Особенности воспитательного процесса в школе — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности воспитательного процесса в школе

2021-12-07 17
Особенности воспитательного процесса в школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ

Воспитание в школе – это процесс формирования личности ребенка, в котором непосредственно участвуют педагоги школы, школьники и их родители и социум. Основные принципы сотрудничества педагогов и детей, которые неукоснительно соблюдает наша школа, обеспечивают:

·соблюдение законности и прав детей и их семей;

·соблюдение конфиденциальности информации о ребенке и семье;

·создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды как для детей, так и для взрослых;

·создание детско-взрослых объединений;

·проведение КТД;

·системность, целесообразность и оригинальность воспитательных мероприятий.

МБОУ «Алтуховская СОШ» находится в центре поселка городского типа. Зданию школы 30 лет. Школа двухэтажная, имеется спортивный зал, спортивная площадка, библиотека, столовая.

Контингент обучающихся и их родителей формируется из жителей поселка. Семьи в большинстве благополучные. Однако в поселке много жителей цыганской национальности. Эти семьи в основном находятся в группе риска. Поэтому воспитательная работа школы строится с учетом этой особенности школы.

В поселке имеются детский сад, поселкова библиотека, дом культуры. С ними у школы тесные связи. Так, обучающиеся школы ходят на занятия в кружки Дома культуры, посещают мероприятия, устраиваемые поселковой библиотекой.

В школе сложились свои  традиции: линейка, посвященная Дню знаний и Последнему звонку, день самоуправления в честь Дня учителя, новогодние огоньки, празднование 23 февраля и 8 марта, мероприятия ко Дню Победы.

Материально - техническая база. По проекту здание школы рассчитано на 240 учебных места. В школе для организации учебно-воспитательного процесса имеются: спортивный зал, столярная и слесарная мастерские, для раздельного обучения девочек и мальчиков по технологии, 1 компьютерный класс с выходом в Интернет, 3 кабинета центра образования «Точка роста».

Учебные кабинеты начальных классов, в соответствии с ФГОС, оснащены компьютерами, сканерами, принтерами, экранами, проекторами, выходом в Интернет.

Имеется актовый зал для проведения массовых воспитательных мероприятий, библиотека с читальным залом.

Процесс воспитания школы основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:

- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;

- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; 

- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.

Специального отбора для поступления в школу нет, поэтому обучаются

дети разных социальных категорий. Детей, состоящих на различных видах учёта – нет.

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Педагогический коллектив МБОУ «Алтуховская СОШ» видит своих выпускников-воспитанников как высоконравственных, творческих, компетентных граждан России, которые не отделяют судьбу Отечества от своих личных судеб, способных взять на себя ответственность за настоящее и будущее своей страны, живут, соблюдая духовно-культурные традиции народов России.

На основании воспитательного идеала и базовых ценностей (семья, труд, Отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) школа поставила следующую цель воспитания обучающихся на уровне начального общего образования:

Личностное развитие школьников, проявляющееся в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть в усвоении ими социально значимых знаний):

·быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогая старшим;

·быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

·знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

·беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);

·проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

·стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

·быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

·соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

·уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

·быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе – статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к школьникам нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их – база для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте.

Педагоги школы планируют достижение воспитательной цели через решение воспитательных задач:

·реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;

·реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;

·вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;

·использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;

·инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;

·поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;

·организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;

·организовывать профориентационную работу со школьниками;

·организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;

·развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;

·организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы.

Модуль «Школьный урок»

Реализация педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

·установление доверительных отношений между педагогом и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

·побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

·привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

·использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

·применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;

·включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

·организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

·инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Формы реализации воспитательного компонента школьного урока:

Правила кабинета. Игровая форма установки правил кабинета позволяет добиться дисциплины на уроке, прекращения опозданий на урок, правильной организации рабочего места. При этом у обучающихся формируются навыки самообслуживания, ответственности за команду-класс, уважение к окружающим, принятие социальных норм общества.

Ежегодная школьная научно-практическая конференция. Форма организации научно-исследовательской деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации. В процессе деятельности происходит развитие навыков исследовательской работы; навыков коммуникации и саморазвития, получение позитивного опыта общения со взрослым на основе предмета, знакомство с проектным циклом.

Шефство. Организация шефства сильных учеников в классе над более слабыми. Такая форма работы способствует формированию коммуникативных навыков, опыта сотрудничества и взаимопомощи.

Интерактивные формы работы с обучающимися, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога и учат командной работе и взаимодействию.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ

Воспитание в школе – это процесс формирования личности ребенка, в котором непосредственно участвуют педагоги школы, школьники и их родители и социум. Основные принципы сотрудничества педагогов и детей, которые неукоснительно соблюдает наша школа, обеспечивают:

·соблюдение законности и прав детей и их семей;

·соблюдение конфиденциальности информации о ребенке и семье;

·создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды как для детей, так и для взрослых;

·создание детско-взрослых объединений;

·проведение КТД;

·системность, целесообразность и оригинальность воспитательных мероприятий.

МБОУ «Алтуховская СОШ» находится в центре поселка городского типа. Зданию школы 30 лет. Школа двухэтажная, имеется спортивный зал, спортивная площадка, библиотека, столовая.

Контингент обучающихся и их родителей формируется из жителей поселка. Семьи в большинстве благополучные. Однако в поселке много жителей цыганской национальности. Эти семьи в основном находятся в группе риска. Поэтому воспитательная работа школы строится с учетом этой особенности школы.

В поселке имеются детский сад, поселкова библиотека, дом культуры. С ними у школы тесные связи. Так, обучающиеся школы ходят на занятия в кружки Дома культуры, посещают мероприятия, устраиваемые поселковой библиотекой.

В школе сложились свои  традиции: линейка, посвященная Дню знаний и Последнему звонку, день самоуправления в честь Дня учителя, новогодние огоньки, празднование 23 февраля и 8 марта, мероприятия ко Дню Победы.

Материально - техническая база. По проекту здание школы рассчитано на 240 учебных места. В школе для организации учебно-воспитательного процесса имеются: спортивный зал, столярная и слесарная мастерские, для раздельного обучения девочек и мальчиков по технологии, 1 компьютерный класс с выходом в Интернет, 3 кабинета центра образования «Точка роста».

Учебные кабинеты начальных классов, в соответствии с ФГОС, оснащены компьютерами, сканерами, принтерами, экранами, проекторами, выходом в Интернет.

Имеется актовый зал для проведения массовых воспитательных мероприятий, библиотека с читальным залом.

Процесс воспитания школы основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:

- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;

- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; 

- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.

Специального отбора для поступления в школу нет, поэтому обучаются

дети разных социальных категорий. Детей, состоящих на различных видах учёта – нет.

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Педагогический коллектив МБОУ «Алтуховская СОШ» видит своих выпускников-воспитанников как высоконравственных, творческих, компетентных граждан России, которые не отделяют судьбу Отечества от своих личных судеб, способных взять на себя ответственность за настоящее и будущее своей страны, живут, соблюдая духовно-культурные традиции народов России.

На основании воспитательного идеала и базовых ценностей (семья, труд, Отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) школа поставила следующую цель воспитания обучающихся на уровне начального общего образования:

Личностное развитие школьников, проявляющееся в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть в усвоении ими социально значимых знаний):

·быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогая старшим;

·быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

·знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

·беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);

·проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

·стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

·быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

·соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

·уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

·быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе – статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к школьникам нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их – база для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте.

Педагоги школы планируют достижение воспитательной цели через решение воспитательных задач:

·реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;

·реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;

·вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;

·использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;

·инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;

·поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;

·организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;

·организовывать профориентационную работу со школьниками;

·организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;

·развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;

·организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.