Разгадка снов, по мнению мудрецов Торы, благословенна их память — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Разгадка снов, по мнению мудрецов Торы, благословенна их память

2021-05-27 25
Разгадка снов, по мнению мудрецов Торы, благословенна их память 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А) В Гемаре (Брахот 56) рассказывается: Бен Дама, племяннику раби Ишмаэля, приснился сон, что обе его щеки опали. Объяснил ему р. Ишмаэль, что два римских батальона задумали против него зло и погибли.

Б) (Там же): Бар Капара рассказывал Раби, что ему приснился сон, в котором его нос отпал. Объяснил ему Раби, что Б-жественный гнев уйдет от него. В другой раз приснилось, что у него отрезаны руки. Раби разгадал: Бар Капара не будет нуждаться в деяниях рук своих. Еще приснилось, что отрезаны его ноги. Объяснил Раби, что не нужно будет ему ходить пешком, а станет ездить на лошади. Еще приснилось, что умрет в месяце адар и месяца нисана не увидит. Разгадал Раби так: адар – это «ѓадар», то есть «великолепие»; а нисан – «нисайон» («испытание»), то есть умрешь в великолепии и не подвергнешься испытаниям.

(Там же): Один кути рассказал раби Ишмаэлю, что видел несколько снов подряд. Р. Ишмаэль разгадал эти сны, и все было правдой. Когда сказал р. Ишмаэль, что на кути надеты одежды, снятые с покойника, кути не согласился и сказал, что это неправда. Когда кути вернулся домой, рассказала ему жена, что одежда, надетая на него, была снята ею с покойника. И убедился кути, что все сказанное р. Ишмаэлем – правда.

В Иерусалимском Талмуде (Маасер шени, перек 4, галаха 6) рассказывается: один человек спросил р. Йоси о приснившемся ему сне, в котором увидел себя с оливковым венком на голове. Объяснил ему р. Йоси, что тот достигнет вершин в своей жизни. В другой раз пришел к р. Йоси другой человек и рассказал такой же сон об оливковом венке на голове, а ему р. Йоси сказал, что его побьют. Спросил его этот человек, почему раньше р. Йоси истолковал такой же сон хорошо, а сейчас – иначе. Ответил ему р. Йоси: первому человеку приснился сон в то время, когда оливки росли и зрели, а тебе – когда уже не росли, их собирали, чтобы сделать из них масло (когда собирают оливки, бьют по дереву, чтобы плоды упали).

Один человек видел во сне, что поливает оливковое дерево оливковым маслом. Сказал ему р. Йоси: чтоб ты сдох, сон показывает, что ты согрешил со своей матерью. Другой рассказал, что видел во сне, как один его глаз целует другой. Сказал р. Йоси: чтоб ты сдох, сон показывает, что ты согрешил со своей сестрой.

Еще один человек рассказал р. Йоси, что приснилось ему, будто у него три глаза. И объяснил ему р. Йоси: это связано с твоей профессией (тот человек делал печи); два глаза – твои собственные, и еще один глаз – жерло печи. Другому приснилось, что у него четыре уха. И в этом случае объяснил р. Йоси связь с профессией: этот человек наполнял бочки вином. Два уха принадлежат ему самому и еще два – ручки бочек, которые он наполняет.

Одному человеку приснилось, что от него убегают люди. Р. Йоси и это объяснил его профессией. Тот работал факельщиком, и люди убегали от него, боясь искр.

Приснилось человеку, что он одет в тетрадь из 12-ти листов, и объяснил ему р. Йоси, что постель его лежит на двенадцати брусках, которые поддерживают его.

Нееврей пришел к р. Йоси и рассказал, что ему приснилось, будто он проглотил звезду. Сказал ему р. Йоси: ты убил еврея (под звездами подразумеваются евреи).

Одному человеку приснилось, что в его винограднике вырос салат. Объяснил ему р. Йоси, что вино, которое сделают из этого винограда, будет таким сладким, что придется смешивать его с горьким салатом, чтобы уменьшить сладость.

История о том, кто не захотел платить р. Йоси за разгадку сна, хотя обещал. В результате его урожай погиб. Вначале ему приснилось, как приказали ему бросить то, что держит в руке. Потом приснился сон, где сказали: дуй своим ртом. Наконец, приснилось, что говорят: выпрями свои пальцы. Разъяснил этому человеку р. Йоси, сколько он потерял из-за того, что не захотел заплатить за разъяснение снов. В первом сне было сказано ему, что сильный дождь поразит всходы. Во втором сне сообщалось, что колосья уже наливаются. Третий сон известил о росте урожая за счет влаги весенних дождей.

Отсюда видно: толкователи разбирались в обычных вещах.

Рассказывается (там же), как женщина пришла к р. Йоси женщина, чтобы разгадал ее сон: притолока у двери ее дома сломалась. Р. Йоси разгадал, что родится у нее сын, – так и было. В другой раз приснился ей тот же сон. Пришла к р. Йоси, но его не было, и разгадали его ученики: когда родится сын, муж ее умрет. Когда р. Йоси узнал об этом, сказал: «Вы убили человека, потому что разгадка сна имеет силу, так и будет в действительности». Кроме сна о питье вина – там имеет значение, кому именно приснился сон. Если это мудрец, то сон к чему-то хорошему. Если невежда, то к плохому.

Еще (там же) пришел к раби Акиве человек и рассказал, что приснилось ему, будто в праздник у него будет мало мяса. После приснилась нога («регель» – «праздник»). И разгадал р. Акива, что в праздник у него будет много мяса.

Пришел к р. Акиве очень взволнованный ученик, которому во сне было сказано: «В адаре (месяце) ты умрешь и нисана (месяца) не увидишь. И то, что сеешь, не пожнешь». Разгадал ему р. Акива, что сон этот к лучшему. Умрешь украшенный (ѓадар – «украшенный») знаниями Торы, не будет у тебя жизненных испытаний (нисан – «нисьенот»). Что посеешь (твои сыновья и дочери, которых родишь), не придется тебе хоронить.

Часть 3

Разные сны
(из книги Сефер а-Хасидим)

А. Открытия о наградах и наказаниях в Будущем мире.

В книге «Сефер а-Хасидим» есть несколько отрывков о снах, рассказывающих о наградах и наказаниях в будущем мире. Вот некоторые:

Один человек умер на несколько лет раньше назначенного ему срока. Прошел год, и стал приходить во сне к одному родственнику. Тот спросил: «Что сейчас происходит с тобой в том мире»? И получил ответ: «Каждый день меня судят за то, что недостаточно прилежно произносил благословение перед трапезой с хлебом и благословение на фрукты, и не было в сердце сосредоточенности во время благословения после трапезы. И говорят: „К своему удовольствию ты стремился“». – Скажи мне, разве наказывают грешников, когда пройдут 12 месяцев?

Ответил умерший родственник: «Не наказывают меня теми страшнейшими наказаниями, что в 12 месяцев».

История о хасиде, который завещал сыну не стремиться к удовольствиям в этом мире, и чтобы не проводил больше тридцати дней без поста. Когда сын умер, выкопали его тело из могилы и били. Сожалели очень о происшедшем. Ночью он приснился кому-то и сказал: такое случилось с его телом потому, что видел валяющиеся святые книги и не поднял, пренебрег ими, и вырванные листы из святых книг не собрал и не положил в генизу (хранилище, где хранятся вышедшие из употребления священные книги).

История об одной женщине, которая пряла накануне субботы, а не занималась подготовкой к ней как положено. Умерла она. Один человек увидел ее во сне: сжигают ей глаза и руки остатками льна. Спросил: за что ей такое наказание? Ответили: потому что накануне субботы занималась льном, а не приготовлениями к субботе.

Там же. Один хасид мучил себя всякими ограничениями в еде. После смерти его ученик заволновался, что, может быть, из-за постов пострадала его учеба, и место его не так высоко, как могло быть. Пошел на его могилу и попросил, чтобы тот явился ему во сне и рассказал о своем месте в лучшем мире. Пришел хасид к ученику во сне и сказал: с места, где находишься ты, невозможно увидеть меня, нет у тебя достаточно заслуг. Ученик был очень доволен тем, что видел там яркий свет и почувствовал прекрасный запах. И не удостоился увидеть место своего учителя на небесах.

История об одном еврее, который отправился в дальний путь. Во сне пришел к нему другой еврей, при жизни торговавший пушниной. Видел во сне первый еврей, что в высших мирах ангелы-обвинители взвешивают все действия того еврея на весах, и грехи его перевешивают, и нет ему доли в Будущем мире. Пришли другие ангелы, защитники, и сказали: «Плохо взвешивали. Лисьи шкуры не взвесили и другие шкуры не взвесили». Снова взвесили шкуры и даже кожу самого еврея. И вышло, что есть у него доля в Будущем мире. Тот еврей думал, что приснившийся ему еврей, торговец пушниной, еще жив, но тот еврей уже умер. Те шкуры, которые ушли на уплату налогов, – ведь он платил много налогов – перевесили грехи. Они засчитались ему как цдака (благотворительность). Если еврей выполняет с верой все, что положено Сверху, от Всевышнего: честен в своих делах, не утаивает налогов – то и это засчитывается как цдака. Потому что сказано: «Взвешен ты был на весах и оказался обличенным» (Даниэль 5:27). И еще: тело его было занято добрыми делами.

Там же. Много евреев погибло во время погрома, другие уже решили в душе, что погибнут, но спаслись. Приснился одному из спасшихся еврей, который погиб, по имени р. Шабтай. Сказал во сне р. Шабтай: «Те, кто решили в сердце, что погибнут во имя освящения Имени Всевышнего, но остались в живых – место их с нами в Раю».

В молитвеннике Виленского Гаона написано: Человек скромный и честный жил в Воложине, детей у него не было. В завещании попросил Гаона, когда уйдет в «лучший мир», чтобы Гаон поучил за его душу мишнает (что обычно делают дети). Так Гаон и сделал, ведь важная заповедь – выполнить такую просьбу. Когда закончил изучение Зраим, пошел на кладбище и сказал душе умершего: «Я закончил изучать Седер Зраим для поднятия твоей души. Приди ко мне, пожалуйста, во сне». И Гаон стал готовить себя к встрече во сне. Хотел задать три вопроса: 1) Какой приговор выносят за прегрешения, совершенные в возрасте до двадцати лет? 2) Каков приговор за грехи юности? 3) Обувь греческая – можно ли надевать, кошерная или нет. Виленский Гаон получил ответ: 1) на первый вопрос – что не знает, потому что не дошел еще до этого уровня; 2) на втором вопросе увидел рав, что душа (умершего) ослабла, и перешел к следующему, третьему вопросу. Ответ: я сам здесь хожу в такой обуви, но это ничего не значит для вас, потому что мертвые свободны от мицвот (заповедей)…

Б. Предупреждающие сны.

В «Сефер а-Хасидим» приводится случай с одним неевреем. Сидел один человек с очень пасмурным лицом. Спросил его приятель: почему ты такой грустный? Рассказал, что приснился страшный сон: он ехал на красной лошади. Сказал приятель: скоро ты умрешь, и понесут твое тело на носилках. Но если дашь выпить, куплю у тебя этот сон. Так и было. Дал ему выпить, приятель взял на себя сон, а через два дня умер.

Там же приводится история с одним евреем, к которому во сне пришел мертвый и сказал, что он умрет. В другой раз сказал, что нужно быстро покаяться в грехах, прочесть видуй. После каждого сна тот постился, а когда снился сон, читал псалом Давида (25): «К Тебе, Го-споди, душу свою возношу». С плачем произносил молитву-покаяние («Видуй»). В скором времени заболел смертельной болезнью. Привиделось ему, что перед ним облако в образе человека, который несет на себе очень тяжелую ношу, в руке держит золотой, и образ человека, обернутого в талит. И говорится ему: в заслугу того, что ты, еще не женатый человек, облачаешься в талит и дал золотой очень бедному мудрецу, спасен ты от смерти и будешь жить. Наступил кризис в его болезни, и выздоровел.

Там же. Дух мертвого приходит к живому человеку, чтобы сказать: пойдем со мной. – Какое преимущество есть у мертвого? Иногда его посылают сверху, иногда мертвый сам просится прийти к живому, чтобы тот встал на путь истины и исправил свои грехи или подготовил исправление. Как сказано о царе Хизкии (Млахим II 20:1): «В те дни смертельно заболел Хизкия; и пришел к нему пророк Ишая, сын Амоца, и возвестил ему: так сказал Б-г: „Сделай завещание дому твоему, ибо умрешь, и не будешь жить“». В Коелет (Экклезиаст 7:2) написано: «и живой пусть обратит внимание».

В книге Бен Иш Хай говорится: с особой тщательностью нужно вымыть рот (перед наступлением праздника Песах) от остатков квасного. Рассказ об одном человеке, который с большой тщательностью соблюдал все законы Песаха. Особенно все связанное с мацой: подготовка муки, замешивание и выпечка. И вот в пасхальную ночь снится ему сон, в котором кто-то говорит ему, что он съел квасное. Когда проснулся этот человек, очень возмутился и громко заплакал. Потом снова заснул. И опять снилось ему: кто-то говорит, что он съел квасное в Песах – была маленькая крошка, которая застряла у него в зубах, когда он ел утром в день наступления Песаха. Потом эта крошка прилипла к маце во время Седера, и таким образом он съел квасное.

Сны, в которых мертвый просит, чтобы сделали для него что-то.

В «Сефер а-Хасидим» рассказывается, что один злодей, похороненный вместе с погибшими от погрома, приснился важному раву и попросил, чтобы его перезахоронили в другое место, поскольку эти люди очень страдают из-за того, что он (злодей) находится между ними.

Там же. Были два человека, которые враждовали между собой. Один умер. Но живой не мог успокоиться и хотел мстить своему врагу даже после его смерти. Мертвый пришел к живому во сне и сказал: «Ты уверен, что мертвые не могут навредить…» Дотронулся до седалищного нерва (гид а-наше). Проснулся тот утром, и болит у него это место.

Там же. Группа людей хотела куда-то пойти. Пришел к одному из них мертвый во сне и сказал: не идите, приходите на кладбище, нам это доставляет удовольствие, а если пойдете туда, погибнете. Не послушались, пошли и были убиты.

Там же. История с одним мудрецом, которому приснился человек высотой с дом, а лицо у него человеческое. И говорит мудрецу: пойдем, покажу тебе могилу твоего отца. Поднял могилу – и говорил с отцом. Отец не хотел говорить с ним. Объяснил ему высокий: отец сердится на тебя, потому что гои забрали с могилы два камня, а ты не исправил. И еще отец сердится, что не вернули его долг в одну зузу. Спросил он у матери, действительно ли отец остался должен кому-то? Сказала мать, что он должен был два зуза, один вернули, а другой нет, как и сказал человек во сне. Вернул он быстро долг отца. Хотел принести на могилу еще земли и камней, но рав или похоронное братство предупредили его, что это опасно для жизни. Прошло какое-то время, и он увидел, что какие-то люди выносят землю и камни из своего дома. Он сказал им: все равно вы это убирает, можете высыпать это на кладбище? Согласились, заполнили могилу землей, и сам человек добавил еще недостающие камни.

Еще приводится рассказ об одной дочери, к которой отец пришел во сне, открыл место своего захоронения и попросил, чтобы побывала у него на могиле и поставила памятник. Она все сделала, а до этого могила была в запущенном состоянии.

Там же рассказывается, что делали гроб, а из остатков дерева еврей захотел сделать себе скрипку. Предупредили его, что не стоит – это неуважение к мертвому. Не послушался и сделал. Пришел к нему тот во сне и сказал: если сделает скрипку, он отомстит. Не послушался и продолжал делать скрипку. Еще раз предупредили его и приказали разбить скрипку на могиле умершего. И снова продолжал свое дело. Но вдруг смертельно заболел. Тогда сын его схватил скрипку и разбил на могиле. И отец выздоровел. Сказал на это мертвый: «Кто смеется над бедным, тот хулит Творца его, злорадный не избегнет кары» (Мишлей 17:5).

Сообщение живым.

Там же. Если два хороших человека при жизни поклялись друг другу или заверили друг друга, что тот, кто первый умрет, навестит друга и расскажет про тот мир, – придет душа или ангел и расскажет во сне.

Произошло это в наши дни в семье близких друзей. Друг нашей семьи умер некоторое время тому назад. Дочь его в последнее время начала соблюдать заповеди, приближаться к еврейству. И попросила отца: когда умрет, пусть даст знак, что существует будущий мир. Просила, чтобы пришел к ней во сне, и, если есть будущий мир, сказал ей «да». В ту ночь отец приснился ей и кивком головы сообщил «да». Наутро ее сын, проснувшись, прибежал к матери взволнованный и с радостью сообщил, что ночью дедушка приходил к нему во сне. Сын ничего не знал о ее договоре с отцом.

Ешива «Мир» во время Второй мировой войны была в Шанхае. Машгиах (духовный руководитель) ешивы, р. Йехезкель Левинштейн, благословенна его память, удостоился чести учиться у р. Гирша Бройде в ешиве в Келме, где зародилось движение «Мусар». Он ушел в лучший мир за несколько лет до этого и приходил к р. Левинштейну во сне, помогал советами – особенно во время войны, когда нужна была особая помощь с Небес. Ешива «Мир» – единственная, которая спаслась во время войны. Все остались живы: и учителя-равы, и ученики.

В книге о р. Эзра Атия, главе ешивы «Порат Йосеф», приводится несколько чудесных рассказов о сообщениях от мертвых, которые получил сам р. Атия или его жена. Например, во время войны за Освобождение их сын был среди защитников Старого города Иерусалима. Попал в плен, но в списках пленных не числился. Семья очень волновалась за него. И вот, р. Атии приснился сон. Во сне пришел к нему р. Маарша (большой мудрец Раби Шмуэль-Элиэзер бар Йегуда а-Леви Эйдельс (1555—1631), комментарии которого к Гемаре раби Атия с большим упорством постоянно учил). Маарша сказал ему во сне, что не нужно волноваться за сына. Тогда р. Атия успокоился. Вскоре стало известно, что сын в плену в Иордании.

Еще один случай произошел с женой р. Атии. Она заболела, и, когда ее состояние ухудшилось, р. Атия пошел молиться на могилу праведника р. Альфендари, чтобы жена выздоровела, а он мог продолжать учить Тору. Утром рассказала жена рава Атии мужу, что р. Альфендари пришел к ней и пристыдил ее, почему мешает мужу учиться. Р. Атия увидел в этом хороший признак, и так было: состояние улучшилось, боли уменьшились, и р. Атия смог вернуться к обычной учебе.

Рав гаон Элиэзер Финкель (благословенна память праведника) был главой ешивы «Мир». Приснилось ему, что это Йом Кипур и выносят Сефер Тору для чтения. Р. Финкель, несмотря на преклонный возраст, хотел поститься. Но его внук р. Перцович разгадал значение сна: в ту ночь умер р. Гордон, глава ешивы Ломжа.

Сын р. гаона Финкеля, р. Бейниш, спал однажды после обеда. Когда проснулся, стал срочно искать трех человек, чтобы сделать «улучшение сна». Произошла задержка, и р. Бейниш сказал: все, поздно. Потом стало известно, что в это время был теракт в Иерусалиме.

В книге «Нишмат хаим» есть несколько рассказов о правдивых снах.

В книге «Иш ахома» рассказывается: когда р. Йосеф-Хаим Зоненфельд – женился во второй раз, сказал своей новой жене, которая тоже была вдовой, что ее умерший муж пришел к нему во сне (и обрисовал его точно) и выразил свое согласие на их свадьбу.

Толкование снов

«Нет сна, которому нет разгадки» – Тана Бар Капара (Берешит Раба, 65:16).

«Ведь от Б-га истолкования» (Берешит 40:8).

«И было: как истолковал он нам, так и было» (Берешит 41:13).

В этой части книги разъясняется, с Б-жьей помощью, толкование снов:

а) что показывают сны;

б) толкование сна может повлиять на то, что сбудется в итоге.

Во вступлении уже говорилось о большой разнице в отношении к снам в первых поколениях и в последних. Так и с толкованием снов. В первых поколениях были великие мудрецы, которые толковали сны. Написано (Берешит 41:8): «но не было никого, кто бы истолковал Паро его (сон)». Толкования мудрецов не удовлетворили фараона. Наши мудрецы, благословенна их память, сообщили нам, что там было сказано: семь тучных коров – фараон захватит 7 государств; семь худых коров – потеряет 7 государств; 7 тучных колосьев – родится у него 7 дочерей; 7 тощих колосьев – умрут 7 дочерей.

В Иерусалиме тоже было 24 толкователя снов (Брахот 55). Также тана Раби Йоси бар Халафта толковал сны. Известно, что и другие танаи и амораи занимались толкованием снов. Из этого мы видим, какое серьезное отношение было к снам в тех поколениях. В этой части книги, с Б-жьей помощью, у нас две темы:

а) Постараемся объяснить значение разных снов, толкование которых находим в книгах «Толкователь снов» и «Сидур Бейт Яаков». Они опираются на толкования Йосефа Праведника, пророка Даниэля, Мудрецов, благословенна их память, рава Хая Гаона, а также мудрецов других народов.

б) Покажем, как толкование сна влияет на воплощение его в жизнь. И в отдельной части разъясним, как изменить смысл сна при помощи улучшения сна, поста для изменения значения сна, молитвы и раскаяния в грехах. И как сделать, чтобы хороший сон сбылся.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.