Сущность налогов и сборов как финансово – экономической категории — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Сущность налогов и сборов как финансово – экономической категории

2021-10-05 71
Сущность налогов и сборов как финансово – экономической категории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сущность налогов и сборов как финансово – экономической категории

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, которые имеют специфическое назначение - мобилизацию средств в распоряжение государства.

Налоги - это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Принципы налогообложения и их современные интерпретации

Эта система состоит из трех направлений.

Первое направление — экономические принципы.

Принцип равенства и справедливости.

Принцип эффективности.

Принцип соразмерности налогов.

Принцип множественности.

Ко второму направлению относятся организационные принципы налогообложения.

Принцип универсализации налогообложения.

Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика.

Принцип разделения налогов по уровням власти.

Принцип единства налоговой системы.

Принцип гласности.

Принцип одновременности.

Принцип определенности.

Третье направление — юридические принципы налогообложения.

Принцип законодательной формы установления.

Принцип приоритетности налогового законодательства.

Элементы налога и способы взимания налогов

Налог считается установленным, и у налогоплательщика возникает обязанность его уплачивать, если в законодательном порядке определены все элементы налога:

• субъект налогообложения;

• объект налогообложения;

• налоговая база;

• налоговая ставка;

• налоговый период;

• льготы по налогу; порядок исчисления налога;

• порядок и сроки уплаты налога.

Субъект налога, или налогоплательщик, — лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги.

Объект налогообложения — предмет, подлежащий налогообложению.

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно исчисляется налог.

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу налоговой базы. Различают процентные и твердые налоговые ставки.

Процентные ставки устанавливаются непосредственно к налоговой базе и могут быть:

• пропорциональными;

• прогрессивными;

• регрессивными.

За налоговый период принимается календарный год или иной период, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога.

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков определенные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере.

Существует несколько способов уплаты налогов.

Кадастровый способ

Взимание налога у источника дохода

Взимание налога по декларации

Административный способ

Под сроком уплаты налога подразумевается конкретная дата, в течение которой налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет соответствующего уровня.

Дискреционная налоговая политика

Не дискреционная налоговая политика

 

Зачет и возврат излищне уплаченных сумм налога

Ответственность за налоговые нарушения. Обстоятельства, исключающие привлечения к ответственности. Обстоятельства, смягчающие привлечения к ответственности. Обстоятельства смягчающие и оттягивающие ответственность

Налоговое правонарушение, согласно статье 106 НК РФ, — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность.

Согласно положениям п. 3 ст. 114 НК РФ, размер санкции, применяемой к нарушителю, может быть уменьшен в 2 раза или более относительно значения, установленного законодателем, если правонарушение было совершено при обстоятельствах, признаваемых смягчающими.

К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:

Тяжелое семейное или личное положение.

Наличие угрозы или принуждения со стороны третьих лиц.

Наличие зависимости от третьих лиц, в силу которой нарушитель не мог не допустить несоблюдения требований законодателя.

В зависимости от субъектов устанавливается 3 вида ответственности:

1. Ответственность налогоплательщика за нарушение порядка исчисления и уплаты налогов

2. Ответственность сборщиков налогов за нарушение порядка удержания и перечисления налогов

3. Ответственность кредитных учреждений обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах

По видам ответственность за нарушение налогового законодательства классифицируется на

§ административную

§ налоговую (финансовую)

Ответственность за налоговое правонарушение выражается в налоговых санкциях, которая устанавливается в виде штрафов в определенных НК РФ размерах. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в 2 раза. При наличии отягчающего обстоятельства – увеличивается в 2 раза.

 

Сроки предъявления

Налоговый кодекс РФ в п.3 ст. 168 регламентирует срок выставления счет фактуры, который составляет 5 календарных суток с момента:

· получения частичного или полного расчета за выполнение работ, услуг, покупку продукции или наделения правами на имущество;

· выдачи продукции, оказания услуг, работ, наделения правами на имущество.

38. Особенности определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме в виде материальной выгоды по договорам страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения от долевого участия в деятельности организаций

При получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как:

1) превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора;

2) превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9 процентов годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

3. При получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как превышение цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых лицами, являющимися взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, в обычных условиях лицам, не являющимся взаимозависимыми, над ценами реализации идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) налогоплательщику.

4. При получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг, производных финансовых инструментов над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.

Льготы по НДС

Под налоговыми льготами понимаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере

К льготам можно отнести освобождение от налогообложения следующих операций:

реализация в образовательных и медицинских организациях продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми этих организаций, а также реализация таким организациям продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания (пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ);

реализация товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по Перечню, утв. Постановлением Правительства от 22.11.2000 № 884), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% (пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ);

оказание услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов РФ или Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности (пп. 14 п. 3 ст. 149 НК РФ);

реализация продукции собственного производства организациями, занимающимися производством селхозпродукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70%, в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на селхозработы (пп. 20 п. 3 ст. 149 НК РФ).

При осуществлении некоторых операций, являющихся объектом налогообложения по НДС, организации и предприниматели не обязаны исчислять и уплачивать налог. Такие операции отнесены к категории льготных операций и освобождены от обложения НДС. Их перечень является закрытым и установлен ст. 149 НК РФ

Если плательщик одновременно осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению, то он обязан вести раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Определения налоговой нагрузки методики расчета налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка - это величина, показывающая нам уровень нашего налогового бремени на предприятии. Она рассчитывается как по каждому налогу отдельно, так и в целом по предприятию. Для ее расчета используется следующая формула:

Сумма начисленных налогов /доходы (прибыль, активы)

Для определения налоговой нагрузки в целом по предприятию вам необходимо определить нагрузку по каждому отдельному налогу.

Применяемые методики определения налоговой нагрузки различаются, как правило, только по двум основным направлениям:

- по структуре налогов, включаемых в расчет при определении налогового бремени;

- по показателю, с которым сравнивают уплачиваемые налоги.

Методика 1. Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки представляет собой отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

НН = (НП / В + ВД) x 100%, где НН - налоговая нагрузка на организацию; НП - общая сумма всех уплаченных налогов; В - выручка от реализации продукции (работ, услуг); ВД - внереализационные доходы.

Методика 2. Существует иная методика расчета налоговой нагрузки, согласно которой: - сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам.

Вновь созданная стоимость продукции организации может быть определена по формулам:

ВСС = В - МЗ - А + ВД – ВР или ВСС = ОТ + НП + ВП + П,

где ВСС - вновь созданная стоимость; В - выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС); МЗ - материальные затраты; А - амортизация; ВД - внереализационные доходы; ВР - внереализационные расходы (без налоговых платежей); ОТ - оплата труда; НП - налоговые платежи; ВП - платежи во внебюджетные фонды; П - прибыль организации.

Относительная налоговая нагрузка в этом случае определяется по формуле:

ОНН = (АНН / ВСС) x 100%

Методика 3. Существует методика, основанная на включении в состав налоговой нагрузки количества налоговых платежей, их структуры и механизма взимания.

По этой методике показатель налоговой нагрузки определяется как отношение всех налогов к сумме источника средств для их уплаты:

НН = (Сумма (НП + ВП) / Сумма ИС) x 100%, где Сумма (НП + ВП) - сумма начисленных налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды; Сумма ИС - сумма источника средств для уплаты налогов.

Общим показателем для всех налогов является добавленная стоимость, которая исчисляется по формулам:

ДС = В – МЗ или ДС = ОТ + НП + ВП + П + А, где ДС - добавленная стоимость.

Методика 4. Следующая методика позволяет определять налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию.

ДС = А + (ОТ + ЕСН) + НДС + П, где ДС - добавленная стоимость; А - амортизация; ОТ - оплата труда; ЕСН - единый социальный налог; НДС - налог на добавленную стоимость; П - прибыль.

Выручка определяется как сумма добавленной стоимости и материальных затрат по формуле:

В = ДС + МЗ.

Сумма основных налогов, уплачиваемых организацией, позволяет определить налоговую нагрузку как долю добавленной стоимости, расходуемую организацией на налоговые платежи, по формуле:

НН = НДС + страховые взносы + Нп + Нпр.

 

 

Сущность налогов и сборов как финансово – экономической категории

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, которые имеют специфическое назначение - мобилизацию средств в распоряжение государства.

Налоги - это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.