Керстин Миклица Бернд Ф. Грушвиц Хана Черна Андре Миклица — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Керстин Миклица Бернд Ф. Грушвиц Хана Черна Андре Миклица

2021-05-27 28
Керстин Миклица Бернд Ф. Грушвиц Хана Черна Андре Миклица 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Керстин Миклица Бернд Ф. Грушвиц Хана Черна Андре Миклица

Прага. Путеводитель

 

 

Текст предоставлен издательством http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=182863

«Прага. Путеводитель»: Дискус Медиа; Санкт‑Петербург; 2010

ISBN 978‑3‑86574‑103‑5, 978‑5‑940591‑40‑5

Аннотация

 

Путеводитель содержит 58 цветных фотографий, 8 карт и планов, толковый словарик местного меню и мини‑разговорник. В специальных разделах собрана информация об адресах и режиме работы музеев, о монастырях, церквях и синагогах, о кофейнях и ресторанах, о работе транспорта, экскурсионных маршрутах и туристических справочных службах. Отдельные главы посвящены достопримечательностям в окрестностях Праги: в Вышеграде, Карлштейне, Мельнике, Кутна‑Горе.

 

Керстин и Андре Миклица, Бернд Ф. Грушвиц, Хана Черна

Прага. Путеводитель

 

Дорогие читатели! Актуальность и Достоверность Информации – это понятия, которые для нас для нас всегда пишутся с Большой Буквы. Наши корреспонденты постоянно ведут реестры изменений, происходящих в туристической среде, а картографы вносят поправки в карты, адаптируя их к новой ситуации и новым версиям текстов. Но мир путешествий живёт своей, очень бурной и насыщенной событиями, жизнью. Поэтому мы не можем взять на себя ответственность за стопроцентную достоверность данных о часах работы музеев, транспорта, ресторанов, развлекательных учреждений и т. д. Мы будем рады любой поправке или дополнительной информации, присланной Вами!

Наш адрес: Nelles Verlag, Machtlfingerstr. 11, D‑81379 München, Germany. Tel. +49 (89) 3571940, Fax +49 (89) 35719430, E‑Mail: Info@Nelles‑Verlag.de, Internet: www.Nelles‑Verlag.de. В России и СНГ направляйте, пожалуйста, Ваши замечания в ООО «Дискус Медиа», 192029, С.‑Петербург, Общественный пер., 5. Тел./факс (812) 322 9860, Internet www.touristmaps.ru.

 

Условные обозначения

 

 

На Карловом мосту туристов развлекают музыкальные ансамбли

 

Витраж собора Святого Витта, созданный Альфонсом Мухой в стиле модерн

 

Лоток с марионетками на Староместской площади

 

Исторический обзор

 

 

Истоки

 

500–100 гг. до н. э. Славянские племена поселяются на территории нынешней Чехии и Моравии.

IX век. Великоморавское княжество; предки современных чехов объединяются. С 863 г. начинается миссионерская деятельность «славянских апостолов» Кирилла и Мефодия. Они изобретают славянскую азбуку.

908 год. Венгры уничтожают Великоморавское княжество.

 

Золотой век

 

995 год. В борьбе за главенствующее положение в Богемии побеждает род Пршемысловичей.

X–XI вв. Пршемысловичи укрепляют свою власть при поддержке Римской империи. Богемия попадает в зависимость от германских феодалов.

1212 год. Отакар II посылает на окраины Богемии немецких поселенцев.

1306 год. Род Пршемысловичей по мужской линии прерывается.

1310 год. Элишка (Елизавета), дочь чешского короля Вацлава III, выходит замуж за Иоганна Люксембургского. Иоганн получает Богемию в ленное владение.

1316–1378 гг. Карл IV, сын Елизаветы и Иоганна, становится германским королём и императором. Богемия переживает расцвет. Прага становится столицей Священной Римской империи. К «странам Богемской короны» относятся Чехия, Моравия, Силезские княжества, а также Верхний и Нижний Лужицкий край (Оберлаузиц и Нидерлаузиц).

 

Гуситское движение

 

1414 год. Проповедник Ян Гус, требовавший реформы церкви и её отказа от мирской власти, сожжён на костре как еретик.

1419 год. Гуситские войны под предводительством Яна Жижки сотрясают всю католическую Европу.

1436 год. Король и церковный собор объявляют гуситское вероисповедание независимой составной частью католической веры. Папа Римский не приемлет этого. Борьба с «еретической» Богемией продолжается.

1471 год. Королевская корона Богемии переходит к польской династии Ягеллонов.

1526 год. Богемский сейм избирает королём эрцгерцога Фердинанда из династии Габсбургов. Фердинанд проводит контрреформацию.

1547 год. Чешские дворяне отказываются повиноваться Фердинанду I. В ответ на это он начинает репрессии против Праги: дворяне теряют многие привилегии, их имения и доходы конфискуются.

Ян Гус на костре (гравюра на дереве, 1558 г.)

 

 

Новое время

 

1618 год. Второе «Пражское выбрасывание из окна» («дефенстрация») послужило поводом для начала Тридцатилетней войны. Из окон Пражского Града были выброшены два наместника императора и их секретарь. Чешские сословия объявляют о свержении короля Фердинанда II.

1620–1621 гг. Протестантское войско разбито в сражении у Белой Горы под Прагой. Конец самостоятельного государства Богемия.

1627 год. Чехия переходит во владение Габсбургов. Десятки тысяч людей, желающих сохранить верность своему вероисповеданию, покидают страну. Население сокращается на треть, экономика приходит в упадок.

XVIII век. Условия жизни улучшаются после реформ, проведённых в период правления Марии‑Терезии (1740–1780 гг.) и Иосифа II (1780–1790 гг.): это обязательное обучение, отмена крепостного права, судебная реформа, отмена смертной казни.

 

XIX–XX вв.

 

1848 год. В ходе революции чехи выступают с требованием о преобразовании государства в федерацию.

1918 год. 28 октября – провозглашение Чехословацкой Республики. Президентом становится Томас Г. Масарик, министром иностранных дел – Эдвард Бенеш.

1920‑е гг. Немецкое меньшинство постепенно примиряется с новым государством. ЧСР входит в десятку ведущих индустриальных государств мира. Разразившийся в 1929 году мировой экономический кризис затрагивает и ЧСР.

1930–1932 гг. Обострение национального конфликта.

1933 год. Конрад Генлейн основывает Судетский Германский Патриотический фронт (с 1935 года «Партия судетских немцев»). Поначалу он требует самоуправления в пределах республики, а затем присоединения к гитлеровской Германии.

1938 год. Успех Партии судетских немцев на выборах. В Мюнхене проходит встреча глав правительств Англии, Италии, Франции и Германии. Пограничные территории, заселённые немцами, отходят Германии. Президент Бенеш эмигрирует в Англию.

15 марта 1939 года. Аннексия «оставшейся части Чехии».

1945 год. 5 мая американцы освобождают Западную Чехию. 9 мая Советская Армия вступает в Прагу. Возвращение из эмиграции экс‑президента Бенеша.

1946–1947 гг. Изгнаны около 3,6 млн немцев, погибают десятки тысяч людей. Победа коммунистов на выборах. Во главе коммунистической партии становится Клемент Готвальд.

1948 год. Готвальд становится преемником Бенеша. Принудительная коллективизация сельского хозяйства, национализация промышленных предприятий, преследование противников режима.

1962 год. Десталинизация. Председателем словацкой компартии становится Александр Дубчек.

1968 год. План действий по преобразованию государства и экономики. «Братские страны» опасаются, что реформы выйдут за рамки режима. 21 августа в ЧССР входят войска стран Варшавского договора. Политики‑реформаторы лишаются власти. 30 000 чехов и словаков покидают родину.

1970‑е гг. Застой в экономике. После конференции ОБСЕ 257 граждан подписывают «Хартию‑77», манифест, призывающий к соблюдению прав человека. Режим реагирует на это арестами и репрессиями.

 

События недавнего времени

 

1989 год. Подавление Пражской студенческой демонстрации в ноябре 1989 года становится толчком для «Бархатной революции». КПЧ в течение трёх недель прекращает своё существование. Президентом государства избирается Вацлав Гавел.

Известный писатель и многолетний президент Чехии Вацлав Гавел

 

1990 год. Государство получает новое название: Чешская и Словацкая Федеративная Республика (ЧСФР).

1993 год. Распад ЧСФР. Чехия и Словакия становятся самостоятельными республиками.

1997 год. Германско‑чешское заявление о примирении. Вацлав Гавел выступает перед Бундестагом, Роман Герцог – перед Пражским парламентом.

1999 год. Вступление Чехии в НАТО.

2003 год. Президентом государства становится Вацлав Клаус.

2004 год. С 1 мая Чехия – член Европейского Союза.

2006 год. Начало реставрации Карлова моста.

2007 год. К северо‑западу от центра начато сооружение автомобильного тоннеля Blanka, призванного облегчить транзит через город. После ввода в строй, запланированного на 2011, это сооружение протяжённостью 6382 м станет самым длинным в Европе.

2009 год. Чехия последней из стран ЕС ратифицирует Лиссабонский договор, после чего он вступает в силу.

 

Приглашение к путешествию

 

Прага (1,3 млн жителей) – один из красивейших городов мира, блистательная, чарующая столица с увлекательной историей и богатой культурой. Столица Чешской Республики лежит в живописной долине реки Влтавы, и девять её островов со множеством мостов создают неповторимую панораму города.

Несмотря на все превратности своей истории, Прага никогда не переживала серьёзных разрушений. И теперь перед гостями предстаёт на редкость цельная картина города, с постройками и архитектурными ансамблями почти всех эпох и стилей: романской архитектуры, готики, ренессанса, барокко, рококо и классицизма, вплоть до модерна и кубизма. Над всем этим гордо возвышается Пражский Град, самый большой по площади средневековый город‑крепость и старейшая в мире правительственная резиденция.

Знаменитые постройки, большие церкви и монастыри, а также великолепные музеи привлекают в город на Влтаве бесчисленное множество туристов. В разгар сезона вдоль Королевской дороги и особенно на Староместской площади роятся многолюдные толпы. Экскурсоводы созывают свои группы, уличные артисты развлекают публику, а в многочисленных кафе официанты разносят иностранным гостям ужасно дорогое чешское пиво.

Но, несмотря на наплыв туристов, Прага сохранила ещё и другой облик: покой, романтизм, а кое‑где просто настоящее волшебство. Вся сказочная прелесть Златой Праги открывается в таинственных переулках Малой Стороны, на горе Петршин, которая возвышается над черепичными крышами столицы, и в овеянном старинными легендами Вышеграде.

Когда на обоих берегах Влтавы зажигаются огни, почтенные старые здания оживают: в исторических залах звучит концертная музыка, в знаменитых джаз‑клубах выступают мировые звёзды, а в старинных пивных ведутся разговоры о Праге и о жизни.

 

Старый город

 

 

 

 

 

От **Пороховой башни к **Староместской площади

 

Староместская площадь со Староместской ратушей (слева) и храмом Богородицы перед Тыном (в центре)

 

На протяжении многих столетий **Пороховая башня (Prašná brána) (1) сторожит подход к Королевской дороге. В 1310 году этим путём, пролегающим по Целетной улице, Староместской площади, Карловой улице и Карлову мосту, впервые проехали чешский король Иоганн Люксембургский и его супруга Элишка (Елизавета), направляясь в Градчаны на коронацию. Этот же путь в 1316 году выбрал король Карл IV. Пороховая башня, одновременно служившая городскими воротами, была построена примерно в 1478 г. по проекту Матея Рейзека, а в 18751886 гг. она была реконструирована Йозефом Моккером со стилизацией под готику.

Не пожалейте времени, чтобы осмотреть великолепный Общественный дом (Obecni dům) (2), расположенный рядом с Пороховой башней на площади Республики (náměsti Republiky). Это здание в стиле модерн возникло в 1905–1911 гг. на месте бывшего королевского двора. В его красочном оформлении участвовал выдающийся художник‑модернист Альфонс Муха, а кроме того, Мыслбек, Алеш, Шалоун, Швабинский и другие. Вас порадуют здесь хорошие рестораны и стильная кофейня. В величественном зале им. Б. Сметаны проводятся концерты.

*Целетна улица (Celetna) ведёт от Пороховой башни к Староместской площади. Эту оживлённую пешеходную зону украшает множество барочных зданий с богато отделанными фасадами. В доме «У трёх королей» (U tří králů) с 1896 по 1907 гг. жил Франц Кафка. Кубистский угловой дом «У Чёрной Богородицы» (3) (U Cerne Matky boži; № 34), построенный Йозефом Гочаром в 1912 году, тоже выглядит очень фотогенично. В этом доме находится выставка кубизма Национальной галереи.

На Староместской площади (Staroměstské náměsti), в оживлённом центре Старого города, всегда полно уличных артистов, торговцев и туристов со всего света. Огромная статуя (4) реформатора Яна Гуса (Ладислав Шалоун, 1915 г.) и множество старинных зданий вокруг площади образуют прекрасный фон для нарядной толпы на площади. Каждый год здесь организуются пасхальные и рождественские ярмарки.

**Храм Богородицы перед Тыном (Matka Boži pred Týnem) (5) с двумя 80‑метровыми башнями и издалека заметной фигурой Богоматери между ними – это одна из крупнейших церквей Праги. В конце XIV века архитектурная мастерская Парлержа возвела ту часть храма, которая позже была перестроена в стиле барокко. Внутреннее убранство храма в основном сохранило готический стиль. Карел Шкрета, родившийся неподалёку от собора, написал для него алтарные иконы не позднее 1660 г. До начала Тридцатилетней войны эта трёхнефная церковь с тремя хорами была важным оплотом протестантизма. Здесь погребён датский астроном Тихо Браге (1546–1601), заложивший своими наблюдениями основу для работ Кеплера об орбитах планет.

В прежние времена прямо за Тынским храмом, во дворе дома Унгельта (6) (Тынский двор), останавливались заезжие купцы со своими товарами. Здесь они платили таможенную пошлину; до XVI века эти торговцы пользовались покровительством короля. Крытая сквозная галерея во дворце Грановского, в котором была таможня, возникла около 1560 года. Позади дома Унгельта возвышается трёхнефная готическая церковь Св. Иакова (sv. Jakub) (7) с монастырём миноритов. Эта церковь XIV века, ставшая позже излюбленным местом проведения концертов, на рубеже XVII–XVIII вв. была украшена Й. С. Панеком в стиле барокко. Большинство изображений для 21 алтаря созданы Петром Брандлом и Венцелем Л. Рейнером. Автором фресок этой церкви, второй по величине в Праге после собора Св. Витта, был Ф. Фогет; он же расписывал и залы монастыря.

Самый прекрасный дворец Праги в стиле рококо – дворец *Гольц‑Кинских (palac Goltz‑Kinskych) (8). Его построил в 1755–1765 гг. Ансельмо Лураго по эскизам Килиана Игнация Динценгофера, а скульптурный декор выполнил Игнаций Платцер. Здесь находится постоянная выставка графики, принадлежащая Национальной галерее. В этом дворце родилась графиня Кински, в замужестве Берта фон Зуттнер (1843–1914). Известность ей принёс роман «Долой оружие!», в котором она выразила свой горячий протест против безумия войны и всеобщего вооружения. В 1905 году за пацифистскую деятельность она получила Нобелевскую премию мира.

Рядом с дворцом Гольц‑Кинских стоит готический дом *«У каменного колокола» (U kamenneho zvonu) (9) XIV века, ныне фешенебельное место проведения выставок и концертов. Дорогу к нему указывает небольшой каменный колокол.

Над северо‑западной стороной Ста роместской площади господствует *церковь Св. Николая (sv. Mikulas) (10). Этот шедевр великого мастера Килиана Игнация Динценгофера был возведён всего за четыре года (1732–1735 гг.). Восьмиугольный купол пышно убранной церкви (которая сегодня принадлежит гуситской общине) украшен фресками Космаса Дамиана Азама.

3 июля 1883 года в доме на площади, сейчас носящей имя Франца Кафки (náměsti Franze Kafky) (11), рядом с собором Св. Николая, родился немецко‑еврейский писатель Франц Кафка. Этот дом с мемориальной доской на стене и постоянной выставкой стал местом паломничества любителей литературы.

Рядом с Тынским собором стоит дом в стиле раннего классицизма «У белого единорога» (U bileho jednorozce; № 15) (12), где вы увидите ещё одну готическую крытую галерею с крестовым ребристым сводом.

На юго‑восточной стороне площади на Аистовом доме (Storchuv dům) (13) видна отреставрированная фреска Миколаша Алеша с изображением св. Вацлава, восседающего верхом на коне. В доме «У золотого единорога» (U zlateho jednorozce; № 20) (14) в 1848 году Б. Сметана организовал музыкальную школу.

Величественная Староместская ратуша (Staroměstské radnice) (15) состоит из нескольких зданий, которые, начиная с XIV века, постепенно переходили во владение муниципалитета. Бракосочетание в Староместской ратуше считается выдающимся светским событием. Внутри находится картина Вацлава Брожика «Ян Гус перед церковным собором в Констанце» – произведение, которое в Чехии знает каждый ребёнок. Кисти Брожика принадлежит и висящая в Большом зале заседаний монументальная картина «Избрание Георгия Подебрада чешским королём». С 70‑метровой башни ратуши открывается восхитительный вид.

Астрономические часы на Староместской ратуше восхищают своей красотой и точностью

 

Куранты ратуши вот уже более пяти столетий изо дня в день, час за часом представляют собравшейся публике одно и то же зрелище, почти не изменившееся (куранты были построены в 1410 году, а в 1560 году оснащены механикой). Каждый час наверху башни открываются два окошка, и чередой проходят Христос и 12 апостолов. Смерть в образе скелета звонит в колокольчик, напоминая о том, что наше время ограничено. Она кивает трём фигурам: Скупому, Тщеславному и Турку. Но те, кивая в ответ, дают понять, что ещё не готовы умирать. Зрелище завершается пением петуха, куранты бьют полный час. Астрономические часы показывают текущую фазу луны и положение планет. В нижней части башни находится копия календаря со знаками зодиака, созданного Йозефом Манесом (1865 г.); оригинал хранится в Музее города Праги.

Рядом с комплексом ратуши бросается в глаза одно здание: это богато отделанный в технике сграффито дом «У минуты» (U minuty) (16). Здесь провёл свою юность Франц Кафка.

Барочная статуя св. Флориана работы Игнация Платцера украшает дом «У золотого ангела» (U zlateho andela) (17) где сейчас находится ресторан со смотровой террасой.

 

Гавельский город

 

Немецкие переселенцы в XIII веке основали Гавельский город, нынешний район южнее Староместской площади между Угольным рынком (Uhelny trh), Фруктовым рынком (Ovocny trh), Рыцарской (Rytirska) и Гавельской (Havelska) улицами.

Угольный рынок (36) украшен роскошным Виммерским фонтаном в стиле ампир, устроенным в 1797 году. Его аллегорическая композиция представляет собой настоящую хвалебную песнь виноградарству и садоводству. До начала XIX века здесь продавали древесный уголь. На стене дома «Платиз» (Platyz) мемориальная доска напоминает о том, что здесь останавливался Ференц Лист. Дом «У трёх золотых львов» (U tri zlatych lvů; с рестораном) (37) в XVIII веке принадлежал музыкальной супружеской чете Душек. Здесь мемориальная доска посвящена Моцарту, знаменитому гостю этого дома (1787 г.).

Отсюда дорога ведёт на Мартинскую (Martinska) улицу, где находится один из старейших костёлов Праги – «Святой Мартин в стене» (sv. Martin ve zdi) (38). Здесь проходила граница между Старым и Новым городом. Этот храм романской эпохи, существующий с конца XII века, был перестроен в готическом стиле после 1350 г., а затем ещё раз около 1490 г. Оба стиля отчётливо видны до сих пор, особенно готика в искусно переплетённом ребристом своде. Церковь принадлежит общине Богемских Братьев. В ней в 1414 году не только духовные лица, но и миряне впервые начали получать «двойное причастие» (вином и хлебом; до того момента использовали только хлеб). С тех пор чаша для причастия мирян стала символом гуситов.

Дом судьи Староместской общины (Staromestska rychta) (39) на Рыцарской улице представляет собой смешение нескольких архитектурных стилей, от готики и ренессанса до барокко. То же самое относится к дворцу Гробчицких (Hrobcicky) и к домам «У голубой колонны» (U modreho sloupu) и «У золотого колеса» (U zlateho kola).

Сводчатые подъезды на Гавельской (Havelska) улице, на фоне которых так любят снимать исторические фильмы, ещё несут отпечаток более ранних времён. Здесь работает Гавельский рынок (Havelske trziste) (40); по утрам его прилавки заполнены фруктами, овощами и цветами, а после обеда – деревянными игрушками, изделиями из стекла и керамики.

В XIV веке романскую церковь Св. Гавела (sv. Havel) (41) перестроили в готическом стиле. Тем не менее, её первоначальный облик сохранился и после этой, и после барочной реконструкции: взгляните хотя бы на портал со стрельчатым сводом и внутренний крестовый свод. Здесь покоится известный художник эпохи барокко Карел Шкрета (1610–1674).

Если от Угольного рынка двигаться к северу по Михальской (Michalska), а затем свернуть в поперечный переулок, вы попадёте на Мелантрихову улицу (Melantrichova). Здесь вы найдёте множество старинных жилых и торговых домов с вывесками, изначально построенных в готическом стиле. Среди них дом «У льва» (U lva; № 9) и «У пяти корон» (U peti korun; № 8), а также бывшая романско‑готическая церковь Св. Михаила с монастырём (Byvaly klaster servitu u svateho Michala). На углу Кожной улицы (Kozna) находится дом, в котором родился «неистовый репортёр» Эгон Эрвин Киш (1885–1948): это дом «У двух золотых медведей» (U dvou zlatych medvedu) (42) с прекрасным ренессансным порталом.

*Каролинум (43) – один из старейших университетов мира. Он был основан в 1348 году императором Карлом IV. Невольно привлекает внимание прекрасный готический эркер – сохранившаяся часть университетской часовни, посвящённой святым Козьме и Дамиану. Каролинум, будучи светским учреждением, страдал от сильнейшего давления католиков‑иезуитов из школы Клементинума, которые в 1651 году даже устроили сожжение еретиков. Напомним, что Клементинум был специально основан габсбургским императором Фердинандом I в 1556 году как проводник контрреформации. Сегодня, как и прежде, вручение свидетельства о присуждении учёной степени в актовом зале Карлова университета – это особая честь и незабываемое событие.

Этот готический эркер у Каролинума – сохранившаяся часть здания одного из старейших университетов мира

 

В 1781–1783 гг., за сто лет до открытия чешского Национального театра, Антон Хафенэккер построил Сословный театр (Stavovske divadlo) (44). Прославился этот театр благодаря мировой премьере моцартовского «Дон Жуана» (1787 г.). В 1834 году состоялась постановка комической оперы «Фидловачка» (Fidlovacka) Франтишека Шкроупа на либретто Йозефа Каэтана Тыла. Стихотворение Тыла «Kde domov muj?» («Где мой дом, где моя родина?») легло в основу чешского национального гимна. Сословному театру принадлежит также

Коловратский дворец (Kolovratsky palac) (45), построенный в 1697 году Доменико Орси в стиле раннего барокко.

 

 

**Еврейский город – Йозефов

 

С Еврейским городом Праги неразрывно связаны две известные персоны. Дело всей жизни первого может показаться жутковатым и тяжёлым для восприятия, однако его почитатели специально совершают в Прагу паломничество по местам, где он жил и творил. Другой же был порождением фантазии, оберегающим духом, бродившим по ночным улочкам Йозефова до тех пор, пока однажды не впал в слепую ярость и не был уничтожен: речь идёт о Франце Кафке и легендарном Големе.

Франц Кафка, скульптура Ярослава Роны у Испанской синагоги

 

Кафка (1883–1924) родился в Йозефове на углу улиц Майзеловой (Maiselova) и Капровой (Kaprova), а позже жил на Парижской улице (Panzska). Похоронен он в фамильном склепе на Еврейском кладбище в районе Ольшаны (Olsany). В Чехословакии до 1963 года он считался литературной persona non grata. И только на сенсационной литературной конференции в Либлице один пражский германист вновь вернул миру произведения Кафки.

Гораздо популярнее в то время была безобидная мистическая фигура гомункула Голема. Искусственный человек, сотворённый в атмосфере угасающего средневековья, был увековечен в литературе XVIII века: роман о Големе Густава Мейринка (1915; экранизирован в 1920 г.) принёс ему популярность в немецкоязычных странах. У Новой Ратуши на Марианской площади (Marianske nam.) стоит статуя мнимого создателя Голема – Иегуды бен Бецалеля, по прозванию Рабби Лев.

Элемент декора в стиле модерн в Йозефове

 

Еврейская жизнь в Праге на протяжении столетий постоянно испытывала взлёты и падения, завися то от прихотей власть имущих, то от умонастроений светского общества. Почти смертельный удар нанёс по ней Холокост. Сегодня еврейская община в Праге насчитывает всего лишь 1000 человек. До Второй мировой войны их было примерно 40 000.

Густонаселённый еврейский квартал Старого города, существовавший уже с XII века, в 1850 г. был переименован в Йозефов в честь императора (а с J780 года также и чешского короля) ЙозефаИ. Реформы, проводимые сыном императрицы Марии‑Терезии, улучшили положение еврейской общины. Евреям разрешено было не носить больше жёлтые нашивки на одежде, открывать ремесленные мастерские, посещать государственные школы и получать высшее образование. В 1788 году университет увидел двух первых еврейских докторов медицины. Тем не менее, евреям всегда давали почувствовать, что их терпят как неудобное меньшинство, только благодаря их изрядной численности. Между Прагой и Веной в то время циркулировали пасквили и памфлеты «о ненужности и вредности евреев». В конце XVIII века в Йозефове были зарегистрированы 8532 евреев и девять христиан. Спустя сто лет уже лишь каждый третий житель был евреем.

Надгробия на Старом Еврейском кладбище

 

Свидетелями истории старинного гетто остались только шесть синагог, Старое Еврейское кладбище и ратуша. Все остальные постройки стали жертвами «оздоровительной» реконструкции конца XIX века. В 1890 году там, где сегодня пролегают 10 улиц, было 31 кривых переулков; а там, где в наши дни можно насчитать от силы 80 зданий, стояло в своё время около 290 домов. В Йозефове была самая большая в Праге плотность населения: более 1820 человек на гектар площади. Уровень смертности был примерно на 50 % выше, чем в остальных районах города.

Парижская (Parizska) улица шириной 24 м стала главной транспортной магистралью. Был создан функциональный план города, сохранившийся до настоящего времени. Импозантный бульвар ведёт от Староместской площади к берегу Влтавы. Теперь Парижская улица с нарядными фасадами в стиле модерн и эклектик принадлежит к числу тех главных улиц, где стремятся расположить свои офисы и предприятия самые известные международные фирмы.

 

*Рудольфинум

 

Прежде чем посетить еврейский квартал, стоит взглянуть на *Рудольфинум (46) (станция метро Staromestska) на площади Яна Палаха (nam. Jana Palacha), которая напоминает об акте самосожжения, совершённом в 1969 году студентом философского факультета. Рудольфинум был сооружён в 1876–1884 гг. в стиле неоренессанс на западном берегу Влтавы. Его аттик украшают статуи чешских художников и композиторов. Своё название здание получило в честь кронпринца Рудольфа. Во времена существования Первой Чехословацкой республики и вскоре после окончания Второй мировой войны здесь заседало Национальное собрание. С 1946 года в Рудольфинуме находится Чешская филармония. В зале Дворжака во время Пражской Весны проходят концерты.

Из соседнего здания Музея прикладного искусства (47), построенного около 1900 г. в стиле неоренессанс, открывается прекрасный вид на Еврейское кладбище.

 

**Еврейский музей

 

 

**Пинкасова синагога

 

Напротив Рудольфинума, на Широкой (Siroka) улице, находятся ** Пинкасова синагога (Pinkasova synagóga) (48) и вход на Старое Еврейское кладбище. Оба объекта, равно как Майзелова и Клаусова синагоги, Испанская синагога и Церемониальный зал, относятся к Еврейскому музею (Židovske museum; вход по единому билету).

Пинкасова синагога после Второй мировой войны была превращена во впечатляющий памятник еврейским жертвам фашизма. На стене синагоги в алфавитном порядке написаны имена евреев из «протектората Чехия и Моравия» нацистского рейха, павших жертвами расистского геноцида, проводимого гитлеровской Германией. Это самая длинная в мире надгробная надпись, составленная из 77 297 имён с указанием принадлежности к общине, даты рождения, дат депортации и смерти. На втором этаже детские рисунки и дневники из концентрационного лагеря в Терезине (Terezn) потрясающе, наивно и проникновенно рассказывают о положении еврейских детей.

Рабби Пинкас основал эту синагогу в 1479 году. В её молельне есть подземные помещения, в том числе ритуальная купальня (миква) и родник. Археологи датируют их концом XI – началом XII века. В архитектурном плане интересен крестовый ребристый свод молельни, поддерживаемый опорами эпохи Ренессанса. Женские хоры, притвор и зал заседаний относятся к началу XVII века.

 

**Старое Еврейское кладбище

 

Запрет на захоронение на **Старом Еврейском кладбище (Stary zidovske hrbitov), вышедший в 1787 году, стал ощутимым рубежом в истории гетто. На территории кладбища хранители насчитали свыше 12000 готических, ренессансных и барочных надгробий. Ввиду того, что еврейская религия запрещает вскрывать старые могилы, они из‑за недостатка места покрывались новыми слоями земли для последующих захоронений; число таких слоёв достигало 12. Этим объясняется холмистый рельеф кладбища. Еврейские надгробные надписи, помимо персональных данных, содержат и лирические стихи: чаще всего это хвалебные песни усопшим. Дополнительными указателями имён и профессий служат различные символы: например, животные (медведь или олень), скрещённые руки, виноградная лоза, корона, ветви и т. п. Это кладбище – словно каменный учебник истории, в котором посетитель путешествует через столетия.

В лабиринте покосившихся, полуразрушенных надгробий в тени старых лиственных деревьев можно найти и могилы известных личностей: в 1439 году здесь был похоронен поэт Авигдор Кара; его могила считается самой старой на кладбище. Главный раввин Маркус Мордехай Майзл (1528‑1601) был старостой еврейского города Йозефова и принадлежал к числу самых влиятельных людей того времени. Позднее его именем были названы синагога и одна улица. Могила учёного Рабби Льва (1609 г.) раньше была местом паломничества. На его надгробие люди клали записочки с заветными желаниями, веря в необычайные способности создателя Голема. Класть камешек на могилу – это еврейский обычай, унаследованный с тех пор, как праотцы много поколений назад покинули Египет: ведь в пустыне песчаные могилы необходимо было защищать камнями.

 

*Клаусова синагога

 

У выхода с кладбища стоит *Клаусова синагога (Klausova synagóga) (49) 1694 года постройки – самая большая синагога в гетто. Её название происходит от немецкого слова «клаузен» (скиты, небольшие жилища). Когда‑то на этом месте были три таких здания, в том числе школа Талмуда. Сегодня здесь выставлены экспонаты, свидетельствующие о еврейских народных обычаях и религиозных иудейских обрядах (таких как, например, обрезание, бар‑мицва, бракосочетание).

Похороны и Пражское похоронное братство – это тема экспозиции в соседнем неороманском Церемониальном зале, к которому раньше примыкал морг.

 

Майзелова синагога

 

Майзелову синагогу (Maiselova synagóga; Maiselova, № 10) (50) XVI века в 1893–1905 гг. отделали в неоготическом стиле. В ней размещена выставка, посвящённая истории чешских и моравских евреев, в том числе балдахины (хупы) и занавесы (парохеты), наследие пяти веков, и драгоценные свитки Торы. Эти экспонаты (как и все экспонаты богатого Еврейского музея) были частью той коллекции, которую в 1906 году начали собирать пражские евреи и которую Адольф Эйхманн во времена Холокоста систематически пополнял предметами из уничтоженных общин – для задуманного им Музея исчезнувшей расы.

 

*Испанская синагога

 

В 1868 году для строительства синагоги был принят проект архитектора Войтеха Игнация Ульманна, выполненный в модном тогда мавританском стиле. **Испанская синагога (Španělska synagóga) (51) на Везеньской улице (Vezenska, № 1) словно напоминает о родных краях евреев‑сефардов, об Андалузии. Позолоченные арабески и геометрические орнаменты – варианты изображения звезды Давида – сплошь покрывают стены и потолок синагоги. Дополняя тему Майзеловой синагоги, здесь отображение еврейской истории затрагивает роковые годы нацизма, когда циничные бюрократические указы издавались на немецком языке. Но немецкий язык одновременно был и языком таких великих еврейских писателей Праги, как Франц Кафка и Макс Брод. Их произведения тоже выставлены здесь, чтобы наглядно показать, какая цветущая культурная жизнь погибла вместе с пражским еврейством.

В 2003 году у Испанской синагоги состоялось торжественное открытие памятника Францу Кафке. Архитектор Ярослав Рона создал памятник в виде пустого пальто, на котором верхом сидит маленькая фигурка – намёк на новеллу Кафки «Описание одной борьбы».

 

**Староновая синагога

 

Староновая синагога

 

Раннеготическая **Староновая синагога (Staronova synagóga) (52) на Червеной (Cervena), то есть Красной улице возведена примерно в 1270 году. Это единственный храм в гетто, сохранившийся в оригинальном виде. С тех пор как нацистские палачи разрушили синагогу в городе Вормсе, Староновая синагога оказалась старейшим иудейским храмом в Европе. Здесь и по сей день проходят богослужения. Эта синагога не относится к Еврейскому музею; для входа нужен отдельный билет.

Несмотря на появление более поздних пристроек, общий облик этого средневекового здания остался неизменным. Характерные фронтоны из обожжённого кирпича появились в XV веке, а в XVII и XVIII вв. к ним добавились женские галереи. Предметы культа мерцают в рассеянном свете, проникающем сквозь небольшие окна. Особо отметим ковчег для хранения Торы – Пятикнижия Ветхого Завета, церковную кафедру и прекрасно выполненную решётку (XV в.).

 

Керстин Миклица Бернд Ф. Грушвиц Хана Черна Андре Миклица

Прага. Путеводитель

 

 

Текст предоставлен издательством http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=182863

«Прага. Путеводитель»: Дискус Медиа; Санкт‑Петербург; 2010

ISBN 978‑3‑86574‑


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.129 с.