Русская поэзия Серебряного века — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Русская поэзия Серебряного века

2021-10-05 53
Русская поэзия Серебряного века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Художественное своеобразие поэзии Серебряного века. Многообразие и направлений, жанров, видов лирической поэзии. Общий обзор и изучение одной из монографических тем по выбору.

Александр Александрович Блок

Слово о поэте. Лирика А.А. Блока. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Любовь к России, вера в её будущее. Художественное своеобразие поэзии Блока.

Сергей Александрович Есенин

Слово о С. Есенине и его судьба. Тема Родины, любви в лирике поэта. Народно-песенная основа стиха Есенина. Сквозные образы в лирике поэта.

Владимир Владимирович Маяковский

Слово о В.В. Маяковском. Поэт-публицист, поэт-новатор. Сатирические стихи и стихи о любви. Особенности стиха Маяковского. Тонический стих поэта.

Михаил Афанасьевич Булгаков

Краткое описание творческого пути писателя. Повесть «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерщины». Приём гротеска в повести.

Марина Ивановна Цветаева

Судьба М.И. Цветаевой. Тема любви, поэта и поэзии в творчестве поэтессы. Особенности поэтики М. Цветаевой.

Анна Андреевна Ахматова

Судьба А. Ахматовой. Тема любви, поэта и поэзии в творчестве поэтессы. Особенности поэтики А. Ахматовой.

Борис Леонидович Пастернак

Слово о Б. Пастернаке. Темы творчества поэта. Человек и природа в творчестве поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий

Слово о Н. Заболоцком. Темы творчества поэта. Человек и природа в творчестве поэта.

Михаил Александрович Шолохов

Слово о М. Шолохове. Гуманизм рассказа «Судьба человека». Судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Война и судьба детей. Психологическая точность и доброжелательность повествования. Андрей Соколов – образ простого и стойкого русского Человека, который прошел и войну, и плен. Андрей Соколов и Ванюшка. Проблемы разрушенных семей в годы войны. Забота о судьбе детей, пострадавших от войны. Композиция рассказа. Сказовая манера повествования.

Александр Трифонович Твардовский

Военная тема в лирике А.Т. Твардовского. Стихотворения о Родине, о природе. Реальность и фантастика в стихах поэта. Нравственная позиция солдата. Незаметный и высокий героизм воина. Интонации и стиль стихотворений.

Александр Исаевич Солженицын

Жизнь и творчество А.И. Солженицына. Рассказ «Матрёнин двор». Первоначальное название рассказа. Тема праведничества в рассказе. Образ России. Главная героиня. Трагизм жизни и судьбы Матрёны. Жизненная основа притчи.

Песни и романсы на стихи русских поэтов

Песни и романсы на стихи русских поэтов. Возникновение русского романса. Отличие романса от песни. Разновидности русского романса.

VI. Зарубежная литература

Гай Валерий Каттул. Квинт Гораций Флакк

Поэзия Г.В. Каттул и К.Г. Флакк.

Данте Алигьери

Поэт переходной эпохи от Средневековья к Возрождению. Композиция «Божественной комедии» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворённого земным человеком).

Жестокость жизни и низость пороков. Вера в человека, в теплоту его сердца, в способность к состраданию.

Уильям Шекспир

Эпоха Возрождения.

Основной конфликт трагедии «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвёртой (4-й акт). «Гамлет» – «пьеса на все века» (А. Аникст). Герои трагедии. Трактовка образов Гамлета критикой. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература. Мастерство Шекспира-драматурга.

Иоганн Вольфганг Гёте

Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

Трагедия «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). «Фауст» – философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» – ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии – «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы.

Противостояние добра и зла. Пафос трагедии. Поиски справедливости и смысла жизни.

Гёте и русская литература.

Распределение учебного материала по годам обучения может варьироваться в зависимости от выбранного образовательной организацией УМК.

Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «Литература»

Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Литература» необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР. В процессе занятий учитель на практической основе знакомит обучающихся с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям. Подбор заданий должен максимально активизировать познавательную деятельность обучающегося с ЗПР. Необходимо неоднократное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий; постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий; использование многократных указаний, упражнений; поэтапное обобщение проделанной на уроке работы; использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций. Учитель должен всячески поощрять активность обучающегося с ЗПР, повышать его самооценку, укреплять в нем веры в свои силы. Для чтения и анализа следует подбирать небольшие по объему произведения (сокращенные варианты), обязательно проводить предварительную словарную работу. При работе с текстом в устном плане формировать умение работать по образцу, плану, перечню представленных вопросов, что поможет обучающимся в последующем перенести усвоенный навык на различные виды письменных работ, написание сочинений. Важно сокращать объем теоретических сведений; включать отдельные темы или целые разделы в материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения; приспосабливать темп изучения учебного материала, методов обучения, объема домашнего задания, уровня сложности проверочных и контрольных работ к возможностям обучающихся с ЗПР.

Примерные контрольно-измерительные материалы

Проведение оценки достижений планируемых результатов освоения учебного предмета «Литература» проводится в форме текущего и рубежного контроля в виде: контрольные работы, сочинения по изученным произведениям, итоговых сочинений на заданную тему, сжатого изложения, уроков – контроля направленных на оценку умения составлять устное высказывание.

Для обучающихся с ЗПР возможно изменение формулировки заданий на «пошаговую», адаптацию предлагаемого обучающемуся тестового (контрольно-оценочного) материала, использование справочной информации.

Контрольные работы по темам:

Класс

Контрольная работа №1. Тема «Устное народное творчество». Сочинение.

Контрольная работа №2. Тема «Устное народное творчество». Контрольная работа по теме «Сказки».

Контрольная работа №3. Тема «Литература X1X века». Сочинение по творчеству А.С.Пушкина (В.А.Жуковского).

Контрольная работа №4. «Тема Литература X1X века». Сочинение по произведениям И.С.Тургенева.

Контрольная работа №5. Тема «Литература XX века». Сжатое изложение отрывка из драматического произведения. 

Контрольная работа №6. Тема «Зарубежная литература». Контрольная работа по изученным произведениям.

Контрольная работа №7. Тема Повторение. Итоговое сочинение.

Класс

Контрольная работа №1. Тема «Устное народное творчество». Контрольная работа по теме.

Контрольная работа №2. Тема «Литература X1X века». Сочинение по произведению А.С.Пушкина.

Контрольная работа №3. Тема «Литература X1X века». Контрольная работа по творчеству А.А. Пушкина

Контрольная работа №4. Тема «Литература XX века». Сочинение по рассказам В.Астафьева и В.Распутина. 

Контрольная работа №5. Тема «Зарубежная литература». Сочинение о любимых героях мифов.

Контрольная работа №6. Тема «Повторение». Итоговая контрольная работа.

Класс

Контрольная работа №1. Тема «Устное народное творчество». Контрольная работа по древнерусской литературе. 

Контрольная работа №2. Тема «Литература X1X века». Сочинение по произведению А.С.Пушкина.

Контрольная работа №3. Тема «Литература X1X века». Сочинение по произведению Н.В.Гоголя.

Урок-контроля №4. Тема «Литература X1X века». Составления устного рассказа о проблемах и героях изученных произведений. 

Контрольная работа №5. Тема «Литература XX века». Сочинение-рассуждение по тематике изученных произведений.  

Контрольная работа №6. Тема «Литература XX века». Контрольная работа по произведениям русской литературы.

Контрольная работа №7. Тема «Повторение». Итоговая контрольная работа.

Класс

Контрольная работа №1. Тема «Древнерусская литература». Сочинение по изученным произведениям древнерусской литературе. 

Контрольная работа №2 -3. Тема «Литература X1X века». Сочинение по произведениям изученных писателей.

Контрольная работа №4. Тема «Литература XX века». Сочинение-рассуждение по тематике изученных произведений.  

Контрольная работа №5. Тема «Литература XX века». Контрольная работа по произведениям русской литературы.

Контрольная работа №6. Тема Повторение. Итоговая контрольная работа.

Класс

Контрольная работа №1. Тема «Древнерусская литература». Сочинение по изученным произведениям древнерусской литературе. 

Контрольная работа №2. Тема» Литература XVIII века». Сочинение-рассуждение.

Контрольная работа №3. Тема «Литература XIX века». Сочинение по творчеству А.С.Грибоедова.

Контрольная работа №4. Тема «Литература XIX века». Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века.

Контрольная работа №5. Тема «Литература XIX века». Сочинение по произведениям А.С.Пушкина

Контрольная работа №6. Тема «Литература XIX века». Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова.

Контрольная работа №7. Тема «Литература XIX века». Сочинение по произведению Н.В.Гоголя

Контрольная работа №8. Тема «Литература XIX века». Сочинение – рассуждение по проблематике изученных произведений.

Контрольная работа №9. Тема «Повторение». Итоговая контрольная работа.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.