Таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни, — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни,

2021-05-27 26
Таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КРАТКО, ПРИЯТНО, ОСНОВАТЕЛЬНО...

Прочитав первые строки «Великой дидактики», мы уже знаем, что в книге описан метод обучения («универсальное искусство учить всех всему»), при чем учить «кратко, приятно, основательно».

В первых же строках «Великой дидактики» утверждается, что обучение есть право каждого человека.

- это идея Нового времени

- прежде образование было доступно избранным

- возможно ли осуществление обязательного обучения, если общество не убеждено в том, что обучение есть право каждого человека?

В «Великой дидактике» Коменский впервые в истории образования предложил взаимосвязанную систему школ, начиная с дошкольного воспитания и до высот университетской образованности.

Коменский выделил периоды развития человека:

· от рождения до 6 лет - детство;

· от 6 - до 12 лет - отрочество;

· с 12 - до 18 лет - юность;

· с 18 - до 24 лет - возмужалость.

Каждый период имеет свои особенности в становлении человека и каждому периоду соответствует своя школа.

Первой ступенькой воспитания и образования ребенка до 6 лет является материнская школа. Многие родители и сегодня думают, что маленький ребенок растет, как трава в поле, гуляет, как ветер в небе, все развитие происходи само по себе. Коменский обращает внимание родителей на то, что на них лежит ответственность за развитие, обучение, воспитание ребенка до 6 лет.

В «Великой дидактике» есть отдельная глава под названием «Материнская школа», и есть отдельная книга «Материнская школа», посвященная программе и методам воспитания ребенка до 6 лет.

Например, в первые 6 лет ребенок должен познакомиться с астрономией, географией, историей, экономикой, политикой, поэтикой и др.

По астрономии малышу следует различать солнце, луну и звезды.

В географии - место, где он родилсяи где живет: деревню, город, крепость или замок. Что такое поле, гора, лес, луг, река и т.д.

Началом истории будет, если ребенок сможет запомнить, что произошло вчера, сегодня, в прошлом году, два или три года назад.

Из экономики (хозяйства) ребенок должен узнать, кто относится к составу семьи и кто нет.

Из политики - узнать кого-либо в государстве, консула, сенатора или судью; узнать о том, что граждане иногда собираются на совещания и т.д.

Начало поэтики будет заключаться в том, чтобы запомнить наизусть несколько стишков или рифм.

Мы видим, что перечень предметов примерно такой же, как и в старшей школе, но содержание их соответствует возрасту ребенка.

Второму периоду развития ребенка (6-12 лет) соответствует школа родного языка. В отличие от многовековой традиции вести обучение в школах только на латинском языке, данная школа должна была сообщать знания на родном языке. Обучение на родном языке способствовало развитию и сохранению национальных языков (Беларусь). Обучение на родном языке легче.

Срок обучения в школе родного языка - 6 лет. Для каждого года обучения Коменский предполагал написать отдельный учебник. Часть учебников Коменский успел написать, но все они погибли во время пожара в г. Лешно (1656 г.).

Венгрия, г. Шарош-Патака. Школа для всех мальчиков и девочек была открыта под руководством Коменского.

Третьему периоду (12-18 лет) соответствует гимназия или латинская школа. Предназначена для юношей, проявивших склонность к занятиям наукой уже в школе родного языка.

В программу обучения входят традиционные «семь свободных искусств», традиционные для средневековой европейской школы.

В Древнем Риме для детей рабов существовали так называемые «механические искусства», которые готовили к ремесленной деятельности.

Для детей свободных граждан - «семь свободных искусств», которые делились на 2 части. Тривиум (гуманитарный цикл) состоял из грамматики, риторики, диалектики. Квадривиум - из арифметики, геометрии, астрономии, музыки.

Новшество заключается в том, что, кроме «семи свободных искусств», в школе изучаются реальные предметы: математика, физика, естествознание, история. Как отдельные предметы изучаются этика и новые языки.

Именно для латинской школы Коменский разработал целостную систему учебников.

«Преддверие», «Открытая дверь языков» - учебники латинского языка.

«Зал».

«Школа-игра» - в этой книге Коменский использовал метод драматизации учебного материала, чтобы пробудить в детях интерес к знаниям. «Школа-игра» включает в себя 8 школьных пьес.

Четвертый период развития:

Для юношей в возрасте от 18 до 24 лет, обнаруживших особые умственные дарования, Коменский предполагал университет или академию. На завершающем этапе образования Коменский имел в виду сообщение студентам всех достижений цивилизации.

В традиционных школах времен Коменского учащиеся находились в одном помещении, но занимались они индивидуально.

Каждый продвигался вперед своим темпом и получал от учителя только ему одному предназначавшиеся указания и задания.

Коменский разработал оригинальную для своего времени классно- урочную систему обучения учащихся.

Коменский ввел в научное обращение понятия:

· учебный год — с 1 сентября по 30 мая;

· учебная четверть, период обучения, 4 периода в год;

· каникулы – время для отдыха, смены занятий между учебными четвертями;

· класс — это постоянный состав учащихся, одного возраста, приблизительно одинакового уровня развития;

· учебный день - 4 урока - в школе родного языка и 6 уроков - в латинской школе.

Мы видим, что это и есть та классно-урочная система, которая используется в современной школе.

На Западе существует различные точки зрения на классно-урочную систему. Одни считают ее устаревшей и предлагают другие новомодные варианты организации учебного процесса (например, «школы без стен»); другие убеждены в том, что классно-урочная система - это фундамент, на котором строится учебно-воспитательный процесс, а все новшества - это лишь незначительные изменения.

Элементы классно-урочной системы существовали в ХУ1-ХУ11 вв. в практике белорусских и украинских братских школ. Есть документальные свидетельства, что во время пребывания в г. Лешно, Польша, Коменский познакомился с работой белорусских братских школ. Коменский обобщил этот опыт, дополнил и обосновал, для чего нужна классно-урочная система организации учебного процесса - есть возможности для хорошего соперничества между учениками, для подражания лучшим ученикам, учитель более экономно тратит свои силы и энергию.

Трактовка Коменским принципа природосообразности воспитания.

Воспитание и обучение, по глубокому убеждению Коменского, должно быть природосообразно.

Это означает, что:

1\ Человек, как часть окружающей природы, подчиняется всеобщим законам природы. Поэтому учебно-воспитательный процесс в школе тоже должен строится в соответствии с законами природы.

Утро. Пробуждение. Начало занятий.

2\ Чтобы воспитание и обучение было успешным и приятным для растущего человека, оно должно сообразовываться с природой ребенка.

3\ Каждый учитель должен иметь знания об особенностях человеческой природы.

А. Человеческой природе присущи определенные потребности, которые являются двигателями нашей активности (по Абрахаму Маслоу):

· в личностном росте

· в самоуважении

· в справедливости

· в доброте

· в красоте

· в порядке

·

- Разве может учитель успешно работать с классом, не учитывая данные потребности человеческой природы?

- Какие еще особенности природы ребенка учитываются в образовательном процессе?

Б. Индивидуальные особенности (темперамент, способности, задатки, уровень развития, особенности памяти, внимания, мышления).

В. Возраст.

Метод обучения, предлагаемый Коменским.

Из книги Коменского «Законы хорошо организованной школы»:

«... нам необходим надежный метод в занятиях, чтобы... воспитатель юношества так же быстро, как и изящно, приводил души к мудрости, красноречию, искусствам, добродетелям и благочестию, подобно тому как мастер механических искусств обрабатывает данный материал при помощи данных инструментов и делает его годным к употреблению».

Метод обучения Коменского не отвращал детей от занятий, а должен был возбуждать в них радость, превращал овладение знаниями в приятное занятие, позволял пройти путь к вершинам науки без чрезмерных трудностей, скуки, окриков и побоев, а как бы играя и шутя.

Метод обучения Коменского представляет собой ряд дидактических принципов (требований к учителю).

1. принцип наглядности обучения

В школе нужно учить самим вещам, а не словам, их обозначающим. Поэтому:

- начинай обучение «не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними

- и только после ознакомления с самой вещью пусть идет о ней речь». Объяснение, например, того, как она возникла, из чего состоит, где произрастает и т.д.

- далее следует применение знаний на практике (например, сделать такую вещь).

- Каким образом мы получаем информацию об окружающем мире?

- Через наши органы чувств.

Коменский формулирует «золотое правило дидактики» следующим образом: «Все, что только возможно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами...»

Коменский прекрасно понимал, что ознакомление с реальными предметами на уроке не всегда возможно, поэтому их можно заменить различными наглядными средствами: картины, макеты, модели.

2. принцип сознательности учения

Схоластической школе времен Коменского было присуще бессмысленное, механическое заучивание изречений, мнений, определений.

Коменский в противовес схоластическому методу обучения писал: «Ничего не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, что хорошо понято рассудком».

Для того чтобы учение было сознательным, осознанным, осмысленным, необходимо, чтобы:

· ученики ясно понимали пользу того, что они изучают

· в процессе обучения устанавливались причинно-следственные связи.

3. принцип систематичности

Учебный материал должен быть изложен учителем в определенном порядке, системе.

4. принцип последовательности

Изучение нового материала следует начинать с восприятия, затем следует словесное толкование и применение на практике.

5. принцип посильности

Обучать следует тому, что доступно возрасту, уровню развития + ясность преподавания, ничего лишнего.

6. принцип прочности

Достигается следующими действиями:

· не спешим, изучаем все в связи

· в конце темы - точный краткий вывод

· повторение учеником нового материала после объяснения учителем

· ученик, усвоив новый материал, обучает этому других, потому что знание - это то, что ты можешь передать другому.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.