Методические материалы к написанию — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Методические материалы к написанию

2021-06-02 41
Методические материалы к написанию 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования

 

Методические материалы к написанию

Итогового сочинения-2018

(электронный сборник)

Симферополь-2018

Авторы-составители:

Володина Анна Николаевна методист отдела русской филологии ГБОУ ДПО РК КРИППО, учитель русского языка и литературы МБОУ «Перовская школа-гимназия» Симферопольского района Республики Крым
Бирюк Оксана Сергеевна учитель русского языка и литературы МБОУ «Таврический УВК» муниципального образования Красноперекопского районаРеспублики Крым
Кривошапко Елена Васильевна учитель русского языка и литературы МБОУ «Ялтинская средняя школа-лицей № 9» муниципального образования городской округ ЯлтаРеспублики Крым
Редько Кристина Юрьевна учитель русского языка и литературы ГБОУ РК «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»
Евдокимова Светлана Владимировна учитель русского языка и литературы ГБОУ РК «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»

 

Пояснительная записка

Итоговое сочинение проводится в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» № 923 от 05.08.2014 (зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014, регистрационный № 33604). Данное решение принято с целью реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2013 во исполнение пунктов «б» и «в» перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству от 17.11.2013 г. №2699.

С 2014-2015 учебного года итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА проводится в обязательном порядке для выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования. Итоговое изложение вправе писать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды. По желанию итоговое сочинение (изложение) могут писать выпускники прошлых лет с целью представления его результатов в вузы.

Тематические направления итогового сочинения разработаны Советом по вопросам проведения итогового сочинения под председательством Наталии Солженицыной – президента Русского общественного фонда Александра Солженицына. В рамках направлений предусмотрены конкретные темы сочинений, которые станут известны выпускникам в день проведения итогового сочинения. Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления). При составлении тем сочинений осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинения и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

Результаты итогового сочинения (изложения) - "зачет" или "незачет" - станут основанием для принятия решения о допуске к государственной итоговой аттестации (ГИА).

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

При написании итогового сочинения актуализируются следующие важные предметные результаты обучения, сформулированные во ФГОС среднего общего образования:

1) применение знаний о нормах русского литературного языка в речевой практике;

2) владение навыками самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

3) владение умением представлять тексты в виде сочинений различных жанров;

4) знание содержания произведений русской и мировой литературы;

5) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных письменных высказываниях;

6) владение навыками анализа художественных произведений в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.

Обучение сочинению способствует реализации следующих важных метапредметных результатов, обозначенных в ФГОС среднего общего образования, а именно: 1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности, осуществлять и корректировать их; 2) готовность к самостоятельному поиску решения практических задач; 3) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов; 4) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать мысли, использовать адекватные языковые средства.

Особенности подготовки к сочинению

При подготовке обучающегося к написанию сочинения, особое внимание следует уделить формированию умения создавать связный текст на заданную тему. Начинать нужно с многостороннего анализа готовых художественно-публицистических текстов, включающего в себя осмысление целевой установки высказывания, его назначения и предполагаемых результатов воздействия на человека.

В образцовых текстах существенное значение имеет выявление смысла и способов создания речевых высказываний, прослеживание пути от мысли к ее словесному воплощению, а также определение коммуникативной задачи текста, т.е. вычленение главной информации, определение темы и микротем текста, его логического и композиционного замысла, анализ отбора лексики и сочетаемости слов, риторических приемов и др.

В процессе подготовки к сочинению ученики основной школы должны научиться сравнивать и выстраивать в единый смысловой ряд события и героев произведений разных авторов и эпох в соответствии с задачей конкретного письменного высказывания, строить логическое рассуждение и делать выводы, формулировать и обосновывать тезисы, связанные с темой; устанавливать логические связи между вступлением и заключением.

Предложенные материалы являются методическим сопровождением тематических направлений 2018-2019 года. Материалы содержат основные тезисы, сформулированные в рамках направления, примерные темы сочинений, высказывания известных людей, комментарии к произведениям и тексты-тренажеры в качестве литературных аргументов. Сборник способствует всесторонней подготовке учащихся к написанию сочинения, учитывает контингент обучающихся группы риска, для которых важна блоковая подача материала, необходимо обучение клишированным формам в создании собственных письменных высказываний. Методические материалы предназначены для учителей общеобразовательных организаций, учащихся, родителей.

А.С. Бурдина, зав. отделом русской филологии

ГБОУ ДПО РК КРИППО

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Советы выпускникам………………………………………………………6

2. Речевые клише……………………………………………………………...7

3. Методическое сопровождение открытого тематического направления «Мечта и реальность» ………………………………………………………..8

4. Методическое сопровождение открытого тематического направления «Доброта и жестокость» ……………………………………………………15

5. Методическое сопровождение открытого тематического направления «Искусство и ремесло»………………………………………………………42

6.Методическое сопровождение открытого тематического направления «Месть и великодушие» …………………………………………………….73

7. Методическое сопровождение открытого тематического направления «Отцы и дети» ……………………………………………………………….94

 

СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ

— суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения; — на выбор темы нужно потратить не более 10-15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения; — не менять тему в процессе написания сочинения; — на черновике составить тезисы или план (! План в чистовик не переносится); — удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т.д.; — нумеровать страницы черновика; — строго придерживаться избранной темы; сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис; — не подменять примеры из текста пересказом; — не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объём сочинения; — если есть сомнение в авторстве или названии, можно сделать косвенную ссылку на критику («Чернышевский по этому поводу писал...»: «критика встретила произведение восторженно...» и т.п.); — то же относится к именам героев, датам и т.п. всегда можно выйти из положения, указав примерную дату («в начале века...», «относится к ранней лирике...»), заменив забытое имя словами «один из героев Толстого...»; «антипод главного героя» и т.п.;  - если не уверены в жанре произведения, то вместо «рассказ, повесть, новелла, роман» можно употребить обобщенное слово – произведение; — удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные варианты ответов; — привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким образом демонстрируя свою эрудицию и умение сопоставлять; — обязательно рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания на чистовик. Не забыть о членении текста: разделить сочинение на абзацы.

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ

Клише для вступления или

для оформления тезиса

Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что… Могу предположить, что …(тезис) Позволю себе высказать свою точку зрения

Переход к основной части

В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема... Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к … Обратимся к произведениям художественной литературы За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…

Заключение

К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо… В заключение мне хотелось бы сказать, что… Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…  Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать: Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны… Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ОТКРЫТОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ 

«МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ»

Автор-составитель: Володина Анна Николаевна, методист отдела русской филологии ГБОУ ДПО РК КРИППО, учитель русского языка и литературы МБОУ «Перовская школа-гимназия» Симферопольского района Республики Крым.

Содержание
Примерные темы
Основные определения
Мудрые мысли
Литературные источники
Цитатный материал

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ

 

В формеВЫСКАЗЫВАНИЯ

*Как вы понимаете высказывание А.Н. Крылова: «Мечтой тоже надо управлять, а то ее, как корабль без руля, занесет бог весть куда»?

*Согласны ли вы с утверждением, что «человек без мечты, как птица без крыльев»?

*Прокомментируйте слова Н. Спаркса: «Ключи от счастья – это мечты, воплотившиеся в жизнь».

*Согласны ли вы с высказыванием Г. Шульца: «Мечтая о чем-то малом, вы никогда не преуспеете в большом»?

*Почему часто говорят: «бойся своих желаний»?

*Как вы понимаете фразу «мечтать не вредно»?

 

В форме ПОНЯТИЯ

*Что такое мечта?

*Что означает «высокая мечта»?

*Что такое, по-вашему, «заветная мечта»?

*Как вы понимаете выражение «жестокая реальность»?

*Почему понятие мечты чаще всего связывают с детством?

*Как связаны понятия «мечта» и «смысл жизни»?

*Что такое «бегство от реальности»?

*О каком человеке говорят, что он «витает в облаках»?

*Какого человека можно назвать «мечтателем»?

*Что значит словосочетание «недостижимый идеал»?

 

В форме ОБЩИХ РАССУЖДЕНИЙ

*Почему люди предают мечту?

*Нужно ли быть верным своей мечте?

*Почему люди убегают от реальности?

*Нужно ли претворять свои мечты в жизнь?

*Все ли мечты должны сбываться?

*Когда мечта превращается в цель?

*Можно ли убежать от реальности?

*Всегда ли нужно стараться воплотить мечту в реальность?

*Может ли осуществление мечты принести разочарование?

*Может ли целеустремленный человек мечтать?

*Что случится с человеком, если у него отобрать мечту?

*Всегда ли человек готов к осуществлению своей мечты?

*Влияют ли детские мечты на выбор профессии?

*Согласны ли вы с тем, что мечтать нужно о великом?

*Где заканчивается «мечта» и начинается «цель»?

*Как связаны между собой мечта и реальность?

*Почему мечты не всегда становятся реальностью?

*Мечтают ли реалисты?

*Может ли реальность порождать мечту?

*Может ли мечта одного человека изменить реальность многих?

*Как мечты меняют мир науки, искусства? Обязательно ли каждому человеку иметь мечту?

*Для чего нужны мечты?

*О чем мечтают герои русской литературы?

*Образ мечтателя в творчестве Достоевского.

 

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Мечта – это особая форма воображения, локализованная в достаточно отдаленном будущем и объединяющая представления о более высоком качестве. Часто выступает сильным фактором творческого поиска.

                       Глоссарий психологических терминов. Под.ред. Н. Губина

Мечты – это планы человека на будущее, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы.

                                          Краткий словарь психологических терминов

Мечта – это необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение коей оказалось отсроченным; особая форма воображения, локализованная в достаточно отдаленном будущем и объединяющая представления о жизни высокого качества

                                 С.Ю. Головин. Словарь практического психолога

Мечта — созданный воображением образ чего-либо ценностно-важного и желанного, однако в данный момент недоступного

                                 Энциклопедия эпистемологии и философии науки

 

Синонимы: мечтание, бредни, греза, дума, видение, привидение, иллюзия, призрак, причуда, самообман, самообольщение, утопия, фантазия, химера, воздушный замок, игра воображения, сон, бред, несбыточное желание, идеал, призрак; надежда, цель; чудо, стремление, вожделение

Реальность – это вещественность. Реальность (благодаря средству реализации) приписывается всему тому, что может возникнуть и возникло во времени, что существует и является преходящим.

                                 Начала современного естествознания: тезаурус

Реальность – это некое действительно существующее явление; то, что есть в действительности; сама действительность.

С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Реальность - это, что существует в действительности, не является продуктом вымысла или фантазии.

    Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии (ВСГТУ, 2005, 100с)

 

Синонимы: действительность, явь, факт; вещественность, существование, достижимость, осязаемость, материальность, реалия, очевидность, наличие, материя, сбыточность, субстанция, существенность, конкретность, осуществимость, фактичность, предметность, подлинность, возможность, выполнимость, истинность

  • Соотношение мечты и реальности (связь этих понятий, различия между концептами). Внутренние и внешние конфликты, возникающие при столкновении с действительностью
  • Мечта: недостижимая, «мелкая», великая и т.д.
  • Мечта/желание/цель/фантазия …. Сходство и различия этих концептов
  • Мечта, ее роль и функция в жизни человека (мобилизующая, демобилизующая и т.д.)
  • Типы мечтателей в литературе. Типы реалистов. Характеристика человека в зависимости от его мечты
  • Мечта в утопии/антиутопии/фантастике. Антиутопия как жанр, в котором описываются последствия воплощения мечты об идеальном мире. Мечта в реализме, романтизме.

МУДРЫЕ МЫСЛИ

  • Берегитесь всегда строить воздушные замки, потому что хотя эти постройки легче всех других возводятся, но тяжелее всего разрушаются. Отто фон Бисмарк
  • Единственная реальность – Жизнь! Ричард Бах
  • Блажен живущий иногда в будущем; блажен живущий в мечтании. Александр Николаевич Радищев
  • Если Вы хотите иметь то, что никогда не имели, — начните делать то, что никогда не делали. Ричард Бах
  • Всё, что человек способен представить в воображении, другие сумеют претворить в жизнь. Жюль Верн
  • Гораздо точнее можно судить о человеке по его мечтам, нежели по его мыслям. Виктор Гюго
  • Намного легче похоронить действительность, чем избавиться от грёз. Дэвид Митчелл.
  • Есть две трагедии в жизни человека: одна — когда его мечта не осуществляется, другая — когда она уже осуществилась. Бернард Шоу
  • Именно в мечтах рождаются новые идеи… Добиться исполнения мечты — в этом величайший смысл жизни человека… Алексей Семенович Яковлев
  • Пускаясь в фантазии, мы не должны упускать из виду действительность. Уолт Дисней
  • Мечта могущественнее реальности. И может ли быть иначе, если сама она высшая реальность? Она душа сущего. Анатоль Франс
  • Мечтам и годам нет возврата. Александр Сергеевич Пушкин
  • Ничто так не губительно для мечты, как её реализация. Артур Шопенгауэр
  • Шутить с мечтой опасно; разбитая мечта может составить несчастие жизни. Дмитрий Иванович Писарев

 

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. «Чайка» А.П. Чехов

2. «На дне» М. Горький

3. Мертвые души» Н.В. Гоголь

4. «Вишневый сад» А.П. Чехов

5. «Шинель» Н.В. Гоголь

6. «Обломов» И.А. Гончаров

7. «Обрыв» И.А. Гончаров

8. «Старуха Изергиль» М. Горький

9. «Гранатовый браслет» А.И. Куприн

10. «Жизнь Арсеньева» И.А. Бунин

11. «Мцыри» М.Ю. Лермонтов

12. «Алые паруса» А. Грин

13. «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери

14. «Аэлита» А.Н. Толстой

15. «Белые ночи» Ф.М. Достоевский

16. «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунин

17. «Гроза» А.Н. Островский

18. «Золотой теленок» И.А. Ильф и Е.П. Петров

19. «Гадкий утенок» Х.Х. Андерсен

20. «Зеленая лампа» А. Грин

21. «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков

22. «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевой

23. «Мы» Е. Замятин

24. «Русалочка» Х.Х. Андерсен

25. «Два капитана» В.А. Каверин

26. «Мартин Иден» Дж. Лондон

27. «О дивный новый мир» О.Хаксли

28. «1984» Дж. Оруэлл

29. «Дети капитана Гранта» Ж. Верн

30. «Дон Кихот» М. Де Сервантес

31. «Великий Гэтсби» Ф.С. Фицджеральд

32. «Джейн Эйр» Ш. Бронте

33. «Госпожа Бовари» Г. Флобер

34. «Портрет Дориана Грея» О. Уайльд

35. «Шагреневая кожа» О. де Бальзак

36. «Ярмарка тщеславия» У. Теккерей

37. «Большие надежды» Ч. Диккенс

38. «Американская трагедия» Т. Драйзер

39. «Двухсотлетний человек» А. Азимов

40. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Р. Бах

41. «Замок из стекла» Дж. Уоллс

42. «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Ф. Дик

43. «Дорога перемен» Р. Йейтс

44. «35 кило надежды» А. Гавальда

45. «Мечтатель» ИэнМакьюен

46. «Вино из одуванчиков» Р. Брэдбери

47. «Я умею прыгать через лужи» А. Маршалл

48. «Франкенштейн, или современный Прометей» М. Шелли

49. «Атлант расправил плечи» А. Рэнд

50. «Мост в Терабитию» К. Патерсон

51. «Замок» Ф. Кафка

52. «Микроскоп В.М. Шукшин

53. «Мишурный блеск» О Генри

54. «Соловей и роза» О. Уайльд

55. «Книжный человек» Г. Гессе

56. «Три часа между самолетами» Ф. С. Фицджеральд

57. «Лавка миров» Р. Шекли

58. «Кнопка, кнопка» Р. Матесон

59. «Аравия» Дж. Джойс

60. «Ежик – история о напрасной суете» Г. Горин

61. «Ранний успех» Ф.С. Фицджеральд

62. «Крыжовник» А.П. Чехов

63. «Ионыч» А.П. Чехов

 

ЦИТАТНЫЙ МАТЕРИАЛ №1

Гоголевский Манилов из поэмы «Мертвые души»- «большой мечтатель». Сущность характера Манилова -совершенная праздность. Лежа на диване, он предается мечтам, бесплодным и фантастическим, которые никогда не сможет осуществить, так как всякий труд, любая деятельность ему чужды. Он предается своему любимому и единственному «делу»: размышлению о «благополучии дружеской жизни», о том, как «хорошо было бы жить с другом на берегу какой-нибудь реки». Его крестьяне живут в нищете, в

доме царит беспорядок, а он мечтает о том, как хорошо бы построить через пруд каменный мост или от дома повести подземный ход. Мечты уносят его все дальше и дальше от реальной действительности.

 

ЦИТАТНЫЙ МАТЕРИАЛ №2

Мечта Родиона Раскольникова была благородной: исключенный из университета за неуплату студент хотел побороть социальную несправедливость, заставив зажиточных горожан поделиться своими богатствами с бедняками. Для этого ему пришлось пойти на грабеж и убийство. Его жертвой становится старуха-процентщица, которая, по его мнению, не заслуживала жить: она обогащалась, в то время как другиех бедствовали и умирали от голода. Но убийство не стало осуществлением мечты Родиона, а, наоборот, обрекло его на душевные мучения и

угрызения совести. Из этого следует, что некоторых, даже благих желаний, стоит избегать, ведь их воплощение может стать бесповоротным

нравственным падением.             

 

ЦИТАТНЫЙ МАТЕРИАЛ №3

Главная героиня повести А. С. Пушкина «Метель» Марья Гавриловна влюблена в бедного армейского прапорщика и мечтает выйти за Владимира замуж, хотя ее родители против невыгодной партии. Пара решает тайно обвенчаться, но преградой становится разыгравшаяся метель. Из-за непогоды Владимир не успевает в церковь, а Марью по ошибке венчают с незнакомцем. Молодой человек впадает в отчаяние и уходит на войну, где погибает в сражении за Бородино. После смерти отца, Марья становится завидной невестой, к которой начинают свататься. Героиня скорбит о Владимире, бережно храня напоминающие о нем вещи. И тут на пути Марьи встречается тот самый «случайный» муж, офицер Бурмин. Между

героями зарождается любовь, и они счастливы в браке. Таким образом, иногда реальность может стать лучше мечты.

 

ЦИТАТНЫЙ МАТЕРИАЛ №4

Мечта Дмитрия ИонычаСтарцева сбылась: он стал земским врачом в Дялиже. Молодой человек с удовольствием принимает пациентов, ходит пешком на вызовы, ведь в начале не имеет даже лошади. При этом глухая провинция гнетет образованного интеллигента – жители села малограмотны и не способны поддержать беседу на серьезные темы. Но вскоре Ионыч начинает втягиваться и привыкать к обстановке. Материальные интересы выходят на первый план: Ионыч обзаводится повозкой с лошадьми, живет в достатке, играет в азартные игры, относясь к врачебной практике только как к источнику дохода, не более. Таким образом, Ионыч предает свою мечту, что сулит ему духовную деградацию.

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ОТКРЫТОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ  

«ДОБРО И ЖЕСТОКОСТЬ»

Автор-составитель: Бирюк Оксана Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Таврический УВК» муниципального образования Красноперекопского района Республики Крым

 

Содержание
Основные определения
Мудрые мысли
Способы введения цитат в текст
Рассказ К.Паустовского «Заячьи лапы»
Рассказ В. Астафьева «Белогрудка»
Рассказ Ю. Яковлева «Он убил мою собаку»
Рассказ М. Чванова  «Бездомная собака выбирает хозяина»
Рассказ Л.Андреева «Кусака»

 


 

ДОБРОТА И ЖЕСТОКОСТЬ

    Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Словарь Ожегова).

Качество характера, заключающееся в отзывчивости, в душевном и теплом отношении к окружающим, в отсутствии злобы и неприязни.

Синонимы:

беззлобие, благодушие, гуманность, добродушие, добросердечие,

добросердечность, душевность, кротость, ласка, мягкосердечие, милосердиесострадание, отзывчивость, сердечность, участливость, человеколюбие,

человечность

 

ЧТО ТАКОЕ ЖЕСТОКОСТЬ

 - Качество, характеризующее безжалостного человека. Проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.

 - Безжалостные поступки, стремление причинять другим страдание, получая при этом удовольствие.

Синонимы:

Безбожный, бездушный, безжалостный, беспощадный, бессердечный, бесчеловечный, бесчувственный, беспощадный, варварский, жесткий, зверский, лютый, кровожадный, мстительный, неистовый, неумолимый, нечувствительный, свирепый, суровый, черствый, холодный.

МУДРЫЕ МЫСЛИ

· «Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком», - утверждал А. Шопенгауэр.

·

· «Не причинять страданий собратьям нашим меньшим — наш первый долг перед ними», - считал святой Франциск Ассизский.

· Фрэнсис Бэкон утверждал: «Природа наделила человека высоким и прекрасным даром сострадания, которое простирается на бессловесных животных».

ВВЕДЕНИЕ ЦИТАТ В ТЕКСТ

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ø Великий древнегреческий философ Аристотель писал: «В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро»

Ø "Правда, что человек - это король животных, по своей жестокости он превосходит их» - писал Альберт Энштейн.

КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

Ø Великий немецкий философ А.Шопенгауэр утверждал, что тот, кто жесток с животными, не может быть добрым человеком.

ЦИТАТА КА ЧАСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

        Альберт Энштейн утверждал, что «человек - это король животных, по своей жестокости он превосходит их».

ОФОРМЛЕНИЕ СТИХОТВОРНЫХ ЦИТАТ

А.Яшин в одном из стихотворений призывал нас, читателей:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.


ТЕКСТЫ-ТРЕНАЖЕРЫ

ТЕКСТ №1

РАЗМЫШЛЕНИЯ

Связи человека и природы, бережному и сострадательному отношению к ней посвящен рассказ К. Г. Паустовского «Заячьи лапы». Ваня Малявин приносит к ветеринару зайца с рваным ухом и обожженными лапами, который вывел его деда из страшного лесного пожара. Заяц «плачет», «стонет» и «вздыхает», совсем как человек, однако ветеринар остается равнодушен и вместо помощи дает мальчику циничный совет «зажарить его с луком». Дед и внук всеми силами стараются помочь зайцу, они даже несут его в город, к детскому врачу, который, в отличие от ветеринара проявляет душевную чуткость, доброту и благородство и помогает выходить необычного пациента. «Что ребенок, что заяц — все одно», — говорит дед, и нельзя не согласиться с ним, ведь животные так же, как человек, могут испытывать страх или мучиться от боли. Рассказы Паустовского учат нас бережно, по-доброму относиться к «братьям нашим меньшим», потому что любое живое существо так же чувствует боль и страдает, как и человек.

РАЗМЫШЛЕНИЯ

   Рассказ К. Паустовского о людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль. Больной заяц находится в центре событий произведения, а каждый герой рассказа проходит проверку на доброту и человечность. Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто-то нет! Но, согласитесь, добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ

ТЕКСТ №2

РАЗМЫШЛЕНИЯ

  - В рассказе В.П. Астафьева «Белогрудка» мы видим пример бесчеловечного, жестокого поступка мальчишек, которые ради забавы забрали из гнезда и принесли в деревню детенышей заботливой матери куницы. Издевательством над беззащитными зверьками кажется игра: один из мальчишек «переворачивал их кверху брюшками, щелкал по носу». «Беззаботные мальчишки» оказались жестокими и тогда, когда бросили маленьких кунят возле леса, не выполнив приказания взрослых отнести их снова в гнездо. Жестокое обращение с животными - проявление невероятной безнравственности. Мальчик, сам того не осознавая, принёс не только боль, но и смерть живым существам. Это лишний раз доказывает, что любая форма проявление жестокости может привести к страшным последствиям.

РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

- Жестокость Белогрудки легко понять и оправдать. Любая мать ради своих детей готова пойти на всё. Человек вторгся в мир природы и тем самым нарушил её покой. Белогрудка мстит, а животное опасно в мести, даже самое безобидное. Человек должен быть разумным хозяином природы.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ

ТЕКСТ №3

ТЕКСТ 2

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ

ТЕКСТ №4

МИХАИЛ ЧВАНОВ

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ

ТЕКСТ №5

РАЗМЫШЛЕНИЕ

  Разве можно назвать добрыми героев рассказа Л.Андреева «Кусака»?! Приручив к себе животное, заставив его испытать свое собачье счастье, они осенью беззаботно покинули дачу, не задумавшись о дальнейшей судьбе Кусаки…Мне кажется, что это не просто равнодушие, это жестокость. Мы должны нести ответственность за тех, кого приручили.

 

РАЗМЫШЛЕНИЕ

Вспомним произведение Л. Андреева «Кусака». В этом рассказе речь идёт о бездомной собаке, которая никому не была нужна. В своей жизни она никогда не знала ласки, любви, привязанности, только голод, горе и обида были её спутниками. А ведь и человеку, и животному так страшно быть одиноким! К детям и взрослым, приехавшим летом на дачу, Кусака отнеслась настороженно, но постепенно привыкла к ним. Андреев описывает, как в первый раз в её собачьей жизни Кусаку приласкали, и от этого ей стало больно, потому что она боялась, что её ударят, как это бывало раньше. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил», — писал Экзюпери в «Маленьком принце». Но не все люди понимают это. Писатель рассказывает, как Кусаку сначала приручили, научили любить людей, а потом просто бросили, уехав осенью с дачи в город. Рассказ Л. Андреева заставляет нас задуматься о том, что мы должны быть добрыми по отношению к «братьям нашим меньшим».

 

РАЗМЫШЛЕНИЕ

   Примером жестокого отношения к животным служит произведение А. Андреева «Кусака». Над маленькой собачонкой долгое время издевались, её предавали, мучили, били. Животное перестало верить людям, оно уверило себя в том, что все вокруг жестоко. Однако одна семья, приехавшая отдохнуть на дачу, смогла растопить заледеневшее сердце Кусаки. Люди подарили ей все то, о чем она так долго мечтала. Но вскоре собаку постигло новое предательство со стороны приручившей её семьи, которое вдребезги разбило сердце бедного животного и будто разорвало её изнутри. Такое равнодушное отношение к дальнейшей судьбе собаки является жестокостью.

РАЗМЫШЛЕНИЕ

Л.Н. Андреев поднимает в небольшом рассказе «Кусака» тему милосердия, сострадания, доброты Изображая жизнь собаки, писатель заставляет людей задумываться над последствиями своих поступков, учит их человечности, доброму отношению к людям.

Тема доброты раскрывается в рассказе через образ Кусаки, отношения людей к бездомному существу. Ужасен и страшен вой обманутой в который раз собаки.

  В погоне за удобствами, материальными ценностями люди забыли о самом важном: о доброте, сострадании, милосердии. Поэтому поднятая в рассказе «Кусака» тема актуальна. Человек должен задумываться над последствиями своих поступков, защищать обездоленных, всему этому и учит читателя произведение русского писателя Леонида Андреева.

 

РАЗМЫШЛЕНИЕ

Леонид Андреев – самобытный и талантливый писатель начала 20 века. Его творчество пронизано философскими темами и мотивами. Одной из ведущих проблем его творчества была проблема добра и жестокости. Рассмотрим ее на примере рассказа Андреева «Кусака».

В центре рассказа – история бездомной собаки, которая не видела в своей жизни ни ласки, ни любви, а встречалась лишь с человеческой жестокостью. Это наполнило Кусаку злобой и недоверием ко всему миру. Весной сюда приехала приличная, интеллигентная семья. Они приласкали собаку, дали ей имя. Писатель показывает, как ласка, участие, добро меняет, буквально преображает любое живое существо. Но сезон закончился, и Кусаку бросили. Рассказ заканчивается всего одной фразой: «Собака выла…» Но этот рассказ не только о жестоком обращении с животным. Андреев показывает, что не может быть маленькой жестокости, маленького Зла. Начав с плохого обращения к собаке, Зло разрастается, переходит на людей, завладевает миром. Люди, способные на предательство домашнего любимца, на жестокое обращение с ним, могут так же поступать со своими близкими, друзьями. Подтверждает это эпизод в начале рассказа, в котором говорится о пьяном человеке. Он ударил собаку на улице, а потом д


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.