Вопрос 1. Работоспособность в профессии юриста. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Вопрос 1. Работоспособность в профессии юриста.

2021-11-24 28
Вопрос 1. Работоспособность в профессии юриста. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА»

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ

УСТОЙЧИВОСТЬ

В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Тема 1. Предмет «Функциональная устойчивость в особых условиях»……………………………….. 7
Тема 2. Особые и экстремальные условия труда………. 25
Тема 3. Эмоциональность: структура и составляющие.. 35
Тема 4. Общая характеристика экстремальных факторов оперативно-служебной деятельности…….. 51
Тема 5. Теоретический анализ риска и рискованной ситуации………………………………………….. 64
Тема 6. Исследование зависимости сплоченности коллектива от степени риска……………………….. 76
Тема 7. Морально-психологическое обеспечение в условиях ЧС………………………………………... 91
Тема 8. Психология группы в чрезвычайной ситуации.. 104

Список используемой литературы…………………………..

119

 


 

Тема 1. Предмет «Функциональная
устойчивость в особых условиях»

Учебные вопросы:

Вопрос 1. Работоспособность в профессии юриста.

Вопрос 2. Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме.

Вопрос 3. Влияние температуры и влажности воздуха на работоспособность.

Вопрос 4. Работоспособность в условиях измененного барометрического давления.

Вопрос 5. Работоспособность при смене поясно-климатических условий.

Вопрос 2. ВЛИЯНИЕ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ПЕРИОДИЧНОСТИ РИТМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ОРГАНИЗМЕ.

Жизненный ритм правильно согласованный со свойственными организму естественными биологическими ритмами его психофизиологических функций является залогом обеспечения высокой работоспособности. Чем точнее совпадает начало учебно-трудовой деятельности с подъемом жизненно важных функций организма, тем продуктивнее будет профессиональная деятельность. Динамика работоспособности в течение суток представлена нарисунке 1.

Рис. 1.

Примером действия ритмических процессов в организме служат «совы» и «жаворонки». В течение суток работоспособность меняется. Установлено, что период активности, когда уровень физиологических функций высок, это время с 10 до 12 и с 16 до 18 часов. К 14 часам и в вечернее время работоспособность снижается. Вместе тем не все люди подчиняются подобной закономерности: одни успешнее справляются с работой с утра и в первой половине дня (их называют жаворонками), другие – вечером и даже ночью (их называют совами).

Современная жизнь особо акцентирует внимание на социальных ритмах: начало и конец рабочего дня, недостаточный отдых и сон, несвоевременный прием пищи, активная ночная жизнь. Социальные ритмы все больше давят на биологические ритмы, ставя их в зависимость, без учета естественных потребностей организма.

Каждая профессия предъявляет к человеку определенные требования (определенный набор личностных качеств, знаний, умений и навыков) наличие или отсутствие которых определяет профессиональную пригодность человека к той или иной деятельности.

Профессиональная пригодность – совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда[3].

Профессиональная пригодность – не врожденное качество человека, а результат длительной работы по формированию необходимых качеств для эффективной профессиональной деятельности, протекающей в определенных социально-экономических условиях. Например, чтобы стать юристом необходимо поступить в юридический институт, для этого необходимо сдать соответствующие предметы Единого государственного экзамена, а для их сдачи необходима длительная работа над соответствующими предметами. Если вы хотите стать полицейским, то кроме наличия юридических знаний вам потребуется хорошая физическая подготовка. И в процессе получения юридических знаний данному аспекту стоит уделять не меньше внимания. Со временем формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека (профессиональное восприятие, память, мышление и пр.), но и его личность. Складывается социально-профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями общения и т. п.

Формирование профессиональной пригодности – индивидуальный процесс. Время, необходимое для формирования профессиональной пригодности, зависит от природных данных человека, уровня его мотивации и полученной подготовки (знаний, умений, навыков). Далеко не каждый человек может в необходимый срок овладеть выбранной профессией, даже при обеспечении высокого уровня его профессиональной подготовки и мотивации. Профессиональная пригодность к этим профессиям (летчик, водолаз, оперативный работник) может сформироваться лишь при наличии определенных природных данных.

Для каждого конкретного вида деятельности профессиональная пригодность базируется на определенных психологических, психофизиологических, антропологических, медицинских и других критериях.

Уровень профессиональной пригодности определяется при помощи разнообразных диагностических средств: психологические тесты, тестирование профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики изучения мотивации, ценностных ориентаций и других.

Целый ряд признаков профессиональной пригодности зависит друг от друга, так, например, размер тела и длина рук, профессиональный опыт и возраст, как и силы тела и пол. Эти зависимости могут служить для того, чтобы уменьшить разброс различий работоспособности вследствие индивидуальных различий и, соответственно, изменений в признаках профессиональной пригодности. Так, например, малая сноровка может быть компенсирована большим рабочим опытом.

 

Рис. 2. Колебания уровня работоспособности человека

в условных единицах[4]

Отдача от работоспособности человека зависит от работоспособности и готовности к труду. Работоспособность человека изменяется помимо прочего посредством упражнений и утомления. Тут же существуют автономные, то есть, не подчиняющиеся воле, механизмы регулирования, которые регулярно на протяжении дня переключают функцию тела из «рабочей фазы» в «фазу отдыха» и наоборот. Благодаря этим различным проявлениям человеку становиться возможным по его воле или несознательно приспосабливаться к различным ситуациям, добиваться результатов по возможности более экономно и защищать себя от перегрузок.

Вопрос 2. ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ.

Значимость эмоций в жизни человека выражается в их функциях. В психологии принято выделять ряд функций.

1. Отражательно-оценочная функция. Эмоции оценивают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта; являются той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящих, прошлых и будущих событий.

2. Побудительная функция. Из оценки происходящего вытекает побуждение к действию. По мнению С.Л. Рубинштейна, «...эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него».

3. Активирующая функция непосредственно связана с побудительной. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и ее отдельных структур. Эмоциональные состояния по-разному влияют на динамику протекания деятельности, на ее темп и ритм. Эмоции радости уверенности в успехе придают человеку дополнительные силы, побуждают к более интенсивной и напряженной работе. Д. Хебб экспериментальным путем получил кривую выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и эффективностью его деятельности. Из нее явствует, что между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная зависимость. Для достижения наивысшего результата деятельности нежелательны ни слишком слабые, ни излишне сильные эмоциональные возбуждения. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает неуправляемой. Для каждого человека имеется собственный оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Он зависит от многих факторов: особенностей выполняемой деятельности, условий, в которых она протекает, индивидуальности включенного в нее человека и многого др.

4. Регулирующая функция. Эмоции влияют на направление и осуществление деятельности субъекта. Возникновение того или иного эмоционального отношения к объекту, предмету, явлению влияет на мотивацию на всех этапах протекания деятельности. Оценивая ход и результат деятельности, эмоции придают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать различно.

5. Синтезирующая функция. Эмоции соединяют, синтезируют в единое целое отдельные сопряженные во времени и пространстве события и факты. А.Р. Лурия показал, что совокупность образов, прямо или случайно связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание, образует в сознании субъекта прочный комплекс. Актуализация одного из элементов влечет, иногда против воли субъекта, воспроизведение в сознании других его элементов.

6. Смыслообразование. Эмоции служат сигналом смыслообразующей силы мотива. Так, например, А.Н. Леонтьев писал: «День, наполненный множеством действий, казалось бы, вполне успешных, тем не менее может испортить человеку настроение, оставить у него некий неприятный эмоциональный осадок. На фоне забот дня этот осадок едва замечается, но вот наступает минута, когда человек как бы оглядывается и мысленно перебирает прожитый день, в эту-то минуту, когда в памяти всплывает определенное событие, его настроение приобретает предметную отнесенность, возникает аффективный сигнал, указывающий, что именно это событие и оставило у него эмоциональный осадок. Может статься, например, что это его негативная реакция на чей-то успех в достижении общей цели, единственно ради которой, как ему думалось, он действовал, и вот оказывается, что это не вполне так и что едва ли не главным для него мотивом было достижение успеха для себя».

7. Защитная функция. Такое сильное эмоциональное переживание, как страх, предупреждает человека о реальной или мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных последствий, а возможно, и от гибели.

8. Экспрессивная функция. Эмоции за счет своего экспрессивного компонента принимают участие в установлении контакта с другими людьми в процессе общения с ними и воздействия на них.

Многообразие проявлений эмоциональной жизни человека ставит психологию перед необходимостью их более четкой дифференциации. По степени активации немецкий философ И. Кант выделил два вида эмоциональных состояний: стенические эмоции – переживания, повышающие активность личности, и астенические – переживания, снижающие активность личности. Эмоции могут быть приятными и неприятными, положительными и отрицательными. Можно различать эмоции по их интенсивности, длительности, степени осознанности причин, их вызвавших.

В зависимости от модальности, качества переживаний К. Изардом были выделены десять фундаментальных эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь – к отрицательным.

1. Интерес-возбуждение – чувство захваченности, любопытства, это наиболее часто испытываемая положительная эмоция, выступающая исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, мышления. Интерес является единственной мотивацией, которая может поддерживать осуществление повседневной, привычной, рутинной работы. У человека, испытывающего эмоцию интереса, возникает желание исследовать, вмешаться, расширить свой опыт; подойти по-новому к человеку или объекту, возбудившему интерес. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевленным и оживленным.

2. Радость характеризуется чувством уверенности и значительности, ощущением способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью. Радость сопровождается удовлетворенностью собой, окружающими людьми и миром. Она часто сопровождается чувствами силы и энергетического подъема. Следствием сочетания радости и ощущения собственной силы является связь радости с чувствами превосходства и свободы, ощущением того, что человек больше, чем он есть в обычном состоянии. Радость – это чувство, которое возникает при реализации своих возможностей. Препятствия к самореализации являются препятствиями для появления радости.

3. Удивление является преходящей эмоцией: оно быстро наступает и столь же быстро проходит. В отличие от других эмоций удивление не мотивирует поведение в течение долгого времени. Функция удивления состоит в подготовке субъекта к успешным действиям, к новым или внезапным событиям.

4. Страдание представляет собой наиболее распространенную отрицательную эмоцию. Оно обычно является доминирующим при горе и депрессии. Психологические причины страдания включают многие проблемные ситуации каждодневной жизни, потребностные состояния, другие эмоции, воображение и т. д. Переживание страдания описывается как уныние, упадок духа, обескураженность, одиночество, чувство изоляции. Страдание сообщает и самому страдающему человеку, и тем, кто его окружает, что ему плохо, и побуждает человека предпринять определенные действия: сделать что-то для уменьшения страдания, устранить его причину или изменить свое отношение к объекту, служащему причиной. Самой тяжелой формой страдания является горе. Его источником выступает утрата. Наиболее глубокое горе возникает, например, при потере любимого человека. Состояние горя каждый человек переживает очень тяжело.

5. Гнев – сильная отрицательная эмоция, возникающая в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемой цели. Среди причин гнева – личное оскорбление, разрушение состояний интереса или радости, обман, принуждение сделать что-либо против желания. При переживании гнева человек ощущает свою силу и хочет напасть на источник гнева. Чем сильнее гнев, тем более сильным и энергичным чувствует себя субъект, тем большую потребность в физическом действии он ощущает. В ярости мобилизация энергии настолько велика, что человек чувствует, что он взорвется, если не проявит каким-либо способом свой гнев.

6. Отвращение как эмоциональное состояние связано с переживанием необходимости устранить объект или изменить его. Оно есть результат резкого рассогласования в сознании человека ценностно значимого, нормального и уродливо-несовершенного, происходящего на фоне этого нормального. Отвращение могут вызвать как материальные предметы, так и социальные действия, поступки других людей. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

7. Презрение связано с ситуациями, в которых человеку необходимо чувствовать себя сильнее, умнее, лучше в каком-то отношении, чем презираемое лицо. Презрение – это чувство превосходства над другим человеком, группой или предметом, их обесценивание. Презирающий человек как бы отстраняется, создает расстояние между собой и другими. Презрение, как гнев и отвращение, в известной мере оказывается чувством враждебности: человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

8. Страх является наиболее сильной и опасной из всех эмоций, которая оказывает большое влияние на сознание и поведение человека. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, сигнализирующие об опасности. Страх переживается как предчувствие беды, неуверенности, полной незащищенности. Со страхом связаны чувства недостаточной надежности, чувство опасности и надвигающегося несчастья, при которых человек ощущает угрозу своему существованию. Ощущение страха может варьировать от неприятного предчувствия до ужаса.

9. Стыд как эмоция повергает человека в такое состояние, когда он кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным. Он сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко – ощущением неудачи, поражения. Стыд может вызвать презрение к самому себе.

10. Вина возникает при совершении неправильных действий. Обычно люди чувствуют вину, когда осознают, что нарушили правило и переступили границы своих собственных убеждений. Они могут также чувствовать вину за отказ от принятия на себя ответственности. Вина связана прежде всего с осуждением своего поступка самим человеком независимо от того, как к этому поступку отнеслись или могут отнестись окружающие. Вина включает такие реакции, как раскаяние, осуждение самого себя и понижение самооценки. Вина возникает в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность. Переживание вины состоит из мучительного чувства неправоты по отношению к другим или самому себе.

Формы проявления эмоций также весьма разнообразны и могут быть представлены в следующей классификации.

1. Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резким изменением в сознательной деятельности и выраженными двигательными проявлениями. Аффективное состояние сопровождается существенным снижением возможности сознательного контроля субъекта за своими действиями. Аффект развивается при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций. Аффект может подготавливаться исподволь: повторение ситуаций, вызывающих резко отрицательное эмоциональное состояние, ведет к аккумуляции аффекта, который может разрядиться в бурном неуправляемом аффективном взрыве. Сильные аффекты захватывают всю личность, что сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия. Аффективные проявления положительных эмоций – восторг, воодушевление, безудержное веселье; отрицательных – ярость, гнев, ужас, отчаяние. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном.

2. Собственно эмоции – более длительные и менее интенсивные состояния по сравнению с аффектами. Эмоции имеют ситуативный характер, т. е. выражают оценочное отношение человека к наличной или возможной ситуации, к своей деятельности и к своим действиям.

3. Чувство – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности. Оно отличается относительной устойчивостью и постоянством. Чувства человека возникают как обобщение эмоций – становление и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих ситуативное значение предметов в конкретно сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие постоянную мотивационную значимость. Несовпадение ситуативных и устойчивых эмоциональных переживаний получило в психологии наименование амбивалентность чувств. Чувства – это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, «захваченность» ими. В регуляции поведения чувствам отведена роль ведущих эмоционально-смысловых образований личности. В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение, соответствующее актуально действующим мотивам, другие же остаются потенциальными, нереализованными. В содержании доминирующих чувств человека проявляются мировоззренческие установки, т. е. важнейшие характеристики его личности. Наиболее распространенная классификация чувств выделяет нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства. Выделение видов осуществлено в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, становящихся объектами чувств. Чувства данных видов называют высшими, в них заключено все богатство эмоциональных отношений человека к реальной действительности.

Нравственные (этические) чувства выражают отношение человека к другим людям, Родине, семье, самому себе.

К этим чувствам относят любовь, гуманизм, патриотизм, справедливость, достоинство и т. д. Многообразие нравственных чувств отражает многообразие человеческих отношений. Этические чувства регулируют поведение человека. Высшим нравственным регулятором поведения человека является совесть. Известно, в каких состояниях находятся люди, совершившие неэтичный поступок. Эти переживания, в основе которых лежат грех и боязнь отчуждения человека от других, предательство своего достоинства, называют «муками совести».

Интеллектуальные (познавательные) чувства порождаются познавательными отношениями человека к миру. Предметом познавательных чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К интеллектуальным чувствам относят интерес, любознательность, ощущение тайны, удивления. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине, которое становится огромной движущей силой, содействующей глубокому проникновению в тайны бытия.

Способность руководствоваться при восприятии явлений окружающей действительности понятиями прекрасного, любовь к красоте лежит в основе эстетических чувств. Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах. Человек, наделенный развитым в процессе воспитания эстетическим вкусом, при восприятии произведений искусства, картин природы, другого человека испытывает приятные или неприятные для него эмоции, диапазон которых чрезвычайно широк – от чувства наслаждения и восторга до отвращения.

Чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другими людьми, они регулируются нравами и обычаями общества. Процесс формирования чувств человека неразрывно связан со всем процессом становления его внутреннего мира.

4. Настроение – устойчиво и относительно слабо выраженное эмоциональное состояние. Настроение определяется тем, как складываются взаимоотношения человека с окружающими, как он воспринимает события своей жизни. Настроение характеризуется положительным эмоциональным тоном (веселое, жизнерадостное, повышенное, эйфория) и отрицательным (грустное, подавленное, пониженное, дисфория, депрессия). Оно придает эмоциональную окраску всему поведению человека, выражается во всех его проявлениях. Если у человека хорошее настроение, то и восприятие чего-то, представление о чем-то имеет положительную окраску.

5. Страсть – сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное переживание. Она выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, в направленности их на единую цель. Страсть захватывает всего человека, она может быть пагубной, а может быть великой. То, что не связано с доминирующей страстью, представляется человеку второстепенным.

6. Стресс возникает в экстремальной ситуации, требующей от человека мобилизации нервно-психических сил. Первоначально понятие стресса (от англ. stress – давление, напряжение) возникло в физиологии для обозначения неспецифической биологической реакции организма («общего адаптационного синдрома», физиологического стресса) в ответ на любое неблагоприятное воздействие среды. Позднее оно стало использоваться и для описания эмоционально-психических состояний человека в экстремальных условиях – психологический стресс. Последний иногда еще подразделяют на стресс эмоциональный (в ситуациях угрозы, обиды, опасности) и информационный (при информационных перегрузках).

Стрессовые состояния – это особые эмоциональные состояния, возникающие в ответ на экстремальные воздействия и требующие от человека мобилизации всех ресурсов организма, в том числе и нервно-психических сил. Слабые воздействия не приводят к стрессу, так как он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека. Небольшой уровень стресса даже полезен и необходим для любой физической или психической активности.

Близким по своим проявлениям к стрессу является состояние фрустрации (от лат. frustratio – «обман», «расстройство», «разрушение планов»). Фрустрационное состояние возникает при объективных или субъективных трудностях, испытываемых человеком на пути к цели. Фрустрация сопровождается гаммой отрицательных эмоций (озлобленностью, подавленностью, агрессией), которые в состоянии дезорганизовать поведение и сознание человека.

 

Контрольные вопросы по теме

 

1. Физиологические компоненты эмоционального реагирования.

2. Экспрессивные компоненты эмоционального реагирования.

3. Основные компоненты эмоциональности.

4. Функции эмоции.

5. Опишите фундаментальные эмоции

6. Формы проявления эмоций.

7. Чувство, виды чувств.

 

Тема 4. Общая характеристика
экстремальных факторов оперативно-служебной деятельности

Учебные вопросы:

Вопрос 1. Общая характеристика экстремальных ситуаций.

Вопрос 2. Характеристика негативных психических состояний, возникающих в процессе несения службы сотрудниками полиции.

Вопрос 3. Психологические основы личной безопасности граждан и сотрудников силовых ведомств.

Вопрос 1. СТЕПЕНЬ РИСКА И МЕТОДИКИ ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

Коллективная профессиональная деятельность юриста включает в себя ряд ситуаций (задержание преступника, работа по освобождению заложников, участие в контр террористических мероприятиях) связанных с существенным риском и требуют оценки степени риска и определения его величины.

Степень риска – это вероятность наступления случая потерь, а также размер возможного ущерба от него.

Степень риска можно определить с помощью коэффициента несчастных случаев (НВ) на тысячу человек: НВ = (Н / л) х103, где Н – количество несчастных случаев, Л – количество отработанных человеко-часов в году

Степень риска имеет очень много форм, видов и разновидностей. Это коэффициент частоты смертельного и инвалидного травматизма, коэффициент частоты тяжелого травматизма.

 Удельный коэффициент частоты риска (Кр), равный отношению количества несчастных случаев (Н) к общему числу людей (Р): Кр = Н / Р. Этот коэффициент позволяет сравнить опасности различных видов работ в рамках определенной системы (организации, области природы).

Риск и безопасность тесно связаны зависимостью «Безопасность-Качество-Надежность». Данное ключевое понятие, которое характеризует состояние безопасности любой организованной системы. Эти составляющие тесно связаны и поэтому трудно определить какой из них является первичным, так как сейчас их рассматривают во взаимосвязи как важные принципы обеспечения безопасности.

Принцип первый – системный или комплексный подход к менеджменту безопасности и качеству подготовки оперативно-служебных процессов: создание целостной системы для решения целевых оперативно-служебных задач наиболее эффективным способом, организации взаимосвязи и взаимодействия субъектов и объектов управления, распределение ролей и обязанностей сотрудников, непрерывное совершенствование системы на основе оценки фактического состояния сложившейся оперативной обстановки с последующей корректировкой.

Принцип второй – человеческий фактор – общая и главное звено системы безопасности, качества и надежности – это человек, его управляющая, организующая и исполнительная роль. Личный состав, участвующий в оперативно-служебных мероприятиях – высшая ценность и поэтому участие в системе обеспечения безопасности сотрудников всех категорий является необходимым условием эффективного функционирования системы безопасности.

Третий принцип – управленческий – привлечение людей к процессу управления и адекватное использование их способностей и потенциала применительно к задачам, целей, интересам сложившейся служебной ситуации. Это выражается пониманием людьми важности их ролевого участия в решении оперативно-служебных задач, ответственности за их решения и возможные пути их решения.

Для уменьшения степени опасности необходимо учитывать четыре составляющих влияющих на степень риска.

Первая – профессиональная, которая учитывает сложность профессии и степень ответственности человека за принимаемые решения, а также медицинские, социальные, экологические и экономические последствия ее ошибочных действий.

 Вторая – качество психофизиологических функций, которая учитывает особенности изменения профессионально важных характеристик за определенное время и отклонения их от зафиксированного уровня.

 Третья – - период, прошедший после отдыха который влияет на функциональное состояние человека.

 Четвертая – летняя периодическая смена функционального состояния человека, в чем немаловажную роль играет изменение фаз биоритмов.

При игнорировании данных составляющих в профессионально-служебной деятельности в любой сфере возникают травмы, несчастные случаи, приводящие порой к невосполнимым потерям, являющиеся причиной невыполнения поставленной задачи.

Вопрос 2. ПРОЦЕСС МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКА К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ СИТУАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ХАРАКТЕРА. МОТИВАЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ХАРАКТЕРА.

Перед выполнением служебных обязанностей в условиях ситуации чрезвычайного характера у многих сотрудников наблюдается «неврозов ожидания», от успешного преодоления которого зависит эффективность использования потенциальных профессиональных возможностей успешно действовать в условиях ситуации чрезвычайного характера. На подсознательном уровне сотрудник испытывает определенный страх, который является основой всех негативных эмоций, возникают психологический барьер, реакции, ведущие к возникновению неосознаваемого, но в то же время реально действую­щего на него чувства неспособности, некомпетентности, чувства «я не могу». Данное ощущение проявляется и в физических реакциях: напряже­ние в солнечном сплетении, комок в горле, головная боль, встречается и носовое кровотечение. Для руководителя, начальника подразделения, да и самих сотрудников этот период может служить определенным критерием, указывающим на слабую и частичную установку, на него­товность действовать успешно в условиях ситуации чрезвычайного характера.

Невроз ожидания, удерживает со­трудников от реализации своего полного профессионального потен­циала, мобилизации «боевых» ресурсов в условиях ситуации чрезвычайного характера.

 Основные причины негативного фактора невроза ожидания.

- Деструктивный критицизм в отношении исполнителей понижает уровень их самооценки, увеличивает страх на­казания, беспомощность и незащищенность от жесткого администра­тивного руководства. В результате это не способствует тому, чтобы действия исполнителя стали более успешными и эффективными.

- Мысль об угрозе физическому жизни и психическому здоровью в условиях ситуации чрезвычайного характера. Если мы принимаем мысль об угрозе, видим или слышим что-то угрожающее, даже независимо от того, реальна угроза или нет, подсознание всецело принимает эту мысль, и тело реа­гирует мгновенно, сразу программируя поведение. Поэтому мы можем перейти от состояния полной релаксации к состоянию страха (полного ужаса) за 1-2 секунды.

Этот феномен основан на различиях работы сознания и под­сознания человека. Сознание выполняет рационалистическую и анали­тическую функции. Решение и выбор действия принимаются на уровне сознания. Оно анализирует поступающую информацию и принимает решение о действии, а также принимает или отвергает информацию, говорит «да» или «нет». Каждый раз, когда сознание говорит «да» при поступлении входящей информации, подсознание фиксирует этот факт и немедленно реагирует.

Источник нейтрализации данного фактора – в мыслях, которые находятся в нашем созна­нии. Что иллюстрируется законами умственной дея­тельности.

Первый – закон концентрации. Чем больше сосредоточенность сотрудника в предстартовой ситуации, при которой он формулирует действенные установки в предстоя­щей деятельности, тем выше имеет шансы их реализовать.

Второй закон – закон замещения. Сознательная замена негативных мыслей позитивными, акцентирование своего подсознания на позитивных идеях и свойствах, которыми он хотел бы овладеть, это заставит их возникнуть в нештатной ситуации, куда они отправляются в противо­вес тому негативному, что доминирует в сознании большинства со­трудников. Наиболее сильно воздействие негативного формирования со стороны окружающих сотрудника людей: друзей, семьи. В его созна­нии сомнения замещают все другие мысли: «Зачем тебе это нужно?», «Не лезь под нож», «Кто заметит и отметит все эти затраты?», «А ты по­думал о семье, детях?» и так далее. Непроизвольно реагируя на данные замечания, сотрудник теряет мотивацию достижения и ответственности и порой смысл служебной деятельности вообще.

В данной ситуации главную роль на уровне действия созна­ния играет смысловая оценка не только должного произойти в буду­щем экстремального события, но и всей служебной деятельности со­трудника. При потере смысла и интереса к служебной деятельности значительно снижается потенциал актуализации профессионального опыта.

- Феномен тревоги. Включает в себя три основополагающих аспекта.

Первый: тревога – это непрерывная форма страха, вызванная нерешительностью перед предстоящей опе­рацией. В результате, как только исполнитель принимает решение о действии в тревожащей его ситуации, страх уменьшается, а, следовательно, и на­пряжение и стресс.

Второй: тревога есть постановка негативных целей. Мысленное программирование и прокручивание тех последствий, которых мы опасаемся или пытаемся избежать. В реальности это может произойти и происходит уже в тех событиях, в которых мы при­нимаем участие, программируя себя на неудачу.

Третий: средство уничтожения тревоги – это действие. Это систематическое, умышленное намерение бо­роться с тревогой, преодолевать тревожную ситуацию.

Наиболее эффективный метод борьбы с «неврозом ожидания» помогает зало­жить основу для первого шага к готовности к действиям.

Задача номер один: определить конкретную причину тревоги.

Более чем в 50-ти процентах случаев, когда вы четко определите, что вас беспокоит, вы обнаружите, что решение придет само. Вы почувствуете некоторое расслабление, «освобождение», когда определилась «мишень».

Задача номер два: определить самый негативный исход ситуации. Большинство тре


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.