бы объединить жизненные идеи основных правовых школ и направлений. «Необходимо преодолеть заблуждение относительно исключительно политической и аналитической юриспруденции («позитивизм»), или исключительно философской и моральной юриспруденции («теория естественного права»), или исключительно исторической и социоэкономической юриспруденции («историческая школа права», «социальная теория права»). Нужна юриспруденция, которая интегрирует все традиционные школы и выходит за их пределы. Она подчеркивала бы, что в право надо верить, иначе оно не будет работать».

Серьезные шаги в этом направлении были сделаны уже в дореволюционной России (правовая концепция В.С. Соловьева, школа «возрожденного естественного права», феноменологическая концепция права, «плюралистическая» теория права Б.А. Кистяковского, «синтетическая» теория права А.С. Ященко и др.). Характерной особенностью почти всех теоретиков указанных школ являлось стремление выйти за строгие рамки одной доктрины и использовать сильные стороны конкурирующих теорий. Особенно преуспели в этом, помимо выше упомянутых, Е.Н. Трубецкой, П.И. Новгородцев, Н.Н. Алексеев. Особого внимания заслуживает концепция Л.И Петражицкого и его последователей, в частности, П.А. Сорокина. Поэтому задача нашего правоведения в 21 в. - продолжить поиск в этом направлении - поиск путей формирования нового, интегрального типа правопонимания, (от лат.integer - целый) возникающего на основе диалога всех школ и направлений в современном правоведении, как западных, так и восточных. Смоделированная таким образом интегральная правовая онтология может явиться основанием для создания целостной концепции права, включающей в себя и его философию, т.е. метафизически-ценностное обоснование правовых идеалов. Такое правовидение, при всей своей возможной интеллектуальной утонченности и абстрактности, в основе своей должно быть просто и применимо на практике.

Решение этой задачи не предполагает создания единственной теории права, речь идет лишь о векторе развития правовой мысли к началу нового тысячелетия, и история 20 века подтверждает, что это направление остается главным.

 

10. Коммуникативная теория права.

Петражицкий, Сорокин, Коркунов - петербургская школа права является методологическим источником в сочетании с феноменологической концепцией Н.Н. Алексеева. Эти теории необходимо сочетать с современными подходами герменевтики, синергетики и феноменологии.

В основе лежит представление об обществе не как об объективной реальности, а интерсубъективной реальности. Коммуникация - взаимодействие между субъектами, опосредованное текстом (знаковым объектом).

Текст - это система знаков, создаваемых в рамках культуры. С точки зрения герменевтики, все явления являются текстом, обладающим смыслом для воспринимающего субъекта.

Структура коммуникации:

Не < двух коммуникантов, кот.владеют знаками, нормами языка, способны понимать друг друга.

Ситуация, которую участники пытаются осмыслить и понять.

Сообщения, которые выражают смысл ситуации в знаках определенной культуры.

Мотивы и цели, кот.делают тексты направленными, то что заставляет субъектов взаимодейс-ать.

Процесс передачи информации содержится в текстах.

Восприятие, интерпретация информации из теста, что выражается в опред. поведении субъектов.

Коммуникация происходит в рамках определенной культуры, в рамках которой создаются, передаются и интерпретируются тексты.

Правовая коммуникация - это правовое взаимодействие между субъектами, возникающее на основе интерпретации правовых текстов, результатом которой является предоставление субъектам взаимных прав и обязанностей.

Текст - система знаков. Знак - это материальный предмет, который выступает как представитель другого явления и который используется для получения, хранения и передачи информации в процессе коммуникации.

Правовой текст - система знаков, интерпретация которых порождает правовой смысл, направленный на регулирование поведения субъектов путем определения их правомочий и обязанностей. Таким образом, правовой текст опосредует правовую коммуникацию, то есть он информирует субъектов о принадлежащих им правах и обязанностях.

Тексты бывают вербальные и невербальные, символические.

Вербальные тексты бывают устные и письменные.

Устный текст - правила прав. обычаев. Письм. текст - тексты НПА, договоров.

Правовой текст является носителем информации о правовых нормах, но он не равен правовой норме. Правовая норма представляет собой идеально-материальное явление, возникающее из интерпретации правового текста, которая осуществляется правовым сознанием субъекта с одной стороны, и реализуется в актах взаимодействия субъектов, с другой.

Интерпретация правового текста всегда осуществляется в рамках определенного культурного контекста, благодаря чему оказывается возможной правовая коммуникация.

Феноменологический метод позволяет рассматривать право как интегральное единство и выявить структуру права, в которой и выражается эйдос права. Интегральным элементом этой структуры является правомочие, то есть наличная возможность субъекта действовать оправданно тем или иным образом и требовать соответствующего поведения от других субъектов (социально признанное правомочие). Правомочия всегда предполагают наличие другого субъекта, к которому оно обращено (социальная направленность).

Правомочия и обязанности образуют лишь эйдолу права (неполный эйдос). По мнению Полякова, правомочие и обязанность являются таковыми только тогда, когда они вытекают из общезначимых и общеобязательных правил поведения, то есть правовых норм.

Правовая структура, следовательно, представляет собой коррелятивную связь правомочий и обязанностей, консолидированных общезначимой и общеобязательной нормой.

Единство элементам правовой структуры сообщает субъект:

Субъект интегрирует прав.текст и в проц. интеграции выявляет смысл обращенной к нему нормы.

Субъект совершает акт признания заключенного в норме ценностного содержания.

Субъект делает норму актуальным правилом своего поведения.

Таким образом, право - это психо-социо-культурная система, то есть явление, существующее в сознании субъекта и не существующее вне его, это явление, существующее во взаимодействии субъектов, которое и очерчивает границы интерпретации правовых текстов.

Вся концепция Полякова может быть охарактеризована как персоналистическая, так как все механизмы права «оживают» благодаря субъекту, правовой текст мертв без субъекта. Таким образом, общественный правопорядок создается не только и не столько усилиями органов государственной власти, сколько самими субъектами, вне взаимодействия которых право не будет существовать. С точки зрения Полякова право возможно только как действующее право, то есть находящее реализацию в субъекте.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.