Нух аль-Джами’, факых Хорасана (умер в 173 г.х.) — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Нух аль-Джами’, факых Хорасана (умер в 173 г.х.)

2021-10-05 42
Нух аль-Джами’, факых Хорасана (умер в 173 г.х.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

155 – Хафиз Ахмад ибн Са’ид ад-Дарими рассказывал: «Я слышал, как мой отец говорил: «Я слышал, как некий мужчина спросил у Абу ‘Исмы Нуха ибн Абу Марьям, да смилуется над ним Аллах, о том находится ли Всемогущий и Великий Аллах, на небе. Тот рассказал ему хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, как он спросил рабыню: «Где Аллах?» и, когда она ответила: «На небе»,

сказал: «Отпусти ее, поистине, она верующая». После этого Нух сказал: «За то, что она знала, что Всемогущий и Великий Аллах на небе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал ее верующей».

‘Абдуллах, сын Ахмада ибн Ханбаля, приводит это сообщение в книге «ас-Сунна» со слов Ахмада. 173

 

171 Скорее всего, речь идет о следующих аятах: «Он – Аллах, и нет божества, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное. Он – Милостивый, Милосердный. Он – Аллах, и нет божества, кроме Него, Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя,

Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в сотоварищи. Он – Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него – самые прекрасные имена. Славит Его то, что на небесах и на земле. Он – Могущественный, Мудрый». (аль-Хашр, 22-24).

172Примечание шейха аль-Альбани: «Иснад сообщения хороший».

173 Примечание шейха аль-Альбани: «Об этом Нухе и о том, в чем его обвиняли, речь шла ранее (см. сноску 134). Однако автор упоминает его здесь не из-за переданных им хадисов и

риваятов, а для того, чтобы сослаться на его знание и понимание религии, особо принимая во внимание, что он являлся ханафитом. Что касается Ахмада ибн Са’ида ад-Дарими, то это один из шейхов аль-Бухари и Муслима. Не путать с ‘Усманом ибн Са’идом ад-Дарими, автором

«ар-Радду ‘аля аль-Мариси» и «ар-Радду ’аля аль-джахмия», а также ’Абдуллахом ибн ’Абду-р-

Рахманом ад-Дарими автором «ас-Сунан», известного как «Муснад ад-Дарими». Что же касается его отца Са’ида (Ибн Сахр ад-Дарими), то Ибн Абу Хатим (2/1/34) назвал его неизвестным передатчиком».


23 - ‘Аббад ибн аль-’Аввам, мухаддис Васита174 (умер в 185 г.х.)

156 –‘Аббад ибн аль-’Аввам сказал: «Я разговаривал с Бишром аль-Мариси и его последователями и увидел, что их слова, в конце концов, сводятся к тому, что над небесами ничего нет. И поэтому я считаю, что нельзя заключать с ними браки и наследовать как им, так и от них». 175

24 - Къадый Абу Юсуф, да смилуется над ним Аллах (умер в 182 г.х.).

157 – Достоверно передается, что Абу Юсуф говорил: «Кто станет изучать религию посредством каляма - станет зиндикъом, кто станет искать богатства с помощью алхимии - разорится, а кто станет следовать за редкими хадисами - солжет». 176

158 – Башшар ибн Муса аль-Хаффаф рассказывал: «Однажды к къадыю Абу Юсуфу пришел Бишр ибн аль-Валид аль-Кинди и сказал: «Ты запретил мне заниматься калямом, а Бишр аль-Мариси и ‘Али аль-Ахваль занимаются им!» Абу Юсуф спросил:

«И что же они говорят?» Бишр ответил: «Они говорят, что Аллах везде!» Тогда Абу Юсуф сказал: «Мне надлежит заняться ими!» - после чего люди отправились за ними. Бишр аль-Мариси смог убежать, и к Абу Юсуфу привели лишь ‘Али аль-Ахваля и еще одного старика. Абу Юсуф взглянул на этого старика и сказал: «Если бы не нормы приличия, которые следует блюсти в отношении тебя, то я подверг бы тебя

телесному наказанию» - после чего приказал заключить его под стражу. Что же касается аль-Ахваля, то его высекли и провезли среди людей на всеобщее

обозрение». 177


174 Область в Ираке.

175 Примечание шейха аль-Альбани: «Данное сообщение приводится у ‘Абдуллаха в «ас-Сунна» (стр. 13 и 32) по пути передачи от Яхьи ибн Исма’иля аль-Васиты, однако без слов «И поэтому я считаю, что…». А с этими словами оно приводится в «ас-Сунна» (стр.25) от ‘Абду-р-Рахмана ибн Махди, который сказал: «Нет среди приверженцев нововведений никого хуже джахмитов, у которых все вращается вокруг того, чтобы сказать: «Над небесами ничего нет». Клянусь Аллахом, я считаю, что нельзя заключать с ними браки и наследовать как им, так и от них». 176 Примечание шейха аль-Альбани: «Приводится у аль-Харави в «Замм аль-Калям» (6/104/1)

через два пути передач от Абу Юсуфа. Ибн Теймийя также уверенно относит эти слова Абу Юсуфу в своем послании «Джаваб аль-Фасыль». Плюс ко всему аль-Харави (5/94/2) приводит нечто похожее со слов имама Малика».

177 Примечание шейха аль-Альбани: «Автор приводит это сообщение по риваяту Ибн Абу

Хатима, которому его рассказал аль-Хусейн ибн ‘Али ибн Михран, а ему – Башшар ибн Муса аль- Хаффаф. Что же касается Башшара, то он слабый передатчик, допускавший много ошибок».


159 – ‘Али ибн Хасан аль-Кура’и сказал: «Абу Юсуф рассказывал: «Я дискутировал с Абу Ханифой на протяжении шести месяцев, и мы сошлись во мнении о том, что

тот, кто говорит, что Коран сотворен - является неверным». 178

160 – Башшар аль-Хаффаф рассказывал: «Я слышал, как Абу Юсуф сказал: «С тем, кто скажет, что Коран сотворен, обязательно разорвать все отношения». 179

 

178Примечание шейха аль-Альбани: «Автор приводит это сообщение по риваяту Хафиза Абу

Хатима, которому его рассказал Ахмад ибн Мухаммад ибн Муслим, а ему - ‘Али ибн Хасан аль- Кура’и, и это хороший иснад. Также я нашел еще один путь передачи этого сообщения от Абу Юсуфа, который приводит аль-Байхакы в «аль-Асма ва ас-Сыфат» (стр. 251) со слов ‘Абдуллаха ибн Ахмада ибн ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Абдуллаха ад-Даштаки, и Хаким сказал, что все передатчики этого сообщения являются надежными рассказчиками. Помимо этого, аль-

Байхакы приводит сообщение от Мухаммада ибн Сабика, сказавшего: «Однажды я спросил Абу Юсуфа: «Говорил ли Абу Ханифа о том, что Коран сотворен?» - на что он ответил: «Упаси Аллах! И я тоже не говорю этого!»

А что касается того, что приводит Хатыб (13/379) по пути передачи от Са’ида ибн Муслима аль-Бахили, сказавшего: «Однажды мы спросили Абу Юсуфа: «Почему ты не рассказываешь нам про Абу Ханифу?» - и он ответил: «А что вы будете с этим делать?! Ведь он умер, считая,

что Коран сотворен», то я говорю, что есть сомнение в достоверности этого со слов Абу Юсуфа. Упомянутый аль-Бахили не был известен тем, что занимался передачей преданий, и именно поэтому многие хадисоведы оставили его без внимания и не привели о нем никаких сведений в книгах о биографиях передатчиков хадисов, и даже Ибн Абу Хатим не упомянул его в своей книге «аль-Джарх ва ат-Та’диль», несмотря на огромный объем сведений

содержащихся в ней.

Тем не менее, в «Тарих аль-Багдад» приводится ряд других сообщений о том, что Абу Ханифа говорил о сотворенности Корана. Однако, внимательно исследовав некоторые из них, я обнаружил, что они не лишены недостатков. Вероятно и с другими риваятами дело обстоит таким же образом, особенно, если принимать во внимание приведенные Хатыбом слова имама Ахмада, сказавшего: «У нас нет ничего достоверного о том, что Абу Ханифа говорил: «Коран сотворен».

Итак, слова о сотворенности Корана можно отнести к Абу Ханифе, да смилуется над ним Аллах, лишь предположительно. И даже если это достоверно, то вероятно это было до той дискуссии с Абу Юсуфом, о которой повествуется в достоверном риваяте в этой книге и по результатам которой Абу Ханифа согласился с Абу Юсуфом в том, что Коран не сотворен и что утверждающий обратное - неверный. В действительности, это одно из многочисленных доказательств достоинства Абу Ханифы, ведь его не охватила гордыня, и он не превознесся над тем, чтобы последовать за своим учеником Абу Юсуфом, когда ему стало ясным, что

истина с ним. Да помилует его Аллах, и да будет Он им доволен.

Однако, очень печально то, что многие из последователей Абу Ханифы, а в особенности поздние из них, толкуют его слова таким образом, что придают им совершенно

противоположный смысл, сводя их к так называемой «внутренней речи Аллаха». Подобно аль- Кавсари, знаменосцу учения поздних поколений (халяф) и поносителю предшественников (саляф), который комментируя диспут Абу Юсуфа с Абу Ханифой и приводя мнения различных мазхабов в отношении Речи Всевышнего Аллаха, отверг мнение приверженцев хадиса, назвав их хашавитами за их слова о том, что Речь Аллаха – это буквы и звуки, и сказав, что их

мнение в данном споре даже не принимается во внимание!! Далее он пишет: «…Таким образом, остается спор лишь между нами и му’тазилитами, и по существу, он сводится к признанию

«внутренней речи Аллаха» или ее отрицанию, и к тому, является ли Коран этой «внутренней речью Аллаха» или же Коран изначально являлся произведением, состоящим из букв, т.е.

слышимой речью. Мы не оспариваем того, что эта слышимая речь является возникшей после небытия (мухдас), а они не стали бы оспаривать того, что «внутренняя речь» является предвечной, если бы признали ее существование. И именно в ключе данного спора и

исследования, в результате которого выясняется, что «внутренняя речь Аллаха» существует и что, она и является Кораном, следует понимать шестимесячную дискуссию Абу Ханифы и Абу Юсуфа, по окончанию которой они утвердились во мнении, что тот, кто говорит о сотворенности Корана, является неверным…»

Этими словами аль-Кавсари сошелся во мнении с му’тазилитами, отвергавшими то, что Коран – это речь Благословенного и Всевышнего Аллаха, однако сделал он это это путем уверток и витиеватостей, свойственных ему и подобным ему людям, выставляющим себя


 

последователями «Ахлю-с-Сунна ва-ль-джама’а». Они утверждают о «внутренней речи Аллаха», которая не слышима, но когда их спрашивают о том, кто же в таком случае первым произнес Коран, и кто первым его услышал от Аллаха - они затрудняются с ответом. По сути же, те, кто отрицают Речь, как качество Аллаха, приходят к тому, что Коран – это вообще не речь Аллаха. А если это так, то все равно, кто первым произнес его слышимой речью –

Джибриль или Мухаммад, мир им обоим, а это уже роднит их со словами неверных

къурайшитов, говоривших о Коране: «Это не что иное, как речь людская». И если подобные им и не говорят, что это речь людская, то непременно говорят, что это речь Джибриля или

кого-то другого из творений Аллаха, сходясь, таким образом, с къурайшитами в единой цели - доказать, что Коран – это не Речь Аллаха. О Аллах помоги нам против этого заблуждения, до которого дошло большое количество представителей поздних поколений. Это наказание им от Аллаха Всевышнего за их отклонение от мазахаба предшественников (саляф) и

приверженцев хадиса, да соберет нас Аллах вместе с ними и позволит умереть, придерживаясь их учения.

Именно поэтому Ваки’ ибн аль-Джаррах говорил: «Не считайте легковесными их слова о том, что Коран сотворен, ибо это наихудшее из того, что они говорят. А идут они лишь к одному

– к отрицанию божественных качеств Аллаха!» Эти слова приводятся у аль-Бухари в «Аф’алю аль-’ибад» (стр.71) и у аль-Байхакы в «аль-Асма ва ас-Сыфат» (стр.254), сразу после которых он говорит: «Выше мы приводили то же самое со слов большого числа факыхов и ученых разных стран, да будет доволен ими Аллах. И у нас нет ничего достоверного о том, чтобы хоть кто-то из людей в эпоху сподвижников и таби’инов, да будет доволен ими всеми Аллах, утверждал об обратном».

179 Примечание шейха аль-Альбани: «Башшар – слабый передатчик, о чем упоминалось чуть выше».


25 – ‘Абдуллах ибн Идрис, один из величайших ученых. (умер в 192 г.х.)

161 –Абу Хатим ар-Рази сказал: «Аль-Хасан ас-Саббах рассказал нам следующее:

«Однажды Ибн Идрису задали вопрос, сказав: «У нас есть люди, которые говорят, что Коран сотворен». Он спросил: «Они из христиан?» Ему ответили: «Нет». Он спросил:

«Из иудеев?» Ему ответили: «Нет». Он спросил: «Из огнепоклонников?» Ему

ответили: «Нет». Он спросил: «А кто они?» Ему ответили: «Они из мусульман» - на что он сказал: «Они не мусульмане». Затем прочел аят: «Во имя Аллаха

Милостивого Милосердного» и сказал: «Аллах – не сотворен, Милостивый – не сотворен, Милосердный – не сотворен, а они – зиндикъи». 180

162 – То же самое передается с другим иснадом от великого имама Ибн Идриса аль- Авди, которому не было равных в его время. 181

26 -Мухаммад ибн аль-Хасан, факых Ирака (131-189 гг.х.).

163 – Ахмад ибн аль-Касим ибн ‘Атыйя рассказывал: «Я слышал, как Абу Сулейман аль-Джузаджани сказал: «Я слышал, как Мухаммад ибн аль-Хасан говорил: «Клянусь Аллахом, я не буду совершать молитву за тем, кто говорит, что Коран сотворен. И кто бы (из тех, кто совершал молитву за таким человеком) не спрашивал у меня об этом, всем я давал фетву о необходимости совершить эту молитву заново». 182

164 –‘Амр ибн Вахб сказал: «Я слышал, как однажды Шаддад ибн Хаким упоминал, что Мухаммад ибн аль-Хасан, говоря о хадисе: «Поистине, Аллах спускается на нижнее небо…» и подобных ему хадисах, сказал: «Эти хадисы передали те, кто заслуживает доверия, потому то мы приводим их, верим в них и никак их не растолковываем». 183

 

180 Примечание шейха аль-Альбани: «Иснад этого сообщения достоверный».

181Примечание шейха аль-Альбани: «Приводится у ‘Адуллаха ибн Ахмада в «ас-Сунна» (стр.8) с иснадом от Ахмада ибн Ибрахима, от Яхьи ибн Юсуфа аз-Зимми, сказавшего: «Я

присутствовал у ‘Абдуллаха ибн Идриса, когда к нему пришел некий мужчина и сказал: «О Абу Мухаммад, у нас есть люди, которые говорят, что Коран сотворен». Он спросил: «Они из

иудеев?» Пришедший ответил: «Нет»… (и далее по тексту). Иснад этого сообщения достоверный, все его передатчики являются передатчиками «Сахиха аль-Бухари», а Ахмад ибн Ибрахим (ад-Давраки) и вовсе являлся хафизом хадисов».

182 Примечание шейха аль-Альбани: «Передатчик Абу Мухаммад аль-Джузаджани мне неизвестен».

183Примечание шейха аль-Альбани: «Данное сообщение приводится у аль-Лялякаи в «ас-Сунна» (98/1) и именно через его путь передачи его приводит автор. В иснаде этого сообщения есть передатчик по имени ‘Амр ибн Вахб. И если это ‘Амр ибн Вахб ат-Таифи, то он является передатчиком, о положении которого не имеется никаких сведений (маджхуль аль-халь). А если это ‘Амр ибн Вахб аль-Кураши, то Ибн Абу Хатим (3/1/266), отозвался о нем со слов своего отца, как о передававшем запутанные хадисы».


165 – Абу аль-Касим Хибатуллах аль-Лялякаи, а также шейх Муваффакъуддин аль- Макъдиси и другие ученые передали с иснадом от ‘Абдуллаха ибн Абу Ханифы ад- Дабуси следующее: «Я слышал, как Мухаммад ибн аль-Хасан сказал: «Все знатоки религии от востока до запада сошлись на том, что во все, что сообщается в Коране и достоверных хадисах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о качествах Всемогущего и Великого Господа обязательно верить без толкования 184, описания и уподобления. Тот же, кто станет растолковывать хоть что-то из этого, тот отступится от того на чем был пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и отколется от общины мусульман, которые не отрицали и не

растолковывали, а верили в то, что сообщается в Коране и Сунне, и умолкали на этом. Тот, кто говорит подобное словам Джахма, тот откалывается от общины мусульман, потому что он описывает Аллаха так, что выходит, что Его не

существует». 185


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.