Полномочия и возможности ВОЗ — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Полномочия и возможности ВОЗ

2021-11-25 24
Полномочия и возможности ВОЗ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прежде, чем описать действия ВОЗ в период вспышки коронавируса, надо напомнить о её полномочиях.

ВОЗ действует в соответствии с Уставом. В соответствии с его ст. 21, Ассамблея здравоохранения ВОЗ имеет полномочия устанавливать права, касающиеся санитарных и карантинных требований, номенклатур болезней, стандартов диагностических методов исследования и пр. При этом в ст. 22 говорится, что ≪правила, принимаемые в соответствии со ст. 21, становятся обязательными для всех членов после того, как будет сделано должным образом оповещение об их принятии Ассамблеей здравоохранения, за исключением тех членов Организации, которые известят Генерального директора в указанный в оповещении срок об отклонении их или оговорках в отношении них ≫ (https://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd47/RU/constitution-ru.pdf?ua=1).

Таким образом, правила, установленные ВОЗ, не носят автоматически обязательного или приказного характера, и принятие или отклонение их зависит от согласия самих государств-членов.

Проводит в жизнь решения Ассамблеи Исполнительный комитет, который может, в соответствии со ст. 28 (i) ≪в пределах круга ведения и финансовых возможностей принимать чрезвычайные меры в случаях, требующих немедленных действий. В частности, он может уполномочить Генерального директора принимать необходимые меры по борьбе с эпидемиями, принимать участие в организации медицинской помощи жертвам народных бедствий≫ и пр.

Одним из базовых документов ВОЗ, регламентирующих его деятельность, стали новые Международные медико-санитарные правила (ММСП), принятые 23 мая 2005 г. на 58 сессии ВОЗ и вступившие в силу в 2007г. Они представляют собой международный договор (закон), устанавливающий глобальные правила в областиобщественного здравоохранения с целью усиления медико-санитарной безопасности на национальном,региональном и международном уровнях. Его цель – предупредить международное распространение болезней,проводя профилактические и противоэпидемические мероприятия. Они нацелены на укрепление коллективнойзащиты здоровья населения от многочисленных и разнообразных рисков в современном глобализированном мире,которые могут быстро распространяться в глобальном масштабе в результате увеличивающихся объёмовмеждународных поездок и торговли. Этот договор стал инструментом, играющим ключевую роль в обеспеченииглобальной безопасности в области здравоохранения (https://www.who.int/ihr/about/faq/ru/).

Дело в том, что старые правила рассматривали только три болезни (холера, чума, жёлтая лихорадка), теперь же они распространились на новые болезни, включая острые патологические состояния, вызванные неинфекционными болезнетворными агентами. В силу новой правовой основы ММСП обеспечивают быстрый сбор информации, общее понимание того, что могут представлять собой чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения, имеющие международное значение (ЧСОЗМЗ), а также возможность оказания странам международной помощи. Новая процедура оповещения о таких событиях направлена на ускорение потока своевременной и точной информации, направляемой в ВОЗ о потенциальных ЧСОЗМЗ. ВОЗ, формально являющаяся нейтральным органом, обладает необходимыми техническими знаниями и ресурсами, а также широкой сетью коммуникаций иможет дать соответствующую оценку информации, рекомендовать проведение тех или иных конкретных действий, а также, когда это необходимо, способствовать или помогать координации технической помощи с учётом изменяющейся ситуации.

Этими правилами предписано следующее (https://www.who.int/ihr/about/faq/ru/).

Уведомление. Согласно ММСП 2005 г., государства должны уведомить ВОЗ о всех событиях, которые могут представлять собой ЧСОЗМЗ, а также отвечать на запросы относительно подтверждения информации, относящейся к таким событиям.

Наличие национального координатора по ММСП и контактных пунктов ВОЗ по ММСП, через которого должны передаваться уведомления и сообщения государств-участников. Это требование стало важным новшеством нового договора.

( Что касается России, то здесь функции национального координатора по ММПС выполняет Роспотребнадзор (https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=7940). Однако вопрос о полномочиях этого органа в качестве координатора остаётся открытым. Дело в том, что в целях их уточнения 20 февраля 2019 г. в РФ был опубликован проект постановления правительства РФ ≪ О внесения изменений в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ≫, но он так и не был принят. Проект касается п. 5.16. Положения, по которому Роспотребнадзор ≪ взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности ≫. Этот порядок так и не был определён, и имеется только пояснительная записка к указанному проекту « Роспотребнадзор как национальный координатор реализации Международных медико-санитарных правил ≫, в которой прописано следующее (https://dpo-ilm.ru/laboratory-news/2002192).

В ней предусматривается уточнение полномочий Роспотребнадзора по взаимодействию в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности в части вопросов внедрения и реализации ММСП 2005 г. Здесь указано, что ММСП 2005 г. являются международным правовым механизмом, обязательным для всех государств-членов ВОЗ, и универсальным юридически-обязывающим инструментом реагирования на кризисные ситуации в общественном здравоохранении, в том числе санитарно-эпидемиологического характера. Роспотребнадзор реализует функции Национального координатора в РФ по выполнению положений ММСП, доступного в любое время для связи с контактными пунктами ВОЗ по ММСП.

Здесь также прописано: ≪Выполняя функции Национального координатора в Российской Федерации по ММСП Роспотребнадзор оперативно и на регулярной основе уведомляет ВОЗ и другие государства-участники о событиях, выявленных национальной системой санитарно-эпидемиологического надзора, которые имеют потенциал для трансграничного распространения возбудителей опасных инфекционных заболеваний.

Кроме того, возложенные на Роспотребнадзор в соответствии с законодательством Российской Федерации функции обеспечивают реализацию большинства положений ММСП, в частности, в рамках организации и осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, предусматривающих критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания инфекционной и неинфекционной природы, в том числе с учетом расчета и оценки риска для здоровья человека.

Роспотребнадзором, как Национальным координатором Российской Федерации по выполнению ММСП, в преддверии Всемирной ассамблеи здравоохранения в соответствии со статьей 54 ММСП предоставляется ежегодный доклад о ходе осуществления ММСП, в том числе отражающий возможности Российской Федерации в области предупреждения, выявления, оценки, уведомления и реагирования на угрозы распространения инфекционных болезней.

Таким образом, все функции по осуществлению ММСП, в том числе взаимодействие с ВОЗ, включая Программу ВОЗ по чрезвычайным ситуациям и взаимодействие с профильным департаментом секретариата ВОЗ (Country Health Emergency Preparedness and IHR/Готовность к чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения на уровне стран и ММСП), отнесены к компетенции и преимущественно обеспечиваются Роспотребнадзором, в связи с чем проектом постановления уточняются соответствующие полномочия Роспотребнадзора.

Проведение оценки регулирующего воздействия в отношении проекта постановления, с учетом его предмета, не требуется.

Принятие и реализация данного проекта постановления не потребуют отмены или внесения изменений в иные нормативные правовые акты.

Реализация полномочий, предусмотренных проектом постановления, будет осуществляться Роспотребнадзором в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Роспотребнадзору в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации≫).

 

Требования к основным возможностям в области эпиднадзора и ответных мер.

Радикальным новшеством ММСП 2005 г. является требование о том, чтобы каждая страна развивала, укрепляла и поддерживала основные ресурсы общественного здравоохранения, необходимые для обеспечения должного эпиднадзора и принятия ответных мер, используя для этой цели существующие национальные ресурсы, такие, например, как национальные планы повышения готовности к пандемии гриппа. Ключевые санитарные и медико-санитарные службы и инфраструктура также должны быть развиты в международных аэропортах, портах и наземных транспортных узлах, назначенных для этой цели государствами-участниками.

Рекомендуемые меры. Реагирование ВОЗ на ЧСОЗМЗ будет включать предоставление временных рекомендаций относительно надлежащих мер общественного здравоохранения и может включать рекомендуемые меры, которые должны быть приняты государством-членом, в котором развилась данная ситуация, а также другими государствами и международными перевозчиками. Эти временные рекомендации разрабатываются ВОЗ на ограниченной во времени и адаптированной к конкретным рискам основе в духе реагирования на ЧСОЗМЗ.

Рекомендации внешних экспертов относительно ММСП.

ММСП (2005 г.) включают процедуры получения независимых технических рекомендаций, относящихся к выполнению ММСП. Например, речь может идти о процессе создания комитета по чрезвычайным ситуациям (!), который будет помогать Генеральному директору ВОЗ в установлении того, является ли то или иное конкретное событие чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение, а также давать советы по любым надлежащим временным рекомендациям.

Что касается ЧСОЗМЗ, то таковым может быть любое необычное событие в сфере общественного здравоохранения, которое может представляет риск для здоровья населения других государств в результате международного распространения заболевания и потенциально требует принятия скоординированных международных действий. То есть мы видим, что здесь всё расплывчато и неопределённо, что открывает путь к произвольному решению вопроса о ЧС.

Что касается правового статуса ММСП, то в соответствии с Уставом ВОЗ, они автоматически становятся обязательными для всех государств-членов ВОЗ, если они активно и в течение ограниченного периода времени не заявили о своём несогласии с ММСП. Однако ни одно государство-член ВОЗ не вышло полностью из-под действия этих Правил, и только две страны сделали по ним определённые оговорки. Правила вступили в силу для государств, сделавших оговорку, с учётом этой оговорки.

Россия к таким странам не относится – она полностью согласна с ВОЗ, хотя именно в функционале Роспотребнадзора в соответствии с п.5.16 его Положения он ≪ взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности ≫. Но, напомним, проект Постановления о внесении уточнений в этот пункт, так и не был принят.

Очень важно указать следующее. ММСП не включает в себя какого-либо механизма, контролирующего их обязательное выполнение, однако в отношении государства, которое не будет их выполнять, могут последовать коллективные меры стран-членов ВОЗ. По-видимому, самыми сильными стимулами к соблюдению Правил являются давление со стороны других государств-членов и общественная информированность. В современном мире с его огромным разнообразием электронных средств массовой информации никакая тайна не может существовать очень долго. Государства не хотят оказаться в изоляции.

Возможные последствия несоблюдения Правил включают следующее: запятнанная репутация, более высокая заболеваемость и смертность пораженных групп населения, принимаемые в одностороннем порядке ограниченияна поездки и торговлю, экономические и социальные потрясения, гнев общественности. И напротив, сотрудничество друг с другом и с ВОЗ в целях контроля любого события, представляющего угрозу для здоровья населения, и точное информирование о том, какие меры принимаются для решения данной проблемы, помогают государствам защитить себя от необоснованных мер, которые могут быть приняты против них другими государствами в одностороннем порядке.

Ответственность за выполнение ММСП (2005 г.) лежит на всех государствах, на которые распространяется действие ММСП, и ВОЗ. Государство, включая все его сектора, министерства, звенья, должностных лиц и персонал, отвечает за осуществление Правил на национальном уровне. ВОЗ будет сотрудничать с государствами и поддерживать их в выполнении Правил.

Согласившиеся придерживаться ММСП (2005 г.), государства получили возможность:

• пользоваться репутацией и преимуществами уважаемого партнера в международных усилиях, направленных на поддержание глобальной безопасности в области здравоохранения;

• получать рекомендации ВОЗ в создании и наращивании ключевых ресурсов, необходимых для быстрого обнаружения, уведомления, оценки и реагирования на чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения и риски для здоровья населения, в том числе имеющие национальное и международное значение;

• получать предложения об оказании технической поддержки и получать помощь в усилиях, направленных на мобилизацию возможной финансовой поддержки по выполнению этих новых обязательств;

• получать рекомендации ВОЗ в период, когда они проводят оценку характера и масштабов вспышки и принимают ответные меры;

• иметь доступ к специфической информации, собираемой ВОЗ, о рисках для здоровья населения во всем мире, что является необходимым условием для обеспечения защиты их собственных граждан;

• получать советы и материально-техническую поддержку ВОЗ (после направления соответствующего запроса), помогающую им должным образом реагировать на вспышки заболеваний и другие события, представляющие угрозу для здоровья населения;

• иметь доступ к Глобальной сети оповещения о вспышках болезней и ответных действий (GOARN), которая является платформой, объединяющей глобальные ресурсы, которые могут быть направлены на устранение рисков и чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения, имеющих международное значение (ЧСОЗМЗ).

При этом государства - участники ММСП (2005 г.) обязаны:

• назначить национального координатора по ММСП (см. выше вопрос 4);

• проводить оценку событий, происходящих на их территории, и оповещать ВОЗ о всех событиях, которые могут представлять собой ЧСОЗМЗ, используя для этой цели схему принятия решений, приведенную в Приложении 2 Правил (см. выше вопрос 5);

• отвечать на запросы, касающиеся проверки информации относительно событий, которые могут представлять собой ЧСОЗМЗ;

• принимать меры для устранения рисков для здоровья населения, которые могут распространиться в международном масштабе;

• разрабатывать, усиливать и поддерживать ключевые ресурсы, необходимые для обнаружения, уведомления и реагирования на любые события, представляющие угрозу для здоровья населения;

• обеспечивать и постоянно поддерживать материально-технические условия и службы, а также проведение инспекций и контрольных мероприятий в назначенных международных аэропортах, портах и наземных транспортных узлах в целях предупреждения международного распространения болезней;

• направлять в ВОЗ любые фактические данные об идентифицированных за пределами их территории рисках для здоровья населения, которые могут вызвать международное распространение болезни и которые проявились в результате вывоза или завоза случаев заболевания людей, переносчиков инфекции или неинфекционных болезнетворных агентов, а также контаминированных товаров;

• прилагать все усилия для проведения мер, рекомендуемых ВОЗ;

• сотрудничать с другими государствами-участниками и ВОЗ в целях выполнения ММСП (2005 г.).

В соответствии с ММСП (2005 г.) ВОЗ получила новые функции и обязанности. ВОЗ должна:

• назначить контактные пункты ВОЗ по ММСП в штаб-квартире или на региональном уровне (см. Выше вопрос 4);

• осуществлять надзор в сфере общественного здравоохранения и проводить оценку значительных событий в области общественного здравоохранения на глобальном уровне, а также распространять среди государств-членов информацию по вопросам здравоохранения, когда это уместно;

• предлагать государствам техническую помощь в их усилиях, направленных на преодоление рисков и чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения, имеющих международное значение (ЧСОЗМЗ);

• оказывать государствам поддержку в усилиях, направленных на оценку имеющихся национальных структур и ресурсов общественного здравоохранения, а также на развитие и укрепление ключевых ресурсов, необходимых для проведения как эпидемиологического надзора и реагирования на возникающие угрозы, так и постоянной противоэпидемической работы в назначенных пунктах въезда;

• определять, является ли то или иное конкретное событие, о котором, согласно Правилам, уведомило государство, ЧСОЗМЗ, используя для этого, в случае необходимости, помощь внешних экспертов;

• разрабатывать критические меры здравоохранения в случае ЧСОЗМЗ и рекомендовать государствам-участникам принимать эти меры (консультируясь при этом с внешними экспертами);

• осуществлять мониторинг выполнения ММСП (2005 г.) и обновлять руководства, чтобы они оставались научно достоверными и соответствовали изменяющимся требованиям.

Одна из важнейших задач ММСП (2005 г.) – это улучшение коммуникации между ВОЗ и государствами. Назначение национальных координаторов по ММСП даёт ВОЗ прямой доступ к тем должностным лицам в государстве, которые обладают полномочиями, позволяющими им предупредить и уведомить ВОЗ о событиях, попадающих под её функционал. Фактически это легализирует статус «агента влияния ВОЗ ≫. Согласно ММСП (2005 г.), государства должны уведомить контактный пункт ВОЗ по ММСП в штаб-квартире или на региональном уровне о любом таком событии, которое имело место на их территории. ВОЗ также будет иметь возможность обратиться к государствам с просьбой проверить точность сообщений, полученных от источников, непредставляющих государственные органы. Государство, действующее через национального координатора по ММСП, обязано сотрудничать в процессе проверки поступившего сообщения.

Новые требования об уведомлении, совместно с требованием ВОЗ о необходимости проверить неофициальные сообщения о событиях, которые могут иметь международные последствия, соблюдение принципов конфиденциальности при обработке полученной информации и возможность оперативного получения от Глобальной сети оповещения о вспышках болезней и ответных действий (GOARN) помощи при оценке данного события и принятии ответных мер – все это создает хорошие условия и стимулы для большей открытости.

После того, как ВОЗ установила, что то или иное конкретное событие представляет собой ЧСОЗМЗ, согласно ММСП (2005 г.) и по получении соответствующего запроса, ВОЗ должна безотлагательно принять ответные меры. С учётом конкретного характера каждой чрезвычайной ситуации Генеральный директор ВОЗ будет рекомендовать меры, которые должны быть проведены пострадавшим государством, а также другими государствами. Эти рекомендации, действие которых ограничено во времени, доводятся до сведения государств и, впоследствии, до сведения общественности. С учетом вновь поступающих фактических данных рекомендуемые меры могут впоследствии быть модифицированы или отменены. Комитет по чрезвычайным ситуациям будет консультировать Генерального директора ВОЗ относительно характера этих рекомендаций.

В отношении лиц, совершающих поездки, государства могут предъявлять требование предоставить информацию о своем состоянии здоровья и документы о прохождении прививок, а также требование пройти базовое медицинское обследование.

Согласно ММСП (2005 г.), ВОЗ следует в обязательном порядке уведомлять о всех случаях следующих четырёх болезней: оспа, полиомиелит, вызванный диким полиовирусом, тяжёлый острый респираторный синдром (ТОРС) и человеческий грипп, вызванный новым подтипом вируса.

В мае 2016 г. в целях усиления полномочий ВОЗ государства-члены дали согласие на одно из самых глубоких преобразований в истории организации, учредив новую Программу по чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения (https://www.who.int/ru/news-room/detail/25-05-2016-world-health-assembly-agrees-new-health-emergencies-programme). В дополнение к традиционным техническим и нормативным функциям организации она добавляет оперативные возможности, чтобы обеспечить быструю и всестороннюю поддержку странам и местным сообществам, готовящимся к ЧС, вызванным любой опасностью для здоровья человека (https://www.who.int/features/qa/health-emergencies-programme/ru/). В силу этого с 1 августа 2016 г. ВОЗ действует в соответствии с новыми процессами управления ЧС для оценки риска, определения уровня ЧС урегулирования инцидентов.

Как указал исполнительный директор Программы Питер Салама, она направлена на создание единой программы с едиными трудовыми ресурсами, единым бюджетом, единым набором правил и процессов и прямым порядком подчиненности (https://www.who.int/bulletin/volumes/95/1/17-030117/ru/). По его словам, она создаёт базовые возможности для осуществления ММПС и обеспечивает создание глобального общественного здравоохранения. Важно также отметить, что ключевую роль в её продвижении играет гибкое финансирование, которое должны обеспечить обязательства со стороны Великобритании, США и Японии.

ВОЗ и коронавирус

Хронология основных действий ВОЗ (https://www.who.int/ru/news-room/detail/29-06-2020-covidtimeline).

31 декабря 2019 г. страновое бюро ВОЗ в КНР принимает к сведению заявление для СМИ о случаях ≪вирусной пневмонии≫ в г. Ухани. Платформа Инициативы ВОЗ по сбору эпидемиологических данных из открытых источников тоже регистрирует сообщение для СМИ об этом же кластере случаев заболевания ≪пневмонией неизвестной этимологии≫ в Ухане, и 1 января ВОЗ запрашивает информацию у китайских властей. 9 января ВОЗ сообщает, что, согласно выводам китайских властей, вспышка вызвана новым коронавирусом, и организует первую телеконференцию с глобальными сетями экспертов.

17 января ВОЗ созывает первое совещание рабочей группы по моделированию и анализу нового коронавируса. 20-21 января ВОЗ организует первую поездку в Ухань и проводит встречи с официальными представителями органов здравоохранения. 21 января ВОЗ сообщает, что имеются чёткие доказательства ≪как минимум умеренной передачи инфекции от человека к человеку≫, а США сообщают о первом подтверждённом случае коронавирусной инфекции (первый случай в Америке).

22 января гендиректор ВОЗ созывает селекторное совещание Комитета ММСП по чрезвычайной ситуации в связи с вспышкой нового коронавируса в составе 15 независимых экспертов из различных стран мира, которымпоручается представить Гендиректору заключение о том, является ли данная вспышка чрезвычайной ситуацией вобласти здравоохранения, имеющей международное значение (ЧСЗМЗ) (https://www.who.int/groups/covid-19-ihr-emergency-committee). От России в нём участвовал завотделомСтавропольского противочумного НИИ Роспотребнадзора (https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=13524), доктор биологических наук и руководитель ВОЗ почуме Владимир Дубянский. Поскольку ввиду ограниченности имеющейся информации Комитет не смог прийтик однозначному выводу, обсуждение продолжилось 23 января. Члены Комитета опять расходятся во мнениях отом, соответствует ли данное событие критериям ЧСЗМЗ, поскольку для этого не имелось достаточнойинформации, а диапазон возможных решений исчерпывается лишь двумя вариантами (ЧСЗМЗ или не ЧСЗМЗ, таккак промежуточного уровня угрозы не предусмотрено). С учётом различий во мнениях Комитет воздержался отвынесения заключения о том, что данное событие представляет собой ЧСЗМЗ.

29 января ВОЗ публикует рекомендации по использованию масок среди населения в условиях ухода за заболевшими на дому и при оказании медицинской помощи.

30 января гендиректор ВОЗ повторно созывает совещание Комитета ММСП по чрезвычайной ситуации, который представил заключение о том, что на данном этапе вспышка соответствует критериям ЧСЗМЗ. Гендиректор соглашается с этим и объявляет, что вспышка новой коронавирусной инфекции представляет собой ЧСЗМЗ (https://www.who.int/ru/dg/speeches/detail/who-director-general-s-statement-on-ihr-emergency-committee-on-novel-coronavirus-(2019-ncov)). На этот момент за пределами Китая было зарегистрировано 98 случаев заболевания в 18 странах без единого случая смерти, в 4 случаях (Германия, Япония, США и Вьетнам) получены доказательства передачи инфекции от человека к человеку. Комитет формулирует рекомендации для КНР, всех стран и мирового сообщества, которые принимаются гендиректором и издаются в виде рекомендаций в соответствии с ММСП. Гендиректор делает соответствующее заявление, в котором поясняются основания для принятия решения об объявлении ЧСЗМЗ (https://www.who.int/ru/dg/speeches/detail/who-director-general-s-statement-on-ihr-emergency-committee-on-novel-coronavirus-(2019-ncov)).

Показательно, что на следующий день 31 января в РФ принимается постановление № 66 Правительства ≪О внесении изменений в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих≫, в соответствии с которым этот перечень дополняется пунктом 16 - коронавирусная инфекция (2019-nCoV) (http://static.government.ru/media/files/z6dgqPV4sFVFuBxysVu1fHai9rDhJlg7.pdf).

3 февраля ВОЗ завершает работу над Стратегическим планом по обеспечению готовности и реагированию, в котором описаны способы налаживания оперативного сотрудничества и наращивания масштабов мероприятий по обеспечению готовности и принятию мер реагирования. Затем генсекретарь ВОЗ обращается к генсекретарю ООН с просьбой перевести в активный режим работы Группы кризисного урегулирования ООН. 11 февраля ВОЗ заявляет, что заболеванию, вызванному новым коронавирусом, будет присвоено название СOVID-19.

9 марта Глобальный совет по мониторингу готовности - независимый орган высокого уровня, учреждённый ВОЗ и Всемирным банком для мониторинга готовности к ЧСЗМЗ - призывает незамедлительно выделить средства на сумму 8 млрд. долл. для координации усилий по оказанию первоочередной поддержки наиболее уязвимым странам; разработки новых средств диагностики, лекарственных препаратов и вакцин; укрепления потенциала в области эпиднадзора и координации усилий на региональном уровне и обеспечения работников здравоохранения достаточными средствами защиты (https://apps.who.int/gpmb/assets/pdf/COVID_19_Press_Release_GPMB_9Mar.pdf).

10 марта ВОЗ, ЮНИСЕФ и Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (МФКК) выпускают рекомендации с описанием важнейших принципов и практических мер по обеспечению безопасности в школах и полезными советами для родителей и лиц, осуществляющих уход за детьми, а также для самих детей и, в частности, школьников.

И, наконец, 11 марта, выражая обеспокоенность показателями распространения инфекции и тяжестью её последствий и недопустимыми масштабами бедствий, глава ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус заявил, чтоситуация с коронавирусной инфекцией «может быть охарактеризована как пандемия ≫. При этом он предостерёг, что использование слова ≪пандемия≫ не должно отменять меры, принимаемые странами для нераспространения вируса, хотя признал, что при неправильном употреблении оно может ≪вызвать необоснованный страх и неоправданное признание того, что борьба окончена≫ (https://www.rbc.ru/society/11/03/2020/5e6912ac9a794726b69d8ea7).

И далее: ≪Мы никогда не видели пандемии, вызванной коронавирусом. Это первая пандемия, причиной которой послужил коронавирус. Мы также никогда не видели пандемии, которую в то же время можно взять под контроль … Как я завил в понедельник, само по себе число случаев заболевания и затронутых вирусом стран не раскрывает всей картины... При условии обеспечения выявления, диагностики, лечения и изоляции пациентов, установления наблюдения за всеми контактными лицами и мобилизации всех сил для проведения противоэпидемических мероприятий, страны, на территории которых зарегистрировано небольшое число случаев заболевания, смогут не допустить возникновения эпидемиологических кластеров, которые в свою очередь могут привести к циркуляции вируса среди населения≫.

≪Нынешний кризис – не только кризис в сфере здравоохранения, он коснётся каждого сектора, поэтому в борьбе с пандемией должны участвовать каждый сектор и каждый человек. С самого начала я говорю о необходимости реализации в странах подхода, основанного на вовлечении всех секторов государственной власти и всего общества и построенного вокруг комплексной стратегии, направленной на предотвращение распространения инфекции, спасение жизней и снижение негативных последствий заболевания. Вкратце, это можно представить в виде четырех основных задач. Во-первых, принятие мер по обеспечению готовности. Во- вторых, выявление больных, оказание им помощи и лечения. В-третьих, предупреждение дальнейшего распространения инфекции. В-четвертых, поиск инновационных решений и изучение опыта. Я напоминаю всем странам, что мы призываем активировать и расширить сферу применения механизмов реагирования на чрезвычайные ситуации» (https://www.who.int/ru/dg/speeches/detail/who-director-general-s-opening-remarks-at-the-media-briefing-on-covid-19---11-march-2020).

Однако, тут важно опять же отметить, что чётких критериев, которыми могла бы руководствоваться ВОЗ при объявлении пандемии, нет. На сайте ВОЗ даётся такое её определение (2010 г.): ≪Пандемия – это распространениенового заболевания в мировых масштабах≫ (https://www.who.int/csr/disease/swineflu/frequently_asked_questions/pandemic/ru/). Но под это определение подходит множество заболеваний (например, сезонный грипп). До этого ВОЗ, как мы писали, имела дело только с пандемиями гриппа, и в соответствии с её позицией, пандемию определяет не потенциальна тяжесть заболевания, а то, что это был новый вирус, который активно распространялся даже летом. ≪Пандемия гриппа происходит, когда появляется новый вирус гриппа и распространяется по всему миру, и большинство людей не обладают иммунитетом≫ (Там же).

Однако этот подход вызывает массу споров (https://meduza.io/feature/2020/03/13/voz-ob-yavila-chto-koronavirusnaya-infektsiya-pererosla-v-pandemiyu-zvuchit-pugayusche-no-nasamom-dele-nichego-osobennogo-ne-proizoshlo). Как показала научная дискуссия 2010 г. в ≪The Journal of Infectious Diseases≫ разные авторы дают разные определения пандемии, хотя можно найти и общие черты (https://academic.oup.com/jid/article/200/7/1018/903237). Подавляющее большинство экспертов отмечают, что пандемия - это широкое распространение заболевания по всему миру, то есть ключевой критерий — географический. Но есть и другие признаки, с которыми согласны многие специалисты. Это 1) новый возбудитель (так, для европейского бюро ВОЗ важен именно этот признак: ≪Пандемия гриппа — это глобальная эпидемия, вызываемая новым вирусом гриппа, против которого в человеческой популяции нет исходного иммунитета или он весьма низок≫ (https://www.euro.who.int/ru/health-topics/communicable-diseases/influenza/pandemic-influenza)); 2) хорошо забытый старый возбудитель (например, холера); 3) заразность и расползание по миру из одной точки в другую; 4) явные симптомы и заметная скорость передачи; 5) минимальное количество людей имеют иммунитет к возбудителю. А вот тяжесть заболевания к важным критериям относит меньшинство специалистов. Так что тот факт, что ВОЗ объявила пандемию, не значит, что новая коронавирусная инфекция - это тяжёлое заболевание, угрожающее многим людям летальным исходом.

Как написал по этому поводу экономист и геополитический аналитик Питер Кёниг, научный сотрудник Центра изучения глобализации, ранее работавший во Всемирном банке, ≪ВОЗ объявила коронавирус COVID-19 пандемией, при том, что нет ни малейшего следа пандемии. При пандемии смертность заражения достигает более12%... Скорее всего, ВОЗ получила приказы "сверху" - от тех людей, которые также управляют Трампом и "лидерами" Европейского союза и его стран-членов, от тех, кто стремится управлять миром с помощью Единого мирового порядка≫ (https://knews.kg/2020/03/16/dlya-lyubitelej-teorij-zagovora-covid-19-smertelnoe-oruzhie-ssha-plan-po-sokrashheniyu-naseleniya-zemli-iid2020/).

Тут нужно выделить ещё один ключевой момент. В марте месяце ВОЗ не только объявила о пандемии, но потребовала кодирования COVID-19 как чрезвычайной ситуацию только на основании тестов вне зависимости от состояния пациентов. Но известно, что тесты дают в немалой доле (специалисты говорят о 30%) ложноположительные значения, что и стало основанием для махинации поистине международного масштаба. ВОЗ внесла срочные изменения в международную классификацию болезней 10-го и 11-го пересмотра (МКБ-10 и МКБ-11), добавив в них коды, необходимые для учёта пациентов с заболеваниями COVID-19 (Международная классификация болезней 11 пересмотра (далее МКБ 11) является стандартной для всего мира методикой сбора данных о смертности и заболеваемости, позволяющая оптимальным методом кодировать и статистически обрабатывать медицинскую информацию. ВОЗ опубликовала Международную классификацию болезней 11-го пересмотра (МКБ-11) в июне 2018 года. С 1992 года в мире действовала МКБ-10, до неё пересмотры проводились 1 раз в 10 лет. Предполагается, что новое издание МКБ вступит в полную силу с 1 января 2022 года.).

Речь идёт о следующих изменениях.

1. В классе ≪Некоторые инфекционные и паразитарные болезни (A00-B99)≫ подкласс ≪Другие вирусные болезни (B25-B34)≫ раздел ≪Вирусная инфекция неуточнённой локализации (B34)≫ добавлено уточнение, что для нозологии ≪Коронавирусная инфекция неуточнённой локализации≫ (код B34.2) исключены следующие значения: ≪COVID-19, вирус идентифицирован (U07.1)≫ и ≪COVID-19, вирус не идентифицирован (U07.2)≫

2. В классе ≪Коды для особых целей (U00-U85)≫ подклассе ≪Временные обозначения новых диагнозов неясной этиологии или для использования в чрезвычайных ситуациях (U00-U49)≫ сделаны следующие изменения:

a. В разделе ≪Тяжёлый острый респираторный синдром (SARS) (U04)≫ добавлено уточнение, что для нозологии ≪Тяжелый острый респираторный синдром неуточнённый≫ (код U04.9) исключены следующие значения: ≪COVID-19, вирус идентифицирован (U07.1)≫ и ≪COVID-19, вирус не идентифицирован (U07.2)≫.

b. В раздел ≪Использовать в чрезвычайных ситуациях (U07)≫ добавлены новые значения:

i. ≪COVID-19, вирус идентифицирован≫ (код U07.1). Пояснение: используйте этот код, когда COVID-19 был подтверждён лабораторными исследованиями, независимо от тяжести клинических признаков или симптомов. При необходимости указать пневмонию или другие проявления инфекции используйте дополнительный код. Исключены: корона


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.