Система коррекционного воздействия при алалии — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Система коррекционного воздействия при алалии

2021-10-05 28
Система коррекционного воздействия при алалии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методы коррекционного воздействия, направлены на развитие речи и личности ребёнка. Коррекционную работу нужно начинать с раннего дошкольного возраста. Очень важно с самого начала включать в работу родителей и знакомить их с необходимыми игровыми приёмами взаимодействия с малышом.

Основной методикой, для вызывания у ребёнка повторения звука, является обучение чтению на самом раннем этапе. Параллельно ведётся работа по преодолению артикуляционной апраксии и коррекции мелкой моторики.

Коррекционная работа предполагает этапы:

1. Первичный контакт. Это адаптационный период работы по формированию взаимодействий ученика, педагога и родителей. Параллельно проводится дополнительное обследование.

2. Развитие познавательной деятельности.

На этом этапе вызывается подражательная речевая деятельность детей в форме любых звуковых проявлений, расширяется объём понимания речи.

3. Обучение пониманию вопросов, поставленных к сюжетным картинкам. Используются серии сюжетных картинок.

4 этап: обучение чтению

Идёт по трём направлениям: - глобальное; послоговое; аналитико-синтетическое.

Приёмы аналитико-синтетического чтения дают возможность сосредоточить ребёнка на звуковой стороне речи. Послоговое помогает работать над слитностью и протяжностью произношения. Глобальное чтение опирается на хорошую зрительную память.

Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребёнка до овладения произношением, но вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ученик сможет соотносить предмет и его изображение.

При обучении чтению используем следующие виды работ:

1. Чтение автоматизированных энграмм.

Семейный альбом с подписями фотографий как дидактический материал.

2. Чтение слов.

Подбираются картинки по всем основным лексическим темам и снабжаются подписями.

3. Понимание письменных инструкций.

Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол. Например: схема тела «Покажи нос». «Покажи глаза»

4. Чтение предложений.

Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия.

Послоговое чтение - Используются открытые и закрытые слоги.

Чтение таблиц из открытых и закрытых слогов.

Аналитико-синтетическое чтение - система обучения чтению, которая предполагает на первом этапе обучения разделение слов на составляющие его буквы и фонемы, и на втором этапе обучения предполагает обратное действие, то есть соединение букв/фонем в слитные слоги и слова.

Пример упражнения: Изготавливаются маленькие карточки-рыбки с печатными буквами, которые в уголке прошиваются степлером. Ребёнок, с помощью магнита на металлическую скобку, ловит рыбку, т. е. букву, и чётко проговаривает её. Это упражнение помогает дольше фиксировать взор ребёнка на букве и позволяет расширить спектр произвольных действий.

Комплексные виды работ, включающие все виды чтения: Такие упражнения очень полезны, сочетающие в себе элементы глобального и побуквенного чтения. Для работы изготавливаются карточки с картинками и соответствующими им словами.

Пример упражнения: под картинкой кладётся соответствующее слово.

Мы чётко проговариваем его, выделяя последний звук. Ребёнок находит среди нескольких пластмассовых букв нужную и кладёт на последнюю букву в слове.

Так же как и при формировании других форм речи, у детей алаликов становление фразовой речи происходит замедленно, ребёнок не может самостоятельно оформить свою мысль, поэтому его необходимо научить правильно составлять простое предложение. Для этого подбираются глаголы, с которыми ребёнок знаком, и использовать такие задания: например, берутся игрушки в виде человечков в различных позах, имитирующие действия людей и картинки с нужными глаголами форме третьего лица, настоящего времени, единственного числа. Ребёнку предлагается разложить карточки с соответствующими глаголами к каждой игрушке изображающей действие и озвучить его.

Задания с глагольными загадками требуют невербальной, произвольной деятельности ученика, по уровню которой логопед может оценить, насколько ребёнок овладел данной лексикой.

Можно использовать такие виды заданий: для работы готовятся двусторонние карточки. На одной стороне наклеиваются картинки животных, предметов или людей; на другой печатаются глаголы, обозначающие действия на картинках. Карточки лежат картинками вверх. Например: на вопрос - «Кто лает и сторожит?»- ребёнок отвечает одним словом - «собака» и показывает. Картинку переворачивает, по написанным словам определяем, правильность ответа.

Одновременно на всех этапах идёт формирование грамматического строя речи ребёнка. Здесь вводятся зрительные знаковые символы.

1уровень - Сочетания из существительного и прилагательного.

Перед ребёнком лежит игровое поле, разделённое на 4 – 10 ячеек разного цвета. Отдельно соответствующее количество контурных картинок на прозрачном материале. При наложении прозрачного квадратика на раскрашенное игровое поле картинка приобретает тот или иной цвет. С помощью аналогичных заданий составляем словосочетания: («красное яблоко», «синий шарф»); простые нераспространенные предложения:

(«Лягушка прыгает.»,«Самолёт летит.»).

2 уровень - Словосочетания из существительного, прилагательного и числительного.

Усложняется игровое поле. В цветные квадраты добавляются цифры 1, 2. Составляются словосочетания: («Один синий шарф», «Два красных шарфа»).

3 уровень – Словообразование, к словам добавляются суффиксы.

4 уровень - Добавляется согласование прилагательного с существительным с помощью цвета и рисунка: («Красная роза», «Синий карандаш»).

5-й уровень- Словообразование приставочных глаголов:(«у(шёл),при (шёл)»).

Следующий этап- формирование монологической речи. Практика составления плана начинает формироваться в процессе оречевления действий при их выполнении. В качестве более сложного плана используются серии сюжетных картинок.

Недоразвитие речи при алалии носит системный характер. Методика коррекции предполагает постоянное корректирование программы занятий, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Лечение предполагает комплексный подход: специалисты совместно составляют программы, разрабатывают методы коррекционного воздействия. При этом дети получают медикаментозную терапию, различные виды массажей, на музыкальных занятиях логоритмики специалист работает над развитием темпа, ритма, общей и мелкой моторики. С первого дня занятий к работе подключают родителей, им дают необходимые рекомендации для работы с ребёнком в домашних условиях. Такая ранняя комплексная система работы при алалии обеспечивает формирование речи как средства коммуникации и развитие психической деятельности в целом.

Профилактика

Профилактику алалии необходимо начать ещё до рождения ребёнка. Мать должна сделать всё, чтобы избежать родовых травм:

· постоянно наблюдаться у гинеколога;

· внимательно следить за протеканием беременности:

· принимать витамины и назначаемые лекарства;

· не откладывать стимуляцию, если срок родов уже подошёл;

После рождения ребёнка нужно обеспечить ему нормально развитие. Для этого рекомендуется посещать врачей (терапевтов, неврологов, отоларингологов) по расписанию или необходимости, а также заниматься с ним в условиях дома и беречь мозг от повреждений.

Прогноз

В большинстве случае коррекционная работа с больными алалией детьми приносит отличные результаты: речь и её восприятие постепенно восстанавливаются, интеллектуальное отставание перестаёт быть заметным. Однако спрогнозировать удачное лечение можно, только соотнеся:

· тяжесть патологии;

· состояния речи;

· насколько рано было диагностировано заболевание;

Дети с сенсорной алалией вылечиваются быстрее, чем с моторной.

 

Список литературы:

1- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

2- Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., "Просвещение", 1973.

3- Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.

4- Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. — М., 1977.

5- Беденко Г.В., Поваляева М.А. «Педагогическая диагностика и коррекция речи». Ростов-на-Дону. Издательство РГПУ, 1997.

6- Белова-Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников. М.: 1972.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.