Понятие и функции общения в сестринском деле — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Понятие и функции общения в сестринском деле

2021-11-24 42
Понятие и функции общения в сестринском деле 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План

1. Понятие и функции общения в сестринском деле

2. Уровни общения

3. Факторы, влияющие на общение

4. Элементы эффективного общения

5. Типы общения: словесный, бессловесный, письменный

6. Правила общения м/с с пациентом

7. Зоны комфорта

8. Способы социальной поддержки пациента

9. Стили общения

10. Типы больных

 

Понятие и функции общения в сестринском деле

Общение является одной из основных функций медсестры. При общении медсестра получает всю информацию о больном, передает информацию пациенту о его состоянии, лечении и т.д. Но самое главное – в процессе общения между сестрой и пациентом возникают доверительные отношения, которые по­могают пациенту правильно относиться к полученной информации и прийти к необходимости изменения привычного образа жизни.

Что же такое «общение»? Существует много определений этого процесса. Вот некоторые из них:

1. Непрерывные динамические серии событий, включающие переда­чу информации от отправителя к получателю.

2. Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

3. Все способы поведения, которые человек использует созна­тельно или бессознательно, для воздействия на другого не только с помощью устной или письменной речи, но также и с помощью мимики, жестов и символов.

4. Общение – это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью передачи словесной (вербальной) и бессловесной (невербальной) информации.

В последние годы в научной литературе часто вместо слова «общение» используется термин «коммуникация».

Общение в сестринском деле – это процесс, порождаемый потребностя­ми совместной деятельности пациента, его близких и медсестры, искусство воздействия на личность пациента с целью адаптации (приспособления) к изменениям в жизни, связанными с изменениями состояния здоровья.

Навыки общения в сестринском деле требуют специальных знаний и умений, потому что медицинской сестре необходимо учитывать состояние здоровья пациента, как физического, так и психического. Для оказания максимальной помощи пациенту медсестре необходимы коммуникативные и профес­сиональные знания, умение слушать, задавать вопросы, сопереживать, про­являть внимание и заботу.

Общение с пациентом и всеми, кто участвует в лечении и в уходе, требует понимания, уважения и веры в выздоровление. Уникальность сест­ринского общения в том, что пациент должен верить в доброту и силу, способность медсестры руководить процессом адаптации.

 

Уровни общения

Можно выделить три уровня общения:

внутриличностный – мысленное общение человека с самим собой, когда он вырабатывает какие-либо планы, развивает идеи, готовясь к общению с другим человеком. При этом ничего не произносится вслух;

межличностный – общение между двумя и более людьми. Человек обменивается мыслями, идеями, решениями, опытом с другими людьми. Например, м/с общается с пациентом, его родственниками, с коллегами;

общественный – общение человека с большой аудиторией.

 

Элементы эффективного общения

Эффективное общение состоит из пяти элементов:

- отправитель – тот, кто передает информацию;

- сообщение – посылаемая информация (что именно человек хочет передать другому);

- канал – форма отправки сообщения (устная речь, неречевой метод: мимика, жесты, поза, письменная речь);

- получатель – тот, кому посылается сообщение;

- подтверждение – способ, с помощью которого уведомляют отправителя, что сообщение получено.

Последний элемент (подтверждение) очень важен при общении м/с и больного, так как позволяет сестре убедиться, что ее правильно поняли.

Сестра может получить подтверждение, попросив пациента повторить переданную ему информацию. В процессе ответа пациента м/с корректирует те моменты, которые больной понял неправильно. Если речь идет об обу­чении пациента какому-либо действию (например, сделать инъекцию, поставить компресс и. т. п.), то подтверждением будет служить правильно выполненная в присутствии м/с манипуляция.

 

Типы общения (каналы)

Типы, каналы или средства общения делятся на две больше группы: вербальные и невербальные.

Вербальное (словесное общение, устная речь) занимает в беседе примерно 35%, остальные 65%информации передаются с помощью невербальных средств.

Невербальное (бессловесное) общение осуществляется с помощью символов, жестов, мимики, поз, прикосновений и каких-либо действий, которые собеседник видит.

Особняком стоит письменное общение, которое иногда относят к невербальному (т.к. при этом используются символы: буквы, цифры, иероглифы).

По словесному каналу (и при письменном общении) передается чистая информация, т.е. смысл, а по невербальному каналу – отношение партнеров к информации и друг к другу, т.е. эмоции.

Письменное общение

Этот тип общения является исключительно важным для медсестры, т.к. им часто приходится пользоваться на практике, давая пациенту письменные рекомендации по подготовке к различным видам исследований, особенно име­ющим сложную многодневную подготовку; указания по приему лекарств и т.д. Письменное общение особенно важно для пожилых людей, у которых нарушена память и устные разъяснения они, как правило, быстро забывают.

При использовании письменного общения нужно убедиться, что:

- человек видит написанное;

- человек понимает написанное;

- человек умеет читать;

- знает язык, на котором написано сообщение.

Чтобы письменное общение было эффективным, надо учесть следующие рекомендации:

- пишите аккуратно (если у Вас плохой почерк – пишите печатными буквами)

- выбирайте правильный размер и цвет букв (человеку со слабым зрением пишите черной или синей ручкой, печатными буквами на белой бумаге)

- убедитесь, включена ли в записку вся необходимая информация

- пишите грамотно. Ошибки подрывают авторитет медсестры. Пациент может подумать, что она так же плохо владеет профессиональными навыками, как и техникой письма

- выбирайте понятные и простые слова. Так же, как и при вербальном об­щении, избегайте медицинских терминов. (Медицинскую терминологию можно использовать только при общении с пациентами-медиками, да и то с осто­рожностью)

- человеку, не умеющему читать или не владеющему языком, рисуйте картинки

- будьте точны, называя время (утро, вечер) и дату

- обязательно подписывайте Ваше сообщение.

Зоны комфорта

При каждом случае общения существует своя оптимальная дистанция между участниками разговора, которая устанавливает правильное соотноше­ние между проявлением расположения и угрозой вторжения во внутренний мир собеседника, т.н. зона комфорта. Общение будет более успешным, если оно происходит в зоне комфорта. У каждого человека размер этой зоны свой.

Выделяется несколько зональных пространств:

1. Зона интимности – в пределах до 0,46 см. Это пространство, открытое лишь для самых близких людей (супругов, любовников, детей, близких членов семьи). На таком расстоянии вы можете прикасаться, ощущать за­пах другого человека, разглядеть поры и родинки у него на коже.

2. Личная зона – от 0,46 до 1,2м. Промежуток, удобный для общения со знакомыми и друзьями, но не самыми близкими. Общение сестры с паци­ентом должно проходить именно в этом промежутке.

3. Социальная зона – от 1,2 до 3,6м. Это наиболее подходящее расстояние для формальных контактов в обществе и на работе, может быть, с людь­ми более высокого ранга или с теми, кого вы знаете недостаточно близко (например, в этом промежутке проходит общение преподавателя с группой студентов на практическом занятии).

4. Общественная зона – дальше, чем 3,6м. Большинство из людей поддер­живают такую дистанцию по отношению к действительно важным персонам или когда приходится разговаривать с группой слушателей (примером может служить общение преподавателя со студентами на лекции, общение на собраниях с большим количеством народа, на митингах).

Если собеседники неосознанно нарушают границы этих зон, то у них появляется ощущение дискомфорта, неприязни к собеседнику, непроизвольно они (или один из собеседников) пытаются отодвинуться.

Для сестры особенно важно помнить, что во время многих манипуляций она вторгается в интимную зону пациента (инъекции, перевязки, подмывание, подача судна и т.д.). Зная, что пациент при этом испытывает большие трудности, чувство глубокого дискомфорта, сестра должна быть особенно внимательной и деликатной. При общении, если зоны личного комфорта у сестры и пациента не совпадают, м/с должна ориентироваться на личную зону пациента или находить взаимоприемлемое для сестры и пациента расстояние. А для этого нужно очень внимательно наблюдать за пациентом, чтобы уловить мельчайшие невербальные проявления им недовольства.

 

Социальная поддержка

Общение с пациентом будет более эффективным, если использовать социальную поддержку, осуществляемую как вербально, так и невербальным способом.

Примеры вербальной социальной поддержки: отмечать малейшие положительные сдвиги в состоянии пациента, благодарить за помощь и понимание, поощрять успехи в самообслуживании, поощрять желание пациента узнать как можно больше о своем состоянии, одобрять за правильное поведение, способствующее выздоровлению и т.п.

Примеры невербальной социальной поддержки: улыбка, кивок головы, прикосновение, объятье. Естественно, двумя последними нужно пользоваться с осторожностью и быть уверенной, что пациент Вас правильно поймет. Особенно важны прикосновения для маленьких детей и для тяжелобольных пациентов. При работе с взрослыми пациентами также можно использовать прикосновения, но нужно помнить, что многим больным неприятно, когда касаются их лица. Поэтому прикосновения лучше начинать с тыла кисти, если больной реагирует адекватно – можно прикоснуться к его плечу. Иногда сестра может во время беседы поправить подушку, поправить что-то в одежде пациента, и это тоже будет вариантом социальной невербальной поддержки.

Основные стили общения

Чтобы видеть «детали» коммуникативного процесса, научиться по целостному впечатлению от ситуации обще­ния получать недостающую информацию, связать компо­ненты общения в определенный стиль общения и предста­вить, как тот или иной стиль влияет на отношения между людьми, на их здоровье, необходимо уметь диагностировать (распознавать) стили общения:

· конвенциальный (деловой);

· примитивный;

· манипулятивный;

· актуализированный.

 

Конвенциальный (деловой) стиль предполагает довольно большую дистанцию между людьми. Выражения эмоции при этом ограничены. Участники общаются как носители определенных служебных функций.

Примитивный стиль общения предполагает наличие между людьми «театральных» или «обыденных» отношений. Эмоции при этом выражаются в зависимости от ситу­ации и подчиненности. Правилами взаимодействия становятся примитивные отношения: один обрывает другого, произносятся реплики, выражаются агрессивные чувства. Участники общаются «на публику».

Манипулятивный стиль. Это вид деструктивного поведения в общении, который оказывает пагубное влияние на здоровье человека. Человек выбирает этот стиль общения тогда, когда ему выгодно преувеличивать свою силу или демонстрировать свою слабость.

Актуализированный стиль демонстрирует мотивированные, прочувствованные доводы поведения. Человек при­нимает решения спокойно, без обид, высказывания делаются в доброжелательной форме. Такому человеку можно верить, он может быть глазами «слепца». Это вид конст­руктивного поведения человека.

 

Типы пациентов (больных)

Венгерский психолог И. Харди дал характеристику различным типам больных с целью обратить внимание медицинского персонала на индивидуальные особенности поведения пациентов:

а) тревожный (вечно волнующийся) пациент – стиль поведения этих пациентов отличается повышенной тревожностью. В общении с медицинским персоналом они отличаются робостью, покорностью, неуверенностью в себе. Их чрезмерная пугливость часто выражается в так называемой соматизации страха: у них легко возникают различные вегето-сосудистые реакции при проведении диагностических и лечебных процедур. Поэтому прежде, чем начать работу с этим типом пациентов, необходимо провести с ними подготовительную психокоррекцию, иногда обратившись к помощи специалиста – медицинского психолога.

б) подозрительный пациент – стиль поведения этих пациентов отличается угрюмой настороженностью и подозрительностью по отношению к лечащему медицинскому персоналу и лечению в целом. Если, собирая анамнез, выяснилось, что таким же образом пациент ведет себя и в обыденной жизни, то необходимо обратиться к медицинскому психологу. В любом случае, прежде, чем начинать лечение, необходимо преодолеть барьер недоверия и отчуждения пациента.

в) демонстративный пациент – пытается произвести впечатление на окружающих, испытывает постоянную потребность в признании, в том числе и в «признании в болезни». Он упивается своими страданиями, испытывает «невыносимые мучения» и старается привлечь к себе повышенное внимание. О его пребывании в лечебном учреждении знает весь персонал. Демонстративный характер поведения такого пациента, преувеличенное описание своих жалоб, жалость к себе переплетающаяся с самовосхвалением может вызвать негативное отношение к нему окружающих, желание доказать, что он «далеко не умирающий». Однако, при психологической работе с этим контингентом лиц не стоит «разоблачать» их, лучше аппелировать к «героизму» и стойкости их характера. Пусть пациент получит от Вас требуемую долю признания.

г) депрессивный пациент – подавлен, изолирован от окружающих, отказывается от разговора с другими пациентами и персоналом, плохо раскрывает свой внутренний мир. Он настроен крайне пессимистично, так как потерял веру в успех лечения и выздоровление. В работе с такими пациентами обязательное участие принимает медицинский психолог, но это не значит, что средний и ухаживающий персонал не может помочь такому пациенту. Факторы психологического воздействия всего лечебного корпуса: медицинских сестер, младшего сестринского персонала, помощников по социальной и реабилитационной работе являются очень значимыми, даже если внешне это не проявляется в реакциях пациента. Оптимизм медицинского персонала, вера в выздоровление пациента имеют для него очень большое значение. Очень полезны здесь пробуждение активности пациента, привлечение его к уходу за другими пациентами, выполнению несложных поручений.

д) ипохондрический пациент – пациент чрезмерно внимательный к своему здоровью, интересуется результатами всех лабораторных исследований, необоснованно предполагает у себя наличие самых разных заболеваний, читает специальную медицинскую литературу.

 

 

Типы общения

 

 

План

1. Понятие и функции общения в сестринском деле

2. Уровни общения

3. Факторы, влияющие на общение

4. Элементы эффективного общения

5. Типы общения: словесный, бессловесный, письменный

6. Правила общения м/с с пациентом

7. Зоны комфорта

8. Способы социальной поддержки пациента

9. Стили общения

10. Типы больных

 

Понятие и функции общения в сестринском деле

Общение является одной из основных функций медсестры. При общении медсестра получает всю информацию о больном, передает информацию пациенту о его состоянии, лечении и т.д. Но самое главное – в процессе общения между сестрой и пациентом возникают доверительные отношения, которые по­могают пациенту правильно относиться к полученной информации и прийти к необходимости изменения привычного образа жизни.

Что же такое «общение»? Существует много определений этого процесса. Вот некоторые из них:

1. Непрерывные динамические серии событий, включающие переда­чу информации от отправителя к получателю.

2. Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

3. Все способы поведения, которые человек использует созна­тельно или бессознательно, для воздействия на другого не только с помощью устной или письменной речи, но также и с помощью мимики, жестов и символов.

4. Общение – это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью передачи словесной (вербальной) и бессловесной (невербальной) информации.

В последние годы в научной литературе часто вместо слова «общение» используется термин «коммуникация».

Общение в сестринском деле – это процесс, порождаемый потребностя­ми совместной деятельности пациента, его близких и медсестры, искусство воздействия на личность пациента с целью адаптации (приспособления) к изменениям в жизни, связанными с изменениями состояния здоровья.

Навыки общения в сестринском деле требуют специальных знаний и умений, потому что медицинской сестре необходимо учитывать состояние здоровья пациента, как физического, так и психического. Для оказания максимальной помощи пациенту медсестре необходимы коммуникативные и профес­сиональные знания, умение слушать, задавать вопросы, сопереживать, про­являть внимание и заботу.

Общение с пациентом и всеми, кто участвует в лечении и в уходе, требует понимания, уважения и веры в выздоровление. Уникальность сест­ринского общения в том, что пациент должен верить в доброту и силу, способность медсестры руководить процессом адаптации.

 

Уровни общения

Можно выделить три уровня общения:

внутриличностный – мысленное общение человека с самим собой, когда он вырабатывает какие-либо планы, развивает идеи, готовясь к общению с другим человеком. При этом ничего не произносится вслух;

межличностный – общение между двумя и более людьми. Человек обменивается мыслями, идеями, решениями, опытом с другими людьми. Например, м/с общается с пациентом, его родственниками, с коллегами;

общественный – общение человека с большой аудиторией.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.