Регистровая типология мужского и женского голоса — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Регистровая типология мужского и женского голоса

2021-05-27 26
Регистровая типология мужского и женского голоса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

регистр мужской женский голос тембр

Одним из самых трудных и теоретически еще слабо разработанных вопросов вокальной теории и методики является вопрос о регистрах.

«…Согласно определению Гарсиа (вокальный педагог), регистром голоса называется «ряд последовательных однородных тонов, вызванных применением одного и того же механизма голосового аппарата»…» (1 см. 24стр.)

В соответствии с современными объективно-научными исследованиями характера звучания отдельных регистров, ученые добавляют к определению Гарсиа: «однообразное звучание которых обусловливается определенным и постоянным составом обертонов»

Существуют два основных способа звукообразования:

1. Грудной – имеется полное замыкание голосовой щели, связки вибрируют всей своей массой, гортань занимает относительно низкое отношение, связки работают, как ударяющиеся язычки, и с акустической стороны наблюдается большое богатство звука обертонами и значительная сила их, так что основной тон как бы несколько ими затушевывается.

2. Фальцет (в современном понимании фистула) – замыкание голосовой щели неполная, вибрируют лишь свободные края связок, голосовые связки работают, как проходящие язычки, а с акустической стороны основной звук гораздо беднее обертонами, чем при грудном регистре.

Некоторые, грудной регистр в свою очередь, подразделяют на ряд отдельных подрегистров (грудной, медиум и головной). Чистый фальцет (фистула), в теперешнем понимании этого выражения, как регистр профессионального оперного пения, обычно в расчет не принимается.

Наиболее распространенными традиционной теорией и методической практикой является установление для мужских голосов двух регистров – грудного и головного, а для женских голосов трех регистров – грудного, смешанного (микста) и головного.

Границы регистров (переходные ноты): тенор – «фа» - «фа диез» 1-ой октавы; баритон – «ми бемоль» - «ми» 1-ой октавы; бас – «до диез» - «ре» 1-ой октавы.

Грудной регистр мужских голосов по своему протяжению значителен: он занимает примерно две трети диапазона, а головной – одну треть.

Басы начинают грудным голосом с «си – до», а тенора с «ре – ми». Звуки «соль-ля-диез» у теноров и звуки «фа – ля» у басов представляют большую важность. Если не обращать на них внимание, их будет очень трудно заставить звучать в светлом тембре; глотка будет стремиться их затемнить. В таком случае этим нотам не будет хватать энергии и блеска, они станут затруднительными для исполнения. С указанной склонностью нужно бороться, применяя единственное средство, которое может укрепить эту часть голосового диапазона, т.е. употреблять светлый тембр, делая А и Е более открытыми. Нужно начинать слегка округлять звук с «ля» у басов и с «си» или «до1» у теноров; совершенно открытый тембр был бы слишком жидок (слаб). Начинают округлять звуки «си», «до1», «до диез1». Начиная с «ре1» оба тембра пригодны, но на этих последних нотах не нужно вырабатывать темного тембра, пока не овладели светлым тембром, который труднее всего получить на этой части диапазона и который является единственным тембром, придающим звуку блеск.

Важно отметить, что для тенора звуки «си-ми1» слабы, а фальцет (медиум), в соединении с грудным регистром, для теноров, более чем для баритонов, является естественным и удачным ресурсом.

В классификации мужских голосов существует такой тип голоса, как контральтино (тенор-альтино). Высокий мужской голос. В этом голосе грудной регистр отлично соединяется с фальцетом; но хотя он и более тонок и женствен чем у всех других мужских голосов, он все же не сходен с головным звучанием, свойственным исключительно женщинам.

Что касается женского голоса, то существуют такие типы, как сопрано-устанавливается от «до» 1-й октавы до «до» 3-й; меццо – сопрано-от «соль»-«ля» малой октавы до «соль»-«ля» 2-й.

Важно отметить, что существуют не единичные случаи, когда диапазоны голосов выходят за рамки приведенных границ.

У женских голосов грудной регистр занимает одну треть диапазона, а две трети его относятся к смешанному регистру и головному. Следует заметить, что смена механизмов звукообразования (перелом голоса) у женских голосов, как и у мужских, происходит только один раз, и именно на верхней границе грудного регистра, то есть в пределах 1-й октавы диапазона; во 2-ой октаве у женских голосов такого перелома нет, а есть только усиление головного резонанса и некоторое затемнение тембра. Головной регистр женских голосов (включая и микст) более интересен по звучанию по сравнению с головным регистром мужских голосов с так называемым фальцетом с его бестембренностью, слабостью, немощностью.

Есть ли фальцет у женских голосов? Вопрос этот ясного и определенного решения до сих пор не нашел, и мнения на этот расходятся. Практические наблюдения показывают, что женские голоса так же имеют этот регистр. Это не трудно обнаружить при движении необученного голоса грудным звуком до «соль» - «ля» 1-ой октавы, когда голос где-то на этом участке внезапно или обрывается или становится совершенно бессильным, вялым, беспомощным, напоминающим подобное же явление у мужских голосов при соединении грудного и головного регистров (фальцета). Вероятно, это и есть фальцет женских голосов.

При грудном регистре количество обертонов и тембр голоса значительно богаче по сравнению с фальцетом; сила звука так же соответственно различна.

Колебания голосовых связок при грудном регистре полные, во всю их ширину, всей своей толщей, при полном замыкании голосовой щели; при фальцете наблюдаются колебания голосовых связок только своими краями, при неполном замыкании голосовой щели.

 

Сглаживание регистров

 

Все необработанные имеют более или менее различимое на слух регистровое строение. Вокальные упражнения способны быть самым действенным средством для сглаживания регистров, подводящим голос к однородному звучанию на всем диапазоне. Разумеется, речь идет о правильном, целенаправленном использовании упражнений. Методически неверные упражнения могут сделать регистры несовместимыми.

«…Сглаживание регистров осуществляется на вокальных упражнениях с помощью смешения грудного и головного звучания. Смешение звука – основа вокально-технической работы певца, пользующегося классическим формированием звука…» (2 см. 24стр.)

У сопрано и меццо-сопрано существует три регистра – грудной, центральный (микст) и головной. При переходе от центрального к головному регистру в голосе появляются так называемые переходные звуки, которые можно определить по некоторому изменению тембра и неудобству, возникающему при пении.

У сопрано этот переход обычно бывает на звуках «ми», «фа», «фа-диез» 2-ой октавы. Для того что бы сгладить головной и центральный регистры и сделать переходные ноты удобными и незаметными их надо округлить и прикрыть. Достигается это следующим образом. Подходя к этим звукам, певец должен вообразить, что он вместо А, не меняя формы рта и не подтягивая гортани, произносит О, а на «фа» и «фа-диезе», на последней переходной ноте, можно даже вообразить, что произносится У без изменения формы рта.

Для сглаживания переходных звуков существует много приемов и различных упражнений. Есть две версии, что закругление переходных звуков происходит с помощью дыхания, либо это связано с изменениями в голосовом аппарате. На развитие этого существует упражнение: не меняя положения губ мысленно произносить звук О, что дает изменение резонаторной полости, так как нужно при закруглении звука. Над закруглением звука сначала надо работать не на переходных нотах, а на средней тесситуре, чтобы приучить мышцы к эластичности и научить ученицу управлять резонаторной полостью.

Смысл сглаживания регистров в том, что головное звучание проникает в область грудного регистра. И наоборот: грудное – распространяется в пределы, отведенные природой для головного звука. Регистры как бы совмещаются, образуя смешанное звучание. Если слияние грудного и головного тембров осуществлено в достаточной степени, то граница между регистрами становится почти незаметной или исчезнет.

В работе над закруглением звука вначале можно дать упражнение без пения: чередуя А и О, произнести их несколько раз, не изменяя формы губ и не двигая челюстью. Потом следует перенести это упражнение на пение. При прикрытых звуках голос звучит более собранно, «отраженно».

В упражнениях при сглаживании регистров следует исходить именно от микста, им называют смешанный звук. Микстом, является голос, составленный из любой пропорции грудного и головного звучания. Он может приближаться к фальцету, если в его состав входит преимущественно головной звук и мало грудного. Может походить на грудной – при обратном соотношению. Лучшие певцы, у которых окраска голоса на всем диапазоне достаточно однородная, используют преимущественно «промежуточные» звучания, то есть, поют, как правило, смешанным звуком.

Слиянию грудного и головного резонирования у певцов – мужчин может способствовать фальцет. Полезно научиться петь фальцетом на всем диапазоне, рассматривая это как этап к овладению смешанным звуком. Для такой цели удобно использовать нисходящие гаммы, идущие в пределы грудного регистра. При этом нужно стремиться сохранять тембровую окраску и «позицию» верхнего звука. Это обычно удается только после некоторой тренировки. На определенных нотах голос нередко скачкообразно меняет тембр. Ведь фальцет, микст и грудной звук имеют особые механизмы работы гортани и, в частности, голосовых складок. При фальцете колеблются их края. Между ними образуется щель. При грудном звучании складки смыкаются плотно и вибрируют всей массой. При миксте происходит нечто среднее: неплотное смыкание и вибрация более глубоких зон складок, чем при фальцете. У мужчин такой характер звука, как микст вырабатывается лишь искусственно в обучении.

Регистром прикрытых нот или, правильнее сказать, прикрытых звуков мужского голоса называют регистр смешанного характера (грудной плюс головной) и является способом заменить фальцет, как чисто головной (бедный и бестембренный), другим характером звучания, более содержательным. Звук получается очень красивый, прикрытого, то есть по сравнению с грудным более темного тембра, но звуковой полноты и выразительности не меньшей, если не большей, по сравнению с грудным звучанием.

Для правильного формирования звуков этого регистра признается так называемый прием прикрытия гласной, использование более темной ее градации: «а»+ «ё».

Подход от грудного звучания к прикрытому регистру должен наметить некоторую долю этого будущего звучания заранее, примерно за кварту или большую терцию до переходных нот, чем и достигается плавность соединения регистров. Прием здесь следующий: все большее и большее округление гласной, максимальное ее приближение к характеру звучания в верхнем прикрытом регистре. Такой квартой будут звуки: для теноров от «до» 1-й октавы до «фа» 1-й октавы; для баритонов от «ля» - «си бемоль» малой октавы до «ми бемоль» 1-й октавы; для басов от «соль» - «соль диез» малой октавы до «до диез»- «ре» 1-й октавы. Этот прием вполне обоснован, так как известно, что регистры перекрывают друг друга, то есть переход из одного в другой может быть сделан не только на переходной ноте, ограничивающей регистры, но и на нескольких ближайших к ней нотах, которые могут быть сформулированы (спеты) как в одном, так и в другом регистре; это обстоятельство и намечает для методики возможность сглаживания и слияния регистров певческого голоса – чрезвычайно ценный и важный методический вывод.

В женских голосах приблизительно половина диапазона (средняя его часть) носит искомый характер смешанного звучания. В упражнениях при сглаживании регистров следует исходить именно от микста. При соединении его с грудным звуком нужно идти от первого, а не наоборот. Микстовая часть диапазона женского голоса – это главный фонд, из которого черпаются ресурсы голоса. У женских голосов смешанный регистр (микст) хорошо соединяется с головным, поскольку там нет так называемого «перелома» голоса, а есть лишь некоторая перестройка резонаторов в сторону усиления головного, то соединение микста с грудным, ниже его лежащим, представляет серьезные трудности. С какого конца следует подойти к их переходным нотам, снизу – от грудного, или сверху – от микстового? Мнения многих авторитетов на этот счет различны. Преобладающем и чаще практикуемым является все же второе, и оно представляется, на наш взгляд, более обоснованным. Микст выражает всю суть и характер этих голосов, в особенности высоких женских, у которых грудной регистр имеет небольшое значение.

У средних и низких женских голосов микст также является главным фондом, но их грудной регистр значительнее и интереснее по сравнению с высокими голосами. Этот грудной регистр и нужно плавно связать с регистром смешанным – с микстом. Грудной регистр не обучавшихся пению отличается грубостью и резкостью, он должен быть и может быть смягчен через влияние на него лежащих выше звуков смешанного, микстового регистра; поэтому подход сверху будет наиболее оправданным при соединении этих регистров у женских голосов. Идти от хорошо звучащих нот микстового регистра вниз, распространять характер их звучания на переходные ноты и немного ниже их, заходя за границу перелома, за границу грудного регистра, - это значит облегчить появление более мягкого характера звуков грудного регистра при более мягком, облегченном грудном резонансе. Динамика звучания в этом случае должна быть очень умеренной. Соединение микстового и головного регистров женских голосов уже было рассмотрено; особых трудностей оно не представляет. Происходящая перестройка резонаторов – возрастание головного резонанса – распространяется не на весь головной участок голоса, а только на несколько первых звуков этого регистра. Самые же высокие его звуки, примерно у сопрано – «ля»2, «си»2, «до»3 – проявляют тенденцию к осветлению тембра против некоторой затемненности предшествующего отрезка головных нот. Прием в этом случае: большее открывание, развертывание главной и не только «а», но и других гласных, однако не теряющих своей индивидуальной характеристики; большее открывание рта и большее открывание рта и большее поднятие небной занавески (мягкого неба); мышечная работа дыхательного аппарата максимально активизируется: глотка и полость зева свободно и широко открыты; высокая позиция – голос звучит «спереди», «высоко».

Грудное звучание у сопрано применяется редко, но в некоторых художественных произведениях нужен призвук грудного звучания. Это следует делать, украшая микст более ярким звучанием грудной окраски.

Меццо – сопрано – один из самых трудных голосов в смысле его технического совершенствования. Существует три регистра меццо – сопрано: грудной – от «соль» - «ля-бемоль»- «ля» малой октавы до «до» первой октавы; центральный – от «до» первой октавы до «ми» - «ми-бемоль» второй, головной – от «фа-диез» второй октавы и выше. Переходные звуки от центрального к грудному регистру обычно падают на «ми», «ми-бемоль», «ре», «до-диез» и «до» первой октавы; от микста к головному регистру – на «ре» - «ми-бемоль» - «ми» - «фа» и «фа-диез» второй октавы.

Особенно трудно для меццо – сопрано перейти без перелома от центрального к грудному регистру и обратно. Для того чтобы переход от одного регистра к другому не был резким, регистры должны быть сглажены, выровнены, что и является одной из основных задач педагога. Педагоги – вокалисты пользуются разными приемами для уничтожения перелома в голосе и сглаживания регистров.

Первоначально необходимо выявить, есть ли в голосе перелом и на какие он приходится звуки. Практика показывает, что обычно переход от центра к грудному регистру у меццо – сопрано бывает между «ми» и «до» первой октавы. Проверяется это при пении нисходящей гаммы фа мажор в пределах квинты в медленном темпе на гласной А, начиная со звука «до» второй октавы. Голос, свободно звучащий на первых нотах, при приближении к переходной («ми» или «ре») либо меняется тембрально в худшую сторону, либо резко включает грудное звучание тех звуков, которые еще являются грудными, а должны звучать на центральном регистре в полную силу, не отличаясь от предыдущих верхних. Этим упражнением можно определить, на каких звуках происходит перелом при переходе к грудному звучанию.

«…М. И. Глинка считал, что на всем диапазоне голоса звучание бывает и головное, и грудное. Только на высоких звуках звучание должно быть минимальное грудное и максимальное головное, а на самых низких наоборот – максимальное грудное и минимальное головное…» (3 см. 24стр.) Перелом у меццо – сопрано от центра к грудному регистру по большей части происходит из-за полного выключения головного звучания. Поэтому для того, чтобы сгладить переходные ноты от микста к грудному регистру, надо суметь сохранить на этих нотах головное звучание, то есть высокую позицию.

Каким же способом достичь этого? Следует начинать упражнение для сглаживания регистра таким образом: найти примарный тон данного голоса (обычно это бывает «ре», «до-диез» «до» второй октавы) и, спускаясь вниз на гласной А, попросить ученицу эти пять нот петь не прямо по вертикали, а проводя каждый следующий звук как бы «поверх» предыдущего. При этом надо крепко, упруго держать мягкое небо и при спуске книзу слегка опускать гортань, а звук «выдвигать вперед». Чем ниже спускается голос к грудному регистру, тем ниже следует опускать гортань, как бы открывая ход грудному резонированию. Таким образом грудной регистр будет все ярче и ярче окрашиваться грудным звучанием. При этом эластичном состоянии аппарата перелома не произойдет. Спускаясь в тональности по полутонам вниз, надо строго придерживаться этого правила, которое всегда помогает. Если ученица выполняет это требование, она благополучно, без всякого перелома проходит переходные звуки. Но чем ближе голос опускается к грудному регистру, тем труднее удержать напряжение мягкого неба, которое невольно немного опускается. На крайних переходных звуках можно помочь перейти к грудному регистру без перелома, слегка опустив нижнюю челюсть или гортань, а звук немного усиливая, как бы «выдвигая» его вперед. Этот основной способ, если его применять правильно, хорошо помогает сглаживанию регистров.

При пении восходящей квинты от «ля» малой октавы к «ми» первой этим способом от перелома нельзя избавиться. Здесь надо звук «ля» грудного регистра («ля» малой октавы) сразу брать позиционно очень высоко, близко по звучанию к миксту, идти без грудного звучания. Эта манера также дает эффективный результат для сглаживания переходных от грудного регистра к миксту.

Переход от микста к головному регистру сглаживается, так же как и у сопрано, путем округления переходных нот.

«…Сглаживание регистров – это только первый этап, предшествующий выработке однорегистрового диапазона путем смешения звука. Сглаженный переход от одного ряда звуков к другому не устраняет, а только маскирует тембровый перелом. Ведь сглаженные – это еще не однородно звучащие регистры…» (4 см. 24стр.). На стыке их выработан лишь переход от одного тембра к другому. Однако механизм звукообразования первого и второго различен. Голос остается разнотембровым. Так называемые переходные звуки, на которых осуществлен постепенный переход из регистра в регистр, требуют особого внимания поющего. На них вокалист часто испытывает напряжение и всякие неудобства: то они излишне открываются, то перекрываются. Значительно увереннее чувствует себя певец, если он добился не только сглаженного перехода из регистра в регистр, а выработал как бы единый однотембровый регистр, основанный на смешанной голосовой функции. Переходные ноты при этом перестают быть камнем преткновения. Они не ощущаются. Вокально-технические возможности исполнителя становятся богаче. Выработка однотембрового голоса со смешанным характером звучания очень трудная задача для самодеятельного певца. Однако стремиться к выполнению ее надо обязательно. Если исполнитель в условиях самодеятельного искусства при этом достигнет только сглаженного перехода из регистра в регистр, то это уже будет большим достижением.

Отчетливое понимание руководителем вокального коллектива природы смешанного звучания голоса – необходимейшее условие вокально-технической работы над голосом.

 



Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.