Методика словарной работы в процессе наблюдения за трудом взрослых. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Методика словарной работы в процессе наблюдения за трудом взрослых.

2021-11-25 273
Методика словарной работы в процессе наблюдения за трудом взрослых. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы к занятию

Содержание словарной работы в процессе ознакомления с трудом взрослых.

По мере развития познавательных возможностей детей все большее место в словарной работе занимает содержание, связанное с ознакомлением с жизнью людей, их трудом и отношениями. Первоначально, на втором году жизни, ребенок осваивает лишь имена близких людей, различает людей по возрасту и полу, и на этой основе вводятся слова, обозначающие эти различия: дедушка, бабушка, тетя, мальчик, девочка. В дальнейшем различение и узнавание знакомых взрослых и детей потребует освоения имен сотрудников детского сада, сверстников, близких людей семьи (третий и четвертый год жизни).

В младшем же возрасте дошкольников начинают знакомить с трудом взрослых, и на этой основе вводится соответствующий словарь, обозначающий названия профессий, трудовых действий и операций, результатов труда.

Доступность знаний о труде определяется близостью и доступностью данного вида труда наблюдению детей, яркой выраженностью операций и результатов труда, доходчивой для понимания ребенка направленностью. В связи с этим уже на втором году жизни предусматривается наблюдение за трудом няни и освоение названий некоторых ее трудовых действий (подметает, моет, поливает) и т. п. На третьем году набор профессий, с которыми знакомят детей, расширяется и в словарь вводятся соответствующие слова: повар, няня, доктор, парикмахер, шофер.

Углубляется содержание знаний о труде, в соответствии с этим словарь пополняется названиями трудовых действий (повар режет, жарит, готовит обед, парикмахер стрижет, причесывает) и, что особенно важно, названиями результатов труда (постриг, вылечил, приготовил обед и т. п.). В слове для детей объективируется и направленность труда — для кого предназначен результат труда, чем он ценен.

На четвертом году расширение словаря детей обеспечивается ознакомлением с новыми профессиями людей (воспитатель, музыкальный работник, заведующая детским садом, продавец, строитель) и их трудовыми операциями (воспитатель занимается с детьми, играет, читает им; музыкальный работник играет на рояле, учить петь, танцевать; продавец получает чек, взвешивает, заворачивает, подает покупку и т. п.).,

Углубление знаний о труде предполагает, ознакомление с отношениями людей в труде и к труду и сопровождается введением слов, обозначающих качества трудовых действий и отношений (быстро работает, осторожно ведет машину шофер, аккуратно протирает цветы няня, дружно вместе работают строители и т. п.).

В словарь детей пятого года жизни вводится более широкий круг названий профессий. Сюда включаются профессии людей, работающих на транспорте (машинист, летчик, капитан, матрос, водитель, кондуктор), профессии родителей (учитель, почтальон, портной и т. п.). Помимо названий трудовых действий и их качеств, отношений людей в труде, в словарь детей этого возраста вводятся названия трудового оборудования (у повара — кастрюли, весы, ножи, сковородки и т. д., у дворника — скребок, шланг, лопата и др.).

На шестом году жизни словарь пополняется названиями более широкого круга профессий работающих на строительстве (крановщик, каменщик, маляр, электрик), в колхозе (тракторист, доярка, комбайнер), в ателье по шитью одежды (портной, закройщик, швея) и т. д. Здесь же в словарь широко вводятся названия разных видов техники, облегчающей и ускоряющей труд (картофелечистка, электромясорубка, овощерезка, пылесос, полотер, стиральная машина, экскаватор, подъемный кран, трактор, бульдозер, снегоочиститель и т. п.). Кроме того, дошкольникам показывают отношения людей к технике, к труду и в труде, вводят соответствующий словарь: старательно, слаженно, дружно, умело, бережно и т. п.

В словарь детей седьмого года жизни включаются названия широкого круга профессий, распространенных в данной местности: профессии в сельском хозяйстве (доярка, тракторист, комбайнер и др.), на транспорте (машинист, диспетчер и др.), на стройке (каменщик, монтажник, крановщик, маляр и др.), на заводах, шахтах, воинские профессии, профессии, связанные с обслуживанием населения, и другие. Знания дошкольников о труде обобщаются: их знакомят с общественной направленностью всех видов труда, отношением к людям труда. На этой основе формируются обобщенные представления о труде в нашем обществе и вводится соответствующий словарь: труд — почетное, нужное дело; трудятся на пользу всех; Почетная грамота; доска Почета; премия, медаль, орден и т. д.

В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное их общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле- и радиопередач и т. п.). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.

 

Содержание и методика работы над загадками.

Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и подготовительной работы. Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении. Учитывая особенности загадки, следует соблюдать последовательность тех мыслительных действий, которые совершаются при отгадывании:

выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т. е. произвести анализ; сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т. е. произвести синтез;на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод, т. е. отгадать загадку.

Учителю также необходимо знать основные ошибки детей при отгадывании загадок. Дети торопятся с ответом, не дослушивают до конца, не запоминают всех подробностей.Дети выделяют сразу несколько второстепенных объектов, но пропускают главный признак.

Дети осознанно пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, как им кажется, верным и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее.

Поэтому порядок выполнения мыслительных операций, при работе с загадкой, необходимо соблюдать в строгой последовательности:

1. установить, в общем виде, что нужно искать;

2. установить, где нужно искать;

3. выявить все оставшиеся признаки;

4. выдвинуть предположение-отгадку;

5. объединить установленные признаки;

6. сделать итоговый вывод.

Для всестороннего развития детей при отгадывании загадок необходимо приучать детей не просто отгадывать загадку, но обязательно доказывать, что отгадка правильна. Для этого следует вызывать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. Можно организовать соревнование: "Кто правильнее докажет? ", "Кто полнее и точнее докажет? ", "Кто интереснее докажет? "

Метафорическая

Без него плачемся

А как появится-прячемся(лето)

Описательная

В небе - радуга-дуга. На грядке - ягода-нуга, Солнцем озеро согрето: Всех зовёт купаться...
(Лето)   Загадка со сравнением

•Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я...
(Лето)

 

4. Проанализируйте содержание словарной работы в процессе ознакомления детей с трудом взрослых в одной из возрастных групп детского сада.  

Коренные социально-экономические преобразования в России на современном этапе, создали реальные предпосылки для обновления системы образования, методологии, технологии, организации учебно-воспитательного процесса, поиска новых организационных форм, изменения характера отношения к разрабатываемым наукой и внедряемым практикой педагогическим новшествам. Перед педагогической наукой и практикой в наши дни стоит большая задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в новых условиях  

Современное дошкольное образовательное учреждение должно подготовить ребенка думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни. О значении работы над смысловой стороной слова для речевого и умственного развития детей говорили многие исследователи (К.Д. Ушинский, А.М. Леушина, А.П. Усова и др.) На необходимость качественного улучшения словаря, работы над пониманием значений слов, их правильного употребления указывали Е.И. Тихеева, О.И. Соловьева, Л.А. Пеньевская и др [4, с.34].

В исследованиях, проведенных в последнее время, рассматриваются различные вопросы словарной работы: особенности формирования словаря детей разных возрастов, составление ориентировочных словарей, в которые входят тематические группы слов из области быта, труда и ряд других вопросов (В.В. Гербова, Ю.С. Ляховская, А.П. Иваненко, В.М. Яшина и др.) Вместе с тем исследователи подчеркивают необходимость изучения словаря не только в количественном, но и качественном отношении, отмечают, в частности, что нужно воспитывать у детей привычку лексически правильно употреблять слова в наиболее точных значениях (Ю.С. Ляховская, А.П. Иваненко), решать чисто речевые задачи, используя с этой целью лексические упражнения (В.М. Яшина, Н.П. Иванова). Формирование лексической стороны речи должно развиваться целенаправленно, систематично, последовательно, т.к. дошкольный возраст является одним из важнейших этапов овладения системой родного языка.Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Одним из средств формирования словаря младших дошкольников наряду с организацией дидактических игр и упражнений является процесс ознакомления их с трудом взрослых.

Реализация программы по словарной работе осуществляется через систему соответствующих занятий. Эта система складывается из занятий трех разновидностей:

  • - занятий, в которых словарная работа осуществляется в процессе ознакомления с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений окружающей действительности (экскурсия, демонстрация предметов и т.п.);
  • - занятий, где словарная работа опирается на углубление знаний детей об окружающих предметах и явлениях (ознакомление с качествами, свойствами, особенностями);
  • - занятий, решающих задачи словарной работы в процессе обобщений, формирования понятий [1, с.107].

Во всех этих видах занятий формирование словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности. Отсюда вытекают общие требования к организации и методике проведения занятий. Проведенный анализ технологий позволяет констатировать, что формирование словаря дошкольников 4-5 лет может осуществляться посредством ознакомления с трудом взрослых. Что позволяет определить основные содержательные характеристики работы, направленной на формирование словаря посредством ознакомления с трудом взрослых.

Организация дидактических игр и упражнений является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого подхода, обновления технологии формирования словаря дошкольников среднего возраста.[8, с.8]. Возникает противоречиемежду необходимостью работы по формированию качественной стороны словаря дошкольников в процессе их ознакомления с трудом взрослых и отсутствием технологии по данному направлению.

В своей работе мы предприняли попытку восполнить указанный недостаток, разработав проект педагогической формирования словаря у детей 4-5 лет в процессе их ознакомления с трудом взрослых. Обучение осуществлялось поэтапно.

На первом этапе проводились наблюдения и экскурсии, знакомящие детей с профессиями работников детского сада. Это специально организованный на занятиях показ детям разнообразного труда взрослых, наблюдения, организованные посещения кухни, кладовой, кабинета врача и объяснение его значения. Детям показывают приготовление пищи, стирку белья, ремонт и пошив одежды, уборку участка, ремонт мебели и игрушек.

Наблюдения за трудом взрослых в детском саду имеют большое образовательное значение: они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду.

Наблюдения и экскурсии обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний.

На втором этапе проводились занятия, на которых наглядно воспринятая информация интерпретировались. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

На третьем этапе - дидактические игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры, тренинги. Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно - ролевая игра.

В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин), труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для игр предметы, игрушки.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что педагогическая технология является эффективным средством формирования словаря детей среднего возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых

5. Проанализируйте объем и характер словаря о труде взрослых в одной из возрастных групп детского сада. Установите зависимость между характером словаря и содержанием работы, проводимой в группе по ознакомлению с трудом взрослых.  .

Гимнастика для глаз.

Воспитатель: Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

(Дети «рисуют» глазами волну на стене, сначала в одну сторону, затем в другую).

То сожмутся, разожмутся,

(Частое моргание глазами)

То зароются в песке.

(Дети ищут глазами огонек от лазурного фонарика)

Динамическая пауза.

Игра «Море волнуется раз».

(Играя в игру первый раз, дети изображают волны по одному, при повторном проигрывании море начинает штормить, поднимаются большие волны – дети встают в пары и все вместе изображают большую волну (упражнение на парное взаимодействие)).

Воспитатель: А теперь поиграем в другую игру. Я буду говорить, что делать, а вы поступайте наоборот. Руки вниз!

(дети поднимают руки вверх).

Воспитатель: Поднять вверх правую руку, левую!

(дети опускают сначала правую руку, а затем левую).

Воспитатель: Похлопали в ладоши!

(дети топают ногами)

Воспитатель: Потопали ногами!

(дети хлопают в ладоши)

Воспитатель: Вытянулись вверх!

(дети присели на корточки)

Воспитатель: Руки назад!

(дети вытягивают руки вперед)

Воспитатель: Поднять правую руку, левую!

(дети, опуская сначала правую руку, затем левую)

Воспитатель: Отойдете от своих стульчиков!

(дети подходят к своим местам)

Воспитатель: Встали!

(дети садятся)

Работа над фразой.

Воспитатель: Рыбы, которые живут в аквариуме, называются…

Дети: Аквариумные.

Воспитатель: В реке живут, какие рыбы?

Дети: Речные.

Воспитатель: А в озере?

Дети: Озерные.

Воспитатель: А в море?

Дети: Морские.

Воспитатель: А в океане?

Дети: Океанические.

Развитие связной речи.

Воспитатель: Интересно, а что было бы, если бы рыбы вдруг заговорили?

(дети составляют рассказы о том, что произошло бы, если бы рыбы заговорили и что они рассказали бы нам).

Анализ занятия: Ребята, мне очень понравилось сегодняшнее занятие. А вам? А что больше всего вам запомнилось? Мы сегодня образовывали родственные слова, название слов, обозначающих действия предмета.

 

 

Литература

1. Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки [Текст]/ Ю.Г. Илларионова. - М.: Просвещение, 1976.

2. Курцева, З.И. Ты – словечко, я – словечко [Текст]: пособие по риторике для дошкольников 5-6 лет. / З.И. Курцева; Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.

3. Логинова, В. И. Формирование словаря /Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада. // Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. – 224 с.

4. Придумай слово [Текст]: речевые игры и упражнения для дошкольников.//Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Изд. Института Психотерапии, 2001. – 240 с.

Вопросы к занятию

Содержание словарной работы в процессе ознакомления с трудом взрослых.

По мере развития познавательных возможностей детей все большее место в словарной работе занимает содержание, связанное с ознакомлением с жизнью людей, их трудом и отношениями. Первоначально, на втором году жизни, ребенок осваивает лишь имена близких людей, различает людей по возрасту и полу, и на этой основе вводятся слова, обозначающие эти различия: дедушка, бабушка, тетя, мальчик, девочка. В дальнейшем различение и узнавание знакомых взрослых и детей потребует освоения имен сотрудников детского сада, сверстников, близких людей семьи (третий и четвертый год жизни).

В младшем же возрасте дошкольников начинают знакомить с трудом взрослых, и на этой основе вводится соответствующий словарь, обозначающий названия профессий, трудовых действий и операций, результатов труда.

Доступность знаний о труде определяется близостью и доступностью данного вида труда наблюдению детей, яркой выраженностью операций и результатов труда, доходчивой для понимания ребенка направленностью. В связи с этим уже на втором году жизни предусматривается наблюдение за трудом няни и освоение названий некоторых ее трудовых действий (подметает, моет, поливает) и т. п. На третьем году набор профессий, с которыми знакомят детей, расширяется и в словарь вводятся соответствующие слова: повар, няня, доктор, парикмахер, шофер.

Углубляется содержание знаний о труде, в соответствии с этим словарь пополняется названиями трудовых действий (повар режет, жарит, готовит обед, парикмахер стрижет, причесывает) и, что особенно важно, названиями результатов труда (постриг, вылечил, приготовил обед и т. п.). В слове для детей объективируется и направленность труда — для кого предназначен результат труда, чем он ценен.

На четвертом году расширение словаря детей обеспечивается ознакомлением с новыми профессиями людей (воспитатель, музыкальный работник, заведующая детским садом, продавец, строитель) и их трудовыми операциями (воспитатель занимается с детьми, играет, читает им; музыкальный работник играет на рояле, учить петь, танцевать; продавец получает чек, взвешивает, заворачивает, подает покупку и т. п.).,

Углубление знаний о труде предполагает, ознакомление с отношениями людей в труде и к труду и сопровождается введением слов, обозначающих качества трудовых действий и отношений (быстро работает, осторожно ведет машину шофер, аккуратно протирает цветы няня, дружно вместе работают строители и т. п.).

В словарь детей пятого года жизни вводится более широкий круг названий профессий. Сюда включаются профессии людей, работающих на транспорте (машинист, летчик, капитан, матрос, водитель, кондуктор), профессии родителей (учитель, почтальон, портной и т. п.). Помимо названий трудовых действий и их качеств, отношений людей в труде, в словарь детей этого возраста вводятся названия трудового оборудования (у повара — кастрюли, весы, ножи, сковородки и т. д., у дворника — скребок, шланг, лопата и др.).

На шестом году жизни словарь пополняется названиями более широкого круга профессий работающих на строительстве (крановщик, каменщик, маляр, электрик), в колхозе (тракторист, доярка, комбайнер), в ателье по шитью одежды (портной, закройщик, швея) и т. д. Здесь же в словарь широко вводятся названия разных видов техники, облегчающей и ускоряющей труд (картофелечистка, электромясорубка, овощерезка, пылесос, полотер, стиральная машина, экскаватор, подъемный кран, трактор, бульдозер, снегоочиститель и т. п.). Кроме того, дошкольникам показывают отношения людей к технике, к труду и в труде, вводят соответствующий словарь: старательно, слаженно, дружно, умело, бережно и т. п.

В словарь детей седьмого года жизни включаются названия широкого круга профессий, распространенных в данной местности: профессии в сельском хозяйстве (доярка, тракторист, комбайнер и др.), на транспорте (машинист, диспетчер и др.), на стройке (каменщик, монтажник, крановщик, маляр и др.), на заводах, шахтах, воинские профессии, профессии, связанные с обслуживанием населения, и другие. Знания дошкольников о труде обобщаются: их знакомят с общественной направленностью всех видов труда, отношением к людям труда. На этой основе формируются обобщенные представления о труде в нашем обществе и вводится соответствующий словарь: труд — почетное, нужное дело; трудятся на пользу всех; Почетная грамота; доска Почета; премия, медаль, орден и т. д.

В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное их общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле- и радиопередач и т. п.). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.

 

Методика словарной работы в процессе наблюдения за трудом взрослых.

Реализация программы по словарной работе осуществляется через систему соответствующих занятий. Эта система складывается из занятий трех разновидностей: занятий, в которых словарная работа осуществляется в процессе ознакомления с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений окружающей действительности (экскурсия, демонстрация предметов и т. п.), занятий, где словарная работа опирается на углубление знаний детей об окружающих предметах и явлениях (ознакомление с качествами, свойствами, особенностями), и занятий, решающих задачи словарной работы в процессе обобщений, формирования понятий.

Во всех этих видах занятий развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности. Отсюда вытекают общие требования к организации и методике проведения занятий:

1. Единство развития словаря с развитием познавательных процессов (восприятия, представления, мышления).

2. Целенаправленная организация речевой и познавательной активности детей в процессе занятия.

3. Наличие наглядности как основы для организации речевой и познавательной активности.

4. Единство реализации всех задач словарной работы на каждом занятии.

Работа по формированию словаря начинается с занятий, посвященных первичному ознакомлению с предметами труда. Эту роль выполняют занятия — демонстрации профессий и их изображений, действий с ними, а также игры-занятия типа «Причешем куклу», «Напоим мишку чаем» и т. п.

Основная цель этих занятий — ввести в речь детей названия трудовых специальностей и некоторых действий с ними. Решить такую задачу можно, лишь правильно организовав восприятие. Наиболее эффективными методическими приемами здесь будут те, которые привлекают внимание ребенка к труду, действию, — это неожиданное появление и исчезновение картинок, действия с ними. Название профессии или действия дается тогда, когда внимание ребенка сосредоточено па ней. При этом названия многократно повторяются. В следующем моменте занятия слово должно быть использовано в качестве сигнала, знака данной деятельности. С этой целью обычно создается поисковая ситуация, задается вопрос: где работник? (Где парикмахер? Где ножницы? и т. д.).

Уловив активный поиск ребенком исчезнувшей картинки, воспитатель показывает её вновь. Тем самым слово связывается с самой профессией, её образом, становится «знаемым». Затем педагог стремится вызвать активное подражание — повторение ребенком слова при появлении или исчезновении картинки.

Закрепление слова осуществляется на занятиях, где дети по указанию воспитателя выбирают одни специальности среди других, показывают знакомые профессии (мамину или папину), разнообразно действуют с ними.

По мере развития словаря на третьем и четвертом годах жизни возникает возможность включения в систему работы сюжетных игр-занятий, где демонстрируется ряд трудовых действий, их назначения, действия с ними. На занятиях такого рода педагог включает детей в активные действия.

Привлекая внимание детей к действиям работающих людей, воспитатель активно добивается называния их: предлагает повторить, ответить на вопрос, поощряет говорящих, побуждает говорить детей вместе и порознь.

На занятиях этого вида широко используются игровые приемы: сюрпризность появления трудовых действия (на прогулке увидеть прачечную), игровые действия с ними, а также игровые аксессуары: посылка у почтальона, клумба у садовода, ремонт телевизора и т. п.

Для успешного освоения всеми детьми названий специальностей и действий важна активность каждого, поэтому, чем младше возраст, тем чаще следует организовывать такие занятия и проводить их с подгруппами детей.

Содержание словарной работы на таких занятиях должно быть тесно связано с развитием словаря детей в повседневной жизни Слова, которые получают дошкольники на занятиях, закрепляются, активизируются в процессе игр, бытовой деятельности, общения со взрослыми. Слова, осваиваемые в быту, уточняются, закрепляются на занятиях.

В среднем и старшем дошкольном возрасте в соответствии с программой специальные занятия по первичному ознакомлению с профессиями, как правило, не проводятся. Слова, обозначающие новые профессии, легко осваиваются в процессе той деятельности, где дети сталкиваются с ними.

Так как дальнейшее развитие словаря связано с углублением знаний об особенностях трудовых действий, то и в систему занятий по словарной работе включаются соответствующие занятия. Разновидностями их являются впервые разработанные Е. И. Тихеевой так называемые занятия-осмотры работы взрослых, основной целью которых является вычленение частей, деталей и назначения действий, а также занятия по ознакомлению с их качествами и свойствами.

В основу методики занятий-осмотров положена организация активных действий детей, направленных на вычленение частей производимой работы, их назначения и использования.

Эта активная познавательная деятельность позволяет сделать знания о труде значимыми для ребенка и обеспечивает точное соотнесение слова к части действия, к его детали.

Такие занятия проводятся с детьми третьего, четвертого и пятого года жизни. Набор профессий на этих занятиях может быть различным, но в любом случае труд должен, во-первых, быть значимым для деятельности ребенка, для его ориентировки а окружающем мире, во-вторых, обладать частями, с которыми ребенок должен действовать.

Ход осмотра идет от общего восприятия деятельности, её назначения и названия к выделению частей, деталей и их особенностей. Последовательность вычленения частей диктуется логикой действий с этим видом трудовой деятельности. Так, нельзя знакомить детей с процессом доения коровы, не познакомив предварительно с процессом подготовки дояркой своего рабочего места и мойкой вымени. Основными приемами руководства познавательной и речевой активностью являются отчетливые указания воспитателя, организующие действие, и точные словесные пояснения в случаях затруднений. В связи с тем, что здесь необходимо организовать поочередно активные действия с данным видом деятельности взрослого каждого ребенка, такие занятия проводятся с подгруппами детей и в живом темпе.

 

Самостоятельное сочинение загадок - творческая речевая деятельность детей (ее структура, характеристика компонентов).

Творчество в широком смысле представляет собой важнейший социально-значимый вид человеческой духовно-практической деятельности, содержанием которой является целенаправленное изменение объективного мира.

Словесное творчество - это сложный вид творческой деятельности ребенка, рассматривается как "деятельность, возникающая под влиянием восприятия произведений искусства и проявляющаяся в создании успешных сочетаний - рассказов, сказок, стихов, загадок», что играет важную роль в полноценной подготовке детей к школе.

Формирование словесного творчества имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте,оно предполагает:

• наличие представлений у детей о средствах выразительности;

• понимание детьми смыслового богатства слова, смысловой близости и различия однокоренных синонимов, понимание словосочетаний в переносном значении;

• понимание и овладение переносным значением многозначных слов;

• способность детей воспринимать, выделять и замечать средства художественной выразительности;

• владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении;

• умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов);

• осознание обобщенного смысла.

Ничто так не обогащает словесное творчество детей, как малые фольклорные жанры, среди которых загадка занимает особое место.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей "поэтический взгляд на действительность". Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР, так как в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.

 

С целью составления системы работы по развитию словесного творчества детей старшего дошкольного возраста через сочинение загадок была создана методическая разработка.

В ходе достижения цели реализуются следующие задачи:

• учить детей составлять загадки;

• формировать лексико-грамматические компоненты речевой языковой системы и связную речь;

• развивать словесное творчество, восприятие, память, мышление, воображение;

• стимулировать умственную активность, через расширение знаний и представлений об окружающем мире;

• воспитывать находчивость, сообразительность, быстроту реакции.

По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.

К загадкампервого уровня сложности относят:

• загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);

• загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.

Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

Загадкивторого уровня сложности включают:

• загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;

• загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.

Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

Данные формы фольклора вносят определенную "живинку" в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.

Составление загадок является составной частью логопедической работы.

Загадки используются не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении.

На основе учета характера загадок, особенностей развития детей можно сформулировать следующие требования к их применению в целях развития лексико-грамматического строя речи и словесного творчества:

• загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей с предметами, их характерными признаками;

• загадки должны быть доступны детям с точки зрения как содержания, так и формы. Обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом (рассматривание предметов);

• отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, объяснениями образного описания;

• придумывание загадок детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов;

• загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме.

Особое место в работе с детьми занимает применение наглядных моделей (описательные, сравнительные, интеллектуальные карты; мнемотаблицы, мультимедийных презентаций, картинок-невидимок, техники рисования свечой и акварелью, что заметно облегчает детям овладение четкой и последовательной образной речью, повышает интерес к составлению и отгадыванию загадок.

В практической работе наглядные модели используются многократно за счет применения планшетов-игровизоров.

I. Описательная карта изготавливается на листах бумаги формата А4, в виде графических схем различных признаков предметов и явлений (цвет, форма, размер, величина, вкус, сочность и др.).

II. Сравнительная карта

Работа со сравнительными картами в отличие от описательных подразумевает сравнение предметов и действий. Например, «на что это похоже?», «кто или что делает также?». Дальше составляются загадки методом сравнения и отрицания.

III. Интеллектуальные карты

Составление карт предполагает:

• в центре располагается картинка-отгадка, которая при загадывании закрывается знаком «?»;

• линии (ветви, каждая из которых выделяется под характерный признак загадываемого объекта. Ветвь подписывается (для детей умеющих читать) и заканчивается соответствующей предметной, сюжетной картинкой или символом.

IV.Работа с мнемотаблицей предполагает несколько вариантов:

1. Использование готовых мнемотаблиц. Например, Воробьевой В. К., Ткаченко Т. А., Глухова В. П., Большевой Т. В., Ефименковой Л. Н.

2. Составление мнемотаблиц совместно с детьми.

С этой целью необходимо научить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами, зарисовывать предметы и явления природы; самостоятельно заполнять мнемотаблицу; составлять загадку, используя её как план.

V. Мультимедийная презентация - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Мультимедийные презентации,составлены по 4 блокам: времена года, мир растений, мир животных, мир человека.

Используются два варианта работы с мультимедийными презентациями

1. Как интерактивная дидактич


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.135 с.