Приемы работы с гипсом: изготовление моделей и рабочих                                           литейных форм. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Приемы работы с гипсом: изготовление моделей и рабочих                                           литейных форм.

2021-10-05 541
Приемы работы с гипсом: изготовление моделей и рабочих                                           литейных форм. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Виды гипсовых материалов и их классификация

В зависимости от типа тепловой обработки гипсовые материалы делятся на низкообжиговый и высокообжиговый. По тому, как затвердевает гипс, его делят на три группы:

  • быстротвердеющий гипс-А
  • нормальнотвердеющий гипс –Б
  • медленно твердеющий гипс-В

Виды гипса по степени помола:

  • I Грубый
  • II Средний
  • III Тонкий

Кроме этого, есть классификация гипса по степени сжатия (измеряется в мегапаскалях). Таких видов 12.

Первое число в номенклатурном наименовании (5, 6, 13, 16 и т.п.) обозначает прочность гипса на сжатие, единицей измерения которой является 1МПа – 10 кг/см2. Т.е. гипс с маркировкой 5 выдержит давление в 50 кг на см2, с маркировкой 13 - 130 кг/см2.

Область применения литья из гипса: Литье из гипса применяется как на промышленных предприятиях для изготовления деталей отделки помещений, так и в авторских мастерских. Мастера льют из гипса весьма широкий ассортимент Авторские элементы декора помещений- статуэтки и даже большие статуи, вплоть до моделей для последующего литья из металлов, небольшие украшения-игрушки, детали для масштабных моделей техники. Этим перечнем область применения не ограничивается.

Лепные работы следует представить в гипсе, то-есть в более прочном, долго сохраняющемся материале.

Вылепленные изделия из глины, пластилина, воска обладают рядом недостатков. Так, например, глина, высыхая, трескается, отваливается, уменьшается в объеме. Пластилин и воск от повышенной температуры размягчаются, оплывают и изменяют свою форму. Поэтому вылепленную из глины, пластилина, воска скульптуру следует отлить из другого, более прочного материала — гипса или цемента. Для этого прежде всего следует изготовить черновую форму.

В том случае, когда вылепленную вещь — оригинал — необходимо сделать в нескольких экземплярах, следует изготовить специальную кусковую форму. Эта форма и поможет нам отлить необходимое число моделей.

Технология отливки рельефа из гипса

Процесс отливки гипсового рельефа состоит из нескольких этапов, на каждом из которых используются определенные инструменты и материалы. Отливка рельефа является наиболее простым видом отливки, т.к. требует изготовления только одной формы. Моделью для снятия такой формы будет служить барельеф (от франц. bas-relief, что означает «низкий рельеф», т.е. рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью меньше, чем на половину своего объема).

Поэтапно требования к материалам и инструментам:

1. Создание эскиза

  • бумага (для рисунка, акварели и т.п.);
  • графические материалы (карандаш, акварель и т.п.);
  • ластик.

2. Изготовление модели

  • скульптурный пластилин или глина. При использовании глины необходимо поддерживать ее во влажном состоянии до отливки. Мы будем рассматривать процесс создания модели из пластилина.
  • деревянные, пластиковые или металлические стеки.

3. Снятие гипсовой формы с модели и отливка

  • гипс (марка Г6 – Г16);
  • палочка для размешивания гипса;
  • емкость для затворения гипса;
  • толстый картон для создания опалубки;
  • скотч для закрепления опалубки или резинки;
  • линейка;
  • ножницы;
  • нож, резак или скальпель, шпатели;
  • вазелин или смазка (мыльная эмульсия с добавлением машинного масла или натертого на терке детского мыла, воды и подсолнечного масла), жидкий пчелиный воск;
  • кисть синтетическая мягкая для промазывания формы.

4. Окончательная отделка изделия

  • нож или скальпель;
  • наждачная бумага (тонкозернистая);
  • перчатки резиновые;
  • краски (акриловые, аэрозольные и т.п.);
  • кисти синтетические;
  • губка или мягкая ткань.

Рабочее место должно быть застелено клеенкой для удобства последующей уборки. Учащимся рекомендуется также иметь фартуки.

Этапы отливки рельефа

Отливка рельефа является наиболее простым видом отливки, т.к. требует изготовления только одной формы.

Рассмотрим технологию создания многоразовой гипсовой формы. Моделью для снятия такой формы будет служить барельеф.

1. Разработка эскиза является важным этапом, т.к. уже здесь определяется художественный образ будущего изделия. Необходимо разработать несколько вариантов решения темы, стараясь добиться наибольшей выразительности силуэта, остроты характера. Наиболее удачный эскиз прорабатывается в натуральную величину. Для дальнейшего перенесения эскиза на пластилин требуется четкость контуров, поэтому эскиз желательно выполнять карандашом (рис.1).

рис1.

2. Создание модели. Модель для отливки будущего слепка выполняем из скульптурного пластилина.

Сначала необходимо изготовить основу – пласт толщиной 1-1,5 см и размером, соответствующим эскизу. Стороны пласта ровно обрезаем ножом. Затем контур эскиза переносим на основу.

Далее набираем объем, постепенно уточняя контур и высоту частей рельефа друг относительно друга. Работу ведем от общего к частному, детали прорабатываем стеками (рис.2).

Изображение в месте его соприкосновения с фоном не должно иметь так называемых поднутрений, т.е. должно соединяться с фоном без щелей и закругления внутрь. Следует также избегать деталей, нависающих над фоном. Иначе при изготовлении отливки гипс, попав в поднутрения и схватившись, не позволит извлечь слепок без потерь.

рис.2

3. Изготовление гипсовой формы. Для снятия гипсовой формы с модели вокруг пластилинового пласта делается опалубка. Для этой цели можно использовать плотный картон (например, гофрированный), закрепив его края скотчем. При этом надо следить, чтобы опалубка плотно прилегала к пласту со всех торцов во избежание вытекания гипса на стол. Высота опалубки должна быть примерно в два раза больше, чем высота пластилиновой модели.

Затем поверхность рельефа и внутренние стенки опалубки с помощью кисти смазываем тонким слоем вазелина или смазки для облегчения снятия формы.

Для приготовления гипсового раствора гипс следует насыпать в холодную воду (в горячей гипс схватывается быстрее), подождать, когда он пропитается, и только затем перемешивать. На 7 частей воды рекомендуется брать 10 частей гипса. На этом этапе начнется реакция между водой и гипсом с выделением пузырьков.

Подождав 2-5 минут, заливаем гипс в опалубку. Сначала гипс наливаем не торопясь, можно пройтись кистью по поверхности, слегка постучать по опалубке, чтобы гипс заполнил все полости, и пузырьки воздуха поднялись на поверхность. Толщина гипсового слоя должна возвышаться над рельефом не менее, чем на 0,5 см (рис.3).

рис.3

Примерно через 20 мин. гипсовый раствор нагреется, это результат реакции гипса с водой. Когда он вновь остынет, можно убрать опалубку и аккуратно разъединить пластилиновую модель и гипсовую форму (рис.4).

рис.4

Отлитую форму следует осмотреть, при необходимости выровнять случайные неровности, проработать детали. Особое внимание следует обратить на поднутрения и при их наличии подкорректировать форму. Пока гипс влажный, он легко поддается обработке ножом или стеком.

Этап 4. Отливка гипсового слепка. После того как форма просохнет, можно приступать к снятию гипсового слепка. Гипсовая форма снова помещается в опалубку и закрепляется скотчем.

Далее повторяется технология, описанная выше (этап 3):

- поверхность гипса и внутренние стенки опалубки промазываются вазелином или смазкой (рис.5);

рис.5

- гипс затворяется водой;

 - гипсовый раствор заливается в опалубку (рис.6);

рис.6

- примерно через 30 мин. форма и слепок осторожно разъединяются (рис.7).

Если технология изготовления отливки соблюдена (рис.8), слепок должен извлечься легко, без сколов на форме и на самом слепке. Это позволит использовать форму многократно.

рис.7

Если слепок не извлекается, можно слегка постучать по форме резиновым молоточком, также можно вставить лезвие ножа в щель между формой и слепком и легко постучать по лезвию. В крайнем случае форму придется отбить по частям, чтобы освободить слепок.

рис.8

Видео-урок:

  Заводим гипс и отливаем рельеф - https://www.youtube.com/watch?v=nlUWdJ8pTuU

4. Объёмные отливки из гипса:

Стоит помнить,что лепные работы с множеством мелких деталей, плохо связанных с основной формой, трудно поддаются формовке и отливке.

Для формовки и отливки используют формовочный или строительный гипс. Его замешивают мутовкой в деревянной или эмалированной посуде – гипсовке – или, ещё лучше, в посуде из эластичной пластмассы или толстой резины.  Например, простейшую гипсовку можно сделать из полусферы старого резинового мяча. Из этой пластичной гипсовки удобно удалять остатки засохшего гипса: достаточно нажать на стенки гипсовки, и гипс легко отстанет.

Хороший раствор можно получить, если смешать 7 весовых частей воды с 10 частями гипса. При замешивании раствора гипс засыпаем в воду, а не наоборот. Готовый раствор употребляйте немедленно. Помните, что свежеприготовленный раствор в течение 2,5 мин сохраняет необходимую для работы текучесть. Через 7-8 мин он уже теряет пластичность, а через 15-20 мин затвердевает полностью. Процесс затвердевания гипса необратим, поэтому разводить водой загустевший гипс не пытайтесь. Замешанный на теплой воде, он затвердевает ещё быстрее.

Качество гипса определяется так:   Налейте немного гипсового раствора на стекло. Когда гипс застынет, отделите его от стекла и на гладкой стороне проведите кончиком ножа ровную царапину. А потом попробуйте кусок гипса разломить на две части. Гипс хорошего качества разломится точно по намеченной линии. Плохой, как правило, раскрошится.

Перед началом формовки модель необходимо специально обработать. При формовке модель из пластилина покрыть вазелином.

В зависимости от сложности скульптуры форму делают из двух и более разъёмных частей, так называемых раковин. С работ, выполненных из глины или пластилина, можно снять только черновую форму, которая пригодна для изготовления лишь одной отливки, так как черновая форма при освобождении отливки разбивается.

На рисунках дана последовательность формовки и отливки простой модели, форма которой состоит из двух раковин (рис.10).

Для формовки моделей подобной сложности наметьте стеклом линию, разделяющую её на две равные части (1).

рис.10

Вдоль линии осторожно вставьте разграничительные из тонкой, но достаточно жесткой фольги или оргстекла, углубив их в глину приблизительно на 2 мм (2). Каждая последующая пластинка должна слегка (на 1,5-2мм) находить на другую.

Подготовив таким образом модель, растворите небольшое количество гипса, подкрасив его какой-нибудь сухой краской (на 1 л воды 5 г краски). Подкрашенный раствор нанесите на одну половину модели, равномерно оплескивая ее с помощью металлической лопатки до получения гипсового слоя толщиной 3 – 5 мм (3). После нанесения первого слоя сразу же составьте раствор из неподкрашенного гипса и оплескивайте им модель до получения слоя толщиной 15 -20 мм (4). Для крупных моделей этот слой делают гораздо толще. Во всех случаях около разграничительных пластинок слой гипса нужно сделать более толстым. После затвердевания гипса осторожно снимите разграничительные пластинки. На торцевой поверхности раковины, образованной пластинками, сделайте 3 -4 конических углубления (5). Затем смажьте торцы и углубления парафиновой смазкой. Для ее приготовления расплавьте 100 г парафина, смешайте его с 70 г керосина и с 70 г гарного, льняного или подсолнечного масла. На вторую половину слой гипса наносите так же, как и на первую. Вначале бесцветный слой (6). После затвердевания гипса ножом или стеклом разъедините раковины. Если раковины разъединяются плохо, в зазор между ними налейте немного воды. После удаления больших кусков глины стеком раковины промойте чистой водой кистью до исчезновения глиняного налета (7). Дайте им слегка подсохнуть, затем смажьте их внутренние поверхности парафиновой смазкой и соедините их так, чтобы выступы на торцах одной раковины соответственно вошли в углубления на торцах другой. Соединенные раковины крепко свяжите веревкой. Теперь форма готова к отливке.

Разведите в гипсовке раствор и влейте его в ковшом в перевернутую форму (8) приблизительно на одну треть объема. Возьмите форму в руки и начинайте ее наклонять в разные стороны, одновременно делая вращательные движения. Следите, чтобы жидкий гипс одновременно окатывал все внутренние поверхности. Постепенно перевертывая форму осторожно вылейте на приставший к ее стенкам раствор обратно в гипсовку. Затем снова залейте то же количество раствора и еще раз окатите внутренние поверхности формы. Так надо поступать до тех пор, пока не будет получена достаточная толщина стенок отливки. Толщина стенок будет зависеть от величины отливаемой модели. Если отливку делают с маленькой модели, то уже после первой окатки форму доверху заливают гипсом. Через 15 -20 мин., когда гипс окончательно затвердеет, нужно немедленно приступить к разбивке черновой формы. Развяжите веревки и, пользуясь зубильцем и молотком, осторожно начинайте откалывать небольшие куски формы (9). Скалывая неокрашенный гипс, работайте более смело. А дойдя до подкрашенного нижнего слоя, прилегающего к отливке сигнального слоя, - будьте более осторожны. Этот слой предупреждает, что поверхность отливки близка. После того, как отливка будет полностью освобождена от черновой формы, зачистите швы в местах стыка раковин наждачной бумагой.

5. Инструменты, применяемые при формовке и отливке:

Для лепных и формовочных работ начинающему скульптору необходимо иметь еще некоторые инструменты. Прежде всего нужно изготовить верстак. Из толстых досок сколотите массивный щит. С одной стороны щита прибейте в виде борта хорошо оструганную дощечку, так называемое правильце. В середине щита просверлите отверстие и вбейте в него деревянную пробку. Она должна возвышаться над щитом на 3 - 4 см. Сверху на щит нанесите слой цементного грунта с таким расчетом, чтобы из него был виден только торец пробки. Этот слой нужно тщательно разровнять, а после подсыхания отшлифовать.

Устройство верстака и шаблона (рис.11):

1. а направляющая доска (правильце - для выравнивания торцовых поверхностей раковин); б - деревянная пробка; в - грунт; г - деревянный щит; д - поперечные бруски; е - штырь; ж - распорки; з - профильная доска с жестяной оковкой; и - салазки; к - полозок.

2 и 3. Инструменты и оборудование: а - формовочная металлическая лопатка для нанесения жидкого гипса на модель; б штукатурная лопатка; в - прямое и полукруглое долота, зубило для разбивания формы; г - правильце и цикли; д - косарик; е - гипсовка; ж - стусло; з - клееварка; и воронка; к - мешалки- мутовки (для размешивания гипсового раствора); л - ковшик; м - царапки; н - деревянная стека; о - большой и малый ножи (для разъединения раковин формы).

Инструменты, применяемые при работе с жидким и твердым гипсом, можно изготовить самим  из нержавеющей стали или латуни. Небольшие инструменты можно сделать из пришедших в негодность вилок и ложек. Деревянные стеки вырезать из твердой древесины, например бука или березы. Мутовку, предназначенную для размешивания гипсового раствора, изготовьте из прямой палки, на конце, которой укрепите крест-накрест две металлические пластинки.

Лопатки формовочные для приготовления гипсового или цементного раствора необходимо иметь и большие и малые.

Долота большие и малые, прямые и полукруглые, которые применяются для выравнивания гипсовых плоскостей, прорезания прямых линий и расчистки отлитых изделий.

Полукруглые долота применяются для обработки отлитых гипсовых изделий с криволинейными поверхностями.

Цикли — для выравнивания поверхностей у отлитых гипсовых плиток или грунта изделий. Цикля — это металлическая пластинка толщиной 1—1,5 миллиметра, шириной 50—70 миллиметров и длиной 100—150 миллиметров. Одна сторона цикли гладкая, другая имеет мелкие зубчики.

Клещи, зубило, молоток, пилу, ножницы применяют при формовочных работах.

Гипсовки являются незаменимой посудой для приготовления различных, и в частности гипсовых, растворов. Они удобны

тем, что затвердевший гипсовый раствор легко удаляется из них от легкого удара.

рис.11

 

Гипсовки не мнутся и не колются, как другая посуда. Они напоминают собой гипсовые чашечки, изготовленные из черной резины, и продаются в аптеках и магазинах хирургических инструментов.

Если невозможно приобрести гипсовку, то ее можно изготовить из старого мяча любого размера, разрезав его пополам и закрепив на проволочной подставке.

Инструменты для выравнивания формы и извлечения из нее модели – пинцет, канцелярский нож, нож с круглым кончиком, шило.

Для распиливания готовых гипсовых деталей применяют стусло. У стусла может быть один или два направляющих бруска с прорезями под углом строго в 45°.

рис.12

Применяются при лепке и металлические стеки (рис.12), которые можно сделать из медной, алюминиевой или железной проволоки с помощью молотка и напильника.

Рисунок 13:

1 — лопатки формовочные;

2 — долота;

3 — гипсовка;

4 — цикля;

5 — деревянный циркуль;

6 — стек с металлическим наконечником.

6. Отлив деталей лепнины:

Лепные детали имеют определенный профиль в сечении. Специалисты называют его архитектурным обломом. Различные формы характерных архитектурных обломов были разработаны еще античными мастерами и вошли в историю строительного искусства под определенными названиями, которые сохранились до сих пор. Наиболее типичные архитектурные обломы вы видите на рисунке. Там же показаны лепные орнаменты, которыми декорировали различные архитектурные детали.

Чтобы получить лепную деталь определенного профиля, применяют специальный шаблон. С помощью шаблона как бы вытягивают из пластичного материала деталь с постоянным сечением. Поэтому такую деталь принято называть тягой. Для каждой тяги изготавливается свой шаблон из досок и кровельного железа. Лобзиком выпилите профиль будущей тяги, такой же профиль вырежьте из жести. Затем жесть прибейте к профильной доске мелкими гвоздями. С одной стороны профильной доски под прямым углом прибейте доску с продольным бруском, так называемым полозком, а с другой - короткую рейку с закругленными торцами - салазки. Такой шаблон предназначен для вытягивания прямых тяг. Устройство шаблона для вытягивания круглых тяг гораздо проще. Он состоит из профильной доски, на одном конце которой просверлено вертикальное отверстие для стального штыря, а к другому концу крепятся салазки.

рис.14

Рисунок 14:
1. Античные архитектурные профили (обломы):

а - полочка; б - гусек; в - пояс; г - каблучок; д - выкружка; е - скоция; ж - полувал; з - четвертной вал.

2. Античные лепные орнаменты:

а - волна; б - бусы; в - каннелюры; г - акант; д - пальметта; е - ионики; ж - меандр

Изготовление моделей тяг:

Прежде всего изготовьте прямую тягу. На щите верстака установите шаблон таким образом, чтобы полозок, прибитый к нему, опирался на ребро направляющей доски. Нанесите на грунт, правильце, полозок и шаблон тонкий слой разъединительной смазки. Ее готовят на водяной бане из двух частей парафина (стеарина) и пяти частей керосина. Хорошая смазка должна иметь консистенцию вазелина. Затем приготовьте гипсовый раствор из расчета 7 весовых частей воды на 10 частей гипса. Налейте в гипсовку воду и небольшими дозами, постоянно помешивая, сыпьте в нее тонкой струей гипс. Необходимо помнить, что свежеприготовленный раствор сохраняет текучесть примерно 2 - 3 минуты, через 7 - 8 минут он теряет пластичность, а через 15 - 20 минут полностью затвердевает. Слегка загустевший гипс, находящийся в стадии пластичности, уложите лопаткой справа от шаблона невысоким валиком. Проведите шаблон вправо от противо-положного края щита. Деревянные части профильной доски примнут и сгладят встречающиеся на пути комки мягкого гипса, сместят их в углубления. Сглаженные участки приобретут слегка лоснящийся блеск от содержащейся в растворе влаги. Поэтому движение шаблона деревянной частью вперед принято называть движением "на лоск". Возвратите шаблон в исходное положение, в тех местах, где гипса оказалось недостаточно, подложите новые порции раствора и снова проведите шаблон вдоль правильца деревянной частью вперед. После второго прохода шаблона на гипсовой тяге останутся лишь кое- где незаполненные небольшие впадины. Заделайте их гипсом с помощью лопатки или стеки. Снова проведите шаблон вдоль тяги. Подчеркиваем - шаблон всегда должен двигаться в одном направлении. В данном случае до тех пор, пока обработка тяги "на лоск" не будет полностью завершена.

Как известно, гипс при застывании немного увеличивается в объеме. После застывания гипса тягу обработайте, передвигая шаблон уже в обратном направлении, то есть жестяной частью профильной доски вперед. При этом края жести сдирают с поверхности тяги лишний слой гипса. Поэтому такое движение шаблона принято называть движением "на обдир". Выполнив операцию, разведите в гипсовке небольшое количество раствора до консистенции жидкой сметаны и нанесите его с помощью кисти на поверхность тяги. Затем движением шаблона "на лоск" разгладьте его. На этом процесс изготовления тяги считается завершенным, остается только обрезать торцы ножом, а если гипс уже затвердел, то отпилить ножовкой с мелкими зубьями.

На следующем этапе вы должны разработать эскиз лепного орнамента. Обычно орнамент лепного рельефа на тягах представляет собой узор, в котором повторяются несколько элементов. Повторяющуюся часть орнамента с этими элементами принято называть раппортом. На модели, предназначенной для формовки, достаточно вырезать рельеф с двумя-тремя раппортами. Рисунок с листа бумаги на гипсовую тягу перенесите способом припороха. На бумаге контуры рисунка проколите булавкой или острым шилом, затем нало-жите ее на гипсовую поверхность и припорошите тампоном из марли, заполненным синькой или сажей. Получившийся на тяге пунктирный рисунок обведите карандашом. Скальпелем или косариком прорежьте гипс на небольшую глубину по контурам расунка так, чтобы образовалась канавка с клиновидным профилем. Затем выберите прямыми и полукруглыми долотами углубленные участки и тщательно проработайте каждую деталь. Чтобы гипс хорошо резался, его время от времени нужно смачивать чистой водой.

Модель тяги с вырезанным рельефом необходимо высушить в течение двух-трех суток. Сухую модель обработайте наждачной бумагой, тщательно удаляя царапины и следы от режущих инструментов. Щеткой или щетинной кистью очистите модель от гипсовой пыли и два-три раза пропитайте горячей олифой. Через сутки модель множно покрыть тонким слоем шеллачного лака.

В такой же последовательности вытягивается, а затем вырезается круглая тяга для розетки. Только шаблон с профильной доской не перемещается вдоль правильца, а вращается вокруг штыря, вбитого в деревянную пробку, находящуюся в середине щита.

рисунок 15:

1. Вытягивание прямой тяги движением шаблона 'на лоск' (А) и 'на обдир' (Б).

 2. Разрезание и выравнивание торцов тяги, изготовление резной модели. Фрагмент лепной розетки.

3. Вытягивание круглой тяги вращением шаблона 'на лоск' (А) и 'на обдир' (Б).

4. Изготовление резной модели

рис.15

 

Видео-уроки:

  Отливка гипсовой формы с модели - https://www.youtube.com/watch?v=VTgyEuiLXH4

                                                       https://www.youtube.com/watch?v=XP4kFXfcO_U

Гипсовая лепнина -                          https://www.youtube.com/watch?v=p9UFj1OkRwU&feature=youtu.be

Приемы работы с гипсом: изготовление моделей и рабочих                                           литейных форм.

Содержание:

1. Историческая справка……………………………………………………………………..1

2. Виды гипсовых материалов и их классификация……………………………………….2

3. Технология отливки рельефа из гипса…………………………………………………...3

3.1. Этапы отливки рельефа………………………………………………………………….4

3.2. Видео-урок……………………………………………………………………………….7

4. Объёмные отливки из гипса………………………………………………………………7

5. Инструменты, применяемые при формовке и отливке………………………………….9

6. Отлив деталей лепнины…………………………………………………………………...12

6.1. Изготовление моделей тяг……………………………………………………………….13

6.2. Изготовление комбинированной формы……………………………………………….14

6.3. Отливка деталей лепного декора………………………………………………………..15

7. Справка……………………………………………………………………………………..17

8. Видео-урок………………………………………………………………………………….17

8.1. Полезные ссылки для керамистов……………………………………………………….17

9. Источники информации…………………………………………………………………...17

1.Историческая справка

Свое название гипс получил от греческого названия мела. Гипс представляет собой двухводный сернокислый кальций CaSO4-2H2O (его как вяжущее вещество знали в Древней Греции, Индии, Египте и других странах за 200 лет до н.э.).

Гипс в литейном деле использовали в Египте уже со второй половины I тысячелетия до н.э. В Европе в средние века гипс использовали как строительный материал. Почти половина средневековых домов во Франции построена на гипсовом растворе.

В Древней Руси гипс в качестве строительного материала вместе с известью был известен с XII-ХIII вв., а как скульптурный материал применялся со второй половины XVII в. Так, в 1658 г. впервые при строительстве царского дворца в Измайлове (подмосковная вотчина Алексея Михайловича Романова) были выполнены резные гипсовые украшения. Скульптура из гипса применялась в XVIII и XIX веках главным образом во внешнем оформлении зданий. Гипсовые статуи, маски, рельефы помещались обычно в нишах, под карнизами, в углублениях стен и в других местах, где скульптуру можно было считать более или менее защищенной от разрушения. Примером такой скульптуры может служить большой горельеф И.И. Теребенева «Восстановление флота в России», установленный на аттике у главного входа в Адмиралтейство в Петербурге.

Гипс применялся и в медальерном искусстве, возникновение которого можно отнести к тому времени, когда на металлические деньги художники-металлисты стали наносить различные символические изображения (

в Египте, Греции, Риме).

Русское медальерное искусство (речь идет именно об искусстве создания памятных медалей) стало развиваться намного позднее европейского, в конце XVII века. Наиболее яркие страницы в истории русского медальерного искусства были вписаны Ф.П. Толстым, который создал значительное число медалей, а также медальонов (медальоны характеризуются не только своими размерами, но и односторонним рельефом) с аллегорическими сюжетами, посвященных войнам, которые вела Россия с 1812 по 1814 год.

Наряду с применением гипса как конечного материала(при отделке фасадов и интерьеров, в медальерном искусстве), гипс часто является условно окончательным материалом (что мы нередко видим на выставках); такая скульптура обычно «патинируется» и имитирует бронзу, чугун или терракоту.

Кроме того, гипс–это первый переходный материал, в котором скульптор видит свое произведение после глины или пластилина. С каким бы мягким материалом ни работал скульптор, он всегда затем переводит скульптуру в гипс, дорабатывает ее и только после этого обычно переводит в какой-либо стойкий материал.

Иногда гипс используют и как моделируемый материал, когда процесс лепки и моделирования осуществляется непосредственно в этом материале.

Гипсовые изделия декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: бордюры и карнизы, колонны и пилястры, розетки и консоли, статуи, бюсты, барельефы, которые во все времена придавали любому архитектурному творению парадный и респектабельный вид.

Гипс – классический скульптурный материал, экологичный, имеющий очень красивую и благородную поверхность и позволяющий создавать изделия высокого художественного уровня. Отливка расширяет представление учащихся о способах работы с объемом (на практике учащиеся чаще сталкиваются с ваянием и лепкой), что способствует более глубокому развитию образно-пластического, пространственного мышления, дает более полное представление о предмете «скульптура». Перевод скульптуры из глины или пластилина в гипс, как более долговечный материал, вызывает у учащихся большой интерес, знакомит с профессиональным подходом к скульптуре.

Гипс — минерал из класса сульфатов, по составу гидрат сульфата кальция (CaSO4·2H2O). Волокнистая разновидность гипса называется селенитом, а зернистая — алебастром.

Основные достоинства гипса:

– белый цвет;

– способность твердеть после смешивания с водой;

– возможность придания твердеющему составу любой формы;

– высокая экологичность;

– пожаростойкость.

Минерал   гипс после добычи и переработки широко используется в промышленности, строительстве, ремонте, медицине, как скульптурный материал и т. д. Обожжённый гипс применяют для отливок и слепков (барельефы, карнизы и т. д.), как вяжущий материал в строительном деле. Гипсовым раствором скреплены блоки Пирамиды Хеопса. Скульптурный гипс, так же как и медицинский, характеризуется чистотой и хорошим помолом. Этот материал широко используется в скульптуре для изготовления прочных форм или фигур. Изделия из скульптурного гипса могут служить основой для декупажа или для росписи. Несмотря на то, что этот материал в застывшем виде является достаточно пористым и хрупким, он может применяться для изготовления уличной скульптуры и идеален для создания элементов интерьера и декоративных фигурок.

В наши дни природный гипс служит в основном сырьём для производства α-гипса и β-гипса. β-гипс (CaSO4·0,5H2O) — порошкообразный вяжущий материал, получаемый путём термической обработки природного двухводного гипса CaSO4·2H2O при температуре 150—180 градусов в аппаратах, сообщающихся с атмосферой. Продукт измельчения гипса β-модификации в тонкий порошок называется строительным гипсом или алебастром, при более тонком помоле получают формовочный гипс или, при использовании сырья повышенной чистоты, медицинский гипс.

При низкотемпературной (95-100 °C) тепловой обработке в герметически закрытых аппаратах образуется гипс α-модификации, продукт измельчения которого называется высокопрочным гипсом.

В смеси с водой α и β-гипс твердеет, превращаясь снова в двухводный гипс, с выделением тепла и незначительным увеличением объема (приблизительно на 1 %), однако такой вторичный гипсовый камень имеет уже равномерную мелкокристаллическую структуру, цвет различных оттенков белого (в зависимости от сырья), непрозрачный и микропористый. Эти свойства гипса находят применение в различных сферах деятельности человека.

По ГОСТ 125-79 в зависимости от сроков схватывания различаются виды гипса: быстротвердеющий — начало схватывания не ранее 2 мин., конец — не позднее 15 мин.; нормальнотвердеющий — начало схватывания не ранее 6 мин., конец — не позднее 30 мин.;  медленнотвердеющий — начало схватывания не ранее 20 мин., конец — не нормируется.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.