Распад Антигитлеровской коалиции. Начало «холодной войны» — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Распад Антигитлеровской коалиции. Начало «холодной войны»

2021-10-05 104
Распад Антигитлеровской коалиции. Начало «холодной войны» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    После войны ушло в прошлое главенство нескольких великих держав, баланс сил между которыми определял хрупкое европейское и мировое равновесие. С конца войны утвердилась решающая роль двух сверхдержав – СССР и США. Германия исчезла на время с карты мира как суверенное государство. Англия и Франция утратили голос в решении судеб континента. В Восточной Европе появились государства с новыми политическими режимами, которые развивались уже по советской модели.

    Уже после окончания войны стало ясно, что борьба против единого врага в лице агрессивных сил «оси» могла сплотить государства только на время, поскольку их интересы нередко являлись взаимоисключающими.

    Для Советского Союза были важны две цели, достижение которых превратило бы страну во влиятельную державу. Первая – обезопасить свои границы и не допустить создания вблизи них плацдарма для нападения на СССР. Вторая цель – создание такого механизма международных отношений, который позволил бы решать конкретные вопросы, имеющие значение для Советского Союза. Во внешнеполитической области Москва старалась использовать три основных фактора:

· изменившийся в пользу СССР баланс сил в Европе, расколовшейся на западную и восточную части, каждая из которых уже была не столько географическим понятием, сколько политическим;

· военно-политическую мощь СССР после войны и укрепление его престижа в мире;

· выросшие численно и усилившие свое политическое влияние зарубежные коммунистические партии, видевшие в СССР гаранта проведения соответствующих их идеологии социально-политических реформ в послевоенной Европе

Серьезные изменения произошли и в позиции США. Их военный и экономический потенциал увеличился. Он стал неизмеримо выше по сравнению с ранее ведущими европейскими государствами – Великобританией и Францией. К тому же американская экономика пострадала меньше, чем экономика этих стран. Временное прекращение существования Германии также способствовало усилению влияния США в Европе. Они стремились не допустить превращения Европы в индустриальный и финансовый центр, неподконтрольный Вашингтону.

И США, и СССР негативно относились к усилению позиций в том или ином регионе мира каждой из сторон. Уже в конце ВМВ наметилось охлаждение. Экономический и военный потенциал США позволял им претендовать на ведущую роль. Немалое значение имел и тот факт, что американцы первыми и наиболее успешно испытали ядерное оружие. Это рассматривалось ими как гарантия их военно-политической мощи и реализации планов нового переустройства мира.

В новых условиях все явственнее происходило разделение мира на две части. Одна из них включала западных участников Антигитлеровской коалиции; другая – СССР, позже к нему присоединились страны Восточной Европы, а затем, уже в конце 1940-х гг. – Китай. Именно в этот период закладывалась основа двухполюсного мира.

Окончание ВМВ и ее результаты поставили на повестку дня мировой политики проблему создания ново системы международных отношений. Решением этого вопроса и занялись ведущие государства Антигитлеровской коалиции – СССР, США, Англия, Франция, к которым вскоре присоединился Китай. Развитие событий, однако, к обострению противоречий между бывшими союзниками из-за их стремления усилить свои позиции на мировой арене. Это так или иначе затрагивало интересы каждой из стран коалиции. В то же время выявилась и особенность, характерная именно для периода после Второй Мировой Войны: конфронтация между союзниками приняла идеологическую форму, вызвав политическое противостояние СССР и Китая, с одной стороны, и западных союзников, с другой. Его признаки стали заметными уже с конца 1945 года. Вскоре появился термин, обозначавший это противоборство – «холодная война».

Впервые этот термин использовал осенью 1945 года известный английский писатель-фантаст Дж. Оруэлл, комментировавший международные события в британском журнале «Трибьюн». Точка зрения на политику СССР в Восточной Европе была изложена бывшим премьер-министром Великобритании У. Черчиллем в американском городе Фултоне. В присутствии президента США Г. Трумэна он заявил 5 марта 1946 года, что Восточная Европа оказалась за «железной завесой», отделившей ее от всего цивилизованного мира. Одновременно Черчилль призвал к совместной борьбе против угрозы коммунизма.
«Тень пала на те поля, которые еще совсем недавно были освещены победой союзников… От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища государств Центральной и Восточной Европы, Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София – все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы. Только Афины с их бессмертной славой свободны решать свое будущее на выборах под наблюдением англичан, американцев и французов. По тому, что я наблюдал у наших русских друзей и союзников во время войны я убедился, что русские больше всего восхищаются силой и нет ничего такого, к чему бы они питали меньше уважения, чем военная слабость. По этой причине наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил. Если западные демократии будут держаться вместе, строго следуя принципам ООН, их влияние, направленное на претворение в жизнь этих принципов, было бы огромным и никто не смог встать у них на пути. Но если что-то их разделит или они заколеблются в исполнении своего долга, тогда действительно катастрофа может грозить нам всем». 
В 1946 году была отправлена т.н. «Длинная телеграмма» - устоявшееся название телеграммы №511 посольства США в Москве, оправленной заместителем посла Дж. Ф. Кеннаном, в которой он обрисовал невозможность сотрудничества с СССР.

 

Основные проявления «холодной войны»:

· Разделение мира на военно-политические блоки и ведение пропагандистской идеологической войны;

· Использование авторитета международных организаций, а также всевозможных нелегальных средств для дестабилизации противостоящих государств изнутри;

· Активное участие в боевых действиях на колониальной периферии;

· Использование экономических средств для подрыва военно-экономического потенциала противника;

· Гонка вооружений

 

С точки зрения объективных интересов народов и государств «холодная война» не была выгодна никому. Большая часть Европы лежала в руинах, восстановление ее экономики, равно как и народного хозяйства СССР, требовало условий мира и сотрудничества. США также ничего не выигрывали от конфликта с СССР: предотвратить спад производства после свертывания военных заказов США могли лишь при полной реализации идеи свободной торговли, что в условиях «холодной войны» было невозможно.

Выполнением странами-победительницами принципов, заложенных в Атлантической Хартии и в Уставе ООН, могло бы исключить конфликт между ними. Однако предвоенные закулисные дипломатические маневры породили у советского руководство убеждение, что лидеры демократических государств могут также игнорировать международно-правовые нормы, как и режим А. Гитлера. Роль общественного мнения, его влияния на принятие политических решений в США и Великобритании советские лидеры, как правило, в серьез не воспринимали. Соответственно, ссылки на принципы Устава ООН рассматривались как пропагандистское прикрытие корыстных устремлений. Кроме того, эти принципы по-разному толковались и понимались в США и СССР.

Разумеется, и СССР, и страны Запада на словах признавали право каждого народа на выбор своего пути развития. Однако, с точки зрения руководства СССР, единственно закономерным был выбор в пользу Коммунистической партии. Со своей стороны, лидеры стран Запада полагали, что успехи коммунистов не могут быть итогом свободного волеизъявления народов, особенно в странах, на территории которых находятся советские войска.

Добиваясь осенью 1945 года изменения состава правительств Болгарии и Румынии на том основании, что они не отражают всего спектра существующих в обществе политических сил, лидеры стран Запада полагали, что отстаивают интересы народов освобожденной Европы.

С точки зрения советского руководства, эти требования были покушением на свободу политического выбора народов Восточной Европы, актом, откровенно недружественным СССР. В Москве сочли, что Запад предпринимает попытку восстановления барьера недружественных СССР государств в Восточной Европе, способных стать плацдармом нападения на него.

Следующий конфликт возник по вопросу о влиянии СССР в Иране. Советский Союз затянул вывод своих войск из Северного Ирана, куда они были введены в 1941 году по согласованию с Великобританией, чтобы пресечь деятельность профашистской агентуры в этой стране. В декабре 1945 г. на территории, занимаемой советскими войсками в иранском Азербайджане и Курдистане были сформированы органы власти, провозгласившие автономию и начавшие осуществлять земельную реформу. Страны Запада поставили вопрос о нарушении территориальной целостности Ирана в ООН. Со стороны США последовала первая в истории советско-американских отношений негласная угроза применить ядерное оружие.

Весной 1946 года СССР начал выводить войска из Ирана. После их ухода Иран ликвидировал автономии и расторг подписанным им договор об аренде Советским Союзом нефтяных месторождений сроком на 50 лет.

Осенью 1946 года СССР предъявил Турции ультимативно сформулированные требования об изменении режима черноморских проливов и совместной их обороне, что предполагало размещение советских войск в районе проливов. В конце 1946 г. в Греции, где при помощи английский войск была восстановлена конституционная монархия, коммунисты отказались принять участие в парламентских выборах. При поддержке правящих в Болгарии и Югославии коммунистических режимов греческие коммунисты начали вооруженную борьбу за власть. Рассмотрение конфликта в СБ ООН не дало положительных результатов, поскольку СССР считал эту борьбу законной.

В этих условиях у лидеров стран Запада усилились опасения, что СССР будет безоговорочно расширять сферу своих интересов, включая в нее все новые страны, где будут усиливаться позиции коммунистов. В марте 1947 г. Конгресс США по просьбе Г. Трумэна одобрил выделение средств и посылку военного персонала в Грецию и Турцию для их защиты от коммунистической агрессии. В послании президента США, получившим название «доктрины Трумэна», сдерживание СССР и союзных ему политических сил от захвата новых территорий было определено как жизненно важное для обеспечения безопасности и интересов самих США.

В июне 1947 года госсекретарь США А. Маршалл выдвинул идею помощи странам Европы в преодолении последствий войны. Предполагалось, что страны, принимающие помощь предоставят данные о состоянии своей экономики, потребностях, планах использования поступающих средств. На основании этих данных Конгресс США определял размеры помощи, распределением которой занимался специальный комитет. «План Маршалла» должен был, с одной сторон, помочь европейцам в преодолении последствий ВМВ, а с другой, дать возможность США избавиться от переизбытков капитала, создать платежеспособные рынки сбыта продукций.

«План Маршалла» был отвергнут советской дипломатией. Она расценила его как очередную угрозу влиянию СССР в Восточной Европе, охарактеризовав как попытку закабаления Европы американском капиталом. Эта оценка была весьма далека от реальности, поскольку, как показало последующее развитие стран Западной Европы, им удалось, используя помощь США, не только восстановить нормальную экономическую жизнь, но и вступить с самими США в конкуренцию на мировых рынках. Однако все союзные и дружественные СССР политические силы оказались вынуждены выдвинуть лозунг защиты экономической самостоятельности своих стран. Коммунисты в знак протеста против принятия «плана Маршалла» вышли из правительства Италии и Франции. В странах Восточной Европы возникшие политические кризисы завершились расколом коалиционных правительств и установлением тоталитарных коммунистических режимов, начавших строительство «нового общества» с массовых репрессий против инакомыслящих.

Раскол Европы на две группы государств, с одной стороны, сделавших выбор в пользу «плана Маршалла» и сближения с США, с другой, избравших социалистический путь развития и сотрудничество с СССР, имел далеко идущие последствия. На европейском континенте, а затем и в мировом масштабе началось формирование системы двух противостоящих друг другу военно-политических и экономических союзов. Их центром выступали крупнейшие мировые державы – СССР и США.

Основные вехи формирования глобальной системы:

· Осень 1947 года – создано Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Информбюро) – фактически это был орган политического и идеологического руководства Москвы правящими коммунистическими и рабочими партиями стран Восточной Европы, связи с неправящими партиями (из них в Информбюро вошли компартии Италии и Франции). В обстановке секретности в Польше в конце сентября 1947 года прошло первое заседание этой организации. Сообщение о нем было опубликовано позже. В основном докладе, сделанном секретарем ЦК ВПК(б) А. Ждановым, и в выступлениях других участников совещания была изложена точка зрения на развитие ситуации в мире и задачи создаваемого блока. В соответствии с выдвинутой доктриной мир оказался разделенным на два лагеря – империалистический (во главе с США) и демократический (во главе с СССР). Было объявлено, что планы Трумана и Маршалла направлены на «экономическое и политическое порабощение» Европы

· В 1948 году Советский Союз заключил договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с большинством восточноевропейских стран. Ответным шагом Великобритании, Франции, Бельгии, Голландии и Люксембурга было создание новой военной организации – Западного Союза.

· В январе 1949 года СССР и большинство стран Восточной Европы декларировали заключение экономического союза – Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ)

· Со своей стороны, страны Запада 4 апреля 1949 г. сформировали военно-политическую организацию Североатлантического договора (НАТО). Ее учредителями стали США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург, Норвегия, Дания, Исландия и Португалия. Договор о создании НАТО был дополнен договорами о взаимопомощи между ее членами. В 1952 г. к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 – ФРГ.

· Ответом на вступление ФРГ в НАТО в 1955 г. стало создание Организации Варшавского Договора (ОВД) – военно-политического союза между СССР и дружественными ему странами Восточной Европы


 

Билет 125: «Основные этапы холодной войны»


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.