Всё о проекте «Спутниковый интернет Starlink». — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Всё о проекте «Спутниковый интернет Starlink».

2021-12-07 30
Всё о проекте «Спутниковый интернет Starlink». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Всё о проекте «Спутниковый интернет Starlink».

Оглавление

Всё о проекте «Спутниковый интернет Starlink». 1

Часть 1. 3

1. Рождение проекта Starlink. 3

3. Цели и стоимость проекта. 7

4. Состав группировки Starlink. 9

5. Архитектура сети Starlink. 10

Часть 2. Космические аппараты.. 12

Так зачем же Space X 1584 ИСЗ?. 16

Часть 3 Центр управления сетью.. 25

Шлюзовые станции (гейтвеи) 27

Часть 4 Абонентский терминал. 31

Часть 5. Состояние группировки Starlink и закрытое бета-тестирование. 44

Закрытое бета тестирование сервиса. 45

Часть 6. Бета-тестирование и сервис для абонентов. 50

Часть 7. Пропускная способность сети Starlink и программа RDOF. 59

Часть 8. Монтаж и включение абонентского терминала. 64

Часть 9. Сервис на рынках вне США.. 78

Часть 10. Starlink и Пентагон. 84

Часть 11. Starlink и Астрономы.. 86

Часть 12. Starlink и проблемы космического мусора. 89

Часть 13. Спутниковая задержка в сети и доступ к радиочастотному спектру. 91

Часть 14. Межспутниковые каналы связи. 95

Часть 15. Правила предоставления услуг на этапе бета тестирования. 101

Часть 16. Starlink и погода. 114

Часть 17. Второе поколение Starlink. 120

Часть 20. Внутреннее устройство терминала SL. 125

Часть 21. SL и проблемы поляризации. 136

Часть 22. Проблемы электромагнитной совместимости c другими спутниками. 141

Часть 23. Промежуточные итоги аукциона RDOF. 143

Часть 24. Лазерные Каналы -2. 146

Часть 25. EPFD или «административно-физическая гиря» на ногах SpaceX.. 153

Часть 26. Первые итоги. Часть первая – позитивная. 155

Часть 27 Первые итоги. Часть вторая – проблемная. 157

Часть 28. Использование StarLink на движущихся объектах. 160

Часть 29. Страны, где сервис начнет предоставляться в первую очередь. 162

Часть 30. Сравнение сервиса StarLink с сервисами других операторов ШПД.. 164

Часть 31. Описание антенны Ка-диапазона. 169

Часть 32. Проблемы терминалов StarLink из-за перегрева. 180

Часть 34. SpaceX планирует купить компанию SWARM, чтобы выйти на рынок IoT. 184

Часть 35. Проблема StarLink и LEO группировок. 187

 

 

 


Часть 1.

В качестве предисловия:

Моя профессиональная жизнь в спутниковой связи началась 1 мая 1993 года, и по сей день является и интересной и успешной. Поэтому, услышав четыре года назад о проекте Starlink компании SpaceX американского миллиардера и энтузиаста космоса Илона Маска, я не мог им не заинтересоваться. В первую очередь из-за того, что он кардинально выпадает за рамки той спутниковой связи, к которой мы в отрасли привыкли за последние 20-30 лет.

Уже на моих глазах проект претерпел значительные изменения и начал воплощаться в реальные спутники, гейтвеи и терминалы, быстро меняясь в ходе его развития. Чтобы не заблудиться в этих изменениях и новостях, ориентироваться в огромном количестве фактов, связанных с проектом, я начал писать для себя заметки о проекте Starlink, выкладывая их в своем блоге в livejournal. Недавно я собрал их в один текст и неожиданно для себя понял, что они превратились, по сути, в мини-энциклопедию Starlink.

Учитывая, что персона Илона Маска и все его проекты привлекают внимание самых широких слоев населения, а представления о Starlink, сложившиеся о нем в интернете (и не только российском), иногда крайне далеки от реальности, то буду рад, если собранный мной материал, вместе с моим анализом на базе профессионального опыта, поможет читателю лучше понять всю грандиозность и сложность этого проекта.

И еще, если бы мне 5 лет назад представилось возможность, что то сказать Илону Маску, то я бы сказал ему: «satellite communications it is not as simple as rocket science!».

Надеюсь Вам будет интересно это прочесть,

Сергей Пехтерев, к.т.н

 

1. Рождение проекта Starlink

Если искать, откуда вырос этот проект, то, скорее всего, за точку отсчета надо взять 2007 год, когда Грег Уайлер основал компанию O3b Networks, акционерами которой стали спутниковый оператор SES (ему принадлежало 49,5% акций), Google, банк HSBC, фонд Liberty Global.

Фото: Грег Уайлер

В 2016 году SES выкупила доли у остальных акционеров O3b Networks, и это стало призна­ни­ем успеха и компании, и Грега Уайлера как руководителя, и перспективности этого направления биз­неса. Напомним, что О3b – это сокращение от Other 3 billion: напоминание о трех миллиардах зем­лян, не имевших в 2007 году доступа к Интернету. Суть того проекта была в создании группиров­ки спутников на орбите высотой 8000 км от Земли над экватором, позволяющей обеспечить широко­по­лос­ным интернетом население планеты, проживающее между 45 градусом южной и 45 градусом се­верной широты. Очевидным недостатком проекта было то, что для приема интернета был нужен ком­плекс из двух антенн диаметром 2,4 м и стоимостью в $120 тыс. Две антенны нужны были потому, что одна принимала сигнал, следя за летящим спутником, а вторая антенна в это время наводилась на следующий космический аппарат, чтобы сменить первую, когда «ее» спутник скроется за горизонтом.

Такой сервис был воспринят правительствами и телекомами стран Африки, островных госу­дарств в Тихом океане, а также Пентагоном для его зарубежных баз. То есть бизнес удался, ресурс се­ти был распродан. Но из-за огромной стоимости антенн этой услугой не могли воспользоваться жи­тели деревень в глубине Африки, да и просто частные лица. Нужен был проект «персонального спут­никового интернета» на базе спутников на низкой орбите. И такой проект появился внутри компании Google, куда в 2013 году устроился на работу Марк Кребс.

 

30 сентября 2014 года Google подала заявку на патент на спутниковую группировку для широкополосного доступа в интернет с сетью наземных шлюзовых станций и межспутниковыми линиями связи, в которой Марк Кребс значился как изобретатель.

Патент был выдан уже в 2017 году, вот как должна была выглядеть группировка спутников:

 

Таким образом, можно точно утверждать, что в 2013-2014 гг. внутри Google велась работа над спутниковым проектом для широкополосного доступа в интернет, и его активными участниками были Марк Кребс и Грег Уайлер. Последний решил привлечь к данному проекту Илона Маска, который только-только закладывал основы своего будущего успеха, переходя на версию 1.1 ракеты Falcon 9 и стыкуя грузовой космический корабль Dragon к МКС. Маску отводилась роль «извозчика» по доставке спутников в космос и «слесаря» по их изготовлению.

Что и как произошло в 2014 году между руководством Google, Илоном Маском и Грегом Уайлером, я сказать не могу: надо ждать, пока все они не выпустят мемуары и читать, кто, что, кому сказал и кто кого куда послал, но результат известен. Грег Уайлер расстался с Google и основал собственный проект OneWeb (WorldVu), а Илон Маск заручился финансированием от Google и в 2014 году начал аналогичный проект.

Отметим, что, скорее всего 2014 год был весьма бурным, а переговоры сторон достаточно напряженными, и стороны готовились к тому, что их совместный бизнес не состоится. По крайней мере известно, что 27 июня 2014 года в Международный Союз Электросвязи (МСЭ) была подана заявка от имени норвежского регулятора в области связи на спутниковую сеть из 4257 спутников, под названием STEAM. При этом сеть состояла из двух группировок: STEAM-1 была заявлена в диапазоне Ku (11/14 ГГц), а STEAM-2 – спроектирована как группировка в диапазоне Ка (18/30 ГГц); ее 4257 спутников распределялись между 43 орбитальными плоскостями. Инициатором этой заявки в МСЭ была компания Steam Systems, основанная в 2014 году юридической фирмой Schjødt. В 2018 году в реестре собственников Steam Systems произошли изменения и теперь 100% собственником является SpaceX. Преимущество Норвегии перед США заключалось в отсутствии сбора, который взымал американский отраслевой регулятор Federal Communication Commission (FCC) – он требовал чуть ли не $1 млн, и в отсутствии бюрократии. Напомним, что FCC рассматривала заявку SpaceX от 2016 года почти два года, тщательно изучая претензии от всех конкурентов.

Таким образом, можно сказать, что отчий дом для проекта Starlink – это Google, а на роль родителей претендуют Грег Уайлер и Марк Кребс (в 2016 году Марк перешел в SpaceX, в 2018 году Илон Маск его оттуда выгнал, и с 2018 года Кребс работает над проектом Amazon Kuiper у Джеффа Безоса). Но настоящую жизнь в Starlink вдохнул Илон Маск, загоревшийся этой идеей в 2014 году. Вот первое упоминание Маском будущего проекта Starlink:

В настоящее время руководителем (или как минимум публичным лицом проекта Starlink является Джонатан Хефелер (Jonathan Hofeller), Вице Президент по Starlink&Commercial Sales

 

2. Основные события проекта Starlink

 

Январь 2015 г. – открытие офиса в Рэдмонде, штат Вашингтон, созданного специально для развития проекта Starlink.

15 ноября 2016 г. – подача заявки в FCC на использование частотного спектра диапазонов Кu и Ка спутниковой группировкой из 4425 космических аппаратов.

1 марта 2018 г. – подача заявки на использование частотного спектра V-диапазона спутни­ко­вой группировкой из 7518 космических аппаратов.

30 марта 2018 г. – получено разрешение FCC на заявку от ноября 2016 года на сеть из 4425 спутников.

22 февраля 2018 г. – Ракетой-носителем Falcon 9 в качестве попутной нагрузки успешно запуще­ны два тестовых спутника (Microsat-2a и Microsat-2b). Впоследствии они были переименованы в Tintin-А и Tintin-В.

Октябрь 2018 г. – реорганизация офиса в Рэдмонде с увольнением семи сотрудников, в том числе двух топ-менеджеров проекта Starlink. Среди уволенных оказались вице-президент по спутни­ковому направлению Раджив Бадьял и один из главных конструкторов Марк Кребс, занимавшийся проектом спутникового интернета еще в Google. Илон Маск заменил их, поставив новым руково­ди­телям задачу начать запуск спутников уже в середине 2019 года.

8 ноября 2018 г. – подача заявки в FCC на изменение заявки сети Кu и Ка диапазонов (4425 спутников), с выделением первого этапа из 1600 спутников и уменьшением для них высоты орбиты с 1100 км до 550 км.

15 ноября 2018 г. – получено разрешение FCC на сеть по заявке от 1 марта 2017 г. из 7518 спутников в V-диапазоне частот.

20 декабря 2018 г. – Отдел планирования стратегического развития и экспериментов ВВС США заключил со SpaceX контракт на сумму $28 млн на испытания в течение следующих трех лет различных способов использования военными сервиса спутниковой сети Starlink.

1 февраля 2019 г. – Space Х направил в FCC заявку на включение и работу 1 миллиона або­нентских терминалов.

8 апреля 2019 г. – одобрена заявка SpaceX на лицензию для работы частной системы дистан­ционного зондирования Земли. Таким образом, SpaceX получает право заниматься съемкой как соб­ственных спутников, так и Земли. Разрешение выдано на цветную съемку с низким разрешением для 60 космических аппаратов на круговой орбите с наклонением 53°.

26 апреля 2019 г. – FCC одобрила заявку SpaceX на изменение ранее заявленной сети в Кu-диапазоне. Теперь речь идет о 1584 спутниках на высоте 550 (вместо 1150) км и с наклонением 53°.
Май 2019 г. – в сети интернет начинают появляться видео со Starlink train – многочисленные спут­ники этой группировки выглядели в ночном небе как движущийся поезд. Восхищенные возгласы зрителей начинают сопровождаться возмущением астрономов. Начинается эпопея «SpaceX vs ас­т­рономическое сообщество».

23 мая 2019 г. – запуск 60 спутников Starlink в версии v0.9 (фидерная линия Земля-космос в Кu-диапазоне). Первые публичные фото спутников и их укладки под обтекатель ракеты Falcon 9.

28 июня 2019 г. – SpaceX подала в FCC уведомление о начале тестов наземных терминалов. Речь идет примерно о 200 терминалах с плоской фазированной решеткой и десяти – с парабо­личес­кой антенной.

30 августа 2019 г. – SpaceX подает в FCC очередную заявку на изменение характеристик груп­пировки: теперь первый этап сети Starlink должен состоять из 72 орбитальных плоскостей, а не из 24. Соответственно изменяется и число спутников в каждой плоскости: вместо 66 их будет всего 22.

7 октября 2019 г. – SpaceX попросила FCC подать 20 заявок в МСЭ на 30 тыс. спутников на низкой орбите.

11 ноября 2019 г. – пуск 60 космических аппаратов Starlink версии 1.0. Высота круговой орбиты отделения спутников от ракеты – 280 км, то есть существенно ниже, чем в первом пуске.

20 ноября 2019 г. – на Всемирной конференции по радиосвязи (WRC), проводимой МСЭ, при­ня­то решение о времени, которое имеют операторы спутниковых группировок на низкой орбите для полно­го развертывания своих систем. С момента получения МСЭ заявки (их подает национальная ад­ми­нист­ра­ция страны, в которой находится оператор группировки) на выделение частотного спектра для спутни­ко­вой сети оператора начинается отсчет в 7 лет. Не позднее чем через 7 лет (иначе заявка анну­лируется) оператор обязан начать развертывание своей спутниковой сети таким образом, чтобы в первые 2 года было запущено 10% космических аппаратов, 50% – в течение первых пяти лет, а вся груп­пировка (100% заявленных спутников) через 7 лет. Если оператор не смог это выполнить, его пра­ва на спектр ограничи­ваются пропорционально количеству запущенных спутников к концу этих семи лет.

7 января 2020 г. – третий пуск 60 космических аппаратов Starlink (второй пуск спутников версии 1.0).

29 января 2020 г. – четвертый пуск 60 космических аппаратов Starlink (третий пуск спутников версии 1.0).

4 февраля 2020 г. – австралийский регулятор в сфере телекоммуникаций (The Australian Com­mu­ni­cations and Media Authority) открыл для SpaceX доступ к получению лицензии с правом предо­ставлять услуги в Австралии.

17 февраля 2020 г. – пятый пуск 60 космических аппаратов Starlink (четвертый пуск спутников версии 1.0).

18 марта 2020 г. – шестой пуск 60 космических аппаратов Starlink (пятый пуск спутников версии 1.0).

17 апреля 2020 г. – SpaceX направляет в FCC заявку на изменение архитектуры сети Starlink Ku/Ka-диапазонов. Все спутники будут работать на орбите между 540 и 570 км.

22 апреля 2020 г. – седьмой пуск 60 космических аппаратов Starlink (шестой пуск спутников версии 1.0).

23 апреля 2020 г. – Илон Маск анонсирует в Twitter, что закрытые бета-тесты услуг Starlink начнутся примерно через 3 месяца, а публичные – примерно через 6 месяцев.

17 мая 2020 г. – появились первые фото абонентского терминала для сети Starlink, фото снято на гейтвее в городе Меррилан (штат Висконсин).

20 мая 2020 г. – SpaceX подала заявку на лицензию Basic International Telecommunications Services (BITS), которая дает право предоставлять услуги связи в Канаде.

1 июня 2020 г. – SpaceX подала в FCC заявку на 2-е поколение сети Starlink в составе 30 тыс. спутников на орбитах от 328 до 614 км.

4 июня 2020 г. – восьмой пуск 60 космических аппаратов Starlink (седьмой пуск спутников версии 1.0). Один из спутников имеет козырек VisorSat для уменьшения его видимости.

13 июня 2020 г. – девятый пуск 58 космических аппаратов Starlink (восьмой пуск спутников версии 1.0). Дополнительно запущены три спутника SkySat.

14 июня 2020 г. – на сайте www.starlink.com открывается регистрация желающих участвовать в бета тестировании.

21 июня 2020 г. – появилась информация о Wi-Fi роутере для терминала Starlink. Роутер получил сертификат FCC и будет производиться на Тайване.

1 августа 2020 г. – в интернете появились первые результаты тестов сервиса Starlink: скорости до 60 Мбит/с, задержка от 31 мс.

4 августа 2020 г. – SpaceX обратился в FCC с просьбой расширить до 5 млн запрошенное ранее разрешение на 1 млн абонентских терминалов, обосновав это тем, что к ее системе проявлен огромный интерес и компания получила 700 тысяч заявок на тестирование.

7 августа 2020 г. – десятый пуск 57 космических аппаратов Starlink (девятый пуск спутников версии 1.0). Дополнительно запущены 2 спутника BlackSky.

18 августа 2020 г. – одиннадцатый пуск 58 космических аппаратов Starlink (десятый пуск спутников версии 1.0). Дополнительно запущены 3 спутника SkySat.

3 сентября 2020 г. – двенадцатый пуск 60 космических аппаратов Starlink (одиннадцатый пуск спутников версии 1.0).

3 сентября 2020 г. – SpaceX объявляет о состоявшихся успешных тестах лазерного канала связи между двумя спутниками Starlink.

6 октября 2020 г. – тринадцатый пуск 60 космических аппаратов Starlink (двенадцатый пуск спутников версии 1.0).

15 октября 2020 г. – канадский телеком регулятор CRTC одобрил выдачу Space X лицензии BITS на право предоставления базовых услуг связи в Канаде

18 октября 2020 г. – четырнадцатый пуск 60 космических аппаратов Starlink (тринадцатый пуск спутников версии 1.0).

24 октября 2020 г. – пятнадцатый пуск 60 космических аппаратов Starlink (четырнадцатый пуск спутников версии 1.0).

27 октября 2020 г. – Space X начинает программу публичного бета тестирования под лозунгом 'Better Than Nothing' («Лучше чем ничего»). Участникам бета тестирования предлагается выкупить терминалы по 499 Долларов (плюс налог штата и стоимость доставки) и абонентская плата 99 Долларов в месяц без ограничения объема трафика. Обещана скорость в диапазоне 50-150 Мбит, при этом возможны перерывы в связи. В 2021 году обещано существенное улучшение качества сервиса за счет обновления ПО и увеличения числа спутников.

01 ноября 2020 г. – Space X получает одобрение от ISED (Innovation, Science and Economic Development Canada) на использование частот, и соответственно легальную работу в Канаде

UPD 18/11/20

Источники в отрасли сообщили (https://www.digitimes.com/news/a20200820PD207.html), что SpaceX выбрало поставщиком МИС (Микроволновая монолитная интегральная схема/ Monolithic microwave integrated circuit) на базе Арсенида Галлия (GaAs) компанию WIN Semiconductors (https://www.winfoundry.com/en-US) из Тайваня. Среди технологий, освоенных компаний, упоминается “Power GaAs pHEMT with Integrated Vertical PIN and Schottky Barrier Diodes MMIC Technology”, которая возможно и была востребована SpaceX для производства интегральных схем. Базовая информация о ММИС и пути их развития изложена здесь: kit-e.ru/svch/monolitnye-integralnye-shemy-svch-vzglyad-iznutri

Внешний вид


Типичные размеры и цены

Самым неожиданным в конструкции антенны является наличие электропривода. Судя по кон­струкции, антенна будет вращаться в горизонтальной плоскости на 360° и отклоняться на 50-60 гра­дусов в вертикальной плоскости. Данное решение (введение электропривода в конструкцию) яв­ля­ет­ся весьма спорным, так как любой вращающийся узел – это причина возможных отказов, особенно с учетом самых разнообразных климатический условий, когда антенна может покрываться ледяной кор­кой, в щели может попадать пыль, песок и т.п.

Отметим, что появились результаты экспериментов с “движением” терминала. В случае, если терминал находится на платформе, которая начинает качаться, то терминал очень быстро теряет ориентацию на спутник и переходит в режим поиска ИСЗ и настройки на него.

Таким образом, привод терминала является достаточно медленным, чтобы компенсировать “ка­чание” терминала, а сам терминал (по крайней мере, версия, используемая при бета-тестировании) – стационарным, не предназначенным для работы на движущихся объектах.

Судя по всему, ввод электропривода в конструкцию сделан для того, чтобы уйти от необхо­димости работы при малых углах места – наклон антенны в сторону «рабочего» в данный момент спутника увеличивает эффективную площадь антенны (см. формулу ее расчета ниже) и, соот­вет­ст­вен­но, скорость передачи и приема информации.

Эффективная площадь антенны = sin (угол места) * Геометрическая площадь.

То есть при угле места 25° эффективная площадь антенны составляет всего 42% от ее геомет­рической площади. При включении антенна терминала ориентируется на север, так как там над 53 параллелью максимальная «плотность» спутников. При этом угол наклона антенны достаточно боль­шой и позволяет иметь практически прямой угол между направлением на спутник и плоскостью антенны. При тестировании в более южных районах США, и тем более на экваторе плотность ИСЗ по сторонам горизонта будет примерно одинакова и антенна, скорее всего, будет смотреть в зенит.

Теоретически электропривод мог бы, работая постоянно, отклонять антенну в сторону бли­жай­шего «оптимального для работы» спутника, однако, это накладывает определенные требования на быстроту работы привода, и его ресурс. Для районов ниже 30 параллели спутники на 50-й па­раллели уже не видны и угол наклона терминала на север будет меньше или его не будет вообще, хотя плотность ИСЗ тем выше, чем дальше мы находимся от экватора. В районе экватора антенна будет направлена практически горизонтально к земле и «плотность» спутников в зоне видимости терминала тут минимальна.

Создание терминала с фазированной решеткой не является сложной технической проблемой, однако главный вызов несет скорее технология. Дело в том, что современные абонентские терми­налы для связи с геостационарными спутниками с параболической антенной имеют себестоимость в районе $250, и по принятой в США модели не продаются абоненту, а предоставляются ему на 2-3 года в составе услуги. В начале проекта Starlink Илон Маск указывал, что $300 – это и есть целевая себестоимость терминала. В то же время современные антенны с фазированной решеткой у других производителей, например Kymeta, стоят сейчас в пределах $20-25 тыс. Поэтому перед технологами SpaceX стоит очень сложная задача – снизить себестоимость абонентского терминала хотя бы до $1000, чтобы бизнес-кейс сошелся в ближайшее время. Отметим, что объявленная в ноябре стои­мость в 499 Долларов имеет крайне слабую связь с его текущей себестоимостью. Это в своем твите от 3 ноября 2020 года полностью подтвердил сам Илон Маск:

«Lowering Starlink terminal cost, which may sound rather pedestrian, is actually our most difficult technical challenge»

 

From: Starlink

Thank you for your interest in Starlink!

Starlink is designed to deliver high speed broadband internet to locations where access has been unreliable, expensive, or completely unavailable. Private beta testing is expected to begin later this summer, followed by public beta testing, starting with higher latitudes.

If you provided us with your zip code, you will be notified via email if beta testing opportunities become available in your area. In the meantime, we will continue to share with you updates about general service availability and upcoming Starlink launches.

 

1 июля 2020 года на закрытой части сайта были опубликованы правила проведения бета-тестирования

 

Starlink Beta Services Terms ( Effective as of July 1, 2020)

Thank you for volunteering to participate in SpaceX’s Starlink Beta Program («Beta Program»). Below you will find important rules for your participation. SpaceX will provide you with a «Starlink Kit» (the Starlink dish, wifi router, power supply and mounts) and internet services. By accepting Starlink internet services and the Starlink Kit («Starlink Services»), you agree to be bound by and comply with these terms and conditions under the Beta Program.

 

This nominal charge is NOT a fee for the Starlink Kit or internet services, but is exclusively being requested to allow SpaceX to test its ordering and billing systems. SpaceX is temporarily loaning you the Starlink Kit and providing the internet services free of charge.

If you do not want to provide your credit or debit card information, please do not participate in the Beta Program.

 

Starlink Kit

The Starlink Kit has not been authorized as required by the rules of the Federal Communications Commission and may not be offered for sale or lease, or sold or leased, until authorization is obtained. The Starlink Kit is being provided to you for the purposes of evaluating performance and determining customer acceptability during the Kit’s pre-production state.

Title to, and ownership of the equipment in the Starlink Kit remains with SpaceX. You may not loan, transfer, sell, give away, tamper with, or alter the Starlink Kit unless you obtain approval from SpaceX. Software copies installed on the Starlink Kit are made available for use as installed and never sold. SpaceX reserves all rights and interests to Starlink Services and its intellectual property provided to you.

 

If any equipment in the Starlink Kit is stolen, damaged, or compromised, please report it promptly to Customer Support by signing into your Starlink Account.

 

Installation

You are responsible for installing the Starlink Kit. Do not allow third-parties, or those not associated with SpaceX, to access or install the Starlink Kit unless you obtain approval form SpaceX. Do not install the Starlink Kit at your home if you do not have the authority to do so. It is your responsibility to ensure compliance with all applicable zoning, ordinances, covenants, conditions, restrictions, lease obligations and landlord/owner approvals related to the installation location. For example, if your apartment building or condo prohibits installs on its roof, or in common spaces, or only allows installs on private balconies, or does not allow penetrative installs (drilling holes through a roof or walls), you are responsible for understanding and following such rules. If you cannot install the Starlink Kit without breaking the rules, do not install it.

 

Use good judgment in installing the Starlink Services, and do not take unnecessary risks. If you cannot safely install the Starlink Kit, do not install it.

Except as arises from intentional misconduct or gross negligence, SpaceX shall not have any liability for any losses resulting from the Starlink Services, Starlink Kit or any installation, repair, or other associated services including, without limitation, damage to your property, or loss of software, data, or other information from your devices. Should use of the Starlink Services require any construction or alteration to your property, SpaceX is not obliged to restore your property to the same physical state as prior to delivery of Services. If you require a roof mount installation, you acknowledge the potential risks associated with this type of installation, including, without limitation, with respect to any warranty that applies to your roof or roof membrane.

Privacy

Please review SpaceX’s Privacy Policy to understand how we treat personal information we collect from you. In addition to the information listed in our Privacy Policy, we will be collecting information through our survey questions, and certain data for the purpose of measuring performance, including the following:

 

· A record of time when the dish is active and transmitting

· Amount of data the dish uses per moment of time

· Equipment link performance and network health

· Equipment unit telemetry

· Dish GPS orientation and obstruction telemetry

 

Failure to return the Starlink Kit within 30 days of Beta Program termination or within 30 days from SpaceX’s request for any reason, may result in your credit or debit card on file being charged an equipment fee.

2 октября 2020 в своем твите Elon Musk сообщил, что публичного бета-тестирования можно ожидать «очень скоро» в районе широт эквивалентных Сиэтлу.

 

27 октября 2020 г. SpaceX начинает программу публичного бета-тестирования под лозунгом 'Better Than Nothing' («Лучше чем ничего»). Те кто записался на бета-тестирование, начинают получать следующие сообщения на свою электронную почту.

 

 

Участникам бета-тестирования предлагается выкупить терминалы по 499 Долларов (плюс налог штата и стоимость доставки). Если требуется иное крепление, типа Vulcano Mount для установки на крышу, то надо доплатить за него 24 Доллара, если крепление для конька крыши, то доплата 99 Долларов, а также абонентская плата 99 Долларов в месяц без ограничения объема трафика. Обещана скорость в диапазоне 50-150 Мбит, при этом возможны перерывы в связи. В 2021 году обещано существенное улучшение качества сервиса за счет обновление ПО и увеличения числа спутников.

 

Вот, зоны, где на 2 ноября в США проводилось публичное бета-тестирование

 

 

Можно сравнить с картой размещения гейтвеев на эту же дату

 

 

Что касается собственно сервиса и тарифных планов, информации очень немного.
В 2019 году в письме SpaceX, которое было адресовано в одну из сельских администраций, указывалось, что скорости составят 100 Мбит/с из сети к абоненту и 40 Мбит/с – от абонента в сеть, а целевая стоимость – $80 (по словам ГенДиректора SpaceX Гвинни Шотвелл).

 

Сейчас у конкурентов Starlink – провайдеров спутникового интернета, этот объем примерно 40-50 Гбайт в месяц.

ниже приведены действующие тарифные планы двух главных провайдеров спутникового интернета в США

 

HughesNet (примерно 800 тысяч абонентов)

 

ViaSat (Торговая марка Exede), примерно 500..600 тысяч абонентов

 

Напомню, что Хьюз и Виасат предлагают своим абонентам спутниковые терминалы в составе услуги, а не за отдельную плату.

 

При этом те абоненты, которые «сидят» в США на оптике и имеют безлимитные тарифные планы, потребляют в месяц 280 Гбайт. Учитывая, что в начале эксплуатации сеть будет пустой, а спрос сейчас оценивается как высокий (в августе SpaceX информировала о 700 тыс. запросов от желающих стать бета-тестерами), возможно после бета-тестирования будет предложен некий премиальный пакет с лимитом в 250-500 Гбайт и ценой в $150-200.

 

Первая ласточка о стоимости сервиса StarLink для юрлиц появилась 21 октября 2020 года. Опубликована заметка о сотрудничестве управления школ графства Ector в Техасе и SpaceX. Для 45 семей учеников (плюс в последующем еще 90) программа на 12 месяцев будет стоить 300000 Долларов, что эквивалентно 185 Долларам на 1 ученика (абонента) в месяц. Если принять разовые затраты по монтажу в 300 Долларов на абонента, абонплата составит 160 Долларов в месяц.

 

Для тех, кто будет участником бета-тестирования SpaceX сообщил, что стоимость терминала с основанием типа трипод (для установки на землю) составит 499 Долларов, а стоимость сервиса 99 Долларов в месяц. SpaceX в данном случае предлагает неограниченный объем трафика столько, сколько удастся скачать абоненту.

 

Так же SpaceX анонсировал выход приложения для смартфонов, позволяющего абоненту определить подходит ли данное место для установки абонентского терминала и посмотреть основные параметры сервиса.

Вот одно из наиболее взвешенных мнений по качеству сервиса StarLink на этапе публичного бета-тестирования:

Сервис на рынках вне США

Вторым рынком, на котором быстрее всего начнется предоставление сервиса Starlink, является Канада, при этом, судя по карте покрытия, сервис будет предоставляться через гейтвеи на территории США, если SpaceX сможет доказать регулятору Канады в сфере телекома (CRTC), что это соответствует его требованиям по выдаче лицензий. SpaceX уже подала в мае 2020 года в CRTC заявку на получение лицензии международного интернет-провайдера Basic International Telecommunications Services (BITS). При этом, не дожидаясь решения канадского регулятора по данной заявке, SpaceX неожиданно ока­залась владельцем компании SpaceX Canada Corp. (до недавнего времени она имела название TIBRO Canada Corp.; слово ORBIT, написанное наоборот). Хотя данная компания уже получила лицензию BITS в апреле 2019 года, то есть в тот период, когда она скромно называлась TIBRO Canada Corp., и вроде бы не имела никакого отношения к SpaceX.

 

Напомним, что в Канаде есть собственный проект низкоорбитальной спутниковой группировки для доступа в интернет Telesat LEO, принадлежащий компании Telesat Canada – канадскому владельцу спутниковой группировки на геостационарной орбите, и поддерживаемый правительством Канады. SpaceX должна была еще получить от ISED (бывшая Industry Canada) лицензию (разрешение) на использование радиочастотного спектра, что является более сложной задачей. О состоянии этого процесса пока ничего не известно.

18 октября 2020 Канадский регулятор CRTC одобрил заявку на лицензию, международного интернет-провайдера Basic International Telecommunications Services (BITS), поданную Space X 15 мая 2020 года.

А 7 ноября 2020 года ISED разрешил SpaceX использование частот на территории Канады для проекта Starlink.

14 ноября 2020 года SpaceX начал рассылать терминалы для публичного бета тестирования абонентам в Канаде, живущим южнее 50-й параллели. Стоимость терминала: 649 канадских долларов. 129 канадских долларов в месяц абонплата.

Также в сентябре 2020 г. стали известны еще две зарубежные компании, аффилированные со Starlink. Первая – Starlink Internet Services UK Limited, зарегистрирована 5 августа 2020 года в Великобритании по адресу: 2 Blagrave Street, Reading, Berkshire, RG1 1AZС с правом следующей деятельности:

 

  • 61200 – Wireless telecommunications activities
  • 61300 – Satellite telecommunications activities
  • 61900 – Other telecommunications activities

 

Хотя компания является акционерной, но ею выпущена только одна акция, и та объявленной стоимостью в 1 фунт. Что особенно интересно, так это то, что первоначальным владельцем данного юрлица была фирма TIBRO Netherlands B.V., создавшая ее 5 августа 2020 года в Лондоне, после чего компания в сентябре 2020 года сменила владельца и юрадрес.

 

Вторая аффилированная компания – SpaceX Netherlands B.V. Регистрационный номер компании (KVK): 77925769. Расположение: Burgermeester Stramanweg 122 (там находится европейская штаб-квартира Tesla и (какая неожиданность!) и TIBRO Netherlands B.V.). 6 октября TIBRO Netherlands B.V. внесена в список телеком-провайдеров Германии (Gewerbliche Betreiber öffentlicher Telekommunikationsnetze und gewerbliche Erbringer öffentlich zugänglicher Telekommunikationsdienste nach § 6 TKG)

 

Компания TIBRO AUSTRALIA PTY LTD, создана в ноябре 2019 года, г-ном Michael Sylvester подала заявку в ACMA (австралийский орган связи) на получение «лицензии оператора». Лицензия выдана 7 августа 2020 года. С 3 октября TIBRO сменила название. Starlink Australia имеет 3 директоров Lauren Dreyer, David Aderman, and Andrew Matlock, все они менеджеры SpaceX. Компания теперь теперь называется Starlink Australia PTY LTD. Сейчас для SpaceX согласовано размещение 4 гейтвеев на территории Австралии:

 

 

 

21 октября Французский телеком-регулятор ARCEP согласовал компании TIBRO France SARL размещение трех гейтвеев на территории Франции

 

Интересная история развивается в Новой Зеландии.

Архив Управления интеллектуальной собственности Новой Зеландии показывает, что в январе 2020 года SpaceX подала заявку на использование трех товарных знаков для использования названия Starlink в Новой Зеландии. Одна заявка касалась товаров класса 9, относящихся к коммерческим спутни­кам, а две другие – услуги классов 38 и 42, касающихся услуг спутниковой связи. Однако, по данным издания BusinessDesk все три были отклонены в одном месяце из-за сходства с товарными знаками, принадлежащими с 2012 года Subaru для своей автомобильной системы Subaru Starlink. SpaceX может подать возражение или внести изменения в заявки до 3 января 2021 года, в противном случае заявки будут отклонены. Пока SpaceX не предприняла какие-либо действия, но у нее еще есть более двух месяцев для этого. SpaceX не ответила, когда ее попросили прокомментировать ее деятельность по проекту Starlink в Новой Зеландии.

10 сентября 2020 года в Мехико состоялась встреча Патрисии Купер (вице-президент по связям с госорганами в SpaceX) и Адольфо Куэвас Тежа (и.о. президента Федерального Института Телеком­муникаций (IFT) Мексики). На встрече был рассмотрен вопрос о нормативных положениях по спут­никовой связи, необходимых для работы спутниковой группировки SpaceX в Мексике.

Полный список компаний типа TIBRO, зарегистрированных в различных странах мира сейчас выглядит так:

Из вышеуказанного следует, что как минимум на рынках Канады, Великобритании, Австралии, ЕС и других стран, где были учреждены TIBRO, SpaceX планирует работать напрямую, создав там 100%-ые дочерние компании.

 

9 ноября в немецкой газете Wirtschaft Woche появилось интервью с Гансом Кингсманном, менеджером SpaceX, который сообщил, что возможно сервис Starlink появится на севере Германии еще до конца 2020 года. При этом данных о строительстве гейтвея в Германии нет, однако могут быть задействованы гейтвеи на территории Франции.

Отметим, что выступая в ноябре 2020 года на конференции World Satellite Business Week, в миру ЕвроКонсалт (по имени компании организатора), Джонатан Хофелер (Jonathan Hofeller) сказал, что цена терминала на разных рынках будет отличаться от цены в США, исходя из особенностей данного рынка

С высокой вероятностью в других странах, с более запутанным и/или недружественным к США законодательством, SpaceX будет работать по партнерской модели, продавая партнерам абонентские терминалы, оборудование гейтвеев и трафик, возможно с использованием модели revenue sharing. При этом ценообразованием и решением проблем с местным регулятором должен будет заняться местный партнер.

В целом, обсуждая работу сервиса Starlink вне территории США, надо иметь в виду три аспекта:

 

  1. Технологический – попадает ли эта территория в зону покрытия сети Starlink и можно ли на ней установить гейтвей, подключенный к оптическому кабелю до узла обмена интернет-трафиком.
  2. Политический – выдаст ли национальный регулятор компании SpaceX или ее партнеру раз­ре­шение на использование частот на территории данной страны и лицензию (разрешение) – там, где это необходимо – на право предоставлять услуги связи в данной стране. Разрешение на частоты и лицензия на право предоставлять услуги – это два совершенно разных доку­мента, выдаваемых, например, в России, двумя разными правительственными органами.
  3. Коммерческий – будет ли сервис в данной стране рентабельным с учетом платежеспо­соб­нос­ти местного населения, цен конкурентов на местном рынке, объема инвестиций в гейтвеи и терм

Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.157 с.