Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2021-10-05 | 54 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Среди ученых существует две основные точки зрения по вопросу соотношения двух терминов, вынесенных в заглавие введения.
Часть ученых полагала, что «акыда», «усуль ад-дин» и «ʼильм аль-калям»[4] – это синонимы, и оба слова служат названиями для науки об исламском вероучении.
Шейх Саʼид Фуда пишет:
«Для имама ат-Тахави «акыда» и «усуль ад-дин» – синонимы».[5]
Имам Акмалюддин аль-Бабирти пишет:
«Усуль ад-дин называется также наукой калям…».[6]
Другие же ученые считали, что эти термины несколько различаются по смыслу. Под «акыдой» и «усуль ад-дин»[7], согласно этой точке зрения, подразумевается наука, изучающая положения исламского вероучения, взятые из источников, дающих уверенное знание[8]. А калям – этот метод доказательства этих убеждений рациональными доводами.
Такое понимание термина калям закреплено, например, в определении, данном имамом Ибн Халдуном, да помилует его Аллах:
«Наука калям – это наука о методах обоснования положений вероучения рациональными доводами и опровержения еретиков, пытающихся исказить убеждения саляфов и ахлю-с-сунна».[9]
Имам ʼАдуддин аль-Иджи, да помилует его Аллах, дает похожее определение науки калям в книге «аль-Мавакыф»:
«Калям – это наука, с помощью которой возможно утвердить религиозные убеждения путем приведения доводов и защититься от сомнений».[10]
Приведем пример. Утверждение, что этот мир создан Всевышним Аллахом – одно из положений нашей акыды. Все мусульмане в это верят. Это утверждение можно доказать двумя способами: можно процитировать аят. Например, вот этот:
ذَٰلِكُمُ اللَّـهُ رَبُّكُمْ لَا إِلَـٰهَ إِلَّا هُوَ خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ
|
«Таков Аллах, ваш Господь. Нет никого, достойного поклонения, кроме Него. Он – Создатель всего».[11]
А можно привести как доказательство категорический силлогизм:
У всего, чье существование имеет начало, есть создатель. Существование мира имеет начало. Значит, у мира есть создатель.
Грубо говоря, первый путь доказательства (с помощью аята) будет относиться к науке акыда или усуль ад-дин, а второй – к науке калям.
Дальше мы увидим, что все, кто порицал занятия калямом, разделяли акыду и калям, порицая и запрещая только метод логического и рационального доказательства положений вероучения. Но имеет ли этот запрет абсолютный характер?
[1] Речь идет о статьях аль-Каусари «О книгах имама Абу Ханифы «аль-ʼАлим ва аль-мутаʼаллим», «Рисаля Аби Ханифы иля аль-Батти», «аль-Фикх аль-Абсат» и их передатчиках» и «О книге «Ишарат аль-марам мин ʼибарат аль-имам» имама аль-Баяды, да помилует его Аллах».
[2] См. https://azan.kz/maqalat/read/vklad-imama-abu-hanifyi-v-razvitie-nauki-akyida-10725
[3] См. https://azan.kz/durus/dars/perepisannyie-nabelo-stranitsyi-o-dostoinstvah-imama-abu-hanifyi-57.
[4] Также в исламской литературе встречаются такие названия для науки о вероучении, как «ʼильм ат-таухид», «аль-фикх аль-акбар» («великое знание»), «ʼильм аль-иман», «ʼильм аль-асма ва ас-сыфат» («наука об именах и атрибутах (Аллаха)» и др.
[5] «Аш-Шарх аль-Кабир ʼаля аль-ʼАкыда ат-Тахавийя», с. 41, Бейрут, Дар аз-Захаир (1-е издание).
[6] «Шарх аль-ʼАкыда ат-Тахавийя», с. 20, Дар аль-Бейрути, 1430/2009.
[7] Есть и другие точки зрения на этот счет. Существует мнение, что все три термина обозначают три разных уровня изучения исламских убеждений:
1. Акыда – это изложение основ вероучения, то есть того минимума знаний, который должен быть у каждого мусульманина – просто перечисление постулатов без приведения доводов. Таков например, уровень «Акыды ат-Тахавийя» или «Акыды ан-Насафийя».
|
2. Усуль ад-дин – это уровень, на котором к положениям акыды добавляются доводы в общем виде, выводящие изучившего их из состояния таклида (слепого некритического восприятия положений вероучения). Это например, текст «Умм аль-барахин» имама ас-Сануси.
3. ʼИльм аль-калям – уровень, на котором подробно и глубоко рассматривают рациональные доказательства к положениям акыды, изучение которых не является индивидуальной обязанностью (фард ʼайн) каждого мусульманина, но обязанностью общины мусульман (фард кифая). Это уровень таких книг, как, например, «Шарх аль-Мавакыф», «Шарх аль-Макасыд» или «Тавалиʼ» имама аль-Байдави.
Такую классификацию привел современный ученый из Туниса шейх Низар Хамади, хафизахуЛлах. Основу для такого деления можно обнаружить при чтении «Книги вероучения» из «Ихья» имама аль-Газали, да помилует его Всевышний: имам пишет, что мусульманин должен сначала изучить положения акыды без доказательств (например, в объеме текста имама «аль-ʼАкыда аль-Газалийя»), затем – если есть потребность – он может перейти на второй уровень и изучить доказательства к догматам (скажем, это книги аль-Газали «ар-Рисаля аль-Кудсийя» или «аль-Иктисад фи аль-иʼтикад»). А следующий уровень – и это методы каляма – уже стоит изучать тому, кто готовиться выполнять фард кифая по защите общины от распространителей ложных убеждений, и в ком есть необходимые качества для этого (см. второй раздел книги акыды из «Ихья»).
[8] Классическое определение акыды, которое приводится во многих книгах. Имам Акмалюддин аль-Бабирти, ла помилует его Аллах, дает более развернутое определение:
«Это наука, изучающая имена, атрибуты и действия Аллаха, а также Его ангелов, пророков, аулия, имамов (правителей мусульман), начало и конец мира, согласно исламскому закону, а не с позиции философов, для достижения убежденности (якын) в вере и для избавления от сомнений» («Шарх аль-ʼАкыда ат-Тахавийя», с. 20).
[9] «Мукаддима», с. 580, Бейрут, Дар аль-фикр, 2001.
[10] «Шарх аль-Мавакыф», т. 1, с. 40, Бейрут, Дар аль-кутуб аль-ʼильмийя, 1998.
[11] Коран 6:102.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!