Социологическая анкета. Структура, критерии проверки качества. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Социологическая анкета. Структура, критерии проверки качества.

2021-10-05 97
Социологическая анкета. Структура, критерии проверки качества. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анкета – объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.

В основе составления анкеты лежат принцип коммуникативности (понимание анкеты как средства общения, в ее структуре – сценарий беседы исследователя и респондента) и принцип информативности (оценка результата: насколько полученная информация отвечает теме исследования и позволяет решить задачи).

Анкета состоит из трех частей.

1. Вступительная. Приветствие, представление (кто и зачем опрашивает), просьба принять участие. + технические инструкции по заполнению.

2. Основная часть. Вопросы: сначала простые – в середине сложные- в конце простые. Задача первых вопросов – заинтересовать, завязать беседу. Более сложные вопросы, требующие анализа и размышлений, помещают в середине. В конце располагают паспортичку (вопросы о личности респондента). Важно добиться логичного и последовательного расположения вопросов без утомительного дублирования, резкой смены тематики и формы. Вопросы разбиваются в тематические блоки, между которыми вводятся связки-переходы. Должны учитываться хронология, последовательность событий, логические связи между ними. Можно разместить указания по технике заполнения рядом с вопросом или на полях. Число вопросов не должно быть слишком большим.

3. Заключительная часть. Завершение беседы. Благодарность за сотрудничество, место для замечаний/пожеланий, контакты.

 

Анкета должна быть удобна для чтения и заполнения, хорошо оформлена. Предыдущие вопросы не должны влиять на последующие. Вопросы-фильтры должны быть снабжены указателями-переходами для различных групп респондентов. Не должно быть скоплений однотипных вопросов. Вопросы распределять от общего к конкретному, от простого к сложному. Туннельный подход – постепенный переход от общих вопросов к частным. Секционный подход – вопросы рассматриваются по темам. На практике чаще используется комбинация.

 

Почтовый и прессовый опросы

Канал проведения – почта. Охват обширной терр-ии, респонденты рассредоточены. «+»: охват большого кол-ва респондентов; эконом. вариант.

Проблемы: форм. основы выборки – получение адресов, проблема выборки; неполный возврат анкет; участие принимают те кому не все равно, кач-во анкеты, сложно проконтролировать самостоятельность заполнения.

Рекомендации: сделать рассылку накануне основн. опроса информ. Письма (просьба принять участие в опросе. Готовится пакет д/основн. Рассылки (анкета, конверт с обратн. адресом, вкладыв. сопроводит. письмо, подарок..). Пакет лучше, чтобы получили перед выходными, но не перед праздниками/отпускн. сезоном. Ч/з 2 недели рекомм. отправить напоминание. Благодарственное письмо.

 

Прессовый опрос - разновидность анкетирования, осуществляющаяся посредством периодической печати.

Цели: изучение ур. удовлетв. читателей. Особоенность – широкая ауд. Прессовая анкета небольшая. Предельная простота формулировок вопросов

Преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность респондентов, обусловленная добровольностью их участия в опросе.

Недостатки: низкая репрезентативность, невысокие показатели возврата заполненных анкет, малочисленность вопросов, преобладание закрытых вопросов, вероятность влияния на респондента других лиц.

Требования к методу:

· предварительная апробация (пилотаж) среди всех качественно различных групп читателей данной прессы;

· предельная простота формулировок вопросов и инструкции к заполнению;

· использование разных шрифтов при публикации (для выделения смысловой структуры анкеты);

· повторная перепечатка анкеты в той же газете через неделю-полторы после первой публикации;

· оглашение результатов опроса на страницах этого же издания.

 

Методы опроса экспертов

Особая форма опроса для решения задач: для получения экспертн. оценки, для прогноза, кадровая аттестация.

Немассовый опрос. Дает мнение специалистов. От 5 до 12 человек принимают участие в опросе. Оптимальное кол-во – 10.

Разные методы: анкетирование; интервью.

Различ. по технологии, инструментарию. Проблемы: формирование экспертн. группы (сформир.схему, 2 этапа отбора экспертов по след. критериям: сфера д-ти, стаж и опыт работы, высш. обр-ие, отбор экспертов по принципу компетентности; отбор сложен.)

Использование приемов:

1) Самооценка эксперта: заполн. анкету (указыв. критерии оценки, высш, ср., низкая оценка). Проблемы: неадекватная самооценка. Завыш. самооценка счит. лучше заниж.

2) Метод коллективной оценки (из первичн. списка отобрать людей, кот. явл. наиболее компетентными)=>счит. рейтинг (кто набрал большее кол-во голосов). Специфика инструментария: готов. анкета отлич. тем, что она всегда авторская (вопросы – открытые). Вопрос мнение (оценка), идет вопрос, направл. На аргументацию. Глубинный х-р обработки собран инф-ции, не работает количеств. метод обработки, качеств. анализ. Проводится совместно с массовым опросом (как дополнение).

3) Метод заочного анкетирования (отбир. группа экспертов, но они не должны знать, что они участвуют в экспертизе. Экспертам рассыл. анкета. Затем анкета собир., анализ., подводятся итоги=>анкета снова рассыл. с итогами 1-ого тура=>эксперт может поменять мнение или сохран. Его. Это назыв. методом согласования). «+»: отсутствие давления авторитетов.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.