Развития Межрегиональной общественной организации — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Развития Межрегиональной общественной организации

2021-11-24 44
Развития Межрегиональной общественной организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КОНЦЕПЦИЯ

Развития Межрегиональной общественной организации

 «Немецкое молодежное объединение»

(«Jugendring der Russlanddeutschen»)

На 2021-2023 годы

 

Москва – 2021


Содержание

Введение

Современное положение

1.1. Основные сведения. Миссия НМО

1.2. Цели, задачи НМО на период 2021–2023 гг.

1.2.1. Сохранение исторической памяти, материального и нематериального наследия российских немцев

1.2.2. Формирование и развитие гражданской и этнической идентичности молодых российских немцев

1.2.3. Развитие региональной сети молодежных организаций и клубов российских немцев. Обеспечение преемственности в системе самоорганизации российских немцев

1.2.4. Развитие международного молодежного сотрудничества

1.3. Место НМО в системе самоорганизации. Партнерство НМО

1.3.1. Структура НМО

1.3.2. Классификация членских организаций и сообществ

1.3.3. Партнерство и сетевое взаимодействие в системе самоорганизации

1.3.4. Внешнее партнерство

2. Приоритетные направления деятельности НМО в 2021–2023 гг.

2.1. Языковая работа

2.2. Этнокультурная работа

2.3. Школа гражданского общества и молодежной политики

2.4. Международная деятельность

2.5. Информационная работа

Перспективные направления деятельности НМО

Ожидаемые результаты к 2023 году

Заключение

 


Введение

Настоящая Концепция разработана в соответствии с решениями руководящих органов Межрегиональной общественной организации «Немецкое молодежное объединение» (далее – НМО) в рамках работы XVI Форума немецкой молодежи России 31 октября – 05 ноября 2019 года, Рабочей встречи по доработке Концепции развития НМО 12 – 15 декабря 2020 года, соответствует Уставу НМО и направлена на повышение эффективности деятельности организации и молодежных организаций и клубов, входящих в состав НМО, по формированию и развитию гражданской и этнической идентичности немецкой молодежи России в соответствии с выбранными ориентирами развития. НМО является единственной молодежной организацией в движении российских немцев на федеральном уровне, объединяющей большинство региональных и местных молодежных клубов и организаций.

Содержание действующей Концепции основано на объективных итогах реализации Концепции развития НМО в 2018–2020 гг., изменениях, произошедших внутри молодежного общественного движения и органов самоорганизации российских немцев. Разработчики приняли во внимание современные тенденции развития государственной молодежной политики и некоммерческого сектора в Российской Федерации, новшества законодательства в указанных сферах. Также учтены юбилейные и памятные даты, события, предстоящие в среднесрочной перспективе. Особым фактором, учтенным при разработке Концепции, выступила пандемия COVID-19 и ее последствия для сообщества молодых российских немцев России.

В рамках данной Концепции обозначены приоритетные направления деятельности НМО на трехлетний период (с 2021 по 2023 годы), охарактеризовано существующее положение НМО в структуре самоорганизации российских немцев и его роль в международном сотрудничестве.

 

Современное положение

Укрепление гражданского единства российской нации и поддержка этнокультурного развития народов России – две ключевые цели реализации государственной национальной политики. В этих двух целях содержатся базовые ориентиры деятельности НМО.

Концепция (стратегия) развития движения российских немцев на базе самоорганизации, разработанная на период 2021–2023 гг., определяет работу с молодежью и детьми с усиленными языковым и этнокультурным компонентами в качестве одного из основных приоритетов деятельности самоорганизации на ближайшую перспективу.

При работе с молодежью российских немцев НМО придерживается двух основных принципов: гражданская и этническая идентичность российских немцев слиты воедино, что проявляется в их самосознании; в силу исторических причин и дисперсного проживания российских немцев этническая культура народа не может в полном объеме передаваться молодому поколению (через институт семьи и естественное окружение, как это происходит при компактном проживании), в связи с чем эту функцию берут на себя общественные организации.

 

Миссия НМО: Сохранение и развитие немецкого языка и культуры российских немцев. Развитие самоорганизации российских немцев.

Проблемное поле

 

1. Недостаточная вовлеченность молодежи из числа российских немцев в изучение немецкого языка, истории и культуры российских немцев.

2. Недостаточная информированность широкой общественности, в том числе молодежной аудитории, об истории становления и современном положении этнической группы российских немцев.

3. Отсутствие представления о важности сохранения исторической памяти у молодежи.

4. Недостаточная информированность о существующих традициях и обычаях российских немцев.

5. Продолжающийся процесс миграции молодых российских немцев в Германию по программе переселения.

6. Необходимость непрерывной модернизации этнокультурной деятельности, обновления инструментов этнокультурной работы. Формальное включение этнокультурного компонента в мероприятия и проекты НМО.

Задачи

 

1. Популяризация изучения немецкого языка. Активное использование немецкого языка при подготовке и проведении всех проектов НМО, организация и участие в мероприятиях, акциях (например, международная акция «Tolles Diktat» и др.).

2. Качественное увеличение числа молодых российских немцев из числа активистов молодежного общественного движении российских немцев, изучающих немецкий язык.

3. Создание условий для популяризации сохранения исторической памяти, материального и нематериального культурного наследия: включение блоков по истории российских немцев в проекты НМО, проведение тематических конкурсов, мероприятий, видеоэфиров, создание специализированной страницы на сайте НМО.

4. Непрерывная модернизация и внедрение этнокультурного компонента в мероприятия и проекты НМО, членских организаций в регионах (этнопаузы, этноквесты, изучение «немецких» мест в городах и т.п.).

5. Формирование и популяризация изучения аудиовизуальных источников сохранения исторической памяти (книги, фильмы, подкасты, аудиосказки и пр., в том числе в цифровом формате).

6. Активизация участия молодежи в историко-этнографических экспедициях, тематических конференциях по истории, культуре и немецкому языку.

7. Развитие и поддержка творческой деятельности в молодежных организациях и клубах российских немцев как инструмента сохранения и передачи исторической памяти.

8. Дигитализация материального и нематериального культурного наследия российских немцев, создание цифровых продуктов трансляции историко-культурного наследия народа.

9. Привлечение особого внимания к календарным и памятным датам российских немцев (сетевые акции, поддержка мероприятий на местах, ведение календаря российских немцев и т.п.).


Молодых российских немцев

 

В процессе взросления каждый человек решает для себя две задачи: во-первых, он стремится понять, проявить, обозначить свою уникальность, во-вторых, ему необходимо сориентироваться в разнообразии групп, окружающих его, определить свое место в социокультурном пространстве. Совокупность его представлений о себе составляет его идентичность. У каждого человека формируется персональная и социальная идентичность. Среди широкого спектра социальной идентичности для нас представляют интерес гражданская и этническая.

Гражданская идентичность – осознание себя как гражданина определенного государства. Такая идентичность формируется и поддерживается государственными институтами, системой образования, средствами массовой информации и пр. Этническая идентичность – осознание себя как представителя определенного народа. Она формируется такими институтами, как семья и этническая общность, через участие в традиционных праздниках, посредством приобщения к языку, фольклору, обычаям, ценностям. Гражданская и этническая идентичность существуют в структуре личности параллельно.

Российские немцы как отдельная этническая группа обладают уникальным историческим опытом и бикультурным самосознанием. Само название «российский немец» содержит в себе два элемента идентичности: «российский» – как маркер гражданской идентичности, «немец» – этнической.

Вопросы формирования гражданской и этнической идентичности у молодого поколения российских немцев являются центральными для сохранения этнической общности российских немцев в России. Большая часть сегодняшних проблем конструирования идентичности для российских немцев среднего и старшего возраста уходит своими корнями в историю XX века. Отсюда следует, что значительная доля молодежи с немецкими корнями также не может определить свою идентичность, т.к. ее представители являются наполовину русскими, наполовину – немцами. Некоторые затрудняются потому, что имеют немецкие корни, но среди их предков были люди самых разных национальностей. Среди других проблем выделим следующие.

 

Проблемное поле

 

1. Неактуальность темы этнической и гражданской идентичности для молодежной аудитории. Этнонигилизм – безразличие к своей национальной принадлежности.

2. Утрата чувства этнической идентичности у молодых российских немцев и/или множественная идентичность молодых российских немцев (наличие представителей нескольких этнических общностей в родословной).

3. Отсутствие широкой практики передачи культурных ценностей, семейных историй, языка и элементов культуры российских немцев в семьях, от старшего поколения младшему.

4. Недостаточная вовлеченность молодых российских немцев в деятельность молодежного общественного движения российских немцев, а также в деятельность НМО и молодежных организаций и клубов российских немцев на местах.

5. Несоответствие форматов реализации традиционной этнокультурной деятельности потребностям и ожиданиям молодежной аудитории.

Задачи

 

1. Поддержка сообщества молодых семей российских немцев в передаче традиций и наследия народа, семейных историй детям и внукам, распространение и транслирование данного опыта широкой общественности.

2. Создание условий для популяризации темы формирования этнической и гражданской идентичности у молодых российских немцев (проведение тематических блоков на проектах, специализированных мероприятий, видеоэфиров, разработка методической литературы, в том числе в цифровом формате).

3. Развитие межнационального молодежного сотрудничества, партнерства с иными молодежными этническими организациями в России в процессах поддержания межнационального мира и согласия в России.

4. Привлечение внимания молодежной аудитории к организации и проведению Всероссийской переписи населения в 2021 году и ее итогам.

5. Интеграция молодежного общественного движения российских немцев в структуру государственной молодежной политики и развития гражданского общества России.

6. Личностное развитие актива молодежных организаций и клубов российских немцев, популяризация здорового образа жизни, экологической культуры, семейных ценностей, цифровой грамотности и иных тем, находящихся в «молодежной повестке» 2021–2023 годов в среде молодых российских немцев.

7. Использование имеющегося у молодежи интереса к современной культуре Германии (фильмы, музыка, праздники) в целях популяризации темы истории и культуры народа российских немцев, формирования этнической идентичности.

 

Проблемное поле

 

1. Недостаточно эффективное взаимодействие молодежных организаций и клубов российских немцев с Центрами встреч, центрами немецкой культуры и национально-культурными автономиями российских немцев на региональном и местном уровне.

2. Отсутствие достаточной практики функционирования молодежных советов при МКС на межрегиональном уровне, что в ряде регионов России приводит к низкой информированности молодых российских немцев о мероприятиях, проводимых НМО и местными организациями.

3. Частая смена («текучка») актива, в том числе руководящего, в молодежных организациях и клубах российских немцев. Отсутствие системной практики передачи руководства клубом с учетом накопленных знаний, опыта и социального капитала.

4. Отсутствие молодежных клубов и организаций, входящих в состав НМО, в 30 регионах, в которых организована работа Центров встреч, центров немецкой культуры, но в движение российских немцев вовлечено лишь старшее поколение российских немцев.

5. Недостаточное количество региональных проектов, ориентированных на целевую группу молодежи в возрасте 25–35 лет, как следствие – низкая вовлеченность этой целевой аудитории в молодежное движение российских немцев.

6. Недостаточная материально-техническая база молодежных организаций и клубов российских немцев в ряде регионов России.

7. Отсутствие «моста» между участниками клубов любителей немецкого языка, детских и молодежных этнокультурных языковых встреч и молодежной организацией, клубом российских немцев на местном уровне.

8. Отсутствие системной практики перехода молодежного актива в составы национально-культурных автономий, центров немецкой культуры на региональном и местном уровнях.

9. Отсутствие системной практики передачи руководства региональными и местными организациями-грантополучателями средств поддержки АОО «Международный союз немецкой культуры» от руководителей в возрасте 60+ более молодым представителям местного сообщества российских немцев.

10. Отсутствие управленческого опыта у молодых руководителей молодежных организаций и клубов в ряде регионов России.

 

Задачи

 

1. Укрепление и развитие региональной сети молодежных организаций и клубов российских немцев.

2. Создание условий для подготовки молодого поколения для работы в системе самоорганизации российских немцев и взаимодействия со старшими коллегами.

3. Учет интересов и вовлечение в деятельность различных целевых групп молодежи: школьники, студенты, работающая молодежь, молодые семьи. Встраивание работы с указанными целевыми группами в понятную систему деятельности самоорганизации российских немцев на федеральном и местном уровнях.

4. Усиление, повышение эффективности деятельности действующих молодежных организаций и молодежных клубов российских немцев, создание новых молодежных клубов в регионах, не вовлеченных в деятельность НМО.

5. Создание условий для эффективной деятельности Молодежных Советов при МКС всех регионов. Обязательное наличие Положения Молодежного совета при МКС, где прописаны механизмы работы МС и координация деятельности местных молодежных организаций и молодежных клубов российских немцев.

6. Систематическое проведение межпоколенческих проектов (молодежь и сеньоры) для укрепления связи поколений, создания условий для передачи опыта и духовных ценностей. Создание на федеральном и региональном уровнях системы наставничества и осуществления регулярной и эффективной деятельности молодежных организаций и молодежных клубов российских немцев.

7. Интеграция деятельности молодежных организаций и клубов российских немцев в структуру молодежной политики и развития гражданского общества на региональном и местном уровнях.

8. Апробация опыта перехода части актива молодежной организации и клуба российских немцев в возрасте 35+ в состав Совета Национально-культурной автономии немцев региона, Центра немецкой культуры.

9. Обучение руководителей молодежных организаций и клубов российских немцев, ведущих этнокультурных молодежных кружков по программам повышения квалификации «Организация работы с молодежью».

10. Развитие информационной работы для обеспечения единого информационного поля молодежных организаций и клубов российских немцев.

11. Развитие направления по работе с профессиональными/тематическими сообществами в молодежном общественном движении российских немцев.

 

Проблемное поле

 

1. Частичное несовпадение «молодежной повестки» для молодежных организаций в России и Европе.

2. Отсутствие единого информационного пространства с международными партнерами.

3. Недостаточное количество ресурсов, в том числе финансовых, для качественного систематического сотрудничества на региональном уровне.

4. Высокая стоимость авиабилетов при реализации двусторонних молодежных обменов.

5. Языковой и культурный барьеры при реализации проектов полностью на немецком, английском языках.

6. Отсутствие наработанной практики реализации международных молодежных обменов в онлайн-формате.

7. Пандемия COVID-19, невозможность проведения очных международных мероприятий в связи с закрытием границ России, Германии, стран СНГ и Европы.

Задачи

1. Развитие имеющихся партнерств, повышение качества проводимых молодежных обменов.

2. Развитие межкультурного диалога, расширение взаимодействия молодых представителей этнических групп России и Германии, Стран СНГ и Евросоюза. Активизация контактов и укрепление сотрудничества между общественными молодежными объединениями и молодыми лидерами.

3. Сохранение представительства НМО в составе Российско-Германского Совета в области молодежного сотрудничества, Российско-Германской межправительственной комиссии по вопросам российских немцев, Европейском Союзе «Молодежь народностей Европы».

4. Проведение российско-германских молодежных обменов, программ стажировок и обмена специалистами.

5. Цифровизация молодежных обменов.

6. Обновление партнерств между российскими и германскими молодежными организациями, в том числе, членскими организациями НМО на региональном уровне.

7. Создание единого информационного пространства с партнерскими организациями либо проведение единых сетевых акций.

8. Проведение серии образовательных мероприятий для организаторов молодежных обменов с российской стороны, в частности, по проведению молодежных обменов онлайн, а также по повышению уровня владений немецким языком, в том числе с привлечением носителей немецкого языка.

9. Систематическое направление региональных лидеров молодежного движения РН для участия в проектах партнерских организаций.

10. Продолжение реализации партнерских проектов и программ с Немецким культурным центром им. Гете (Гете-Институт), Посольством ФРГ в Москве, Консульствами ФРГ в регионах России.

 

Полное перечисление предмета и целей деятельности организации отражено в Уставе НМО, утвержденном учредительной конференцией 10 марта 1998 года с изменениями и дополнениями от 27 ноября 2016 года.

 

Структура НМО

 

Согласно Уставу НМО, высшим руководящим органом организации является Конференция, созываемая не реже одного раза в два года. Участниками Конференции являются активисты молодежных организаций и клубов российских немцев, делегированные своими клубами для участия и представления интересов своих организаций и клубов. Конференция определяет приоритеты развития организации, избирает Председателя и Совет объединения. Председатель избирается на 4 года, организует работу Совета НМО, представляет организацию на различных площадках. Постоянно действующим руководящим органом является Совет НМО, избираемый на 2 года. Совет является представительным органом объединения, состоит из 9 членов, работает в рамках выбранных Конференцией направлений деятельности. Исполнительские функции организации возложены на Бюро НМО, которым руководит Исполнительный директор. Контрольную деятельность осуществляет ревизионная комиссия, представляющая соответствующие отчеты делегатам Конференции. В целях использования накопленного опыта и знаний, социального капитала активистов НМО разных поколений создан Экспертный Совет НМО. Совет является совещательным органом, состоит из 11 человек и оказывает консультационную и экспертную поддержку Совету и Бюро НМО.

Региональную структуру объединения составляют молодежные клубы и организации российских немцев. Территориально молодежные организации и клубы входят в составы Молодежных советов при МКС немцев в регионах Урал, Западная Сибирь, Центр и Северо-Запад, Поволжье и Юго-Запад, Восточная Сибирь и Дальний Восток. Молодежные советы действуют на основании собственных Положений, принимаемых делегатами молодежных клубов и организаций региона в рамках региональных Отчетно-выборных конференций, Форумов, рабочих встреч. Молодежные советы выступают сегодня связующим звеном между Руководящими органами НМО и каждой молодежной организацией и клубом, обеспечивают координацию деятельности клубов и обмен опытом внутри региона, участвуют в реализации межрегиональных молодежных проектов, а также выступают «голосом молодежи» на заседаниях МКС. Председатели Молодежных советов избираются из числа активистов молодежного движения российских немцев региона. Рекомендованный срок председательства 1–2 года. Способ формирования состава Молодежного совета, цели и задачи деятельности Совета и прочие вопросы закреплены в Положении о деятельности Молодежного совета.

Практическим пособием в работе каждой молодежной организации российских немцев является Гид руководителя молодежного клуба. С 01 января 2021 года доступна вторая, обновленная версия Гида, размещенная на сайте НМО. Гид состоит из 12 небольших глав и представляет собой обобщение опыта работы разных поколений активистов НМО, успешные и работающие практики членских организаций и основные документы, которые помогут сориентироваться в общественном движении российских немцев.

Одним из новшеств в деятельности НМО в последние годы является образование сообществ, которые объединяют молодых российских немцев, проживающих в разных регионах России, на основе их интересов и/или профессиональной деятельности. Сообщества отвечают нескольким базовым критериям:

1) общие интересы членов сообщества;

2) единое информационное/коммуникационное поле и социальное взаимодействие;

3) периодичность проводимых мероприятий/акций/проектов (общая деятельность) как внутри сообщества, так и вовне;

4) закрепление наименования и самоидентификация его участников с сообществом;

5) деятельность сообщества по принципу самоорганизация с координацией Совета НМО/Бюро НМО.

 

В отличие от молодежных организаций и клубов, сообщества изначально имеют межрегиональный характер деятельности, могут объединять в себе единичных представителей этнической общности российских немцев, проживающих в разных регионах России и не являющихся текущими активистами молодежных организаций и клубов.

 

Внешнее партнерство

 

На федеральном уровне НМО развивает партнерские отношения с органами государственной власти. Ключевыми партнерами организации выступают Федеральное агентство по делам национальностей, Федеральное агентство по делам молодежи, Департамент государственной молодежной политики Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, а также Молодежный парламент при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

В части реализации программ российско-германских молодежных обменов НМО сотрудничает с МИРЭА – Российским технологическим университетом (Институт молодежной политики и международных отношений), Российским национальным координационным бюро по молодежным обменам с Федеративной Республикой Германией.

В общественном секторе НМО входит в состав АОО «Национальный Совет молодежных и детских объединений России» – крупнейшей площадки федерального уровня для всероссийских, межрегиональных молодежных и детских организаций России. В 2018 году заключено партнерское соглашение с Молодежной ассамблеей народов России «Мы – Россияне», Ресурсным центром г. Москвы «Мосволонтер». Также в целях поддержания межнационального мира и согласия в молодежной среде НМО осуществляет сотрудничество с Всероссийским Межнациональным Союзом Молодежи, ГБУ города Москвы «Московский дом национальностей». В целях реализации молодежной политики в России НМО развивает партнерство с Молодежным клубом Русского географического общества, Российским союзом сельской молодежи.

На международном уровне НМО активно работает, развивая и укрепляя партнерские отношения. Председатель организации входит в состав участников Российско-Германской межправительственной комиссии по вопросам российских немцев, с 2012 года – в состав межправительственного российско-германского совета в области молодежного сотрудничества. Председатель НМО также входит в Рабочую группу немецких меньшинств AGDM (Arbeitsgemeinschaft Deutscher Minderheiten) при Федералистском союзе европейских национальностей FUEN (Federal Union of European Nationalities), президиум правления Российско-германского молодежного форума.

Среди международных партнеров НМО выделим Посольство Федеративной Республики Германия в Москве (Botschaft der Bundesrepublik Deutschland Moskau), Германское общество по техническому сотрудничеству Baden-Württemberg International (Gesellschaft für internationale wirtschaftliche und wissenschaftliche Zusammenarbeit mbH), Немецкий культурный центр им. Гете (Goethe Institut), Институт международных отношений IFA (Institut für Auslandsbeziehungen), Фонд «Германо-российский молодежный обмен».

С 1999 года НМО является членом Европейского союза «Молодежь народностей Европы» (JEV – Jugend Europäischer Volksgruppen). На международном уровне НМО имеет 3 партнерских организации: Молодежное и студенческое объединение немцев из России (Jugend- und Studentenring der Deutschen aus Russland e.V.), Федеральное объединение «djo – Немецкая молодежь в Европе» (Bundesverband Deutsche Jugend in Europa, Bundesverband e.V.), Союз русскоговорящей молодежи Германии «Юность» (JunOst e.V.), Землячество немцев из России (Landsmannschaft der Deutschen aus Russland). Стратегически важными партнерами НМО также являются молодежные объединения немцев стран СНГ: Союз немецкой молодежи Казахстана (Verband der deutschen Jugend Kasachstans), Всеукраинское объединение «Немецкая молодежь в Украине» (Deutsche Jugend in der Ukraine), Республиканский культурный центр немцев Узбекистана «Возрождение», Немецкая молодежь Кыргызстана.

 

Языковая работа

Изучение немецкого языка является одним из ведущих мотивов вступления в состав молодежной организации, молодежного клуба российских немцев. Значительная часть активных членов организации приходит в движение через клубы любителей немецкого языка и различные языковые онлайн-проекты (например, конкурс «Друзья немецкого языка», конкурс сочинений и т.п.). Важно отметить, что при изучении любого иностранного языка происходит не только освоение грамматической и лексической базы языка, но и развитие личности каждого обучающегося, решаются задачи воспитания и образования.

Результатом образования в области иностранных языков традиционно является вторичная языковая личность, готовая к коммуникации на международном уровне. Вторичную языковую личность отличает владение теоретическими знаниями о языке, практическое овладение и использование языка в соответствии с определенными речевыми формами и формами поведения. Одним из самых важных компонентов, который показывает сформированность вторичной языковой личности, является практическое овладение и способность вхождения в культуру страны изучаемого языка.

Особое значение изучение немецкого языка имеет в среде молодых российских немцев. Успешное овладение немецким языком позволяет перенимать опыт предыдущих поколений, сохранять культурное наследие российских немцев, успешно участвовать в молодежных обменах, проводимых организациями-партнерами, использовать немецкий язык в профессиональной деятельности и пополнять ряды молодых специалистов из числа российских немцев. Примерами успешной работы в данном направлении во всех регионах присутствия членских организаций НМО являются регулярные занятия по немецкому языку в подавляющем большинстве молодежных организаций и молодежных клубов (которые могут включать в себя этнокультурный компонент, просмотр фильмов и разбор песен на немецком языке, использование языка при подготовке и проведении мероприятий), языковые блоки на проектах НМО (например, «Территория вдохновения», «Школа лидеров» и т.д.), проводимые референтами из числа членов Ассоциации молодых преподавателей немецкого языка, и сетевые акции («Скороговорим в сети», Mein Lieblingsdeutscheswort и пр.).

С 2020 года все большую популярность приобретают различные онлайн-проекты, дающие возможность большему числу молодежи из числа российских немцев изучать язык в новых интерактивных форматах, привлекая элементы геймификации и дигитализации, а преподавателям немецкого языка это дает возможность применять на практике различные методики преподавания (например, методика CLIL).

Для решения поставленных задач в масштабах всех регионов присутствия членских организаций НМО необходимо анализировать, собирать и мультиплицировать лучшие региональные молодежные практики языковой работы. Среди них могут быть, например, изучение языка на основе настольных игр, интеллектуальных викторин, театральных постановок, популярных фильмов и песен и иных современных форматов. Также возможно проведение сетевых мероприятий, акций, «челленджей», направленных на популяризацию и повышение мотивации к изучению немецкого языка посредством использования популярных социальных сетей. Обязательным элементом языковой работы является направление лидеров и активистов молодежного движения на языковые программы и курсы повышения квалификации, их участие в Международной акции «Tolles Diktat», Всероссийском конкурсе «Друзья немецкого языка» и других федеральных мероприятиях.

       Все запланированные инициативы необходимо реализовывать при сотрудничестве с Советом по языковой работе МСНК, а также Немецким культурным центром им. Гете (Гете Институт) и другими партнерскими организациями, что позволит объединять ресурсы для достижения общей цели.

Таким образом, к 2023 году необходимо создать систему, при которой участниками проектов НМО будут являться молодые люди, как минимум, с базовым уровнем владения немецким языком. Следует продолжить практику привлечения в качестве преподавателей лучших молодых учителей и преподавателей немецкого языка, способствовать постоянному повышению квалификации педагогов и периодически обновлять состав сообщества.

Несомненной является взаимосвязь языка и культуры. Приобщение к культуре народа российских немцев, отдельным элементам современной культуры Германии невозможно без знания языка, освоение которого в свою очередь невозможно без знакомства с материальным и нематериальным культурным наследием.

 

Этнокультурная работа

Традиции и обычаи, песни и танцы являются наиболее легко усваиваемыми элементами этнокультурной самобытности. Отметим, что этнокультурные традиции должны быть «усвоены» не только в рамках этнокультурных кружков, мастер-классов и организации традиционных немецких праздников, но и во время проведения крупных федеральных, межрегиональных, региональных мероприятий, а также в рамках отдельных образовательных событий и локальных досуговых мероприятий и праздников. Разучивание и исполнение народных песен и танцев используется как важный инструмент формирования чувства общности, в том числе в ходе командообразующих мероприятий для активистов молодежных организаций российских немцев.

Таким образом, этнокультурный компонент является обязательным при организации деятельности молодежных организаций и клубов. Примерами реализации могут являться проведение этнокультурных лагерей в регионах, включение этнокультурного компонента при проведении всех федеральных проектов НМО (например, «Форум немецкой молодежи России», «Школа выходного дня» и др.), издание дидактического пособия «Kleider machen Leute» и иллюстрированной брошюры #Этностильно_По_Немецки и т.п. В среднесрочной перспективе данные направления требуют своего развития в рамках реализации проекта «Костюм в коробке», цель которого – доработка методического пособия и создание набора для пошива аутентичного национального костюма российских немцев.

Одним из важнейших проектов, реализуемом в данном направлении на федеральном уровне, является этнокультурный лагерь-семинар «Национальная деревня», который традиционно проводится в местах бывшего и настоящего компактного проживания российских немцев (регионы Поволжья, немецкие национальные районы) и позволяет молодым людям, имеющим немецкие корни, прикоснуться к живой истории, культуре и быту российских немцев. Проект предполагает как изучение немецкого языка, так и экскурсии и посещение музеев истории российских немцев, общение с семьями российских немцев, сохраняющих этнокультурное своеобразие в свой повседневной жизни, и блоки по актуализации гражданской и этнической идентичности.

Базовым элементом этнокультурного развития молодого поколения российских немцев является изучение и соблюдение традиций российских немцев. Как правило, годовой календарный план молодежного клуба включает в себя три группы дат: календарные праздники российских немцев, современные немецкие праздники, иные памятные даты из истории народа. Поддержанию интереса и мотивации для изучения традиций российских немцев должна способствовать постоянная модернизация этнокультурной деятельности. Среди инструментов уже используются тематические сетевые акции НМО:#Feste_der_RD, #Пикник НМО, #Osternest (Пасхальная акция), #ИсториясемьиРН, #Erntedankfest (к празднику урожая), #ЗнайПамятникиРН (квест по историческим местам в городах), #НМОготовитШтоллен (Рождественская акция) и др.

Большой интерес в последние годы приобрело экскурсионное направление по «немецким» местам в городах России. Данное направление объединило в себе ряд популярных в молодежной среде тенденций – изучение истории родного края, внутренний туризм, дигитализация историко-культурного наследия, документалистика, дизайн и др. К 2023 году необходимо всесторонне развивать данное направление в самых разных регионах России.

Особое значение языковая и этнокультурная работа имеет для целевой группы молодых семей российских немцев, воспитывающих одного и более детей. Вовлечение указанной группы молодых российских немцев в различные проекты НМО и иные языковые и этнокультурные события способно заложить фундамент сохранения и передачи истории, традиций и культуры российских немцев последующим поколениям. Примером в данном направлении является семейный проект «Родители активны», реализуемый НМО с 2016 года.

Решение задачи этнокультурного развития молодежи из числа российских немцев невозможно без взаимодействия с более опытными коллегами, в том числе из Ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев и Творческого объединения российских немцев.

 

Вовлечение в общественное движение российских немцев молодых профессионалов, являющихся активными игроками в молодежной политике и общественном секторе своего города и региона, добившихся значительных успехов в профессиональной деятельности.

Этническая группа российских немцев во все времена была полна ярких, талантливых, выдающихся личностей. Показательным примером сохранения лучших традиций народа и неизменного таланта, профессионализма, трудолюбия российских немцев является Всероссийский конкурс «Лучшие имена немцев России» по выявлению и поощрению знаковых личностей из числа российских немцев, добившихся общепризнанных успехо


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.