Формы социальной организации в догосударственном обществе — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Формы социальной организации в догосударственном обществе

2021-05-27 47
Формы социальной организации в догосударственном обществе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гос-во существовало не всегда. Первые гос. образования появились около 5 тыс.лет назад. Первая форма жизнедеятельности – первобытное общество, которое прошло 2 этапа: этап присваивающей экономики и этап производящей экономики.

1 этап: Форма социальной организации – родовая община – общность людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство. Объединяла несколько поколений. Возглавлялась старейшинами. Представляла собой личный, а не территориальный союз. Особенности: кочевой образ жизни и половозрастное распределение труда. Управление – на началах естественного самоуправления. Власть носила общественный характер, т.к. община сама формировала органы самоуправления – на общем собрании. Власть основывалась на авторитете (потестарная власть). +жесткое принуждения (вплоть до изгнания из общины). Власть лидера не была наследственной. Он мог быть смещен. Сам участвовал в производственной работе. Религиозные функции выполнял жрец.

2 этап: Далее произошел переход от присваивающей к производящей экономике (неолитическая революция). Появились первые цивилизации (т.к. усложнение организации производства, появление новых организационных и управленческих функций, необходимость регулировать с/х производство).Т.о., произошло расслоение общества по социальному признаку. Выделились: 1) организаторы производства; 2) трудовые работники; 3) контролирующие работники; 4) работники информационных систем, осуществляющ. учет труда и распределение его результатов.

Т.о., неолитическая революция привела первобытное общество к расслоению, появлению классов и затем к возникновению государства.

 

 

  1. Закономерности возникновения и развития государства

Возникновение государства было закономерным этапом в развитии человеческого общества. Закономерный характер возникновения государства был обусловлен влиянием как социальных факторов, так и психологическими, антропологическими, демографическими (запрет на кровосмешение), этническими (деление на свободных и рабов на основе этнических различий), геополитическими (угроза извне), географическими (процесс государствообразования заметно ускорялся там, где был выход к морям, и замедлялось в лесных, степных районах) факторами.

К социальным факторам относятся:

1. Неолитическая революция: переход от присваивающей экономики и экономике производящей. Главная сущность неолитической революции состояла в том, что для удовлетворения своих жизненных потребностей человек был вынужден перейти от присвоения продуктов природы к подлинно трудовой деятельности, в том числе к изготовлению орудий труда.

2. Дальнейший прогресс был связан с разделением функций, с дифференциацией ранее нерасчлененных видов деятельности – общественным разделением труда. Называют три крупных общественных разделения труда:

o отделение скотоводства от земледелия;

o выделением ремесла (способствовало возникновению городов);

o развитие торговли и имущественного оборота.

Разделение труда способствовало образованию различных групп населения: организаторов производства, работников и лиц, осуществляющих учетные и контрольные функции.

3. Специализация и разделение функций заметно увеличили возможности человека, производительность его труда, что обусловило появление прибавочного продукта. Появление прибавочного продукта привело к возникновению семьи, становлению новых форм собственности (коллективной, групповой, частной) и, как следствие, – к дальнейшему расслоению общества по социальному признаку. Роль семьи постепенно возрастает, а ее интересы уже не полностью совпадают с интересами рода, продукты начинают присваиваться не родом, семьей. Все это ведет к ослабеванию родоплеменных связей и усиливает классовое расслоение внутри рода.

В конечном счете, взаимоотношения между различными группами внутри рода приобретают политический характер, а бывшие органы потестарной власти становятся государственными органами.

В основе процесса возникновения государства лежит закон возрастающего разнообразия форм деятельности людей как следствие постоянного роста потребностей. Возникающие новые потребности нуждаются в своем удовлетворении, которое осуществляется путем общественного разделения труда, специализации функций, знаний, навыков и умений и закрепления их за определенной группой, которая обменивается результатами своего труда с другой группой. Таким образом происходят дифференциация различных видов человеческой деятельности, умножение числа профессий, разнообразия социальных отношений социальных групп, индивидуальностей. Умножение и усложнение форм разделения труда порождают различные формы социальной неоднородности: экономическую, имущественную, социальную, классовую.

Возрастает роль и значение прежних институтов власти родоплеменного строя, особенно совета старейшин. Появляется преемственность поколений: члены совета начинают передавать свои должности по наследству. Постепенно органы власти начинают выражать интересы только определенных слоев первобытного общества и отрываются от населения. Все большее значение приобретают религиозные деятели, военные вожди и их военные дружины. Влияние последних обусловлено изменением характера войн, которые вели члены того или иного племени.

 

Если раньше эти войны велись в целях защиты, то теперь они становятся захватническими, т.е. имеют основной целью получение имущества другого племени и военнопленных, которые впоследствии превращаются в рабов (ранее все, что производилось, потреблялись самими членами рода, а взятые в плен враги, либо убивались, либо превращались в членов рода. Т.о. власть постепенно приобретает политический характер, монополизируется привилегированным меньшинством общества.

Наряду с социальными факторами (общественное разделение труда, частная собственность, деление общества на классы), повлиявшими на процесс возникновения государства, следует отметить демографические, психологические, антропологические, геополитические факторы (нуждались в регуляции процессы естественного воспроизводства в связи с переходом от кочевого к оседлому образу жизни, запретом на кровосмешение и изменением форм семьи).

 

 

  1. Города- государства

  Первые города- государства – это поселки (селения), в кот, как предполагают ученые, проживали свободные общинники- земледельцы. Они селились по территориальному признаку, а не по родству и представляли собой соседскую, а не родовую общину.

Город- гос-во был административно- хозяйственным и религиозным центром селения и прилегающей к нему тер-рией. В самом городе проживали постоянно вождь, жрецы, чиновники. Следовательно, город – гос-во был центром управления городской общиной и одновременно центром управления административного лидерства (дворец) и центром идеологического лидерства (храм).

Город- гос-во имел четкую систему территориального расселения, по принципу разделения труда (кварталы оружейников, горшечников, медников, воинов, купцов и т.р.) Типичным средством формирования господствующих слоев, а затем и классов стал наследственный механизм передачи должностей, а власть открывала путь к присвоению прибавочного продукта.

Ф-ции гос управления состояли в следующем:

- управление общинным земледелием

- выполнение общественных ритуалов и обрядов

- защита от военных нападений и организация военных походов против др городов- государств

- создание и распределение общественных фондов на случаи стихийных бедствий, воен нашествий и проч

- рассмотрение и разрешение споров между жителями

- контроль за осуществлением межгосударственного продуктообмена, а затем и товарообмена.

- иные ф-ции.

 Многочисленные ф-ции потребовали разветвленного аппарата управления, кот постепенно обособился от основной массы населения, в результате чего появился спец слой людей, кот выполняли только управленческие обязанности. Вместе с тем исчезает практика выборности и сменяемости лидеров.

Т.о ., города- государства стали системой нового типа- политическим, структурным и территориальным образованием. Политическим потому, что первоначально город- государство выражал и защищал интересу всего общества, осуществлял внутренние и внешние ф-ции – оборону, военные походы, взимания дани, т.е. занимался политикой. Со временем государство стало выражать интересы лишь стоящих у власти групп и слоев и превратилось в инструмент проведения политики господствующего класса.

Для выполнения своих управленческих ф-ций аппарат государства наделяется властью, в том числе возможностью применить принуждение.

Государство как территор-ное образование подразумевает переход населения к оседлому образу жизни и объединения по территориальному, а не по родовому признаку.

 Т.о., можно сделать вывод, что государство возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни общинников- земледельцев и перехода первобытного общества от присваивающей к производящей экономике. Государство образуется постепенно, в течение длительного времени. В принципе общество, как это было на раннем этапе его развития, может существовать без государства, но государство невозможно без общества.

 

 

  1. Пути формирования государства

 Их различия состоят, главным образом, в том, каким образом происходил процесс разрушения форм родоплеменной организации, возникновения социального расслоения и на этой основе органов публичной политической власти, монопольно правящей группы. Выделяются три основных пути возникновения государства и права:

1) Восточный путь возникновения государства или азиатский способ производства (Древний Восток, Африка, Америка, Океания). В условиях Азиатского способа производства классовая дифференциация не так четко и последовательно связана с рабством. Рабство не играет существенной роли, поскольку основную работу осуществляют сами члены рода. Но в этом обществе особая роль принадлежит управленцам, которые организуют эти общественные работы (родоплеменная знать, занимавшая общественные должности). Следовательно, социальная дифференциация между группами в странах Востока происходит на основе политического неравенства, т. е. по их положению во властной иерархии, по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также тем привилегиям, которые управляющие и контролирующие группы способны извлекать из своих властных позиций. Подобная социальная структура именуется этакратической, или функциональной, т. е. основанной на положении личности в системе власти и выполнении ею определенных ролей, статусов и функций. По мере развития общества класс управленцев плавно трансформировался в государственные органы, а коллективная (общественная) собственность постепенно превратилась в государственную, т.е. рядовые члены общества этой собственности фактически лишаются.

На этот путь зарождения государства значительное влияние оказало географическое положение, необходимость строительства крупных ирригационных сооружений и их эксплуатации. Восточные государства характеризовались тем, что были деспотическими монархиями (в руках монарха была неограниченная политическая, экономическая, духовная власть), имели мощный чиновничий и репрессивный аппарат, экономическую основу государства составляла государственная собственность. Частная собственность не имеет существенного значения. Отчетливо выраженной классовой дифференциации также не наблюдалось.

2) Европейский (западный) путь возникновения государства (Древняя Греция, Древний Рим). Разрушение родоплеменной организации и переход к государству здесь осуществлялись в результате возникновения имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы.

Первоначально общество дифференцируется не на классы, а на свободных, т. е. полноценных граждан, несвободных, т. е. неграждан-рабов и иностранцев. Затем свободные делятся на классы, в основе которого лежит процесс кристаллизации частной собственности, возникающей в результате перехода от присваивающей экономики к производящей (родовая знать, свободные ремесленники, крестьяне, торговцы, поэты, художники, скульпторы). Появление частной собственности породило имущественное неравенство. Частная собственность становится базой, фундаментом для утверждения экономического господства имущих классов. В свою очередь, это позволило овладеть институтами публичной власти и использовать их для защиты своих интересов.

Следовательно, государство на Западе было следствием деления общества на классы, в основе которого лежал процесс развития частной собственности на средства производства.

3) Синтезный путь был свойствен тем народам, которые переходили от родоплеменных отношений сразу к раннефеодальному государству под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно (у германских племен, Древней Руси, Ирландии и т.д.). Расслоение различных групп, в первую очередь, происходило по их положению в системе властно-государственной иерархии, выполнению определенных управленческих функций. На процесс формирования государства в данном случае влияли прочность сельской общины, внешняя опасность и завоевательные войны. Рабский труд не получил здесь широкого распространения в силу прочности общинных порядков, а также своей экономической неэффективности. Немаловажное значение имело влияние опыта других государств (восточные славяне оказались сначала под влиянием варягов, затем Византийского государства, заимствовав и у него государственную религию, институты и принципы их строительства и функционирования).

Эти пути нередко связывают с типом государства. Если следовать Азиатскому пути, то считается, что таким образом можно прийти сразу к феодальному типу государства, к феодализму, минуя рабовладельческий строй. А если речь идет о рабстве, то оно предполагает обязательно наличие рабовладельческого типа государства. Считается, что восточный путь возникновения государства является типичным, а рабовладельческое государство – уникальная форма, присущая только конкретной ситуации Древнего Рима и Древней Греции.

Справочно: Нормативная система этапа производящей экономики

Под воздействием социально-экономических факторов мононормы постепенно перерастают в нормы морали, права и религиозные нормы путем их расщепления, а также появления новых позитивно-обязывающих норм. Это знаменует появление права, которое на первом этапе представляет собой санкционированные государством обычаи (обычно право). Оно формируется путем приспособления и видоизменения обычаев родового строя, а также путем введения новых правил поведения, обеспеченных государственным принуждением. Обычное право выражает и защищает интересы, прежде всего, привилегированных слоев первобытного строя (военных вождей, старост, военных дружин). Появляются письменные источники права, фиксирующие правила поведения (агрокалендари, сборники обычаев), т.е. возникает законодательство. Усложняется структура регулирования поведения людей: помимо запретов и дозволений, появляются позитивно-обязывающие и диспозитивные нормы. Следует особо отметить религиозные нормы. Они приобретают особое значение в связи с тем, что жрецы и религиозные руководители начинают играть все более заметную роль.

Возникновение права было обусловлено общественными потребностями, к которым можно отнести:

o необходимость установления единого порядка в отношениях между людьми на определенной территории;

o потребность в поддержании порядка в условиях расслоения общества;

o необходимость установления соседских взаимоотношений и ограничения враждебного противостояния, а также регулирования обмена между народами.

Справочно: Признаки, отличающие государство от потестарной власти:

1. При родовом строе принадлежность человека к роду определялась его ровным родством, в государственно-организационном обществе применяется деление его членов не по родственному, а по территориальному признаку.

2. Наличие публичной власти, несовпадающей непосредственно с населением, т.е. возникают государственные органы, профессионально занимающиеся управлением. Кроме того, реализация этой власти опирается на возможность государственного принуждения (появляются такие дополнения к этой власти, как армия, тюрьма и т.д.). При родовом строе власть носила общественный характер и выражала интересы всего общества, государственная власть выражает интересы отдельных классов и носит политический характер.

3. Наличие системы налогообложения.


 

  1. Патриархальная, договорная и психологическая теории происхождения государства

Патриархальная теория. Эта теория также возникла в древности (ее основателем был Аристотель). Представители: Аристотель, Роберт Филмер, Конфуций, Николай Михайловский. По утверждению Аристотеля, государство наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. По его мнению, государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства – монархом. Власть монарха – это естественное продолжение власти отца (патриарха) в семье. Он призван заботиться о членах своей семьи и обеспечивать послушание членов этой семьи. Из патриархальной теории (как и из теологической), вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти.

Современное звучание данная теория получила в идее государственного патернализма, т.е. заботы государства о своих гражданах и подданных в случае неблагоприятной ситуации – болезни, безработицы, инвалидности и т.п.

Договорная теория. Эта теория была сформулирована в работах раннебуржуазных мыс­лителей. Представители: Г. Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев. По этой теории, до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авто­рами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие – «золотой век» и т.п.). В большинство концепций входит идея «естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от бога или от природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противо­речие с правами других, нарушается порядок, возникает наси­лие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь (естественные права, свободы, защиту личности и собственности), люди заключают между собой договор (конституционный!) о создании государства, добровольно пере­давая ему часть своих прав. Государство обязано заботиться об интересах членов общества и защищать их права. Характерно, что в данной теории обосновывается право народа на насильственное, револю­ционное изменение строя, который нарушает естественные пра­ва. Т.о. государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда западных государств, в частности, в Декларации не­зависимости США (1776 г.).

Психологическая теория воз­никла в XIX в., но ее истоки берут начало в Древнем Риме. Представители: Цицерон, Г. Тард, Н. Макиавелли, Л.И. Петражицкий, Д. Фрэзер, З. Фрейд, Н.М. Коркунов, Ф.Ф. Кокошин и др. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью жить вместе и подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и пр. Т.о. государство и право порождаются эмоциями и переживаниями, а не материальными условиями жизни.

 

  1. Теории происхождения государства: теологическая, марксистская и теория насилия.

Одной из древнейших явл теологическая теория. Она объясняет возникновение и существование гос-ва Божьей воли. Представителем этой концепции в России был Иосиф Волоцкий; на Западе Фома Аквинский. Данная теория в современный период разделяется идеологами ислама, католицизма, православия и иных религий.

Теологич т. обусловлена религиозным сознанием людей, доминировавшим в период Средневековья и ранее, а также уровнем знаний об обществе, кот сущ-ал в тот период. Эта теория отражает тот факт, что гос-во появл вместе с монорелигией, а также первые гос-ва были теократическими, вождь одновременно был верховным жрецом, позднее вступление на престол освящалось церковью, что придавало власти особый авторитет. Эту теорию использовали для оправдания неограниченной власти монарха.

Марксистская (классовая) теория была создана основоположниками научного коммунизма К. Марксом и Ф. Энгельсом. Впоследствии эта теория получила развитие в работах В. Ленина. Согласно марксистской концепции гос-во возникло в силу экономических причин- общест-го разделения труда, появл прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на противостоящие классы. Гос-во возникло как организация эконом-ки господствующего класса, кот при помощи гос-ва становится и политически господствующим, приобретая мощные ср-ва для подавления и угнетения эксплуатируемого класса. 

Теория насилия объясняет возник гос-ва результатом действия военно-политич фактора- завоеванием одних племен и народов другими. Победители стремятся с помощью гос-ва утвердить свое господство и заставить побежденных подчиняться себе. Представители: немецкий философ и экон-т Дюринг, австрийский социолог Гумплович, немецкий социолог Каутский. Гумплович утверждал, что гос-во возникло при помощи насилия одного племени над другим. По его мнению, рабство возникает из войны с чужими общинами, а племя победителя присваивает себе их землю, принуждает побежденное племя работать на победителя, платить им дань, создает аппарат принуждения для управления побежденными. Эта теория опиралась на конкр историч факты и событие. Пр. Франкское гос-во возникло в результате войн. Но восточнославянские гос-ва формировались без насилия. Очевидно, что военный фактор был вторичным, сопутствующим, а не главным в возникновении гос-ой организации общества.

 

 

  1. Сущность и содержание государства

Сущность государства – совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития. Определить сущность государства – значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает.

Когда говорят о сущности государства, то ее рассматривают, как организацию политической власти, либо экономически господствующего класса, либо всего общества. Т.о. сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства:

1) Классовый поход (К. Маркс, Ф. Энгельс) состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу (организованное насилие). Уже само возникновение государства связывается с возникновением классов, а не только с объективными причинами. Наряду с классовым характером обращается внимание на методы деятельности государства и возможность государственного принуждения. Т.о. государство понимается как классовая организация стоящего у власти и характеризуется как аппарат насилия, принуждения и подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса. При этом государства одновременно выполняет и некоторые «общие дела» (оборона страны, поддержание общественного порядка, социальная поддержка малоимущих слоев и т.п.), присущие любому обществу и отражающие интересы всех или большинства его членов.

Марксисты подразделяют государство на 2 вида: эксплуататорские (рабовладельческие, феодальные, буржуазные), связанные с принуждением, и социалистические государства, у которых принудительная деятельность не так ярко выражена. По их мнению, с исчезновением классов отомрет и само государство.

2) Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу (социальное назначение государства). В этих целях государство должно:

o устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его вплоть до применения принуждения;

o обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступая социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов, умерять их и добиваться определенного социального компромисса;

o обеспечить безопасность общества от внутренних и внешних врагов и агрессии;

o защищать личность от произвола, создавать нормальные условия жизни всех членов общества независимо от их непосредственного участия в производстве благ, заботиться о незащищенных слоях населения, т.е. государство должно быть социальным;

o выступать интегрирующей общество силой, т.е. добиваться в обществе мира и согласия, заботиться о развитии культуры, образования, здравоохранения и т.п.

Общесоциальная сущность государства предполагает демократические средства управления обществом взамен насилия и подавления, подчеркивает ценность для общества государственной организации.

Т.о. в юридической литературе утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства. Оба подхода присущи сущности любого государства, но удельный вес того или другого начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития. Это объясняется множеством факторов, среди которых национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географические и пр. факторы.

Другие подходы к анализу сущности государства:

1) теологический подход рассматривает государство как богоустановленное явление (особенно в сочинениях исламских фундаменталистов);

2) с точки зрения арифметического (классического) подхода государство – это совокупность трех элементов власти, территории и населения;

3) сторонники юридического подхода к понятию государства анализировали государство с позиции совокупности правонарушений, нормативного единства;

 

4) в последние десятилетия возник информационно-кибернетический подход к понятию государства, которое рассматривается как структура, действующая на основе системы ввода-вывода, прямых и обратных связей. Информация вводится в «государственные рецепторы» (органы), после чего

следует «вывод» (принятие решений), воспринимаемый населением по-разному, информация вновь поступает в рецепторы, цикл повторяется постоянно.

Содержание государства как определенного явления, выходит за пределы воздействия социально-экономических факторов. На него могут оказывать влияние географические факторы (страны-гиганты и страны-карлики), природные условия, наличие природных богатств (во многих странах содержание многих мероприятий государства определяется наличием богатых залежей нефти и т.д.), национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика и пр. Т.о. содержание государства – это конкретизация его сущности. Содержание государства – его многогранная деятельность, нацеленная на решение стоящих перед ним задач.

Т.о. государство это универсальная политическая организация в обществе, обладающая особой публичной (государственной) властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия на общество, выражающая, прежде всего, интересы экономически доминирующего социального слоя, но выполняющая также общесоциальные функции.

 

 

  1.  Гос власть и ее признаки

      Одним из признаков государства является наличие публичной политической власти. Характерные признаки власти:

1. Власть – явление социальное, т.к. присуща любой организованной, более или менее устойчивой общности людей и существовала на всех этапах развития общества.

2. Власть всегда существует и функционирует в рамках общественного отношения в виде отношения между людьми.

3. Власть реализуется в форме властеотношения, где один из субъектов выступает в роли властвующего, а другой – подвластного.

4. Власть – интеллектуально-волевой процесс, т.е. проявление власти и подчинение ей должны быть осознаны.

Существует т.з., согласно которой власть всегда основана на силе или принуждении. Однако сила власти может иметь различную природу (физическая, авторитет, убеждение и т.п.), носить косвенный характер.

В научной литературе отсутствует единое понимание власти, т.к. это сложное явление. Определение власти в зависимости от подходов к ее источникам.

o власть явление теологическое;

o антропологический подход: власть исходит из двойственной природы человека: с одной стороны, он стремится к свободе и автономии, с другой – не может существовать вне социальной среды;

o психологический подход: природа власти объясняется стремлением к власти одних индивидов и готовности к подчинению других;

o системная трактовка: власть есть средство социального общения, позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества, это функция системы, способная мобилизовать ресурсы общества для достижения общих, коллективных целей;

o и другие.

Чаще всего власть определяют как способность (свойство) одного субъекта (лица, коллектива, организации) подчинять себе другого субъекта и навязывать ему свою волю в своих собственных интересах или в интересах других лиц.

Виды власти. С т.з. социального уровня: власть в масштабе всего общества, внутри коллектива, в отношениях между индивидами. Власть может быть политической (власть одного класса над другим, государственная власть, партийная власть, власть политических лидеров и т.п.) и неполитической (экономическая, социальная, духовная и пр.). В зависимости от способа организации власти: демократическая и недемократическая власть. Различают также легальную (юридическая характеристика – созданная и функционирующая на законном, правомерном основании, ограниченная законом и действующая в его рамках) и легитимную (нравственная характеристика – признанная населением) власть. М. Вебер различал традиционную (опирающуюся на традиции), легальную (опирающуюся на законы), харизматическую (реализуется за счет особого положения руководителя) и теневую (носители – неформальные группы в правящей элите) власть.

Прежде всего, государство рассматривается, как компетентная политическая власть. Под политикой обычно понимается совокупность политических отношений по поводу государственной власти. Политика – отношения между различными социальными группами по поводу государственной власти. Это один из существенных признаков государства, который позволяет отличить государство, как носителя политической власти, от других видов социальной власти.

Государственная власть (политическая) – это определенная разновидность социальной власти, которая присуща любой организационной или более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (власть рода – потестарная, экономическая власть, родительская власть, церковная власть).

Социальная власть связывается с понятием авторитет, определяемым как возможность повлиять на поведение людей, подчинить своей воле это поведение (неотъемлемый элемент авторитета) как методами убеждения, так и методами принуждения.

Нередко между государством и политической властью ставится знак равенства. Однако существует определенное различие между политической властью и государством. Когда речь идет о государстве, то всегда подразумевается политическая власть. Но в то же время бывают такие ситуации, когда на тех или иных исторических этапах развития общества понятие политической власти не тождественно государству.

Государственная власть – это разновидность общественной власти, которая или осуществляется непосредственно самим государством через систему государственного аппарата, или делегировано (субъекты РФ делегируют часть полномочий органам местного самоуправления) или санкционировано им, т.е. приводится от его имени, осуществляется по его уполномочию и при его поддержке.

Государственная власть – разновидность социальной власти и обладает всеми ее признаками. Особенности государственной власти:

o реализуется через государство и его органы, т.е. государственный аппарат (имеет аппарат принуждения, распространяющий свои полномочия на всех без исключения людей, проживающих на территории государства);

o публична (т.к. функционирует в обществе, осуществляется профессиональным аппаратом, отчуждена от общества и не совпадает с ним);

o суверенна (обладает верховенством внутри страны и независимостью вовне: сама решает участвовать в международных организациях, договорах и т.п.);

o универсальна (распространяется на всю территорию и население страны);

o обладает монопольным правом на издание законов и других общеобязательных актов юридического характера (т.к. подкрепляется силой закона);

o в высокой степени формализована, ее организация, порядок деятельности детально определяются конституционными нормами, иным законодательством;

o легализация (юридическое провозглашение правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности, чаще всего легализация государственной власти, ее органов, порядка деятельности, осуществления конституции; нарушение принципа легализации государственной власти предполагает юридическую ответственность), осуществляемая различными способами (референдум, военные перевороты);

Легитимная государственная власть это власть, соответствующая представлениям, народа, общества данной страны о ее справедливости, правильности, обоснованности, моральной законности, т.е. связывается не с юридическими нормами, а с материальными, социальными, политическими, духовными условиями общественной жизни. Степень легитимности государственной власти находит свое выражение в поддержке этой власти населением. Утрата государственной властью легитимности не влечет за собой непосредственно юридической ответственности.

Различают экстраординарные (чрезвычайные) и обычные, традиционные способы легитимации новой государственной власти. К экстраординарным относятся социальные и политические революции. Нетрадиционные способы легитимации связаны также с предоставлением независимости бывшим колониям (например, в Африке), разделением государства (например, Чехословакии на Чехию и Словакию в 1993 г.), объединением нескольких государств в одно.

o единство (в государстве не может быть две, три и более различных властей, неодинаковых по своей природе, принципиальным целям и обладающим своими обособленными средствами государственного принуждения).

Идея единства имеет три различных аспекта:

1) социальное единство, что проистекает из единой природы государствующих (доминирующих) в обществе социальных групп;

2) единство основных целей и направлений деятельности всех органов государства, что обусловлено необходимостью согласованного управления обществом, без чего оно может быть ввергнуто в состояние анархии и распада, а разные цели в деятельности высших органов государства могут привести к их вооруженному противоборству (Россия, октябрь 1993 г.);

3) организационно-правовое единство, означающее создание системы органов государства с их иерархией и размежеванием полномочий.

Государственная власть ед


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.