По Карловой улице к Карлову мосту — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

По Карловой улице к Карлову мосту

2021-05-27 25
По Карловой улице к Карлову мосту 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Всего в нескольких шагах к западу от оживлённой Староместской площади лежит более спокойная Малая площадь (Male náměsti) (18), которую украшают дом «У трёх белых роз», обильно расписанный в технике сграффито, и дом «У золотой лилии» (U zlate lilie; № 12).

На перекрёстке Гусовой улочки (Husova) с Карловой улицей (Karlova), бывшей коронационной дорогой, а теперь главной туристской тропой, в поле зрения попадает роскошный Клам‑Галласовский дворец (Clam‑Gallasuv palac) (19). Он был возведён по проекту Иоганна Б. Фишера Эрлахского для маршала графа Галласа, некоторое время носившего титул вице‑короля Неаполя. Маршал привлёк к строительству именитых мастеров барокко: Матиас Б. Браун создал фигуры гигантов, установленных по бокам от главного входа, статую тритона для фонтана в первом дворе и скульптуры, украшающие лестницу. Фрески на парадной лестнице и в залах для приёмов написал Карло Карлоне. Вскоре у дворца сменился владелец, новым собственником стал граф Клам. Сегодня во дворце размещается Архив города Праги с сотнями тысяч документов и уникальных видов столицы.

На Марианской площади (Marianske náměsti) (20) стоит некогда «богатейший» фонтан мира: аллегорическое изображение Влтавы настолько очаровало одного ротмистра, что он завещал ему всё своё состояние. Позднее один из оставшихся ни с чем наследников подал в суд на скульптуру «Терезии» и выиграл дело.

Пройдёмся по Гусовой в южном направлении. Одна из боковых улочек ведёт вправо в сторону Влтавы в Цепной (Ржетезов) переулок (Retezova). Дом Чапека (U Capku, или dům panů z Kunstatu) (21) стоит здесь примерно с 1200 года. Он, правда, перестраивался, и лишь на втором этаже можно ещё увидеть романский портал.

Кроме этого, Карлову улицу украшают дворцы (Коллоредо‑Мансфельда, Пёттинга) и старинные дома, такие как дом «У золотого фонтана» (U zlate studne; № 3) или дом «У голубой щуки» (U modre stiky; Nr. 20). Возле симпатичного углового дома «У золотой змеи» (U zlateho hada; Nr. 18) (22) фотоаппараты щёлкают не переставая. В 1714 году один армянин открыл здесь первое в Праге кафе. Сейчас в этом доме работает ресторан.

Бывшая цитадель иезуитов Клементинум (Clementinum) (23) (1556 г.) рядом с Градом представляет собой крупнейший в городе комплекс старинных зданий. Примерно в 1590 году осевшие в Праге итальянские ремесленники построили на Карловой улице Итальянскую (Влашскую) часовню Клементинума (Vlasska kaple).

В Большом зале Клементинума можно полюбоваться старинными часами и глобусами

 

Соседний костёл Св. Клемента (sv. Kliment) построен по проекту Килиана Игнация Динценгофера в 1711–1713 гг. Этот костёл украшен роскошно: скульптуры создал Матиас Б. Браун, алтарь расписал Пётр Брандл, фрески принадлежат кисти Иоганна Хибла. После 1653 г., по окончании Тридцатилетней войны, в ходе контрреформации эту территорию в 2 гектара заняла католическая иезуитская школа. Духовенство решило основать здесь оплот для повторного обращения Чехии в католичество. Очаровательно выглядят читальный зал (бывшая трапезная) и библиотека с лепной отделкой и фресками. Зеркальная капелла принадлежит работе Франциска М. Каньки (Franciscus M. Kanka).

В Большом зале 1722 года неизменное восхищение вызывают часы и глобусы XVII–XVIII вв. С XVIII века в обсерватории ежедневно собираются данные наблюдений за погодными условиями: это самая длинная в мире серия метеорологических наблюдений.

К Клементинуму относится и костёл Св. Сальватора (sv. Salvator) (24) на восточной стороне *Кржижовницкой площади (Krizovnicke nam.), сначала выстроенный в стиле эпохи Возрождения, а позже перестроенный в стиле барокко. Иоганн Георг Бендл украсил фасад этого здания скульптурами.

На площади рядом со Староместской предмостной башней (см. ниже) стоит памятник императору Карлу IV, открытый в 1848 году в честь 500‑летия со дня основания Пражского университета Каролинума (Carolinum). Костёл Св. Франциска Ассизского (sv. Frantisek z Assisi) (25) на северной стороне площади существует с середины XIII века и изначально был построен в стиле ранней готики. К нему примыкает монастырь, принадлежавший ордену крестоносцев с красной звездой (Stelliferi), единственному рыцарскому ордену, возникшему в Чехии в эпоху крестовых походов. В XVII веке Доменико Каневале перестроил костёл в стиле барокко. Примечательна в нём фреска «Страшный суд» Венцеля Л. Рейнера (1722 г.).

 

**Карлов мост

 

Карлов мост, шедевр Петра Парлержа. В каждое время суток и года у него особое настроение

 

**Староместская предмостная башня (Staromestska mostecka vez) (26) – это шедевр Петра Парлержа. Трудами этого выходца из Швабии создан как восточный фасад, так и сетчатый свод башенного пролёта. Справа над порталом башни возвышаются каменные статуи Вацлава IV и его отца – императора Карла IV, по приказу которого началось строительство моста. С обзорной галереи открывается фантастический вид на мост, Влтаву и Градчаны.

**Карлов мост (Karluv most) (27) получил своё название в 1870 году в честь императора Карла IV. Этот правитель понимал стратегическое значение Праги, расположенной на пересечении важных торговых путей, и в 1357 году отдал приказ построить через Влтаву укреплённый мост. Карл был приверженцем астрологии, поэтому он сам определил дату закладки моста, представлявшую собой магическую пирамиду нечётных чисел: 1 3 5 7 9 7 5 3 1. Таким образом, строительство началось в 1357 году, 9 июля (9.07), ровно в 5.31. Его «собственный» зодчий, Пётр Парлерж из Швабского Гмюнда, участвовавший в строительстве собора Св. Витта, претворил в жизнь необычайно смелый план: каменная переправа с 16 арочными пролётами должна была растянуться на 516 метров, а ширина её должна была составить 10 метров. На том месте, где сегодня ежедневно собираются тысячи туристов, уличных артистов, торговцев сувенирами и украшениями, раньше располагались рынок и арена. Говорят, одно время на Пражском мосту, как он тогда назывался, вершил свои дела и палач.

Самая старая статуя на мосту – статуя Яна Непомуцкого (1683 г.), отлитая в Нюрнберге по эскизам М. Раухмюллера и по модели, созданной Иоганном Брокоффом. С этого самого места бывший духовник чешской королевы в 1393 году был сброшен в мешке во Влтаву за то, что не пожелал открыть королю Вацлаву IV тайну исповеди его супруги. В начале XVIII века его причислили к лику святых, и с тех пор он считается покровителем Чехии, покровителем мостов и водных путей. Говорят, что прикосновение к бронзе статуи приносит успех и счастье.

В XVII–XVIII вв. в Чехию были приглашены известные скульпторы, чтобы создать фигуры для украшения моста, сооружённого из песчаника. Особенно большое впечатление производит изображение турка, стерегущего христианских пленников (Иоганн Брокофф и его сыновья Фердинанд Максимилиан и Иоганн Йозеф Михаэль, 1714 г.), а также композиции, представляющие видение св. Лудгарды (Матиас Б. Браун, 1710 г.) и распятие Христа (Ганс Хильгер, 1621 г.). В числе других именитых художников здесь работали Иоганн Фридрих Коль и Матиас В. Яккель. С течением времени статуи из‑за вреда, наносимого смогом и кислотными дождями, были заменены копиями. Около 1850 года на мосту появились новые статуи, прежде всего, работы братьев Й. и Э. Максов, и среди них была статуя св. Вацлава. Последняя скульптурная группа, изображающая святых Кирилла и Мефодия, создана в 1928–1938 гг. К. Дворжаком. В 2006 году началась поэтапная реставрация моста, на которую потребуется, вероятно, больше десяти лет. Однако полное закрытие моста не предусмотрено.

 

Юго‑западная часть Старого города и *Вифлеемская капелла

 

На том же уровне, прямо на берегу Влтавы, стоит Староместская водонапорная башня конца XV века. В 1936 г. в здании водокачки, прекрасно расписанном в технике сграффито, был организован пражский Музей Бедржиха Сметаны (28). Его документы повествуют о кипучей жизни композитора, заложившего основы чешской народной оперы и национальной чешской классической музыки. Между обоими зданиями на берегу Влтавы есть небольшой уютный уголок с кафе.

На Аненской площади (AnenskS nam.) в доме «У зелёной шляпки» (U zeleneho kloboucku; № 5) размещается Театр «У перил» (Divadlo Na zabradli) (29), одно время входивший в число ведущих европейских театров с новаторскими постановками. Этот уютный дом, в котором в 1960‑х гг. работал Вацлав Гавел, стал знаменит благодаря ансамблю пантомимы Ладислава Фиалки. Кстати сказать, в Праге существует и театр «Без перил»: пражские артисты просто не могли не отыграть такую подачу!

На той же площади находится бывший монастырь Св. Анны (klaster svateho Anny) (30), принадлежавший доминиканскому ордену. Святая обитель XIV века с сохранившейся готической конструкцией стропил, перестроенная в XVII веке в стиле барокко, скрывает в себе остатки романской ротонды Св. Лаврентия, обнаруженной в 1950‑х гг. Здесь музицировал Христофор Виллибальд Глюк.

Поблизости, в возведённом в 1760 году Пахтовском дворце (Pachtovsky palac; № 4) с красивым фасадом в стиле рококо, останавливались во время своего пребывания в Праге Моцарт и Бетховен.

Немного южнее, в доме «U Halanku», открыт *Музей Напрстека (31). В этом доме в XIX веке Войта Напрстек собрал внушительную этнографическую коллекцию предметов из Океании, а также из африканских, азиатских и древних американских культур. Здесь регулярно проводятся специальные выставки.

Романское искусство в Старом городе можно найти на той улице, которая названа именем родившейся здесь писательницы, автора популярных новелл и романов – Каролины Светлой (18301899). Стоящую здесь ротонду Святого Креста (rotunda svateho Krize) (32) начала XII века в 1860‑е гг. удалось спасти от сноса, а позже отреставрировать. В ней сохранились фрески, написанные в готическом стиле.

На Бартоломейской (Bartolomejska) улице примечательны два здания: торжественно открытая в 1660 году Школа иезуитов с принадлежащим ей концертным залом и костёл Св. Варфоломея (33) в стиле высокого барокко. Оба здания построены по проектам Килиана Игнация Динценгофера в 17261731 гг., фрески написаны Венцелем Лоренцем Рейнером.

Две улочки, Конвиктская (Konviktska) и Вифлеемская (BetlSmska), ведут к Вифлеемской площади (BetlSmsks náměsti). *Вифлеемская капелла (Betlemska kaple) (34) является точной копией церкви конца XIV века, в которой в 1402–1413 гг. проповедовал Ян Гус. Она внесена в список памятников национальной культуры. В 1786 году эта часовня была разобрана вместе с оградой. В сооружённом из её камней жилом доме археологи в 1950–1953 гг. обнаружили фрагменты надписей, сделанных самим автором Реформации. На реконструкцию капеллы были затрачены огромные средства. В Чехии даже во времена «атеистической» ЧССР очень высоко ценили деятельность Яна Гуса. До ссылки Гус был ректором Карлова университета. Когда он отказался повиноваться Папе Римскому, разбирательство дела в церковном соборе стало неизбежным. Но 6 июля 1415 года, несмотря на данное обещание безопасного проезда к месту суда, император Сигизмунд велел сжечь его на костре в Констанце. Эта дата и по сей день отмечается в государственных масштабах.

Ян Гус – учитель. Фреска в Вифлеемской капелле в Праге

 

К югу от Карловой улицы между Йильской (Jilska) и Гусовой улицами стоит костёл Св. Илии (Kostel svateho Jilji) (35). В 1625 году это место гуситских богослужений отошло доминиканцам, которые превратили его в настоящее сокровище эпохи барокко. Самые ценные детали его интерьера – резная исповедальня (1720 г.), икона и потолочные фрески Венцеля Лоренца Рейнера. Художник жил по соседству в доме, принадлежавшем герцогам Пернштейнским, или, в просторечии, «На Перштыни» (Na Perstyne; № 5), и нашёл своё последнее пристанище в этой церкви.

 

Гавельский город

 

Немецкие переселенцы в XIII веке основали Гавельский город, нынешний район южнее Староместской площади между Угольным рынком (Uhelny trh), Фруктовым рынком (Ovocny trh), Рыцарской (Rytirska) и Гавельской (Havelska) улицами.

Угольный рынок (36) украшен роскошным Виммерским фонтаном в стиле ампир, устроенным в 1797 году. Его аллегорическая композиция представляет собой настоящую хвалебную песнь виноградарству и садоводству. До начала XIX века здесь продавали древесный уголь. На стене дома «Платиз» (Platyz) мемориальная доска напоминает о том, что здесь останавливался Ференц Лист. Дом «У трёх золотых львов» (U tri zlatych lvů; с рестораном) (37) в XVIII веке принадлежал музыкальной супружеской чете Душек. Здесь мемориальная доска посвящена Моцарту, знаменитому гостю этого дома (1787 г.).

Отсюда дорога ведёт на Мартинскую (Martinska) улицу, где находится один из старейших костёлов Праги – «Святой Мартин в стене» (sv. Martin ve zdi) (38). Здесь проходила граница между Старым и Новым городом. Этот храм романской эпохи, существующий с конца XII века, был перестроен в готическом стиле после 1350 г., а затем ещё раз около 1490 г. Оба стиля отчётливо видны до сих пор, особенно готика в искусно переплетённом ребристом своде. Церковь принадлежит общине Богемских Братьев. В ней в 1414 году не только духовные лица, но и миряне впервые начали получать «двойное причастие» (вином и хлебом; до того момента использовали только хлеб). С тех пор чаша для причастия мирян стала символом гуситов.

Дом судьи Староместской общины (Staromestska rychta) (39) на Рыцарской улице представляет собой смешение нескольких архитектурных стилей, от готики и ренессанса до барокко. То же самое относится к дворцу Гробчицких (Hrobcicky) и к домам «У голубой колонны» (U modreho sloupu) и «У золотого колеса» (U zlateho kola).

Сводчатые подъезды на Гавельской (Havelska) улице, на фоне которых так любят снимать исторические фильмы, ещё несут отпечаток более ранних времён. Здесь работает Гавельский рынок (Havelske trziste) (40); по утрам его прилавки заполнены фруктами, овощами и цветами, а после обеда – деревянными игрушками, изделиями из стекла и керамики.

В XIV веке романскую церковь Св. Гавела (sv. Havel) (41) перестроили в готическом стиле. Тем не менее, её первоначальный облик сохранился и после этой, и после барочной реконструкции: взгляните хотя бы на портал со стрельчатым сводом и внутренний крестовый свод. Здесь покоится известный художник эпохи барокко Карел Шкрета (1610–1674).

Если от Угольного рынка двигаться к северу по Михальской (Michalska), а затем свернуть в поперечный переулок, вы попадёте на Мелантрихову улицу (Melantrichova). Здесь вы найдёте множество старинных жилых и торговых домов с вывесками, изначально построенных в готическом стиле. Среди них дом «У льва» (U lva; № 9) и «У пяти корон» (U peti korun; № 8), а также бывшая романско‑готическая церковь Св. Михаила с монастырём (Byvaly klaster servitu u svateho Michala). На углу Кожной улицы (Kozna) находится дом, в котором родился «неистовый репортёр» Эгон Эрвин Киш (1885–1948): это дом «У двух золотых медведей» (U dvou zlatych medvedu) (42) с прекрасным ренессансным порталом.

*Каролинум (43) – один из старейших университетов мира. Он был основан в 1348 году императором Карлом IV. Невольно привлекает внимание прекрасный готический эркер – сохранившаяся часть университетской часовни, посвящённой святым Козьме и Дамиану. Каролинум, будучи светским учреждением, страдал от сильнейшего давления католиков‑иезуитов из школы Клементинума, которые в 1651 году даже устроили сожжение еретиков. Напомним, что Клементинум был специально основан габсбургским императором Фердинандом I в 1556 году как проводник контрреформации. Сегодня, как и прежде, вручение свидетельства о присуждении учёной степени в актовом зале Карлова университета – это особая честь и незабываемое событие.

Этот готический эркер у Каролинума – сохранившаяся часть здания одного из старейших университетов мира

 

В 1781–1783 гг., за сто лет до открытия чешского Национального театра, Антон Хафенэккер построил Сословный театр (Stavovske divadlo) (44). Прославился этот театр благодаря мировой премьере моцартовского «Дон Жуана» (1787 г.). В 1834 году состоялась постановка комической оперы «Фидловачка» (Fidlovacka) Франтишека Шкроупа на либретто Йозефа Каэтана Тыла. Стихотворение Тыла «Kde domov muj?» («Где мой дом, где моя родина?») легло в основу чешского национального гимна. Сословному театру принадлежит также

Коловратский дворец (Kolovratsky palac) (45), построенный в 1697 году Доменико Орси в стиле раннего барокко.

 

 

**Еврейский город – Йозефов

 

С Еврейским городом Праги неразрывно связаны две известные персоны. Дело всей жизни первого может показаться жутковатым и тяжёлым для восприятия, однако его почитатели специально совершают в Прагу паломничество по местам, где он жил и творил. Другой же был порождением фантазии, оберегающим духом, бродившим по ночным улочкам Йозефова до тех пор, пока однажды не впал в слепую ярость и не был уничтожен: речь идёт о Франце Кафке и легендарном Големе.

Франц Кафка, скульптура Ярослава Роны у Испанской синагоги

 

Кафка (1883–1924) родился в Йозефове на углу улиц Майзеловой (Maiselova) и Капровой (Kaprova), а позже жил на Парижской улице (Panzska). Похоронен он в фамильном склепе на Еврейском кладбище в районе Ольшаны (Olsany). В Чехословакии до 1963 года он считался литературной persona non grata. И только на сенсационной литературной конференции в Либлице один пражский германист вновь вернул миру произведения Кафки.

Гораздо популярнее в то время была безобидная мистическая фигура гомункула Голема. Искусственный человек, сотворённый в атмосфере угасающего средневековья, был увековечен в литературе XVIII века: роман о Големе Густава Мейринка (1915; экранизирован в 1920 г.) принёс ему популярность в немецкоязычных странах. У Новой Ратуши на Марианской площади (Marianske nam.) стоит статуя мнимого создателя Голема – Иегуды бен Бецалеля, по прозванию Рабби Лев.

Элемент декора в стиле модерн в Йозефове

 

Еврейская жизнь в Праге на протяжении столетий постоянно испытывала взлёты и падения, завися то от прихотей власть имущих, то от умонастроений светского общества. Почти смертельный удар нанёс по ней Холокост. Сегодня еврейская община в Праге насчитывает всего лишь 1000 человек. До Второй мировой войны их было примерно 40 000.

Густонаселённый еврейский квартал Старого города, существовавший уже с XII века, в 1850 г. был переименован в Йозефов в честь императора (а с J780 года также и чешского короля) ЙозефаИ. Реформы, проводимые сыном императрицы Марии‑Терезии, улучшили положение еврейской общины. Евреям разрешено было не носить больше жёлтые нашивки на одежде, открывать ремесленные мастерские, посещать государственные школы и получать высшее образование. В 1788 году университет увидел двух первых еврейских докторов медицины. Тем не менее, евреям всегда давали почувствовать, что их терпят как неудобное меньшинство, только благодаря их изрядной численности. Между Прагой и Веной в то время циркулировали пасквили и памфлеты «о ненужности и вредности евреев». В конце XVIII века в Йозефове были зарегистрированы 8532 евреев и девять христиан. Спустя сто лет уже лишь каждый третий житель был евреем.

Надгробия на Старом Еврейском кладбище

 

Свидетелями истории старинного гетто остались только шесть синагог, Старое Еврейское кладбище и ратуша. Все остальные постройки стали жертвами «оздоровительной» реконструкции конца XIX века. В 1890 году там, где сегодня пролегают 10 улиц, было 31 кривых переулков; а там, где в наши дни можно насчитать от силы 80 зданий, стояло в своё время около 290 домов. В Йозефове была самая большая в Праге плотность населения: более 1820 человек на гектар площади. Уровень смертности был примерно на 50 % выше, чем в остальных районах города.

Парижская (Parizska) улица шириной 24 м стала главной транспортной магистралью. Был создан функциональный план города, сохранившийся до настоящего времени. Импозантный бульвар ведёт от Староместской площади к берегу Влтавы. Теперь Парижская улица с нарядными фасадами в стиле модерн и эклектик принадлежит к числу тех главных улиц, где стремятся расположить свои офисы и предприятия самые известные международные фирмы.

 

*Рудольфинум

 

Прежде чем посетить еврейский квартал, стоит взглянуть на *Рудольфинум (46) (станция метро Staromestska) на площади Яна Палаха (nam. Jana Palacha), которая напоминает об акте самосожжения, совершённом в 1969 году студентом философского факультета. Рудольфинум был сооружён в 1876–1884 гг. в стиле неоренессанс на западном берегу Влтавы. Его аттик украшают статуи чешских художников и композиторов. Своё название здание получило в честь кронпринца Рудольфа. Во времена существования Первой Чехословацкой республики и вскоре после окончания Второй мировой войны здесь заседало Национальное собрание. С 1946 года в Рудольфинуме находится Чешская филармония. В зале Дворжака во время Пражской Весны проходят концерты.

Из соседнего здания Музея прикладного искусства (47), построенного около 1900 г. в стиле неоренессанс, открывается прекрасный вид на Еврейское кладбище.

 

**Еврейский музей

 

 

**Пинкасова синагога

 

Напротив Рудольфинума, на Широкой (Siroka) улице, находятся ** Пинкасова синагога (Pinkasova synagóga) (48) и вход на Старое Еврейское кладбище. Оба объекта, равно как Майзелова и Клаусова синагоги, Испанская синагога и Церемониальный зал, относятся к Еврейскому музею (Židovske museum; вход по единому билету).

Пинкасова синагога после Второй мировой войны была превращена во впечатляющий памятник еврейским жертвам фашизма. На стене синагоги в алфавитном порядке написаны имена евреев из «протектората Чехия и Моравия» нацистского рейха, павших жертвами расистского геноцида, проводимого гитлеровской Германией. Это самая длинная в мире надгробная надпись, составленная из 77 297 имён с указанием принадлежности к общине, даты рождения, дат депортации и смерти. На втором этаже детские рисунки и дневники из концентрационного лагеря в Терезине (Terezn) потрясающе, наивно и проникновенно рассказывают о положении еврейских детей.

Рабби Пинкас основал эту синагогу в 1479 году. В её молельне есть подземные помещения, в том числе ритуальная купальня (миква) и родник. Археологи датируют их концом XI – началом XII века. В архитектурном плане интересен крестовый ребристый свод молельни, поддерживаемый опорами эпохи Ренессанса. Женские хоры, притвор и зал заседаний относятся к началу XVII века.

 

**Старое Еврейское кладбище

 

Запрет на захоронение на **Старом Еврейском кладбище (Stary zidovske hrbitov), вышедший в 1787 году, стал ощутимым рубежом в истории гетто. На территории кладбища хранители насчитали свыше 12000 готических, ренессансных и барочных надгробий. Ввиду того, что еврейская религия запрещает вскрывать старые могилы, они из‑за недостатка места покрывались новыми слоями земли для последующих захоронений; число таких слоёв достигало 12. Этим объясняется холмистый рельеф кладбища. Еврейские надгробные надписи, помимо персональных данных, содержат и лирические стихи: чаще всего это хвалебные песни усопшим. Дополнительными указателями имён и профессий служат различные символы: например, животные (медведь или олень), скрещённые руки, виноградная лоза, корона, ветви и т. п. Это кладбище – словно каменный учебник истории, в котором посетитель путешествует через столетия.

В лабиринте покосившихся, полуразрушенных надгробий в тени старых лиственных деревьев можно найти и могилы известных личностей: в 1439 году здесь был похоронен поэт Авигдор Кара; его могила считается самой старой на кладбище. Главный раввин Маркус Мордехай Майзл (1528‑1601) был старостой еврейского города Йозефова и принадлежал к числу самых влиятельных людей того времени. Позднее его именем были названы синагога и одна улица. Могила учёного Рабби Льва (1609 г.) раньше была местом паломничества. На его надгробие люди клали записочки с заветными желаниями, веря в необычайные способности создателя Голема. Класть камешек на могилу – это еврейский обычай, унаследованный с тех пор, как праотцы много поколений назад покинули Египет: ведь в пустыне песчаные могилы необходимо было защищать камнями.

 

*Клаусова синагога

 

У выхода с кладбища стоит *Клаусова синагога (Klausova synagóga) (49) 1694 года постройки – самая большая синагога в гетто. Её название происходит от немецкого слова «клаузен» (скиты, небольшие жилища). Когда‑то на этом месте были три таких здания, в том числе школа Талмуда. Сегодня здесь выставлены экспонаты, свидетельствующие о еврейских народных обычаях и религиозных иудейских обрядах (таких как, например, обрезание, бар‑мицва, бракосочетание).

Похороны и Пражское похоронное братство – это тема экспозиции в соседнем неороманском Церемониальном зале, к которому раньше примыкал морг.

 

Майзелова синагога

 

Майзелову синагогу (Maiselova synagóga; Maiselova, № 10) (50) XVI века в 1893–1905 гг. отделали в неоготическом стиле. В ней размещена выставка, посвящённая истории чешских и моравских евреев, в том числе балдахины (хупы) и занавесы (парохеты), наследие пяти веков, и драгоценные свитки Торы. Эти экспонаты (как и все экспонаты богатого Еврейского музея) были частью той коллекции, которую в 1906 году начали собирать пражские евреи и которую Адольф Эйхманн во времена Холокоста систематически пополнял предметами из уничтоженных общин – для задуманного им Музея исчезнувшей расы.

 

*Испанская синагога

 

В 1868 году для строительства синагоги был принят проект архитектора Войтеха Игнация Ульманна, выполненный в модном тогда мавританском стиле. **Испанская синагога (Španělska synagóga) (51) на Везеньской улице (Vezenska, № 1) словно напоминает о родных краях евреев‑сефардов, об Андалузии. Позолоченные арабески и геометрические орнаменты – варианты изображения звезды Давида – сплошь покрывают стены и потолок синагоги. Дополняя тему Майзеловой синагоги, здесь отображение еврейской истории затрагивает роковые годы нацизма, когда циничные бюрократические указы издавались на немецком языке. Но немецкий язык одновременно был и языком таких великих еврейских писателей Праги, как Франц Кафка и Макс Брод. Их произведения тоже выставлены здесь, чтобы наглядно показать, какая цветущая культурная жизнь погибла вместе с пражским еврейством.

В 2003 году у Испанской синагоги состоялось торжественное открытие памятника Францу Кафке. Архитектор Ярослав Рона создал памятник в виде пустого пальто, на котором верхом сидит маленькая фигурка – намёк на новеллу Кафки «Описание одной борьбы».

 

**Староновая синагога

 

Староновая синагога

 

Раннеготическая **Староновая синагога (Staronova synagóga) (52) на Червеной (Cervena), то есть Красной улице возведена примерно в 1270 году. Это единственный храм в гетто, сохранившийся в оригинальном виде. С тех пор как нацистские палачи разрушили синагогу в городе Вормсе, Староновая синагога оказалась старейшим иудейским храмом в Европе. Здесь и по сей день проходят богослужения. Эта синагога не относится к Еврейскому музею; для входа нужен отдельный билет.

Несмотря на появление более поздних пристроек, общий облик этого средневекового здания остался неизменным. Характерные фронтоны из обожжённого кирпича появились в XV веке, а в XVII и XVIII вв. к ним добавились женские галереи. Предметы культа мерцают в рассеянном свете, проникающем сквозь небольшие окна. Особо отметим ковчег для хранения Торы – Пятикнижия Ветхого Завета, церковную кафедру и прекрасно выполненную решётку (XV в.).

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.