Толкование этих аятов шейхом АбдуРрахмааном Ас-Саади: — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Толкование этих аятов шейхом АбдуРрахмааном Ас-Саади:

2021-12-11 22
Толкование этих аятов шейхом АбдуРрахмааном Ас-Саади: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В предисловии к этому толкованию было сказано, что раб должен придерживаться повелений и запретов Аллаха и заботиться о соблюдении этих повелений и запретов другими людьми. Если Всевышний Аллах обязывает человека выполнять религиозное предписание, то прежде всего он обязан понять смысл и пределы этого предписания, ибо только после этого он может выполнить его надлежащим образом. Когда же он поймет и узнает все необходимое, он должен исправно выполнить Божье повеление и помочь в этом окружающим. Он обязан сделать для этого все возможное и молить Аллаха помочь ему быть покорным рабом. То же самое можно сказать о религиозных запретах, поскольку раб прежде всего должен уяснить их пределы и понять, на что они распространяются и к чему не имеют отношения, а затем должен усердно остерегаться нарушать эти запреты и просить о помощи своего Господа. Этого принципа следует придерживаться в отношении ко всем божественным повелениям и запретам.

 

Обсуждаемые нами прекрасные аяты также содержат повеления и запреты. Аллах призвал в них совершать добрые деяния, сообщил о вознаграждении тех, кто поступает так, и запретил в них совершать грехи. Почему Аллах поместил эти аяты в повествование о сражении при Ухуде, лучше всего известно самому Аллаху.

 

Причина этого может заключаться в том, что Аллах обещал своим верующим рабам одарить их победой над врагами и лишить их врагов божественной поддержки, если они будут проявлять терпение и бояться своего Господа. Всевышний сказал: «Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то их козни не причинят вам никакого вреда» (3:120);

 

 «Конечно, да! Если же вы будете терпеливы и богобоязненны, и если враги нападут на вас прямо сейчас, то ваш Господь поможет вам пятью тысячами меченых ангелов» (3:125).

 

После таких откровений души рабов переполнились желанием узнать качества, присущие богобоязненным праведникам и позволяющие добиться победы, достичь успеха и обрести счастье, и словно поэтому в обсуждаемых нами аятах Аллах напомнил о важнейших предписаниях, которые определяют богобоязненность человека. Ибо если он выполняет эти предписания, то он тем более выполняет все остальные Божьи повеления.

 

Сказанное нами подтверждается тем, что в коротком кораническом отрывке Аллах упомянул о богобоязненности целых три раза.

Всевышний сказал: «Не пожирайте лихву в многократно умноженном размере и бойтесь Аллаха» (3:130); «Бойтесь Огня, который уготован неверующим» (3:131);

«Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных» (3:133).

 

Следует обратить внимание на то, что эти аяты начинаются обращением к правоверным. Если коранические повеления и запреты начинаются обращением к правоверным, то это свидетельствует о том, что именно вера является фактором, подталкивающим человека к выполнению Божьих повелений и избежанию всего запрещенного, поскольку верой называется абсолютное признание всего, что должен признавать правоверный, обязывающее его совершать праведные поступки.

 

Обратившись к правоверным, Всевышний Аллах запретил им пожирать лихву удвоенной и многократной. Ростовщичество было широко распространено среди арабов во времена невежества. Этот грех по сей день совершают люди, которые не придают значения религиозным предписаниям. Они дают деньги в долг под проценты нуждающимся людям, и когда наступает срок выплаты долга, они говорят: "Ты должен вернуть свой долг, если же ты не сделаешь этого, то мы продлим срок выплаты долга и увеличим его размер". Неимущие люди нуждаются в отсрочке и соглашаются на увеличение размера долга для того, чтобы получить временное утешение. В результате этого их долговые обязательства многократно увеличиваются, хотя они не извлекают из этого никакой пользы.

 

Всевышний назвал лихву удвоенной и многократной для того, чтобы подчеркнуть, что мерзость этого греха зависит от размеров лихвы. Из этих коранических слов также вытекает мудрость запрета на лихоимство и ростовщичество, ведь Аллах запретил этот чудовищный грех потому, что лихва является несправедливостью по отношению к людям. Аллах приказал кредиторам в обязательном порядке предоставлять отсрочку неплатежеспособным должникам, не увеличивая их долговые обязательства, и если кредитор принуждает должника выплатить ему долг с процентами, то он совершает великую несправедливость.

 

Каждый богобоязненный правоверный обязан избегать лихоимства и даже не приближаться к нему, поскольку избежание подобных грехов является обязательным требованием богобоязненности, а ведь именно богобоязненность является залогом преуспеяния. Аллах повелел Своим рабам исповедовать богобоязненность, дабы они могли обрести успех, и повелел им остерегаться адского пламени, которое уготовано для неверующих. Для этого они должны отречься от неверия и грехов различной степени тяжести, которые обрекают людей на попадание в Преисподнюю.

 

Любые грехи подталкивают человека к неверию, и особенно это относится к тяжким преступлениям. Более того, они являются отличительными признаками неверующих, для которых Аллах приготовил адское пламя. Если же человек избегает грехов и ослушания, то он спасается от Ада и оберегает себя от гнева могущественного Владыки.

 

В то же время добрые и богоугодные поступки помогают снискать благоволение милостивого Аллаха, попасть в Райские сады и заслужить Божью милость. Именно поэтому мусульманам велено повиноваться Аллаху и Посланнику, выполнять религиозные предписания и не нарушать запреты, дабы они были помилованы. Покорность Аллаху и покорность Его посланнику являются факторами, способствующими обретению Божьей милости, и поэтому Всевышний сказал: «Предпиши для нас добро в этом мире и в Последней жизни, ибо мы возвращаемся к Тебе (каемся Тебе)». Он сказал: «Я поражаю Своим наказанием, кого пожелаю, а Моя милость объемлет всякую вещь. Я предпишу ее для тех, которые будут богобоязненны, станут выплачивать закят и уверуют в Наши знамения, которые последуют за посланником, неграмотным (не умеющим читать и писать) пророком, запись о котором они найдут в Таурате (Торе) и Инджиле (Евангелии). Он повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещенным скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (7:156-157)

[Конец цитирования из Тафсира Ас-Саади].

3 Толкование аятов 275-277 из суры Бакара имамом ибн Касиром:

Всевышний Аллах говорит: «Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого сатана поверг своим прикосновением. Это – потому, что они говорили: «Воистину, торговля подобна лихоимству». Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство. Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха. А кто вернется к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно». (Сура Бакара, аят 275).

После упоминания о качествах добродетельных мусульман и прекрасном вознаграждении, которое уготовано для них у Аллаха, а также прощении их грехов и оплошностей, Всевышний Господь поведал о беззаконниках, пожирающих лихву и заключающих дурные сделки. Он сообщил, что они непременно получат воздаяние, соответствующее роду совершенных ими злодеяний.

 

В мирской жизни они охотились за богатством, подобно бесноватым безумцам, и поэтому после смерти, в Судный день, они восстанут из могил, как восстают бешеные безумцы, которых сатана поверг своим прикосновением. Аллах сказал об этом: «Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого сатана поверг своим прикосновением».

 

– Они будут воскрешены в Судный день подобно одержимым дьяволом, т.е. они будут воскрешены в неприглядном виде.

 

Ибн Аббас сказал: «Пожиратель лихвы будет воскрешён в Судный день одержимым с приступами асфиксии». Также передал ибн Абу Хатим, он сообщает, что это мнение: Ауфа ибн Малика, Саида ибн Джубайра, ас-Судди, ар-Раби ибн Анаса, Катады, Мукатиля ибн Хаййана и других знатоков тафсира.

 

Аль-Бухари передаёт от Самуры ибн Джундуба длинный хадис о сне пророка (да благословит его Аллах и приветствует), в котором говорится: «Мы достигли реки (в которой вместо воды текла) кровь. В ней стоял человек, а посреди реки (или: на берегу реки) напротив того, кто в ней находился, стоял (другой) человек, перед которым лежали камни. Когда человек, находившийся в реке, хотел выйти из неё, (другой) человек бросал камень прямо ему в рот,

 возвращая его на место, и каждый раз, как тот пытался выйти, он вновь бросал ему камень в рот и тот возвращался на прежнее место». (Аль-Бухари 1386).

В толковании этого сна упоминается, что эти люди были ростовщиками.

 

Слово Аллаха: «Это – потому, что они говорили: «Воистину, торговля подобна лихоимству»» - Т.е. они считали это дозволенным только с целью отрицания закона Аллаха, а не из финансовых соображений и сравнения ростовщичества с торговлей. Ведь многобожники вообще не признавали основы торговли, узаконенные Аллахом. Они не сказали: «Ростовщичество подобно торговле».

 

Они сказали:«Воистину, торговля подобна лихоимству» – т.е. подобны друг другу, так зачем же Аллах запретил одно и дозволил другое.

 

Слово Аллаха: «Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство» – Возможно, это продолжение ответа на отрицание и разделение законов Аллаха неверующими. Ведь Аллах Знающ и Мудр, никто не может спросить у Него о том, что Он делает, но они будут спрошены. Он знает об истинном положении вещей и об интересах Его рабов. Он дозволяет то, что полезно для них, и запрещает то, что содержит вред.Он более милосерден к ним, чем мать к ребёнку.

 

Поэтому Всевышний Аллах сказал: «Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет (прощено) то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха» – кого достигла весть о запрете Аллахом лихоимства и он тотчас же прекратил, то ему будет прощены его прежние сделки, ведь Аллах также сказал: «Простит Аллах то, что было прежде». (5:95).

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в день взятия Мекки сказал: «Любое лихоимство времён джахилии отменено и растоптано моими ногами. Первое лихоимство, которое я отменяю это ростовщичество Аббаса (дяди пророка) ». (Хороший хадис, «Сахих аль-Джами» аль-Албани 7880).

Он не приказал возвращать лихву, взятую при прежнем ростовщичестве, он просто простил то, что было ранее. Как об этом сказал Всевышний Аллах: «то ему будет (прощено) то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха».

Саид ибн Джубайр сказал: «Кто прекратил заниматься лихоимством сразу же после запрета, то ему прощено то, что было ранее».

 

Затем Аллах сказал: «А кто вернется к этому» – т.е. к лихоимству после того, как до него дошёл запрет Аллаха, то его действие заслуживает наказание, ибо до его сведения уже был доведён аргумент.

 

Поэтому Всевышний Аллах сказал: «те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно».

 

Абу Дауд передаёт, что Джабир сказал: «Когда был ниспослан аят: «Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого сатана поверг своим прикосновением»

– посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто не оставил аль-мухабиру, то пусть знает, что Аллах и Его посланник объявили ему войну!»

Этот хадис передал аль-Хаким в аль-Мустадрике на условиях двух шейхов, но сами они не привели этот хадис в своих сборниках.

Аль-Мухабира - это арендное земледелие за часть урожая, является харамом.

 

Аль-Музабана - это продажа свежих фиников еще на пальме за финики, лежащие на земле.

 

Аль-Мухакаля - это продажа зерен еще на поле в колосьях за зерна, лежащие на земле.

 

Все эти сделки и подобные им являются лихвой и запрещены, т.к. невозможно сравнивать количество товара до и после сушки. Поэтому некоторые ученые сказали, что неведение о количестве двух товаров все равно, что намеренное лихоимство. Поэтому они запретили подобные сделки, дабы сузить пути и уменьшить способы, ведущие к риба – лихвы, а также из-за разного уровня знаний, дарованных им Аллахом, ибо над каждым ученым есть более сведущий.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.