Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2021-05-27 | 26 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
КРАТКО, ПРИЯТНО, ОСНОВАТЕЛЬНО...
Прочитав первые строки «Великой дидактики», мы уже знаем, что в книге описан метод обучения («универсальное искусство учить всех всему»), при чем учить «кратко, приятно, основательно».
В первых же строках «Великой дидактики» утверждается, что обучение есть право каждого человека.
- это идея Нового времени
- прежде образование было доступно избранным
- возможно ли осуществление обязательного обучения, если общество не убеждено в том, что обучение есть право каждого человека?
В «Великой дидактике» Коменский впервые в истории образования предложил взаимосвязанную систему школ, начиная с дошкольного воспитания и до высот университетской образованности.
Коменский выделил периоды развития человека:
· от рождения до 6 лет - детство;
· от 6 - до 12 лет - отрочество;
· с 12 - до 18 лет - юность;
· с 18 - до 24 лет - возмужалость.
Каждый период имеет свои особенности в становлении человека и каждому периоду соответствует своя школа.
Первой ступенькой воспитания и образования ребенка до 6 лет является материнская школа. Многие родители и сегодня думают, что маленький ребенок растет, как трава в поле, гуляет, как ветер в небе, все развитие происходи само по себе. Коменский обращает внимание родителей на то, что на них лежит ответственность за развитие, обучение, воспитание ребенка до 6 лет.
В «Великой дидактике» есть отдельная глава под названием «Материнская школа», и есть отдельная книга «Материнская школа», посвященная программе и методам воспитания ребенка до 6 лет.
Например, в первые 6 лет ребенок должен познакомиться с астрономией, географией, историей, экономикой, политикой, поэтикой и др.
|
По астрономии малышу следует различать солнце, луну и звезды.
В географии - место, где он родилсяи где живет: деревню, город, крепость или замок. Что такое поле, гора, лес, луг, река и т.д.
Началом истории будет, если ребенок сможет запомнить, что произошло вчера, сегодня, в прошлом году, два или три года назад.
Из экономики (хозяйства) ребенок должен узнать, кто относится к составу семьи и кто нет.
Из политики - узнать кого-либо в государстве, консула, сенатора или судью; узнать о том, что граждане иногда собираются на совещания и т.д.
Начало поэтики будет заключаться в том, чтобы запомнить наизусть несколько стишков или рифм.
Мы видим, что перечень предметов примерно такой же, как и в старшей школе, но содержание их соответствует возрасту ребенка.
Второму периоду развития ребенка (6-12 лет) соответствует школа родного языка. В отличие от многовековой традиции вести обучение в школах только на латинском языке, данная школа должна была сообщать знания на родном языке. Обучение на родном языке способствовало развитию и сохранению национальных языков (Беларусь). Обучение на родном языке легче.
Срок обучения в школе родного языка - 6 лет. Для каждого года обучения Коменский предполагал написать отдельный учебник. Часть учебников Коменский успел написать, но все они погибли во время пожара в г. Лешно (1656 г.).
Венгрия, г. Шарош-Патака. Школа для всех мальчиков и девочек была открыта под руководством Коменского.
Третьему периоду (12-18 лет) соответствует гимназия или латинская школа. Предназначена для юношей, проявивших склонность к занятиям наукой уже в школе родного языка.
В программу обучения входят традиционные «семь свободных искусств», традиционные для средневековой европейской школы.
В Древнем Риме для детей рабов существовали так называемые «механические искусства», которые готовили к ремесленной деятельности.
Для детей свободных граждан - «семь свободных искусств», которые делились на 2 части. Тривиум (гуманитарный цикл) состоял из грамматики, риторики, диалектики. Квадривиум - из арифметики, геометрии, астрономии, музыки.
|
Новшество заключается в том, что, кроме «семи свободных искусств», в школе изучаются реальные предметы: математика, физика, естествознание, история. Как отдельные предметы изучаются этика и новые языки.
Именно для латинской школы Коменский разработал целостную систему учебников.
«Преддверие», «Открытая дверь языков» - учебники латинского языка.
«Зал».
«Школа-игра» - в этой книге Коменский использовал метод драматизации учебного материала, чтобы пробудить в детях интерес к знаниям. «Школа-игра» включает в себя 8 школьных пьес.
Четвертый период развития:
Для юношей в возрасте от 18 до 24 лет, обнаруживших особые умственные дарования, Коменский предполагал университет или академию. На завершающем этапе образования Коменский имел в виду сообщение студентам всех достижений цивилизации.
В традиционных школах времен Коменского учащиеся находились в одном помещении, но занимались они индивидуально.
Каждый продвигался вперед своим темпом и получал от учителя только ему одному предназначавшиеся указания и задания.
Коменский разработал оригинальную для своего времени классно- урочную систему обучения учащихся.
Коменский ввел в научное обращение понятия:
· учебный год — с 1 сентября по 30 мая;
· учебная четверть, период обучения, 4 периода в год;
· каникулы – время для отдыха, смены занятий между учебными четвертями;
· класс — это постоянный состав учащихся, одного возраста, приблизительно одинакового уровня развития;
· учебный день - 4 урока - в школе родного языка и 6 уроков - в латинской школе.
Мы видим, что это и есть та классно-урочная система, которая используется в современной школе.
На Западе существует различные точки зрения на классно-урочную систему. Одни считают ее устаревшей и предлагают другие новомодные варианты организации учебного процесса (например, «школы без стен»); другие убеждены в том, что классно-урочная система - это фундамент, на котором строится учебно-воспитательный процесс, а все новшества - это лишь незначительные изменения.
Элементы классно-урочной системы существовали в ХУ1-ХУ11 вв. в практике белорусских и украинских братских школ. Есть документальные свидетельства, что во время пребывания в г. Лешно, Польша, Коменский познакомился с работой белорусских братских школ. Коменский обобщил этот опыт, дополнил и обосновал, для чего нужна классно-урочная система организации учебного процесса - есть возможности для хорошего соперничества между учениками, для подражания лучшим ученикам, учитель более экономно тратит свои силы и энергию.
|
Трактовка Коменским принципа природосообразности воспитания.
Воспитание и обучение, по глубокому убеждению Коменского, должно быть природосообразно.
Это означает, что:
1\ Человек, как часть окружающей природы, подчиняется всеобщим законам природы. Поэтому учебно-воспитательный процесс в школе тоже должен строится в соответствии с законами природы.
Утро. Пробуждение. Начало занятий.
2\ Чтобы воспитание и обучение было успешным и приятным для растущего человека, оно должно сообразовываться с природой ребенка.
3\ Каждый учитель должен иметь знания об особенностях человеческой природы.
А. Человеческой природе присущи определенные потребности, которые являются двигателями нашей активности (по Абрахаму Маслоу):
· в личностном росте
· в самоуважении
· в справедливости
· в доброте
· в красоте
· в порядке
·
- Разве может учитель успешно работать с классом, не учитывая данные потребности человеческой природы?
- Какие еще особенности природы ребенка учитываются в образовательном процессе?
Б. Индивидуальные особенности (темперамент, способности, задатки, уровень развития, особенности памяти, внимания, мышления).
В. Возраст.
Метод обучения, предлагаемый Коменским.
Из книги Коменского «Законы хорошо организованной школы»:
«... нам необходим надежный метод в занятиях, чтобы... воспитатель юношества так же быстро, как и изящно, приводил души к мудрости, красноречию, искусствам, добродетелям и благочестию, подобно тому как мастер механических искусств обрабатывает данный материал при помощи данных инструментов и делает его годным к употреблению».
Метод обучения Коменского не отвращал детей от занятий, а должен был возбуждать в них радость, превращал овладение знаниями в приятное занятие, позволял пройти путь к вершинам науки без чрезмерных трудностей, скуки, окриков и побоев, а как бы играя и шутя.
|
Метод обучения Коменского представляет собой ряд дидактических принципов (требований к учителю).
1. принцип наглядности обучения
В школе нужно учить самим вещам, а не словам, их обозначающим. Поэтому:
- начинай обучение «не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними
- и только после ознакомления с самой вещью пусть идет о ней речь». Объяснение, например, того, как она возникла, из чего состоит, где произрастает и т.д.
- далее следует применение знаний на практике (например, сделать такую вещь).
- Каким образом мы получаем информацию об окружающем мире?
- Через наши органы чувств.
Коменский формулирует «золотое правило дидактики» следующим образом: «Все, что только возможно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами...»
Коменский прекрасно понимал, что ознакомление с реальными предметами на уроке не всегда возможно, поэтому их можно заменить различными наглядными средствами: картины, макеты, модели.
2. принцип сознательности учения
Схоластической школе времен Коменского было присуще бессмысленное, механическое заучивание изречений, мнений, определений.
Коменский в противовес схоластическому методу обучения писал: «Ничего не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, что хорошо понято рассудком».
Для того чтобы учение было сознательным, осознанным, осмысленным, необходимо, чтобы:
· ученики ясно понимали пользу того, что они изучают
· в процессе обучения устанавливались причинно-следственные связи.
3. принцип систематичности
Учебный материал должен быть изложен учителем в определенном порядке, системе.
4. принцип последовательности
Изучение нового материала следует начинать с восприятия, затем следует словесное толкование и применение на практике.
5. принцип посильности
Обучать следует тому, что доступно возрасту, уровню развития + ясность преподавания, ничего лишнего.
6. принцип прочности
Достигается следующими действиями:
· не спешим, изучаем все в связи
· в конце темы - точный краткий вывод
· повторение учеником нового материала после объяснения учителем
· ученик, усвоив новый материал, обучает этому других, потому что знание - это то, что ты можешь передать другому.
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!