Политико-территориальная структура государственного управления. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Политико-территориальная структура государственного управления.

2021-10-05 26
Политико-территориальная структура государственного управления. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конституционное оформление современного государственного устройства Российской Федерации происходило в сложных условиях перехода от советской модели федерализма к модели правовой. Поэтому выделенные выше критерии федеративного устройства государства в условиях России имеют свои особенности, а некоторые из них просто неприемлемы.

Практически ни в одном федеративном государстве в мире не предполагается наличие единой системы исполнительной власти. В соответствии же со ст. 77 Конституции предполагается создание единой системы исполнительной власти в рамках исключительных предметов ведения Российской Федерации и совместных предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Судебная система Российской Федерации также существенно отличается от судебных систем других федеративных государств, так как является исключительно федеральной. В субъектах РФ могут быть созданы лишь конституционные (уставные) суды с довольно ограниченными полномочиями.

Различные виды субъектов РФ (республики, края, области, автономные образования, города федерального значения) и некоторые неопределенности в вопросах равноправности их конституционно-правового статуса делают Россию асимметричной федерацией.

Многонациональный состав населения, огромная территория с различными природными и географическими условиями, исторический след в национальных отношениях и конкретная политическая ситуация, связанная с угрозой распада Российского государства – все это обусловливает специфику федеративного устройства России.

По своему социальному содержанию российский федерализм олицетворяет государственное единство, объединение десятков народов как этнотерриториальных общностей вокруг русского народа, являющегося ядром и главной объединяющей силой многонационального федеративного государства.

Особенность современного российского федерализма заключается в том, что в нем сочетаются территориальные (общетерриториальные) и национальные (национально-территориальные) начала.

Особенность современного российского федерализма состоит в том, что это – сравнительно молодой федерализм, находящийся еще в процессе становления в неразрывной связи с дальнейшей демократизацией страны. Хотя формально российский федерализм берет свое начало с октября 1917 г., его реальное становление и развитие началось лишь с последнего десятилетия XX в.

Одной из особенностей российского федерализма является то, что Российская Федерация – самая большая в мире федерация. Большое количество субъектов создают проблему управляемости. Теория управления определяет масштаб управляемости в пределах 9—13 объектов. Происходящий сегодня процесс объединения субъектов РФ как способ решения данной проблемы пока не дал конкретных результатов.

Российская Федерация – асимметричная федерация, допускает разнохарактерный статус, политическое, государственно-правовое и финансовое положение входящих в нее субъектов. Симметрия нарушена, поскольку изначально в основу определения субъектов РФ были заложены разные начала: одни формировались по национальному признаку и стали республиками, другие – по территориальному – края, области, города Москва и Санкт-Петербург, третьи – по смешанному, национально-территориальному – автономная область и автономный округ. Так установилось три модели конституционного устройства субъектов РФ. Конституция исходила из Федеративного Договора и закрепила его компромиссные положения: с одной стороны, равноправие всех субъектов между собой и во взаимоотношениях с органами государственной власти, с другой стороны – подтвердила разнообразие социально-политических статусов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 66 Конституции статус республики определяется Конституцией и Конституцией Республики.

Особенностью Российской Федерации является правовой статус автономных округов – их двойная правосубъектность: они являются самостоятельными субъектами РФ, но территориально входят в состав области, края (таких же равноправных субъектов РФ). Взаимоотношения автономных округов с областью и краем, в состав которого они входят, требуют законодательного регулирования.

Особенностью и противоречием российского федерализма одновременно является закрепленное в Конституции (ч. 3 ст. 11) положение о том, что разграничение полномочий может осуществляться не только Конституцией, но и Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Исходя их этого, договорные отношения могут иметь конституционный, договорной или смешанный характер. Существующие отношения органов государственной власти субъектов РФ с федеративными органами можно условно разделить на три вида: близкие к конфедеративным, федеративные, но основанные на индивидуальных договорах, строящиеся на Конституции и Федеративном договоре и уставах большинства субъектов Федерации.

В Конституции не упоминается термин «суверенитет» по отношению к субъектам, государственный суверенитет распространяется на всю территорию Российской Федерации, в то же время федеральная власть компетентна в решении только вопросов, определенных Конституцией и касающихся всего государства. Но ст. 76 Конституции определяет пределы ведения Российской Федерации, совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ, осуществление собственного регулирования субъектов РФ – принятие законов и нормативных актов субъектов РФ, причем в данной сфере действует нормативно-правовой акт субъекта РФ, что подчеркивает «суверенность» государственной власти субъекта РФ.

Кроме того, субъекты РФ самостоятельно распоряжаются своей собственностью, могут реализовывать свои национальные потребности и интересы. Проблема заключается в том, что конституции ряда субъектов РФ суверенитет республики признают более объемным, повышая статус своего государственного образования, выводя его за рамки, установленные Конституцией и международными принципами федерализма. Эти особенности и противоречия определяют задачи и основные направления развития федеративных отношений, федеральной национальной и региональной политики.

37. Федеральные административные учреждения: структура и функции.

Современная административная система России представляет собой достаточно аморфное образование и, как показывает опыт, пока не способна эффективно осуществлять заявленные цели глобальной модернизации. Данная ситуация стала результатом влияния множества факторов. Условно в развитии административной системы демократической России можно выделить два периода:

· 1) становление демократической системы управления (90-е гг. XX в. — начало XXI в.);

· 2) период реформирования административной системы (2004— 2014 гг.).

С середины 90-х гг. XX в. в течение ряда лет в Российской Федерации действовала система федеральных органов исполнительной власти, установленная Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1176 «О системе федеральных органов исполнительной власти», и структура таких органов, утвержденная Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Согласно этим указам в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации входили министерства РФ (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти:

· 1) государственные комитеты;

· 2) федеральные комиссии;

· 3) федеральные службы;

· 4) российские агентства;

· 5) федеральные надзоры, а также Управление делами Президента РФ. Таким образом, было предусмотрено шесть различных организационных форм федеральных органов исполнительной власти.

· 1. Министерство РФ было федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в установленной сфере деятельности, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавлял входящий в состав Правительства министр РФ (федеральный министр).

· 2. Государственный комитет, федеральная комиссия осуществляли на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет, федеральную комиссию возглавлял соответственно председатель государственного комитета, председатель федеральной комиссии.

· 3. Федеральная служба, российское агентство, федеральный надзор осуществляли специальные функции (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) в установленных сферах ведения. Федеральную службу возглавлял руководитель (директор) федеральной службы, российское агентство — генеральный директор российского агентства, федеральный надзор - начальник федерального надзора.

Государственная служба.

Государственная служба - это организационно-функциональная основа государства. Ее суть заключается в осуществлении по поручению государства исполнительно-распорядительных функций гражданами, занимающими государственные должности.

Понятие «государственная служба», в юридической литературе, толкуется по-разному: как социально-правовой институт, как вид органов государства и как род деятельности человека.

Как правовой институт, государственная служба представляет собой совокупность норм, регулирующих государственно-служебные отношения. Данный правовой институт является многоотраслевым, объединяя нормы конституционного, административного, финансового, уголовного трудового права. Основное его содержание составляют нормы административного права. Они устанавливают правовое положение государственного служащего, определяют порядок приема на государственную службу, условия ее прохождения и прекращения.

Как вид органов государства, государственная служба представляет собой структурное образование, наделенное определенным объемом компетенции и властных полномочий, необходимых, для реализации возложенных на него задач. Существуют Служба внешней разведки РФ, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба безопасности РФ и др.

В организационном отношении государственная служба динамична, управляема. Путем издания нормативных правовых актов государство может менять конкретные компоненты ее системы, в частности, уточняя круг осуществляющих ее субъектов.

Данное обстоятельство в немалой степени повлияло на трактовку государственной службы, как рода деятельности. Так, при отсутствии однозначного определения государственной службы в нормативных правовых актах в юридической литературе она понималась в широком и узком смысле. Государственная служба в широком смысле сводилась к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях, оплачиваемая из бюджетных средств. Например, государственными служащими признавались и учитель школы, и врач, и министр и т.п. Данное определение было характерно для советского периода государственного строительства в России. Современное российское законодательство исходит из трактовки понятия «государственная служба» в узком смысле. Она рассматривается как профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К государственной службе стали относиться только лица, замещающие государственные должности в государственных органах (при этом учителя и врачи не были включены в перечень таких должностей). Следовательно, как род деятельности - государственная служба есть ни что иное, как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения государственных полномочий.

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст. 1) устанавливает, что государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

· Российской Федерации, в целом;

· федеральных органов государственной власти;

· субъектов Российской Федерации;

· органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

· лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (Президент РФ, депутаты, министры, судьи);

· лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации (например, губернатор края или области).

Причем Федеральный закон «О системе государственной службы» установил, что он не регулирует деятельность лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ. Следовательно, значительный круг лиц, занимающих государственные должности не отнесены к государственным служащим. Государственные должности РФ - это должности, устанавливаемые Конституцией РФ и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, лица их замещающие не являются государственными служащими. Это, например, должности, непосредственно установленные Конституцией РФ: Президента РФ (ст. 11, 80); Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской федерации (ст. 101); Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 101); федеральных министров (ст. 110); судей федеральных судов (ст. 128); депутатов (статья 97, 98) и др. Полный перечень государственных должностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами установлен Сводным перечнем государственных должностей Российской Федерации1. Государственные должности субъекта РФ - это должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ, например, руководители субъектов РФ и их органов государственной власти, мировые судьи2.

Особенности их правового статуса закрепляются в Конституции РФ и соответствующих федеральных конституционных законах и федеральных законах. Так, правовое положение Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров устанавливаются Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Правовое положение председателя, его заместителя и судьи федерального суда определяется Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Государственные должности следует отличать от должностей государственной службы. Государственными служащими являются лишь те, кто замещает должности государственной службы. Например, это помощники, пресс-секретари, советники и референты Президента РФ, губернатора Красноярского края; помощники, советники и консультанты депутатов Федерального Собрания РФ и Законодательного Собрания Красноярского края; руководитель (директор), советник и специалист департамента федерального министерства; руководитель, советник, консультант и специалист департамента Совета администрации Красноярского края; помощник судьи, специалист, секретарь судебного заседания; начальник отдела и специалист прокуратуры. Именно они признаны государственными служащими. В Законе определено, какие должности относятся к государственным должностям государственной службы, а их перечень подлежит внесению в Реестр государственных должностей федеральной государственной гражданской службы РФ, утверждаемый Президентом РФ3.

Реестр необходим прежде всего для того, чтобы установить порядок учреждения должностей федеральной государственной гражданской службы. Правовой статус лица, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы возникает не с момента ее учреждения, а с даты включения в Реестр и сохраняется до того момента, пока она числится в Реестре.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

· государственная гражданская служба;

· военная служба;

· правоохранительная служба.

Кроме того, государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации. Военная и правоохранительная служба являются исключительно видами федеральной государственной службы.

Государственная гражданская служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

В зависимости от принципа разделения властей различается государственная служба в органах законодательной, исполнительной и судебной власти. За этими рамками остается служба в органах прокуратуры, избирательных комиссиях и некоторых других органах, которая также является государственной. К числу лиц, проходящих государственную гражданскую службу, относятся, например, сотрудники Администрации Президента РФ, аппарата Правительства РФ, аппаратах палат Федерального Собрания РФ, органах государственной власти субъектов РФ (например, в Совете администрации Красноярского края) и других государственных органах, за исключением, так называемых, силовых ведомств. Вопросы прохождения государственной гражданской службы регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79–ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами.

Следует обратить особое внимание на такую разновидность трудовой деятельности, как альтернативная гражданская служба, которая осуществляется в интересах общества и государства взамен военной службы по призыву. Этот вид службы предусмотрен Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», а сама такая деятельность регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных названным законом. Право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой имеет гражданин в случаях, если:

·несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

·он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Местом прохождения такой службы могут быть:

·организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти;

·организации, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

·в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, - 21 месяц.

Военная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства 4.

Правовое регулирование указанного вида службы регулируется актами, определяющими порядок прохождения военной службы, например Федеральными законами от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 27 мая 1998 г. № 76–Ф3 «О статусе военнослужащих», Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999г.№ 1237.

Так, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» четко определяет, в каких структурах она осуществляется. Согласно этому Закону военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях и т.д.

К военнослужащим относятся:

военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, - офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента РФ;

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.

Правоохранительная служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина 5. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. Хотя согласно статье 19 закона приведенное определение применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе. Специальный законодательный акт, который предусматривал бы общую регламентацию правоотношений, связанных с прохождением правоохранительной службы, - единую для всех субъектов ее осуществления - на сегодняшний день отсутствует. Проект Федерального закона «О правоохранительной службе», внесенный Президентом РФ в порядке законодательной инициативы пока еще не принят, перечень органов, в которых, осуществляется прохождение правоохранительной службы нормативно не закреплен, правовой статус сотрудников правоохранительных органов регламентируется разрозненными, отличающимися по своей юридической силе нормативными правовыми актами. По формальным признакам к правоохранительной можно отнести службу в таможенных органах, в органах и учреждениях исполнения наказаний, в органах, осуществляющих контроль за оборотом наркотиков, службу судебных приставов и, конечно же, службу в органах внутренних дел. Вместе с тем, этот перечень не является исчерпывающим, так как нет полной уверенности в том, можно ли к этому виду службы относить службу в прокуратуре, ФСБ, МЧС и судах. По смыслу Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45–ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» правоохранение осуществляют: прокуроры; следователи; лица, производящие дознание; лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники ОВД, сотрудники органов ФСБ; сотрудники органов по контролю за оборотом наркотиков. Однако, окончательный однозначный ответ на вопрос о том, службу в каких органах следует считать правоохранительной, можно будет дать только после принятия соответствующего федерального закона и утверждения Президентом РФ перечня типовых должностей правоохранительной службы.

Служба в ОВД, которая интересует нас в наибольшей степени, в настоящее время регулируется двумя основными нормативными правовыми актами: Законом РФ «О милиции» и Положением о службе в ОВД. Оба этих документа были приняты достаточно давно (1991 и 1992 г.г.) в период советского государства, которого уже не существует. Отдельные положения этих нормативных актов противоречат друг другу и, естественно не отвечают изменившимся социально-политическим условиям.

Выводы

Понятие «государственная служба», в юридической литературе, толкуется по-разному: как социально-правовой институт, как вид органов государства и как вид деятельности человека. Так в первом случае - это совокупность норм регулирующих однородные отношения, во втором - организационно-структурное образование, в третьем - род общественно-полезной деятельности.

Таким образом, законодательством Российской Федерации создана система законодательства о государственной службе, в которую входят федеральная государственная служба и государственная служба субъектов РФ. Федеральная государственная служба включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную. Субъектами РФ осуществляется только государственная гражданская служба, действующая в соответствии с федеральным законодательством о государственной службе и законодательством субъектов РФ на основе их компетенции.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.