Сны и их толкования, упомянутые нашими мудрецами, благословенна их память — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Сны и их толкования, упомянутые нашими мудрецами, благословенна их память

2021-05-27 24
Сны и их толкования, упомянутые нашими мудрецами, благословенна их память 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Сон, который приснился рабану Гамлиэлю, чтобы успокоить его, рассказывается в Гемаре (Брахот 27б): Случилось, что рабан Гамлиэль несколько раз вел себя невнимательно, недостаточно уважительно к раби Иегошуа, из-за этого его временно сместили с поста главы Сангедрина. Удалили с поста и привратника, которого поставил рабан Гамлиэль на входе в дом учения. Привратник должен был не впускать учеников, у которых праведность только внешняя. Поскольку его убрали, пришло много новых учеников, увеличилось количество вопросов. И было много новых открытий в изучении Торы, изменили в тот день весь трактат Эдует.

Рабан Гамлиэль увидел большие успехи в изучении Торы. И пришел в замешательство: вдруг из-за его приказа привратнику, он – Рабан Гамлиэль – помешал изучению Торы? Чтобы успокоить его, приснился ему сон: он увидел белые кувшины, полные земли. Это значило, что новые ученики нечестные и неправдивые. В Талмуде говорится, что на самом деле это было не так. И показали ему так во сне, только чтобы успокоить его.

2. Сон, в котором мертвые открыли то, что относится к живым. В Талмуде (Брахот 18) говорится: Жена одного хасида очень ругала своего мужа на Рош а-Шана. Он ушел из дома и спал на кладбище. Ночью слышит, как духи говорят между собой (по мнению Маарши, все было во сне). Спрашивает один: какие бедствия ожидают мир в грядущем году? Отвечает дух: слышал я из-за ширм, что у всех, кто посеет в первую четверть года, весь урожай побьет град. Хасид пошел и посеял во второй четверти года. У всех урожай был побит, и только у него – нет.

На следующий год хасид снова пошел в ночь Рош а-Шана спать на кладбище, и услышал разговор духов, как в прошлом году. И сказал дух: слышал, что у тех, кто посеет во второй четверти года, урожай погибнет от болезни растений (потому что растения еще очень молодые). Хасид посеял в первую четверть года, а все посеяли во вторую, увидев в прошлом году, что лучше было посеять во вторую четверть. У всех урожай погиб от болезни, а у хасида – нет. Жена хасида хотела узнать, откуда муж узнал, что будет с урожаем, и он рассказал ей.

Когда узнали духи, что люди обсуждают между собой сказанное духами, то перестали говорить об этом. Хасид больше ни разу не слышал ничего от духов.

3. Сон, в котором покойник открывает живому, где спрятаны его деньги. Говорится, что раби Зейра отдал деньги на хранение хозяйке постоялого двора, а когда вернулся за деньгами, обнаружил, что она умерла. Не знал раби Зейра, где хозяйка спрятала деньги. Пошел на кладбище (комментируя этот случай, Маарша пишет, что это тоже происходило во сне) и спросил: где мои деньги? Хозяйка ответила, что под порогом, в углублении, на котором вращается дверь. Также она попросила передать своей матери, чтобы послала с одной женщиной, которая отойдет в лучший мир завтра, ее расческу и краску, которой пользуются женщины, чтобы украсить себя. [Умерла она молодой, и ей было грустно без этих вещей – Раши, там же.]

4. Еще случай, когда спросили мертвого во сне о денежном залоге.

В Гемаре (там же) рассказывается, что у отца р. Шмуэля, р. Аба бар Аба, обычно оставляли сиротские деньги. И случилось так, что он умер и не успел сообщить сыну Шмуэлю, где деньги. Пошел р. Шмуэль на кладбище [здесь тоже, по мнению Маараши, был вопрос во сне] и просил, чтобы ему показали его отца, р. Аба бар Аба. Когда отец предстал перед ним, то увидел р. Шмуэль, что он и радостный, и плачет. Спросил р. Шмуэль своего отца: почему так? Ответил ему отец, Аба бар Аба: он смеется, потому что сын его, р. Шмуэль, – важный человек в мире, а плачет, потому что скоро сын умрет. Когда спросил р. Шмуэль отца, где сиротские деньги, ответил ему отец: деньги спрятаны в основании жернова. Верхние и нижние деньги – твои личные деньги. Деньги посередине – деньги бедняков. Объяснил р. Аба бар Аба сыну, почему так сделал. Если случится так, что земля повредит деньги, то повреждены будут именно твои деньги. А если деньги найдут воры, возьмут только верхнюю часть и не обратят внимания, что ниже есть еще деньги. Так сиротские деньги сохранятся.

5. Сон, в котором сообщили сыну, где имущество отца. В Иерусалимском Талмуде (Маасер шени 4:6) рассказывается: Спросил однажды совета у р. Йоси бен Халафта человек, которому приснилось, что он должен пойти в… и там найдет имущество своего отца. Спросил его р. Йоси бен Халафта: твой отец когда-нибудь в жизни был в …? Получив отрицательный ответ, сказал ему р. Йоси: иди и посчитай балки в доме отца, и в десятой балке найдешь спрятанные деньги. Так и было, нашел там деньги своего отца. Р. Йоси бен Халафта понял, что во сне подразумевались балки, поскольку название места было созвучно слову «балки», а вторая часть названия места – слову «десятая». Вместе получается: «десятая балка».

6. Умерший отец, который был, видимо, таким же нечестивцем, как и сын, приснился сыну, чтобы сообщить, что рядом с тем местом, где он сейчас ворует, спрятаны деньги, и пусть заберет их (Йома 83). То есть может случиться так, что отец, который находится в Мире Душ, но не поднялся в Олам аэмет (Мир Истины), все-таки помогает сыну в грешном деле – украсть чужое.

7. Сон, в котором наказали за неуважение к царю Шаулю: в Гемаре (Йома 22б) говорится о царе Шауле, который, процарствовав год, был как годовалый безгрешный ребенок. Р. Нахман делает замечание: почему объясняем это так? Может быть, толковать от обратного: что он был грязным от испражнений, как маленький ребенок? Ночью, во сне, к нему пришли ангелы и наслали на него разные ужасы и страхи, чтобы наказать за неуважительное отношение к Царю Шаулю.

8. Мертвый пришел во сне потребовать уважения к себе. В Гемаре (Сангедрин 102) рассказывается, как рав Аши, заканчивая изучения проблемы о царях, у которых нет доли в Будущем Мире, сказал своим слушателям: завтра продолжим изучать, что написано в книге о «нашем друге», – то есть выразился о царе Израиля с оттенком пренебрежения.

Ночью во сне пришел к нему Менаше, царь Иегуды, из числа царей, не удостоившихся места в Будущем Мире, и сказал строго: «Ты называешь нас своими друзьями или друзьями своего отца? Скажи, как правильно резать хлеб?» Рав Аши не нашел ответа. Сказал ему царь Менаше: «Не знаешь, с какой стороны разрезать хлеб, и называешь себя нашим другом»! Рав Аши обратился к царю Менаше: «Скажи мне, как резать хлеб, а потом я буду говорить». Царь Менаше сказал: «Разрезать нужно там, откуда хлеб начал печься». Ответил рав Аши: «Если вы были так умны, как же получилось, что идолопоклонство („авода зара“) взяло верх над вами?» Ответил ему Царь Менаше: «Если бы ты жил в нашем поколении, подхватил бы полы своей одежды и побежал с нами служить идолам». (В то время злое начало, побуждающее к служению идолам, было очень сильно.) На следующее утро рав Аши начал урок словами: «Начнем с наших рабаним!»

9. Сны, которые пришли, чтобы научить высокой степени мудрости.

А) Говорится в Иерусалимском Талмуде (Килаим 89, 9:3), что в ешиву к раву Иоханану пришел ткач и рассказал: приснилось мне, что небеса обрушиваются, но один из ваших учеников смог их поддержать и не дал небесам рухнуть. Спросил ткача р. Иоханан: если покажу тебе своих учеников, сможешь узнать его? Ответил ткач: да. Показал он ему своих учеников, и ткач показал на р. Йоси. Р. Йоси, несмотря на величие в Торе, постился 40 дней, чтобы увидеть р. Хию во сне, и не удостоился. Постился еще 40 дней, и когда удостоился увидеть во сне р. Хию, руки его дрожали, и потемнело у него в глазах. В Гемаре (Бава меция 85б) рассказывается об ученике ешивы, которому приснилось, как входил р. Хия в Небесную ешиву, хотя и получил предупреждение от Элиягу: глаза его были поражены двумя искрами. Другие мудрецы смогли увидеть во сне, где место каждого из них (рядом с кем будут сидеть в Небесной ешиве). Но по отношению к р. Хия была особая строгость.

Б) Рассказ о двух учениках Рава, которым приснился сон. Одному приснилось, что читают ему псалом Давида (Тегилим 31:20): «Как велико благо Твое, которое хранишь Ты для боящихся Тебя…» А другому приснилось, что сказали ему (Тегилим 5:12): «И возвеселятся все полагающиеся на тебя, вечно ликовать будут…» Сказал им Рава: «Вы оба абсолютные праведники, только один все делает из любви к Всевышнему, а другой из-за трепета перед Всевышним».

В) Р. Эльазар бен Арах, р. Иегошуа и р. Йоси аКоэн изучали тайное учение «Маасе меркава» (и спустился огонь с Неба в честь учения их). Рассказали об этом р. Иоханану бен Закаю, он сказал им: счастливы вы и ваши родители, и глаза, которые видели это. Так же я и вы в моем сне. Сидели мы вместе за столом на горе Синай, и спустится к нам Голос с Небес (Хагига 14б).

Г) Натан Цоцита был «бааль тшува», раскаявшийся в своих прегрешениях. Однажды он с успехом устоял перед большим соблазном. Р. Йоси видел в дреме, что спустилась рука с Неба и приняла Натана Цоцита.

10. Предупреждающие сны.

А) Рассказывается в Гемаре (Гитин 52а): «Был опекун, живший по соседству с раби Меиром, который продал землю (сирот) (жизненно важное недвижимое имущество) и купил рабов (на эти деньги, для сирот). Не допустил (этого) р. Меир. Показали р. Меиру во сне утверждение (приведенное дальше): Я (а-Кодеш, барух ѓу) (хочу) разрушить, а ты (пытаешься) строить? (Смысл утверждения: а-Кодеш, барух ѓу дал опекуну возможность действовать в ущерб сиротам (м.б. их отец купил ее обманом, или…), а р. Меир препятствует.) Даже тогда (после сна) не последовал (р. Меир словам сна, а продолжал действовать против опекуна). И сказал (р. Меир в объяснение): Слова снов не возвышают и не понижают (не имеют значения для галахи).

Б) Еще рассказывается в Гемаре (Ѓорайот, 13), что однажды установил рабан Гамлиэль разные степени уважения к мудрецам (до этого ко всем им относились одинаково уважительно). Уменьшили степень почета верховному судье (Ав бейт-дин), чтобы увеличить почет главе Сангедрина (Наси). Р. Натан и р. Меир не знали о новом постановлении. Когда вошли в бейт-мидраш, увидели разницу в отношении к ним. Не понравилось им это. Решили повлиять на то, чтобы сместить рабана бен Гамлиэля с должности главы Сангедрина. И показали обоим во сне: идите и помиритесь с Рабаном бен Гамлиэлем. Раби Натан пошел и помирился. Раби Меир не пошел, потому что сны не приносят пользы и не вредят.

В) В Гемаре (Таанит, 24) рассказывается, что Гармуза, мать персидского царя Ифра, попросила Рава, чтобы тот помолился и пошел дождь в середине лета. Она хотела показать сыну силу молитвы еврейских мудрецов. Во сне пришел к Рава его отец и сказал: «Кто это утруждает Небеса в такой степени, как ты (просить дождь в середине лета)? Встань и смени место сна, потому что сердятся на тебя». Рава перешел спать в другое место. Утром обнаружили, что кровать, где он обычно спал, вся изрезана саблей. [Ангелы-разрушители хотели убить Рава – Раши, там же].

Г) В Гемаре (Хулин 133а) говорится: однажды просил Рава своего служку, который был коэном, чтобы удостоил его подарками коэнов (частями от жертв, приносимых в Храме коэнам) еще до того, как они попали к коэну. В таком случае служка не удостоился бы их (подарков). Ночью показали р. Сафре написанное в Мишлей (25:20): «Что снимающий с себя одежду в холодный день и уксус для щелочей, то поющий песни для печального сердца». (Рваная одежда не помогает в холодный день, и если налить кислоту на глину, из которой делают посуду, ничего не получится из этого; так же бессмысленно обучать Торе нечестивца, который не собирается выполнять ее заповеди, – комментарий Раши.) Этот отрывок учит, что Рава вел себя неправильно в этом случае, поэтому сообщили не ему самому, а через р. Сафра он получил выговор с Небес за то, что просил дождя среди лета.

Д) Раби Шимон бар Иохай приснился людям в Мероне и попросил, чтобы доставили его сына р. Элазара, который умер и лежал не похороненный на чердаке своего дома. И сказал им: «Один мой птенец есть среди вас, не задерживайте его» (Бава меция 84б).

11. Успокаивающий сон. В Гемаре (Бава меция 84б) рассказывается, что р. Элазар, сын р. Шимона бар Иохая, после смерти много лет лежал в своем доме на чердаке. Однажды увидела жена р. Элазара, что червь вылез из его уха. Засомневалась женщина, не начнет ли теперь разлагаться тело умершего мужа, ведь он все еще не похоронен. Р. Элазар пришел к ней во сне успокоить ее и сказал: То, что ты видела червя, – это единственный случай, из-за того, что однажды я услышал, как говорили пренебрежительно о мудреце, и не протестовал, как следовало бы.

12. Сон, связанный с изучением Торы.

А) Сон, который помог вспомнить забытую галаху. В Гемаре (Сангедрин 82б) рассказывается, как р. Кагана задал Раву вопрос: какой закон применить к еврею, который был с нееврейской женщиной, если «канаим» (люди, которые следят и наказывают за подобные преступления) не сделали ему ничего? Рав забыл эту галаху. Ночью р. Кагана получил во сне ответ (Малахи 2:11): «Изменил Иегуда, и гнусность творилась в Исраэле и в Йерушалаиме, ибо святость Г-сподню осквернил Иегуда, которую любил, и сочетался с дочерью Б-га чужого». Р. Кагана пошел и рассказал это Раву. И сразу вспомнил Рав, что учил это когда-то по такому же поводу.

Б) В Гемаре (Бехорот 5а и 56а) говорится: Изучали мудрецы в ешиве, чему учил р. Йоханан. Сказал р. Элиэзер, что р. Йоханан пришел к нему во сне, и, значит, он должен приложить усилия и доказать правоту р. Йоханана в своей галахе (р. Йоханан специально пришел к человеку, который может доказать это).

В) Рассказывается в Гемаре (Бава батра 143а), как однажды сказал р. Аши галаху, а р. Мордехай сказал ему, что р. Авия еще больше усложнил вопрос по этой галахе. Сказал ему р. Аши: теперь понимаю, почему мне приснился р. Гуна, сын р. Авии. Ведь тот усложнил галаху, которой я занимался.

13. Сны, побудившие к разным действиям.

А) Сон, который повлиял на молитву о дожде, и она была принята. Рассказывается в Гемаре (Таанит 24): Рава попал в место под названием Гагрония. Была там сильная засуха. Рава постановил сделать пост и попросить о дождях. Но дождя не было. Сказал Рава: все лягут спать, не поев. Наутро спросил Рава всех: может быть, кто-то видел какой-нибудь сон? Ответил р. Элазар из Гагронии: «Показали мне во сне: „мир добрый хорошему раву от доброго господина, который от доброты своей дает добро своему народу“». Сказал Рава: «Из этого видно, что сейчас время молиться о дожде!» Община начала молиться – и пошли дожди.

Б) Сон, который помог отослать учеников учиться в другое место. Когда умер Рава, трое его учеников пошли учиться к р. Папа. Когда слышали на занятиях то, с чем были не согласны, начинали делать намеки и шептаться друг с другом. Р. Папа расстроился из-за их поведения. Во сне увидел надпись: «отрубил трех друзей». Тогда р. Папа понял, что ученики эти могут быть наказаны, и отослал их от себя (Таанит 9а, 9б).

В) Сон, который побудил Рава «спуститься» из Израиля в Бавель. В Гемаре (Йома 87) рассказывается, что Рав относился к р. Ханине с излишней строгостью. А когда решл помириться с р. Ханиной, тот не захотел. Почему? Р. Ханина видел во сне Рава, висящего на дереве с пилой в руке. Тот, кто приснится висящим на дереве, станет главой ешивы. Поэтому р. Ханина относился к Раву строго и не помирился с ним – чтобы Рав спустился в Бавель и открыл там свою ешиву.

Г) Сон, который помог собрать подаяние для нуждающихся. Раби Шимону бар Иохаю приснился сон, что власти обложат его близких налогом в размере 600 зуз в течение года. Раби Шимон бар Иохай назначил своих близких сборщиками подаяний для нуждающихся с условием, что дадут подаяние из своего кармана. Спросили они раби Шимона бар Иохая: а кто вернет нам эти деньги? Ответил им: все, что дадите, записывайте точно, а я верну. Сделали, как сказал. В том году донесли на них, что занимаются запрещенной коммерцией – продажей шелка. Власти арестовали их и обязали заплатить 600 зуз или сделать праздничные одежды для царя. Когда раби Шимон бар Иохай узнал о происходящем, он выяснил, сколько денег они дали в помощь нуждающимся. Получилось, что раздали 594 зузы, и до 600 не хватает еще 6 зуз. Попросил раби Шимон бар Иохай у них 6 зуз и сказал, что за эти деньги освободит их. Засомневались близкие раби Шимона бар Иохая, сможет ли он их освободить. Ведь с них потребовали 600 зуз, а они дали ему только 6. Пошел раби Шимон бар Иохай к охраннику тюрьмы и дал ему 6 зуз, чтобы выпустил его близких из тюрьмы. Тот так и сделал. После этого раби Шимон рассказал им о своем сне. Близкие сказали ему: «Почему же ты не рассказал все, мы бы тогда дали все 600 зуз на помощь нуждающимся». На это ответил им раби Шимон бар Иохай: «Я хотел, чтобы вы оказали помощь нуждающимся от всего сердца».

Похожая история произошла с р. Иохананом бен Закаем. Ему приснилось, что с его родственников власти возьмут 700 зуз в течение ближайшего года. Пошел к ним и обязал их оказать помощь нуждающимся. И вот пришли власти забрать у них деньги. Сказал р. Иоханан бен Закай: они не возьмут больше, чем 17 зуз (этой суммы не хватало до 700 зуз, которые те должны были дать на помощь бедным). Спросили близкие: почему же ты не рассказал все с самого начала? Ответил: хотел, чтобы вы дали деньги от чистого сердца.

Д) Сон, который помог освободить еврейскую девушку из плена в доме кути. Рассказывается в Авот де раби Натан (ч. 17, мишна 6) история о еврейской девушке, захваченной в плен. Кути держал ее у себя дома. Во сне пришел к нему ангел и сказал, что нужно освободить еврейскую девушку. Сказала кути его жена: не освобождай. Вновь пришел ангел к нему во сне и сказал: «Если не освободишь девушку, убью тебя»! Пошел кути и освободил. Затем последовал за ней, чтобы посмотреть, что будет дальше. Девушка шла по дороге, жажда стала мучить ее, и она спустилась к роднику попить воды. Когда коснулась рукой края родника, выползла ядовитая змея, ужалила девушку, та умерла, и тело ее поплыло по поверхности родника. Спустился кути к воде, взял тело девушки и похоронил. Вернулся домой и сказал жене: народ этот, из которого девушка, – Отец их Небесный сердился на них, и, если не отпустили бы ее, погибли бы вместе с ней.

14. Сон об уважении к жертвоприношениям неимущих (карбан ани).

А) Царь Агриппа совершил однажды в Храме тысячу жертвоприношений. Попросил Первосвященника, чтобы в этот день больше не разрешал никому приносить жертвы. Но пришел к Первосвященнику бедняк и попросил принести в жертву двух голубей. Сказал ему Первосвященник, что царь повелел не принимать больше ни от кого жертвоприношений. Ответил ему бедняк: «Ты лишаешь меня заработка. Я ловлю каждый день четырех голубей. Двоих прошу принести в жертву, а два остальных – мой заработок. Если не принесу жертву – не будет заработка». Уступил первосвященник просьбе бедняка и принял жертвоприношение. Ночью приснился царю Агриппе сон, где ему сказали, что жертва бедняка опередила его жертву. Спросил Агриппа первосвященника, почему тот нарушил царский приказ и позволил еще кому-то принести жертву. Рассказал первосвященник все, как было. Сказал Агриппа: «Правильно сделал!» (Ваикра раба 3:3).

Б) История с женщиной, которая принесла мучную жертву. Коэн, приносивший жертвы, спросил: что здесь для жертвы, а что коэнам для еды? Ночью приснилось ему: не презирай эту жертву, засчитывается ей эта жертва, как будто принесла в жертву свою душу (там же).


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.