Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2021-12-11 | 68 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Наиболее значимым из педагогических факторов риска является стрессовая тактика педагогических воздействий.
Специальные исследования Института возрастной физиологии РАО показывают, что микрострессы (которые по силе своего суммарного негативного влияния не уступают серьезным конфликтам) действуют практически ежеминутно. На обычном уроке в начальной школе педагог успевает сделать от 8 до 19 замечаний, а реплики типа: «Ты опять не успел выполнить задание» (медлительному ребенку), «Ну что это за почерк», «Не стараешься», «Больше не буду проверять такие работы» (ребенку с расстройством психического здоровья или леворукому) - обычны и типичны. В такой системе «педагогических пощечин» педагоги (и родители) не видят «ничего особенного» т. к. и на более серьезные конфликты взрослые порой не обращают внимания.
Постоянный страх очередного унижения, упреки в несостоятельности - еще один источник стресса. Следует учитывать, что этот страх усиливается не столько от реальной несостоятельности ребенка, сколько от осознания того, что избежать конфликтной ситуации, избавиться от нее у ребенка нет никакой возможности. Поэтому легко представить себе силу негативного воздействия таких ситуаций. Результаты наших исследований свидетельствуют, что в классах с авторитарным, жестким, недоброжелательным педагогом текущая заболеваемость в 3 раза выше, а число вновь возникающих неврологических расстройств в 1,5-2 раза больше, чем в классах со спокойным, внимательным и доброжелательным педагогом (при прочих равных условиях обучения).
Однако ведущим стрессовым фактором в школе является ограничение времени в процессе деятельности. Физиологам хорошо известен негативный эффект ситуации ограничения времени в процессе любой деятельности. Доказано, что это сильнейший стрессовый фактор, и именно в ситуации ограничения времени, постоянного «цейтнота» школьник живет в течение 10-11 лет школьного обучения. «Не успеваю» - так оценивают основную проблему в школе почти 70% учеников начальных классов. Ограничение времени неизбежно приводит к снижению качества учебной работы, неудачам, заставляя ребенка испытывать собственную несостоятельность, недовольство взрослых и т. п.
Данные исследований формирования навыков письма и чтения, проводимых в течение многих лет в Институте возрастной физиологии РАО, доказали, что несвоевременное форсирование темпа письма и чтения не только не способствует формированию этих базисных навыков, а, наоборот, тормозит процесс и нарушает психофизиологическую структуру навыков.
Еще один фактор риска, приводящий к резкому снижению работоспособности, выраженному переутомлению и комплексу школьных проблем, - это интенсификация учебного процесса. Причем интенсификация идет различными путями. Первый - наиболее явный (открытый) - увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т. п.). Фактическая учебная школьная нагрузка (по данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН и ряда региональных институтов), особенно в лицеях и гимназиях, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе в среднем 6,2-6,7 ч в день, в основной школе - 7,2-8,3 ч в день и в средней школе - 8,6-9,2 ч в день. Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет 9-10 ч в начальной школе. Увеличение учебной нагрузки неизбежно нарушает режим, ведет к резкому сокращению сна, отдыха. У детей чаще отмечаются нервно-психические нарушения, утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, низкая сопротивляемость организма и другие нарушения здоровья. Среди учащихся этих школ в 1,5-2 раза больше, чем в массовой школе (хотя и в массовой школе далеко не все благополучно), детей со сниженным функциональным резервом, дефицитом массы тела, патологией органов зрения, хронической патологией.
Порой школьные проблемы у детей в таких классах не видны ни учителю, ни родителям, т. к. обычно в первом полугодии дети (которых активно готовили к школе) без труда справляются со всеми учебными нагрузками (у них хороший запас знаний и умений, которыми овладевает первоклассник). Но уже к середине учебного года (к декабрю) или к февралю появляются жалобы учителя: «отвлекается», «не старается», «может лучше». Родители «принимают меры» -увеличивают домашнюю учебную нагрузку, которая составляет 2,5-3 ч. Несмотря на увеличение нагрузки около 80% детей снижают успешность обучения, не выдерживая высокой интенсивности, у части из них появляются неврозоподобные расстройства - беспокойный сон, страхи, повышенная возбудимость (или вялость), нередко возникают навязчивые движения - подергивания мышц лица, непроизвольные подергивания плечами. Интенсивная нагрузка и требование быстро читать очень часто приводят к нарушению темпа речи, а иногда к заиканию. Резко ухудшается почерк, появляются «глупые» ошибки («правила знает, а пишет с ошибками»).
Есть второй (скрытый) вариант интенсификации учебного процесса - реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала. Резкое сокращение количества часов неизбежно приводит к интенсификации учебного процесса, увеличению объема домашних заданий, утомлению и переутомлению.
Высокая интенсивность учебного труда не позволяет варьировать обучение, учитывать индивидуальные особенности ребенка, оставить резерв для организации щадящего режима, необходимого для детей с отклонениями в состоянии здоровья (их более 80%). Число таких детей за годы обучения неуклонно растет. По данным Института возрастной физиологии РАО, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 - психоневрологических отклонений, в 3 - патологий органов пищеварения, т. е. уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья углубляются, усиливаются, становятся хроническими и комплексными. Причем отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки.
Микросимптоматика переутомления может быть четко не выражена, замаскирована, а такие его проявления, как раздражительность, плохой сон, плаксивость, неустойчивость внимания, низкий уровень работоспособности, часто принимаются за лень, нежелание учиться, отсутствие старательности. Повышенная чувствительность организма школьников к интеллектуальным, физическим и эмоциональным перегрузкам в сочетании со стрессовой тактикой педагога, несоответствием методик и технологий обучения создают идеальные условия для возникновения школьных трудностей и развития нервно-психических заболеваний.
Стресс ограничения времени, который мы выделили как наиболее значимый в ухудшении состояния здоровья и развитии школьных трудностей, может быть связан не только с увеличением объема и интенсивности учебных нагрузок, но и с несоответствием методики и технологии обучения.
Это полезно знать
Использование в качестве критерия успешности формирования навыка чтения скоростных характеристик, превышающих 80-90 слов в минуту, противоречит психофизиологическим закономерностям восприятия информации.
При чтении со скоростью свыше 80-90 слов в минуту часть информации просто не воспринимается. Кроме этого, артикуляционные движения, производимые со столь высокой скоростью, ведут к значительному мышечному утомлению, а для некоторых детей они просто невыполнимы.
«Испытание секундомером» приводит к школьным трудностям:
• нарушению процессов письма - нарушению почерка;
• ошибкам - пропускам, заменам, перестановкам, связанным с осложнением звуко-буквенного анализа просто из-за недостатка времени;
• нарушению процессов чтения - пропускам, перестановкам, «угадыванию», непониманию смысла прочитанного.
Несоответствие методики и технологии обучения - ведущий фактор риска, приводящий к возникновению и развитию школьных трудностей.
«Скоростные» критерии успешности обучения письму и чтению ничем не обоснованы, требование одинаковой скорости письма (тем более высокой скорости) не соответствует возрастным возможностям детей. Каждый ребенок (особенно на начальном этапе обучения) имеет свой темп письма, определяемый не только скоростью механических передвижений руки, но и другими процессами - переводом фонемы в графему, выделением зрительного образа буквы, программированием предстоящего действия - определения точки начала движения, траектории движения и т. п. Ни один из этих процессов на начальном этапе не автоматизирован, а скорость каждого действия в этом сложном процессе различна и зависит от многих причин. Письмо на начальном этапе обучения должно быть медленным, иначе оно не может быть качественным.
Ярким примером такого несоответствия может служить использующаяся в начальной школе методика обучения безотрывному письму. Эта методика не учитывает ни функциональную незрелость мышц, ни незаконченные процессы формирования кисти и фаланг пальцев, ни несовершенство нервно-мышечной регуляции графических движений. Безотрывное письмо создает сильное напряжение и быстрое утомление мышц руки, длинных мышц спины, заставляя ребенка нарушать позу. Эта методика нарушает психофизиологическую структуру письма, требует от ребенка выполнения биомеханически нецелесообразных движений, что искажает почерк. При безотрывном письме искусственно (из-за задержки дыхания) возникает гипоксия, ухудшается функциональное состояние организма. Результат такого несоответствия - не только плохой почерк, неэффективное и длительное формирование навыка письма, но и чрезмерное функциональное и эмоциональное напряжение, повышение тревожности. Есть и более серьезные случаи, когда строгое требование безотрывного письма заканчивалось писчим спазмом, тяжелым нервным заболеванием. А значит, несоответствие методик и технологий может не только создать школьные трудности, но и привести к разрушению здоровья.
Пример
В начальной школе педагоги часто используют такой вариант учебной игры: «Я тебе мяч - ты мне слово (букву, цифру)». Мяч бросается одному (не успел поймать мяч и ничего не ответил), другому (успел поймать мяч, но ошибся с ответом), третьему и т. п. Причем, по мнению многих учителей, которых мы спрашивали, они используют подобного рода игру как разрядку, своеобразную физкультурную минутку («чтобы отдохнуть»). Но вдумаемся: разве это отдых, разрядка, разгрузка? Это два сложных задания, т. к. нужно одновременно выполнить два действия (поймать мяч и решить интеллектуальную задачу). Физиологические исследования показали, что выполнение подобной задачи сопряжено с очень сильным функциональным напряжением, а значит, из-за неверной методики повышается утомительность урока, снижается работоспособность учащихся. Можно привести много таких примеров, более значимых. Но даже эти, на первый взгляд, «мелочи» создают проблемы обучения, неизбежно снижают его эффективность.
Особенно остро проблема адекватности методик и технологий формирования физиологической зрелости стоит в начале обучения. Многие используемые в педагогической практике инновации, новые методики и технологии обучения нуждаются в физиолого-гигиенической экспертизе, которая позволила бы оценить возможность их использования в школе.
Чтобы оценить, рационально ли организован образовательный процесс в начальной школе, нужно:
• учесть общий объем учебной нагрузки (школьной и домашней). В среднем он составляет в 1 -м классе 5,8 ч в день, во 2-м - около 6 ч, в 3-м и 4-м - больше 6 ч;
• оценить правильность составления расписания, которое должно учитывать дневную и недельную динамику работоспособности;
• определить, достаточна ли двигательная активность детей в течение дня, недели.
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!