Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Предметов села Шурмы Уржумского района Кировской области

2021-10-05 116
Предметов села Шурмы Уржумского района Кировской области 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Предметов села Шурмы Уржумского района Кировской области

 

 

Индивидуальный

Исследовательский  проект

«Говорящие» фамилии

В произведениях русских писателей»

По литературе

 

 

Ученицы 9 класса

Бушковой Полины Андреевны

                                                                Руководитель:

                                                                                             Буторина Людмила Ивановна,

                                                                                  учитель русского языка

                                                                 и литературы

С. Шурма, 2021 г.

Содержание

Введение. 3

1.1. История появления фамилий. 5

1.2. Список произведений с «говорящими» фамилиями, который предстоит проанализировать 6

Основная часть. 7

2.1. Биография Д. И. Фонвизина. 7

2.2. «Говорящие» фамилии в комедии «Недоросль». 9

2.3. Биография А. С. Грибоедова. 12

2.4. «Говорящие» фамилии в комедии «Горе от ума». 14

2.5. Биография Н. В. Гоголя. 17

2.6. «Говорящие» фамилии в комедии «Ревизор». 19

2.7. Биография А. П. Чехова. 22

2.8. «Говорящие» фамилии в рассказе «Хамелеон». 23

2.9. Биография А. Н. Островского. 25

2.10. «Говорящие» фамилии в комедии «Бедность не порок». 26

Заключение. 29

Список литературы.. 30

Интернет-ресурсы.. 31

Приложения. 32

 

 

 


 

Введение

На уроках литературы учащиеся часто рассматривают произведения, в которых встречаются странные и даже смешные фамилии. Обычно это и есть «говорящие» фамилии. Но, к сожалению, не всегда является ясным значение той или иной фамилии. Каждый писатель надеется на признание и уважение своих творений. Именно поэтому авторы прибегают к различным способам увлечения читателя рассказами. Один из таких способов - приём «говорящих» фамилий. А читатели, в свою очередь, для того чтобы понять смысл и задумку произведения должны анализировать и учитывать даже самые небольшие детали, ведь зачастую именно детали содержат главную информацию о каком-то событии или герое. Во многих случаях фамилия несет большую смысловую информацию, которая помогает раскрыть образ, характер и действия персонажа. Именно поэтому в своей работе я хочу проанализировать значение «говорящих» фамилий в произведениях русских писателей. Многим становится интересно, а откуда же и как взялись эти фамилии в разнообразной литературе. Моя работа направлена на изучение данного явления в творчестве русских писателей, выявление основных авторов, применявших этот метод.

Цель: анализ произведений русских писателей с целью выявления в них употребленных писателями художественных приемов «говорящих» фамилий.

Задачи:

1. Узнать, что значит «говорящая» фамилия?

2. Найти информацию о происхождениях «говорящих» фамилий.

3. Выявить «говорящие» фамилии в произведениях Д. И. Фонвизина «Недоросль», А. С. Грибоедова «Горе от ума», Н. В. Гоголя «Ревизор», А. П. Чехова «Хамелеон», А. Н. Островского «Бедность не порок».

4. Сопоставить «говорящие» фамилии и качества героев, носителей этих фамилий.

5. Составить сопоставительную таблицу «говорящих» фамилий и героев.

Предмет исследования: произведения русских писателей: Д. И. Фонвизина «Недоросль», А. С. Грибоедова «Горе от ума», Н. В. Гоголя «Ревизор», А. П. Чехова «Хамелеон», А. Н. Островского «Бедность не порок».

Объекты исследования: «говорящие» фамилии в этих произведениях.

Актуальность работы:

Изучая литературу и прочитав огромное количество художественных произведений, мы часто встречаем «говорящие» фамилии героев. У нас вызывают интерес художественные приемы, используемые писателем. Мы задаемся вопросом: «Почему автор использовал именно этот приём – прием «говорящих» фамилий». Ответить на этот вопрос хочется многим читателям, но не всегда хватает знаний. Я убедилась в этом, проведя небольшое исследование по данному вопросу. Предложила анкету своим сверстникам (Приложение 1). Выяснилось, что многие опрошенные – 60% - отмечают важность «говорящих фамилий» для характеристики качеств героев; а 40% – отвечают, что все фамилии «говорящие». Среди многих предложенных произведений ребята увидели «говорящие фамилии» только в двух (70%). Среди названных фамилий «говорящими» определили только две большинство опрошенных (68%). Многие учащиеся (90%) осознают, что лучше понятен смысл произведений и поступки героев, если фамилии «говорящие» (Приложение 2). Считаю, что моя работа имеет актуальность при изучении художественных произведений и     поможет пробудить интерес к литературе и мне, и моим одноклассникам.

Проблема: недостаточные знания по изучению приема писателей «наделения героев говорящими фамилиями» может затруднять понимание поступков и качеств характера героев литературных произведений.

Гипотеза: если я выясню, что «говорящие» фамилии, действительно, раскрывают черты характера положительных или отрицательных героев, то это поможет понять поступки героев, основную мысль произведения, которую хотел донести до нас автор, и особенности мастерства писателей.

 

1.1. История появления фамилий

Прежде, чем проанализировать «говорящие» фамилии, я решила узнать об истории появления русских фамилий.

Фамилии в России появились достаточно поздно. Множество из них произошло по роду деятельности, месту происхождения и жительства, внешним приметам или какой-то другой особенности поколения. Сначала на Руси были только одни имена, например – Первуша, Вторак, Ждан, Миролюб и другие. Появление прозвищ приходится на 13-14 века, но долгое время «прозвища-фамилии» не были общеупотребительными. Обязательные фамилии были введены законом лишь в 16 веке сначала для князей и бояр, затем для дворян и именитых купцов. Среди крестьянства фамилии стали широко употребляться лишь после отмены крепостного права. При этом очень часто крестьяне записывались под фамилией своих бывших владельцев. Как правило, русские фамилии передавались только по мужской линии. После отмены крепостного права в 1861 г., появляются фамилии у большинства крестьян. К 1930-ым годам окончательно все имели фамилию.

Фамилии занимают важное место в лексическом составе языка. Раздел языкознания, изучающий собственные имена, историю их возникновения, и трансформацию в результате их длительного употребления, называется ономастика.

В литературе фамилии используются писателями для обозначения людей, для выделения персонажей и их различения, для конкретизации и обобщения. В русской литературе собственные имена впервые в художественной практике классицистов стали предметом особого внимания. Первым, кто начал использовать технику «говорящих» фамилий, был Николай Васильевич Гоголь.

Но это знают не все читатели. Я убедилась в этом, потому что провела анкетирование среди учащихся 15-16 лет, своих сверстников. Вот какова анкета (Приложение 1). Исходя из результатов опроса, я выяснила, что многие плохо различают «говорящие» фамилии от обычных, иногда не могут понять значение этих фамилий. Но большинство опрошенных заявляют о том, что приём «говорящих» фамилий способствует пониманию главной идеи, сюжета, поступков героев. Результаты опроса представлены на диаграммах.  (Приложение 2).

Основная часть

Биография Д. И. Фонвизина

Много «говорящий» фамилий в произведениях писателя Дениса Ивановича Фонвизина (Приложение 3. Рис. 1.) (1745 – 1792). Это писатель, драматург, родившийся в дворянской московской семье.

Начальное образование он получил дома. Позже учился в гимназии МГУ, затем - на философском факультете университета. Ранние произведения Фонвизина были написаны еще в студенческие годы. В 1762 году писатель переехал в Петербург, где работал в Коллегии иностранных дел секретарем кабинета министров. Сатирический образ героев Фонвизина проявляется в произведениях «Бригадир», «Послание моим слугам». Для писателя комедии - это способ иронично описать окружающий мир. Его считают основоположником повседневной комедии в России. В 1782 году Денис Иванович Фонвизин вышел на пенсию, посвятил себя литературе, путешествиям. 1 декабря 1792 года Денис Фонвизин скончался.

Одно из лучших произведений Фонвизина «Недоросль» написано после пугачевского восстания. В нем автор отражает свое видение причин русских бедствий, крепостное право. Фонвизин сделал первый набросок «Недоросля» задолго до того, как прошла первая постановка. Первые рукописи появились в 1770-х годах. Работа Фонвизина над пьесой «Недоросль» была долгой и упорной. Интересно, что первая версия «Недоросля» по сути своей ближе к пьесе «Бригадир». В первом издании «Недоросля» знатного сына зовут Иванушка (в дальнейшем автор будет называть его Митрофанушка). При создании пьесы Фонвизин использовал самые разные материалы: статьи из сатирических журналов 1870-х годов, произведения английских и французских авторов 17-18 веков. В 1781 году Фонвизин завершил работу над текстом комедии «Недоросль». Написав "Недоросля", Фонвизин боролся за постановку пьесы на сцене. Цензура не решалась пропускать "Недоросля", поэтому разрешение было лично дано императрицей Екатериной. Первая постановка пьесы "Недоросль" состоялась 24 сентября 1782 года в Вольном российском театре на Царицыном лугу. Сам Фонвизин распределял роли и режиссировал постановку пьесы.  А в 1783 году комедия "Недоросль" была впервые напечатана, сейчас есть много изданий с разными обложками (Приложение 3. Рис. 2.).

 

Краткое содержание комедии «Недоросль»

Барыня Простакова любит единственного сына Митрофана. Она всячески о нем заботится, оберегает от малейших жизненных трудностей. Простакова даже в учебе видит вред для любимого сына. В результате Митрофан вырастает ленивым, глупым и невоспитанным. В доме Простаковых живет их дальняя родственница — молодая девушка, сирота Софья. Сначала барыня намерена выдать девушку замуж за своего брата Тараса Скотинина. Но когда женщина узнает, что Софья - богатая наследница, ее планы меняются. Теперь она хочет женить сына на девушке, обеспечив ему безбедную жизнь. Сама София влюблена в честного и мужественного офицера Милона. Вскоре в село приезжает дядя Софии, который хочет отвезти девушку в Москву. Узнав об этом, Простакова приказывает слугам похитить девушку и насильно обвенчать ее с Митрофаном. Ее плану мешает храбрый Милон, который освобождает свою возлюбленную. Он делает ей предложение и получает согласие. Простакова очень расстроена, но сын Митрофан груб с ней. В итоге недоросля ждет военная служба.

Герои комедии «Недоросль»:

Простаков — дворянин, глава семейства.

Госпожа Простакова — его жена.

Митрофан — их сын, 15-летний недоросль.

Еремеевна — кормилица Митрофана.

Правдин — чиновник, призванный разобраться в делах Простаковых.

Стародум — богатый человек 60-ти лет.

Софья — племянница Стародума.

Милон — офицер, влюблённый в Софью.

Тарас Скотинин — брат Простаковой.

Тришка — портной и слуга Простаковых.

Кутейкин — бывший семинарист.

Цыфиркин — отставной сержант.

Вральман — бывший кучер, выдающий себя за учёного.

 

Биография А. С. Грибоедова

Прием «говорящих» фамилий использовал в своих произведениях Александр Сергеевич Грибоедов (Приложение 4. Рис.1) (1790, по некоторым данным 1795 – 1829). Это драматург, поэт.

Детство Грибоедова прошло в имении дяди в Смоленской губернии, где он получил начальное образование. Затем окончил пансион университета Москвы. Образование Грибоедов получил в Московском университете. Еще в студенческие годы молодой писатель начал увлекаться литературой, был постоянным участником литературных встреч. Тогда же были написаны первые произведения Грибоедова. В 1812 году, с началом Отечественной войны, жизнь Грибоедова сильно изменилась. Он вступил в полк графа Салтыкова. В 1817 году он поступил на службу в Коллегию иностранных дел в Петербурге. В 1826 г. Грибоедов арестован по подозрению в связи с декабристами. После оправдания он становится дипломатом, но умирает в 1829 году.

Известные комедии Грибоедова: «Студент», «Молодые супруги». Однако самое известное произведение Грибоедова – «Горе от ума». Комедия «Горе от ума» принесла славу своему создателю. Она посвящена назревшему в начале 19 века расколу в дворянском обществе, конфликту между «веком минувшим» и «веком нынешним. В пьесе подвергаются высмеиванию устои светского общества того времени. Замысел создания пьесы «Горе от ума», вероятно, возник у Грибоедова в 1816 году. В это время он приехал в Петербург из-за границы и оказался на аристократическом приеме. Как и главного героя «Горя от ума», Грибоедова возмущала тяга русских людей ко всему иностранному. Поэтому, увидев на вечере, как все преклоняются перед одним иностранным гостем, Грибоедов высказал свое крайне негативное отношение к происходящему. Пока молодой человек разливался в гневном монологе, кто-то озвучил предположение о его возможном сумасшествии. Эту весть аристократы с радостью восприняли и быстро распространили. Тогда-то Грибоедову пришло в голову написать сатирическую комедию, где он мог бы высмеять все пороки общества. Таким образом, одним из прототипов Чацкого, главного героя «Горя от ума», стал сам Грибоедов.

Первые отрывки своей пьесы Грибоедов начал читать в Москве в 1823 году, а закончена комедия, в 1824 году в Тифлисе. Произведение многократно подвергалось изменениям по требованию цензуры (Приложение 4. Рис. 2.).

 

Краткое содержание комедии «Горе от ума»

Действие происходит в Москве в начале 1820-х годов. Молодой дворянин Чацкий возвращается из-за границы и первым делом приезжает в дом чиновника Фамусова, потому что влюблен в его дочку Софью. Однако оказывается, что сама Софья любит Молчалина, угодливого отцовского секретаря. Вечером в доме Фамусова дают бал. Чацкий открыто высмеивает и критикует нравы московского дворянства. Обитатели дома и гости сходятся во мнении, что он сумасшедший. Софья из подслушанного разговора узнает, что Молчалин ее не любит, а лишь хочет использовать для продвижения наверх. Она прогоняет секретаря. Здесь же оказывается Чацкий. Фамусов, застав их вместе, решает, что это тайное свидание и грозится отослать дочь из Москвы. Чацкий выступает с последним обличительным монологом об обманутой любви и общественных нравах, а затем спешит уехать.

Герои комедии «Горе от ума»

Павел Афанасьевич Фамусов — управляющий в казенном месте.

Софья Павловна — его дочь.

Лизанька — служанка.

Алексей Степанович Молчалин — секретарь Фамусова.

Александр Андреевич Чацкий.

Полковник Скалозуб Сергей Сергеевич.

Наталья Дмитриевна Горич — молодая дама и Платон Михайлович Горич — муж ее.

Князь Тугоуховский и Княгиня.

Графиня бабушка и графиня внучка Хрюмины.

Антон Антонович Загорецкий.

Старуха Хлёстова — свояченица Фамусова.

Репетилов.

Петрушка.

Биография Н. В. Гоголя

В комедии «Ревизор» Николай Васильевич Гоголь мастерски использовал прием «говорящих» фамилий. Н. В. Гоголь (Приложение 5. Рис. 1.) (1809 – 1852) – писатель, драматург, публицист, критик. Родился в селе Сорочинцы Полтавской губернии.

Обучение Гоголя проходило в Полтавском училище, затем в Нежинской гимназии. В 1828 году писатель переехал в Петербург, где служил чиновником. Произведение Гоголя «Басаврюк» было опубликовано первым. Позднее оно переработано в «Вечер накануне Ивана Купала». Именно оно подарило Гоголю известность. Рассказы «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка», «Страшная месть» и прочие из того же цикла воссоздают образ Украины. Осознавая всю силу театра, Гоголь занялся драматургией. Затем Николай Васильевич совершил поездки в Швейцарию, Париж. Там продолжалась работа над томом «Мертвые души». После возвращение на родину из Рима, писатель издает первый том. Н. В. Гоголь скончался 21 февраля 1852 года.

История создания пьесы «Ревизор» начинается с 1835 года. Николай Васильевич Гоголь решает написать комедию, в которой хочет показать в сатиричной форме несправедливости российской действительности. В основу сюжета комедии лег случай, рассказанный писателю А. С. Пушкиным. Какой-то мелкий чиновник, бывший проездом в городе, выдал себя за ревизора и обобрал местных жителей. На написание произведения у Гоголя ушло около двух месяцев. Неоднократно писатель хотел оставить замысел, но Пушкин настаивал на том, чтобы Гоголь закончил работу над произведением. Уже в январе 1836 года Николай Васильевич зачитал комедию на литературном вечере у В. А. Жуковского. Произведение Гоголя получило неоднозначные оценки среди слушателей. Так Пушкину, Тургеневу, Жуковскому пьеса очень понравилась, но нашлись и те, кто недооценил творческого замысла писателя. Работая над комедией «Ревизор», Гоголь старался довести ее до совершенства, постоянно переделывал текст. Последний измененный вариант пьесы, знакомый современному читателю, был опубликован в 1842 году. Написание комедии далось Гоголю нелегко, на работу над произведением у него ушло около 6 лет. Писатель детально прорабатывал образы героев пьесы, чтобы передать их точный характер и сюжетный замысел произведения (Приложение 5. Рис. 2.).

 

Краткое содержание комедии «Ревизор»

В небольшой городок приезжает молодой человек – Иван Александрович Хлестаков – и поселяется в гостинице. Местные начальники уверены, что это пожаловал столичный ревизор. По слухам, он должен был нагрянуть к ним инкогнито, чтобы раскрыть все правонарушения. Чиновников очень пугает предстоящая проверка, которая может закончиться разжалованием или тюрьмой. Городничий идет знакомиться с Хлестаковым, и приглашает его погостить в своем доме, полагая, что он и есть ревизор. Он организует прием в честь дорогого гостя, куда приглашает всех крупных чиновников. За столом каждый из них пытается выгородить себя в лучшем свете, хвастая своими достижениями в благоустройстве города. Поначалу Хлестаков не понимает повышенного внимания к своей персоне. Но затем быстро входит в образ, и оборачивает сложившуюся ситуацию в свою пользу. Он занимает деньги у чиновников, живет в свое удовольствие, и даже обещает жениться на дочери городничего. Хлестаков описывает свои приключения другу-журналисту в Петербурге, но его письмо перехватывает почтмейстер. Так чиновники понимают, что оказались в дураках. А тем временем в город приезжает настоящий ревизор.

Герои комедии «Ревизор»

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский — городничий.

Анна Андреевна — жена его.

Марья Антоновна — дочь его.

Лука Лукич Хлопов — смотритель училищ.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин — судья.

Артемий Филиппович Земляника — попечитель богоугодных заведений.

Иван Кузьмич Шпекин — почтмейстер.

Петр Иванович Добчинский и Петр Иванович Бобчинский — городские помещики.

Иван Александрович Хлестаков — чиновник из Петербурга.

Осип — слуга его.

Христиан Иванович Гибнер — уездный лекарь.

Федор Андреевич Люлюков и Иван Лазаревич Растаковский, и Степан Иванович Коробкин — отставные чиновники, почетные лица в городе.

Степан Ильич Уховертов — частный пристав.

Свистунов, Пуговицын, Держиморда — полицейские.

Февронья Петровна Пошлепкина — слесарша.

Биография А. П. Чехова

Антон Павлович Чехов в своих рассказах тоже использовал прием «говорящих» фамилий. Чехов (Приложение 6. Рис. 1.) (1860 – 1904) – великий русский писатель, драматург. Родился в Таганроге в семье купца.

Обучение Чехова Антона Павловича проходило сначала в греческой школе, гимназии. Затем он поступил в университет Москвы на медицинский факультет. Рассказы Чехова были впервые изданы в 1884 году («Сказки Мельпомены»). После окончания института писатель занимается врачебной практикой. Затем Антона Павловича совершил путешествие на Сахалин. После покупки имения Мелихово, ведет общественную деятельность, помогая людям. В то время были написаны пьесы Чехова «Вишневый сад», «Три сестры». Произведения Чехова «Чайка», «Дядя Ваня» также являются одними из самых выдающихся. Но из-за болезни Чехов переезжает в Ялту. Сочинения Чехова выходят двумя томами в 1899-1902, а также 1903 годах. Из-за обострения болезни писатель едет в Германию для прохождения лечения, где вскоре умирает.

Впервые «Хамелеон», подписанный «А. Чехонте», был опубликован в журнале «Осколки», в 1884 году. Рассказ (Приложение 6. Рис. 2.) отличается острой сатирической направленностью. Чехов обличает здесь полицейский произвол, угодничество перед начальством и грубость по отношению к нижестоящим. Совершенно очевидно, что рассказ содержит в себе сатирическое обобщение. В переносном смысле хамелеон — беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки.

Краткое содержание рассказа «Хамелеон»

По базарной площади идут полицейский надзиратель Очумелов и городовой Елдырин. Неожиданно раздаются возмущенные крики и собачий визг. Из дровяного склада выбегает испуганная собака, за которой гонится полупьяный мужик, золотых дел мастер Хрюкин. Он принимается жаловаться на щенка, который укусил его за палец. Герой требует от владельца собаки соответствующей компенсации. Очумелов согласен с такими требованиями. Когда же он узнает, что щенок принадлежит генералу Жигалову, то немедленно меняет свое мнение и набрасывается на Хрюкина. Городовой тем временем размышляет о принадлежности собаки генералу Жигалову. Очумелов вновь меняет свое решение, и велит Елдырину отвести собаку генералу. Генеральский повар Прохор объясняет, что собака принадлежит не Жигалову, а его родному брату. Полицейский расплывается в улыбке и просит повара отвести щенка домой. Хрюкин становится посмешищем толпы.

Герои рассказа «Хамелеон»

Очумелов — полицейский надзиратель.

Елдырин — городовой.

Хрюкин — мастер по золотым изделиям.

Жигалов — генерал.

Владимир Иванович Жигалов — брат генерала.

Прохор — генеральский повар.

Заключение.

 

Таким образом, я доказала, что фамилии играют существенную роль в создании художественных произведений. Они являются неотъемлемыми составляющими стиля и языка писателя, тесно связаны с тематикой произведения, взглядами автора, а также с характерами героев и сущностью создаваемых образов. Я считаю, что анализ «говорящих» фамилий должен быть обязательной частью изучения произведений, которые включены в школьную программу по литературе.

В соответствии с целью и задачами, поставленными мной, я рассмотрела и проанализировала использование "говорящих" фамилий, постаралась раскрыть их значение и значимость в произведении.

Считаю, что верность гипотезы доказана, так как говорящие фамилии - это отличный приём для раскрытия как положительных, так и отрицательных образов, который помогает увидеть сущность и характер героев с первых страниц произведения.

Мой проект имеет практическую значимость. Материалы данной работы могут использовать на уроках литературы, а также на дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях.

 

 

Список литературы

1. Ведина Т. Ф. Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения. М.: Астрель, АСТ, 2008.

2. Гоголь Н. В. «Ревизор». М.: Речь, 2018.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Дрофа, 2011.

4. Кулибин И. П. Говорящие фамилии. Имена и фамилии, ставшие нарицательными и перешедшие в названия. М.: Центрполиграф, 2018.

5.Селищев, А. М. Текст. Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ // Избранные труды А. М. Селищева. М.: Просвещение, 1968. (Перепечатка работы 1948 г.).

6. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, пер. с нем. Т. 1-4 / М. Фасмер. - М.: Прогресс, 1964- 1973.

 

Интернет-ресурсы

 

1. https://names.neolove.ru/last_names/

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

4. https://www.culture.ru/persons/8173/aleksandr-ostrovskii

5. https://www.culture.ru/persons/8193/denis-fonvizin

6. https://pravoslavie.ru/99593.html

7. https://astrometa.ru/familii/

8. http://www.ufolog.ru/names/

 


 

Приложение 1

Вопросы для анкетирования.

1.    Какие фамилии называют говорящими?

А. Фамилии, которые выражают качества героя.

Б. Фамилии, которые мелодично звучат.

В. Все фамилии говорящие.

2.   В каких произведениях есть говорящие фамилии?

А. «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

Б. «Белые ночи» Ф. М. Достоевского.

В. «Бедная Лиза» Н. М. Карамзин.

Г. «Ревизор» Н. В. Гоголя.

Д. «Бедность не порок» А. Н. Островского.

Е. «Недоросль» Д. И. Фонвизина.

3.    Какие из фамилий говорящие?

А. Скотинин.

Б. Фамусов.

В. Антонов.

Г. Правдин.

Д. Веев.

4.    Лучше ли понятен смысл произведения, если у героев говорящие фамилии?

А. Да.

Б. Нет.

 

 

Приложение 2

 

Приложение 3

 

Рис. 1. Портрет Д. И. Фонвизина.                                      Рис. 2. Обложка комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина.

 

Рис. 3. Помещик Тарас Скотинин.                                       Рис. 4. Стародум.

 

Приложение 4

 

 

Рис. 1. Портрет А. С. Грибоедов.                                  Рис. 2. Обложка комедии

«Горе от ума» А. С. Грибоедов.

                                                                                                                  

 

Рис 3. Скалозуб.                                                                         Рис 4. Молчалин.

 

Приложение 5

 

 

                                          

 

 

Рис.1. Портрет Н. В. Гоголя.                           Рис. 2. Обложка комедии «Ревизор»

Н. В. Гоголя.

 

                     


Рис. 3. Судья Ляпкин-Тяпкин.                        Рис. 4. Уездный лекарь Гибнер.

 

Приложение 6

            

Рис. 1. Портрет А. П. Чехова.                           Рис. 2. Обложка рассказа «Хамелеон»

А. П. Чехова.

                                                                                          

 

Рис 3. Хрюкин.                                                            Рис. 4. Елдырин и Очумелов.

 

Приложение 7

 

Рис. 1. Портрет А. Н. Островского.                                          Рис. 2. Обложка комедии

«Бедность не порок» А. Н. Островского.

 

Рис. 3. Коршунов.  

предметов села Шурмы Уржумского района Кировской области

 

 

Индивидуальный

Исследовательский  проект

«Говорящие» фамилии


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.16 с.