Анализ рассказа М.Шолохова «Судьба человека». — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Анализ рассказа М.Шолохова «Судьба человека».

2021-05-27 34
Анализ рассказа М.Шолохова «Судьба человека». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Шолохов. Судьба человека

Андрей Соколов

Весна. Верхний Дон. Рассказчик с товарищем ехал на бричке, запряжённой двумя лошадьми,в станицу Букановскую. Ехать было трудно — снег начал таять, грязь непролазная. А тут возле хутора Моховского река Еланка. Мелкая летом, сейчас разлилась на целый километр. Вместе с неизвестно откуда взявшимся шофером рассказчик переплывает реку на какой-тополуразвалившейся лодке. Шофер подогнал к реке стоявший в сарае автомобиль марки Виллис,сел в лодку и отправился обратно. Обещал вернуться через два часа.

Рассказчик присел на поваленный плетень и хотел было закурить — но сигареты намокли во время переправы. Так бы и скучать ему два часа в тишине, одиночестве, без еды, воды,выпивки и курева — как подошёл к нему мужчина с ребёнком, поздоровался. Мужчина (это и был главный герой дальнейшего повествования Андрей Соколов) принял рассказчика за шофера —из-за стоявшего рядом автомобиля и подошёл пообщаться с коллегой: он сам был шофером,только на грузовой машине. Рассказчик не стал расстраивать собеседника, раскрывая подлинную свою профессию (так и оставшуюся неизвестной для читателя) и соврал, что ждёт начальство.

Соколов ответил, что не торопится, а перекурить охота. В одиночестве курить скучно. Увидев разложенные для просушки сигареты, он угостил рассказчика собственным табаком.

Закурили они, разговорились. Рассказчику неловко было из-за мелкого обмана, поэтому он больше слушал, а говорил Соколов.

Довоенная жизнь Соколова

— Поначалу жизнь моя была обыкновенная. Сам я уроженец Воронежской губернии, с тысяча девятьсотого года рождения. В гражданскую войну был в Красной Армии, в дивизии Киквидзе.В голодный двадцать второй год подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел. А отец с матерью и сестренкой дома померли от голода. Остался один. Родни — хоть шаром покати, — нигде, никого, ни одной души. Ну, через год вернулся с Кубани, хатенку продал, поехал в Воронеж.Поначалу работал в плотницкой артели, потом пошел на завод, выучился на слесаря. Вскорости женился. Жена воспитывалась в детском доме. Сиротка. Хорошая попалась мне девка! Смирная веселая, угодливая и умница, не мне чета. Она с детства узнала, почем фунт лиха стоит, может, это и сказалось на её характере. Со стороны глядеть — не так уж она была из себя видная, но ведья-то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивее и желанней её, не было на свете и не будет!

Придешь с работы усталый, а иной раз и злой, как черт. Нет, на грубое слово она тебе не нагрубит в ответ. Ласковая, тихая, не знает, где тебя усадить, бьется, чтобы и при малом достатке сладкий кусок тебе сготовить. Смотришь на нее и отходишь сердцем, а спустя немного обнимешь её,скажешь: «Прости, милая Иринка, нахамил я тебе. Понимаешь, с работой у меня нынче не заладилось». И опять у нас мир, и у меня покой на душе.

Дальше рассказывал опять таки про жену, как она его любила и не упрекала даже тогда, когда приходилось выпить лишнего с товарищами. Но вскоре родились у них дети — сын, а потом — две дочери. Тогда с выпивками было покончено — разве что кружку пива в выходной себе позволял.

В 1929 увлекли его машины. Стал он шофером грузовика. Жил себе поживал да добра наживал.А тут — война.

Война и пленение

На фронт провожала его вся семья. Дети держали себя в руках, но жена очень расстроилась — в последний раз мол видимся, Андрюша… В общем и так тошно, а тут ещё и жена заживо хоронит.В расстроенных чувствах уехал на фронт.

На войне он тоже был шофёром. Дважды легко ранили.

В мае 1942 года оказался под Лозовеньками. Немцы шли в наступление, а он вызвался на передний край везти боеприпасы нашей артиллерийской батарее. Боеприпасы не довёз — снаряд упал совсем близко, взрывной волной перевернуло машину. Соколов потерял сознание.Когда очнулся — понял, что находится в тылу врага: бой гремел где-то сзади, а мимо шли танки.Притворился мёртвым. Когда решил, что все прошли — голову приподнял, увидел идущих прямо к нему шестерых фашистов с автоматами. Спрятаться было негде, поэтому решил умереть достойно — встал, хотя еле мог стоять на ногах — и смотрел на них. Один из солдат хотел застрелить его — но другой удержал. Сняли с Соколова сапоги и отправили пешком на запад.

Через некоторое время догнала еле шедшего Соколова колонна пленных из той же дивизии, что он сам. С ними шёл дальше.

Ночевали в церкви. За ночь случилось 3 заслуживающих внимания события:

а) Некий человек, представившийся как военврач, вправил Соколову вывихнутую во время падения из грузовика руку.

б) Соколов спас от смерти незнакомого ему взводного, которого как коммуниста собирался выдать фашистам сослуживец Крыжнев. Соколов задушил предателя.

в) Фашисты застрелили верующего, который надоедал им просьбами выпустить из церкви для визита в туалет.

На следующее утро стали спрашивать — кто командир, комиссар, коммунист. Предателей не оказалось, поэтому коммунисты, комиссары и командиры остались живы. Расстреляли еврея(возможно, это был военврач — по крайней мере, в фильме дело так представлено) и троих русских,похожих на евреев. Погнали пленных дальше на запад.

Всю дорогу до Познани Соколов думал о побеге. Наконец представился случай: пленных отправили копать могилы, охранники отвлеклись — он и дёрнул на восток. На четвёртые сутки догнали его фашисты с овчарками, собаки Соколова чуть не загрызли. Месяц его держали в карцере, потом отправили в Германию.

«Куда меня только не гоняли за два года плена! Половину Германии объехал за это время: и в Саксонии был, на силикатном заводе работал, и в Рурской области на шахте уголек откатывал,и в Баварии на земляных работах горб наживал, и в Тюрингии побыл, и черт-те где только не пришлось по немецкой земле походить»

На волоске от смерти

В лагере Б -14 возле Дрездена работал Соколов и другие на каменном карьере. Угораздило его,вернувшись однажды после работы сказать, в бараке, среди других пленных: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит».

Кто-то донёс начальству об этих словах и вызвал его к себе комендант лагеря Мюллер. Мюллер русский язык знал отлично, так что общался с Соколовым без переводчика.

«Я окажу тебе великую честь, сейчас лично расстреляю тебя за эти слова. Здесь неудобно, пойдем во двор, там ты и распишешься». — «Воля ваша», — говорю ему. Он постоял, подумал, а потом кинул пистолет на стол и наливает полный стакан шнапса, кусочек хлеба взял, положил на него ломтик сала и все это подает мне и говорит: «Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия».

Поставил я стакан на стол, закуску положил и говорю: «Благодарствую за угощение,но я непьющий». Он улыбается: «Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель». А что мне было терять? «За свою погибель и избавление от мук я выпью», — говорю ему. С тем взял стакан и в два глотка вылил его в себя, а закуску не тронул, вежливенько вытер губы ладонью и говорю: «Благодарствую за угощение. Я готов, герр комендант, пойдемте,распишете меня».

Но он смотрит внимательно так и говорит: «Ты хоть закуси перед смертью». Я ему на это отвечаю:«Я после первого стакана не закусываю». Наливает он второй, подает мне. Выпил я и второй и опять же закуску не трогаю, на отвагу бью, думаю: «Хоть напьюсь перед тем, как во двор идти,с жизнью расставаться». Высоко поднял комендант свои белые брови, спрашивает: «Что же не закусываешь, русс Иван? Не стесняйся!» А я ему свое: «Извините, герр комендант, я и после второго стакана не привык закусывать». Надул он щеки, фыркнул, а потом как захохочет и сквозь смех что-то быстро говорит по-немецки: видно, переводит мои слова друзьям. Те тоже рассмеялись, стульями задвигали, поворачиваются ко мне мордами и уже, замечаю, как-то иначе на меня поглядывают, вроде помягче.

Наливает мне комендант третий стакан, а у самого руки трясутся от смеха. Этот стакан я выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Захотелось мне им,проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться их подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.

После этого комендант стал серьезный с виду, поправил у себя на груди два железных креста,вышел из-за стола безоружный и говорит: «Вот что, Соколов, ты — настоящий русский солдат.Ты храбрый солдат. Я — тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду.К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом.Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь. Ступай в свой блок, а это тебе за смелость», — и подает мне со стола небольшую буханку хлеба и кусок сала.

Харчи разделил Соколов со своими товарищами — всем поровну.

Освобождение из плена

В 1944 году Соколова определили шофером. Возил он немецкого майора-инженера. Тот обращался с ним хорошо, иногда делился едой.

Утром двадцать девятого июня приказывает мой майор везти его за город, в направлении Тросницы. Там он руководил постройкой укреплений. Выехали.

По дороге Соколов оглушил майора, забрал пистолет и погнал машину прямиком туда, где земля гудит, где бой идет.

Из блиндажа автоматчики выскочили, и я нарочно сбавил ход, чтобы они видели, что майор едет.Но они крик подняли, руками машут, мол, туда ехать нельзя, а я будто не понимаю, подкинул газку и пошел на все восемьдесят. Пока они опомнились и начали бить из пулеметов по машине,а я уже на ничьей земле между воронками петляю не хуже зайца.

Тут немцы сзади бьют, а тут свои очертели, из автоматов мне навстречу строчат. В четырех местах ветровое стекло пробили, радиатор пропороли пулями… Но вот уже лесок над озером,наши бегут к машине, а я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую её,и дышать мне нечем…

Отправили Соколова в госпиталь подлечиться и подкормиться. В госпитале сразу написал письмо жене. Через две недели получил ответ от соседа Ивана Тимофеевича. В июне 1942 попала бомба в его дом, жена и обе дочери погибли. Сына дома не было. Узнав о гибели родных, он ушёл добровольцем на фронт.

Выписался Соколов из госпиталя, получил месячный отпуск. Через неделю добрался до Воронежа.Посмотрел на воронку на том месте, где был его дом — и в тот же день отправился на вокзал.Обратно в дивизию.

Сын Анатолий

Но месяца через три и мне блеснула радость, как солнышко из-за тучи: нашелся Анатолий.Прислал письмо мне на фронт, видать, с другого фронта. Адрес мой узнал от соседа, Ивана Тимофеевича. Оказывается, попал он поначалу в артиллерийское училище; там-то и пригодились его таланты к математике. Через год с отличием закончил училище, пошел на фронт и вот уже пишет, что получил звание капитана, командует батареей «сорокапяток», имеет шесть орденов и медали.

9 мая 1945 Анатолий был убит снайпером.

После войны

Андрея демобилизовали. Куда податься? В Воронеж ехать не хотел.

Вспомнил, что в Урюпинске живет мой дружок, демобилизованный ещё зимою по ранению, — он когда-то приглашал меня к себе, — вспомнил и поехал в Урюпинск.

Приятель мой и жена его были бездетные, жили в собственном домике на краю города. Он хотя и имел инвалидность, но работал шофером в автороте, устроился и я туда же. Поселился у приятеля, приютили они меня.

Возле чайной познакомился он с беспризорным мальчиком Ваней. Его мать погибла при авианалёте(во время эвакуации, вероятно), отец погиб на фронте. Однажды по дороге на элеватор Соколов взял с собой Ванюшку сказал ему, что он его отец. Мальчик поверил и очень обрадовался.Усыновил Ванюшку. Жена приятеля помогала смотреть за ребёнком.

Может, и жили бы мы с ним ещё с годик в Урюпинске, но в ноябре случился со мной грех: ехал по грязи, в одном хуторе машину мою занесло, а тут корова подвернулась, я и сбил её с ног. Ну,известное дело, бабы крик подняли, народ сбежался, и автоинспектор тут как тут. Отобрал у меня шоферскую книжку, как я ни просил его смилостивиться. Корова поднялась, хвост задрала и пошла скакать по переулкам, а я книжки лишился. Зиму проработал плотником, а потом списался с одним приятелем, тоже сослуживцем, — он в вашей области, в Кашарском районе,работает шофером, — и тот пригласил меня к себе. Пишет, что, мол, поработаешь полгода по плотницкой части, а там в нашей области выдадут тебе новую книжку. Вот мы с сынком и командируемся в Кашары походным порядком.

Да оно, как тебе сказать, и не случись у меня этой аварии с коровой, я все равно подался бы из Урюпинска. Тоска мне не дает на одном месте долго засиживаться. Вот уже когда Ванюшка мой подрастет и придется определять его в школу, тогда, может, и я угомонюсь, осяду на одном месте

Тут пришла лодка и рассказчик распрощался со своим негаданым знакомым. И стал думать об услышанном рассказе.

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек,человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев,сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.

С тяжелой грустью смотрел я им вслед… Может быть, все и обошлось бы благополучно при нашем расставании, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное — уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное — не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза…

Пастернак. Доктор Живаго

Жанровое своеобразие романа «Доктор Живаго» состоит в том, что это роман лиро-эпический. Первая публикация произведения планировалась в журнале «Новый мир», но она затягивалась, и Пастернак в 1956 г. передал рукопись, над которой работал с перерывами несколько десятилетий, итальянскому радиожурналисту. Впервые текст был опубликован в Италии в 1957 г. В СССР роман критиковали, даже не читая. Многие советские исследователи считали, что роман надуман, его главный герой -доктор Юрий Андреевич Живаго — бледен, невыразителен, а стихотворения - неоправданная, искусственная добавка. В 1957 г. Пастернаку присудили за это произведение Нобелевскую премию, но правительство вынудило его отказаться. Премия была вручена его сыну только в 1989 г.

По словам самого Пастернака, во время написания романа им владело чувство огромной внутренней свободы. Роман -духовная автобиография самого Пастернака. В нем отражены авторская концепция бытия, представления писателя о том, что в мире все взаимосвязано, и судьба человеческая связана с судьбой человечества. Поэтому в романе частная судьба героя призвана передать закономерности исторического развития и течения жизни вообще. Это произведение не столько о том, как складывается судьба человека, сколько роман о жизни эпохи в целом. Отсюда и своеобразие образа главного героя. В советской критике героя оценивали неоднозначно: относили к категории лишних людей, характеризовали как пустодушного и никчемного, сопоставляли с Климом Самгиным Горького.

Главное содержание романа — духовная история человека, духовная жизнь доктора Живаго. Юрий Живаго - лирический герой. Роман построен по законам лирического самовыражения. Главную смысловую нагрузку несут не зарисовки событий, не жизненные обстоятельства, не поступки героев, а монологи, размышления героев, их разговоры, письма, поскольку в них запечатлен духовный опыт эпохи. По своим качествам Юрий Живаго - гениальный диагност общественных болезней, поскольку именно он раскрывает суть нравственных изломов эпохи.

Особую роль в романе имеет поэтическая символика. Очень часто символы являются знаками судьбы. Например, Юра Живаго еще студентом ехал по Москве с Тоней: «Они проезжали по Камергерскому. Юра обратил внимание на черную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало. «Свеча горела на столе. Свеча горела...» — шептал Юра про себя начало чего-то смутного, неоформившегося, в надежде, что продолжение придет само собой, без принуждения. Оно не приходило» (кн. 1, ч. III, 10). Но оно пришло, и действительно «само собой», когда свеча, явившаяся ему в чужом окне, «переселилась» в его собственную комнату.

Свеча - символ любви, метель - образ вихревой революционной эпохи. Революция осознается как неизбежность, водоворот событий, антигуманных по сути, которые герой не хочет и не может принять. Символически значима и фамилия главного героя: она связана с молитвой.

Герой воспринимает жизнь в ее течении и обновлении. Он отражает авторское понимание событий: история подобна жизни растений, рост которых нельзя заметить, но он осуществляется ежесекундно, и потому все повороты истории естественны и закономерны, как и этапы жизни растения. Творение истории не закончилось, оно осуществляется каждый миг, и каждый человек творит историю. В переплетении судеб главных героев романа, даже в интимных деталях, автор подчеркивает приобщение человека к созданию истории, лепке мира. Об этом говорит и Лара, пытаясь ответить на вопрос, почему они любят друг друга (потому что так хотело все живое). Во встречах главных героев открывается предначертание свыше. И идея связи высшего предначертания, человека и истории является в романе одной из главных.

Нравственно-философская идеология связана с антагонизмом образов Юрия Живаго и Стрельникова (Павла Антипова). Позиция Живаго — жизненная пассивность, философско-созерцательное отношение к жизни. Стрельников, напротив, активен, стремится преобразовать действительность, не задумываясь о средствах. Для него характерно другое понимание нравственности. Он убежден: невозможно в трагический, переломный момент жить в условиях искусственного рая, когда окружающие живут в муках, и не пытаться переделать это. Но для него отдельная человеческая жизнь ничего не стоит, поэтому он разрушает жизнь, а не способствует ее созидательному преобразованию. Позиция Живаго есть вслушивание в исторические события, попытка понять скрытый смысл эпохи. Причину бедствий он видит в гражданской войне, с которой и началась трагедия, самоистребление, пренебрежение нравственными законами, насилие. Поэтому одна из центральных тем -тема личной ответственности за прошлое и настоящее, тема разрушения и утверждения жизни.

 

Герой — человек, принадлежащий к миру культуры. Он осознает, что существуют эпохи, превращающие человека в песчинку, и поэтому сознательно отказывается от участия в истории, создает свой мир, своего рода оазис, где царят истинные ценности человеческого бытия: любовь, свобода духа, культура. Символична смерть главного героя от удушья (апоплексический удар). За несколько дней до смерти он ставит себе диагноз: душу и нервы «нельзя без конца насиловать безнаказанно», объясняет причину болезни: «от огромного большинства из нас требуют постоянного, в систему возведенного криводушия. Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь: распинаться пред тем, чего не любишь, радоваться тому, что приносит тебе несчастье». Лишившись и Лары, и Антонины, герой лишается души, а это приводит к смерти физической.

Стихи Юрия Живаго — смысловой итог произведения, его цель. А сам роман показывает, как рождаются и живут стихи. Прозаические и поэтические части романа связаны: можно понять, в какой жизненный момент родилось то или иное стихотворение.

Роман Пастернака — проповедь не богословских основ, а живого христианства, необходимого для продолжения духовной жизни и развития нравственного сознания людей. Духовные завоевания давались ценой исторических трагедий и недоступных разумному пониманию жертв. Творчески одаренный, Юрий Андреевич Живаго в силу своего таланта знает: «единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас». Постепенно он теряет возможность любимой вдохновенно-производительной, самостоятельной деятельности. Его друзья и сверстники приспосабливаются, изменяются и гордятся тем, что им удается сохранить внешнюю интеллигентность и устоять. А он постепенно опускается, страдает, упрекая себя в безволии, болеет и рано умирает. Для окружающих он попусту растратившийся, лишенный воли, «общественно лишний» человек. «Не выдался, - говорит о нем дворник Маркел. — Сколько на тебя денег извели! Учился, учился, а труды прахом пошли». Он же, не кривя душой и не теряя ясности художественного восприятия действительности, вынужден видеть страшную цену душевного извращения, которую платят его порабощенные современники. Именно в этом смысле следует понимать фразу: «Дорогие друзья, о, как безнадежно ординарны вы и круг, который вы представляете, и блеск и искусство ваших любимых имен и авторитетов. Единственно живое и яркое в вас, это то, что вы жили в одно время со мной и меня знали», мысленно обращенную им в 1929 г. к Дудорову и Гордону. Эта точная констатация разницы между творчески свободным художником и человеком, который, потеряв свободу, идеализирует свою неволю, вызвала в свое время обиду многих и в значительной мере обусловила запрет, наложенный на печатание романа.

 

Русская революция всегда была в сознании Пастернака главным событием века, экспериментальной проверкой социальных теорий прошлого. В своем начале она виделась ему возмездием обществу за извращение способности любить, восхищаться Божьим замыслом, плодотворно и самостоятельно в нем участвовать. В лирическом сюжетном плане это сводится к отношениям Юрия Живаго, Ларисы Федоровны Антиповой и Павла Антипова-Стрельникова. Юрий Андреевич подчиняется любви как высшему началу, для него это стремление сделать человека счастливым, ничего ему не навязывая, расплачиваясь за это ценою собственных потерь и лишений. Его кажущееся безмолвие — следствие трезвой оценки. Как художник, свидетель, исследователь, наконец, врач, он может правильно поставить диагноз и вылечить — помочь, если это возможно, жизни справиться с болезнью. Его творческая воля — талант — делает его неспособным к насилию. Его останавливает перспектива насилия над жизнью, которое, независимо от цели, ведет к извращению и гибели. Хотя Комаровский виноват не только в искалеченной судьбе Лары, но и в его собственном разорении и сиротстве, Живаго теряет способность отстаивать любимую, лишь только она по своей воле встает на сторону чужой подчиняющей силы. Муж Лары Антипов во власти возмущения и ревности подчиняется благородной героической идее. Он бросает любимую жену и дочь, чтобы защищать их в мировую войну, а затем — завоевывать в гражданскую. Но романтически воспринятая идея социальной справедливости, которой он беззаветно и, как следствие, все более бесчеловечно служит, предает его самого и приводит к самоубийству как единственному средству избежать мучительного насильственного конца.

В одном из черновиков романа, после первой встречи со Стрельниковым в штабном вагоне, Юрий Живаго думает: «Как он любил всегда этих людей убеждения и дела, фанатиков революции и религии! Как поклонялся им, каким стыдом покрывался, каким немужественным и ничтожным казался себе всегда перед лицом их. И как никогда, никогда не задавался целью уподобиться им и последовать за ними. Совсем в другом направлении шла его работа над собой. Голой правоты, голой истины, голой святости неба не любил он. И голоса евангелистов и пророков не покоряли бы его своей все вытесняющей глубиной, если бы в них не узнавал он голоса земли, голоса улицы, голоса современности, которую во все века выражали наследники учителей — художники. Вот перед кем по совести благоговел он, а не перед героями, и почитал совершенство творения, вышедшего из несовершенных рук, выше бесплодного самоусовершенствования человека». Эти мысли выражены в стихотворениях Юрия Живаго. Двенадцать из них были напечатаны еще при жизни Пастернака в журнале «Знамя» (1954, № 4), остальные тоже опубликованы на несколько лет раньше самой прозы. Создавая их от имени героя романа, автор обрел новые возможности свободы и глубины лирического самовыражения. Всякий человек ограничен событиями своей биографии, профессией, тем, что о нем заранее известно, Пастернак сумел найти выход в стихах.

Главы второй книги освещены горячим огнем творческой одаренности главного героя. Его «прирожденный талант» сказывается не только в тетради стихов, завершающих повествование, — он служит «постижению мира изнутри с его лучшей и наиболее ошеломляющей стороны». Именно поэтому академик Д.С. Лихачев называет Живаго лирическим героем лирической прозы романа. Талант, как «детская модель вселенной, заложенная с малых лет» в сердце, вытесняет волю, обращая все душевные силы на наблюдение и вслушивание, чтобы не заглушить голоса жизни.

Подчиненностью воле обстоятельств объясняются бесчисленные лишения, выпавшие на долю Юрия Живаго: потери дома, семьи, Лары, которые он несет с честью и полным сознанием неизбежности. «Дарование учит чести и бесстрашию, — писал Пастернак, — потому что оно открывает, как сказочно много вносит честь в общедраматический замысел существования». Понимание «замысла существования» наполняет монологи Живаго и слышится в репликах душевно близких ему людей. «Личная заинтересованность побуждает его быть гордым и стремиться к правде. Это выгодная и счастливейшая позиция в жизни может быть и трагедией, это второстепенно».

Единственный волевой поступок Юрия Андреевича, его рискованнейший побег из партизанского плена, побег к Ларе, оказывается возможен благодаря стечению благоприятно сложившихся обстоятельств. Жизнь и природа покровительствуют и строят их любовь. «Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака, деревья... Никогда, никогда, даже в минуты самого дарственного, беспамятного счастья не покидало их самое высокое и захватывающее наслаждение общей лепкою мира, чувство отнесенности их самих ко всей картине, ощущение принадлежности к красоте всего зрелища, ко всей вселенной». Их любовь в романе соотнесена с естественностью любви первых людей на земле, и появление в их раю Комаровского становится образом грехопадения. Не простившись как следует, превозмогая «колом в горле ставшую боль, точно он подавился куском яблока», Юрий Андреевич отходит в сторону и уступает свою жизнь и любовь, почувствовав в Ларе душевный разброд и злую страсть к разрыву. Душевное горе обостряет восприимчивость таланта. Сочувствие окружающей природы усаживает его за работу. Передавая герою свои стихи, Пастернак сознательно освобождает их от свойственной ему нагнетенной метафоричности, расширяет круг своих тем. В первую очередь это относится к стихотворениям евангельского цикла, которые дают высшее нравственное оправдание характеру их автора, Юрия Живаго, объясняют несвойственные нашему времени и нашей литературе отзывчивость и мягкую податливость души. Отсутствие жестких принципов и дидактических тенденций в характере героя роднит его с открытой доверчивостью романа в целом.

 

В романе Пастернака сошлись все линии его творческих устремлений: к возвращению к детской простоте взгляда на окружающее, к выявлению естественности жизни, к способности литературных традиций открывать неизведанное. Сошлись заложенные в его творчестве устремления прозы к поэзии. В полной мере проявились и мировоззренческие основы творчества Пастернака: его убежденность в подлинной ценности силы духа и внутренней «тайной свободы» человека, всюду остающегося самим собой и не поддающегося тирании сильной воли - собственной или чужой. Отразилось и понимание человеческой истории как части природы, в которой человек участвует помимо своей воли, и высшей красоты действительности как художественного творчества.

Вампилов. Утинная охота

Утинная охота. Вампилов

«Утиная охота» Пьеса А.В. Вампилова «Утиная охота», написанная в 1970 году, воплотила судьбу поколения «эпохи застоя». Уже в ре­марках подчеркивается типический характер изображаемых со­бытий: типовая городская квартира, обыкновенная мебель, бы­товой беспорядок, свидетельствующий о неустроенности в душевной жизни Виктора Зилова, главного героя произведения. Довольно молодой и физически здоровый человек (по сю­жету ему около тридцати лет) чувствует глубокую усталость от жизни. Для него не существует никаких ценностей. Из пер­вого же разговора Зилова с приятелем выясняется, что вчера он устроил какой-то скандал, суть которого он уже и не пом­нит. Оказывается, он обидел кого-то. Но его это не очень вол­нует. «Переживут, верно?» — говорит он приятелю Диме. Неожиданно Зилову приносят похоронный венок с лен­точкой, на которой написаны трогательные поминальные сло­ва: «Незабвенному безвременно сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу от безутешных друзей». Первоначально это событие кажется неудачной шуткой, но в процессе дальнейшего развития событий читатель пони­мает, что Зилов действительно похоронил себя заживо: он пьет, скандалит и делает все, чтобы вызвать к себе отвраще­ние людей, которым еще недавно был близок и дорог. В интерьере комнаты Зилова есть одна важная художест­венная деталь — большой плюшевый кот с бантом на шее, по­дарок Веры. Это своеобразный символ нереализованных на­дежд. Ведь у Зилова с Галиной могла бы быть счастливая семья с детьми и уютным налаженным бытом. Не случайно после новоселья Галина предлагает Зилову завести ребенка, хотя понимает, что он ему не нужен. Основной принцип отношений с людьми для Зилова — безудержное вранье, целью которого является стремление обелить себя и очернить других. Так, например, приглашая на новоселье своего начальника Кушака, который вообще снача­ла не хочет идти в гости без жены, Зилов сообщает Галине, что для него приглашена Вера, в которую тот якобы влюблен. На самом деле Вера — любовница самого Зилова. В свою оче­редь, Виктор подталкивает Кушака к ухаживаниям за Верой: «Ерунда. Действуйте смело, не церемоньтесь. Это все делается с ходу. Хватайте быка за рога». Выразителен в пьесе образ жены Саяпина Валерии, идеал которой — мещанское счастье. Семейные узы она отождеств­ляет с материальными благами. «Толечка, если через полгода мы не въедем в такую квартиру, я от тебя сбегу, я тебе кля­нусь» — заявляет она мужу на новоселье у Зиловых. Метко обрисован А.В. Вампиловым и другой выразитель­ный женский образ пьесы — образ Веры, которая тоже, в сущности, несчастна. Она давно разуверилась в возможности найти себе надежного спутника жизни и всех мужчин называ­ет одинаково (Аликами). На новоселье Верочка постоянно шокирует всех своей бестактностью и попыткой сплясать у Зилова на столе. Женщина старается казаться грубее и развяз­нее, чем есть на самом деле. Очевидно, это помогает ей за­глушить тоску по настоящему человеческому счастью. Лучше всех это понимает Кузаков, который говорит Зилову: «Да, Ви­тя, мне кажется, она совсем не та, за кого себя выдает». В сцене новоселья используется важный композиционный ход. Все гости дарят Зиловым подарки. Валерия долго мучает хозяина дома, прежде чем сделать подарок, и спрашивает, что тот любит больше всего. Эта сцена играет большую роль для раскрытия образа Зилова. Галина в ней сознается в том, что давно уже не чувствует любви мужа. У него к ней потреби­тельское отношение. Вера, с усмешкой спрашивая про любовницу, тоже пони­мает, что Виктор к ней равнодушен и ее визит не доставляет ему особого удовольствия. В ходе разговора выясняется, что и свою работу инженера Зилов не жалует, хотя он еще может поправить свою деловую репутацию. Об этом свидетельствует реплика Кушака: «Деловой жилки ему не хватает, это верно, но ведь он способный парень…». Саяпины дарят Зилову сна­ряжение для охоты, о котором так мечтает герой. Образ ути­ной охоты в произведении, несомненно, носит символический характер. Его можно рассматривать как мечту о стоящем деле, на которое Зилов как раз оказывается неспособным. Неслу­чайно Галина, которая знает его характер глубже остальных, замечает, что для него главное — сборы и разговоры. Своеобразным испытанием для Зилова оказывается пись­мо от отца, который просит его приехать к нему, чтобы пови­даться. Выясняется, что Виктор уже давно не был у родителей и весьма цинично относится к слезным письмам старика-отца: «Разошлет такие письма во все концы и лежит, собака, ждет. Родня, дура, наезжает, ох, ах, а он и доволен. Полежит, поле­жит, потом, глядишь, поднялся, — жив, здоров и водочку принимает». При этом сын даже точно не знает, сколько отцу лет (помнит, что за семьдесят). У Зилова есть выбор: поехать в сентябре в отпуск к отцу или реализовать давнюю мечту об утиной охоте. Он выбирает второе. В результате несчастный старик так и умрет, не увидев сына. На наших глазах Зилов разрушает последние надежды Галины на личное счастье. Он безучастно относится к ее бере­менности, и женщина, видя это, избавляется от ребенка. Устав от бесконечной лжи, она уходит от мужа к другу детства, ко­торый до сих пор любит ее. Сгущаются неприятности и на работе: Зилов сдал началь­нику статью с ложными сведениями, причем еще заставил и своего друга Саяпина ее подписать. Герою грозит увольнение. Но тот не очень и переживает об этом. В кафе с сентиментальным названием «Незабудка» Зилов частенько появляется с новыми женщинами. Именно туда он приглашает молоденькую Ирину, которая искренне влюбляет­ся в него. В кафе его с девушкой застает жена. Узнав о желании Галины уйти от него, Зилов пытается ее удержать и даже обещает взять с собой на охоту, но, увидев, что к нему пришла Ирина, быстро переключается. Однако и другие женщины, которых он когда-то привлек к себе лживы­ми обещаниями, в итоге покидают его. Вера собирается замуж за Кузакова, который относится к ней серьезно. Неслучайно она начинает называть его по имени, а не Аликом, как осталь­ных мужчин. Только в конце пьесы зритель узнает, что за скандал уст­роил Зилов в «Незабудке»: он собрал там своих друзей, при­гласил Ирину и начал оскорблять всех по очереди, грубо на­рушая правила приличия. В конце концов он обижает и ни в чем неповинную Ирину. А когда официант Дима, с которым герой и собирается на дол­гожданную утиную охоту, вступается за девушку, он оскорб­ляет и его, называя лакеем. После всей этой отвратительной истории Зилов в действи­тельности пытается покончить с собой. Его спасают Кузаков и Саяпин. Хозяйственный Саяпин, мечтающий о своей кварти­ре, пытается хоть чем-то отвлечь Зилова. Он говорит, что пора ремонтировать полы. Виктор в ответ отдает ему ключи от квартиры. Официант Дима, несмотря на обиду, приглашает его ехать на утиную охоту. Тот разрешает ему взять лодку. Потом он прогоняет людей, которые хоть как-то пытаются бо­роться за его жизнь. В финале пьесы Зилов бросается на кро­вать и то ли плачет, то ли смеется. А скорее всего и плачет, и смеется над собой. Потом он все-таки успокаивается и звонит Диме, соглашаясь поехать с ним на охоту. Какова же дальнейшая судьба героя? Совершенно очевид­но, что ему нужно переосмыслить свое отношение к жизни в целом, к людям, с которыми он связан общением. Возможно, Зилов еще сможет преодолеть душевный кризис и вернуться к нормальной жизни. Но скорее всего герой обречен в скорости найти свою гибель, так как не может преодолеть собственный эгоизм и не видит цели, ради которой стоит продолжать жизнь. Утрата духовных и нравственных опор — типическая черта поколения периода застоя. Веками жизнь людей была подчинена нормам религиозной нравственности. В начале XX века общественной мыслью двигала идея создания светлого будущего, социально справедливого государственного уст­ройства. В годы Великой Отечественной войны основной за­дачей была защита родной земли от захватчиков, потом — по­слевоенное


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.