Суть процесса адаптации первоклассников — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Суть процесса адаптации первоклассников

2021-11-24 16
Суть процесса адаптации первоклассников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Суть процесса адаптации первоклассников

Школа ставит перед ребенком большое количество новых задач, которые требуют мобилизации его физических и интеллектуальных сил. Первокласснику необходимо привыкнуть к новым условиям, возникшим в его жизни, подстроиться под них. Речь идет об адаптации к школе — самом напряженном периоде в первый год обучения. Она происходит на социальном, физиологическом и психологическом уровне.

Период адаптации у каждого ребенка происходит индивидуально. Его сроки могут колебаться от трех недель до полугода. Важно следить за динамикой процесса адаптации, выявлять причины намечающейся дезадаптации и проводить необходимую коррекцию выявленных отклонений в ходе «подстраивания» первоклассника к школьной жизни.

Основные вопросы проведения диагностики

Диагностика адаптации первоклассников подразумевает проведение глубокого индивидуального обследования. Она направлена на получение информации о качественных показателях основных необходимых изменений, которые должны произойти во всех сферах жизни и деятельности ребенка

Диагностика проводится в несколько этапов.

1. Наблюдение — идет в течение первого месяца обучения для обнаружения особенностей в поведении ребенка на уроках и переменах.

2. Обследование — проводится с 15 по 30 сентября. Направлено на установление:

· уровня умственного развития первоклассников, выявление детей, у которых есть отставания от возрастной нормы;

· степени сформированности мотивов к учению, выделение ведущего мотива;

· стабильности эмоционального состояния школьника, наличия отрицательных или положительных эмоций, которые переживает ребенок в разных учебных ситуациях;

· уровня школьной тревожности, анализ факторов, которые вызывают у первоклассника дискомфорт, напряжение, страх.

3. Составление индивидуальных заключений — после проведения обследования делается итоговая обработка полученных данных, на основе которых:

· определяются дети, попадающие в группу риска;

· вырабатываются рекомендации для учителя и родителей.

Основой составления такого заключения должна быть сводная таблица с результатами диагностики.

4. Ознакомление участников учебного процесса с результатами диагностики адаптации первоклассников — итоговые заключения обсуждаются во время проведения:

· малого педсовета или консилиума (чаще всего их проводят во время осенних каникул);

· индивидуальных консультаций; · родительского собрания.

5. Составление индивидуальных программ работы с детьми, имеющими признаки дезадаптации — происходит в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами. Эта работа должна быть закончена к концу первой четверти. В программу необходимо включить:

· групповые занятия;

· индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение;

· индивидуальные формы работы, направленные на решение конкретных проблем

6. Реализация индивидуальных программ — занимает 1 – 4 месяца.

7. Повторная диагностика — должна быть проведена в конце учебного года (апрель — май) для получения итоговых данных.

8. Заключительный этап — необходим для сопоставления стартовых и окончательных показателей. На этом этапе анализируется динамика развития ребенка и устанавливается эффективность реализации выработанных рекомендаций и программ

Наблюдение

Наиболее распространенный метод диагностики — наблюдение. Чаще всего используется выборочное наблюдение. В процессе его проведения фиксируются только те особенности поведения ребенка, которые выделяют его из общей массы первоклассников. Наблюдение проводится одновременно за всеми детьми в классе. Основные требования к организации наблюдения:

· наличие схемы наблюдения;

· систематичность;

· объективность.

Наблюдение также должно включать:

· анализ успеваемости ребенка;

· просмотр тетрадей;

· прослушивание устных ответов;

· анализ сложившихся межличностных отношений.

В результате наблюдений происходит оценивание (по 5-балльной шкале) основных семи компонентов:

· учебной активности;

· усвоения программных материалов;

· поведения на уроках;

· поведения на переменах;

· взаимоотношения с одноклассниками;

· отношения к учителю;

· эмоций

Задачи

49. Должна быть развита вне ситуативно-личностная форма общения.

Тогда он будет воспринимать учителя как непререкаемый авторитет, образец для подражания.

50. У Вани развивается учебно-познавательная мотивация, адекватная структуре учебной деятельности.

51. Петя в свои неполные 7 лет готов выполнять посильные задания, но лишь постольку, поскольку предложены учителем: авторитет его абсолютен. Причем любое задание — и то, что в учебнике, и просьба поливать цветы. А дома Петя не принимает никаких советов мамы.

52. Все успехи, кроме учебных, создающие статус ребенка в глазах других и его собственных, уже не имеют такого значения, как школьная оценка. Притязания на признание в условиях школы реализуются лишь через успеваемость. Дети ориентируются на оценочные отношения взрослых через призму конкретной учебной деятельности.

53. У второй группы готовность школьному обучению выше. Они учатся сами, корректируя свою учебу вопросами. Они не будут пасовать и в ситуации изменения привычной схемы решения задания. Они своими вопросами могут вносить коррективы в исходный педагогический замысел учителя. Это подлинное учение. У первой же группы учащихся готовность к школьному обучению ниже. Они пассивно «принимают» обучение. На это указывают учителя, работающие по системе В.В. Давыдова.

54. Это говорит о том, что данные ученики еще затрудняются проводить счет во внутреннем плане, им еще нужны внешние опоры (пальцы).

55. У младших школьников еще преобладает непроизвольное внимание, которое может быть сосредоточено на объектах, имеющее какие-то яркие особенности: красочное, звучное, интересное, в движении, в сравнении и т.д. Поэтому учебный материал учитель подает таким образом, чтобы он был небольшим по объему, прост, легко осмысливался, был бы связан с практическими действиями.

 

Суть процесса адаптации первоклассников

Школа ставит перед ребенком большое количество новых задач, которые требуют мобилизации его физических и интеллектуальных сил. Первокласснику необходимо привыкнуть к новым условиям, возникшим в его жизни, подстроиться под них. Речь идет об адаптации к школе — самом напряженном периоде в первый год обучения. Она происходит на социальном, физиологическом и психологическом уровне.

Период адаптации у каждого ребенка происходит индивидуально. Его сроки могут колебаться от трех недель до полугода. Важно следить за динамикой процесса адаптации, выявлять причины намечающейся дезадаптации и проводить необходимую коррекцию выявленных отклонений в ходе «подстраивания» первоклассника к школьной жизни.

Основные вопросы проведения диагностики

Диагностика адаптации первоклассников подразумевает проведение глубокого индивидуального обследования. Она направлена на получение информации о качественных показателях основных необходимых изменений, которые должны произойти во всех сферах жизни и деятельности ребенка

Диагностика проводится в несколько этапов.

1. Наблюдение — идет в течение первого месяца обучения для обнаружения особенностей в поведении ребенка на уроках и переменах.

2. Обследование — проводится с 15 по 30 сентября. Направлено на установление:

· уровня умственного развития первоклассников, выявление детей, у которых есть отставания от возрастной нормы;

· степени сформированности мотивов к учению, выделение ведущего мотива;

· стабильности эмоционального состояния школьника, наличия отрицательных или положительных эмоций, которые переживает ребенок в разных учебных ситуациях;

· уровня школьной тревожности, анализ факторов, которые вызывают у первоклассника дискомфорт, напряжение, страх.

3. Составление индивидуальных заключений — после проведения обследования делается итоговая обработка полученных данных, на основе которых:

· определяются дети, попадающие в группу риска;

· вырабатываются рекомендации для учителя и родителей.

Основой составления такого заключения должна быть сводная таблица с результатами диагностики.

4. Ознакомление участников учебного процесса с результатами диагностики адаптации первоклассников — итоговые заключения обсуждаются во время проведения:

· малого педсовета или консилиума (чаще всего их проводят во время осенних каникул);

· индивидуальных консультаций; · родительского собрания.

5. Составление индивидуальных программ работы с детьми, имеющими признаки дезадаптации — происходит в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами. Эта работа должна быть закончена к концу первой четверти. В программу необходимо включить:

· групповые занятия;

· индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение;

· индивидуальные формы работы, направленные на решение конкретных проблем

6. Реализация индивидуальных программ — занимает 1 – 4 месяца.

7. Повторная диагностика — должна быть проведена в конце учебного года (апрель — май) для получения итоговых данных.

8. Заключительный этап — необходим для сопоставления стартовых и окончательных показателей. На этом этапе анализируется динамика развития ребенка и устанавливается эффективность реализации выработанных рекомендаций и программ

Наблюдение

Наиболее распространенный метод диагностики — наблюдение. Чаще всего используется выборочное наблюдение. В процессе его проведения фиксируются только те особенности поведения ребенка, которые выделяют его из общей массы первоклассников. Наблюдение проводится одновременно за всеми детьми в классе. Основные требования к организации наблюдения:

· наличие схемы наблюдения;

· систематичность;

· объективность.

Наблюдение также должно включать:

· анализ успеваемости ребенка;

· просмотр тетрадей;

· прослушивание устных ответов;

· анализ сложившихся межличностных отношений.

В результате наблюдений происходит оценивание (по 5-балльной шкале) основных семи компонентов:

· учебной активности;

· усвоения программных материалов;

· поведения на уроках;

· поведения на переменах;

· взаимоотношения с одноклассниками;

· отношения к учителю;

· эмоций


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.