Модернизация и реформы в последние годы — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Модернизация и реформы в последние годы

2021-10-05 67
Модернизация и реформы в последние годы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Французская Республика

 

Модернизация и реформы в последние годы

После парламентских выборов 2007 года, когда победу одержала правоцентристская партия "Союз за народное движение" (СНД) президента Николя Саркози, новый премьер-министр Франции Франсуа Фийон заявил, что результаты парламентских выборов дают президенту и правительству возможность воплотить в жизнь программу реформ. Обращаясь к избирателям, Фийон отметил: "Своим участием вы сделали ясный и последовательный выбор, который позволит президенту республики реализовать свой проект". Среди предвыборных обещаний Саркози значилось: снизить налоги, сделать боле гибким трудовое законодательство для создания новых рабочих мест, ужесточить борьбу с преступностью и нелегальной иммиграцией, а также расширить автономию французских университетов.

Конституционная реформа

Одним из предвыборных обещаний Николя Саркози был проект "реформы институтов", что означало реформировать государственную модель, основы которой были заложены в конце 50-х годов прошлого века генералом де Голлем. Это обещание Саркози сдержал. Став президентом, он заранее согласился править страной менее продолжительный срок, чем большинство предшественников.

Новая поправка к Конституции, принятая на совместном заседании двух палат французского парламента в июле 2008 года, гласит, что "никто не может избираться на пост президента более двух раз подряд". Саркози находит такое уточнение логичным. "Десять лет во главе страны вполне достаточно, – считает он. – Я занимаюсь текущими делами, и мои сегодняшние заботы весьма далеки от мыслей о переизбрании". Предложенная Саркози поправка к конституции расстроила его сторонников и радует оппонентов – закон отныне не разрешает гражданам Франции избираться на высший пост более двух раз подряд. Это значит, что политический горизонт нынешнего главы государства ограничен 2017 годом.

Начало изменениям в прерогативах президента положил еще Жак Ширак. В 1995 году он был избран на семь лет – в соответствии с действовавшими в то время нормами. Но в его президентство была принята поправка, сократившая рамки президентского мандата до пяти лет, но не ограничившая при этом возможность переизбрания. После 12 летней вахты в Елисейском дворце Ширак решил служить Франции в другом качестве, хотя конституция и не лишала его возможности быть избранным на третий срок.

Внушительный законодательный пакет предложений относительно конституционной реформы стал итогом работы опытного 79-летнего политика, бывшего премьер-министра, Эдуара Балладюра, который вскоре после победы Саркози на выборах в мае 2007 года был поставлен во главе "Комитета по подготовке предложений о модернизации и восстановлении равновесия между институтами власти". Комитету Балладюра было решено придать "надпартийный характер", и в течение трех месяцев он методично опрашивал экспертов и политиков, представляющих самые разные тенденции в общественной жизни.

В собственных рекомендациях членам возглавляемой Балладюром структуры Саркози сделал определенные шаги навстречу оппозиции, призвав наделить парламент правом участвовать в назначениях на ответственные государственные посты. Президент также рекомендовал разработать "статус оппозиции" и "признать" ее роль в рамках пересмотра процедур Национального собрания. Кроме того, он предложил поручить Счетной палате контроль за бюджетом Елисейского дворца.

Реформы, подчеркнул при этом глава французского государства, не исключают сильной центральной власти. По его убеждению, "в интересах сохранения единства необходимо, чтобы над всеми партиями, всеми интересами, всеми тенденциями было государство, имеющее для этого достаточно авторитета". Приверженность такому государству, по Саркози, не должна зависеть от политических воззрений: "Можно быть сколько угодно либералом, придавать большое значение индивидуальной инициативе, конкуренции, ставить свободу превыше всего, но нельзя представить Францию без сильного государства".

На основе поступивших с разных сторон предложений в итоговом проекте Комитет Балладюра сформулировал 77 поправок к законодательству, из которых 41 непосредственно касалась действия конституции, включая запрет на избрание президента республики более чем на два срока подряд и право вето парламента на важнейшие назначения, произведенные главой государства.

Отныне исполнительная власть должна также в течение трех дней информировать законодательную о развертывании французских контингентов за границей. Их пребывание в зоне конфликтов более четырех месяцев может быть продлено только с разрешения парламента.

В конституции решено впервые сделать запись о франкоязычном мире. В соответствии с предложенной формулой, Франция "поддерживает развитие солидарности и сотрудничества между народами, общим для которых является французский язык". В свою очередь региональные языки в самой Пятой республике признаны частью национального наследия.

"Четвертой власти" – прессе – подтверждены гарантии независимости, плюрализма и свободы. Проводить референдумы во Франции предлагается в том случае, если такую инициативу поддержат не менее 10 процентов избирателей и пятая часть парламентариев. Французам, проживающим за рубежом, гарантируется право избирать как сенаторов, так и депутатов.

Решено укрепить и положение министров. Тем из них, кто переместился в правительство с парламентской скамьи, в случае отставки автоматически возвращается депутатский мандат.

Для утверждения реформы требовалось, чтобы ее поддержали не менее 3/5 членов Национального собрания и сенаторов. За реформу на заседании конгресса в Версале было подано 539 голосов, против --357. В голосовании участвовали 896 депутатов Национального собрания и членов сената.

Квалифицированное большинство для принятия поправок обеспечил, как ни странно, законодатель от оппозиционной социалистической партии Жак Ланг, бывший министр культуры. Выступив в защиту нововведений вопреки позиции партии, членом которой он является, он объяснил свой шаг тем, что "впервые в истории республики будет обеспечено равновесие между исполнительной властью, законодателями, системой правосудия и средствами массовой информации".

Эдуар Балладюр призвал все парламентские группы присоединиться к претворению нововведений в жизнь. Необходимо отредактировать законы, принять декреты, модифицировать регламент парламента, что потребует многих месяцев. Между тем после публикации в правительственном вестнике "Журналь офисьель" часть поправок уже обрела силу. Другие начнут действовать с 1 марта 2009 года. По мнению представителей правящего большинства, в политике наступает "эра совместной демократической ответственности".

Конституция не позволяет первому лицу страны посещать парламент. Инициируя поправки, Саркози просил предоставить ему такую возможность хотя бы раз в год, чтобы "объяснять принимаемые меры и представлять отчет о результатах". Отношения главы исполнительной власти с депутатским корпусом были модернизированы, хотя и не столь радикально - одна из поправок наделила главу государства правом обращаться к парламентариям во время конгрессов – специальных выездных заседаний в Версале. В отношении обычных заседаний, в Париже, запрет на президентские визиты к законодателям, введенный еще в XIX веке, останется в силе.

Экономическая политика

Несмотря на глобальный экономический кризис, Франция по-прежнему остается одной из самых мощных в экономическом отношении держав мира. ВВП в 2009 году, по данным Всемирного банка, составил 2.853 миллиарда долларов – что означает 4.6% мировой экономики в целом. В Европе Франция занимает второе место по экономическим и торговым показателям. МВФ прогнозирует увеличение ВВП Франции к 2015 году на 21%.

Относительно благополучные на общем фоне показатели в немалой степени обеспечены мощной и диверсифицированной индустриальной базой и гораздо более жестким, чем у соседей, государственным контролем и регулированием экономики. В условиях экономического кризиса феврале 2009 года Правительство выделило $35 миллиардов на финансирование «стимулирующего плана» - деньги пошли на инвестиции в инфраструктуру и отчасти покрыли налоговые задолженности малого бизнеса. Дополнительные $25 миллиардов были выделены на защиту французских предприятий от иностранных «перекупщиков». Кроме того, Николя Саркози предложил выделить $52 миллиарда на стратегические инвестиции в науку и технологии.

Различные стимулирующие и инвестиционные меры несомненно, способствуют оздоровлению финансовой сферы, однако не могут нивелировать влияние мирового кризиса полностью: ВВП сократился на 2.1% по сравнению с 2008 годом, безработица выросла с 7.4% почти до 10%, а дефицит бюджета возрос с 3.4% ВВП до 8% ВВП.

Ситуация в сфере внешнеторгового баланса для Франции отмечена по положению на 2009 год дефицитом в 43,03 млрд евро, тогда как у соседней Германии профицит равен 136,1 млрд. Баланс торговли промышленными товарами имеет у Франции за этот же период дефицит в 24,54 млрд, тогда как у Германии "в плюсе" более 100 млрд евро.

Впервые в истории промышленности Франции с отрицательным сальдо сведен баланс импортно-экспортных операций с автомобилями. Правда, отчасти это связано с тем, что ряд компаний, в частности "Рено", вынесли за пределы страны производство многих своих моделей.

Тревожным фактором правительство Франции считает продолжающуюся «деиндустриализацию» страны. В настоящее время в промышленности занято 13 проц. экономически активного населения, тогда как десять лет назад этот показатель равнялся 16 проц. За 2009 год число занятых в промышленности снизилось на 200 тыс., было закрыто около 400 промышленных предприятий

Перед Николя Саркози стоит титанически трудная задача – переломить негативные тенденции. Правительство страны намерено добиться увеличения к 2015 году промышленного производства по объему на 25 % (без учета сектора энергетики)/.

Положительного сальдо промышленного внешнеторгового баланса Саркози считает возможным достичь также к 2015 году.

Для активизации промышленного сектора выделяется 6,5 млрд евро из той суммы, которую государство намерено получить в результате крупного государственного займа этого года. Они добавятся к тем 5,5 млрд, которые уже выделены внедряющим инновации предприятиям и намечены к вложению в такие важные сферы, как развитие транспорта и космических технологий.

Еще 500 млн евро в виде кредитов под низкий процент будут предоставлены тем предприятиям и компаниям, которые осуществляют инвестиции в сберегающие экологию технологии.

Кроме того, 300 млн евро направляются на "структурирование промышленных секторов". В частности, будут созданы соответствующие фонды поддержи, которые уже существуют во Франции в сфере автомобилестроения, авиационно-космической техники и биотехнологий. Поставлена задача укреплять позиции компаний и предприятий с высоким потенциалом, действующим в высокоперспективных отраслях.

По мнению Саркози, самыми перспективными в настоящее время для Франции являются химия, сфера программного обеспечения, агросектор и электроника. Президент сообщил, что в каждом из важных секторов будет создан комитет по стратегическому анализу.

Еще 200 млн предназначены к выплате в виде ссуд с трехлетним периодом погашения тем предприятиям, которые осуществят возвращение своих производственных мощностей из- за рубежа на французскую территорию. Данные средства будут получены государством на основе проведения "большого госзайма", о котором уже несколько месяцев ведут речь Саркози и его министры.

Для поддержки французской промышленности и развития инновационной сферы правительство предусматривает мероприятия по облегчению налогообложения на патентную деятельность. В частности, будет снижено налогообложение передачи патентов филиалам французских предприятий. Снижается и налогообложение доходов от использования патента. Создается также инвестиционный фонд в 100 млн евро /50 по линии Депозитной кассы и 50 от намеченного "большого госзайма"/ с целью содействия продвижению патентов мелких и средних предприятий Франции на мировых рынках. Фонд получит название "Франс бреве" /"Французский патент"/ и перед ним поставлена задача по продвижению французских патентов на мировом уровне на основе сформиранного с этой целью собственного "портфеля" патентов.

Кроме того, правительство к сентябрю 2010 года разрабатывает, консультируясь с предпринимателями и профсоюзами, специальный банковский депозитный продукт, направленный на финансирование промышленности. Саркози назвал данную меру по созданию специальных сберегательных книжек LDDI "важнейшей". "Я выступаю за то, чтобы мы обеспечили приток капиталов нашим предприятиям и нашей промышленности", – заключил президент. Примечательно, что эта инициатива была выдвинута левым профсоюзом ВКТ на общенациональном совещании по промышленности.

Президент также объявил о содействии инвестициям в промышленность на основе рассчитанных на погашение в течение трех лет краткосрочных ссуд, предназначенных для предприятий, которые имеют менее 5 тыс. работников, инвестируют не менее 5 млн евро и создают в год не менее 25 новых рабочих мест. В рамках данной меры формируется фонд общим объемом в 200 млн евро.

Создается также фонд в 100 млн евро для инвестиций в капитал новых стремительно растущих предприятий высоких технологий, создаваемых недавними выпускниками вузов.

(по материалам корреспондентов ИТАР-ТАСС в Париже)

 

Субъекты НИС

Во Франции существуют три категории научно-исследовательских учреждений, связанных с государством:

1. государственные научно-исследовательские учреждения

Подавляющая часть фундаментальных исследований осуществляется в рамках Национального центра научных исследований (CNRS), аналог Российской академии наук. Единственное исключение - математические исследования, которые в основном сконцентрированы в Эколь Нормаль, а также в нескольких крупных университетах, прежде всего в Университете Нанси и Сорбонне. В двадцатку ведущих научно-исследовательских организаций входит также Национальный центр здравоохранения и медицины (Inserm), Национальный центр агрономических исследований (Inra), Институт Пастера и т. д. В целом этими учреждениями обеспечивается до 59% научно-исследовательских работ.

2. государственные промышленно-коммерческие учреждения, занимающиеся, в основном, прикладными исследованиями по важнейшим наукоемким секторам национального хозяйства

Продвижением инноваций во французскую промышленность призвано заниматься Инновационное агентство Франции, которое находится в двойном подчинении – Министерству промышленности и Министерству научных исследований. Для Агентства характерна децентрализованная структура с широким представительством на региональном уровне. Агентство оказывает финансовую поддержку предприятиям по реализации инновационных проектов.

Во Франции действует 29 бизнес-инкубаторов, главной задачей которых является сопровождение стартующих предприятий, оказание консультаций, в том числе при слияниях-поглощениях. 2 тысячи предприятий уже воспользовались этой функцией, и сейчас сотрудники новообразованных инновационных предприятий продолжают проходить обучение в инкубаторах.

Важное структурное звено инновационной системы Франции – организации OSEO, работающая с рядом французских банков в целях поддержки инновационных предприятий.

3. 160 высших учебных заведений - 85 университетов и высшие национальные школы

Вузы поддерживают тесные связи с вышеназванными научно-исследовательскими организациями.

Ответственность за состояние научных исследований в целом и национальную инновационную политику лежит на двух государственных ведомствах – Министерстве научных исследований и Министерстве промышленности.

Кроме того, в 2005 году был создан ряд национальных агентств, поддерживающих и финансирующих область научного исследования и инновации, в частности Национальное агентство научного исследования (Agence Nationale de la Recherche), которое занимается поддержкой и финансированием исследовательских проектов в области кооперации между государственными исследовательскими лабораториями и предприятиями; Агентство промышленной инновации (Agence de l’innovation industrielle), созданное c целью финансирования крупномасштабных промышленных программ.

Одним из ключевых ведомств в системе управления региональными инновационными системами и их инвестиционной поддержки во Франции является Национальное агентство по инновациям - ANVAR, которое находится в совместном ведении Министерства по исследованиям и Министерства по промышленности (годовой бюджет ANVAR составляет около 300 млн евро, и оно принимает участие в реализации более 4000 индивидуальных программ). Это национальное агентство представляет собой (совместно с региональными делегациями этого агентства) главную штаб-квартиру в Париже в области инновационного управления регионами. Миссия Агентства заключается в следующем:

1. инвестиционная поддержка создания предприятий и разработка инноваций в промышленности (в первую очередь это касается малого и среднего предпринимательства) с использованием свободных от налогов и возвратов кредитов, возвращаемых только в случае коммерческого успеха;

2. продвижение коммерческого использования общественных исследований и их вклада в промышленный рост посредством продвижения инноваций.

Государственная региональная политика во Франции координируется Генеральным секретариатом по региональным делам (General Secretariat for regional affairs - SGAR), который реализует свои полномочия в основном через префектуры. Региональные подразделения Министерств по исследованиям и по промышленности отвечают за исполнение контрольных функций в соответствии с полномочиями этих ведомств. Это такие подразделения, как Региональная исследователькая и технологическая организация (Regional Research and Technology Delegations - DRRT) и Региональный отдел по промышленности, исследованиям и окружающей среде (Regional Division for Industry, Research and Environment - DRIRE).

В целом, в стране существует множество действующих организаций на региональном уровне, а именно:

технические центры;

региональные центры по инновациям и передаче технологий - CRITT и центры по технологическим ресурсам - CRT, которые осуществляют научное и технологическое обслуживание;

центры, объединяющие национальные общественные исследовательские лаборатории и частные исследовательские институты;

сети институциональных структур (ANVAR/OSEO, DRIRE, DRRT, Chambers of commerce и др.), нацеленных в том числе на инвестиционное и информационное обеспечение технологического развития малого и среднего бизнеса по поводу рынков и технологий;

региональные научные парки (“технополисы”), приближенные к центрам академических разработок.

Образование в контексте НИС

Франция укрупняет образовательные учреждения с целью создания обширной научно-производственной базы инноваций. Главным критерием оценки деятельности того или иного образовательного учреждения является связь его с производством. В регионах создано 14 центров передачи технологий. С ними работает 45 университетов, 40 высших технических школ. Таким образом, между производством и образованием во Франции создана живая связь: производство финансирует обучение специалистов, студентов, аспирантов и докторов наук. Как показывает опыт, подготовленные на средства предприятий кадры не обязательно идут в науку, но могут занимать должности в организационной структуре, менеджменте.

Ряд мероприятий министерства образования направлены на то, чтобы стимулировать предпринимательскую активность молодых исследователей, помочь им включиться в инновационные проекты, реализуемые на предприятиях. С этой целью создаются дополнительные квалификации: пост-докторантуры, (post-doctorants), CIFRE или DRT (дипломы технологов-исследователей). Эти новые квалификации, благодаря условию мобильности, позволяют молодым исследователям успешно зарекомендовать себя на предприятиях. В 2004 увеличение ассигнований на подготовку молодых исследователей выросло до 20% (по сравнению с 8% в 2002), что примерно составило 305 M?. В этом же плане следует отметить ряд мерояприятий, осуществляемых так называемой Обсерваторией педагогических практик (Observatoire des pratiques pédagogiques en entrepreneuriat) в поддержку предпринимательства cреди студентов; создание экспериментальных «предпринимательских домов» (maisons de l’entrepreneriat) на 6 университетских сайтах; конкурсы «инициативы молодежи» на средней ступени обучения, с целью поддержания предпринимательской активности студентов.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ

Cистема социального обеспечения и социальной защиты Франции сформировалась в первые послевоенные десятилетия при непосредственном участии государства и профсоюзов и является одним из вариантов; модели социального страхования Бисмарка, которая доминирует на Европейском континенте. Первоначально её предполагалось строить на принципах единообразия, универсальности и всеобщности, по модели, предложенной английским экономистом У. Бевериджем. Однако часть схем социального страхования, действовавших до 1945 г., с особыми условиями страхования была сохранена из-за отказа их участников присоединиться к общей системе. В итоге с начала своего возникновения французская система социальной защиты имела характер компромисса между концепцией Бевериджа и немецким методом социального обеспечения.

Последние два десятилетия во Франции были связаны с процессом пересмотра масштабов, форм организации и финансирования социальных программ. Причины были обусловлены изменениями макроэкономических, демографических и социальных условий: низкими темпами экономического развития, старением населения, увеличением нагрузки на трудоспособное население, а также значительной долей государственных расходов в ВВП на социальные программы.

Неуклонный рост дефицита бюджета социального обеспечения выявил настоятельную необходимость реформирования системы социальной защиты. Поэтому с 1993 г. французское правительство приступило к осуществлению реформ. Новая социальная политика предусматривала прежде всего снижение социальных расходов, частичную приватизацию социальной сферы, реорганизацию социального обеспечения на страховых принципах и изменение приоритетов в политике занятости. Помимо общей для Европы проблемы кризиса «государства всеобщего благосостояния», дополнительным импульсом для частичного сокращения широкомасштабных социальных программ стала необходимость соответствия Маастрихтским критериям интеграции. Следует отметить, что в отличие от других экономически развитых стран Евросоюза, где в этот период доминировали идеи сокращения регулирующей роли государства в экономике, реформирование социальных структур во Франции сопровождалось усилением влияния государственной власти в управлении системой социальной защиты.

 

Пенсионное страхование

В основной базовой схеме пенсионного обеспечения возможен досрочный выход на пенсию, действует система надбавок супругам, имеющим не менее трех детей, и супругу, на иждивении которого находится другой, не имеющий собственной пенсии. Кроме того, существует возможность наследования пенсионных прав, а также возможность трудоустройства после выхода на пенсию. В рамках основной системы также возможно получение пенсии при продолжении трудовой деятельности. В этом случае продолжающий работать пенсионер должен уплачивать со своего заработка так называемый взнос солидарности в фонд страхования по безработице, 10-15 % которого уплачивает сам работающий, а 5 % — работодатель. Исключением является ситуация, когда размер получаемой пенсии и заработка меньше гарантированного минимума заработной платы.

Финансирование

Финансирование основной системы пенсионного страхования осуществляется за счёт взносов работодателей (8,2 % фонда заработной платы) и наёмных работников (6,55 % заработной платы). Кроме того, часть средств, направляемых на финансирование пенсионного обеспечения, составляют дотации из специального фонда солидарности, а также в случае необходимости бюджетные ассигнования. Пенсионные выплаты как в рамках базовых схем, так и других режимов за вычетом необлагаемого налогом минимума подлежат подоходному налогообложению.

Дополнительные системы

Кроме основных во Франции существуют обязательные дополнительные системы социального страхования, функционирующие на основе межпрофессиональных национальных соглашений. Большая часть обязательных дополнительных систем страхования по старости сосредоточена в рамках двух фондов. Первый (Ассоциация режимов дополнительных пенсий — ARRCO) охватывает всех наёмных работников и финансируется за счёт обязательных взносов предпринимателей (4 % фонда заработной платы) и наёмных работников, уплачивающих 2 % с заработной платы. Второй фонд (Всеобщая ассоциация пенсионных учреждений — AGIRC) осуществляет обязательное пенсионное страхование руководящих служащих и управленческих работников. Размер взносов в систему AGIRC составляет 12 %, из которых 8 % приходится на работодателей и 4 % на наёмных работников. Если в основных системах пенсионного обеспечения размер пенсионных выплат, как правило, не превышает 50 %, то в рамках дополнительных пенсионных систем он составляет около 20 % заработка, что существенно повышает общий доход пенсионеров.

Социальные пенсии

Наряду с системой трудовых пенсий во Франции существует также система социальных пенсий. Их выплата гарантируется государством независимо от характера и продолжительности профессиональной деятельности. В отличие от пенсионеров, получающих трудовую пенсию, «социальные» пенсионеры обладают рядом льгот, таких, как бесплатная юридическая помощь, освобождение от налога на жильё и земельного налога, бесплатное телефонное обслуживание и др. Финансирование системы социальных пенсий производится через фонд солидарности по старости, доходы которого формируются из средств, поступающих от взимания всеобщего социального налога в размере 2,4 % любых доходов, а также за счёт части акцизов и пошлин на алкогольные и безалкогольные напитки. В случае недостатка средств фонда на выплату пенсий возможно устранение дефицита из средств государственного бюджета на основании соответствующего решения парламента.

Медицинское страхование

Французская система медицинского страхования подразделяется на несколько отдельных систем, различающихся по профессиональному признаку. Наиболее крупной, охватывающей более 80 % населения, является общая система медицинского страхования (Regime general d`assurance maladie). Наряду с ней существуют другие более мелкие страховые режимы для работников отдельных профессиональных групп и отраслей. Таковы система страхования для государственных служащих и работников сельского хозяйства (около 9 % населения), страхование для самостоятельно занятых работников (6 %), а также более мелкие системы медицинского страхования наёмных работников различных профессиональных групп (горняков, железнодорожников, моряков и др.). Медицинское страхование включает медицинские, стоматологические, фармацевтические, а также больничные расходы. При этом имеются в виду не только расходы самого застрахованного, но и других лиц: супруга или супруги застрахованного, а также согласно закону и сожительницы (или сожителя), если она (он) финансово зависит от застрахованного лица. Кроме того, правом на медицинское обслуживание пользуются и дети застрахованного до достижения возраста 20 лет, а также совместно проживающие родственники, ведущие с ним домашнее хозяйство.

Страхование по безработице

Французская система страхования по безработице базируется на коллективных соглашениях между организациями работодателей и наёмных работников. Во Франции существуют два крупных фонда страхования по безработице, управляемые на паритетных началах представителями трудящихся и предпринимателей: Национальный союз содействия занятости в промышленности и торговле (Union national pour l`employ dans l`industrie et le commerce — UNEDIC) и Союз содействия занятости в промышленности и торговле (Association pour l`employ dans l`industrie et le commerce — ASSEDIC). Первая организация отвечает за финансовые вопросы и функционирование всей системы страхования по безработице. Кроме того, в её компетенции находятся мероприятия по профессиональной реабилитации безработных, а также профессиональное обучение и переквалификация. Вторая организация управляет страховыми счетами, отвечает за поступление взносов, а также за выплату пособий по безработице. Наряду с этими двумя учреждениями во французской системе страхования по безработице действует также ещё одна организация — Национальное агентство занятости (Agence Nationale pour l`Emploi — ANPE), в круг задач которого входит оказание содействия в поиске работы, информирование о состоянии ситуации на рынке труда и оказание услуг по профессиональной ориентации. С 1 января 2009 года ANPE и ASSEDIC реорганизовались в одну единую структуру - POLE-EMPLOI. В системе обеспечения по безработице во Франции выделяются два основных вида пособий, выплата которых зависит от определённых предпосылок. Первый вид — это пособие, выплата которого увязана с такими обстоятельствами, как наличие страхового стажа и выплата страховых взносов в течение определённого времени. Эта часть системы строится на общих страховых принципах. Второй вид — так называемое пособие солидарности (помощь по безработице), предназначенное для безработных, не имеющих право на страховое пособие.

Французская Республика

 

Модернизация и реформы в последние годы

После парламентских выборов 2007 года, когда победу одержала правоцентристская партия "Союз за народное движение" (СНД) президента Николя Саркози, новый премьер-министр Франции Франсуа Фийон заявил, что результаты парламентских выборов дают президенту и правительству возможность воплотить в жизнь программу реформ. Обращаясь к избирателям, Фийон отметил: "Своим участием вы сделали ясный и последовательный выбор, который позволит президенту республики реализовать свой проект". Среди предвыборных обещаний Саркози значилось: снизить налоги, сделать боле гибким трудовое законодательство для создания новых рабочих мест, ужесточить борьбу с преступностью и нелегальной иммиграцией, а также расширить автономию французских университетов.

Конституционная реформа

Одним из предвыборных обещаний Николя Саркози был проект "реформы институтов", что означало реформировать государственную модель, основы которой были заложены в конце 50-х годов прошлого века генералом де Голлем. Это обещание Саркози сдержал. Став президентом, он заранее согласился править страной менее продолжительный срок, чем большинство предшественников.

Новая поправка к Конституции, принятая на совместном заседании двух палат французского парламента в июле 2008 года, гласит, что "никто не может избираться на пост президента более двух раз подряд". Саркози находит такое уточнение логичным. "Десять лет во главе страны вполне достаточно, – считает он. – Я занимаюсь текущими делами, и мои сегодняшние заботы весьма далеки от мыслей о переизбрании". Предложенная Саркози поправка к конституции расстроила его сторонников и радует оппонентов – закон отныне не разрешает гражданам Франции избираться на высший пост более двух раз подряд. Это значит, что политический горизонт нынешнего главы государства ограничен 2017 годом.

Начало изменениям в прерогативах президента положил еще Жак Ширак. В 1995 году он был избран на семь лет – в соответствии с действовавшими в то время нормами. Но в его президентство была принята поправка, сократившая рамки президентского мандата до пяти лет, но не ограничившая при этом возможность переизбрания. После 12 летней вахты в Елисейском дворце Ширак решил служить Франции в другом качестве, хотя конституция и не лишала его возможности быть избранным на третий срок.

Внушительный законодательный пакет предложений относительно конституционной реформы стал итогом работы опытного 79-летнего политика, бывшего премьер-министра, Эдуара Балладюра, который вскоре после победы Саркози на выборах в мае 2007 года был поставлен во главе "Комитета по подготовке предложений о модернизации и восстановлении равновесия между институтами власти". Комитету Балладюра было решено придать "надпартийный характер", и в течение трех месяцев он методично опрашивал экспертов и политиков, представляющих самые разные тенденции в общественной жизни.

В собственных рекомендациях членам возглавляемой Балладюром структуры Саркози сделал определенные шаги навстречу оппозиции, призвав наделить парламент правом участвовать в назначениях на ответственные государственные посты. Президент также рекомендовал разработать "статус оппозиции" и "признать" ее роль в рамках пересмотра процедур Национального собрания. Кроме того, он предложил поручить Счетной палате контроль за бюджетом Елисейского дворца.

Реформы, подчеркнул при этом глава французского государства, не исключают сильной центральной власти. По его убеждению, "в интересах сохранения единства необходимо, чтобы над всеми партиями, всеми интересами, всеми тенденциями было государство, имеющее для этого достаточно авторитета". Приверженность такому государству, по Саркози, не должна зависеть от политических воззрений: "Можно быть сколько угодно либералом, придавать большое значение индивидуальной инициативе, конкуренции, ставить свободу превыше всего, но нельзя представить Францию без сильного государства".

На основе поступивших с разных сторон предложений в итоговом проекте Комитет Балладюра сформулировал 77 поправок к законодательству, из которых 41 непосредственно касалась действия конституции, включая запрет на избрание президента республики более чем на два срока подряд и право вето парламента на важнейшие назначения, произведенные главой государства.

Отныне исполнительная власть должна также в течение трех дней информировать законодательную о развертывании французских контингентов за границей. Их пребывание в зоне конфликтов более четырех месяцев может быть продлено только с разрешения парламента.

В конституции решено впервые сделать запись о франкоязычном мире. В соответствии с предложенной формулой, Франция "поддерживает развитие солидарности и сотрудничества между народами, общим для которых является французский язык". В свою очередь региональные языки в самой Пятой республике признаны частью национального наследия.

"Четвертой власти" – прессе – подтверждены гарантии независимости, плюрализма и свободы. Проводить референдумы во Франции предлагается в том случае, если такую инициативу поддержат не менее 10 процентов избирателей и пятая часть парламентариев. Французам, проживающим за рубежом, гарантируется право избирать как сенаторов, так и депутатов.

Решено укрепить и положение министров. Тем из них, кто переместился в правительство с парламентской скамьи, в случае отставки автоматически возвращается депутатский мандат.

Для утверждения реформы требовалось, чтобы ее поддержали не менее 3/5 членов Национального собрания и сенаторов. За реформу на заседании конгресса в Версале было подано 539 голосов, против --357. В голосовании участвовали 896 депутатов Национального собрания и членов сената.

Квалифицированное большинство для принятия поправок обеспечил, как ни странно, законодатель от оппозиционной социалистиче<


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.