Новое политическое мышление и завершение «холодной войны». — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Новое политическое мышление и завершение «холодной войны».

2021-10-05 98
Новое политическое мышление и завершение «холодной войны». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Жесткий курс администрации Р. Рейгана поставил лидеров СССР перед дилеммой: идти по пути силовых ответов, наращивания военной мощи либо искать иные подходы к развитию советско-американских отношений. Первый путь сулил новые витки гонки вооружений, дополнительные сложности для утратившей динамизм советской экономики.

Поиск возможностей диалога начался со встреч лидеров СССР и США — М.С. Горбачева и Р. Рейгана в Женеве (1985) и в Рейкьявике (1986). Они не завершились конкретными договоренностями, но зафиксировали стремление сторон к исключению риска ядерной войны из жизни народов.

Развитие и реализация новых подходов связана с деятельностью первого президента СССР М.С. Горбачева и предложенной им в 1987 — 1988 гг. концепцией нового политического мышления, позволившей завершить «холодную войну».

Во-первых, предполагалось признать, что ядерная война будет катастрофой для всего человечества, что угрозы применения ядерного оружия, равно как и обладание им, перестали служить достижению рациональных политических целей. Этот вывод стал основой выдвижения далеко идущих программ сокращения вооружений, вплоть до ликвидации ядерного оружия к 2000 г.

Во-вторых, новое политическое мышление определяло высшим приоритетом обеспечение выживания человечества, решение глобальных проблем, связанных с ядерной, экологической угрозой, развитием освободившихся стран. Учитывая, что эти проблемы можно решить только объединенными усилиями всех народов, главной целью политики становилось взаимодействие государств, создание между ними атмосферы доверия.

В-третьих, предлагалось отказаться от логики и идеологии противостояния, найти баланс интересов на основе взаимных уступок, строгого соблюдения международно-правовых норм, в том числе и относящихся к соблюдению гражданских прав и свобод.

Выдвижение новой концепции само по себе не могло обеспечить прекращение «холодной войны». Первоначально новое политическое мышление было воспринято в странах Запада как тактический ход, призванный дать СССР и его союзникам пропагандистские преимущества, выигрыш времени для решения внутренних проблем. Однако реальные шаги советской дипломатии вскоре убедили правящие круги стран НАТО, что речь идет о переменах в советской политике. В 1987 г. СССР согласился ликвидировать ракеты средней дальности не только в Европе, но и в Азии, в обмен на отказ США от размещения ракет такого же класса в Европе (Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД)). В соответствии с ним СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов, США – 846 комплексов. В 1988 г. было объявлено о крупных односторонних сокращениях советских вооруженных сил. В 1990 г. страны Варшавского договора и НАТО подписали соглашение о сокращении обычных вооружений и вооруженных сил в Европе, согласно которому СССР пошел на значительные односторонние уступки, приняв идею контроля за выполнением соглашения на своей территории, что ранее им отвергалось. В 1991 г. был подписан договор СССР и США по сокращению стратегических вооружений (СНВ-1).

Еще более значительные перемены произошли в сфере взаимоотношений СССР с союзными ему режимами. СССР вывел войска из Афганистана, обязался уважать свободу социального и политического выбора народов, что сняло преграды на пути демократических революций в странах Восточной Европы, в том числе и в ГДР. В вопросе объединения Германии, что отвечало стремлениям подавляющего числа немцев, СССР также отказался от каких-либо предварительных условий, дал согласие на вывод своих войск с территории бывшей ГДР.

Большое влияние на международный климат оказала позиция, занятая СССР в 1990 г. в связи с нападением Ирака на Кувейт. Несмотря на традиционную близость с режимом С. Хусейна, советская дипломатия поддержала в Совете Безопасности ООН решение о применении санкций, включающих военные, против Ирака как страны, совершившей агрессию. Это был первый случай со времени антигитлеровской коалиции, когда СССР признал правомерным использование Соединенными Штатами военной силы против третьей страны. Итогом стала проведенная США (1991) операция «Буря в пустыне», приведшая к освобождению Кувейта.

Ситуация в мире 1990—1991 гг. уже не характеризовалась ведущими политическими деятелями мира как продолжающая традицию «холодной войны». Какое-то время в странах Запада существовали опасения, что односторонний выход СССР из «холодной войны» является тактическим маневром. Но с развитием процессов демократизации в стране, тем более с распадом СССР, прекращением существования этого полюса мировой силы, стало очевидно, что происходит смена модели миропорядка.


 

Билет 105: «Война во Вьетнаме (1965-1975 гг.)»

 

    Мы опоздали на 10 лет и 150 миллиардов долларов.

Л. Гарднер, американский историк

 

В 1954 году Вьетнам был временно разделён на две части Женевскими соглашениями, завершившими колониальную войну Франции в Индокитае. Предполагалось, что будут проведены свободные выборы, после которых обе части воссоединятся. Однако по ряду причин проведение выборов было сорвано.

С 1957 года в Южном Вьетнаме коммунистические партизаны вели вооружённую борьбу против проамериканского правительства Нго Динь Зьема, сорвавшего выполнение Женевских соглашений.

В 1959 году руководство Демократической Республики Вьетнам (Северный Вьетнам) приняло решение оказать военную помощь повстанцам, поскольку мирные пути объединения страны зашли в тупик.

К 1964 году США оказывали возрастающую поддержку южновьетнамскому правительству, предоставляя оружие и военных советников для ведения боевых действий против партизан НФОЮВ (Национальный Фронт Освобождения Южного Вьетнама), однако ещё не принимали непосредственного участия в войне.

34 Дуайт Эйзенхауэр (1953-1961)

Партизанская война в Южном Вьетнаме (1957 – март 1965)

35 Джон Кеннеди (1961-1963)
36 Линдон Джонсон (1963-1969)

Полномасштабное военное вмешательство США (март 1965 -1973)

37 Ричард Никсон (1969 – 1974)
38 Джеральд Форд (1974-1977) Завершающий этап войны (1973-1975)

 

В 1964 году ВМС США проводили у берегов Северного Вьетнама операцию «DESOTO». В рамках этой операции в Тонкинском заливе находился корабль, выполнявший радиотехническую разведку. В начале августа эту задачу выполнял эсминец «Мэддокс».

2 августа на «Мэддокс», которых находился в международных водах напали три северовьетнамских торпедных катера. Американское руководство предпочло никак не реагировать на инцидент, сочтя его случайностью.

Вечером 4 августа в Тонкинском заливе был тропический шторм. Когда уже стемнело, радары американских эсминцев стали показывать приближение неопознанных судов. К этому моменту капитаны эсминцев уже получили по разведывательным каналам предупреждение о возможном нападении северовьетнамских катеров. Радары показывали, что к эсминцам приближается более десятка неизвестных объектов, и американские корабли открыли огонь. Поднятые с авианосца самолёты не обнаружили в районе двух эсминцев никаких других кораблей. В условиях шторма и темноты никто из состава экипажей эсминцев визуально не наблюдал что-либо, что можно было бы надёжно идентифицировать как северовьетнамский катер.

В это время первые сообщения о предполагаемом нападении на американские корабли в Тонкинском заливе прибыли в Вашингтон. Ситуация была неясной, информация продолжала поступать, однако президент Джонсон, вероятно, учитывая факт инцидента 2 августа, не поставил под сомнение возможность второго нападения. Он распорядился нанести авиационные удары по базам северовьетнамских торпедных катеров и по нефтехранилищу, чтобы лишить катера топлива. Операция под кодовым названием «Пронзающая стрела» была проведена 5 августа, это был первый налёт американской авиации на Северный Вьетнам.

    Согласно более позднему признанию самого Джонсона, идея бомбардировок территории Северного Вьетнама уже давно обсуждалась в правительстве и в качестве репрессивной меры, и как длительная кампания[9].

    В августе 1964 г. правительство ДРВ предложило США начать переговоры с целью урегулирования военного конфликта. Мирная инициатива ДРВ осталась без ответа. Лишь 15 месяцев спустя Джонсон заявил, что предложение ДРВ не было серьезным и что сложившаяся к тому времени ситуация в Южном Вьетнаме не обеспечивала сильной позиции США на переговорах. В 1964 г. в Южном Вьетнаме, согласно официальным и быстро устаревавшим данным, было уже 23 ты с. американских военнослужащих, и разрабатывались планы использования военно-воздушных сил США против ДРВ.

    «Совершенно верно, что «американский дом», выстроенный Джонсоном во Вьетнаме, был возведен не им одним. Фундамент его, если можно так выразиться, был заложен президентом Эйзенхауэром, а первый этаж выстроен президентом Кеннеди. Но президент Джонсон был архитектором остальной части того, что превратилось со временем в многоэтажное сооружение», - писал видный американский публицист Т. Дрейпер.

    Одной из важнейших проблем, возникших уже в 1966 г., была необходимость объяснить общественному мнению намерение президента и правительства еще глубже

ввязать США в развитие событий в далекой Азии. Решение этой задачи осложнялось тем, что, судя по результатам выборов 1964 г., американцы не были расположены к идее длительной и дорогостоящей войны на периферии традиционных американских интересов. Более того, такая война ставила под вопрос реализацию обещанных администрацией и президентом реформ в рамках программы строительства «Великого общества». К июлю 1965 г. стало ясно, что одно исключало другое. Выход был найден в сокрытии от общественности масштабов истинного участия США в войне, которое стало финансироваться из секретных ассигнований Министерства обороны США, а также в утаивании информации о потерях и поражениях американской армии. Так была заложена основа «Кризиса доверия» (credibility gap) американцев к администрации Джонсона. В июне 1966 г. президент заявил, что «Соединенные Штаты располагают всем, что хотели бы иметь другие страны», и что, приобретя необходимую военную мощь, эти «жадные до чужого добра» страны попытаются отнять у американцев их богатства. Но даже таких доводов оказалось недостаточно для того, чтобы американцы согласились с ожидаемыми от них жертвами.

    На пресс-конференции 28 июля 1965 г. Джонсон заявил, что к концу года численность американских вооруженных сил во Вьетнаме достигнет 1 25 тыс. человек. На самом деле к концу 1965 г. во Вьетнаме находилось св. 200 тыс. солдат и офицеров. К концу 1968 г. вооруженные силы США во Вьетнаме насчитывали св. 560 тыс. солдат и офицеров. Согласно информации, официально объявленной правительством Джонсона, ежемесячные затраты на ведение войны во Вьетнаме составляли 800 млн долл. В середине 1966 г. группа сенаторов обратилась к видному американскому экономисту Э. Джейнуэю с просьбой прокомментировать сообщенные правительством данные о размере затрачиваемых средств на войну. Он заявил, что объявленная правительством сумма затрат не соответствует действительности и что на самом деле расходы составлял и от 2 до 3 млрд

долл. в месяц, или ок. 30 млрд долл. в год. Уже после того, как Джонсон покинул Белый дом, были опубликованы официальные данные, согласно которым затраты на войну во Вьетнаме к концу 1968 г. составили 75 млрд долл. В действительности военные расходы

США за пять лет, с 1964 по 1969 г. составили ок. 350 млрд долл., т.е. на 20% больше, чем за все годы ВМВ.

    Заверения президента о том, что «уже виден свет в конце тоннеля» лишь способствовали еще большему накалу анти военного движения. Весеннее наступление северовьетнамских войск 1968 г., в результате которого было нанесено серьезное поражение американским войскам, подорвало шансы Джонсона на переизбрание. Но президент продолжал настаивать на том, что войну во Вьетнаме США следует «выиграть во что бы то ни стало». Эту его убеждённость перестали разделять многие члены администрации. Теперь они настаивали на прекращении бомбардировок территории ДРВ. Убеждаясь в обреченности внешнеполитического и экономического курса администрации, многие советники Джонсона предпочли заблаговременно отмежеваться от катастрофически терявшего популярность президента.

    Все меньшую поддержку ему оказывали влиятельные представители американского делового и финансового мира, ранее настаивавшие на расширении масштабов войны. Теперь они все чаще склонялись к мысли о неминуемости поражения во Вьетнаме и о слишком высокой цене, которую требовала от США эта война. В отличие от прошлых войн за пределами континента, в которых Соединенным Штатам удавалось делить ответственность, материальные расходы и человеческие жертвы со своими союзниками, война во Вьетнаме стала «американской войной». К тому же ее издержки оказались выше прибыли, на которую привычно рассчитывали монополистические круги страны. В конгрессе активизировались противники войны – «голуби» из Республиканской и Демократической партий, объявившие действия США незаконными, поскольку не было выполнено основное конституционное положение об официальном объявлении войны. Их столкновения с «ястребами» стали носить все более принципиальный характер. Даже разумные социальные реформы, предлагаемые администрацией и президентом, не могли уже рассчитывать на получение поддержки большинства законодателей.

    На выборах 1968 года победил Ричард Никсон. 20 января 1969 он стал президентом страны. Подход новой администрации к «вьетнамской проблеме» не отличался от подходов старой, свидетельством чему стало решение президента приступить в 1969 г. к секретной бомбардировке соседней с Вьетнамом Камбоджи. Эта информация так же, как и при Джонсоне, скрывалась от американцев - в апреле 1970 г. Никсон заверил страну, что «Ни США, ни Южный Вьетнам не предпринимали никаких действий против вражеских убежищ, поскольку мы не хотели нарушать территории нейтрального государства».

    Республиканцы в наследство от демократов получили все те проблемы, которые привели к уходу президента Джонсона с политической арены. У США были огромные военные расходы. Историк Г. С. Комманджер заявлял: «Сегодня мы являемся ведущей империалистической державой мира, ведущей военной державой, ведущей интервенционистской державой».

    С целью постепенной «вьетнамизации» войны в июне 1969 г. президент объявил о выводе из Южного Вьетнама 25 тыс., а на протяжении следующих шести месяцев еще более 60 тыс. американских военнослужащих.

    В июне 1969 г. Сенат США принял резолюцию, в которой призвал президента не направлять американские войска в другие страны без согласия конгресса. Однако провозглашение нового подхода США к решению «вьетнамской проблемы» продолжало

сопровождаться расширением зоны военных действий в ЮВА и усилением военного давления на Северный Вьетнам. В апреле 1970 г. Никсон объявил о выводе из Вьетнама еще 150 тыс. американских военнослужащих, а месяцем позже вооруженные силы США вторглись в Камбоджу и начали новую серию бомбардировок территории ДРВ.

    Эскалация войны в Юго-Восточной Азии сопровождалась, однако, заметными изменениями в отношениях США с СССР и КНР. Разработку новой политики и новых подходов к американо-советским и американо-китайским отношениям возглавил

помощник Никсона по вопросам национальной безопасности Генри Киссинджер.

    В ноябре 1969 г. в Хельсинки начались советско-американские переговоры об ограничении стратегических наступательных вооружений, в декабре того же года администрация Никсона частично отменила эмбарго на торговлю с КНР. В апреле 1971 г. Вашингтон смягчил ограничения на поездки американских граждан в эту страну, приурочив это решение к посещению Пекина американской сборной по настольному теннису. Переговоры между представителями США, Южного Вьетнама и ДРВ в Париже, которые начались еще при Джонсоне, ограничивались в первые годы администрации Никсона взаимными обвинениями и протестами. Но они оказались полезными президенту, позволив ему продемонстрировать международной и американской общественности свое стремление

добиться мирного разрешения вьетнамского конфликта.

    Необходимость такой демонстрации диктовалась дальнейшим ростом антивоенного движения в США, участившимися проявлениями несогласия с американской политикой  в ЮВА со стороны целого ряда зарубежных стран и общим обострением международной обстановки.

    В самих США с требованием положить конец войне выступал и уже миллионы американцев. В мае 1970 г. четыре студента Кентского университета в штате Огайо, участвовавших в антивоенной акции, погибли от пуль национальных гвардейцев. Их гибель, а также включение в зону военных действий США территории Камбоджи вызвали еще более активные демонстрации противников войны по всей стране. 1970 год явился

периодом серьезного кризиса во многих областях внешнеполитической и внутриполитической деятельности республиканской администрации, дав основание политической оппозиции говорить о «кризисе веры» в способность президента Никсона руководить страной. В мае 1971 г. в Вашингтоне состоялась грандиозная антивоенная демонстрация, серьезно нарушившая работу госучреждений. Столичная полиция и выделенные ей в помощь воинские части арестовал и ок. 12 тыс. демонстрантов. «Америка стала нацией сомнений, страхов и взаимных обвинений, - писала в мае 1970 г. газета «Нью-Йорк таймс», - государство потеряло представление о том, куда оно идет. Протесты

и демонстрации являются свидетельством единения масс молодых и пожилых людей, которые, громогласно выражая свое недовольство, на самом деле взывают о помощи». По решению местных властей, попечительских советов и руководства учебных заведений в стране было закрыто более 80 колледжей и университетов, студенческие демонстрации и выступления (за 1969-1970 гг. их было ок. 1800) жестоко подавлялись. «Колоссальную опасность беспрецедентного отчуждения американской молодежи» отметили руководители десятков ВУЗов США, обратившиеся к президенту Никсону с призывом положить конец

американскому вмешательству в Юго-Восточной Азии.

    СМИ знакомили миллионы американцев с кровавыми подробностями ужасов войны во

Вьетнаме, в еще большей степени активизируя антивоенные выступления. Военная тема легла в основу целого ряда серьезных голливудских фильмов, в числе которых заслуживают особого упоминания «Возвращение домой» (1978) Хэла Эшби с Джейн Фонда и Джоном Вайтом в главных ролях, «Охотник на оленей» (1978) Майкла Чимино с Робертом

де Ниро и Мерил Стрип, «Апокалипсис сегодня»(1979) Фрэнсиса Копполы с Марлоном Бранда.

    С приходом к власти Джеральда Форда в 1973 году были подписаны Парижские соглашения, но война во Вьетнаме, стоившая жизни 58 тыс. американских военнослужащих, продолжалась до весны 1975 года. Поспешное отступление южновьетнамских войск с территории Северного Вьетнама и эвакуация 30 апреля последних американских советников и дип.персонала из осажденных столиц Камбоджи и Южного Вьетнама - Пномпеня и Сайгона - завершили продолжавшуюся более десяти лет войну. В апреле 1975 г. конгресс отказал президенту в разрешении возобновить применение вооруженных сил США на территории Индокитая и отклонил его просьбу о выделении доп. ассигнований на оказание помощи «силам сопротивления коммунизму». К этому времени уже было известно, что основания для принятия в 1964 г. Тонкинской резолюции были сфальсифицированы администрацией Джонсона с целью развязать руки американским «ястребам».

    Столкнувшись с противодействием со стороны Конгресса, президент решил действовать в обход него. В мае 1975 года военные корабли Камбоджи задержали в своих территориальных водах американское торговое судно «Майагез» с 39 членами экипажа. По приказу Форда в район конфликта были направлены морские пехотинцы, а ВВС США был отдан приказ о бомбардировке крупного порта страны г. Сиануквилля. Все члены экипажа «Майагеза» возвратились домой целы и невредимы, но потери направленных на их выручку морских пехотинцев составили только убитыми 41 человек. После этого популярность президента упала настолько, что ни два покушения на него, ни первая стыковка американского и советского космических кораблей в июле 1975 года, ни торжественное празднование 200-летия Декларации независимости уже не смогли ее поднять.


 

Билет 143: «Основные тенденции развития современной системы международных отношений»


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.