Глава 1. Теоритические аспекты личности Петра I — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Глава 1. Теоритические аспекты личности Петра I

2021-10-05 76
Глава 1. Теоритические аспекты личности Петра I 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Характеристика Петра I

 

Петр I Великий — последний русский царь и создатель Российской Империи был одним из 16 детей царя Алексея Михайловича и первым из его детей от второй жены Натальи Нарышкиной. После смерти старшего брата Фёдора был коронован в возрасте 10 лет вместе с братом Иваном, при фактическом правлении царевны Софьи.

Гигантская фигура Петра совмещала в себе бездну противоречий. Опередив на целую голову своих современников в отношении умственных запросов, жажды деятельности и почти нечеловеческой работоспособности, он остался сыном своего времени в смысле грубости нравственных принципов и дикости своей натуры.

Петр 1 талантлив, обладает незаурядной силой воли, активен и деятелен, но способности его направлены не на возвышение собственной личности, а во славу России. Он упорен в достижении цели, а при временных поражениях не теряет присутствия духа. Но закладка флота, строительство новой столицы на костях тысяч и тысяч людей, массовые казни, преследования старообрядцев – всё это тоже деяния Петра.

Петр Алексеевич не терпел непослушания, хотя и просил обращаться к нему «просто» и «без Великого», т. е. без постоянного титулования. Если не исполнялись его повеления, то расправу требовал суровую и показательную. Например, в письме московскому губернатору о глуховском коменданте Волкове, уличенном в казнокрадстве, требует: «…за оное воровство велите его на площади или на болоте казнить смертно и труп его в земле не хоронить до самой весны пока большой теплоты не будет».[1]

Не злой по натуре, он был порывист, впечатлителен и недоверчив. Не умея терпеливо объяснить другим то, что для него было очевидным Петр, встречая непонимание, легко впадал в состояние крайнего гнева и часто «вколачивал» истину сенаторам и генералам своим огромным кулаком или посохом. Правда, царь был отходчив и через несколько минут уже мог хохотать над удачной шуткой провинившегося.

Петр был способен переступить через личную неприязнь во имя интересов дела. Он был безразличен к нарядам и не любил официальных приёмов, на которых должен был носить горностаевую мантию и символ царской власти.

Его стихией были ассамблеи, где присутствующие обращались друг к другу запросто без титулов и званий, пили водку, черпая её глиняными кружками из банных ушатов, курили, играли в шахматы и танцевали.

Пётр обладал выдающимся дипломатическим талантом. Он искусно владел всеми классическими приёмами европейской политики, которые в нужный момент легко «забывал», вдруг перевоплощаясь в загадочного восточного царя. Он мог неожиданно поцеловать в лоб ошеломлённого собеседника, любил использовать в своей речи народные прибаутки, ставя в тупик переводчиков, или же внезапно прекращал аудиенцию, сославшись на то, что его ожидает жена. Внешне искренний и доброжелательный русский царь, по мнению европейских дипломатов, никогда не раскрывал своих истинных намерений и потому неизменно добивался желаемого.

Петр всю жизнь любил веселиться и был иногда нетребователен к веселью, как ребенок. На сороковом году жизни он с восторгом катается на деревянных лошадках и весело покрикивает: «Живей, живей!», а когда некоторые из его спутников падают с лошадей, от быстроты вращения, он хохочет до слёз.[2]

После заключения Ништадтского мира он веселился с народом, прыгал в толпе, жестикулировал, распевал во весь голос. Но чаще всего его веселость принимала форму бесшабашного разгула. В забавах Петра главное место занимало вино. Он пил неимоверно много сам и любил, чтобы те, которые присутствовали на пирах и празднествах, не отставали от него. Петр любил, чтобы вокруг него всё было пьяно, особенное удовольствие доставляло ему видеть пьяными женщин.

 

Споры о личности Петра I

Интерес к личности Петра I в отечественной исторической науке возник достаточно давно. Русскими историками было очень много сделано для издания источников эпохи Петра Великого. Уже на рубеже XIX и XX вв. вышли в свет 12 томов фундаментального издания «Письма и бумаги Петра Великого». Большой интерес в качестве источника о личности Петра может представлять работа М.М. Богословского, проделавшего огромную работу и объединившего в 5 томном монографическом исследовании «Петр I: Материалы для биографии», самые разнородные источники и свидетельства современников.[3]

К числу последних интересных публикаций источников о Петре Великом нужно отнести сборник «Россию поднял на дыбы» с комментариями В.А. Артамонова и Н.И. Павленко. Среди документов этого сборника необходимо отметить «Гисторию о царе Петре Алексеевиче» князя Б.И. Куракина, фрагменты записок И.А. Желябужского, «Рассуждение о причинах Свойский войны», подборку документов по делу царевича Алексея, а также «Достопамятные повествования и речи Петра Великого» царского токаря А.К. Нартова. Кроме того, в качестве своеобразного источника, написанного в жанре исторического анекдота о Петре, большой интерес представляют «Забавные и поучительные истории из жизни императора Петра Великого».

Петровское время сравнительно хорошо изучено отечественными историками. Противоречивые оценки личности Петра I издавна привлекали внимание современников и потомков. Наиболее полный историографический обзор дореволюционных исследований петровского времени принадлежит русскому историку Е.Ф. Шмурло. Другой, более свежий по времени опыт анализа взглядов русских и зарубежных историков с середины XIX в. до второй половины XX в. предпринимается в книге датского историка Х. Багера. Автор, хорошо знающий литературу, склонен к свободной компоновке материала, в отличие от Е.Ф. Шмурло он не следует хронологическому принципу, а группирует материал проблемно-тематически, в каждой из глав рассматривая основные, с его точки зрения вопросы. Значительный историографический интерес для нашей темы также представляют историко-библиографические очерки С.В. Бушуева.

В отдельной главе «Свет и тени петровских реформ» он анализирует самые различные подходы в оценке личности Петра.
Среди представленных во многочисленных исторических исследованиях о Петре точек зрения можно с определенной долей условности выделить два направления: западническое и славянофильское, которые достаточно четко прослеживались в XIX начале XX вв. [4]

Видный историк и общественный деятель М.П. Погодин святил первому российскому императору книгу «Семнадцать первых лет в жизни императора Петра Великого» и обширную статью «Суд над царевичем Алексеем Петровичем». М.А Погодин считал Петра выдающейся личностью, и все его преобразования выводил из потребностей развития России.
Гораздо дальше своего учителя в изучении Петра I пошел С.М. Соловьев. В «Истории России» он посвятил петровскому времени пять томов. Позднее историк выступил в зале политехнического музея с «Публичными чтениями о Петре Великом», где в более кратком и доступном виде изложил свои выводы. Оба названных труда являются вершиной научного творчества историка, где наиболее полно проявился его аналитический талант и виртуозная работа с источниками.

Однако, в дальнейшем историк пересмотрел свое суждение и в «Публичных чтениях о Петре Великом» показал ограниченность и историческую неподготовленность преобразований. Он дал классическое определение обусловленности реформ всем предшествующим развитием: «Необходимость движения на новый путь была осознана; обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился».

Эти взгляды и оценки стали общепринятыми в отечественной историографии Петра I. Их разделял приемник Соловьева по кафедре истории Московского университета В.О. Ключевский. Он посвятил преобразователю России почти весь IV том в «Курсе русской истории» и работы «Петр Великий среди своих сотрудников», «Жизнь Петра Великого до начала Северной войны», «Петр Великий, его наружность, привычки, образ жизни и мыслей, характер».

В отличие от своего учителя Ключевский гораздо более критично оценивал результаты реформ, показывая несоответствие между их замыслом и результатами. «Самодержавие само по себе противно как политический принцип. Его никогда не признает гражданская совесть. Но можно мириться с лицом, в котором эта противоестественная сила соединяется с самопожертвованием», - писал он, заключая характеристику Петра I и его реформ и как бы оправдывая за промахи и издержки.
Славянофилы

Исторические взгляды Н.М. Карамзин были достаточно своеобразны. Признавая этого государя Великим, он в то же время гораздо осторожнее своих современников подошел к оценке его деятельности. В «Записке о древней и новой истории» он довольно сурово критикует преобразователя за чрезмерное увлечение иностранным, стремление сделать Россию Голландией. Жестокая ломка старого быта и национальных традиций, предпринятая Петром, по мнению историка и писателя, далеко не всегда была оправдана. В результате русские образованные люди стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.