История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2021-11-24 | 19 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Лекция
по дисциплине Бухгалтерский финансовый учет
Тема Учет производственных запасов.
Занятие Организация учета производственных запасов.
Содержание
Учебные вопросы (основная часть)
1. Понятие, оценка и задачи учета производственных запасов.
2. Документирование операций по поступлению и расходу материалов.
3. Организация учета на складе. Отчетность материально-ответственных лиц.
Структурно-логическая схема занятия
I.Понятие, оценка и задачи учета производственных запасов
Задачи |
II. Документирование операций по поступлению и расходу материалов
Документальное оформление операций |
|
|
III. Организация учета на складе. Отчетность материально-отвественных лиц.
Организация | Ответственность материально-ответственных лиц |
I. Понятие, оценка и задачи учета производственных запасов
Под материально-производственными запасами понимается совокупность предметов труда.
Материально- производственные запасы (согласно п.2 ПБУ 5/01) - это активы:
а) используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
б) предназначенные для продажи, включая готовую продукцию и товары;
в) используемые для управленческих нужд организации.
Состав материально-производственных запасов:
а) материалы – объекты учета, используемые в качестве предметов труда, потребляемые в течение одного производственного цикла и полностью переносящие свою стоимость на себестоимость продукции, работ, услуг;
|
б) готовая продукция – объекты учета, являющиеся конечным результатом процесса производства, предназначенные для продажи и соответствующие по качеству требованиям технической документации и покупателей;
в) товары – объекты учета, приобретенные у других юридических и физических лиц для дальнейшей перепродажи без обработки в организации.
Оценка материалов
II. Документирование операций по поступлению и расходу материалов
Одним из условий, обеспечивающих правильную и рациональную организацию учета МПЗ, является разработка на предприятии четкой системы документооборота и строгого порядка документального оформления операций по движению материально-производственных запасов.
Жизненный цикл МПЗ
В соответствии с циклом выделяются группы учетных записей:
Согласно статье 9 Закона РФ "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ все хозяйственные операции должны отражаться в учете на основании первичных (оправдательных) документов.
Первичные документы могут быть приняты к учету в случае, если они составлены:
- по форме, содержащейся в Альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (унифицированные документы);
- по форме, разработанной министерствами (отраслевые формы);
- по форме, разработанной и утвержденной на предприятии, и содержащие обязательные реквизиты (перечень обязательных реквизитов первичных документов Вы изучали в теме № 4 "Первичное наблюдение и стоимостное измерение в бухгалтерском учете").
При этом требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательны для всех работников организации.
Порядок оформления движения материальных ценностей на предприятии утверждается в приказе "Об учетной политике предприятия" на отчетный период (год) исходя из требований действующего законодательства. На настоящий момент времени следует руководствоваться следующими нормативными документами:
|
- Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утверждено приказом Минфином СССР от 29.07.1983г. №105);
- Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.97г. за №71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, МБП, работ в капитальном строительстве";
- Постановлением Госкомстата РФ от 9.08.99г. № 66 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения».
Рассмотрим общие требования к документальному оформлению движения материальных ценностей: первичные документы надлежит выписывать в минимальном числе экземпляров; первичные документы на получение и отпуск материалов должны быть заранее пронумерованы (на небольших предприятиях нумерацию целесообразно проводить в централизованном порядке, а на крупных - в децентрализованном (по цехам, складам и отделам)), первичные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации.
Все операции по документальному оформлению движения материальных ценностей на предприятии можно разбить на 4 группы:
- оформление поступления материалов;
- оформление отпуска материалов в производство;
- оформление операций по перемещению материалов внутри предприятия (например, между цехами, складами);
- оформление отпуска материалов на сторону (продажа).
Рассмотрим в последовательном порядке оформление первичных учетных документов по этапам движения материалов.
1.Документальное оформление поступления материалов
Материалы могут поступать:
а) от поставщиков;
б) от учредителей в качестве взноса в уставный капитал, и при безвозмездной передаче;
в) разборки и ликвидации основных средств;
г) от структурных подразделений предприятия (отходы, неизрасходованные в производстве материалы).
а) Приемка материалов, поступивших на склад предприятия от поставщиков, производится на основании сопроводительных документов (счета-фактуры, накладные, требования, товарно-транспортные накладные и т.д.). Сопроводительные документы регистрируются работниками отдела снабжения в журнале учета поступающих грузов (произвольной формы) и затем передаются соответствующему складу для руководства при приемке и оприходовании материалов.
|
В случае получения материалов со склада поставщика уполномоченному лицу (только работнику предприятия и сроком не более 15 дней) предприятия выдается доверенность бухгалтерией на получение материалов (форма № М-2 и №М-2а). Форма № М-2а применяют предприятия, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит массовый характер.
Выдача доверенностей регистрируется в пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей (М-3).
Сдача грузов, доставленных от поставщика на предприятие (стройку), осуществляется под расписку заведующего складом (кладовщика) на сопроводительных документах.
На основании сопроводительных документов поставщиков завскладом выписывает приходный ордер (форма №М-4) или делает отметку (штамп) на сопроводительных документах с реквизитами приходного ордера.
При установлении несоответствия данных о поступивших материалах с данными сопроводительных документов вместо приходного ордера составляется Акт о приемке материалов (форма №М-7). Данный акт составляется также в случае приемки груза без сопроводительных документов (неотфактурованные поставки). Акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю (транспортной организации).
б)Приемка материалов, поступающих от учредителей в качестве вклада в уставный капитал и при безвозмездной передаче (дарение, спонсорская помощь) оформляется:
- актом о приемке материалов (может быть составлен по форме № М-7) без составления приходного ордера (ф. № М-4);
- выписыванием приходного ордера на основании сопроводительных документов или на последних проставлением штампа с реквизитами приходного ордера.
в)Материалы, потупившие от разборки, ликвидации основных средств приходуются на основании акта на списание основных средств (форма № ОС-4, 4а), акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35).
|
г) Сдача структурными подразделениями предприятия (цеха, строительные участки). Материальные ценности, изготовленные, переработанные на самом предприятии, и неизрасходованные, оформляются требованием-накладной (форма №М-11).
Приходные ордера, приемные акты, требования-накладные должны составляться в день поступления материалов на склад предприятия.
2. Документальное оформление отпуска материалов в производство
Под отпуском материалов в производство понимается отпуск материалов непосредственно для изготовления продукции, а на стройках - для выполнения строительно-монтажных работ. Кроме того, сюда же относится и отпуск на ремонтные и хозяйственные нужды.
Порядок документального оформления отпуска материалов на производство зависит главным образом от 3-х факторов:
1) способа хранения материалов (в закрытых или открытых помещениях);
2) от наличия возможности определить количество отпускаемого материала путем взвешивания, обмера, подсчета;
3) от периодичности потребления в процессе производства (материалы с периодической и систематической потребностью).
Отпуск материалов в производство, количество которых в момент отпуска можно определить путем подсчета, взвешивания, обмера..
Отпуск таких материалов, должен осуществляться на основе предварительно установленных лимитов (предельных норм расхода материалов на производство), устанавливаемых отделом снабжения, планово-производственными отделами или другими отделами предприятия, по указанию руководителя предприятия.
А) Отпуск материалов, потребность в которых возникает систематически
Отпуск на производство вышеуказанных материалов оформляется лимитно-заборными картами (форма № М-8) и требованиями-накладными (форма №М-11).
В лимитно-заборной карте указывается:
- установленный лимит отпуска материалов на производство;
- фактическое количество отпущенных на производство материалов;
- количество неиспользованных и сданных на склад материалов.
Лимитно-заборные карты выписываются, как правило, в 2-х экземплярах. Один экземпляр до начала месяца передается структурному подразделению-потребителю материалов, второй-складу.
Отпуск материалов в производство осуществляется складом при предъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в лимитно-заборной карте дату и количество отпущенных материалов, выводит остаток лимита по каждому наименованию материала. Отпуск материалов производится только с тех складов, которые обозначены в лимитно-заборной карте.
|
По лимитно-заборной карте ведется также учет материалов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется.
Изменение лимита в лимитно-заборной карте допускается только с разрешения руководителя предприятия или уполномоченных им на это служб.
Б) отпуск материалов, потребность в которых возникает периодически
Отпуск таких материалов рекомендуется оформлять требованиями-накладными (форма № М-11). Порядок выписки требования-накладной был рассмотрен выше (см. оформление операций по поступлению материалов).
Следует отметить, что и при использовании требований-накладных отпуск материалов должен осуществляться в пределах установленных лимитов на предприятии (если таковые устанавливаются).
В) Отпуск материалов, количество которых в момент отпуска не возможно определить по фактическому весу или обмеру
Количество отпущенных в производство массовых однородных материалов (песок, щебень, гравий и др.) при невозможном отпуске их по фактическому весу или обмеру допускается определять на основе проведения комиссией периодических, не реже 1 раза в месяц, инвентаризаций этих материалов (их остатков). Результаты инвентаризации остатков материалов оформляются путем составления акта (форма №М–22а), на основании которого делаются записи о списании материалов в требовании - накладной.
Отпуск материалов на производство может оформляться согласно учетной политике без выписки первичных учетных документов (лимитно-заборных карт, требований-накладных) в регистре аналитического учета материалов - карточке учета материалов (форма № М-17). Перечень наименований материалов, отпускаемых указанным способом, и порядок оформления такого отпуска устанавливает руководитель предприятия. При этой системе отпуска материалов карточка М-17 является одновременно регистром аналитического учета и выполняет функции первичного документа (с добавлением дополнительных граф).
1.Оформление операций по перемещению материалов внутри предприятия
Для оформления перемещения материалов из одного склада (цеха, участка) на другой склад используется требование - накладная (форма № М-11). Внутреннее перемещение материалов допускается оформлять также в карточке учета материалов (форма № М-17). При этом получатель расписывается в карточке отпустившего материал, а отпустивший в карточке получателя.
2.Оформление отпуска материалов на сторону
Отпуск материалов на сторону (продажа хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории) оформляется выпиской накладной на отпуск материалов на сторону (форма № М-15).
Накладную выписывает работник структурного подразделения (как правило, отдела снабжения) в 2-х экземплярах на основании договоров (контрактов), нарядов и других соответствующих документов и при предъявлении получателем доверенности на получение ТМЦ. Первый экземпляр передают складу как основание для отпуска материалов, второй- получателю материалов.
На основании указанных выше первичных приходно-расходных документов в день совершения хозяйственной операции на складах организации производятся записи в карточку учета материалов формы № М-17 (карточка складского учета). Карточка учета материалов (ф. № М-17) является основным регистром аналитического учета материалов на складе.
Документальное оформление поступления и отпуска материалов представлено в таблице № 1.
Таблица № 1.
Поступление материалов | Отпуск материалов |
- от поставщиков: а) доверенность (ф. № М-2, М-2а) б) журнал учета выданных доверенностей (ф. № М-3) в) приходный ордер (ф. № М-4) г) акт о приемке (ф. № М-7) д) журнал учета поступающих грузов (ф. № МХ – 4) е) документы поставщика с отметкой реквизитов приходного ордера | - в производство: а) лимитно-заборная карта (ф. № М-8) б) требование-накладная (ф. № М-11) в) карточка учета материалов (ф.М-17) г) сигнальная справка |
- от учредителей: а) акт о приемке (ф. № М-7) б) приходный ордер (ф. № М-4) | - на сторону а) накладная на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15) |
- от разборки основных средств а) акт на списание (ф. № ОС-4, ОС-4а) б) акт об оприходовании МЦ полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. М-35) | - структурным подразделениям (внутреннее перемещение) а) требование-накладная (ф. № М-11) б) карточка учета материалов (ф.М-17) |
- от структурных подразделений а) требование – накладная (ф. М-11) | |
Заключение
Таким образом полнота и достоверность информации о наличии, движении, использовании материально-производственных ресурсов в организации в целях управления и контроля за ними зависит от:
1) правильно выбранного в бухгалтерском учете метода оценки материально-производственных запасов;
2) обеспечения своевременности и правильности документирования хозяйственных операций, фиксирующих факт их поступления, выбытия и расхода на производство;
3) рациональной системы организации складского хозяйства и складского учета.
Лекция
по дисциплине Бухгалтерский финансовый учет
Тема Учет производственных запасов.
Занятие Организация учета производственных запасов.
Содержание
Учебные вопросы (основная часть)
1. Понятие, оценка и задачи учета производственных запасов.
2. Документирование операций по поступлению и расходу материалов.
3. Организация учета на складе. Отчетность материально-ответственных лиц.
Структурно-логическая схема занятия
I.Понятие, оценка и задачи учета производственных запасов
Задачи |
II. Документирование операций по поступлению и расходу материалов
Документальное оформление операций |
|
|
III. Организация учета на складе. Отчетность материально-отвественных лиц.
Организация | Ответственность материально-ответственных лиц |
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!