Коми народные  подвижные игры — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Коми народные  подвижные игры

2021-11-24 115
Коми народные  подвижные игры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КОМИ НАРОДНЫЕ  ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

 

       Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

       Любой народ в течение многовековой своей истории отобрал для воспитания подрастающего поколения такие неповторимые игры, в которых отразились весь его опыт и повседневная трудовая практика. Игра способствует развитию силы и ловкости, умения и мастерства.

Данные коми народные игры рассчитаны на девочек и мальчиков 4 – 12 лет. Многие игры начинаются с жеребьевки, чтобы справедливо установить очередность игровых действий и распределить игровые роли. Жеребьевка производилась различными способами, но чаще всего дети прибегали к помощи считалок.

 

Игры для детей младшего возраста

Синтом горань (Слепой горань; Жмурки)

       У определенного с помощью считалки игрока платком завязывают глаза. Покрутив на месте, его спрашивают: «Вала, песла либо турунла?» («За водой, дровами или сеном?») или «Гораньой, гораньой! Кытчо мунан: чодла или сеозла! («Горань, моя горань! Куда пойдешь: за черникой или земляникой?») Независимо от выбранного ответа, его отталкивают в какую – либо сторону. После этого он начинает искать. Поймав игрока, водящему надо отгадать имя. Только после этого пойманный станет водящим. Во время вращения водящего можно приговаривать также следующие приговорки:

       Шапка – татарка,

Синъясыд кунься,

Колоко, кутав

Да эн жо нин аддзы!

Либо:

       Гырйос кут,

       Тоинос кут,

       А мено эн кут!

 

Шапка – тотарка,

Глаза закрыты,

Если хочешь, ищи,

Но только не поймаешь!

Или:

Ступу лови,

Пест лови,

А меня не лови!

 

Изки карнан (Рукоятка жернова; Молчанка)

       Каждый выставляет большой палец правой руки и кулаком захватывает палец другого игрока. Так образуется вертикальная цепь кулаков. После этого игроки, стоя на своих местах, или вращают импровизационной «мельницей», или медленно двигаются по ходу солнца и приговаривают:

       Изки карнан, ва карнан,

       Код шыасяс – дас печик,

Код оз шыась – дас колач.

Либо:

       Изки карнан, ва карнан,

       Код шыасяс – дас юрси,

       Код шыасяс – дас печик,

       Код шыасяс – дас котшкун,

       Код шыасяс – дас чепель,

       Код шыасяс – дас зiмгун.

 

Рукоятка жернова и коромысло,

Кто заговорит – 10 щелбанов,

Кто заговорит – 10 калачей

Или:

Рукоятка жернова и коромысло,

Кто заговорит – 10 волос,

Кто заговорит – 10 щелбанов,

Кто заговорит – 10 ударов,

Кто заговорит – 10 щипков,

Кто заговорит – 10 притопов.

       После произнесения приговорки игроки замолкают и начинают друг друга щипать, толкать, чтобы кто – нибудь рассмеялся или сказал слово. Кто первым рассмеется или скажет какое – нибудь слово, его наказывают и затем продолжают играть дальше.

Шыр да пельос (Мышь и угол)

       Из числа игроков выбирают водящего, который становится «кошкой», остальные – «мышки». Играют в помещении с пустующими углами. Если угла не всем хватает, можно использовать стул. «Мышки» становятся по углам, а выбранная «кошка» ходит между ними и приговаривает: Шыро, шыро, вай мен пельос!

«Мышка, мышка, дай мне угол!»

       В какой – то момент «мыши» меняются углами, а «кошке» в это время надо успеть занять освободившийся угол. Кому не достанется угол, становится водящим.

Ошко – бабо (Медведь – бабушка)

Из числа игроков считалкой определяют водящего, который становится «медведем», остальные – «собиратели ягод». Можно играть на улице и дома: если играют на улице, водящий заходит в овраг и присаживается, если в доме – становится на корточки, и его накрывают шубой. Игроки ходят вокруг него, наклоняются – показывают сбор ягод, и поют:

Ошко – бабо, ошко – бабо,

Чодто, вотам, пувто октам,

Бур вотоссо босьтам,

Лек вотоссо човтам.

 

Медведь – бабушка, медведь – бабушка,

Чернику собираем, бруснику собираем,

Хорошую ягоду возьмем,

Плохую ягоду оставим.

Или:

Медведь – бабушка, медведь – бабушка,

Твою чернику собираем, твою бруснику собираем,

Хорошие ягоды себе берем,

Плохие ягоды выбрасываем…

 

В удобный для себя момент водящий набрасывается на убегающих игроков. Пойманный игрок становится «медведем».

Пышкай (Воробей)

С помощью считалки выбирают участника, который становится «воробьем». Глаза ему завязывают платком, или он только закрывает глаза. Остальные («кошки») ходят вокруг него и поют:

Миян гажа сад йоро

Локтiс пышкай да сьыло.

Пышкай, пышкай, эн вуграв,

Кодi нявостас, тодмав?

 

Прилетел к нам воробей

И запел, как соловей.

- Эй ты, птичка, не зевай,

Кто мяукнет, угадай.

Или:

       В наш веселый сад

Прилетел воробей и поет.

Воробей, воробей, не дремли.

Кто мяукнет, узнай?           

Когда все умолкнут, кто – то из игроков мяукает. Если водящий отгадывает мяукнувшего, то они меняются местами, а если нет – дальше будет водить.

Тупось нянь (Каравай)

Игроки держатся за руки, ходят кругом вокруг «именинника», и, следуя словам песни, руками показывают глубину, высоту и т.д.

Людалон нимлун выло

Пожалiм ми тупось нянь,

Тупось нянь, тупось нянь,

Пожалiм ми тупось нянь:

Вот эта судта,

Вот эта ляпка,

Вот эта пасьта,

Вот эта векня.

Борйи, кодос косъян?

 

Как на Людины именины

Испекли мы каравай,

Каравай, каравай,

Испекли мы каравай:

Вот такой вышины,

Вот такой низины,

Вот такой ширины,

Вот такой ужины.

Кого хочешь, выбирай?

Стоящий в кругу выбирает одного игрока, который входит вместо него в круг.

Семен дядь (Дядя Семён)

Игроки встают в круг, поместив одного в середину. Все ходят по кругу и показывают то, о чем поется в песне:

Семен дядьлон волi,

Волi сизим челядь.

Сизимнанныс сiйо:

Этатшом юраось,

Этатшом тошкаось,

Этатшом синмаось,

Этатшом пеляось,

Этатшом ныраось,

Этатшом вомаось.

Найо эз уджавны, эз уджавны,

Сэсся вочисны вот тадз…

 

У дяди семёна было,

Было семь детей.

Все семеро такие:

С такой головой,

С такой бородой,

С такими глазами, С такими Ушами,

С такими носами,

С такими ртами.

Они не работали, не работали,

После сделали вот так…

После этих слов, стоящий в кругу, показывает какую – то фигуру. Кто позже всех повторит, тот входит в круг.                                  

Цапки

В эту игру играли дети от трех лет до шести. Сначала выбирали водящего, который становился среди участников игры и вытягивал руку ладонью вниз. Остальные игроки ставили под ладонь указательные пальцы. Затем водящий со словами:

- На горе стояли зайцы и кричали: «Прячьте пальцы!» - Сжимал ладонь, а игроки быстро выдергивали пальцы. Чей палец был схвачен, то выбывал из игры.

Сар (Игра в царя)

По жребию выбирают царя. Всем играющим царь дает новые имена. Чаще всего это названия зверей и птиц. Очерчивают круг. Царь садится в центре круга, рядом на землю кладет мяч. Остальные становятся по кругу, за линией. Стоят вполоборота, готовые по команде царя броситься врассыпную или схватить мяч. Царь произносит чье – либо имя. Все убегают, а тот, кого назвал царь, хватает мяч и бросает в бегущих. В кого попадет, тому царь дает какое – то задание: попрыгать на одной ноге до какого – нибудь места, потанцевать, спеть и т.д. Потом выбирают нового царя, и игра продолжается.

Чери – бери

На земле чертят круг диаметром 4 м. Игроки делятся поровну: одна команда заходит в круг, другая находится на линии круга. Стоящие за кругом игроки бросают мяч в тех, кто располагается внутри круга. Если промахиваются, вся команда входит в круг, а другие будут бросать мячом.

Мач дзебомысь ворсом (Игра в прятанье мяча)

Выбранный считалкой игрок входит в круг. В это время остальные незаметно от него отдают мяч одному из игроков и подходят к кругу, держа руки за спиной. Водящий, чтобы в него не попали мячом, старается определить игрока с мячом и отойти от него на безопасное расстояние. Игрок бросает в него мяч. Если промахивается, то сам вместо него входит в круг. Если стоящий в кругу поймает мяч, тогда он бросает его по убегающим игрокам. В кого попадет, тот входит вместо него в круг.

Кытшон ворсом (Игра в круг)

В круг входят игроки. Заранее выбранный участник стоит на линии круга и бросает мячом в них. Кому попадает мяч, тот старается быстрее взять его в руки и бросить в следующего игрока. Если попадает, второй игрок бросает мяч третьему игроку, который потом и становится бросающим мяч из – за линии круга.

Стой, олень!

Играющие находятся в разных местах площадки. При помощи считалки выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.

После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого – нибудь из играющих, коснуться его палочкой и сказать: «Стой, олень!» Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей. Разбегаться можно только после сигнала «Беги, олень!» Осаленные отходят в условленное место. Салить надо осторожно.

Ма

По жребию выбирают двух водящих, одна их них хозяйка, другая – Ёма, остальные игроки – овцы. Хозяйка выводит своих овец на лужок и каждой на ушко шепчет имя. Ни Ёма, ни сами овцы не знают этих имен друг у друга. Овцы некоторое время пасутся (рвут траву). Потом ложатся отдыхать. Хозяйка сидит в сторонке, караулит овец и «засыпает». Приходит Ёма и уводит овец к себе в хлев. Хозяйка «просыпается», обнаруживает пропажу и гонится за Ёмой, хочет вернуть овец. А Ёма уже успела поставить всем овцам свои собственные метки (привязать ленточки и т.п.) и доказывает хозяйке, что это её овцы и что они ею помечены еще ягнятами. Хозяйка же говорит, что это ее овцы и у каждой есть имя. Она поименует их, овцы подходят к ней, и хозяйка уводит их домой.

Тымон (Салки)

По жребию выбирают водящего. Заранее обговаривают территорию и условия игры. Все разбегаются, а водящий догоняет их. Кого настигнет, того пятнает рукой и произносит: «Тым». А сам убегает. Запятнанный теперь уже становится водящим и также гоняется за всеми игроками. Игра иногда усложняется, например, в условленном месте нельзя пятнать. А для большего комического эффекта, когда играют одни мальчики, водящего в считалке называют женихом, если же играют и девочки, то водящий в считалке называется невестой. Игра не имеет определенного конца.

Пола – мачон (Щит и мяч)

Для игры нужны резиновый мяч, палка и щит (размеры щита обговаривают заранее). По жребию один становится у щита, остальные свободно располагаются на площадке. Водящий подбрасывает мяч и бьет его палкой, посылая на площадку. Остальные стремятся поймать мяч на лету. Кому это удалось, то будет водящим. Если мяч не удалось поймать никому, каждый из них стремится первым поднять его с земли и бросить по щиту. Водящий палкой отбивает мяч, остальные снова его ловят. Кто попал по щиту мячом, тот становится водящим. Водящий не должен заслонять щит или отбивать мяч руками, а игрок – бросать мяч, подбежав к щиту.

Сиги

В землю вколачивали кол с веревкой в 2-3 аршина на верхнем конце. Вокруг кола клали 10-15 старых худых лаптей. Один из игроков был “купцом”, остальные - “покупателями”. “Купец”, ухватившись за свободный конец веревки, бегал вокруг кола, его делом было охранять лапти. Остальные бегали около описываемого купцом круга с целью добежать до кола и выбросить из круга лапоть. Купец старался дотронуться рукой или ногой до одного из покупателей до того, как все лапти не оказывались выброшенными из круга. Задетый игрок менялся с водящим местами. Если же все лапти были похищены, то “купцу” приходилось пробегать между двумя рядами игроков, которые били его в спину, или же скакать на одной ножке по кругу, радиус которого равнялся длине веревки.

Невод

       Играющие выбирают с помощью считалки рыбу. На голову ей надевают яркий платок или венок и помещают в центр хоровода, изображающего невод. На расстоянии 1,5 – 2 м от хоровода устанавливают четыре украшенных лентами шеста. Рыба, пробравшись сквозь невод (под руками играющих), бежит к одному из шестов. Игроки догоняют ее. Если рыбу не догнали и она спряталась за шестом, она остается рыбой, если поймают, то она возвращается в хоровод. Рыбой становится тот, кто ее догнал. Игроку, выбегающему из невода, надо проявлять ловкость, а не силу. Разрывать круг нельзя.

Ловля оленей

       Среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники – олени. Они становятся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три – лови!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным. После четырех – пяти повторений подсчитывается количество пойманных оленей.

       Игру можно начинать только по сигналу. Бросать мяч можно только в ноги играющих. Засчитывается прямое попадание, а не после отскока.

Али – баба

Играют дети от шести лет и старше в течение всего года на улице. Количество игроков должно быть не менее шести человек. Игроки делятся на две команды, которые выстраиваются в две шеренги напротив друг друга. В командах игроки крепко берутся за руки. По расчету игроки одной из команд начинают диалог:

- Али – баба!

Соперники отвечают:

- О чем слуга?

- Пятого, десятого, Ефимку косолапого!

Игрок, чье имя названо должен попытаться с разбегу разорвать цепь ребят из команды соперников. Если это ему удается, то он уводит в свою команду одного игрока из числа соперников; если ему не удается разорвать цепь, то он переходит в противоположную команду. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не перетянет всех ребят к себе.

Зеваха

 Играли на посиделках в зимнее время и на народном гулянии Усть – Цилемской «Горке» – летом. «Зеваха» – игра плясовая, обычно её водили под гармошку, при этом гармонист обязательно считал количество вступивших в игру участников.

Игроки становились в круг, водящий – в центре. Он, пританцовывая, подходил к одному из участников, топая ногой, приглашал на танец. Выбрав пару, водящий разворачивался в противоположную сторону и вел игрока за собой, приглашая следующего. Так танцоры ходили до тех пор, пока в игру не вовлекалось нечетное количество игроков – три, пять, семь… В это момент гармонист прерывал музыку, и танцоры становились парами. Игрок, оставшийся без пары, считался проигравшим и должен был выполнить какое – нибудь задание. Например, спеть частушку, прокукарекать, сплясать. Затем он становился водящим, и игра продолжалась.

Деревья

Играли дети от пяти лет и старше дома, в зимнее время. Считалкой выбирали водящего, ему завязывали глаза и ставили в угол. Остальные игроки разбегались по комнате и садились на корточки. Водящий, досчитав до десяти, начинал поиск игроков. Наткнувшись на одного из них, водящий должен был угадать и назвать его имя. Если он правильно называл его имя, то водящим становился опознанный игрок. Если же не угадывал, то продолжал водить.

Коми считалки

  1. Чикили – микили,

Конарье – напарье,

Вильс – вальс.

Гулю!

  1. Анка – танка

Зима, зияя,

Ющикован

Зелян – белян,

Борсь.

Дзебся да.

  1. Гигин, Гогин,

Напаръя,

Ширъя, пыръя

Локтом!

  1. Атум, батум,

Тум, батум,

Тум, Терентий,

Атам бум.

Вуматери карандаш,

Турун вежа краска!

  1. Отик – мотик,

Кык – мык,

Куим – муим,

Нёль – моль,

Вит – мит,

Квайт – бать,

Сизим – мизим,

Кокъямыс – провыс,

Дас – пас.

  1. Один – шитик,

Два – елец,

Три – нюим,

Четыре – бусина,

Пять – соболь,

Шесть – нязь,

Семь – низим,

Восемь – ньокъямыс,

Девять – промысел,

Десять – знак.

  1. Перо – наро,

Слугу – лугу,

Пьято – сото,

Сиво – иво,

Дубу – лубу.

Крест!

КОМИ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Варианты игры:

а) дети подбирают пару пим (варежек), одинаковых по орнаменту;

б) дети подбирают одновременно пары к пимам и к варежкам, учитывая орнамент;

в) стоя в кругу, дети ищут себе пару (ребёнка – сверстника), у которого такой же узор на пимах (варежках).

«Украсим одежду»

Цель: упражнять детей в составлении узора коми орнамента из полосок – деталей элементов, развивать внимание, сообразительность.

Материал: трафареты сарафана, малицы, шапки, пим, комплекты полосок – деталей для орнамента.

Руководство: воспитатель предлагает детям по образцу украсить одежду, обувь, т.е. трафареты элементами коми орнамента.

 

КОМИ НАРОДНЫЕ  ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

 

       Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

       Любой народ в течение многовековой своей истории отобрал для воспитания подрастающего поколения такие неповторимые игры, в которых отразились весь его опыт и повседневная трудовая практика. Игра способствует развитию силы и ловкости, умения и мастерства.

Данные коми народные игры рассчитаны на девочек и мальчиков 4 – 12 лет. Многие игры начинаются с жеребьевки, чтобы справедливо установить очередность игровых действий и распределить игровые роли. Жеребьевка производилась различными способами, но чаще всего дети прибегали к помощи считалок.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.