Разработайте конспект занятия по развитию у старших дошкольников понимания смысловой стороны слова. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Разработайте конспект занятия по развитию у старших дошкольников понимания смысловой стороны слова.

2021-11-25 35
Разработайте конспект занятия по развитию у старших дошкольников понимания смысловой стороны слова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конспект занятия по формированию смысловой стороны слова

У детей старшего дошкольного возраста

Смысловая сторона слова «Рыба».

Организационный момент.

Детям предлагается звуковая модель двусложного слова (согл. тв., глас., согл. тв., глас.).

Воспитатель: Ребята, какие слова подходят к этой схеме?

(дети подбирают и называют слова, например: рука, нога, мама, вата и др.)

- Работа с ядерным словом. Словоизменение. Падежные конструкции, развитие зрительного восприятия.

Воспитатель: Я загадала слово. Какое – вы узнаете, выполнив задание и ответив на мои вопросы.

(Задание детям могут предлагаться индивидуальные)

Воспитатель (показывает детям картинку с изображением недорисованной рыбы). Кто нарисован на картинке?

Дети: На картинке нарисована рыба.

Воспитатель (демонтирует детям картинку с изображением двух аквариумов, в одном из них плавает рыбка, другой пустой)

Кого нет во втором аквариуме?

Дети: Во втором аквариуме нет рыбы.

Воспитатель: (показывает детям картинку изображением рыб, две из них одинаковые). Кому мы нашли пару?

Дети: Мы нашли пару рыбе.

Воспитатель: (замутненное изображение рыбы). Кого мы увидели сквозь волны?

Дети: Мы увидели сквозь волны рыбу.

Воспитатель (предлагает детям рассмотреть картинку через кальку). Кем вы любуетесь?

Дети: Мы любуемся рыбой.

Воспитатель (предлагает узнать предмет по нарисованному на бумаге контору из точек). О ком мы сегодня будем говорить?

Дети: Мы будем говорить о рыбе.

Воспитатель: Кого или что можно назвать рыбой?

Дети: Есть рыбы, которые плавают в воде. Есть созвездие «Рыбы». Рыбой можно назвать человека. Существует позиция в домино с таким названием.

- Развитие фонематического слуха.

Воспитатель: Ребята, перед вами лежат листы голубого картона и фигурки рыбок. Представьте что картон – аквариум. Давайте поселим в аквариум столько рыбок, сколько слов со звуком [Р] вы услышите.

(Логопед называет ряд слов, например: рак, вода, волна, ракушка, галька, водоросли, чайка. Услышав слово со звуком [Р], дети кладут на картон рыбку).

Воспитатель: Сколько рыбок у вас в аквариуме?

Дети: Три.

Воспитатель: Почему только три?

Дети: Потому что мы услышали только три слова со звуком [Р].

Образование родственных слов.

Воспитатель: А как назовем маленькую рыбу?

Дети: Рыбка.

Воспитатель: Назовите рыбу ласково.

(Дети дают ответ, если они затрудняются, можно попросить назвать рыбу ласково по аналогии: киса – кисонька, лиса – лисонька, рыба- …).

Воспитатель: А как мы назовем большую рыбу?

У воды росла рябина,

А река текла, рябила.

Посредине – глубина,

Там гуляла …

Дети: Рыбина.

Воспитатель: Как называется суп из рыбы?

Дети: Рыбный.

Воспитатель: А жир рыбы, какой?

Дети: Рыбий.

(Далее можно использовать картинки- подсказки).

Воспитатель: Как называют человека, который ловит рыбу?

Дети: Рыбак, рыболов, рыбачка, рыбачек.

Воспитатель: Куда ранним утром пошел рыбачек?

Дети: На рыбалку.

Воспитатель: Какой крючок нужен для ловли рыбы?

Дети: Рыболовный.

Воспитатель: Как называется поселок, в котором живут рыбаки?

Дети: Рыбацкий.

Воспитатель: Что делает на рыбалке рыболов?

Дети: Рыбачит.

Воспитатель: Мы придумали много слов – родственников. А без какого короткого слова не было бы всех этих слов?

Дети: Всех этих слов не было бы без слова «Рыба».

Называние слов, обозначающих действие предмета.

Воспитатель: Что рыбы делают в воде?

Ответы детей: Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, размножаются и т.д.

Воспитатель: Какие слова мы придумали сейчас?

Дети: Мы придумывали слова – действия предметов.

Воспитатель: Повторите слова – действия предметов со звуком [Р] и [Р] в названии.

(Дети называют слова)

Гимнастика для глаз.

Воспитатель: Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

(Дети «рисуют» глазами волну на стене, сначала в одну сторону, затем в другую).

То сожмутся, разожмутся,

(Частое моргание глазами)

То зароются в песке.

(Дети ищут глазами огонек от лазурного фонарика)

Динамическая пауза.

Игра «Море волнуется раз».

(Играя в игру первый раз, дети изображают волны по одному, при повторном проигрывании море начинает штормить, поднимаются большие волны – дети встают в пары и все вместе изображают большую волну (упражнение на парное взаимодействие)).

Воспитатель: А теперь поиграем в другую игру. Я буду говорить, что делать, а вы поступайте наоборот. Руки вниз!

(дети поднимают руки вверх).

Воспитатель: Поднять вверх правую руку, левую!

(дети опускают сначала правую руку, а затем левую).

Воспитатель: Похлопали в ладоши!

(дети топают ногами)

Воспитатель: Потопали ногами!

(дети хлопают в ладоши)

Воспитатель: Вытянулись вверх!

(дети присели на корточки)

Воспитатель: Руки назад!

(дети вытягивают руки вперед)

Воспитатель: Поднять правую руку, левую!

(дети, опуская сначала правую руку, затем левую)

Воспитатель: Отойдете от своих стульчиков!

(дети подходят к своим местам)

Воспитатель: Встали!

(дети садятся)


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.