Лирический герой и система образов, художественные приёмы их создания. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Лирический герой и система образов, художественные приёмы их создания.

2021-10-05 48
Лирический герой и система образов, художественные приёмы их создания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

5.Особенности поэтического языка (фонетика, лексика, морфология,

синтаксис).

Изобразительно – выразительные    средства.

 7. Особенности ритмики, размера, рифмы, звукопись.

 8. Поэтическая идея.

- Итак, поскольку мы знаем аспекты анализа стихотворения, давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.

Учащиеся сами формулируют тему урока « Идейно - художественное своеобразие стихотворения В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и записывают ее в тетрадь.

Учитель:

Итак

-Какие цели нашего урока?

- Что мы должны знать к концу урока?

- Что мы должны уметь, чтобы наши цели были достигнуты?

 

II.Текстовый анализ.

Цели: анализ и интерпретацияхудожественного поэтического текста.

 

 

Учитель:

- Работу по осмыслению и освоению художественного поэтического текста   мы начнём с того, чтопрослушаем выступление ученика, который получил индивидуальное задание (история создания стихотворения).

Выступление ученика.

1918 год. Трудное время для нашей страны. Шла гражданская война. Народное хозяйство было разрушено. Не было хлеба, топлива. В.Шкловский в книге о Маяковском писал о тех годах: «Газет не хватало. Значит, их надо развесить, чтобы их читали на стенках. Но клей – это мука, а муки тоже не было. Приколотить – это гвозди. Гвоздей не было. Предлагалось приколачивать газеты деревянными колышками…На улицах палые лошади. Убирать было некому…Петроград ел, главным образом, овёс».

Однажды и сам В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую.  О нём впоследствии поэт писал:

На Кузнецком

На мосту,

Где дома

Сейчас

Растут, -

помню, было:

Пала

Кобыла,

А толпа

Над дохлой

Голодная

охала..

 9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» №8 было напечатано стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».  

Учитель.

Прочитайте стихотворение про себя и ответьте, значение каких слов вам непонятно?

Словарная работа.

  • Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.
  • Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве улицей магазинов, в основном иностранных, она оставалась вплоть до1918 года
  • Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться».
  • Клешить – от слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».
  • Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой»

Какие ассоциации вызывает у вас слово «гриб»

Гриб – мёрзлые кочки на дороге в форме гриба.

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Выявление первоначальных впечатлений.

-Какие мысли и чувства вызвало это стихотворение?

 -Чем стихотворение показалось вам неожиданным, непохожим на те, что вы читали раньше?

 

Анализ стихотворения.

Коллективная работа.

Учитель:

-Перескажите сюжет стихотворения. (Поэт видел, как упала лошадь на покрытой льдом дороге.

 

- Выпишите из стихотворения слова, при помощи которых можно передать сюжет стихотворения. Определите часть речи. (Сюжет стихотворения можно описать при помощи цепочки глаголов «грохнулась» - «сгрудились»- «подошел»- «рванулась»- «пошла» - «пришла» - «встала (в стойло)».

- Какая картина, изображёна поэтом? Эти глаголы содействуют воссозданию живой и динамичной картины.

 

-С каких строк начинается развитие сюжета?

(Развитие сюжета начинается с первых строк:

Били копыта.

Пели будто:

-Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб.)

-Что необычного? (Форма стихотворной строки. Строка усечена до одного слова.)

- Какие  слуховые ассоциации вызывают у вас звучание этих строк? (Слышится звуковая имитация гула конной рыси.)

-.Какие буквы  создают эти звуки? (Звук цоканья лошадиных копыт по мостовой передаётся с помощью повтора согласных б-п, т-д. Это прием звукоподражания или звукопись.)

 -.Каждое слово в строфе (гриб, грабь, гроб, груб) выделено графически,

записью столбиком, однако ритмическая четкость первой строфы, передающая бег лошади, резко обрывается. Далее следует перенос:

«Лошадь на круп / / грохнулась…» Почему ритм стиха резко меняется?

(Расположение отдельно каждого слова в одной строке создаёт картину, как и почему падает лошадь).

-Какие   приметы будней первых послереволюционных лет слышатся в этих словах? (Слова: «Гриб», «Грабь», «Гроб» и человеческого «Груб» - помогают создать ощущение беспорядка, хаоса, вседозволенности, смерти.)

 

8. С помощью каких художественно-изобразительных средств рисуется улица? Объясните их назначение.  Изобразите образ улицы.

  / Кузнецкий мост Какая это улица? (Центральная.)
образ улицы зеваки Что они делают на Кузнецком? (Бездельничают.)
  \ лошадь А где же образ лирического героя? (Его здесь нет.)

Устное словесное рисование.

-Представим эту ситуацию. Опишите ее. Что вы заметили? (Два несоответствия: улицы и лошади. Лошадь одна (без человека, без коляски) – необычно. Зато есть соответствие:Лошадь одна = лишь один я.

- С помощью каких языковых средств рисуется улица?

Ветром опита,

Льдом обута,

Улица скользила.

(Метафоры «Улица «ветром опита» и «льдом обута».

Улица как бы напоена сырым, холодным воздухом,лёд как бы обул улицу,

«льдом обута» передает восприятие лошади: скользит улица, а не лошадь.)

 

  Слово учителя.

Чтобы подойти к осмыслению поэтической идеи стихотворения, выявлению роли изобразительно-выразительных средств, мы проведём исследовательскую работу.

 (Для этого разделим класс на 4 группы.. Учитель озвучивает темы исследовательских работ. Каждый учащийся вы­бирает для себя тему и входит в соответствующую группу.

1 группа работает над образом зевак, 2 группа – образ лошади,

3 группа – образ лирического героя.4 группа – выявляет характерные черты лирики В.В.Маяковского?

(В каждой группе есть секретарь, который отмечает участие каждого ученика в выполнении задания. На доске вывешиваются критерии оценок.

При ответе учитывается полнота, последовательность, логичность

1. Понимание и полное, последовательное и правильное с точки зрения литературного языка изложение материала.

 

2. Правильное определение литературоведческих понятий.

 

3. Умение привести необходимые примеры из текста

обоснование своих суждений

Задание для групп:

1группа:

- С помощью каких изобразительно-выразительных средств показывает зевак?

-Как автор выражает своё отношение к тем, кто смеялся? Каково это отношение?

Группа:

-Чьими глазами мы видим происходящее на Кузнецком? С помощью каких художественных средств создаётся образ лошади?

-Какие особенности поэтической речи можно наблюдать здесь?

-Определить, какую роль играет многоточие?

3 группа:

 - Какие чувства к лошади испытывает лирический герой?

-Каково внутреннее состояние лирического героя в толпе зевак?

- Какими художественными средствами рисуется оно?

Группа:

Выявить идейно-художественные особенности стихотворения В.В.Маяковского?

(Класс во время ответов групп отмечает художественные средства в тетрадях).

 

Ответы групп.

Группа.

- Падение лошади сразу же привлекает внимание зевак:

И сразу


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.