Тема «Идейно - художественное своеобразие стихотворения — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема «Идейно - художественное своеобразие стихотворения

2021-10-05 51
Тема «Идейно - художественное своеобразие стихотворения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема «Идейно - художественное своеобразие стихотворения

В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Кроткий взгляд, печальные глаза, а в них…слеза.

А. Платонов                         

Цель урока для учителя:

*создать условия для формирования читательской компетенции, через усвоение содержания стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»;

*развитие умений производить анализ прочитанного стихотворения, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к литературе как духовной ценности

 

Цели для учеников:

Знать:

1.проблемы, которые поднимает автор в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»;

1.Какие два мира раскрывает автор в стихотворении?

2.Как автор оценивает нравственные позиции двух миров?

3.Что, по мнению автора, так необходимо всему живому в нашей жизни?

4.Какие художественные приёмы отличают поэтический язык стихов В.В.Маяковского?

 

Уметь

 находить способы создания художественных образов;

- способы выражения авторской позиции;

-формулировать собственную точку зрения в определении поэтической идеи стихотворения.

Методические приемы.

Различные виды чтения (первичное, выразительное, выборочное, беседа по вопросам, комментарии учителя, устное словесное рисование, исследовательская работа.

 

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма  и ритм в лирическом стихотворении.

 

Оборудование:  портрет В.В.Маяковского, изображения лошадей, иллюстрации к «Карюхе» Григоровича, к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

 

Вид урока: комбинированный

Тип урока: исследовательский (урок – практикум).

                                      

 

  ХОД УРОКА

I. Предтекстовый этап. Цель этапа: актуализировать опорные знания обучающихся, подготовить их к восприятию нового материала.

Актуализация знаний.

 Учительчитает отрывок из поэмы Н. Асеева «Маяковский начинается»:

И вот он выходит:

Большой, длиннолапый

 обрызганный

ледниковым дождем,
под

широкополой,
обвиснувшей шляпой,
под
вылощенным нищетой плащом.
Вокруг никого.
Лишь тюрьма за плечами.
Фонарь к фонарю.
За душой – ни гроша…
Лишь пахнет Москва
горячо калачами,
да падает лошадь,
боками дыша.

Беседа

– Ребята, как вы думаете, о каком поэте идёт речь? Как эти строки соотносятся с портретом? (Речь идёт о В.В.Маяковском)

-В какое время жил поэт?

-С какими его произведениями вы уже знакомы? (В 7 классе мы изучали стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче».

-Что отличало стихотворение поэта от других его стихов? (В стихотворении есть сюжетная линия- встреча поэта с солнцем, которая происходит на даче).

- Каков основной замысел? (От бытовой сцены к философским рассуждениям о поэте и поэзии)

3.Слово учителя.

-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

- Вспомним, какие аспекты стихотворения, как правило, мы выделяем при осмыслении и освоении художественного поэтического текста?

Ответ учащихся.

1. История написания стихотворения.

2.Впечатления, которое вызывает стихотворение.

Тема стихотворения.

Лирический герой и система образов, художественные приёмы их создания.

5.Особенности поэтического языка (фонетика, лексика, морфология,

синтаксис).

Изобразительно – выразительные    средства.

 7. Особенности ритмики, размера, рифмы, звукопись.

 8. Поэтическая идея.

- Итак, поскольку мы знаем аспекты анализа стихотворения, давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.

Учащиеся сами формулируют тему урока « Идейно - художественное своеобразие стихотворения В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и записывают ее в тетрадь.

Учитель:

Итак

-Какие цели нашего урока?

- Что мы должны знать к концу урока?

- Что мы должны уметь, чтобы наши цели были достигнуты?

 

II.Текстовый анализ.

Цели: анализ и интерпретацияхудожественного поэтического текста.

 

 

Учитель:

- Работу по осмыслению и освоению художественного поэтического текста   мы начнём с того, чтопрослушаем выступление ученика, который получил индивидуальное задание (история создания стихотворения).

Выступление ученика.

1918 год. Трудное время для нашей страны. Шла гражданская война. Народное хозяйство было разрушено. Не было хлеба, топлива. В.Шкловский в книге о Маяковском писал о тех годах: «Газет не хватало. Значит, их надо развесить, чтобы их читали на стенках. Но клей – это мука, а муки тоже не было. Приколотить – это гвозди. Гвоздей не было. Предлагалось приколачивать газеты деревянными колышками…На улицах палые лошади. Убирать было некому…Петроград ел, главным образом, овёс».

Однажды и сам В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую.  О нём впоследствии поэт писал:

На Кузнецком

На мосту,

Где дома

Сейчас

Растут, -

помню, было:

Пала

Кобыла,

А толпа

Над дохлой

Голодная

охала..

 9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» №8 было напечатано стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».  

Учитель.

Прочитайте стихотворение про себя и ответьте, значение каких слов вам непонятно?

Словарная работа.

  • Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.
  • Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве улицей магазинов, в основном иностранных, она оставалась вплоть до1918 года
  • Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться».
  • Клешить – от слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».
  • Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой»

Какие ассоциации вызывает у вас слово «гриб»

Гриб – мёрзлые кочки на дороге в форме гриба.

Анализ стихотворения.

Коллективная работа.

Учитель:

-Перескажите сюжет стихотворения. (Поэт видел, как упала лошадь на покрытой льдом дороге.

 

- Выпишите из стихотворения слова, при помощи которых можно передать сюжет стихотворения. Определите часть речи. (Сюжет стихотворения можно описать при помощи цепочки глаголов «грохнулась» - «сгрудились»- «подошел»- «рванулась»- «пошла» - «пришла» - «встала (в стойло)».

- Какая картина, изображёна поэтом? Эти глаголы содействуют воссозданию живой и динамичной картины.

 

-С каких строк начинается развитие сюжета?

(Развитие сюжета начинается с первых строк:

Били копыта.

Пели будто:

-Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб.)

-Что необычного? (Форма стихотворной строки. Строка усечена до одного слова.)

- Какие  слуховые ассоциации вызывают у вас звучание этих строк? (Слышится звуковая имитация гула конной рыси.)

-.Какие буквы  создают эти звуки? (Звук цоканья лошадиных копыт по мостовой передаётся с помощью повтора согласных б-п, т-д. Это прием звукоподражания или звукопись.)

 -.Каждое слово в строфе (гриб, грабь, гроб, груб) выделено графически,

записью столбиком, однако ритмическая четкость первой строфы, передающая бег лошади, резко обрывается. Далее следует перенос:

«Лошадь на круп / / грохнулась…» Почему ритм стиха резко меняется?

(Расположение отдельно каждого слова в одной строке создаёт картину, как и почему падает лошадь).

-Какие   приметы будней первых послереволюционных лет слышатся в этих словах? (Слова: «Гриб», «Грабь», «Гроб» и человеческого «Груб» - помогают создать ощущение беспорядка, хаоса, вседозволенности, смерти.)

 

8. С помощью каких художественно-изобразительных средств рисуется улица? Объясните их назначение.  Изобразите образ улицы.

  / Кузнецкий мост Какая это улица? (Центральная.)
образ улицы зеваки Что они делают на Кузнецком? (Бездельничают.)
  \ лошадь А где же образ лирического героя? (Его здесь нет.)

Устное словесное рисование.

-Представим эту ситуацию. Опишите ее. Что вы заметили? (Два несоответствия: улицы и лошади. Лошадь одна (без человека, без коляски) – необычно. Зато есть соответствие:Лошадь одна = лишь один я.

- С помощью каких языковых средств рисуется улица?

Ветром опита,

Льдом обута,

Улица скользила.

(Метафоры «Улица «ветром опита» и «льдом обута».

Улица как бы напоена сырым, холодным воздухом,лёд как бы обул улицу,

«льдом обута» передает восприятие лошади: скользит улица, а не лошадь.)

 

  Слово учителя.

Чтобы подойти к осмыслению поэтической идеи стихотворения, выявлению роли изобразительно-выразительных средств, мы проведём исследовательскую работу.

 (Для этого разделим класс на 4 группы.. Учитель озвучивает темы исследовательских работ. Каждый учащийся вы­бирает для себя тему и входит в соответствующую группу.

1 группа работает над образом зевак, 2 группа – образ лошади,

3 группа – образ лирического героя.4 группа – выявляет характерные черты лирики В.В.Маяковского?

(В каждой группе есть секретарь, который отмечает участие каждого ученика в выполнении задания. На доске вывешиваются критерии оценок.

При ответе учитывается полнота, последовательность, логичность

1. Понимание и полное, последовательное и правильное с точки зрения литературного языка изложение материала.

 

2. Правильное определение литературоведческих понятий.

 

3. Умение привести необходимые примеры из текста

обоснование своих суждений

Задание для групп:

1группа:

- С помощью каких изобразительно-выразительных средств показывает зевак?

-Как автор выражает своё отношение к тем, кто смеялся? Каково это отношение?

Группа:

-Чьими глазами мы видим происходящее на Кузнецком? С помощью каких художественных средств создаётся образ лошади?

-Какие особенности поэтической речи можно наблюдать здесь?

-Определить, какую роль играет многоточие?

3 группа:

 - Какие чувства к лошади испытывает лирический герой?

-Каково внутреннее состояние лирического героя в толпе зевак?

- Какими художественными средствами рисуется оно?

Группа:

Выявить идейно-художественные особенности стихотворения В.В.Маяковского?

(Класс во время ответов групп отмечает художественные средства в тетрадях).

 

Ответы групп.

Группа.

- Падение лошади сразу же привлекает внимание зевак:

И сразу

Сгрудились.

Слово «сгрудились» означает, что зеваки превратились в безликую толпу, сделавшей себе любопытное зрелище из чужого горя, об этом свидетельствует употребление прямого и обратного порядка слов в восклицательных предложениях.

Смех зазвенел, зазвякал:

- Лошадь упала! –

- Упала лошадь! –

Смеялся Кузнецкий.

Страдания животного вызывает у толпы лишь смех, который напоминает звон мелкой монеты:

Инверсия и метонимия «штаны пришедшие Кузнецким «клешить» передаёт особенности места действия, времени (торговые ряды Кузнецкого моста, особенно модная манера носить брюки клеш). Автор употребляет авторский неологизм «клёшить».

Маяковский  одним из первых увидел двух самых опасных врагов будущего - мещан и бюрократов.  Сытые, ограниченные бытовыми рамками,  они нечувствительны к чужой боли.

2 группа:

- Всё происходящее мы видим глазами лошади:

Лошадь на круп

Грохнулась…

Ключевое слово «грохнулась», оно звучит как крик боли (звукопись) Улица опрокинулась,

течёт по своему…

Эта деталь свидетельствует, что так видит всё окружающее упавшая лошадь. Ее взгляд осмыслен. Ей больно:

…за каплищей каплища

По морде катится, прячется в шерсти…

Автор ставит многоточие, чтобы читатель понял, как сильна боль когда-то сильной, а теперь беззащитной лошади. Об этом свидетельствует суффикс с увеличительным значением –ИЩ- в словах «за каплищей каплища».

3 группа.

-Лирический герой испытывает чувство одиночества в равнодушной и глухой толпе «зевак». Удвоение действия:

Подошел

И вижу-

глаза лошадиные…-

позволяет продлить, задержать в восприятии деталь, связанную с усталыми, печальными глазами лошади. Он удручён, взволнован. Между ним и лошадью возникает понимание. Его пронзает боль, которую испытывает лошадь, он сострадает ей:

Плеща вылилась из меня

И расплылась в шелесте.

Автор использует в этих строках эпитет и приём звукописи

Он находит «ласковое,  человечье» слово для неё, называя её на «вы» и «деточка»:

Лошадь, не надо.

Деточка,

Может быть

- старая –

И не нуждалась в няньке,

 Может быть, и мысль ей моя казалась пошла,

только
лошадь
рванулась,

Встала на ноги,

 ржанула

И пошла.

Хвостом помахивала.

Рыжий жеребёнок.

Рефлексия урока.

1. Изменилось ли ваше первичное впечатление от стихотворения?

2. Что каждый лично для себя вынес из этого урока?

Выставление отметок за работу

Работа каждого оценивается в зависимости от того вклада, который он внёс в коллективный ответ плюс баллы за индивидуальные ответы.

 

Домашнее задание.

Написать мини-сочинение на одну из тем:

1. «Как я понимаю последнюю строку стихотворения?»

2.«Близка ли мне, современному человеку, поэтическая идея стихотворения?»

 

Тема «Идейно - художественное своеобразие стихотворения

В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Кроткий взгляд, печальные глаза, а в них…слеза.

А. Платонов                         

Цель урока для учителя:

*создать условия для формирования читательской компетенции, через усвоение содержания стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»;

*развитие умений производить анализ прочитанного стихотворения, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к литературе как духовной ценности

 

Цели для учеников:

Знать:

1.проблемы, которые поднимает автор в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»;

1.Какие два мира раскрывает автор в стихотворении?

2.Как автор оценивает нравственные позиции двух миров?

3.Что, по мнению автора, так необходимо всему живому в нашей жизни?

4.Какие художественные приёмы отличают поэтический язык стихов В.В.Маяковского?

 

Уметь

 находить способы создания художественных образов;

- способы выражения авторской позиции;

-формулировать собственную точку зрения в определении поэтической идеи стихотворения.

Методические приемы.

Различные виды чтения (первичное, выразительное, выборочное, беседа по вопросам, комментарии учителя, устное словесное рисование, исследовательская работа.

 

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма  и ритм в лирическом стихотворении.

 

Оборудование:  портрет В.В.Маяковского, изображения лошадей, иллюстрации к «Карюхе» Григоровича, к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

 

Вид урока: комбинированный

Тип урока: исследовательский (урок – практикум).

                                      

 

  ХОД УРОКА

I. Предтекстовый этап. Цель этапа: актуализировать опорные знания обучающихся, подготовить их к восприятию нового материала.

Актуализация знаний.

 Учительчитает отрывок из поэмы Н. Асеева «Маяковский начинается»:

И вот он выходит:

Большой, длиннолапый

 обрызганный

ледниковым дождем,
под

широкополой,
обвиснувшей шляпой,
под
вылощенным нищетой плащом.
Вокруг никого.
Лишь тюрьма за плечами.
Фонарь к фонарю.
За душой – ни гроша…
Лишь пахнет Москва
горячо калачами,
да падает лошадь,
боками дыша.

Беседа

– Ребята, как вы думаете, о каком поэте идёт речь? Как эти строки соотносятся с портретом? (Речь идёт о В.В.Маяковском)

-В какое время жил поэт?

-С какими его произведениями вы уже знакомы? (В 7 классе мы изучали стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче».

-Что отличало стихотворение поэта от других его стихов? (В стихотворении есть сюжетная линия- встреча поэта с солнцем, которая происходит на даче).

- Каков основной замысел? (От бытовой сцены к философским рассуждениям о поэте и поэзии)

3.Слово учителя.

-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

- Вспомним, какие аспекты стихотворения, как правило, мы выделяем при осмыслении и освоении художественного поэтического текста?

Ответ учащихся.

1. История написания стихотворения.

2.Впечатления, которое вызывает стихотворение.

Тема стихотворения.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.