VIII . Поэзия Великой Отечественной войны — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

VIII . Поэзия Великой Отечественной войны

2021-10-05 27
VIII . Поэзия Великой Отечественной войны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К.М. Симонов, А.Т. Твардовский

Поэтическая летопись ВОВ.

«Майор привез мальчишку на лафете...» К.М. Симонова, «Рассказ танкиста» А.Т. Твардовского. Война и дети – тема многих прозаических и стихотворных произведений о Великой Отечественной войне.

IX. Поэзия XX века о родной природе

И.А. Бунин «Помню – долгий зимний вечер...», А.Т. Твардовский «Лесосенью», А.А. Блок «Встану я в утро туманное...», С.А. Есенин «Разгулялась вьюга...», А.А. Прокофьев «Аленушка», Д.Б. Кедрин «Аленушка». Поэтическое восприятие окружающей родной природы и осмысление собственного мироощущения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.

X. Юмор и литература

Саша Черный

«Кавказский пленник». «Игорь-Робинзон». Рассказы о детях. Юмористическое содержание рассказов. Деталь как средство создания художественного образа.

Юлий Клим

«Рыба-кит». Особенности песни.

XI. Зарубежная литература

Роберт Льюис Стивенсон

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Знакомство с жанром баллады. Основа сюжетов баллад.

Даниель Дефо

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, непреклонность перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Христиан Андерсен

«Снежная королева». Прославление внешней и внутренней красоты героев. Реальное и фантастическое в сказке Андерсена. Мужественное сердце Герды. Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Марк Твен

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба.

Джек Лондон

«Сказание о Кише» – сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора для мальчика в труднейших жизненных обстоятельствах.

 

Содержание курса литературы 6 КЛАСС (второй год обучения на уровне основного общего образования)

I. Введение

Художественное произведение, автор, герой: основные понятия. Отношение автора к герою. Изображение характеров героев. Содержание и форма. Способы выражения авторской позиции. Знакомство с учебником-хрестоматией.

II. Фольклор

Обряды и обрядовый фольклор. Произведения календарно-обрядового цикла: колядки, веснянки, масленичные, летние песни, осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Календарно-обрядовые песни. Фольклор нашего края.

Пословицы и поговорки – малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок.

Загадки. Афористичность загадок.

Ответ письменный на поставленный вопрос «В чём красота и мудрость народных обрядов?»

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

III. Древнерусская литература

Выдающийся памятник древнерусской литературы. «Повесть временных лет» – первая русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение качеств идеального народного героя (патриотизма, богатырской силы) в произведениях древнерусской литературы.

«Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел, отражение качеств идеального народного героя (ума, находчивости). Жанровое разнообразие летописи. Летопись (развитие представлений).

IV. Русская литература XVIII века

И.И. Дмитриев

Знакомство с баснописцем И.И. Дмитриевым. Русская басня. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Развитие представления о морали, аллегории. Особенности языка басни.

И.А. Крылов

Творчество «Дедушки Крылова». История басен.

Мораль в баснях И.А. Крылова «Волк на псарне», «Ларчик», «Листья и корни». «Волк на псарне» о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» – пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» – комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Широко распространенные и оригинальные сюжеты в баснях Крылова. Связь басен с традицией русского устного народного творчества. Народные сказки о животных и басни. Пословицы и басни. Изображение социальных отношений и человеческих поступков в баснях Крылова. Развернутое сравнение как основной принцип построения басни. Национальное своеобразие басенных персонажей. Особая роль диалогов и разговорных интонаций в баснях. Своеобразие языка. Рифма и ритм в стихотворных баснях. Эзоп «Ворон и Лисица», «Жук и Муравей». Ж. Лафонтен «Петух и зерно». Сюжеты античных басен и их обработка в литературе XVII–XVIII веков. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определенных свойств человека при помощи образов животных и предметов. Традиционный круг басенных сюжетов и образов. Нравственные проблемы в баснях. Поучительный характер басен, формы выражения в них основной идеи (морали).

Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).

V. Русская литература XIX века

А.С. Пушкин

Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы жизни А.С. Пушкина. Южная ссылка. «Узник».

Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. Антитеза. Особенности ритма и роль рифмы.

Лицейские друзья Пушкина. «И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. Стихотворная речь, её особенности.

«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции стихотворения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. Антитеза. Двусложные размеры стиха.

История создания романа «Дубровский». Историко-культурный контекст времени. Изображение русского барства. Дубрсвский-старший и Троекуров. Отец и сын. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Защита чести и независимости личности. Бунт крестьян. Окрестное дворянство в гостях у Троекурова. Деспотизм хозяина, неуважение к человеческой личности. Трусость, подобострастие, жадность Антона Пафнутьича Спицына. Композиция и сюжет. Романтическая история любви Владимира и Маши. Троекуров и князь Верейский. Судьба Марьи Кириловны и Дубровского. Авторское отношение к героям.

Урок внеклассного чтения.

А.С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (по выбору). Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Юмористическая ситуация в повести. Судьба героев.Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. (Для внеклассного чтения.)

М.Ю. Лермонтов

Детство и юность М.Ю. Лермонтова. Ученические годы поэта. «Парус». Жажда борьбы и свободы – основной мотив стихотворения «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. Метафора. Стихотворения «На севере диком стоит одиноко...», «Утёс», «Листок». Особенности выражения чувства одиночества в лирике Лермонтова. «Три пальмы». Тема природы и человека. Аллитерация. Баллада.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).

И.С. Тургенев

Слово о писателе. Рассказ «Бежин луг». Картины народной жизни и авторские раздумья о судьбах крестьянских детей. Черты русского национального характера в юных героях рассказа. Портрет, описания поступков героев, речевая характеристика и пейзаж как средства создания образов мальчиков, изображения их внутреннего мира и способы выражения авторского отношения. Особенности детского восприятия окружающего мира. Символическое значение пейзажа. Портрет. Пейзаж. Речевая характеристика.

Ф.И. Тютчев

«Неохотно и несмело...», «Листья», «С поляны коршун поднялся...». «Неохотно и несмело...» – передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» – символ краткой, но яркой жизни. Картины природы и отражение настроения человека в литературном произведении. Статическое и динамическое изображение природы. Тема взаимоотношений человека и природы. Природные образы как средство выражения внутреннего мира и эмоционального состояния человека. Символическое значение нарисованных в стихотворениях картин. «С поляны коршун поднялся...» – противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.

Лирический герой. Параллелизм. Контраст. Символический образ.

А.А. Фет

«Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Звукопись в поэзии (развитие представлений). Символический смысл картин природы. Средства создания образа времени года. Нравственная проблематика стихотворения. Параллелизм картин суровой зимы и человеческой жизни. Тема смирения и утверждение веры в преодоление жизненных трудностей. Прямое и образное выражение авторской позиции. Образ природы. Пейзаж. Символ. Лирический герой.

Н.А. Некрасов

Страницы жизни Н.А. Некрасова. «Железная дорога». Значение эпиграфа. Роль пейзажа в стихотворении. Образ русской природы. Картины подневольного труда. Сочетание реальных и фантастических картин. Народ – созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Диалог-спор. Горькая ирония автора при описании «светлой стороны». Своеобразие композиции стихотворения. Смысл названия. Собирательный образ. Лирический герой. Лирический адресат. Контраст.

Трёхсложный размеры стиха.

Н.С. Лесков

Жизненный опыт Н.С. Лескова – основа его творчества. «Левша». Сказ как форма повествования. Изображение Александра I и атамана Платова. Платов у Николая I. Секрет тульских мастеров. Изображение особенностей русского национального характера. Едкая насмешка над царскими чиновниками (ирония). Образ атамана Платова (обобщение). Образ левши. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от униженности и бесправия народа. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Приёмы сказочного повествования. Рассказчик. Лесков – «писатель будущего».

Урок внеклассного чтения.

Н.С. Лесков. Рассказ «Человек на часах». Право выбора в жизни человека. «Прописные» и нравственные законы человечества.

А.П. Чехов

А.П. Чехов – автор юмористических рассказов. Чехов – «художник жизни». Рассказы «Толстый и тонкий». Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания юмористических образов (портрет, деталь, описание поведения, авторские комментарии, речь героев, «говорящие» фамилии). Разоблачение страха, угодничества, подобострастие. Использование приема антитезы в построении системы персонажей. Своеобразие чеховских рассказов-«сценок». Роль художественной детали. Смысл названия.

Урок внеклассного чтения

«Пересолил». Юмористическая ситуация в рассказе. Краткость в творчестве А.П. Чехова. Речевая характеристика героев.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.