История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2021-11-24 | 70 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Карачаевский институт-музей эпиграфики
С. Я. Байчоров
Древний карачаево-балкарский язык
Аланский язык
Предков карачаево-балкарцев
(Лексикология)
Лекции, прочитанныевКарачаево - Черкесском
госуниверситете
©
Карачаевский институт-музей эпиграфики,
Карачаевск 2009
“Алан! Эй, алан!” – зовут
Ущелия спускаются с Эльбруса
На юг, на север, запад и восток,
В его груди поют по-горски песню
Исток Кубани, Терека исток.
Народ, живущий здесь, – как будто в небе,
Карачаево-балкарцами зовут.
Они же, как в их родословном древе,
Друг друга: “Алан! Эй, алан!”– зовут.
Я век искал такое у народов,
Советую историкам понять:
Аланы – лишь карачаево-балкарцы!
То, что в крови, возможно ли отнять?!
Народ, живущий здесь,– как-будто в небе,
Карачаево-балкарцами зовут.
Они же, как в их родословном древе,
Друг друга: “Алан! Эй, алан!» – зовут.
Книга издана по решению кафедры карачаевской и ногайской филологии Института филологии Карачаево-Черкесского госуниверситета им. Умара Джашуевича Алиева (Протокол № 2 от 28. 10. 2008 г.).
Ответственныйредактор – докторфилологическихнаук, профессоркафедрыкарачаевской иногайскойфилологииКЧГУ Т. К. Алиева
Книга доктора филологических наук, тюрколога, профессора кафедры карачаевской и ногайской филологии Карачаево-Черкесского госуниверситета – «Древний карачаево- балкарский язык.Часть II: Аланский язык предков карачаево-балкарце в » – представляет собой второе, дополненное, издание исследования «Аланы ~ асы в свете новонайденных источников», опубликованного в книге “ Mappa Mundi”, изданной в Львове-Киеве-Нью-Йорке в 1996 г. в честь 70-летия алановеда Ярослава Дашкевича.
|
Предназначена предлагаемая книга студентам, проходящим курсы «История карачаево-балкарского языка», «Древний карачаево- балкарский язык», «Карачаево-балкарская диалектология», «Историко-сравнительная грамматика карачаево-балкарского языка», аспирантам, специализирующимся по карачаево-балкарскому языкознанию, и всем желающим познать древние корни карачаево-балкарского языка, его формирование и развитие, этническую историю Северо-Западного Кавказа.
Транскрипционный алфавит – латиница
Aa (=Аа), Ää (= Ææ ), Bb (=Бб), Сс (=Цц), Čč (=Чч), Dd (=Дд), D ž d ž (=Дж дж), Dz dz (=Дз дз), Ee (=Ээ), Ff (=Фф), Gg (=Гг), γ (=гъ), Hh (=Хх), İ i (=Ии), Jj (=Йй), Kk (=Кк), Qq (=Къ къ), Ll (=Лл), Mm (=Мм), Nn (=Нн), Ŋ ŋ (= Нъ нъ), Oo (=Оо) Őő (=Ёё), Pp (=Пп), Rr (=Рр), Ss (=Сс), Šš (=Шш), Tt (=Тт), Uu (=Уу), Űü (=Юю), Ww (=ўў), Vv (=Вв), Yy (=Ыы), Xx (=Хх), Zz (=Зз), Žž (=Жж).
Введение
В ущельях вокруг Эльбруса, тянущихся к Азовскому и Каспийскому морям и к Тереку, и во многочисленных ущельях, спускающихся к ним, живут карачаево-балкарцы, тюрки по языку, кавкасионы по облику, обращающиеся друг к другу этнонимом “ Alan!”. Исторические соседи называют их по-разному: южные соседи, менгрелы, именуют карачаевцев alani; в сванском языке слово sawiar – « карачаевцы», «балкарцы», осетины», musaw – «карачаевец», «балкарец», «осетин»; юго-западные соседи, абхазцы, называют балкарцев az; в языке восточных соседей, осетин, Asy / Asi / Assi – «Балкария», «балкарцы»; в иронском диалекте осетинского языка asiag, в дигорском диалекте ä sson – «балкарец»; осетинское Ustur- Asi – « Карачай» в значении «Большая Балкария». Адыги (т. е. адыгейцы, кабардинцы, черкесы) именуют карачаевцев – qareš ej, балкарцев – bal' qar, и тех и других – quš xa «горцы». Абазинское название карачаевцев – qarč a.
|
Проблемы древней истории осетин и карачаево-балкарцев особо переплелись, поэтому невозможно расследовать карачаево-балкарского не касаясь осетинского. Так, Tegej I в карач. 1. «осетинский»; tegej tiš iryw «осетинка»; tegej til «осетинский язык»; II. Tegej «Осетия»; Š imal Tegej «Северная Осетия» (см. Кбал.-рус. словарь, 617) и часто задают вопрос: «Почему осетинский народ только карачаевцы именуют tegej / тегей?» Дляответа приходится прибегнуть к словарной статье В.И. Абаева «Tæ giatæ» в его «Историко-этимологическом словаре осетинского языка»:
«Tæ giatæ название высшего сословия в Кобанском и в прилегающих к нему ущельях Осетии, “тагаурцы”» (см. Абаев IV, 252). «В число тагаурцев входили,– пишет В. И. Абаев, – фамилии Тлатовых, Кануковых, Мамсуровых, Есеновых, Шанаевых, Дударовых и нек. др. (Скитский. Очерки по истории осетинского народа. Изв. Сев.-Осет. научно-исслед. инст. 1947 XI 96 – 99)» (Абаев IV, 252 – 253). «Образовано, – пишет далее В. И. Абаев, – по типу фамильных названий на - a- tæ (ср. Dudar- a- tæ, Mam syr - a- tæ и т. п.) от имени легендарного родоначальника Tæ ga: Tæ giatæ – cтяжение из Tæ gajatæ, как faliaw из falæ jaw и т. п. Балкарцы называют всех осетин-иронцев tegej, tegejli “тагаурцами” в отличие от dü ger “дигорцев”. Балк. tegej означает также “турбина горской мельницы” (вероятно, потому, что ее конструкция заимствована у осетин). Сюда же груз. tagauri “тагаурский”, “тагаурец” (с формантом - ur-, как osuri “осетинский”, somxuri “армянский” и т. п.). Из грузинского – русск. тагаурцы; неоднократно упоминаются в русских исторических документах первой половины XIX в. (см.: Скитский. Хрестоматия по истории Осетии. Дзауджикау, 1949, с. 109, 128, 187, 190 – 192, 194 – 206 и др.)» (Абаев IV, 253).
Заявление автора о том, что «балкарцы называют всех осетин-иронцев tegej, tegejli “тагаурцами” в отличие от dü ger “дигорцев” (см. выше), нуждается в следующей поправке: балкарцы всех осетин называют dü ger, карачаевцы именуют всех осетин tegej (см. Тс кбал. яз. I, 708; III, 426; Кбал.-рус. словарь, с. 213, 617). Ошибочно и заявление, что “ балк. tegej означает также “турбина горской мельницы” (см. выше). Балк. tegej и карач. kegej – “спица колеса” (см. Тс. кбал. яз. III, 426; II, 176; Кбал.-рус. словарь, 318, 617).
Выходит, карачаевцы знали легендарного Tæ ga / Тэга и всех осетин звали его именем Tegej / Тегей. Но Кобанское ущелье карачаевцев весьма далеко от Кобанского ущелья Северной Осетии, между Карачаем и Осетией – Кабардино-Балкария! А ведь для того, чтобы его именем нарекать весь осетинский народ, нужно было древним карачаевцам иметь с ним какие-то отношения! Так см., что такое Кобанское ущелье Северной Осетии и какие топонимы сопутствуют этому названию в том регионе:
|
«Хъобан (Кобан). Селение в одноименном Кобанском ущелье. Очевидно, название Кобан восходит к этнониму племени куманов, – пишет А. Дз. Цагаева. – В своем докладе на всесоюзной конференции по топонимии СССР к этому же этнониму возводил и название реки Кубань А. А. Абдурахманов. Из истории же известно, что некогда на Кубани, в районе Зеленчука, жили предки современных осетин, очевидно, в соседстве с тюркоязычными племенами и, может, позаимствовали у них это слово. А могло быть и так, что с монгольскими покорителями были и остатки племен (или части племен) куманов, которые потом осели здесь. Даже некоторые фамилии из с. Кобан носят явно тюркский характер. Такие, как: Апатæ “ Апаевы”, Бечмырзатæ “Бекмурзаевы”, Татратæ “Татраевы”, Хъантемиратæ “Кантемировы” и др. Допустимо и другое объяснение: предки осетин перенесли сюда название р. Кубань, так как и здесь они оказались на берегу реки» (Цагаева II, 58 – 59).
Однако рассмотренные автором топонимы этого же района Северной Осетии сами отвечают на вопрос о том, кто дал ущелью при Тереке наименование Кобан. Вот некоторые из них.
«Хъæрæсейы обау “Карасе курган”; “Карачаевский курган”. ~: Хъæрæсейы – род. п. ед. ч. <: а) личного имени Хъæрæсе “Карасе”, б) собират. Хъæрæсе “ карачаевцы ”. Покосные земли с большим курганом в окрестностях с. Карджин» (Цагаева II, 544).
«Хъæрæсейы хуымтæ “ Карасе пахотные земли”; “Карачаевцев пахотные земли”. (~: хуымтæ – им. п. мн. ч. < хуым “пахотное поле”, “пашня”). Пахотные поля в окрестностях с. Старый Батакоюрт» (там же).
«Карсадон (Карсадон). Пашня в окрстностях с. В. Кани.
Заметим, что в Куртатинском ущелье есть с. Карца (?) Если в топониме Карсадон тотжеэлемент, что и в Карца, то -дон следует рассматривать как суффикс вместилища, т. е. “Место Карса (Карца)”» (там же, с. 32).
|
«Карцагом “( Карца) ущелье”, “Карцинское ущелье”. (Карцагом < Карца (?) + ком “ущелье”). Одно из боковых ответвлений Куртатинского ущелья. Ущелье Карцагом тянется к западу от с. Гусыра до самого Алагирского ущелья. Оно богато строительным лесом и прекрасными альпийскими лугами. Здесь же расположено и с. Карца» (там же, с. 61).
«Карцадон, Карцагомдон “ Река Карца”, “Река ущелья Карца”, “Река Карцинского ущелья”. (Карцадон < название с. Карца + дон “река”; Карцагомдон < Карца + ком “ущелье” + дон с закономерным переходом к в г). Река, протекающая в ущелье Карца, – одном из боковых ответвлений Куртатинского ущелья» (там же, с.70).
«Карцайы рагъ “Хребет Карца”. (~: Карцайы – род. п. ед. ч. от названия с. Карца). 1. Пастбищная поляна на склоне между сс. Гусыра и Карца. 2. Пастбищный склон в окрестностях развалин с. Кора» (там же, с. 87).
«Карцайы фæсрагъ “Позади хребта Карца”. ~: фæсрагъ < фæс “за”, “позади” + рагъ “хребет”, “возвышение”. Пастбище в окрестностях с. Карца» (там же).
«Хъарцатæ (Карцата). Развалины поселения между сс. Нар и Фараскат. Здесь старинное кладбище и развалины строений, а также сторожевая башня Хъарцати мæсуг. Эту башню считают башней рода Габараевых» (там же, с. 382).
«Хъарцати над “(Карцати) дорога”. Дорога между сс. Махческ и Фараскат, проходящая по крутому склону мимо развалин Хъарцатæ» (там же, с. 392).
«Ботастæ (I – C. Б.) “Род Ботаса”; “Ботасовы”. (Ботастæ – им. п. мн. ч. личного имени Ботас и, возможно, фамильного имени Ботастæ “ Ботасовы”). Покосные участки в местности Сурх. Различают Н. и В. участки Ботаста» (там же, с. 446).
«Ботастæ (II – C. Б.) “Ботасовы”, “Род Ботаса”. (Ботастæ – им. п. мн. ч. личного имени Ботас). Пастбище в окрестностях с. Вакац» (там же, с. 328).
Карачаевский нартовед Байрамуков У. З., рассмотрев эти материалы, пишет: «Откуда появились эти топонимы в Северной Осетии? Когда появились эти топонимы? Нам думается, что они появились там до заселения этих земель осетинами-иронцами. А жили там, судя по топонимам, предки карачаевцев со своим легендарным вождем Къарча и (его сподвижником – С. Б.) Боташ (Байрамуков, 49).
Но речь не только о предводителях, их селениях, пашнях, дорогах и т. д. В топонимике отразилось и наименование их народа qaracaj / къарацай « карачай» (см. выше).
«Сапыры ком “Сапира (сабиров) ущелье”. Пашня в окрестностях с. Тменикау, – пишет А. Дз. Цагаева. – Заметим, что Дигорское ущелье (самое западное ущелье в Северной Осетии) раньше называли Сафири ком “Сафира ущелье”. Здесь же, в Санибанском ущелье (самое восточное ущелье в Северной Осетии), находим топоним Сапыры ком, что фонетически безупречно соответствует диг. Сафири ком. Это не единичное совпадение топонимов названных ущелий (см. топонимы Гагыута и Гагуца, Даппагъ, Къамты зæнг и Къари хæрд, Сунти къарæ и др.). Очевидно, в топонимах Сапыры ком (Сафири ком) имеем этноним гуннского племенного объединения сабиров, походы которых засвидетельствованы историей в этих местах в начале IV в. н. э.» (Цагаева II, 37 – 38).
|
Н. Г. Волкова пишет: «Не меньший интерес представляет другое название осетин – musâ w (sawiar), – сохранившееся в современном языке сванов. Можно предположить, что данный термин является отражением названия древних савиров – народа, упоминаемого на Северном Кавказе в сочинениях античных авторов III в. до н. э. – III в. н. э., которые помещают савиров (сапиров) Σαβειρος в «Понтийской области» (137, 265, 413). В большинстве источников V в. савиры как одно из многочисленных кочевых племен локализуются в северо-западных частях Прикаспия, занимая прибрежные районы Дагестана. Определение этнической сущности савиров – задача в настоящее время невыполнимая, – пишет далее Н. Г. Волкова, – ввиду отсутствия каких-либо сведений о языке этого народа. Ясно одно, что кроме прикаспийских савиров, появившихся, как считают исследователи, вместе с гуннами в IV в. в пределах Западного Кавказа еще ранее также отмечены савиры, имя которых, видимо, отложилось в сванском названии осетин» (Волкова, 109).
«Армянские и арабские источники причисляли савир (сувар) к этнической общности древних болгар (булгар)» (см. Ямпольский, 84, прим. 24). «Савиры известны по источникам II – X вв. (Птолемей, Иордан, Прокопий, Агафий, Захария Ритор, Симоката, Малала, Ибн Хордадбех, Масуди) на Северном Кавказе, на юге России, “около Кавказских гор”. “Этот народ многочисленный”.Савиров равнин Северного Кавказа иногда именовали гуннами – “савиры являются гуннским племенем”, у которого был “бог Тангрихан” – god T'angri; знатный носил титул “тархан” – t'arxan, а сама зона их столицы (Варачан) на Северном Кавказе именовалась Туркестан – Turkestan» (там же).
Формирование языка зависит от этногенеза его носителей. В первой части исследования было отмечено, что согласно Заключению Научной Сессии 1959 г. о происхождении карачаево-балкарского народа, этот этнос формировался в результате последовательного смешения с племенами кобанской культуры алан, булгар и кыпчаков: (Материалы Научной Сессии, 310). Следовательно, карачаево- балкарский язык в своем формировании и развитии имеет периоды 1. кобанский, 2.аланский, 3. булгарский, 4. кыпчакский. Языку первого периода, т. е. языку кобанского периода карачаево-балкарцев посвящена отдельная книга, и, чтобы читатель сумел проследить связь последующего периода с первым, изложу кратко Заключение того исследования.
Мы рассмотрели краткую историю изучения непонятных знатокам живых и мертвых языков языческих молитв, сохранившихся в обрядовой поэзии карачаево-балкарцев, перевели их из шумерского языка сопоставительно- сравнительным методом, раскрыли карачаево-балкарско- шумерские соответствия ритуалов, связанных с этими молитвами, установили,что карачаево-балкарский языческий пантеон восходит к шумерскому, что анлаутные показатели карачаево-балкарских диалектов dž-, ž-, z-, восходящие, соответственно, к древнекарачаево-балкарским dž-, d’-, z-, соответствуют шумерским анлаутным, близким по образованию, d- / t-, s- / š-, z-; выявили древнекарачаево- балкарскую кальку самоназвания шумеров, использованную как обращение к покойнику с жалостью, соответствие сванского наименования карачаево-балкарцев sawiar к шумерскому этнониму субар, шумерского собственного имени Š ubur к карачаево-балкарскому Č ubur, обитание народа sawiar на Северном Кавказе до нашей эры, привели данные о том, что корни карачаево-балкарского этноса уходят в эпоху бронзы Центрального Кавказа, созданную мигрировавшим из Шумера населением. Если учесть, что племена кобанской культуры – доаланское население Кубанско-Терского междуречья, то на этой территории, согласно европейским географам и историкам античности, жили gar gar (= gegar + gugar + lugar + garš a), согласно переднеазиатским – bulgar + bulkar + blkar + bolkar; этимологический анализ этих этнонимов показал, что все они шумерские словосочетания.
Так, сопоставление этих однокоренных этнонимов единой территории античного периода дало основание вычленить общий корень gar и перед нами предстала значительная цепочка словосочетаний из шумерского языка: ge « черный» + gar = gegar «черные (чернявые) гары»; lu «человек» + gar = lugar «люди гары»; gu «светлый» + gar = gugar «светлые гары»; gar (этноним) + š a «свет, сияние» = garš a «светлые гары» [ср. абазинское наименование карачаевцев qarč a, имя родоначальника карачаевцев Qarč a; в связи с только что сказанным отметим также, что, если древний гидроним гаргаров Кавказской Албании Gargar- get ныне звучит Karkar-č aj (см. Волкова, 153, прим. 29), то наименование истока Кубани, в пространстве от Эльбруса до с. Каменомоста на южной окраине г. Карачаевска, Ullu Qarač aj «Большой Карачай» восходит к Gal Karč aj (общеизвестно, что тюрк. č aj означает «горная река» (см. об этом в словарной статье «Хурзук» в главе V)]; bulug (= bu– lu- ug) «пограничная область»;«граница», «пограничный камень» (ср. др. тюрк. buluŋ 1. «угол (в разных значениях)»; 2. «сторона света, направление горизонта»; 3. «край»; ср. также название местности Buluŋ u у истоков реки Чегем в Балкарии] + gar = bulug gar > bul gar «гары пограничной области»; из этого следует, что Kupi- Bulgar – Kupi Bulug gar > Kufi / Kufis / Qoban bu lug gar «Кубанские гары пограничной области»; Duč i- Bul kar < Duč i bu lug gar «гары (реки ~ долины) Дучи пограничной области»; Oghondor- Blkar < Oxondor (ö kender < ö kenler) bulug gar «гары горных потоков (поперечных ущелий) пограничной области»; Č dar- Bolkar < Č dar bulug gar «гары (реки ~ долины) Чдар пограничной области» (ср.только что этимологизированные blkar и bolkar c современным официальным наименованием балкарцев bal kar ~ balqar, перешедших в карачаево-балкарском языке в malqar: чередование b ~ m в тюркских языках отмечено еще в XI в. Махмудом Кашгари (см. Баскаков, 72), это имеет место до сих пор даже в одном и том же языке, например, в карачаево-балкарском bi jik ~ mijik «высокий»; tuban ~ tuman «туман»); gar (этноним) + gar (этноним) = gargar «гаргарейцы (в целом)»: сложение основ – шумерский способ образования множественного числа, например: kaš «беги» – kaš- kaš « бегите »; gar «исполни» – gar- gar- meš «исполняют»; gar «положи» – gar- gar «положите»; garraba «установленный» – gar raba- garraba «установленные; ama «мать» – ama- ama «матери»; bal «топор» – bal- bal «топоры»; dib «лента» – dib- dib «ленты»; alan «статуя» – alan- alan «статуи» (см. Байчоров XIV).
Из изложенного вытекает следующий вывод: кавказские предки карачаево-балкарцев gargar (= gegar + gugar + lugar + garš a) = bulgar + bulkar + blkar + bolkar (= sawiar) были шумероязычными, и их молитвы, шумероязычные, сохранились в обрядовой народной поэзии карачаево-балкарцев (подробности см. Байчоров С. Я. Древний карачаево-балкарский язык. Часть I: Шумерский язык кавказских предков карачаево-балкарцев.-Карачаевск: М. п. Карачаевский институт–музей эпиграфики, 2006).
Впоследствии эти племена были отюречены, но кем и как? Необходимо проверить роли последующих компонентов в этногенезе карачаево-балкарцев.
Аланский компонент в формировании карачаево-балкарского народа – самый значительный, ибо карачаево– балкарцы обращаются друг к другу этнонимом «Alan!».
Ответ на вопрос о том, кто такие аланы ~ асы, был однозначен в науке до 60-х годов XX в.: принято было считать, что аланы ~ асы – ираноязычные предки осетин. Однако это мнение укоренилось в науке в тот период, когда оппозиция не только не смела разрабатывать проблемы истории карачаево-балкарского народа, но и отзываться об этом народе в печати положительно. По возвращении карачаево-балкарского народа из мест депортации на Родину, в историческую Аланию, стал вопрос о воссоздании его истории, преданной забвению в годы геноцида, и в 1959 г. Всесоюзный форум ученых в специальной Научной Сессии, упомянутой выше, определил компоненты формирования карачаево-балкарского народа, стали появляться одно за другим исследования, отрицающие ираноязычие алан ~ асов, содержащие доказательства их тюркоязычия (см. Алиев; Лайпанов К.Т.; Акбаев II; Хаджилаев; Хабичев III, 109 – 115; IV, 40 – 41; VIII; Мизиев; Джуртубаев,239 251; Байрамкулов I – III). Результаты этих исследований явились предметом дискуссий ряда ученых (см. Минаева, 80 – 81; Алексеева III, 161 – 169; Кузнецов V; Каминский; Гаглойти; Байчоров XIII; XIX; XXI).
Почти во всех упомянутых трудах о тюркоязычии алан ~ асов этноним alan выводится от oγlan « сын». При этом ни сторонники ираноязычия алан, ни их оппоненты не ответили на вопросы: 1) почему один и тот же народ именовался то alan, то aš, то as, то az? 2) Почему ни один из этих четырех этнонимов не закрепился как самоназвание за осетинским народом? 3) Почему и alan, и as, и az являются историческими наименованиями карачаево-балкарского народа, а alan егосамоназванием? 4) С какого времени, конкретно, существует этноним alan? 5) Кто дал народу алан начало? Ответы на эти вопросы – основы нашего исследования.
Монография «Древний карачаево-балкарский язык. Часть II: Аланский язык предков карачаево-балкарцев (Лексикология)» – первое системное исследование названной проблемы.
Книга состоит из настоящего введения, пяти глав и заключения; в конце исследования даны список принятых сокращений, в том числе и список использованной литературы.
Так как тюркоязычие аланов ~ асов оспаривается многими, решение проблем основаны на доказательствах.
. Введение посвящено характеристике рассматриваемых в данной книге проблем, а именно, ознакомлению читателя с Карачаем и Балкарией, определению периодов формирования и развития карачаево– балкарского языка, связи кобанского и аланского периодов, переплетению проблем древней истории карачаево–балкарцев и осетин, показу древней карачаевской этно-топонимики Кобанского ущелья Северной Осетии и прилегающих к нему мест как четких следов sawiar (савиров), предков карачаево-балкарцев, историю исследования этимологии самоназвания карачаево-балкарцев alan / алан, перечне вопросов, остававшихся до настоящего труда без ответов при этимологизации этого этнонима, определению структуры данного исследования.
Глава I. («Alan, Jazyr, Dö ger в “Родословном Древе тюрков”») содержит факты о том, что Алан и Дёгер – потомки внуков первопредка тюрков Огуз-Хана, отождествляемого учеными с гуннским императором Метэ, правившим в 209 – 179 гг. до н. э., первопредки племен, носящих их имена.
Глава II. («Этнонимы Tark и tarcasi < tark asi “таркские асы”») посвящена анализу сообщения источника 1404 г. о карачаевцах как о носителях «своей письменности», что определяет этническую принадлежность такого источника истории, как северокавказский ареал древнетюркской рунической письменности, изучающейся с середины прошлого века (см. Байчоров II, III, VII, XII, XIV, XX, XXII, XXVI, XXIX). Кроме того в данной главе рассматриваются этно-топонимы Tark и Tarcasi.
Глава III. (« Аланы ~ асы в сообщениях исторических источников») представляет собой обзор сведений XIX, XVIII, XVII, XV, XIV, XIII, VI, IV вв. н. э. и III – II вв. до н. э. Материалы эти представляют суть сообщений о тюркоязычии ~ “кавказско-татароязычии) алан ~ асов. На фоне этих сообщений исторических источников показана и краткая история анализируемого вопроса.
Глава IV. [«Доосетинская, гунно-савирская (алано-асская и дигорская) этно-топонимика верховьев Кубанско- Терского междуречья в ее диалектном членении»] – это историко-этимологический анализ этнонимов alan, aš, as, az и огромной реликтовой системы географических названий, отнесенных учеными к лексике «доисторического языка» Центрального Кавказа. На самом же деле они не доисторические, а доосетинские (гунно-савирские ~ алано-асско-дигорские ~ карачаево-балкарские). Четки аланские, ашские, асские диалектные показатели, например, варианты одного и того же аффикса – - lki, -š ki, - skæ.
Глава V. [«Тюркский (гунно-савирский ~ алано-асско-дигорский ~ карачаево-балкарский) субстрат в осетинском лексическом фонде] – историко-этимологический анализ более трехсот древних тюркизмов, только в процессе непосредственного общения перешедших в осетинский язык, но отнюдь не в результате торговых и экономических связей.
Заключение – синтез всего изложенного и вытекающие выводы.
В конце исследования – список сокращений названий языков, использованной литературы.
Глава I
Alan, Jazyr, D ö ger в «Родословном Древе»
Тюрков
Согласно «Родословному Древу» тюрков, Alan, Jazyr, Dö ger происходят от внуков первопредка тюрков Огуз– Хана. Сыновья Огуз– Хана – 1) Кюн– Хан, 2) Ай– Хан, 3) Йулдуз– Хан, 4) Кёк– Хан, 5) Таг– Хан, 6) Тенгиз– Хан (Ö gel, 212); сыновья Ай– Хана, второго сына первопредка, – 1) Йазыр, 2) Йапар, 3) Додурга, 4) Дёгер (там же, 213).
В мифологии тюрков дана таблица племен, происходящих от сыновей и внуков Огуз– Хана, и среди них третье племя – Йазыр, 4– е – Дёгер (там же, 215).
Отметим и такое явление в «Родословном Древе»: только кровным родственникам отводились почетные места при царе, и на родовом пиру старший сын Огуз– Хана Кюн–Хан расположился в почетном месте золотого шатра, а справа от него стояли шатры его братьев по старшинству, его сыновей и племянников, в том числе и шатры Йазыра и Додурги, старших братьев Дёгера, который, как младший брат, обслуживал Додургу, т. е. разрезал преподнесенное Додурге правое бедро барана (см. там же, 216) (доля одного из самых почтенных лиц и у современных карачаево-балкарцев – С. Б.).
«Значение слова Dö ger – «круглое», форма его тамги – птица “ Köč ken”» («Перелетная»? – С. Б.) (там же, 219).
«Dö ger, – читаем там же, – произносится в западных тюркских языках Dö ger, в восточнотюркских и в древнетюркском – Tö ker, поэтому трудно установить его первоначальную форму. В области Урфа (Турции – С. Б.) туркмены себя называют Dü gerlü. Брокельман и Бесим Аталай читают этот этноним в книге Махмуда Кашгари (XI в.) – Tü ger. Есть места с названиями Dö ger, Dö jer» (там же, 336). Ср. карачаево– балкарское Dü ger «Дигория», часть Северной Осетии; dü gerli «дигорец».
«Балкарские и дигорские предания связывают происхождение своих народов с двумя братьями – Basijat и Badi nat. Вот как передавали это предание дигорцы по записи 1849 г.: «За 900 лет до настоящего времени выходец из нынешней Венгрии по имени Бадыль из (гуннского – С. Б.) племени аваров вместе с братом, оставив свое отечество, пришел на Кавказ. Брат Бадыль поселился в Балкарии, а сам он пошел вверх по Уруху и водворился в Дигории (горной стране); на месте своего водворения застал он 5 или 7 дворов, неизвестно, когда там поселенных, дворы эти признали его своим главою, покровителем, предводителем, он же признал их своими узденями; по водворении своем он женился, избрав жену из племени карачаевского, фамилии Крым– Шамхалова; от этого брака (законного) было у него семь сыновей: Туган, Кубат, Каражай, Абисал, Кабан, Чегем, Бетуй. Потомки этих семи фамилий образовали высшее сословие, названное именем родоначальника – баделятами. По смерти отца вышепоименованные семь сыновей разделились между собой… По именам этих сыновей происходит семь княжеских фамилий Дигории: Тугановы, Кубатиевы, Каражаевы, Абисаловы, Кабановы, Чегемовы и Битуевы» (269, с.9, XIV). Почти в тех же словах это предание существует и у балкарцев, оно было опубликовано в 1911 г. М. Абаевым (I, с. 589 – 627)» (Мизиев, 92). Как видно из изложенного, древнетюркское происхождение дигорского народа живет и в его преданиях, и в «Родословном Древе» тюрков.
Великие беки Диб–Йавку Хана, правнука Огуз–Хана, – это Alan и Arlan из области Йазыр и Ыркыл–Ходжа (?) из области Дёгер. В параллельном источнике Arlan имеет некоторые разночтения – Olan, Valan, Alaj, что касается имени Alan, то такое чтение этого термина не вызывает сомнения (Ö gel, 223).
Древней миграцией (209 – 179 гг. до н. э.) тюрков (хунну) в Юго–Восточную Европу объясняется появление на нынешних территориях народов dü ger и as (jas / jazyr / alan): Н. А. Баскаков, сопоставляя сообщения китайских летописей II в. до н. э. с известиями западных авторов античного времени, показал, что в III – II вв. до н. э. гунны покорили народы Юго–Восточной Европы и смешались с ними. В китайской летописи династии Хань написано, что «в царствование Мете, или Модэ (отождествляемого Иоакинфом с Огузом из сообщений Абуль–Гази), в 209 – 179 гг. до н. э., в период расцвета, Государство Хунну простиралось по всей территории Средней Азии, достигая Северного моря (Каспия), и распадалось на восточную и западную части. Из последней нам известны народы ka– angü j – до Амударьи, к юго– западу до Каспийского моря – jue– dž i и к северу от последнего – jao– š e». В более поздних летописях, приводимых К. А. Иностранцевым в книге «Хунну и Гунны» (Иностранцев, 1926), имена этих народов транскрибируются несколько иначе и добавляются еще два племени. К западу от кангюя, говорят они, лежала земля Su– de, Jan'– caj и Alan'– ja, последняя находилась на берегу Северного моря (Каспия)» (Баскаков, 13 – 14).
Сопоставление сообщений древних источников привел Н. А. Баскакова к заключению, что «еще в царствование Модэ тюркские племена проникли уже в Восточную Европу и, как уже упоминалось, покорили народы, обитавшие там, с которыми, вероятно, позже смешались. В. Радлов в книге “К вопросу об уйгурах” (Радлов, 1892) приводит известия европейских писателей Клавдия Птолемея и Дионисия Ливийца (Orbis terrarium descripcio), которые упоминают в конце I в. о прикаспийских скифах, живущих около Каспия, которых, по мнению В. Радлова, можно отождествлять с хунну… Предполагать присутствие хуннского, тюркского, и монгольского элементов в них, поскольку они были завоеваны хунну, возможно. Поэтому весьма вероятно, что племя alikanus можно считать отуреченными аланами, попавшими ранее под власть Модэ и известными нам как часть его империи (Alan'– ja в китайской транскрипции), точно так же, как Jao– š e и Jassam, тем более, что Аланы и Яссы, как это установлено ныне, в I – II вв. являлись господствующими племенами на прикаспийской территории» (Баскаков, 14).
Из еврейско– хазарской переписки X в. известно, что alikanus – одно из основных колен хазар: «I. В списке еврейского историка Иосиппона, который содержит 10 хазарских колен, или родов: 1) kozar, 2) pacinak, 3) alikanus, 4) bulgar, 5) ragbina, 6) turki, 7) buz, 8) zabuk, 9) ungari, 10) tilmac.
II. В списке, приведенном в письме хазарского царя Иосифа (Коковцев, 1913, 1932): 1) avir (~ avixor ~ ugor), 2) tauris (~ tirs ~ turis), 3) avaz (~ avar), 4) uguz, 5) bizal' (~ biz– l), 6) tarna (t– rna), 7) xazar, 8) janur (~ znur), 9) bul gar (~ b– l– g– r), 10) savir. И тот и другой авторы ведут происхождение от Тагарма, который по числу колен имел десять сыновей» (там же, 13).
«Тождество племени аланов (alikanus) c племенем из китайских источников alan'– ja, которое вместе с соседними народами jan' caj, или jao– š e (jassam), и другими входило в государство Модэ, дает возможность предполагать, что в состав этих народов входил и тюрко– монгольский элемент – хунну, прежде всего в качестве правящего класса, так как по тем же китайским источникам нам известно,что высшая власть в эпоху империи Модэ принадлежала шести князьям и шести их помощникам, принадлежавшим к роду Модэ, – хунну, которые посредством своих войск управляли всеми провинциями, в том числе и крайними западными» (там же).
Сведение о расселении на Центральном Кавказе древних тюрков еще в III в. до н. э. не популярно, поэтому упоминание савиров / сабиров / суваров / субаров, общеизвестных тюрков, в трудах античных авторов вызывает недоумение у многих современных «исследователей»: откуда мол в III – II вв. до н. э. на Кавказе тюрки?! Повторим мнения некоторых ученых.
Н. Г. Волкова пишет: «Не меньший интерес представляет другое название осетин – musâ w (sawiar), – сохранившееся в современном языке сванов. Можно предположить, что данный термин является отражением названия древних савиров – народа, упоминаемого на Северном Кавказе в сочинениях античных авторов III в. до н. э. – III в. н. э., которые помещают савиров (сапиров) Σαβειρος в «Понтийской области» (137, 265, 413). В большинстве источников V в. савиры как одно из многочисленных кочевых племен локализуются в северо– западных частях Прикаспия, занимая прибрежные районы Дагестана. Определение этнической сущности савиров – задача в настоящее время невыполнимая, – пишет далее Н. Г. Волкова, – ввиду отсутствия каких– либо сведений о языке этого народа. Ясно одно, что кроме прикаспийских савиров, появившихся, как считают исследователи, вместе с гуннами в IV в. в пределах Западного Кавказа еще ранее также отмечены савиры, имя которых, видимо, отложилось в сванском названии осетин» (Волкова, 109). В другом месте своего труда о тех же sawiar пишет Н. Г. Волкова следующее: «Сваны называют балкарцев musâ w ( мн. ч. sawiar). Эти имена известны как в этнографической действительности, так и в письменных источниках. Однако в некоторые исторические периоды этническое содержание упомянутых этн
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!