Тема 1. Общественный и государственный строй древневосточных государств — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Тема 1. Общественный и государственный строй древневосточных государств

2021-11-25 486
Тема 1. Общественный и государственный строй древневосточных государств 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задание 1. Заполните таблицу «Государства Древнего Востока»

Государство Дата возникновения Государственный строй
Древний Египет IV тысячелетие до н. э. Централизованная монархия
Древнее Шумеро-аккадское государство III тысячелетие до н.э. классическая восточная деспотию
Древний Вавилон 3,5—3 тыс. лет до н.э. Для Древнего Вавилона была характерна форма правления в виде неограниченной восточной деспотии.
Древняя Индия III тысячелетие до н.э. Варно-кастовый строй
Древний Китай II тысячелетии до н.э. классическая восточная деспотия

 

Задание 2. Заполните таблицу «Общественный строй Древнего Вавилона»

 


Задание 3. Впишите в таблицу представителей общественной пирамиды Вавилона напротив характерного для него высказывания:

 

Представитель вавилонского общества Высказывание
мушкенумы «Я смогу вернуть выросший долг, только продав весь урожай, но как тогда жить?»
вельможе «Я согласен взять вместо серебра твоего старшего сына, чтобы он как раб трудился на моем поле».
царь «Подростков и женщин можете забрать в рабство, а мужчин всех убить – они опасные противники».
жрец «Тень закрыла солнце (Шамаша) – нас ожидает суровая непогода».

Задание 4. Заполните таблицу «Общественный строй Древней Индии»

                                             
военная аристократия
 
кшатрии
 
вайшьи
свободные полноправные общинники
шудры
низшая варна, неравноправные члены общества
рожденные от смешенных браков.   В памятниках древнеиндийского права - Законах Ману и Артхашастре упоминается о нескольких разрядах рабов. Основным источником рабства в Древней Индии были:   а) обращение в рабов военнопленных;   б) естественное воспроизводство;в) продажа свободных в рабство;г) долевое рабство;д) рабство вследствие совершения преступления.   Рабов было меньше, чем в Риме, рабский труд не является основой производства.   8. Вопрос Законы Ману - общая характеристика дхармашастры   В Древней Индии понятие “право” было неизвестно. Жизнь индийцев подчинялась скорее этическим, чем правовым нормам.   При этом эти нормы носили явный отпечаток религии.   Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы) содержались в сборниках - дхармашастрах.   Наиболее известная дхармашастра - законы Ману (Ману - мифический Бог). Эти законы появились в период 2 в. До н.э. и 2 в. Н.э.   Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двухстиший (шлок). Немногие статьи имеют непосредственное правовое содержание (8-9 главы). Всего 12 глав.   Главное в законах Ману - закрепление существующего варнового строя. Здесь подробно описывается происхождение, согласно религиозному учению варн, указывается на наследственно-профессиональный характер варн, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Особенностью законов Ману является религиозная окраска всех его положений.   Правовое регулирование в период создания законов Ману в Индии хорошо понимали разницу между собственностью и владением и охране частной собственности уделялось большое внимание.   Было 7 способов возникновения права собственности - наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, зарплата, милостынь. Также был способ “давность владения” - 10 лет, только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, то она возвращалась законному владельцу.   Основной вид собственности - земля (земли - царские, общинные и частные). Царь не был собственником всей земли, но он охранял землевладельцев и получал за это налоги. Наиболее важное движимое имущество - рабы, скот, инвентарь (наверное сельскохозяйственный). Община стремилась ограничить частное землевладение.   Закрепление кастового строя   Кастовый характер права усматривается в системе преступлений и наказаний. Лица высших варн (2-рожденные) несли меньшую ответственность за преступления, чаще всего - покаяние, штраф. Тяжесть уголовной репрессии падала на шудр, людей из низших каст, обездоленных. Брахман за убийство нес покаяние - ему брили голову, вор из низшей касты умерщвлялся. Брахман за убийство шудры платил штраф, равный стоимости вороны, собаки. "Законы Ману" (manavadharma sastra) - самый известный широкому кругу   читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами   памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.   Этот сборник пользовался большим авторитетом у индийцев в древности и   в средние века. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике,   приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману. На   самом же деле этот сборник не такой уж древний.   В VI-V вв. до н.э. в Индии, в долине Ганга, возникали крупные рабовладельческие государства. Новые государства выходили за племенные рамки не только территориально: приспособлялись к новым условиям родо-племенные институты, происходили изменения в идеологии и т. д.   Обычное право и устные традиции уже не могли удовлетворять потребности государства. Возникли дхармасутры-основанные на "священном откровении"   (на Веде) сборники фиксированных письменных правовых норм.   Составлялись дхармасутры не органами государственного управления, а богословскими школами; они были сборниками не действующего законодательства, а поучений и рекомендаций к применению обычных правовых норм. Изложение отличалось бессистемностью, стиль - лапидарностью; дхармасутры не столько излагали, сколько напоминали   основные положения, которые читателю должны были быть и так известны.   Из дхармасутр выросли дхармащастры - правовые трактаты, более систематизированные, предназначенные для изучения и лучшего   запоминания, написанные стихами. Видный санскритолог Г. Бюлер утверждал, что основой дхармащастры Ману явилась какая-то недошедшая   до нас дхармасутра i. Его точка зрения встретила серьезные возражения со стороны П.В.Кане и К. П. Джаясвалы 2, отстаивающих   самостоятельный характер возникновения "Манавадхармащастры". Спор будет решен в пользу Г. Бюлера, конечно, только тогда, когда древняя дхармасутра будет найдена. Но точка зрения Г. Бюлера, что дхармащастра Ману в том виде, в каком она дошла до нас, сложилась во II в. До н.э.-II в. н. э. *, в науке утвердилась. При этом не весь материал,   содержащийся в сборнике, может относиться именно к указываемому периоду. Относительно новыми признаются первая и последняя (XII) главы. Из остальных глав более древними считаются II-VI главы. Но и в них имеются стихи, которые признают позднейшими добавлениями. "Законы Ману" оставляют впечатление большей целостности в композиционном   отношении, чем дхармасутры, но и здесь имеются многочисленные повторения и неоправданные отступления; очень много противоречий, причем иногда противоречивые мнения приводятся непосредственно одно за другим.   "Законы Ману" в средние века неоднократно переписывали и комментировали, что само по себе показывает большое значение, которое   придавалось в Индии этому древнему сборнику. До нас дошли комментарии Медхатитхи (IX в.), Говиндараджи "ХП- XIII вв.), Нараяны (XIV в.),   Куллюкабхатты (XV в.), Рагхавананды (XVII-XVIII вв.), Нанданы и Рамачандры (XVIII в.); имеется и анонимный кашмирский комментарий.   также, по-видимому, довольно поздний. То обстоятельство, что комментаторов отделяли от времени составления. "Законов Ману" многие века, что они жили в эпоху с иными общественными условиями и воззрениями, не могло не наложить отпечатка на их творчество; и не удивительно, что при толковании отдельных стихов сборника (особенно в   религиозно-философских разделах) мнения комментаторов редко бывают единодушными. И все же работы средневековых индийских комментаторов (особенно Медхатитхи и Куллюкабхатты) имеют огромное значение - без   них многие стихи "Законов Ману" оказались бы совершенно непонятными ".     ⇐ Предыдущая12345678910111213141516Следующая ⇒     Дата добавления: 2015-05-06; просмотров: 637; Опубликованный материал нарушает авторские права? | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ   Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:     Найти Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 1965 - | 1663 - или читать все...   Читайте также: A. Устройство, предназначенное для приемки, хранения и подготовки материальных ценностей к производственному потреблению и бесперебойному питанию или потребителей. B Настройка параметров границ D. Настройка опций обмена защищенной почтой. I. Психологическая настройка на работу. Сплочение группы II. Бытовые устройства для борьбы с неблагоприятными факторами окружающей среды II. Симптоматика расстройств пищевого поведения IV. Требования к устройству и оборудованию помещений IV. Тревожные расстройства XIV. ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ XXI.4. Правильный настрой сознания АВТОСЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО Автосцепное устройство                 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам  
неприкасаемые (чандалы и другие)
Варно-кастовый строй


Задание 5. Впишите в таблицу представителей общественной пирамиды Индии напротив характерного для него высказывания:

 

Представитель индийского общества Высказывание
шудра «Я леплю горшки, готовясь к лучшему перерождению».
брахман «Мы ведем по звездам календарь, лечим болезни».
шудра «Мы учим своих детей пахать землю и пасти скот».
брахман «Я, произнося заклинания, бросаю жертвенное мясо в пламя бога Агни, который дымом возносит эти людские дары к небесным богам».
Йог-отшельник Совершенствую гармонию души и тела, чтобы достичь нирваны

Задание 6. Восточная деспотия – это монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествленного монарха (представлялся как бог или потомок богов), единоличного законодателя и высшего судьи, осуществляющего всеохватывающий надзор за бесправными подданными через разветвленный, подчиненный деспоту административный аппарат с четкой системой рангов и субординацией. На все трудовое население деспотического государства, кроме налогов, возлагаются государственные повинности, т.н. общественные работы.

Задание 7. В чем состояли особенности восточной деспотии в Древней Индии?

Хотя правитель и мог издавать любые указы, они не должны были ни в коем случае касаться нарушения кастового строя и быта людей, вопросов, связанных с верой. –

Задание 8. Ордалия – это в широком смысле то же, что и «Божий суд»; в узком — суд путём испытания огнём и водой. Ордалии считаются одним из видов архаического права, впервые подобные испытания упоминаются ещё в законах Хаммурапи.

Задание 9. Талион – это категория истории нравов, более известная как равное возмездие. Принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением («око за око, зуб за зуб»).

Задание 10. Проверьте свои знания

1. Как назывался император в Древнем Китае:

а) хуанди;

б) ван;

в) рабиану.

2. Какая империя наиболее прославилась в истории Древней Индии:

а) империя Юстиниана;

б) империя Александра Македонского;

в) империя Маурьев.

3. Какое наименование носили государства Древнего Египта:

а) полисы;

б) номы;

в) трибы.

4. Назовите территории, где раньше всего возникли государства:

а) Западная Европа;

б) Северная Африка;

в) Передняя Азия и Северо-Восточная Африка.

5. Древнее Двуречье находилось между реками:

а) Тигр и Евфрат;

б) Евфрат и Нил;

в) Нил и Тигр.

6. Какой священный титул в Древнем царстве стал присваиваться египетским фараонам:

а) «сын бога Солнца»;

б) «сын бога»;

в) «сын бога Луны».

7. В Вавилоне все учетные записи оформлялись на:

а)глиняных табличках;

б) камнях;

в) папирусе.


ТЕМА 2. ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ

Задание 1. Источники права стран Древнего Востока:

В государствах Древней Месопотамии основным источником права очень рано стал писаный законодательный акт, принятый по воле правителя того или иного царства. Таким действующим законодательным актом был и дошедший до нас самый значительный правовой документ Месопотамии ­Законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), древневавилонского правителя крупнейшего государства Двуречья.

К важнейшим источникам права Др. Индии относятся:дхармашастры ­─ сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм);артхашастры ─ трактаты о политике и праве;обычай (ачара, адачара);царское узаконение, повеление (эдикт). Источники права Древнего Китая: текст "Обозрения законов" (536 году до н.э.), включавший главы: законы о ворах, о разбойниках, о заключении в темницу, о поимке преступников, об орудиях казни и пытки. свод законов "Книга законов царства Вэй" (III - II вв. до н.э.).

 

 

Задание 2. Авилум – это свободный человек-общинник, права которого защищались в полном объеме.

Мушкенум – это свободный человек, но утративший связь с общиной, следовательно, не имевший ни земли, ни собственности.

Баирум, редум – это военные колонисты.

Надитум, энтум, зикрум – это этими названиями были представлены различные категории жриц), а также храмовая дева и храмовая блудница

Задание 3. Ордалия – это в широком смысле то же, что и «Божий суд»; в узком — суд путём испытания огнём и водой. Ордалии считаются одним из видов архаического права, впервые подобные испытания упоминаются ещё в законах Хаммурапи.

Задание 4. Талион – это категория истории нравов, более известная как равное возмездие. Принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением («око за око, зуб за зуб»).

Задание 5. Копьеносец Даян-Уцур был пленен во время похода против хурритов. Пробыв в плену пять лет, он был продан в Элам, где его приобрел тамкар Иддин-Мардук. По прибытии в Вавилон Даян-Уцур обратился в суд, оспаривая свое рабское положение. За время его отсутствия его жена вышла замуж за конного стрелка Балунда, от которого прижила двоих детей. Какое решение должен принять судья по делу Даян-Уцура?

 

Жена должна быть возвращена ему. Так гласит статья 135 закона Хаммурапи - Если человек был взят в плен, а в доме его нет пропитания, и до его возвращения его жена вступила в дом другого и родила детей, а затем ее муж вернулся и достиг своего поселения, то эта женщина должна вернуться к своему супругу, а дети должны идти за своими отцами.

 

Задание 5. Вавилонянин Акургал был ограблен неизвестными лицами на территории одной из сельских общин. По прошествии времени он обнаружил свои похищенные драгоценности, выставленные для продажи. Продавец заявил, что он купил драгоценности у наследников недавно умершего известного ювелира. Лица, могущие засвидетельствовать факт этой сделки, по словам продавца, находятся временно в отсутствии. Какие возможны варианты судебного решения по Законам Хаммурапи?

 

решение

В данном случае нужно ссылаться на §13.

То есть продавцу судья должен назначить срок до 6 месяцев, чтобы привести свидетелей. Если по истечении 6 месяцев продавец не приведет свидетелей, то этот человек считался лжецом; он должен нести наказание по этому делу, Т.е., наказание, которое грозило бы обвиняемому, если бы обвинение было доказано.

Можно рассмотреть вид наказания, который грозит продавцу если он не приведет свидетелей.

Согласно §10 «Если покупатель не привел продавца, продавшего ему эту вещь, и свидетелей, перед которыми он ее купил, а хозяин пропавшей вещи привел свидетелей, знающих его пропавшую вещь, тогда покупатель – вор, он должен быть убит, а хозяин пропавшей вещи может свою пропавшую вещь забрать. То есть если Акургал приведет свидетелей, а Продавец – нет, то он должен считаться вором.

 

Задание 6. Авилум Забар решил жениться на дочери мушкенума Римуша. Забар принес родителям дары и выкупную плату. Но за неделю до свадьбы Забар отказался жениться и потребовал вернуть дары и выкуп. Отец девушки Римуш отказался вернуть подарки. Забар обратился в суд. Прав ли он по Законам Хаммурапи?

 

Решение. Не прав, Отец может оставить себе все.

(§ 159) Если человек, который послал в дом своего тестя

брачное приношение и отдал выкуп, засмотрелся на другую женщину и

сказал своему тестю: «Я не возьму в жены твою дочь», то отец

дочери может забрать все, что ему было принесено.

 

Задание 7. Ордалия – это в широком смысле то же, что и «Божий суд»; в узком — суд путём испытания огнём и водой. Ордалии считаются одним из видов архаического права, впервые подобные испытания упоминаются ещё в законах Хаммурапи.

Задание 8. Талион – это категория истории нравов, более известная как равное возмездие. Принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением («око за око, зуб за зуб»).

 

Задание 9. Кигал – молодой человек, влюбленный в надитум, не жившую в обители, был отвергнут ею. Взбешенный, он перед судом свидетельствовал, что будто бы она пила в корчме сикеру, но слов своих ничем подтвердить не смог.Что ожидает Кигала по Законам Хаммурапи?

Решение

Ему грозит смертная казнь

(§ 3) Если человек выступил в суде для свидетельства о

преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело —

дело о жизни, то человек этот должен быть убит.

Задание 10. Проверьте свои знания

1. Определите три условия действительности для сделок купли-продажи по Законам Хаммурапи:

а) имущество не должно быть изъято из оборота, договор оформляется письменно;

б) имущество должно быть изъято из оборота (например, земли воинов); продавец должен быть действительным собственником вещи; оформление сделки должно обязательно происходить в присутствии свидетелей;

в) имущество не должно быть изъято из оборота; продавец должен быть действительным собственником вещи; оформление сделки должно обязательно происходить в присутствии свидетелей.

2. Судья, изменивший свое решение, приговаривался по Законам Хаммурапи:

а) к смертной казни;

б) к телесному наказанию и штрафу в размере стоимости иска;

в) к отстранению от должности и штрафу в размере 12-кратной стоимости иска.

3. Какие виды наследования отмечены в Законах Хаммурапи:

а) по завещанию;

б) по закону;

в) по закону и завещанию.

4. Если человек украдет достояние бога или дворца, а другой примет из его рук украденное, то какое наказание их ожидает по Законам Хаммурапи:

а) того, кто украл, нужно убить, а тот, кто примет краденное. Должен возместить стоимость украденного в 10-кратном размере;

б) обоих нужно убить;

в) по иску отвечает только тот, кто украл.

5. Если человек имел на себе долг и отдал за него в долговую кабалу жену, то при каких условиях ее можно вернуть из долговой кабалы по Законам Хаммурапи:

а) при условии, что жена отслужит 3 года;

б) при условии, что жена отслужит 4 года;

в) при условии, что жена отслужит 1 год.


ТЕМА 3. ЗАКОНЫ МАНУ

Задание 1. «Дважды рожденные» - это представители всех трех варн. Грубейшей ошибкой является смешение понятий “варна” и “каста”. Этимологически слово “варна” - это обозначение цвета кожи. Существовало 3 варны.

 

Задание 2. Дхарма – это божественный принцип, закон существования каждого существа в мире, путь правильного развития и раскрытия Божественного в нас и в мире.

 

Дхармашастраэто древнеиндийские тексты, излагающие религиозные правила поведения, а также древние законы. Дхармашастры собственно являются наставлениями по выполнению религиозного долга.

 

Задание 3. Каста – это общее название социальных групп, на которые исторически разделялось индийское общество.

Задание 4. Кшатрий, достигнув брачного возраста, решил жениться по любви на шудрянке. Отец девушки воспротивился, и кшатрий предложил большое вознаграждение за дочь. Возможен ли такой брачный союз после уплаты вознаграждения по Законам Ману?

Решение

нет. Ни в одном сказаний не упоминается жена-щудрянка у брахмана или кшатрия, даже у находящихся в крайних обстоятельствах.

 

Задание 5. Житель княжества Магадха Нанду ушел на войну и не вернулся после окончания военных действий. Семьи у него не было, и соседи спустя год стали претендовать на его имущество. Возможно ли это по Законам Ману?

 

Царю надлежит заставить хранить три года имущество, хозяин

которого скрылся; до истечения трех лет - может получить хозяин, после

- может забрать царь. (ст. 30 ГЛАВА VIII)

Задание 6. Юноша Брихатратхи и девушка Парати полюбили друг друга и решили пожениться. Родители девушки узнали об этом и потребовали наказать парня. Как нужно поступить по Законам Ману, если: а) они оба принадлежат к варне кшатриев; б) мужчина – вайший, а девушка – кшатрянка.

а) они могут пожениться

б) брак невозможен. Н в одном сказаний не упоминается жена-щудрянка у брахмана или кшатрия, даже у находящихся в крайних обстоятельствах (ст. 14 глава 3).

 

 

Задание 7. Вайший Ашока, находясь в состоянии алкогольного опьянения, продал дорогую вазу вайшию Бхарату. На следующий день Ашока потребовал вернуть ему вазу. Как должно быть решено дело по Законам Ману?

Решение

Бхарат должен вернуть вазу

163. Договор (vyavahara), заключенный пьяным, безумным, страдающим [от

болезни и т. д.], рабом (adhyadhina), ребенком, старым, а также

неуполномоченным, - недействителен.

 

 

Задание 8. Вайший Гададхара дал взаймы кшатрию Даяраму 30 пал сроком на 5 месяцев с условием, что Даярама помимо основного долга будет выплачивать 3 пала в качестве процентов за пользование основным займом. В установленный срок Даярама возвратил Гададхаре только 22 пала, указав, что 5 пал – плата за проценты за все 5 месяцев, а 17 – в счет основного долга, а оставшаяся часть долга будет возвращена постепенно. Гададхара обратился к брахману за разрешением вопроса, потребовав, чтобы Даярама возвратил ему немедленно еще 23 пал, из которых 10 – проценты, а 13 – в погашение основного долга. Каков будет вердикт по Законам Ману?

Решение

Даярама может возвращать долг постепенно. Должнику полагается исполнить для кредитора равное [долгу] даже работой, [если он] равного или низшего происхождения (jati), но если более высокого, он может отдавать постепенно. ГЛАВА VIII, статья 177

 

 

Задание 9. Уже 9 лет Рама страдал от злого нрава своей жены Айшварии. Женщина отличалась редкой злобностью и сварливостью. Детей у них не было, и Рама решил начать новую жизнь, сменив жену. Под каким предлогом Рама мог развестись по Законам Ману?

Решение

может взять другую жену

80. Приверженная к пьянству, ко [всему] дурному, противоречащая,

больная, злобная или расточительная является женой, при которой может

быть всегда взята другая

 

 

Задание 10. Проверьте свои знания

1. Укажите, чем определяется содержание Законов Ману:

а) обычаями;

б) теорией естественного права;

в) сословно-варновым делением общества.

2. Вайший, обругав брахмана, подлежит согласно Законам Ману:

а) штрафу в сотню пан;

б) штрафу в две с половиной сотни пан;

в) телесному наказанию.

3. Шудра, обругав брахмана, подлежит согласно Законам Ману:

а) штрафу в две с половиной сотни пан;

б) телесному наказанию;

в) штрафу в сотню пан.

4. По Законам Ману женщина может расторгнуть брак в случае:

а) неверности мужа,

б) неспособности мужа содержать семью,

в) такого права она не имела.

5. Вина человека, совершившего кражу, увеличивается максимально, если он принадлежит к варне:

а) брахманов,

б) шудр;

в) неприкасаемых.

 



Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.