Понятие «коммуникативная деятельность» и «коммуникативные свойства» в теории деятельности — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Понятие «коммуникативная деятельность» и «коммуникативные свойства» в теории деятельности

2021-06-02 26
Понятие «коммуникативная деятельность» и «коммуникативные свойства» в теории деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коммуникативные свойства личности – это устойчивые характеристики особенностей поведения человека в сфере общения, значимые для его социального окружения. Конкретная личность включается в многообразные системы совместной деятельности с другими людьми, и это определяет многообразие накапливаемых и закрепляемых личностью способов ее участия в общении.[2]

Очевидно, что коммуникативные свойства личности проявляются в коммуникативной деятельности. Опираясь на концепцию А. Н. Леонтьева и его анализ общения как деятельности и обозначая его как «коммуникативную деятельность», рассматриваются такие ее основные структурные компоненты:

- предмет общения — это другой человек, партнер по общению как субъект;

- потребность в общении — это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию, к самооценке;

- коммуникативные мотивы — это то, ради чего предпринимается общение;

- действия общения — это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (два основных вида действий в общении — инициативные и ответные);

- задачи общения — это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;

- средства общения — это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

- продукт общения — это образования материального и духовного' характера, создающиеся в итоге общения.[7]

Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется:
а) субъектом — инициатором общения;
б) субъектом, которому адресована инициатива;
в) нормами, по которым организуется общение;
г) целями, которые преследуют участники общения;
д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие. [8]

И.Г.Малкина-Пых так описывает коммуникативную деятельность с позиций современной теории деятельности в своем труде «Справочник практического психолога»: «процесс межличностного взаимодействия субъектов, каждый из которых является носителем активной деятельности и предполагает ее в своих партнерах».[4]

Как мы видим, для общения нужна инициатива, активность. Исходя из этого положения, кстати, в работах, посвященных изучению коммуникативных характеристик, среди методик присутствуют методики на мотивацию и направленность, чтобы увидеть, существует ли у респондентов сама потребность в общении. [6]

    Б.Г.Ананьев также показал важность учета общения среди других факторов влияния на становление личности. «Общественные отношения...создают тип личностных отношений общения. На основе этих индивидуальных отношений общения и формируются так называемые коммуникативные черты характера».

Один из ярких представителей отечественной теории деятельности, Б.Ф. Ломов, выделил три функции общения: информационно-коммуникативную (передача и прием информации); регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения); аффективно-коммуникативную (детерминация эмоциональной сферы человека). Исходя из этого, некоторые авторы выделяют и соответствующую коммуникативную структуру личности:

1) информационно-коммуникативные свойства (умение начать и поддержать беседу, грамотно ее завершить, привлечь интерес собеседника, применять невербальные и вербальные средства для общения, активность, заинтересованность в общении);

2) аффективно-коммуникативные свойства (возможность улавливания эмоционального состояния партнера по общению, правильное реагирование на такое состояние, проявление отзывчивости и уважения к собеседнику);

3) регуляционно-коммуникативные свойства (умение помогать собеседнику в процессе общения и принимать поддержку и помощь от других, способность к решению конфликтов, применяя адекватные методы).[5]

Успешное взаимодействие перечисленных коммуникативных свойств во многом определяет успешность общения в целом, индивидуальный стиль общения, а также социально-психологическую адаптацию личности.[1]

Стоит отметить, что в коммуникативной структуре личности немаловажен и мотивационный компонент (о нем чаще упоминают, раскрывая понятия «коммуникативная компетентность» и «коммуникативная личность»). Коммуникативные потребности во многом определяют характер и качество коммуникации.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.